Образование как социокультурный институт. Современное состояние образования
Профессиональное образование (ПО) как социокультурный институт.
Среднее профессиональное образование в системе непрерывного образования.
План ответа:
1. Определение образования, и непрерывного образования.
2. Цель, структура, ступени непрерывного образования.
3. Определение профессионального образования, признаки социального института проф. обр-я, функции ПО;Принципы государственной политики; подходы к структуре системы проф. обр-я:
4. Уровни профессионального образования.
Образование –процесс передачи накопленных поколениями знаний и культурных ценностей.
Образование – это система целенаправленной широкой, общедостаточной, социальной и педагогической помощи государства и общества всем гражданам в обретении и повышении ими своей образования на основе научного просвещения с одновременным повышением воспитанности, обученности и развитости в разные периоды жизни (Столяренко)
Образование – целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества, государства, сопровождаемый констатацией достижений обучаемыми определенный государственных уровней (Закон РФ об образовании)
Образование – это развивающаяся сеть учреждений разного типа и уровня.
Непрерывное образование (НО) – явление образования всеохватывающее по полноте, индивидуализация по времени, темпам и направлениям, каждому дает возможность реализовать собственную программу его получения.
НО – целостная педагогическая система, включающая всё многообразие средств, способностей, форм; преобрет и расширение общего образования, проф. компетентности, культуры, становление гражданской и нравственной зрелости человека.
НО – единая система, включающая общеобразовательную и проф. школу.
Цель НО – развитие рефлексии личности (осознание общей потребности в своей причастности и пост. Самосовершенствование относительно выбранной проф.) в любой из периодов жизни и общественно-полезного функционирования.
Структура НО:
1. Преемственные ступени и уровни НО
2. Сеть образовательных учреждений
3. ГОС и соответствующие программы образования по ур, ступеням и направлениям подготовки специалистов.
4. Методическая система образования.
5. Различные виды обесп. образование.
6. Органы управления деятельностью образовательных учреждений.
Ступени (ур) НО:
1. Дошкольное образование
2. Общее О (начальное, основное и среднее полное)
3. Профессиональное О
4. Дополнительное О (для взрослых и детей)
5. После ВУЗ проф. О (аспирантура, переподготовка…)
Профессиональное образование (ПО) как социокультурный институт.
– представляет собой систему организаций и учреждений, обеспечивающих совершенствование кадрового потенциала обществ, материального и духовного производства; способных к экономному, политическому, культурному функционированию и развитию общества и личностного становления индивида.
Признаки:
2. Совокупность норм и предписаний
3. Формальные и неформальные организации ( система управления и самоуправления)
Функции проф.образ:
1) Реляционная ( донесение) – освоение определенных социальных ролей и статусов обучающимися.
2) Регулятивная – выработка определенных стандартов поведения и соц. Контр за действиями и поступками индивида, как члена проф. образовательного сообщества.
3) Аксеологическая – наличие в любом социальном институте определенной системы базовых ценностей.
4) Интегративная – в целях и результатах деятельности приоритетными должны быть интересы всего общества.
1)Образовательная – формирование у учащихся системы знаний о мире в котором они живут; преподавание и закрепление фундаментальных научных принципов; формирование и развитие ЗУНов будущего специалиста как субъекта проф. Деятельности.
2)Воспитательная – формирование жизненных установок и принципов; культуросообразности представлений обучающихся о социально-нравственных нормах, ценностях, идеалах и соответствующих им стандартов поведения.
Результат проф.образования – устойчивая система эмоционально-ценностного и нормативно-поведенческого отношения учащегося к окр миру, к осваиваемой проф. и к самому себе.
3)Развивающая – развитие человека как личности, готовность его к самостоятельной творческой жизни, подлинной самореализации.
Основные ориентиры развития:
– укрепление здоровья и физическое совершенствование.
– развитие интеллекта и творческого мышления
– самосознание, я-концепции, эмоционально-волевая и мотивационно-потребностная сфер, способностей
4) Мировоззренческая – формирование целостного мировоззрения и мироощущения учащихся, адекватных современным достижениям фундаментальных наук.
5) Иновационна – формирование, распределение и внедрение идей нацеленных на решение проф и общекультурных задач, проведение научных исследований, распределение результатов научно-исследовательской и научно-технической деятельности.
6) Экономическая – активное вкл системы ПО, ее колл и индивид представл функций и развитие рынков интеллектуальной собственности, образовательных услуг.
7) Латентная (скрытая):
Статусная – приобретение определенного социального статуса, возможность продвижения по социальной лестнице, допуск в привл сферы проф деятельности.
