Образ маленького человека в рассказах чехова сочинение. В помощь школьнику
Маленький человек в произведениях Чехова сочинение
Антон Павлович Чехов постоянно раскрывает в своих произведениях судьбу обычного человека. Его современники тоже писали о “маленьком” человеке.
По сути, “маленький” человек-это обычный человек, какой-нибудь маленький чиновник или помещик.
Такие люди часто встречаются в произведениях А. Чехова. В произведениях “Смерть Чиновника” и “Человек в Футляре” повествуется о чиновниках, которые принимали все слишком близко к сердцу, из-за чего впоследствии скончались. В рассказе “Смерть Чиновника” Червяков чихнул на человека высшего чина. И если Брезжалов забывает об этом практически сразу, то Червяков постоянно думает об этом и извинившись много раз, порядком надоедает Брезжалову, отчего тот прогоняет чиновника. После этого Червяков умирает. В “человек в футляре “ Беликов сильно оскорблен тем, что над его падением с лестницы посмеялась девушка. Он приверженец строгих правил и считает, что скоро об этом падении узнает весь город. Беликов думает, что теперь он опозорен и вскоре из-за этого позора ему придется уволиться с работы. Он не выдерживает этого и умирает. По сути он всегда был “в чехле”. Говорится,что в гробу у него было радостное лицо, будто этот последний футляр его невероятно радует.
Есть и другие случаи, которые позволяют взглянуть на “маленьких “ людей с другой стороны. Такой рассказ “Крыжовник”. В нем Николай мечтает о своему поместье в деревне. Морит себя, а впоследствии и свои жену голодом. Жена этого не выдерживает и умирает, но ее деньги переходят Николаю и тот, спустя много лет всё-таки приобретает себе это поместье и становится настоящим помещиком. Даже считает себя барином.
А. Чехов всегда старается быть максимально искренен с читателем. Он не навязывает какого-то определённого мнения и предоставляет читателю самому определить для себя, кто позитивный персонаж, а кто негативный. Особенно это важно, когда идёт речь о “маленьких”людях, потому что у таковых всегда больше проблем, чем у других. Они испытываются судьбой и то, какими способами они проходят эти испытания, зависит от их характера. Именно поэтому у каждого может сложиться собственное мнение о поступках этих людей.
Сочинение Маленький человек в рассказах Чехова
Тема “маленького человека” в русской литературе является одной из главных. До конца 19 века этот образ трактовался как человек, попавший в тяжелую жизненную ситуацию под давлением среды. Как правило, он заслуживал сочувствия и милосердия.
Чехов по-новому подошел к этой проблеме. Писатель считает, что на маленького человека влияет не только среда, но и он сам. Причем, автор не столько сочувствует своему герою, сколько высмеивает его.
Маленький человек Чехова это обыватель, приспособленец. Человек,. который сам создает себе футляр, скудный мирок с узким кругом интересов. Его жизнь – это исполнение своих обязанностей и привычек. Герои рассказов писателя не только чиновники низшего ранга. Среди них есть немало значительных лиц: генералы, богачи, губернаторы, врачи. Для Чехова не важно социальное положение героя. А важно его внутреннее содержание, его человеческое достоинство. Какую пользу он принес и кого сделал счастливым – вот главные критерии достойной личности по Чехову. Автора интересует вопрос: для чего жил человек? Беликов, Старцев, Чимша-Гималайский, Червяков, Тонкий – это люди, существующие, но не живущие. Они даже не пытаются осмыслить свое существование. Маленькому человеку Чехова очень комфортно в своем коконе,он раз и навсегда установил свой образ жизни. Единственное, что вызывает у него ужас, это “как бы чего не вышло”. Данный тип не желает развиваться, стремиться к новому, к знаниям. Он ничего не ищет, никого не любит, да и его тоже. А ведь развитие человека происходит от любви. К себе, к людям, к жизни, к знаниям. Но любовь – это лишнее в их жизни. Она не влезает в оболочку. Да и в связи со скудностью духовной они и не способны на нее.
