Объяснение Чацкого с Софьей. Анализ эпизода комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума»
Объяснение Чацкого с Софьей. Анализ эпизода комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума»
1. Где в доме Фамусова происходит диалог героев? В чем драматизм положения для них?
– Судя по ремаркам финала предыдущего действия, Софья направляется в свою комнату, где её перехватывает Чацкий. За несколько часов пребывания в доме Фамусова Чацкий успел вызвать не только раздражение и досаду у Софьи, но и ярость («не человек, змея»). Можно себе представить, что чувствует Софья, увидев Чацкого у дверей своей комнаты, куда сейчас должен прийти Молчалин.
Что касается Чацкого, ему уже не раз дали понять, что он лишний, что его не любят, уже косвенно приводили в пример Молчалина. Но именно потому, что ему говорили правду, он не в состоянии был в неё поверить. Его высокий, благородный ум не приемлет такой глупой правды. Он не способен понять, что Софья может любить Молчалина, что тот не так уж глуп. И в первой же своей реплике Чацкий вновь презрительно отзывается о Молчалине:
Уж разве поумнел?
2. Как ведут себя герои в начале диалога?
– Чацкий – напористо: «Дознаться мне нельзя ли…кого вы любите?», «Кто более вам мил?». Софья – уклончиво, пытаясь поскорее отделаться от Чацкого, но и не в силах скрыть раздражение.
3. В какой момент происходит перелом в диалоге?
– Горестный порыв Чацкого «Мне в петлю лезть, а ей смешно» подействовал на Софью, и она решается на полуправду. Она пытается объяснить Чацкому, за что не любит его и не сможет полюбить.
4. Как характеризуют её эти признания? Что открывают в ней?
– Она не доверяет человеку слишком яркому и самостоятельному. К тому же она слишком умна и проницательна, чтобы не заметить, что Чацкий занят собой, а её плохо слышит и понимает. Но почему же умная Софья полюбила Молчалина? Софья в сущности очень одинокий человек: рано лишилась матери, отец занят собой, мадам Розье – «вторую мать» перекупили за пятьсот рублей, да и Чацкий её тоже бросил. Ей хочется чего-то надежного, своего, и ум диктует ей искать человека зависимого, покорного, который всегда находился бы под рукой. Потому и восхищает её робость Молчалина, скромность, сговорчивость, умение ладить со всеми. Но она, конечно, идеализирует Молчалина, и об этом ей говорит Чацкий. Софья отчасти даже согласна с ним:
Конечно, нет в нем этого ума…
Но ей кажется, что именно отсутствие ума есть залог чистосердечия: «В лице ни тени беспокойства..»
5. Как характеризует эта сцена Чацкого?
– Он по-прежнему проявляет трагическую невосприимчивость, нечуткость к собеседнику. Он умен и абсолютно прав почти во всем, но в идеале. А в реальности со своими идеалами он выглядит глупо, нелепо и смешно. Не умея слышать других, он убежден, что его идеи разделяют все умные люди. Поэтому, слушая, как Софья хвалит Молчалина, подозревает её в лукавстве.
6. Чем заканчивается диалог?
– Чацкий, не желая видеть очевидного, остается со своей загадкой. Но еще более драматично, что, не желая понять чужую правду, он ощущает себя на грани сумасшествия.
Читаемое в разделе:
- Сочинение на тему: Чем опасны Молчалины
Чтобы ответить на поставленный вопрос, сначала необходимо определить, что такое опасность. По Википедии опасность – это возможность возникновения.
Грибоедовская комедия «Горе от ума» – произведение поистине гениальное. Иначе не стала бы она столь знаменитой, не оставалась бы актуальной уже почти два.
“>Сочинение на тему: Образы комедии «Горе от ума»
Эпилог к комедии «Горе от ума» (в стихотворной форме)
Ι Настало утро, всё в доме улеглось, Все успокоились Ни Фамусов, ни Софья, ни Молчалин не знали, Как им дальше быть, что делать Все у себя по комнатам сидели, О жизни.
Москва начала XIX века. На дворе тихий вечер. Вечер, каких много. К дому Фамусовых, одна за другой, съезжаются кареты, из которых выходят разодетые, очень.