Политическая – система ПО влияет на деятельность прав. органов и политических элит.
1. Адаптация учащих с ограниченными возможностями к социокультурным процессам общества.
2. Соц реабилитация учащихся с неадекватным и противоправным поведением.
3. Поддержка выпускников в момент их вступления на рынок труда.
Принципы государственной политики (Закон РФ об образовании):
1.Гуманистический характер образования – приоритетны общечеловеческие ценности, жизни и здоровья человека, свободно-развивающейся личности.
2.Единство фед, культурн и образ пространства. Защита и развитие системы образования, национ культ, регион культ, традиций и особ в усл многонационального гос-ва
3.Общедост образ адаптивной системе образования к ур и особенностям развития и подготовки обучающихся.
4.Светсий характер образования в гос и муниципальных образ учрежд
5. Свобода и плюрализм (множество мнений) в образовании
6.Демократичность, гос-обществ характер управл образования.
Образование как социально-культурный институт
Система образования относится к числу важнейших социально-культурных институтов. Она обеспечивает социализацию индивидов, посредством которой они развивают качества, необходимые для непременных жизненных процессов и преобразований. Институт образования имеет длительную историю от первичных форм передачи знания от родителей к детям. Через возникновение первых школ до современных институтов. Образование служит развитию личности, способствует ее самореализации. А также образование имеет решающее значение для самого общества, обеспечивая выполнение важнейших задач практического и символического характера. Система образования вносит существенный вклад в развитие общества и способствует формированию чувства общности исторической судьбы, принадлежность к данному единому обществу.
Институт образования представляет собой многоуровневую структуру (дошкольное, школьное среднее, среднее специальное, высшее образование, различные виды подготовки и переподготовки кадров). Питирим Сорокин отмечал, что образование (особенно высшее) является своеобразным каналом, с помощью которого люди повышают свой социальный статус. В то же время образование осуществляет социальный контроль поведения и мировоззрения детей, подростков.
Главная функция системы образования – накопление и передача теоретических знаний, практических навыков и опыта, социальных ценностей новым поколениям. Но система образования имеет и др. функции. Система образования включает в себя следующие учреждения:
- 1) органы управления образованием и подведомственные им учреждения и организации;
- 2) сеть образовательных учреждений (школы, колледжи, гимназии, лицеи, университеты, академии и т.д.), включая институты повышения квалификации и переподготовки преподавателей;
- 3) творческие союзы, профессиональные ассоциации, научные и методические советы и иные объединения;
- 4) учреждения инфраструктуры образования и науки, проектные, производственные, клинические, медико-профилактические, фармакологические, культурно-просветительские предприятия, типографии и т.д.;
- 5) учебники и учебно-методические пособия для преподавателей и учащихся;
- 6) периодические издания, включая журналы и ежегодники, отражающие самые последние достижения научной мысли.
Чем больше развивается общество и получает более значительным объем знаний, тем более усложняется процесс образования. Для этого необходимо: провести специальную подготовку профессиональных учителей, носящую дифференцированный характер; улучшить систему образования, которая стала многоуровневой и разветвленной (начальное образование, полное и неполное среднее, высшее и разветвленная система дополнительного образования и повышения квалификации); способствовать появлению специализирующих школ, т.е. школ определенного направления и уклона в образовании (лицеи, гимназии, ПТУ, техникумы, колледжи).
Институт образования включает в себя:
- – определенную сферу деятельности группы лиц, уполномоченных для выполнения тех или иных управленческих и других функций на основе установленных прав и обязанностей,
- – организационные нормы и принципы отношений между официальными лицами (ректор, проректор, директор, завуч, преподаватель, студент, школьник и т.д.),
- – материальные средства (общественные здания, оборудование и т.д.).
Например, структура высшей школы включает в себя работников Министерства образования, преподавательский состав, администрацию, общественные организации вузов, студентов и органы студенческого самоуправления, располагает необходимыми материальными средствами (финансовое обеспечение, учебные здания, научно-лабораторные здания, библиотеки, оборудование и т.д.).
Основная цель высшей школы – удовлетворение общественной потребности в подготовке специалистов высшей категории. Совокупность норм, регламентирующих взаимодействие людей по поводу обучения, свидетельствует о том, что образование является социально-культурным институтом институтом.
Для современного общества проблемой является качество обучения. Институт образования нуждается в изменении самой концепции образования, ином выборе предметов, должна произойти переориентация на потребности современного рынка труда. В настоящее время идет медленное переосмысление основных целей образования, смена идеалов от «человека образованного» к «человеку культуры».