“Человек в футляре” – самый яркий рассказ в череде произведений о маленьком человеке. В нем автор пускает в ход уже не иронию. Чехов сатирически высмеивает, как главный герой старается каждую частичку своего бытия засунуть в футляр. Паутиной своего страха перед реальной жизнью он опутал не только себя самого, но и весь город. Его раздражает все, что находится за рамками созданной им оболочки. Беликов ненавидит современность, а восхваляет прошлое. Потому что прошлое уже не сможет ворваться в его жизнь. Оно было такое же как и настоящее. Это живой труп, который существует строго по своим правилам. Но вот появился человек, не желающий по ним жить. Он вырвал Белкова из его футляра. И учитель погиб. Он не смог смириться с этим из ряда вон выходящим событием, которое не укладывалось ни в одни его правила. Примечательна сцена похорон учителя. Горожанам, присутствовашим на них показалось, что теперь герой по-настоящему счастлив. Его уже никто не вынет из футляра.
В рассказе “Крыжовник” Чехов показывает еще одного “футлярного” человека – Николая Ивановича Чимша-Гималайского. Весь смысл существования героя определялся мечтой об усадьбе с кустами крыжовника. Ради этой мечты он всю жизнь не доедал, бедно одевался, женился на нелюбимой женщине из-за денег и ее же уморил голодом. А стоила ли мечта таких жертв? Сама мечта не так преступна, как путь, по которому он к ней шел. Наслаждение иллюзорным счастьем, когда вокруг столько страданий и нищеты. Как же скуден духовный мир человека, который счастлив от покупки земли среди заводских труб и невкусного крыжовника. Таким образом, Чехов хотел показать, как никчемно заканчивается жизнь человека, заключившего себя в футляр. Писатель. Вопреки литературной традиции, не жалеет маленького человека, не позволяет ему лелеять свое ничтожество. Он призывает выдавливать из себя раба, жить полноценной и насыщенной жизнью.
Также читают:
Картинка к сочинению Маленький человек в произведениях Чехова
Популярные сегодня темы
Это очень важные люди все. Родственников мы не выбираем, но всё равно любим. Мы на них похожи – внешне и иногда по характеру. И они заботятся о нас с самого нашего детства. А друзей мы выбираем сами. Хорошо бы, чтобы они нас тоже выбрали!
Набоков «Рождество». Краткое содержание и план рассказа Зимним вечером накануне Рождества Слепцов вернулся в свой дом после похорон ребенка.
Произведения А. П. Платонова – это описание разнообразных эпизодов из жизни героев, чью участь автор охотно разделяет, сочувствуя и радуясь вместе с ними. Во многих из них тема женской доли, крестьянского труда тесно переплетаются с миром детства.
Наташа или Наталья Прокофьевна – одно из действующих лиц романа “Мастер и Маргарита”, написанного Михаилом Афанасьевичем Булгаковым. Работу над этим необычным и полным мистики романом писатель продолжал до самой смерти.
Пятилетний Никита с малых лет подолгу был без присмотра. Его мать рано утром уходила трудиться в поле. А отца он не помнил, потому что тот давно ушёл воевать. Отправляясь на работу, мать наказывала сыну собирать куриные яйца
Образ «маленького человека» в рассказах А.П. Чехова (ЕГЭ по литературе)
Тема образа «маленького человека» стала одной из излюбленных в русской литературе. Она развивалась на протяжении веков, начиная с Евгения из «Медного всадника» А.С. Пушкина, Акакия Акакиевича из «Шинели» Н.В. Гоголя и заканчивая Куприным. Каким путем развивался этот образ и в чем особенности «маленького человека» А.П. Чехова?
В течение всего девятнадцатого века «маленький человек»-это глубоко несчастный, жалкий представитель низшего класса, который преследует какие-то маленькие жизненные цели и делает их смыслом своей жизни, например, создание новой шинели и семьи.
