2 183 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Образы символы в русской литературе примеры. Что такое “символ в литературе”

Образ-символ

Образ-символ в литературе

Образ-символ – самостоятельный художественный образ, воплощающий какую-либо идею.
Символ – художественный образ, раскрывающийся через сопоставление с другими понятиями. Символ говорит о том, что существует некий другой смысл, который не совпадет с самим образом, не тождественен ему.

Слово «символ» происходит от греческого «symbolon», что обозначает «условный язык, знак, опознавательная примета». В Древней Греции так называли половины разрезанной надвое вещи (пластины, палки, глиняной чаши, монеты, медальона и т.д.), соединив которые их обладатели или потомки могли узнать друг друга. Символ – это тоже нечто, разделенное на две части: первая часть – это созданный автором образ, вторая – его обозначение, содержание, толкование, тайный смысл.
Образ-символ – неисчерпаем и многозначен. Поэт-символист Вячеслав Иванов утверждал: «Символ тогда истинный символ, когда он неисчерпаем в своем значении». У него может быть множество толкований. Так, в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Парус» образ паруса символизирует мятущуюся душу лирического героя, находящего спасение в бегстве из чуждого его мира. При этом парус можно рассматривать и как символ освобождения из мучительного плена обыденного мира. Образ дороги в романе «Герой нашего времени» символизирует жизненный путь героя, который так же, как и бесконечная дорога, не имеет конца, финиша, ведь Печорин так и не может найти себе пристанище и обрести счастье. В то же время дорога, по которой странствует герой, становится символом поиска истины.

Отличие символа от тропа (метафоры и аллегории)

Символ, подобно метафоре и аллегории, образует переносные значения на основе связи между предметами и явлениями. Но в то же время символ резко отличается от метафоры и аллегории, потому что имеет не одно, а, как уже говорилось выше, безграничное количество значений. Например, «весна» может символизировать (обозначать) начало жизненного пути, время года, наступление нового этапа в жизни, пробуждение любви и других возвышенных чувств героя.
Символ отличает от метафоры и то, что метафору обычно связывают с конкретным предметом (например «сноп волос твоих овсяных», «алый сок ягоды на коже» у Есенина), а символ стремиться обозначить, отразить вечное и ускользающее, часто нематериальное, невещественное (например, пламя свечи на окне в метельную ночь в романе Пастернака «Доктор Живаго» символизирует надежду на счастье, воцарение мира, душевное тепло и человечность которые удается сохранить в нечеловеческих условиях военных времен).
Метафора создает или дополняет образную картину мира, скрашивает действительность, углубляет понимание реальности, а символ уходит за ее пределы, стремясь постичь «высшую» реальность. Так, Прекрасна Дама в лирике Блока – не только возлюбленная, но и Душа Мира, Вечная женственность. То есть трактовка символа Прекрасной Дамы не ограничивается образом идиллической возлюбленной лирического героя Блока. А незнакомка Блока – это символ несбывшихся надежд на тожество Вечной Женственности, образ мечты, подменяющей реальность. То есть символ по смысловом нагрузке гораздо глубже метафоры.

Что может быть образом-символом

Каждый элемент художественной системы может быть образом-символом – метафора, сравнение, пейзажа, художественная деталь, заголовок и даже литературный герой. Например, такие библейские персонажи, как Каин и Иуда, стали символом предательства. Символично название пьесы Островского «Гроза» стала символом отчаяния и очищения. Название пьесы «Вишневый сад» Чехова – символизирует память предков, красоту, это чувство родины, это культура: «вся Россия – наш сад!», который был обречен на уничтожение в начале XXвека.
Одни и те же символы могут использоваться разными авторами: например, буран (его разновидность – сильная метель) символизирует разгул разрушительных, преступных сил и появляется в «Капитанской дочке» Пушкина, а затем в «Двенадцати» Блока, «Белой гвардии» Булгакова, «Докторе Живаго» Пастернака. Или образ пути, странствия по бездорожью, а вместе с ним повозки, брички, запряженной лихими конями,. Вспомним путешествие Петра Гринева в «Капитанской дочке», птицу-тройку из «Мертвы душ» Гоголя, уже упомянутую бричку Печорина – образ дороги всегда имеет философски-символическую перспективу: жизненный путь, поиск истины и счастья.
Существуют индивидуальные образы-символы, которые писатель наделяет особым смыслом: например, ласточка у Мандельштама – проводник между миром живых и почивших, символ быстротечности, бренности человеческой жизни; черный человек у Есенина становится отражением трагического мироощущения поэта, его душевного смятения.