В сфере образования реформы стартовали задолго до 1992 г. Начало им положил в декабре 1989 г. Всесоюзный съезд работников народного образования, где были определены основные принципы реформирования образования. Это демократизация, много вариантность образования, открытость инновациям, регионализация образовательных систем, учет национальных особенностей в многонациональной стране, разнообразие и дифференциация образования, гуманизация его содержания, непрерывность обучения, развивающий его характер и т.д.
Эти принципы были направлены на изменения задач и методов обучения, но практически не касались организационно-экономического механизма средней и высшей школы. Для их реализации необходимо было расширить права, экономические возможности и хозяйственную самостоятельность образовательных учреждений и соответственно сузить права и возможности всех уровней управленческой надстройки над ними.
Нормативной базой преобразований в данной сфере на начальном этапе стали Указ Президента РФ «О первоочередных мерах по развитию образования в РСФСР» от 11 июля 1991 г. №1 и закон «Об образовании» от 10 июля 1992 г. (затем его новая редакция от 13 января 1996 г.).
После того как закон «Об образовании» разрешил создание негосударственных образовательных учреждений, установил порядок их лицензирования и государственной аккредитации, они стали достаточно активно развиваться. Важно подчеркнуть, что в отличие от промышленности, строительства или торговли негосударственный сектор в образовании возник не путем приватизации государственных школ и вузов, а благодаря созданию новых – дополнивших, а не заместивших государственные.
Гармоничная и сбалансированная система образования, обеспечивающая удовлетворение современных потребностей общества, является важнейшим условием сохранения и развития общества. Наука наряду с образованием может рассматриваться как общественный макроинститут.
Наука, как и система образования, является центральным социально-культурным институтом во всех современных обществах и представляет собой самую сложную область интеллектуальной деятельности человека. Во все большей и большей степени само существование общества зависит от передового научного знания. От развития науки зависят не только материальные условия существования общества, но и представления его членов о мире.
Образование как социокультурный феномен
Понятие и функции образования как социокультурного феномена
Образование – это специально организованный и целенаправленный процесс, предусматривающий усвоение систематизированных знаний, умений и навыков, получение необходимого практического опыта деятельности.
Понятие «образования» разными науками понимается по-своему, так философия под «образованием» понимает процесс духовного формирования и развития человека, его личностного роста. Современные науки рассматривают образование как культурно-историческое явление, направленное на сохранение, накопление и последующую передачу жизненного опыта, духовной культуры народа и этноса.
Довольно часто образование рассматривается как уникальный способ посвящения человека в мир культуры и науки.
Культура (в переводе с латинского языка, по отношению к человеку) – это процессе по совершенствованию, взращиванию и формированию личности человека.
Данная трактовка указывает на то, что именно культура является предпосылкой для образования человека и в тоже время его конечным результатом. Так как именно в процессе образования, человеком усваиваются культурные ценности (художественные, архитектурные, исторические и т.д.). Кроме того, содержание образования пополняется за счет научных открытий, культурного наследия, практики и жизни человечества. Все это и определяет образование как своеобразный социокультурный феномен.
Попробуй обратиться за помощью к преподавателям
На образование, как на социокультурный феномен, возложены следующие функции:
- Обеспечение «вхождения» каждого человека в мир культуры и науки.
- Осуществление полноценной социализации человека в современном обществе.
- Обеспечение эффективной преемственности между поколениями.
- Организация качественной трансляции культурного наследия.
- Осуществление сохранения и развития народных, этнических и исторических традиций.
- Оказание помощи в активизации ускорения культурных перемен в общественной жизни.
Таким образом, образование выступает в качестве своеобразного транслятора культуры, овладевая которым каждый имеет возможность успешно адаптироваться к постоянно меняющимся условиям современного общества, стать его полноправным и полноценным членом, а также поспособствовать приумножению потенциала мировой культуры.
Основными культурными функциями образования выступают:
- Гуманитарная – направлена на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, развитие его индивидуальности, нравственности и духовности.
- Культуросозидательная – предполагает сохранение, воспроизведение, развитие и передачу культуры посредством образования.
- Социологизаторская – направлена на усвоение и последующее воспроизведение каждым человеком собственного социального опыта.
Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!
На социокультурный феномен образования указывает и один из его ведущих принципов, а именно принцип культуросообразности. Данный принцип разрабатывался такими педагогами как К. Д. Ушинский, А. Дистерверг, В. А. Сухомлинский.
Проблемы взаимосвязи культуры и образования
В настоящее время одной из наиболее актуальных проблем является проблема взаимосвязи образования и культуры. Данная проблема является предметов многих специально организованных исследований, проводимых в рамках культурологической образовательной парадигмы.
