Определение сказа как литературного жанра. Сказы Бажова, воспевшие уральский край
Что такое сказ? Понятие, особенности, примеры
Практически вся русскоязычная аудитория знает, что такое сказ, и своей популярностью он обязан, прежде всего, Павлу Петровичу Бажову. Однако не всем известно, что аналогичные произведения есть и у других писателей-классиков. Как самостоятельный жанр сказ выделяется только в русской литературе.
Определение сказа как литературного жанра
Специалисты-филологи опираются на определенные признаки, когда дают ответ на вопрос: «Что такое сказ?». Это особый жанр, в котором правдоподобный сюжет или реальные события нередко переплетаются с элементами волшебства, гротеска. Так, в «Огневушке-поскакушке» будни старателей оживлены сказочным персонажем – девчонкой, выбегающей из огня. В «Левше» героями повествования являются русские императоры, атаман М. И. Платов, оружейники из Тулы. А изюминка произведения – подкованная блоха, что для того времени казалось фантастикой.
Однако центральный стержень определения сказа в литературе – это не особенности сюжета, а форма его изложения. Повествование ведется от лица некоего рассказчика, который использует разговорный, народный язык – живой, непосредственный, содержащий жаргонизмы, искаженные слова, диалектизмы. Этим сказ напоминает фольклорное произведение.
Еще одна ключевая особенность данного жанра состоит в том, что мировосприятие рассказчика, тип его мышления, стиль описания событий не совпадают с авторскими. В «Сказе о Левше» хорошо владевший литературным языком Н. С. Лесков словно погружается в чужое сознание. И тогда возникает повествователь – выходец из народа, называющий Аполлона Бельведерского «Аболоном полведерским», двухместную карету – «двухсестной», люстры – «бюстрами».
Сказы в литературе и их классификация
Основоположниками сказа являются Н. В. Гоголь и Н. С. Лесков. Очень ярко признаки этого жанра проявились в «Вечерах на хуторе близ Диканьки», «Левше», а в XX веке – в рассказах И. Э. Бабеля («Конармия», «Как это делалось в Одессе»), М. М. Зощенко («Лимонад», «Счастье»), а также в произведениях П. П. Бажова.
Сказы подразделяют на два вида:
- Характерный. Повествование ведется безымянным рассказчиком, который использует народный язык («Малахитовая шкатулка», «Огневушка-поскакушка»; «Сентиментальные повести» Зощенко»; «Вечера на хуторе близ Диканьки» Гоголя).
- Орнаментальный характеризуется сочетанием литературного и разговорного стилей, поэтичного и бытового, иногда наличием отступлений от сюжетной линии («Конармия» Бабеля, гоголевские «Шинель», «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем»).
Необходимо упомянуть и других писателей, чтобы лучше понять, что такое сказ. Это В. И. Даль, В. М. Шукшин, А. Белый, Л. М. Леонов.
Сказы Бажова, воспевшие уральский край
Наиболее известный образец, дающий представление о том, что такое сказ, – это произведения Павла Петровича Бажова. С первых же строчек видно: повествование идет от первого лица. Рассказчик говорит о «нашем заводе», «наших краях». Обращаясь к читателю-слушателю, вставляет такие обороты и выражения, как «видишь», «слыш-ко», «на моих еще памятях».
На нить диалогов и монологов нанизаны жемчужины народного уральского говора: доспрашивать, протча, неуж, жарынь, дедо. Высока доля уменьшительно-ласкательных слов: махонькая, куклёнка, артелка, ровнёшенький. В сюжет почти каждого сказа вплетены какие-нибудь невероятные события: ящерица превращается в Хозяйку Медной горы, олень Серебряное копытце выстукивает ножкой драгоценные камни, из лесного колодца появляется волшебная бабка Синюшка – «всегда старая, всегда молодая», навеки приставленная «к здешним богатствам».
П. П. Бажов в своих книгах не только описал быт старателей, мастеров, но и прославил золотые руки уральских камнерезов, показал красоту души простых людей, очарование родного края.
Именно фольклорная красочность и незатейливость рассказчика позволяют понять, что такое сказ. Это придает произведению особый шарм. У читателя появляется возможность ощутить сопричастность к народным традициям, познать свои корни, раскрыть источники силы духа русского народа.
В чём необычность и актуальность сказов П.П.Бажова?
ВСЕМ ТЕПЛА И УЮТА ЭТИМ ЛЕТНИМ ВЕЧЕРОМ!!))