Образы-символы и символисты

Символизм – литературное течение конца ХIХ – начала ХХ века, было сосредоточено на выражении с помощью символа интуитивно постигаемых сущностей и идей. Символисты считали, что цель искусства – не в изображении реального мира, который они считали вторичным, а в передаче «высшей реальности». Достичь этого они собирались именно с помощью символа. Символ в трактовке символистов – это выражение сверхчувственной интуиции поэта, которому в минуты озарения открывается истинна суть вещей. Символисты разработали новый поэтический язык, не называющий прямо предмет, а намекающий на его содержание с помощью иносказания, музыкальности, цветовой гаммы, свободного стиха.
Образ-символ рассматривался символистами как более действенное, чем художественный образ, орудие, помогающее «прорваться» сквозь покров повседневности (низшей жизни) к высшей реальности.
От реалистического образа символ отличатся тем, что передает не объективную суть явления, а собственное, индивидуальное представление поэта о мире. Кроме того, символ, как его понимали русские символисты – это не иносказание, а прежде всего некий образ, требующий от читателя ответной творческой работы. Символ как бы соединяет автора и читателя – в этом и заключается переворот, произведенный символизмом в искусстве.
Образ символ у символистов принципиально многозначен и содержит в себе перспективу безграничного развертывания смысла. Эту его черту неоднократно подчеркивали сами символисты. Федор Сологуб говорил: «Символ – окно в бесконечность».

Читать еще:  Проза о революции и гражданской войне. Гражданская война в произведениях искусства

Символ в литературе – это знак тайны

Очень часто ученики 5-7 классов задаются вопросом: «Символ в литературе – что это такое?» Не стоит вдаваться в панику. В нашей статье вы узнаете определение термина «символ» и рассмотрите примеры, благодаря которым вы легко поймете данное определение.

Множество определений

Сегодня в науке встречается не одно, а несколько определений символа в литературе. Если ученику необходимо раскрыть понятие, то стоит останавливаться на том, который будет ему понятнее всего. Ведь по своей сути они ничем не отличаются между собой.

В любом виде искусств, будь то литература, живопись или музыка, символ имеет очень важное значение. Всякий раз образ символичен, его цель – при помощи переносных значений обрисовать реальную картину мира. Литературоведы отмечают, что в художественных текстах символичность кроется в сравнении, метафорах и даже эпитетах.

Итак, символ в литературе – это признак, предмет или знак, который замещает другой предмет и выражает его скрытую от посторонних взглядов суть. Кроме того, символ является проводником в художественный мир автора, который применил данный символ.

Сходство с тропами

Многие литературоведы полагают, что символ в литературе – это троп. Однако на этот счёт есть несколько мнений. Например, одно из них таково: символы схожи с тропами, особенно с метафорой и сравнением, но смысловое содержание символа глубже и полнее. Отличие символа от метафоры заключается в том, что метафора создается на глазах у читателя. Символ имеет свойство входить в метафору. Но это не обязательно. В отличие от аллегории, символ может заключать в себе множественность образов и смыслов, которые объясняются контекстом. Перейдем от теории к конкретным примерам.

Яркие примеры

Ни для кого не секрет, что сердце – это символ любви. Какие ещё бывают символы, мы сейчас вам расскажем.

В любом искусстве существуют всем понятные и устоявшиеся символы. Один из них – черный цвет. Он обозначает печаль, утрату и даже смерть.

Существуют символы и в художественных произведениях. В каждую эпоху они были разными. Символ в литературе – это метод придания образу глубины и выразительности, благодаря ему связываются самые разные планы: сюжетный, мифологический, исторический и так далее.

Символ в литературе – это (примеры):

  • собака – преданность;
  • осел – упрямство;
  • скипетр – власть;
  • роза – женственность;
  • лилия – чистота, невинность;
  • лев – сила;
  • зеркало – потусторонний мир;
  • солнце (по Достоевскому) – символ жизни;
  • свеча – вера в Бога, божественная сила.

Символы света

Свет в народных традициях соотносят с самим светилом, месяцем, летом, теплом, цветами. Он символизирует красоту жизни, воплощает истину, праведность, святость и миропорядок.

