Образ дерева в традиционном африканском искусстве. Орнамент первобытных народов
Орнамент в первобытном искусстве
Особая область первобытного искусства — орнамент. Украшать свои жилища и предметы обихода, люди стремились с давних пор. В первую очередь украшали различные предметы быта разнообразными орнаментами, свойственными, для своей эпохи. На круглых и плоских изделиях из бивня, лопаток и ребер мамонта и других животных, на костяных бляхах, диадемах, браслетах мы встречаем изображения зигзагов и ромбов, решеток, меандров, полукружий и спиралей. Изображения выполнены как резцом (по кости), так и охрой. В начале люди пытались воспроизвести окружающий мир в точных и зримых образах. Поэтому, наиболее важными темами палеолитического искусства была тема зверей и тема охоты. Позднее, вместе с изображениями животных первобытный человек начинает использовать условные знаки, различные комбинации линий, сходные с геометрическими фигурами. Постепенно, это приводит к абстрактным геометрическим изображениям символов, легших в основу создания орнамента как способа украшения. Палеолитический орнамент в отличие от более поздних эпох был исключительно геометрический – орудия труда и вооружение, домашнюю утварь, в основном, украшали орнаментом геометрического характера, иногда эти предметы покрывали резными или скульптурными изображениями животных. Наряду с реалистическими изображениями как в искусстве малых форм, так и в наскальной живописи зафиксированы и условные изображения образов — схематизированные, стилизованные, очень упрощенные фигуры (Англь-сюр-Англен, Романелли, Пеш-Мерль, Ла Рош Лаленд и др.). Свойственные первобытному искусству условные геометрические композиции, символы, воплощающие абстрагированные формы вещей или отвлеченные понятия, сочетаются с произведениями, тяготеющими к реалистическому отображению явлений окружающего мира. Так было в палеолите, это же наблюдается и в искусстве современных охотников; искусство аборигенов Австралии в этом смысле особенно показательно. Эти две основные формы первобытного изобразительного искусства, развивавшиеся параллельно, отражают не этапы его эволюции, а различные требования к художественному освоению действительности или воспроизведению религиозно-мифологических образов, проистекающие из самой структуры первобытного общественного сознания, из сложности и многоаспектности восприятия им мира. В одних случаях оно стремится к возможно более точному, объективному отображению мира — так возникает примитивно реалистическое искусство, в других — к выявлению наиболее характерных, существенных его черт и абстрагированию от остальных, к символизму — так возникает примитивное абстрактно-символическое искусство. Здесь волнистая линия может изображать движение змеи или воды; круг — стоянку общины, водоем или дерево, даже материнское лоно, меандр может оказаться условным схематическим изображением подземного мира. Это — первые шаги к пиктографии. Даже орнаментация охотничьего оружия — нередко магический акт, обеспечивающий его эффективность Характерна для первобытного искусства не только символика форм, но и символика цветов. Цвет ассоциируется с изображаемым объектом, с представлением о явлении, даже с отвлеченным понятием. Основной триадой является белый — черный — красный цвет. У аборигенов Австралии белый цвет — это цвет смерти, траура, печали. Иногда в белый цвет раскрашивали себя воины перед сражением. Красный — цвет огня, радости, силы, энергии, жизни. Красной охрой натирались чуринги, вместилища жизненной силы человека, окрашивались жених и невеста во время брачной церемонии. Скелеты из многих погребений каменного века покрыты красной ох рой, ею же осыпали тела умерших бушмены в ХХ в. Использование охры археологически засвидетельствовано уже в мустьерскую эпоху. Черный цвет — цвет рождения и начала всех вещей, цвет кровной мести. Периодическое обновление этих изображений способствует, как мы уже знаем, наступлению сезона дождей, возвращает жизнь природе и людям. Символическое употребление цветов — это и средство передачи отвлеченных понятий, и язык, и орудие магии и даже способ классификации явлений. При этом не обязательно, чтобы в языке-речи уже имелись соответствующие слова для обозначения каждого цвета. Известно, что цветовая гамма осваивалась человечеством постепенно, однако отсутствие в языке слов для того или иного цвета не означает, что человеческое сознание не различает их. Идея смерти и возрождения, выраженная средствами искусства, свойственна многим палеолитическим памятникам находит многообразное, порою неожиданное воплощение.
