2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Определение термина пейзаж. Термин и понятие в изобразительном искусстве

Термины и понятия изобразительного искусства

К изобразительному искусству относится искусство, в котором художник выражает свои мысли и чувства через изображение человека, природы, предметов , явлений видимого мира и воспринимается оно зрителем при помощи зрения. Видами изобразительного искусства являются: живопись, скульптура, графика, декоративно — прикладное искусство, архитектура.

ЖИВОПИСЬ — один из основных видов изобразительного искусства. Художник воспроизводит на холсте, дереве, плоскости стены и т.п. предметы и явления реальной или фантастической действительности. Образы в живописи цветные, их создают, нанося на плоскость слой красок.

Живопись также подразделяется по технике исполнения: т е м п е р а, м а с л я н а я , ф р е с к а, а к в а р е л ь, п а с т е л ь, м о з а и к а.

Живопись также бывает: м о н у м е н т а л ь а я ( больших размеров, связана с архитектурой — это фреска и мозаика ); с т а н к о в а я ( на картине, ограничена рамой, выполняется на мольберте масляными красками, акварелью. пастелью); д е к о р а т и в н а я (украшает предметы, архитектурные сооружения ); т е а т р а л ь н а я ( декорации для спектаклей ); м и н и а т ю р а ( очень малых размеров, на шкатулках, медальонах ).

Цвет — основное средство выразительности в живописи. Цвет бывает чистым ( локальным ) и сложным, с оттенками. Способ наложения красок также бывает разным — эти осязаемые особенности поверхности живописных произведений называют ф а к т у р о й. Благодаря фактуре можно установить авторство картины, т.к. у каждого художника своя манера живописи, как и почерк.

Кроме того, живопись делится на жанры :

  • Бытовой ( очень распространенный, изображение бытовых сцен, повседневной жизни)
  • Исторический ( изображение реальных исторических событий )
  • Портрет ( изображение человека; различают — п а р а д н ы й портрет, где главное — внешнее сходство и социальное положение человека и и н т и м н ы й, п с и х о л о г и ч е с к и й , где главное — передача внутреннего состояния человека, его душевных качеств; есть портреты обнаженных натур, которые называются н ю , но именно о б н а ж е н н ы х, а не голых, которые бывают только в бане или на пляже, а в искусстве всегда обнаженные или нагие).
  • Батальный ( изображение военных действий, сражений )
  • Пейзаж ( изображение картин природы, морской пейзаж называют » марина» )
  • Натюрморт ( в буквальном переводе с французского «мертвая природа», изображение неодушевленных предметов, домашней утвари, плодов, цветов, трофеев рыбалки и охоты и пр.)
  • Мифологический (изображение сказочных, фантастических сюжетов);
  • Анималистический ( редкий жанр, изображение животных и птиц );
  • Интерьер ( изображение помещений с мебелью. картинами и пр.).

Графика — рисунок на бумаге или картоне пером, карандашом, углем, а также рисунок, воспроизведенный с помощью специальных приспособлений и машин, печатающих рисунок в большом количестве. Произведения графики — это рисунки, гравюры, книжные иллюстрации, спичечные этикетки, плакаты, почтовые марки, карты, газетные карикатуры, товарные упаковки, афиши и т.п.

Скульптура — объемный вид изобразительного искусства. Объём — главное средство выразительности в скульптуре. Скульптура бывает к р у г л а я и р е л е ф. Круглую скульптуру можно посмотреть и обойти со всех сторон. А рельеф — это выпуклое изображение, частично выступающее на плоскости. Скульпторы используют разные материалы и соответственно, разные техники исполнения: из глины — лепка, из камня — высекание, из дерева — вырезание, из металла — отливка.

Декоративно — Прикладное искусство ( сюда относятся предметы, в основном,бытовые, исполненные по законам красоты. Это одежда, мебель, посуда, украшения и т.д.).

Архитектура — не является напрямую изобразительным искусством, однако, условно ее все же относят к нему. Архитектура — это искусство создавать здания и сооружения по законам красоты. Главное в архитектуре — «Прочность. Польза. Красота.» И все это взаимосвязано.

ПОНЯТИЯ, ТЕРМИНЫ.

Автопортрет портрет художника, выполненный им самим.

Абстракционизм направление модернизма

Алебастргипсовый камень, употребляемый для различных поделок.

Ампир («империя») , художественный стиль, возник в эпоху Наполеона, как поздний классицизм. Он предполагает помпезность, использование военной символики.

Амфора — античный глиняный сосуд с узким горлышком и двумя ручками; обычно использовался для хранения вина и растительного масла.

Ансамбль — оформленная как целое группа зданий, сооружений.

Антитчность — культура Древней Греции и Древнего Рима.

Арабески — арабский орнамент

Акварель — живопись водяными красками, водяная краска.

Аркадугообразное перекрытие проемов в стене ( окон, дверей, ворот ).

Аркадаряд опирающихся на колонны или столбы дугообразных проемов в стене.