1. Сквозная тема эпизода, как и всей комедии – ум. Об уме постоянно вспоминают самые, казалось бы, далекие от мудрости персонажи.2. Данный эпизод – диалог.
Ранее опубликованные в разделе:
- Диалог Фамусова с Чацким. Анализ эпизода комедии «Горе от ума»
1. Сквозная тема эпизода, как и всей комедии – ум. Об уме постоянно вспоминают самые, казалось бы, далекие от мудрости персонажи.2. Данный эпизод – диалог.
Москва начала XIX века. На дворе тихий вечер. Вечер, каких много. К дому Фамусовых, одна за другой, съезжаются кареты, из которых выходят разодетые, очень.
Грибоедовская комедия «Горе от ума» – произведение поистине гениальное. Иначе не стала бы она столь знаменитой, не оставалась бы актуальной уже почти два.
“>Сочинение на тему: Образы комедии «Горе от ума»
Эпилог к комедии «Горе от ума» (в стихотворной форме)
Ι Настало утро, всё в доме улеглось, Все успокоились Ни Фамусов, ни Софья, ни Молчалин не знали, Как им дальше быть, что делать Все у себя по комнатам сидели, О жизни.
Новые материалы раздела:
- Сочинение на тему: Чем опасны Молчалины
Чтобы ответить на поставленный вопрос, сначала необходимо определить, что такое опасность. По Википедии опасность – это возможность возникновения.
“Ум и дела твои бессмертны в памяти русской. “
Школьное сочинение
Родился Грибоедов в 1795 году в родовитой дворянской семье. Получил блестящее образование: прошел курс словесного и юридического факультетов Московского университета, учился и на естественно-математическом, закончить который ему помешала война 1812 года. Грибоедов владел основными европейскими языками, знал древние языки, позднее изучил восточные, интересовался наукой. Он был талантливым музыкантом, но сохранилось всего лишь два его чудесных вальса, которые и сейчас часто исполняются на концертах. Пушкин считал Грибоедова одним из самых умных людей в России.
Обучение в университете, в кругу передовой студенческой молодежи, воспитало и развило в писателе пламенную любовь к Родине и страстное желание служить ей. В дни Отечественной войны 1812 года Грибоедов вступил добровольцем в гусарский полк. В 1815 году писатель перевел пьесу французского драматурга Лес-сера “Семейная тайна”, которую сразу поставил Малый театр. Грибоедов писал полемические статьи, в том числе и о театре. После окончания военной службы он занялся литературной работой, в 1817 году поступил на дипломатическую службу в Коллегию иностранных дел, а затем уехал в качестве секретаря посольства в Персию (Иран). В Персии, а потом в Грузии Грибоедов работал над комедией “Горе от ума”, которую закончил в Петербурге в 1824 году.
В 1826 году Грибоедова, возвращавшегося с Кавказа, арестовали по подозрению в связях с декабристами. Вскоре его отпустили за недоказанностью вины, но царская полиция продолжала за ним следить. В 1828 году Грибоедову поручили заключить мирный договор с Персией. Талантливый дипломат блестяще справился с этой важной миссией, за что Николай I назначил его полномочным послом в Персию. В условиях борьбы России и Англии за восточные рынки этот пост был очень опасным. Для персидского феодального правительства Грибоедов был врагом, заменявшим “единым лицом двадцатитысячную армию”. В 1829 году фанатичная толпа, подстрекаемая муллами и английскими агентами, напала на русское посольство в Тегеране, и Грибоедов был убит. Он защищался до последнего. На могиле Грибоедова в Тифлисе в монастыре святого Давида его молодой женой Ниной Чавчавадзе был поставлен памятник с короткой надписью: “Ум и дела твои бессмертны в памяти русской, но для чего пережила тебя любовь моя?”
Первые пьесы Грибоедова были написаны по правилам господствовавшей тогда развлекательной комедии, которую сочиняли преимущественно в жанре классицизма. Переводя и переделывая с французского языка пьесы легкого жанра, Грибоедов вынужден был следовать требованиям их стиля. Но в переделках писателя проявилась его способность к живым стихам, стремление к беглому языку, просторечию и афористичности, реалистическим зарисовкам быта. Грибоедов преодолевал шаблоны легкой классицистской комедии, осваивал лучшие достижения русской и прогрессивной зарубежной сатирической драматургии.