В начале двадцатого упор делается на высмеивание пороков «маленьких людей», сатире. В рассказе «Смерть чиновника» автор показывает пресмыкание Червякова, который нечаянно чихнул на генерала. Персонаж был настолько напуган наказанием и величием высокопоставленного лица, что постоянно извинялся: «Я извинялся за то, что, чихая, брызнул-с. а смеяться я и не думал. Смею ли я смеяться?». В конце-концов, Червяков настолько долго ходил за генералом «по пятам», что тот не выдержал и закричал: «-Пошел вон!». В данном рассказе Чехов изображает «маленького человека», который не вызывает сочувствия у читателя. Унизительное рабство, страх, заставляющий делать глупые вещи смешны.
Как эффект комического автор использует говорящую фамилию «Червяков», которая уже указывает на ничтожность героя. Таким образом, с помощью глупой ситуации и едкой сатиры Чехов лишает персонажа человеческого достоинства.
Еще одним ярким примером пресмыкания перед высокопоставленными лицами и рабства становится Очумелов из рассказа «Хамелеон». Его поведение полностью зависит от ситуации, в которой он находится, что позволяет герою менять свое мнение, как хамелеон меняет цвет. Чехов изображает персонажа без принципов, внутреннего стержня, указывающего на наличие самоуважения. Очумелов поменяет свое отношение к щенку только после того, как узнает, что он принадлежит генералу: «Она маленькая, а ты ведь вон какой здоровила! Ты, должно быть, расковырял палец гвоздиком, а потом и пришла в твою голову идея, чтоб соврать».
Персонаж имеет несколько тысяч «я», среди которых нет настоящего. Он абсолютно пуст и ничтожен, что еще больше гиперболизирует жалкий образ маленького человека А.П. Чехова. Если у Евгения из «Медного всадника» была сила, желание отомстить памятнику за смерть возлюбленной: «Ужо тебе!», то герои Чехова абсолютно бесхарактерны: ни в одном эпизоде «Хамелеона» или « Смерти чиновника» мы не видим проявления силы воли, динамики. Персонажи, словно бесформенная масса, становятся рабами собственных страхов перед наказанием.
Но не всегда «маленький человек» несчастен. Чехов вводит понятие «футлярность» в образ, который подразумевает полное отречение героя от окружающего мира. Так поступает учитель Беликов из рассказа «Человек в футляре». Он довольствуется своим положением «маленького человека», потому что сам создает свой закрытый мир, где нет опасностей и неожиданностей. Самая главная фраза, которую персонаж читает как молитву- «Кабы чего не вышло». Всю свою жизнь Беликова не заботит мнение кого-либо о себе, потому что он полностью закрыт от окружающих: «Всегда, даже в очень хорошую погоду выходил в галошах и с зонтиком и непременно в теплом пальто на вате. И зонтик у него был в чехле, и часы в чехле из серой замши. ». Все это способствует изоляции от страшного мира, который всегда готовит неожиданности для учителя. Что выходит в итоге? Жизнь героя лишена ярких эмоций и красок, все вокруг подчинено определенным правилам: « Для него были ясны только циркуляры и газетные статьи, в которых запрещалось что-нибудь..». Персонаж очень серьезно воспринимает жизненные трудности, что делает его абсолютно бесполезным для общества, а самое страшное, по мнению писателя, что Беликова устраивает его «футлярное положение».
Подводя итоги, А.П. Чехов описывал во многих своих рассказах образ «маленького человека», в который добавил несколько новых черт. В первую очередь, с помощью сатиры и нелепых ситуаций персонажи становятся рабами без человеческого достоинства, которые из-за страха быть наказанными пресмыкаются перед другими. В них нет внутреннего стержня, который помог бы им преодолеть себя и стать сильнее, перестать бояться жизни. Автора пугает положение нынешнего поколения, их желание жить в «футляре» лишая смысла свою жизнь как премудрый «пискарь» Салтыкова-Щедрина. И верно ведь заметил А.П. Чехов: «А сколько ещё таких человеков в футляре осталось, сколько их ещё будет».