Орнамент разных народов.
В конце III тысячелетия до нашей эры в Европе продолжает преобладать геометрическая орнаментика. Характерным узором изделий из художественного металла остаются криволинейные, волнистые, лентообразные или спиральные узоры. Керамические сосуды часто декорируются спиралью с выпуклой точкой в центре. Аналогичный орнамент характерен и для Центральной Европы железного века (культура Гальштата, IX—VI вв. до н. э.). Латенская культура. (V—I вв. до н. э.). Кельтский орнамент. В V – I вв. до н. э., в Западной Европе были очень распространены племена кельтов.
Африка. Наиболее распространенные изображения Южной Африки – это преимущественно изображение сцен охоты, сражений, танцев, изображения, связанные с религиозными представлениями и мифологией. Чаще всего изображались обряды вызывания дождя, погребения, культовые танцы. Несомненно, все это нашло свое отражение в культуре и прикладном искусстве народов Африки. Для культуры африканского народа характерными являются изображение голов и фигурок животных. Для ювелирного искусства ряда африканских стран характерны зооморфные и антропоморфные орнаменты. Например, латунные гирьки в форме диких животных – от слона до антилопы, фигурки танцовщиц или женщин, несущих воду. В африканской мебели можно встретить самые разнообразные формы деревянных подголовников выполненных в виде черепах, крокодилов и других животных; фигурки птиц и зверей используются в качестве украшения деталей различных предметов. Различными резными узорами украшаются гребни, а также «рекады» – символы власти, содержащие устрашающие мотивы. Статуэтки почитаемых предков украшаются геометрическим орнаментом, воспроизводящим рисунок татуировок. В декоративном рисунке ткани, наиболее часто встречается рисунок из квадратов, треугольников и ромбов.
Индонезия. Для прикладного искусства Индонезии, примерно в 2000 г. до н. э., были характерны керамические изделия с нарезным орнаментом. Позднее появились изделия из бронзы, представлявшие собой схематические фигуры людей, украшенные спиральным орнаментом, котлы-барабаны с геометрическим узором и стилизованными изображениями человеческого лица, птиц и т.д. В народной архитектуре индонезийцев часто применялась раскрашенная резьба для украшения стен. В декоре опорных столбов и дверей использовались резные изображения тотемных животных. В Индонезии существует большое разнообразие древних ремесел, особенно резьба по дереву и бамбуку. На островах Ява, Суматра, Ниас и др. вырезают стилизованные фигурки демонов, предков, тотемных животных. Из окрашенного бамбука, пальмовых листьев и трав плетут циновки, шляпы, сумки. Производятся ювелирные изделия из золота и серебра с фигурами мифологических существ и животных, а также богато украшенные кинжалы -«крисы». Для украшения одежды, очень часто встречаются тканые и вышитые узоры. В изображениях на керамике используется резной или растительный орнамент, фигурки людей и животных, корчаги дьяков с рельефным изображением драконов.
Океания. Искусство народов Океании не было подвержено сильным изменениям, так как было связано с религиозными и общественными традициями. Их религиозные представления были в основном связаны с культами плодородия и предков. На островах Новой Гвинеи местные жители создавали керамические изделия и украшали их спиральными насечками; различная деревянная утварь в форме птиц или же фигуры человека; сосуды из бамбука, как правило, украшались резным геометрическим орнаментом. Культура Новой Зеландии – это культ героев, стремление избежать пустоты при декорировании поверхности и достаточно частое использование мотива спирали по сравнению с другими орнаментальными мотивами. Например, мотив спирали встречается не только в ажурной пли рельефной резьбе по дереву, но и в татуировке лица.