Он символизирует Божью благодать и отвращает от человека нечистую силу. Солярные (солнечные) символы несут в себе божественные образы и его силы. Это неудивительно, ведь солнце почиталось нашими предками как источник тепла и жизни. Свет в фольклоре называли ясным, красным, добрым и т. п. В различных славянских обрядах во славу солнцу произносили клятвы, давали обещания. Славяне считали, что Солнце – это символ лика или божьега ока. Они полагали, что божество именно через солнце наблюдает за человеком.

Луна – еще одно небесное светило, которое ассоциируется в народных поверьях исключительно с миром мертвых. Луна противопоставляется Солнцу – божеству жизни, тепла и света. Все славяне считали, что лунный свет опасен. Особенно это касалось новорожденных детей и беременных женщин, которым было запрещено попадать в сияние Луны.

Распространенность культов Луны объясняется тем, что это светило было важным во время ночной охоты. Также известно, что древние люди установили влияние Луны на приливы и отливы, поэтому очень долгое время человек считал, что Луна управляет даже его судьбой.

Читать еще:  Защитники Отечества. Интересные факты о памятнике Минину и Пожарскому

Луна символизировала целомудрие, безразличие, изменчивость и непостоянство. Однако полная луна ассоциируется с кругом, то есть с символом совершенства и цельности.

Свеча – духовный образ. Свеча чаще всего изображается в мире тьмы и невежества. Она является одним из важнейших символов православной традиции. Символизирует Христа, церковь, Благодать, веру, память и так далее. В частном смысле свеча ассоциируется с одиночеством и трепетностью человеческой души, а также краткостью его земного существования. Недаром именно свечу зажигают, когда умирает человек. Родственники этим обрядом хотят осветить его путь в мир смерти.

Заключение

Отечественный филолог Сергей Аверинцев считает, что символ в литературе – это категория эстетики, которая лучше всего поддается раскрытию.

Советский философ Алексей Лосев предполагал, что символ – это принцип установления закономерностей. Каждый символ несет в себе особый смысл. В литературе и поэтике символ помогает читателю понять тайны мира как в искусстве, так и в реальности.

Иными словами, символ в литературе – это образ, который выражает смысл какого-либо предмета или явления в конкретной форме.

ОБРАЗ ПТИЦЫ КАК СИМВОЛ В МИРОВОЙ ЛИТЕРАТУРЕ. РАБОТА С ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИМИ ТЕРМИНАМИ 1) Что такое образ в литературе? 2) Что такое символ в литературе? – презентация

Презентация была опубликована 4 года назад пользователемВера Рагозина

Похожие презентации

Презентация на тему: ” ОБРАЗ ПТИЦЫ КАК СИМВОЛ В МИРОВОЙ ЛИТЕРАТУРЕ. РАБОТА С ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИМИ ТЕРМИНАМИ 1) Что такое образ в литературе? 2) Что такое символ в литературе?” — Транскрипт:

1 ОБРАЗ ПТИЦЫ КАК СИМВОЛ В МИРОВОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

2 РАБОТА С ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИМИ ТЕРМИНАМИ 1) Что такое образ в литературе? 2) Что такое символ в литературе? 3) Что такое амбивалентность символа?(Приведите примеры амбивалентных символов в литературе)

3 Символ – от греческого symbolon – знак, примета, это многозначный образ, выражающий какие-либо глубинные смыслы, порой противоположные друг другу, как правило, так как образ-символ многозначен, и каждый читатель понимает смысл символического образа по-своему.

4 Образ это конкретная и в то же время обобщенная картина человеческой жизни, созданная при помощи вымысла; образ содержит в себе авторский оценочно субъективный момент к изображаемому предмету.

5 Амбивалентность (от лат. ambo «оба» и лат. valentia «сила») двойственность отношения к чему-либо, в особенности двойственность переживания, выражающаяся в том, что один объект вызывает у человека одновременно два противоположных чувства.

6 ДОКАЖИТЕ, ЧТО МОРЕ, СОЛНЦЕ – АМБИВАЛЕНТНЫЕ СИМВОЛЫ

7 ФОЛЬКЛОРНЫЕ ИСТОКИ ОБРАЗА ПТИЦЫ КАК СИМВОЛА 1) Какие пословицы вы нашли, в которых упоминаются птицы? Какие птицы упоминаются в русских пословицах, а какие – в иностранных? 2) Какие птицы как символы встречаются в русских народных песнях, сказках чаще всего?