Уральский горнозаводской край – родина Павла Петровича Бажова. Заводская среда, в которой рос Бажов, смолоду привила ему любовь к родному краю, уважение подлинному мастерству. Здесь ценили умелые руки и презирали всяческое тунеядство.
В горнозаводских поселках бытовали «тайные сказы» – это народные предания о тяжком труде в старых рудниках. Из поколения в поколение передавались и кладоискательские сказы. И в них говорилось о больших сокровищах, скрытых в Уральских горах. По преданию их охраняла «тайная сила» – Малахитница, гигантский змей Полоз и другие персонажи. А рядом с ними возникал «горник», которому «тайная сила» открывала доступ к богатству.
Слышал эти горняцкие сказы Павел Бажов и в родном доме, и от стариков. У него накопился запас «живых» наблюдений, которые впоследствии легли в основу главной его книги «Малахитовая шкатулка».
.
Актуальность сказок в том, что в этом году исполняется 135 лет со дня рождения П.П.Бажова, а в современном мире, где человечество утратило уважение к труду, сказы Бажова как раз напоминают нам о том, что «Не всяк хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто на дело гож», и учат нас с почтением относиться к работе, к трудовому человеку, который высшей ценностью считает умение трудиться.
Тема и основная идея сказов П.П.Бажова, своеобразие образов трудового народа.
Основной темой сказов Бажова стала тема высокого мастерства, исторического новаторства рабочего человека.
Первое издание «Малахитовой шкатулки» состояло из 14 сказов. В последующее годы писатель все пополнял свою драгоценную «шкатулку».
Сказы Бажова образуют несколько циклов: это сказы о чудесных мастерах; о рудокопах; о Ленине; и в последние годы – сказы-были, сказы-притчи, как бы уроки жизни.
Герой бажовских сказов – рабочий человек не преклоняется перед могучими и грозными хозяевами, не отступает перед ними, а противостоит им как равный.
Сказы о мастерах воспевают смелую выдумку, умелые рабочие руки, труд, превращающийся в творчество. Истинное мастерство, думал писатель, это всегда поиски, новаторство, а не добросовестность. Например в сказе «Горный мастер» камнерез Данила задумал воплотить из камня красоту лесного цветка. Но не удается ему малахитовая чаша, хоть ее хвалят, а он не рад. Идет Данила к самой Хозяйке Медной горы, просит показать сказочный «каменный цветок». У Бажова она – хранительница секретов высокого мастерства. Этот образ фантастический.
Сказы о рудокопах тоже связаны с фантастическим образом из горняцких легенд: хранитель золотых залежей Полоз, его дочери Змеевки. Есть в этих персонажах что-то мощное, особенное. В этих сказочных героях воплощен образ самой природы. На этом и основан мотив дружбы – только в единстве с природой можно добиться успеха. Сама природа восстает против потребительского отношения к ее дарам, жестоко наказывает тех, кто пытается превратить в деньги ее чудесные самоцветы, руду, золото. Важная роль в создании таинственного и чудесного отводится в бажовских сказах волшебным предметам. Например, малахитовая шкатулка может уменьшаться в размерах, ее нельзя украсть (случай с хитником из сказа «Малахитовая шкатулка»), кольца, серьги, бусы и прочие украшения из шкатулки могут светиться, излучать тепло или холод, превращаться в капли и совсем исчезнуть. Почему? Потому что шкатулка и украшения чудесные; рациональное объяснение здесь невозможно. В отношении к волшебным предметам раскрываются характеры персонажей. С их помощью хозяева земных богатств либо награждают, либо наказывают человека.
Есть у Бажова и группа сатирических сказов, осмеивающих пустоту и бессмысленность человеческой алчности. Например, «Сочневы камешки», где нашел герой россыпь драгоценных изумрудов, набил жадно кошелек, да хвалиться всем стал, и вдруг пуст кошелек оказался, «посмеялась над ним грозная Хозяйка».
Характерная черта сказов Бажова – их живописность, жизнерадостность, богатство речи. В сою записную книжку Павел Петрович всегда заносил словечки и речевые обороты, передающие характерные черты быта уральских горнозаводских рабочих. Во фразах много уменьшительно-ласкательных слов: ушки, хлебушка, мяконького, ломоточками, грудкой («Про Великого Полоза»). Речь героев напевна: слеза – слезой, сажа – сажей, звон – звоном, ни недогару ни перегару. Все средства подчинены главной задаче – раскрыть образ трудового человека.