Полинезийские острова славятся производством тканей из коры – «тапа». Декоративный эффект этих тканей достигался очень простым орнаментом. Чаще всего узоры строились на основе ромба или шашечного рисунка, и каждый остров вносил в них что-то свое. Иногда орнамент покрывался лаком растительного происхождения. Искусство татуировки лица и тела достигло большой художественной высоты на Маркизских и Маршановых островах. Татуировка могла покрывать геометрическими мотивами все тело. Она имела не только магический, но и социальный смысл. К примеру, зигзагообразные узоры на лице предназначались только для вождей.
Мексика. В VIII—II вв. до и. э. в Древней Мексике произошла канонизация культовых образов и символов. Ящероподобные и змеевидные божества, антропоморфные божества — символы неба, огня, дождя и влаги и др. — становятся обязательным арсеналом мексиканского искусства. В период с I по IX в. н. э., называемый «классическим», когда искусство было подчинено интересам знати и жрецов, появляется религиозная символика. Изощренные фантастические образы, парадные изображения правителей, олицетворения жизни и смерти сочетаются со сложным орнаментом и иероглифическими надписями. В храмах-пирамидах Мексики большое место заняли символические мотивы: змеиные головы с раскрытыми пастями, пышное оперение их извивающихся тел, головы ягуаров, антропоморфные изображения – весь многообразный и яркий мир индейской мифологии. Также, кроме изобразительных мотивов используется и «чистый» орнамент, образованный чередованием геометрических элементов. Здесь применяются четырнадцать различных мотивов: крест, зигзаг, многогранник, лесенка, т – образный мотив и ряд других. В последний период Древней Мексики (X — начало XVI в.) многие традиционные черты искусства сохранились, вместо религиозной символики заняли символы войны и военные сцены.
Перу. Наибольший интерес представляет керамика Перу. Здесь в разные периоды гончарные изделия декорировались то абстрактным гравированным рисунком, то лепным декоративным, то живописным орнаментом. Для украшения использовали красную, кирпично-розовую, темно – красную, оранжевую, темно – зеленую, серо – зеленую и ультрамариновые краски. Для украшения перуанских тканей использовали мифологические и бытовые сцены, которые имели очень богатую раскраску. Гамма их раскраски насчитывала до 190 различных тонов. После 800 г. до н. э. здесь также изготовляли ткань типа шпалер, которую использовали для каймы на одежде; иногда из нее делали целиком одежду – унку, подобие нынешнего пончо. Характерный орнамент этих тканей — анималистический: рыбы, птицы, хищные животные. Иногда здесь встречаются изображения людей (вожди, воины, танцоры или мифологические сцены). Кроме того, в орнаменте тканей имел место абстрактный декор — ступенчатый орнамент, меандр; растительный же, использовался редко. Для украшения тканей перуанцы также применяли вышивку.
Традиционное искусство Африки
Новый год прошел, а зима все не кончается. Устали? Тогда давайте перенесемся на самый жаркий континент – в Африку, и немного окунемся в ее историю.
Традиционное искусство занимает очень важное место в африканской культуре. Большинство праздников и ритуалов, наряду с танцами, пением и рассказами, не обходится без ярких визуальных образов. Предметы искусства могут являться оружием или знаками отличия, престижа, а также иметь религиозное значение. Искусство народов Африки разнообразно: это и скульптуры, и картины, «фетиши», маски, фигурки и украшения.
Центральное место все же принадлежит скульптуре, которая является, бесспорно, величайшим достижением африканского народа. Подавляющее большинство скульптур выполнено из дерева, но встречаются произведения из металла, камня, терракоты, слоновой кости, а также совсем экзотические творения из бусин и бисера, и даже слепленные из простой земли! Археологами обнаружены древние скульптуры на всей территории африканского континента, но наибольшее их скопление находится в центральной и западной его частях.