Рядом ученых-педагогов, была разработана уникальная диалоговая концепция образования и культуры, которая предусматривает организацию диалога людей разных культур. Именно данный диалог выступает как основа культуры и дидактической единицы образования.
Основными ценностями современного культурно-ориентированного образования выступают:
- Человек, выступающий в качестве основного субъекта культуры, индивидуального развития и собственной жизни.
- Образование, являющееся частью культурно-развивающей среды.
- Диалог и творчество, как ведущие способы саморазвития и самообразования человека, его успешного существования в культурном образовательном пространстве.
Основой современной системы образования является культурологическая концепция, разработанная Е. В. Бондаревской, направленная на личностно-ориентированное обучение и воспитание учащихся (воспитанников, студентов и т.д.).
Ведущими положениями данной концепции являются:
- Основным принципом реформирования современной системы образования является его переход от идеологии к культуре. Переход к культуре предполагается во всех сферах.
- Образование представляет собой духовное обличие человека, которое складывается во время освоения им духовных и моральных ценностей общечеловеческой культуры.
- Основной целью и объектом образования выступает формирование культурного человека.
- Важным в содержании образования является его культуросообразность, которую необходимо воссоздавать во всех образовательных организациях, поддерживать в рамках семьи и общества. Современное общество должно стремиться не только к тому, чтобы освоить общечеловеческую культуру, но и преумножить ее всеми доступными способами. Необходимым для этого условием является организация процесса интеграции образования в культуру.
- Направленность современного образования на гуманизацию своего содержания, внедрение в процесс гуманистических технологий воспитания и обучения, создание в каждом образовательном учреждении среды, направленной на формирование творческой личности, способной успешно самореализоваться в рамках современного социума и существующей социокультурной ситуации.
- Опора на творчество, как основы развития культуры. В рамках данного положения, ведущим принципом образования в контексте культуры, будет являться принцип креативности, который предполагает создание атмосферы сотворчества и сотрудничества.
- Образование должно быть наполнено культурным смыслом.
- Основным методом проектирование личностно-ориентированного процесса обучения является культурологический подход, включающий в себя ряд компонентов.
Компоненты культурологического подхода:
- отношение к каждому ребенку как субъекту, способному к осуществлению самостоятельного культурного развития;
- отношение к педагогу, как к основному посреднику между культурой и ребенком;
- отношение к педагогу как к человеку, который способен оказать необходимую поддержку ребенку в развитии и самоопределении;
- отношение к образованию, как к своеобразному культурному процессу, основными движущими силами которого являются смысл, диалог и сотрудничество между его участниками;
- отношение к образовательной организации, как целостному культурно-образовательному пространству, способствующему воссозданию необходимых культурных образцов жизни, оказывающих положительное влияние на качество воспитания культуры человека.
Таким образом, образование выступает в качестве одной из частей общечеловеческой культуры. При этом оно, с одной стороны, оказывает влияние на ее сохранение и развитие через человека, а с другой стороны, наполняет её собственное содержание.
Сущность образования как социокультурного феномена
Сущность образования как социокультурного феномена заключается в следующем:
Образование и культура взаимообусловлены. На основании культуры определяются цели, задачи и содержание современного образования. В свою очередь образование направлено на сохранение и развитие культуры. Связующим звеном между образованием и культурой в данном случае выступает человек.
Образование и культуры связаны между собой следующим:
- имеют общий объект, в качестве которого выступает человек;
- совместные общечеловеческие ценности: образование, культура, человек и т.д.;
- имеют творческий характер культурно-образовательной деятельности;
- общие функции: воспитание, обучение и развитие человека.
Успешность образования во многом зависит от его реализации в контексте конкретной культурологической парадигмы, которая в большей степени ориентирована, не на получение конкретных знаний и умения, а на усвоение учащимися элементов культуры и личностное развитие.
Педагог должен быть носителем общечеловеческой культуры, проявление которой, учащиеся могут видеть в его речи, поведении, внешнем виде, взаимодействии с другими людьми и т.д. То есть, производя культурные ценности для своих учеников, педагог идентифицирует себя с культурой. Реализуемая им педагогическая деятельность является не просто передачей знаний, умения и навыков, а выступает в качестве диалога между разными культурами и обмен культурными ценностями.
Так и не нашли ответ
на свой вопрос?
Просто напиши с чем тебе
нужна помощь
Источники:
https://megalektsii.ru/s27450t9.html
https://studwood.ru/777504/sotsiologiya/obrazovanie_sotsialno_kulturnyy_institut
https://spravochnick.ru/pedagogika/obrazovanie_kak_sociokulturnyy_fenomen/