Архаика, Классика, Эллинизм — периоды в искусстве Древней Греции.

Архаический — древний.

Анималистический — жанр живописи, изображение животных, птиц.

Аппликация — украшение, узор или рисунок,созданный путем наложения цветных кусочковткани или бумаги.

Бюст — скульптурное изображение человека: голова или верхняя часть тела без рук.

Биеннале — выставка через каждые два года.

База — основание, нижняя часть колонны.

Базилика — продолговатое здание из трех и более нефов, причем средняя — выше других.

Барельеф — скульптурное изображение, слегка выступающее на плоскости.

Барокко — художественный стиль, буквально с итальянского «причудливый, вычурный». Художественная задача — ослепить, поразить роскошью, пышностью, иногда в ущерб чувству меры.

Ведута — сельский или городской пейзаж, точно воспроизведенный.

Витраж — выполненная из кусочков цветного стекла декоративная плоскость, вставленная в окна, двери.

Возрождение ( с ит. РЕНЕССАНС) — величайший прогрессивный переворот в историии человечества.

Волютасредняя часть капители с закрученными углами в виде завитков.

Высокий ренессанс — расцвет эпохи Возрождения.

Галерея — длинный торжественный проход , соединяющий отдельные дворцовые помещения; художественная галерея — место расположения произведений искусства

Гармония — созвучие

Глазурь — стекловидное покрытие на керамических изделиях.

Гемма — камень с вырезанным углубленным изображением.

Готический стиль — средневековый стиль в архитектуре, здания легкие, с устремленными вверх остроконечными башнями.

Графика — вид изобразительного искусства.

Гравюра — печатная графика, рисунок наносится ножом или иглой на деревянную (ксилография ) или металлическую ( офорт ) доску, на камень (литография ), линолеум (линогравюра ).

Читать еще:  В каком городе жил паустовский. Краткая биография паустовского самое главное

Дорический, Ионический, Коринфский— ордера, стили Древней Греции.

Драпировка — ткань, художественно уложенная в складки

Живопись — вид изобразительного искусства.

Импрессионизм (в переводе с французского «впечатление») — художественное направление в искусстве. Художник изображает первое впечатление с помощью точек и мелких мазков наподобие запятых.

Инталья — резной камень с врезанным изображением.

Интарсия — мозаика, орнамент или картина из деревянных пластинок разного цвета, используемая главным образом для украшения мебели

Камея — резной драгоценный или полудрагоценный камень с выпуклым изображением.

Классицизм — художественный стиль, в переводе с латинского «образцовый», взявший за идеал традиции античности и Эпохи Возрождения. Классицизм возвышает героическое, высокую гражданственность, чувство долга, осуждает пороки.

Карнизвыступ по краю крыши.

Капительверхняя часть колонны.

Капелла — небольшое строение для молитвы и других религиозных обрядов в католических соборах

Кватроченто — период раннего Возрождения.

Кубизм направление модернизма

Лессировка — наложение слоя прозрачных или полупрозрачных красок один на другой после высыхания для углубления колорита.

Масло, Масляная живопись — живопись масляными красками.

Мозаика — техника в живописи, изображение из мелких кусочков камня, стекла (смальты).

Нэцкеяпонская миниатюрная скульптура.

натюрморт — жанр живописи, изображение неодушевленных предметов.

Пагода — буддийский храм.

Пастель — живопись специальными цветными мелками.

Пилонымощные столбы, поддерживающие перекрытие.

Псевдоготикаложная готика, возрождавшая архитектурные формы готики.

Поп — Арт — направление модернизма

Рельеф — скульптурное изображение, частично выступающее на плоскости.

Романский стиль — средневековый стиль в архитектуре, здания тяжеловесные, массивные.

Романтизм — европейский художественный стиль, предполагает изображение переживаний сильной личности, отвергающей обывательское существование, проявляющей наивысшее напряжение творческих и душевных сил.

Сводполукруглый потолок.

Скульптураобъемный вид изобразительного искусства.

Символизм — направление в живописи модерна

Сюрреализм направление модернизма

Темпера — краска, разведенная на яичном желтке.

Треченто -Предвозрождение.

Фронтонтреугольная деталь под крышей с двух сторон.

Фризполоса украшения вдоль перекрытия.

Фреска — живопись на сырой штукатурке

Фовизм направление модернизма

Футуризм направление модернизма

Холст — ткань, натянутая на подрамник, прогрунтованная, для масляной живописи.

Иконасвященная картина в православных странах.

Нимбкруг над головой святых, символ света вечности.

Лемех(чешуя) — тонкие деревянные дощечки, подобно чешуйкам, покрывают купола деревянных храмов.

Парсуна( персона) — портреты в начале 18-го века, схожие с иконописью.

Пасторальидиллическая картинка, связанная с природой, с сельской жизнью.

Эстетика — наука о красоте

Экспрессионизм направление модернизма

ПЕЙЗАЖ

Найдено 6 определений термина ПЕЙЗАЖ

ПЕЙЗАЖ

вид, изображение какой-либо местности. Жанр живописи и графики, в котором предмет изображения — природа.