Наскальная живопись, напротив, наиболее распространена на юге и востоке. Считается, что авторство большинства этих рисунков принадлежит бушменам («людям степи»). Рисунки бушменов создавались шаманами и служили частью религиозных ритуалов.
Цветастые маски и фетиши – предметы, призванные отпугивать злых духов, ведьм и призраков. Использовались они также как талисманы, приносящие удачу и ограждающие от несчастий.
Основные черты
Искусству Африки присущи весьма характерные признаки, по которым его всегда можно отличить от искусства других континентов. Во-первых, в центре изображения практически всегда находится человеческая фигура. Во-вторых, африканские мастера редко стремятся к реалистичности, чаще они прибегают к упрощению форм и абстракции. В третьих, нередко используется искаженные, гипертрофированные пропорции, призванные подчеркнуть движение, динамику.
Темы африканского искусства
Все искусство народов Африки можно разделить на три обширные темы. Первая из них – это своеобразный симбиоз Леса и Поселения. Члены племен носят специальные маски и наряды, отдавая дань этой двойственности: например, мужское начало преподносится в образе слона, сильнейшего животного, а женское – напротив, в ухоженном, максимально удаленном от «естественного» образе, представляющем цивилизацию и контрастирующим с диким, необузданным мужским.
Вторая тема – это отношения между полами. Занятие искусством в Африке нередко использовалось (и используется), как своеобразная «терапия», позволяющая семейным проблемам рассасываться и испаряться.
Третья большая тема – это проблема контроля над естественными и сверхъестественными силами, дабы достичь желаемого.
Каждому региону континента присущ свой стиль в искусстве. В западном регионе принято отдавать дань великим предкам и приносить символические жертвоприношения, что очень заметно влияет на общую картину местных предметов искусства. В Центральной же Африке искусство более прикладное, и здесь распространена оригинальная земляная архитектура, вышивка, ювелирные и кожаные изделия, замысловатые прически. Но что бы ни создавали африканские умельцы, их творчество всегда ярко и жизнерадостно, ведь оно призвано воспевать жизнь!
В наше время африканские мотивы очень популярны во всем мире. Многие сувенирные лавки могут предложить товары в «африканском» стиле, которые люди с удовольствием покупают в свои дома и украшают ими интерьеры. А у вас дома есть что-то африканское?
Кенте-традиционный африканский орнамент
Кенте-традиционный африканский орнамент.
Давным-давно, на чёрном континенте .
Руки ткача быстро-быстро двигаются над станком, издающим мерный скрип. Из-под станка выходит цветная тканая полоска — к ней приковано все внимание мастера. Пальцами ног ткач держит веревки: с их помощью он поднимает и опускает ремизки — специальные рамки, которые разделяют и тянут 6-метровые нити основы.Между этими нитями проворные пальцы ткача вплетают цветные шелковые нити, потом нити сдвигаются ближе друг к другу и. ткань готова!
Хотя ширина получившейся ткани всего 10 сантиметров, она изумительно блестит, а ее узор поражает своей сложностью. Ткач очень доволен: своими руками он создал настоящий шедевр — великолепную ткань кенте!
Шли тысячелетия, а мастерство древних ткачей-умельцев по-прежнему находило свое применение. В пряже недостатка не было: в ход шли лен, хлопок, шелк. С помощью корней и листьев растений пряжу окрашивали, а имея основные цвета, ткачи могли придумывать несложные узоры.
Кочевые африканские племена изобрели маленькие ткацкие станки, которые было легко перевозить с места на место. На таких станках ткачи изготавливали узкие полоски ткани шириной всего 7—12 сантиметров. Затем их сшивали, и в результате получался большой кусок материи: он мог служить человеку одеянием. Станки перевозили на вьючных животных через пустыни, реки, высокие горы и. торговые пути, а это вело к тому, что влияние ткацкого станка на жизнь людей росло.