Грозные годы Великой Отечественной войны явились новым испытанием для горнозаводского Урала. Осмысливая все пережитое, П.Бажов пишет свои сказы-были. Здесь уже нет фантастических героев, события обыденны, но за ними писатель учит вдумываться, вглядываться в жизнь. В центре рассказчик – старый, бывалый горняк, который учит на повседневных примерах как надо достойно жить. Например, сказ «Живинка в деле», где герой Тимоха решил обучиться каждому делу. Все смеялись над ним, а Тимоха всему научился, да только это было ремесло, а не подлинное мастерство. Понял это он, когда не смог победить старого мастера Нефеда. А учил Нефед в каждом деле «живинку» искать.
Человека сам обязан определить свою судьбу, каким путем идти в жизни, – вот чему учат бажовские сказы-притчи.
Географически Сказы связаны со старинным Сысертским горнозаводским округом, «в состав которого, – указывал П. Бажов, – входили пять заводов: Сысертский или Сысерть – главный завод округа, Полевской (он же Полевая или Полева) – самый старый завод округа, Северский (Северна), Верхний (Верх-Сысертский), Ильинский (Нижне-Сысертский). Вблизи Полевского завода было и знаменитейшее медное месторождение крепостной поры Урала – рудник Гумёшки, иначе Медная гора, или просто Гора. С этими Гумёшками, которые в течение столетия были жуткой подземной каторгой не одного поколения рабочих, связана большая часть сказов Полевского района».
Итак, в ходе исследования мы пришли к следующим выводам:
1.Хозяева земных богатств совмещают у Бажова одновременно и грозные силы природы, и человеческие черты. Это важно для выражения мыслей автора. Являясь силой карающей и награждающей, Хозяйка Медной горы и великий Полоз сопровождают героев в их жизни, награждая и наказывая, открывая тайны мастерства и секреты родной земли.
2. С фольклором сказы связывает и обращение к изображению чудесных предметов. Они часто являются дарами за высокие нравственные качества героев, их уважение к родной земле, ее природе и таинствам. Однако, как и в народных сюжетах, предметы, обладающие волшебными свойствами, имеют две стороны: они часто несут в себе не только благо, но и отрицательные черты, подчеркивая авторскую мысль в том, что истинное богатство заключено не в золоте и драгоценностях, а в душевной красоте и творчестве;
3.Воздаяние за добро и зло, любовь, семейные взаимоотношения, Бажов добавляет к ним важность творчества для жизни человека и расплата за полученный дар творить.
Сказы П.П. Бажова сочетают в себе фантастические образы, язык народных преданий и народной мудрости. Но П.П. Бажов – самостоятельный художник, использовавший великолепное знание уральского горняцкого быта и устного творчества для своих идей. Рассказывая об искусстве уральских умельцев, о талантливости русского рабочего, отражая красочность и своеобразие старого горнозаводского быта, П.П. Бажов вместе с тем ставит в сказах общие вопросы – об истинной нравственности, о душевной красоте и достоинстве трудового человека, об эстетических и психологических законах творчества.
Заключение.
Писатель Павел Петрович Бажов хотел, чтобы его сказы не просто читались как развлекательные истории, а чтобы из них мы, читатели, извлекали нравственные уроки для себя, для воспитания своей души.
• Человек должен о ком-то заботиться
• Человек должен стремиться к знаниям, быть любознательным.
• Человек должен быть добрым и бескорыстным.
• Человек должен быть трудолюбивым, жить своим трудом, а не зариться на даровые богатства.
• Человек должен учиться видеть подлинную красоту вокруг себя, не уничтожать, а беречь ее для будущих поколений.
• Красота не должна оцениваться деньгами, ею надо любоваться.
• К природным богатствам необходимо относиться бережно и с пользой, не злоупотреблять, если их много.
• Доброта и благородство всегда вознаграждаются не только в сказах, но и в реальной жизни.
• Дети с малых лет должны себя считать ответственными членами семьи, во всем помогать взрослым.
Образы сказочных героев Бажова нашли большой отклик во многих видах искусства: театр и кино, станковое и монументальное искусство, скульптура и мелкая пластика, декоративно-прикладное творчество.
Герои уральских сказов представлены в камне, чугуне и фарфоре, в мозаичных панно и чеканке по металлу, декоративной росписи и ювелирных изделиях.
Сказы Павла Петровича Бажова так умны и так красивы, что композиторы сочиняют к ним музыку, художники рисуют иллюстрации.
Каждый из нас может открыть для себя «Малахитовую шкатулку», «достать» понравившийся сказ и полюбоваться мастерством уральского сказочника Павла Петровича Бажова.