8 СИМВОЛОМ ЧЕГО ЯВЛЯЮТСЯ ДАННЫЕ ПТИЦЫ?

9 ИЛЛЮСТРАЦИЕЙ К КАКОЙ СКАЗКЕ-ПРИТЧЕ МОЖЕТ СЛУЖИТЬ ЭТА КАРТИНКА? Вспомните калмыцкую сказку-притчу из романа А. С. Пушкина «Капитанская дочка»: в чём смысл этой сказки и для чего автор включает её в повествование?

10 Орёл – царственная птица, считается символом дня и света, символом королевской, императорской власти самый распространенный символ из всей фауны, связанный с божественностью, храбростью, верой, победой, величием и властью его иногда изображают с львиной головой

11 ВОРОН амбивалентный символ греха, с одной стороны, но мудрости и долголетия с другой. Ворона часто идентифицировали с Сатаной, что объясняется специфической раскраской. Появление ворона воспринималось как предвестие неудачи. Ворон издавна считался вещей птицей, умеющей предсказывать будущее. Вероятно, это связано с тем, что ворон умеет воспроизводить человеческую речь.

12 АКТИВНО ИСПОЛЬЗУЮТ ОБРАЗ ПТИЦЫ КАК СИМВОЛ РОМАНТИКИ И СИМВОЛИСТЫ Назовите основные принципы романтизма: двоемирие романтики были уверены в том, что их идеал недостижим; романтический герой находится в состоянии конфликта с окружающей действительностью; этот конфликт с миром неразрешим и примирение невозможно; герой одинок; романтический герой стремится к абсолютной свободе.

13 М.Горький «Песня о Соколе» М.Горький «Песня о Буревестнике»

14 СОКОЛ КАК ТРАДИЦИОННЫЙ СИМВОЛ В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ В русских песнях и сказках его называли не иначе как “млад ясен сокол” “От соколиного глаза никуда не укроешься!” говорят о зоркости соколиных очей Соколом называли красавцев добрых молодцев. Эта птица символизировала образ богатыря Эта птица быстра, как свет или молния Былинный богатырь Волх Всеславьевич при охоте на птиц превращался в быстрого сокола.

15 СОКОЛ И УЖ ОЛИЦЕТВОРЯЮТ ПРОТИВОПОЛОЖНЫЕ ЖИЗНЕННЫЕ ПРИНЦИПЫ НЕБО безграничное дышится легко много света УЗКОЕ УЩЕЛЬЕ сырое гнилое душное узкое тёмное Среда обитания этих героев противоположна

Читать еще:  Что вы можете увидеть в музее. Странные музеи (что можно увидеть в музеях?)

16 ИДЕАЛЫ СОКОЛА мечтает о небе готов погибнуть за свой идеал свободы рвется к свету его гибель стала символом нравственной победы храбрости над прозябанием скользкого Ужа Сокол остается верен своим идеалам. только в свободе он находит счастье, даже если ценой этой свободы будет падение это герой исключительный, неспособный примириться с пустым существованием

17 УЖ ПРЕДСТАВЛЯЕТ ПРОТИВОПОЛОЖНЫЙ ВЗГЛЯД НА МИР он не видит смысла в идеалах свободы и неба Уж не замечает того, что он живет скудной унылой жизнью этот герой пришел к выводу, что прелесть полета заключена в падении. ему тепло и сыро в душном ущелье он не способен понять и совершить подвиг

18 «ПЕСНЯ О БУРЕВЕСТНИКЕ» (1901) Романтический герой одинок. Он противостоит всему миру. Два лагеря: Герой-революционер Герои-обыватели Буревестник Чайки Гагары Пингвин

19 ДОКАЖИТЕ, ЧТО БУРЕВЕСТНИК – РОМАНТИЧЕСКИЙ ГЕРОЙ действие разворачивается в необычной обстановке – на фоне морской стихии; герой свободолюбивый, гордый, произведение проникнуто мечтой о свободе; герой одинок и противопоставлен всему остальному миру, находится с ним в конфликте; для него только в «буре есть покой»; тон речи приподнятый, взволнованный.