В течение многих веков западно-африканские короли и вожди владели богатой ископаемыми землей, которую путешественники из Европы называли Золотым Берегом. Здесь добывали много золота, что способствовало процветанию королей Ашанти и их семей. Одетые в особую одежду, носящие тяжелые золотые украшения, короли и наиболее влиятельные вожди демонстрировали богатство, власть и силу перед своими подданными. Одежда, которую носили только те, кто был наделен властью, получила название «кенте» — это, вероятно, указывало на ее сходство с корзиной. Другие племена Золотого Берега тоже носили одежду из тканых полосок, однако для королей Ашанти кенте стало не просто одеждой, но символом величия и королевской власти.
Ткачи Золотого Берега работали с местным материалом — хлопковой пряжей, причем окрасить ее можно было только в голубой цвет. Потом голубые нити вплетали в хлопковую ткань молочно-белого цвета, создавая простые линии и геометрические фигуры,— в результате получалась одежда для простого народа.
А вот королевское кенте — одежду более хорошего вида и качества — мог носить далеко не каждый. Такую одежду делали искусные королевские ткачи, которые никому не раскрывали секретов своего мастерства. Другим ткачам не разрешалось повторять узоры, сделанные на одежде для короля и его семьи. Король имел сотни одежд, каждая из которых отличалась своей неповторимостью. Согласно традиции, он не мог на публике дважды показаться в одной и той же одежде.
В XVI веке на Золотом Берегу стала появляться другая ткань. Она была сделана не на африканских ткацких станках: ее ткали в далеких странах, а привозили ее первые европейские моряки, путешествовавшие в поисках слоновой кости, золота и рабов. Привозная ткань была окрашена в очень яркие и красивые цвета. Она пестрела красными, желтыми и зелеными нитями и уже вскоре стала весьма дорогим товаром, который у европейских торговцев могли приобрести только очень состоятельные люди. Такими были те из Ашанти, которые следили за тем, как на ожидавшие возле берега корабли европейцев доставляли золото, слоновую кость и рабов. Однако не сама ткань была нужна королям и вождям Ашанти.
Привозную ткань отдавали ткачам, которые аккуратно вытаскивали из нее столь вожделенные цветные нити, а все остальное просто выбрасывалось. Потом добытые нелегким трудом нити использовали в своей работе королевские ткачи. У них появилась возможность импровизировать с выбором цвета, создавая новые узоры и совершенствуя свое мастерство. Короли Ашанти наняли еще ткачей-умельцев из других племен, так что одежда кенте стала восхитительной как никогда.
Составление узора с помощью рисунков, изображающих рыб, птиц, фрукты, листья, закаты, радугу и тому подобное, стало целым искусством, имеющим к тому же свою символику. Так, золотые нити в ткани символизировали богатство, зеленые — свежесть и новизну, черные — печаль, красные — гнев, а серебряные — чистоту и радость.
Лишь над одним изделием ткачи кропотливо трудились в течение многих месяцев, зная, что по тому, как они выполнят эту работу, будут судить об их умениях и мастерстве. На этот изысканный товар спрос был невелик, поскольку редкая и дорогая одежда кенте была мало кому по средствам.
Шло время. Короли и влиятельные вожди постепенно теряли свою власть. Одежда перестала быть признаком, по которому раньше определяли принадлежность человека к тому или иному сословию. Красивую одежду кенте стал носить и простой народ, вследствие чего спрос на эту ткань возрос. Кенте стали ткать быстрее, из-за чего качество ткани со временем стало не таким хорошим, и цены на нее упали.
Сегодня кенте ткется в основном из синтетики. Часто можно увидеть сделанные таким образом сумки, а также галстуки, ремни, шляпы и другие предметы одежды. Мало кто сейчас делает ткань кенте древним — трудоемким и отнимающим много времени — способом, однако сам принт широко применяется для печати по хлопку, делая ткань доступной для любого кармана.
Источники:
https://megaobuchalka.ru/9/1829.html
https://masterkrasok.ru/posts/other/tradicionnoe-iskusstvo-afriki
https://livemaster.ru/topic/2431357-kente-traditsionnyj-afrikanskij-ornament