Образ маленького человека в рассказах Чехова сочинение
А. П. Чехов – писатель очень интересной направленности. Он любит писать рассказы, которые с одной стороны – имеют частичку юмора, а с другой – сожаления и соболезнования. Многие его рассказы полны сарказма.
Антон Павлович писал не только юмористические рассказы, но и серьезные пьесы и повести. Герои его рассказов настолько разнообразны, что, кажется, что каждый герой создавался годами. Однако самым знаменитым образом героя стал образ маленького человека.
Маленький человек – это тот образ, который встречается в таких рассказах, как «Шинель», «Смерть чиновника», «Человек в футляре», «Палата 6». Всех этих героев объединяет невозможность совладать с ситуацией, со своими чувствами, противостоять мнениям других людей. Они все «маленькие люди», которые не могут совладать сами с собой, не могут избавиться от своих мыслей, они накручивают себя, придумывают, и в итоге становятся заложниками какой-либо ситуации
В «Палате №6» происходят очень грустные события. Но грустные – для самого героя, однако у читателя они вызывают улыбку. Доктор лечил душевно больных людей. Однажды он познакомился с больным, который показался ему очень хорошим собеседником. После долгих разговоров с ним доктор перестал интересоваться тем, что происходит вокруг. Он забросил друзей, свою работу. Для него главным было – пообщаться с этим психологически нездоровым человеком. Спустя некоторое время он сам становится душевно больным и его определяют в эту же палату. Доказать остальным, что он абсолютно здоров ему не удалось.
Каждый «маленький герой» А. П. Чехова становится заложником собственных мыслей. Он не может совладать с собой и своей жизнью, не может показать свое «Я». Из-за этого у каждого из них жизнь заканчивается трагично.
У Гоголя тоже были “маленькие люди”.
Например, в рассказе «Шинель» главный герой, Акакий Акакиевич, не смог справится с потерей своей шинели. Он настолько к ней проникся, так долго ждал ее пошива, он считал, что с появлением новой шинели изменится его жизнь. Однако после кражи шинели он не смог справится со своими чувствами и умер.
Другой герой – преподаватель Беликов, который настолько закрылся от людей, что у читателя складывается впечатление, что у него нет души, а только внешняя оболочка. У него не было целей в жизни, друзей, вся его сущность была проста и незаметна. Для чего он жил? Зачем? Так и остаются вопросы без ответов.
Образ маленького человека в рассказах Чехова
Несколько интересных сочинений
Федор Абрамов смог невероятно живо и ярко описать красоту и очарование русской природы. Читатель в буквальном смысле вдыхает аромат цветов и трав, слышим пение птиц, порхание бабочек и лошадей
Запятая – самый используемый знак препинания. Он может быть как разделительным, так и выделительным, и у него множество функций, которые можно разделить на две группы
Некрасов в своей поэме очень ярко показал как главных, так и второстепенных персонажей. Одним из второстепенных персонажей, история которого задевает читателя за живое, является крестьянин Ермил Гирин.
Сегодня хочется поделиться своими мыслями относительно того, как я хочу провести лето. Здесь я поделюсь своими мыслями и желаниями на этот счет.
Осень – самая прекрасная и чудесная пора года, пора романтиков. Я очень люблю ее за красоту и богатство красок природы, за ее щедрые дары, за бабье лето и последнее теплое солнце в году.
Источники:
https://sochinimka.ru/sochinenie/po-literature/chekhov/malenkij-chelovek-v-proizvedeniyah-chekhova
https://www.kritika24.ru/page.php?id=29200
https://sochinite.ru/sochineniya/sochineniya-po-literature/chexov-a.p/obraz-malenkogo-cheloveka-v-rasskazah-chehova