В пьесе А. С. Грибоедова ставятся самые острые вопросы того времени: положение русского народа, проблема крепостного права, взаимоотношения между помещиками и крестьянами, самодержавная власть, безумное расточительство дворян, состояние просвещения, принципы воспитания и образования, независимость и свобода личности, национальная самобытность и многие другие. В пьесе отражена смертельная борьба двух основных лагерей, двух миров московского общества накануне восстания декабристов: консервативного поместного и чиновного барства(“века минувшего”) и прогрессивного дворянства (“века нынешнего”). Широко представлена знать — Фамусов и его гости — фамусовское общество. У его представителей нет никакого чувства гуманности — это закоренелые враги свободы, душители просвещения, единственное желание которых — “забрать все книги бы да сжечь”.
Сатирически изображая поместную и бюрократическую знать, Грибоедов четко видел и положительные общественные силы своей эпохи, возникновение и рост новых, прогрессивных идей. Представители “века минувшего” чувствуют широкое распространение вольномыслия, называют свое время “ужасным веком”. Наиболее полно пробуждение национального, общественного самосознания воплощено в образе Чацкого.
Чацкий — деятельная, героическая фигура. Это горячий патриот, бесстрашный воин против крепостнического и деспотического самовластия, мужественный рыцарь правды, беспощадный судья всякой лжи и фальши, всего того, что враждебно новому, что стоит на пути разума. Чацкий продолжает и развивает просветительские идеи XVIII века, клеймит невежество, обличает показную внешность представителей барства и пламенно пропагандирует науку, просвещение и искусство. С понятием “ума” во времена Чацкого связывались идеи вольнодумства, вольномыслия, борьбы за свободу. Грибоедов также понимал роль народа в борьбе консервативного и прогрессивного дворянства: “Умный, бодрый наш народ”, — говорил писатель словами Чацкого.
Грибоедов резко критиковал мир насилия, произвола, невежества, подхалимства, лицемерия, где господствуют Фамусовы и молчалины, гибнут лучшие человеческие качества. Драматург клеймил добровольное холопство, молчалинство во всех его проявлениях. Духом борьбы за настоящего человека, его достоинство, русскую национальную культуру проникнуто замечательное произведение Грибоедова.
Грибоедов, создавая оригинальные, ярко индивидуализированные характеры, ставит их в типические обстоятельства, в конкретно-исторические бытовые и общественные условия. Читая эту пьесу, мы видим широкую картину подлинной жизни. По прямоте выражения прогрессивной идейности, по силе социально-политического негодования против крепостничества и самодержавия, по характеру благородного сочувствия закрепощенному народу “Горе от ума”, по оценке критиков, самая “антибарственная” комедия первого этапа русского освободительного движения. Грибоедов в свой пьесе объединил лучшие достижения предшествующей драматургии и начал новый этап развития русской и мировой драматургии — драматургии критического реализма. Грибоедов рассчитывал влиять не на Фамусовых, а на широкие круги читателей-современников, и достиг таких результатов, которые трудно переоценить.
«Объяснение Чацкого с Софьей (анализ 1-го явления III действия комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»).»
Комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума» — одно из лучших произведений русской литературы. Герой комедии — молодой дворянин Александр Андреевич Чацкий — всего за сутки испытывает крушение всех своих планов и надежд. Можно сказать, что его жизнь меняется в одночасье. Герой возвращался домой, к любимой девушке, к счастливой жизни, а нашел там лишь холодность, разочарование и гонение.
Приехав в дом к другу своего отца Фамусову, Чацкий в первые же секунды стремится увидеться с его дочерью — Софьей. Герой влюблен в нее с детства и ждет ответного чувства от девушки. Но Софья очень холодно встречает Александра Андреевича. На протяжении всей пьесы Чацкий пытается выяснить причину охлаждения Софьи, найти своего, более счастливого, соперника.
В 1-ом явлении III действия комедии между героями происходит объяснение. Чацкий хочет «выудить признание» у Софьи: «Кто, наконец, ей мил? Молчалин? Скалозуб?» Герой не верит, что одного из этих людей девушка могла полюбить — ведь один ничтожнее другого. Чацкий дает емкие характеристики обоим кандидатам:
Молчалин прежде был так глуп.