В заключении я хочу привести слова, завершающие один из бажовских сказов: «Работа – она штука долговечная. Человек умрет, а дело его останется. Вот ты и смекай, как жить-то?»
Высокое мастерство, историческое новаторство рабоч.
Определение сказа
В «Краткой литературной энциклопедии» А. П. Чудаков и М. О. Чудакова (1971) определяют сказ следующим образом:
СКАЗ — особый тип повествования, строящегося как рассказ некоего отдаленного от автора лица (конкретно поименованного или подразумеваемого), обладающего своеобразной собственной речевой манерой.
Большой Энциклопедический словарь – “СКАЗ”
СКАЗ 1) фольклорная форма (в т. ч. устный народный рассказ), стоящая на грани бытовой речи и художественного творчества. Литературные сказы (Н. С. Лесков, П. П. Бажов) генетически связаны с фольклором.2) Принцип повествования, основанный на имитации речевой манеры обособленного от автора персонажа – рассказчика; лексически, синтаксически, интонационно ориентирован на устную речь (А. Веселый, рассказы М. М. Зощенко).
Современный толковый словарь русского языка Т.Ф.Ефремовой –
СКАЗ м. 1) Повествование, ведущееся от лица рас
чика. 2) Произведение устного народного творчества о действительных событиях современности или недавнего прошлого, в котором повествование ведется от лица рас
чика. 3) разг.-сниж. Слова, речь, выражающие чью-л. волю, решение, мнение.
Сказ как вид литературного повествования
Материал из Википедии
Сказ — вид литературно-художественного повествования, подражающий фольклорным произведениям стилем, специфической интонацией и стилизацией речи для воспроизведения речи сказителя устных народных жанров или живой простонародной речи вообще. Характерная черта сказа — наличие рассказчика, не совпадающего с автором, стилистика речи которого не совпадает с современной литературной нормой.
В русской литературе известны сказовые произведения Н.С. Лескова («Левша» (Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе), П.П. Бажова (написанная в духе народного говора уральских горнозаводских рабочих книга «Малахитовая шкатулка»), Б.В. Шергина (повествующие о характере, культуре, быте, облагораживающем труде русских поморцев), М.Х. Кочнева (представляющие особенности языка, быта, рабочего фольклора ивановских ткачей). Своеобразное, точное и интересное определение сказа в «Шелковых крыльях» дал М.Х. Кочнев: «Сказ с рассказом живут рядом. Сказка тоже в дружбе с ними: рассказ и сказка как бы по бокам идут, а сказ – в середочке. У сказа, как у поговорки, уши чутки, глаза зорки. Только вот о чем не забывай: сказ не сам по земле ходит – его жизнь за собой водит». (Словарь литературных терминов)
Стилизация может достигаться подражанием сказочному, былинному и песенному складу (сказочная стилизация), например у Мельникова-Печерского, «В лесах»: «За Волгой в лесах, в Черной Рамени, жил-был крестьянин, богатый мужик. У того крестьянина дочка росла. Дочка росла, красой полнилась». Другой прием стилизации — подражание диалектам и профессиональным говорам крестьян, например у Лескова, «Житие одной бабы»: «Надоело ему это до смерти, злился он как змей лютый; а все по вечерам заходил к Прокудину. Стали большаки конопельку ссыпать, и Прокудин возов с пяток ссыпал». Рассказчиком в сказе может выступать и горожанин, в таких случаях автор подражает просторечию и профессиональным говорам городского населения, например у Лескова, «Штопальщик»: «Я его благодарю и говорю, что никаких желаниев не имею и не придумаю, окромя одного, — если его милость будет, сказать мне…». Возможно также подражание архаичным и необычным формам письменной речи, например у Лескова, «Запечатленный ангел»: «И сему-то подобным мирственным духом, как я вам представил, жили мы без малого яко три года. Спорилося нам все, изливались на нас все успехи точно из Амалфеева рога, как вдруг узрели мы, что есть посреди нас два сосуда избранных божия к нашему наказанию» — стилизация древнерусских поучительных книг.
Термин сказ, как и сказание, может также употребляться в фольклористике для обозначения различных не сказочных жанров устной прозы (предания, легенды, былички
Источники:
https://www.syl.ru/article/327512/chto-takoe-skaz-ponyatie-osobennosti-primeryi
https://qna.center/question/4929514
https://www.sites.google.com/site/virtualmuzej/skaz-kak-zanr-literatury