20 КАК ВЕДУТ СЕБЯ ГЕРОИ ВО ВРЕМЯ БУРИ Буревестник Гордо реет То волны касаясь, то стрелой взмывая С криком реет Стрелой пронзает тучи Пену волн крылом срывает Как демон бури И смеётся (над тучами), и рыдает (от радости) Птицы- «обыватели» стонут, мечутся, готовы спрятать ужас перед бурей стонут, гром ударов их пугает прячется в утёсах

21 «ЧАЙКА ПО ИМЕНИ ДЖОНАТАН ЛИВИНГСТОН» ПОВЕСТЬ-ПРИТЧА, НАПИСАННАЯ РИЧАРДОМ БАХОМ Рассказывает о чайке, учившейся жизни и искусству полёта. Также может считаться проповедью о самосовершенствовании и самопожертвовании

22 МОЖНО ЛИ СЧИТАТЬ ЧАЙКУ АМБИВАЛЕНТНЫМ СИМВОЛОМ? В «Песне о Буревестнике» чайка: – символ обывателей, боящихся перемен – смысл жизни – в еде – буря их пугает – враги неизведанного (всегда летают недалеко от берега и невысоко) В повести-притче чайка: символ борца, который не хочет быть похожим на других смысл жизни – в полете и в скорости, в покорении новых высот еда не является смыслом жизни, а только необходимым условием для дальнего полёта обрести свободу – научиться летать

23 ДОКАЖИТЕ, ЧТО ДЖОНАТАН – РОМАНТИЧЕСКИЙ ГЕРОЙ – ищет ответы на вопросы: « В чём смысл жизни и как найти пути достижения высшей цели бытия»? – цель его жизни – «открытие, осознание, освобождение» – чайки называют его «отступником» и изгоняют (конфликт) – «остаток своих дней Чайка Джонатан Ливингстон провёл в одиночестве» – «идея Великой Чайки – ничем не ограниченная идея абсолютной свободы»

24 НОВОЕ В ИЗОБРАЖЕНИИ РОМАНТИЧЕСКОГО ГЕРОЯ (ЧЕРТЫ НЕОРОМАНТИЗМА) у Джонатана Ливингстона есть учителя у Джонатана Ливингстона есть ученики он приходит к выводу о необходимости Любить свою стаю, стаю, которая сделала его изгнанником он уходит искать другие стаи, которым нужно показать, в чём истинное предназначение чаек

25 ПОЧЕМУ ЖЕ ИМЕННО ПТИЦА СТАЛА ЛЮБИМЫМ СИМВОЛОМ ЧЕЛОВЕКА-ТВОРЦА? На Востоке существует поверье, что птицы не умеют грустить, так как награждены вечной свободой. Когда они в чем-то разочаровываются, то надолго улетают в небо. Чем выше, тем лучше. Летят с уверенностью в том, что под порывами ветра высохнут слёзы, а стремительный полет приблизит их к новому счастью.

26 ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ (ПО ВЫБОРУ) 1) Нарисуйте любой понравившийся эпизод из прочитанных произведений 2) Найдите в мифологии богов, которые связаны с образами птиц и расскажите о них 3) Прочитайте стихотворение Э. По «Ворон», проанализируйте символические образы этого стихотворения 4) Попробуйте создать своё небольшое произведение любого жанра, используя образ птицы как символ 5) Выучите любую басню И.А.Крылова, в которой действующие лица – птицы 6) Напишите сочинение-рассуждение по теме: «Почему в стихотворении «Воробей» И. С. Тургенева именно неприметная маленькая птичка становится символом самопожертвования и самоотверженности» (тезис- аргументы-умозаключение)

27 «Не верь глазам своим. Ибо глазам видны лишь ограничивающие нашу свободу оковы. Чтобы рассмотреть главное, нужно пользоваться пониманием. Ты всё знаешь, необходимо только понять это. И тогда сразу станет ясно, как летать… Для начала следует понять, что чайка есть ничем не ограниченная идея свободы…, и всё ваше тело от кончика одного крыла до кончика другого – это только мысль.»

Источники:

https://pishi.pro/kak-stat-pisatelem/teoriya-literatury/obraz-simvol-19784.html
https://fb.ru/article/322486/simvol-v-literature—eto-znak-taynyi
https://www.myshared.ru/slide/1301639/

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Для любых предложений по сайту: [email protected]