Уж разве поумнел. А тот —
Хрипун, удавленник, фагот,
Созвездие маневров и мазурки!
Но Софья, обдавая героя холодностью, утверждает, что любит многих гораздо более, чем Чацкого. Александр Андреич, по ее словам, очень «невоздержан на язык» и жесток к людям: «Малейшая в ком странность чуть видна, Веселость ваша не скромна, У вас тотчас уж острота готова… «Лучше бы Чацкий обратил взгляд на себя, на свои недостатки. Ведь, ругая всех и вся, он выглядит смешным:
Да! Грозный взгляд, и резкий тон,
И этих в вас особенностей бездна;
А над собой гроза куда не бесполезна.
Софья не желает больше говорить с героем и порывается уйти. Чацкий, чтобы все же узнать ее «зазнобу», решает притвориться (единственный раз в жизни!) и признать, что Молчалин мог измениться. Герой соглашается: хорошо, может быть, Алексей Степаныч — достойный человек, но любит ли он Софью так, как любит ее Чацкий?
Пускай в Молчалине ум бойкий, гений смелый,
Но есть ли в нем та страсть? То чувство?
Чтоб, кроме вас, ему мир целый
Казался прах и суета?
Чацкий то пытается убедить Софью, что она во многом выдумала себе Молчалина: «Бог знает, в нем какая тайна скрыта; Бог знает, за него что выдумали вы, Чем голова его ввек не была набита. Быть может, качеств ваших тьму, Любуясь им, вы придали ему… «То, боясь гнева девушки, признает за Молчалиным ум. Он умоляет Софью дать ему возможность убедиться самому, что его соперник — достойный человек: «Как человеку вы, который с вами взрос, Как другу вашему, как брату, Мне дайте убедиться в том…» Тогда Чацкий сможет успокоиться («от сумасшествия могу я остеречься») и забыться.
Но Софью вовсе не трогают пылкие слова Александра Андреевича. Ее очень обидели нелестные отзывы Чацкого о Молчалине. Любит она секретаря отца или нет, «зачем же быть… так невоздержну на язык?» Софья обвиняет героя в том, что в жизни он способен только шутить: «Шутить! И век шутить! Как вас на это станет!» Однако, если бы он узнал Молчалина поближе, то оценил бы его по достоинству.
Чацкий уязвлен ревностью: откуда Софья так хорошо знает Алексея Степановича? А девушка продолжает убеждать Чацкого в несомненных «достоинствах» Молчалина: безмолвии, общении со старичками, небольшом, но крепком уме, уступчивости, скромности, спокойствии и т. д.
Чацкий не верит своим ушам:
Целый день играет!
Молчит, когда его бранят!
Она его не уважает! …Она не ставит в грош его.
В итоге герой делает вывод: «Шалит, она его не любит». Успокоившись по поводу Молчалина, он хочет выяснить отношение Софьи к Скалозубу. Чацкий начинает расхваливать его, но Софья тут же прерывает Александра Андреевича: Скалозуб — герой не ее романа. Чацкий недоумевает: девушка не может любить ничтожного Молчалина, к Скалозубу она равнодушна. Кто же завладел ее сердцем? Сцена завершается вопросом героя: «Кто разгадает вас?”
Таким образом, намерения Чацкого не увенчались успехом. Он так и не выяснил, кто же является его соперником. Герой не имеет возможности успокоиться, он будет находиться в напряженном волнении до самого конца пьесы.
Данный эпизод окончательно проясняет отношение Софьи к Чацкому, причины ее недовольства героем. Также читатель убеждается, что девушка любит Молчалина, не видит его недостатков, таких очевидных для Чацкого. Софья придумала себе романтического героя, не видя истинного лица своего избранника. Но Чацкий убежден, что неглупая Софья выбрала кого-то гораздо более достойного. Эта мысль не дает покоя герою, усиливает его сомнения и терзания.
Источники:
https://litera.su/learner/all-works/griboyedov-a-s/explanation-chatsky-sophia-analysis-of-episode
https://www.ukrlib.com.ua/sochin-rus/printout.php?id=53&bookid=218
https://www.allsoch.ru/sochineniya/2176