Пейзаж

фр. paysage от pays — местность, страна) – один из жанров живописи, изображающий природу. Существует ряд разновидностей П.: городской П., архитектурный П. и др.

ПЕЙЗАЖ

В иконописи до XVII в. изображение элементов природы, как правило, горок и условно трактуемых растений. В XVII в. на фоновой части икон и настенной живописи постепенно появляются ландшафтные мотивы: холмы, деревья, дома, крепости и т.д.

ПЕЙЗАЖ

(фр. Paysage — страна, местность) — жанр изобразительного искусства, имеющий своим предметом изображение окружающей природы, ланд-шафтов, городов, исторических памятников, растений. В качестве самостоятельного жанра пейзаж существует в европейском искусстве с XVII в., благодаря творчеству Питера Брейгеля, Альбрехта Альтдорфера, Питера Рубенса, Никола Пуссена и др. В русском изобразительном искусстве пейзаж получил значительное развитие с конца XVIII в., а в XIX столетии стал одним из ведущих жанров. Лучшими мастерами пейзажной живописи в России стали Саврасов, Шишкин, Поленов, Левитан, Серов, Коровин.

В зависимости от главного предмета изображения и характера природы в пейзажном жанре принято выде-лять сельский, городской, парковый, архитектурный, индустриальный, морской и речной его виды. В современной действительности предметные возможности пейзажного жанра становятся все более разнообразными. По мере развития технического прогресса сегодня появились произведения, которые относятся к фантастическому и космическому видам пейзажа. Художников, работающих в области пейзажного жанра, называют пейзажистами.

ПЕЙЗАЖ

в литературе (франц. paysage – картина природы), тип художественного образа, которым представлена картина открытого пространства. Поскольку основными предметами изображения в литературе являются человек и окружающий его мир, образы природы в произведениях не менее значимы, чем образы людей. В литературе пейзажи могут приобретать несколько функций: в образцах эпоса с помощью пейзажных описаний прерывают повествование непосредственно перед поворотами сюжета или его кульминационными моментами; в лирике пейзажи могут быть использованы для скрытого или явного сопоставления внутреннего состояния лирического героя с состоянием внешней среды (этот прием называют «психологическим параллелизмом», с его помощью авторы оценивают героев, указывая читателям на гармонию или дисгармонию в отношениях между человеком и миром); кроме того, и в эпосе, и в лирике авторы, стремящиеся к реалистически точному изображению предметного мира, не обходятся без пейзажных подробностей (в драме функцию такого фактографического описания приобретают «интерьеры» – образы закрытого пространства); в отдельных лирических произведениях пейзажные образы могут быть вынесены на передний план, приобрести самоценность (такую лирику определяют как «описательную»).

В литературе каждого народа выделяют «национальные» и «экзотические» пейзажи. Так, изображенные рус. классиками леса, реки, равнины и степи опознаются читателями как «национальные» картины природы:

…Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит.

(А. С. Пушкин, «Зимнее утро»)

А образы южных морей, пустынь, джунглей, гор – как «экзотические»:

Внизу туман, уступы и кусты,

Кругом все горы чудной высоты,

Как после бури облака стоят,

И странные верхи в лучах горят.

(М. Ю. Лермонтов, «1831-го июня 11 дня»)

В европейской литературе 19–20 вв. распространились и «урбанистические» (городские) пейзажи с характерными для них приметами технического прогресса:

В дырах небоскребов, где горела руда

И железо поездов громоздило лаз –

Крикнул аэроплан и упал туда,

Где у раненого солнца вытекал глаз.

(В. В. Маяковский, «Адище города»)

Также существует классификация образов природы, учитывающая связь каждого из них с определенным творческим методом какого-либо литературного течения: «идеальный» пейзаж характерен для поэзии классицизма (встречается в одах, где гармонирует с фигурой восхваляемого человека), «бурный» – часто встречается в литературе романтизма и неоромантизма (здесь он резонирует с душой лирического героя или центрального персонажа), «унылый» – в элегиях романтиков и в творчестве представителей критического реализма (в реалистической сатире признаки состояния общества нередко переносятся на состояние природы).

ПЕЙЗАЖ

франц. paysage, от pays – страна, местность), жанр живописи, посвященный изображению природы во всем многообразии ее форм, обликов, состояний, окрашенному личным восприятием художника.

Как самостоятельный жанр пейзаж впервые появился в Китае (ок. 7 в.). Китайские художники достигали в пейзаже исключительной одухотворенности и философской глубины. На длинных горизонтальных или вертикальных шелковых свитках они писали не виды природы, а целостный образ мироздания, в котором растворен человек (см. ст. Китайское искусство).

Читать еще:  Вильям адольф бугро картины с названиями. Таинственный вильям бугро

В западноевропейском искусстве пейзажный жанр оформился в Голландии в первой пол. 17 в. Одним из его основоположников был И. Патинир – мастер панорамных видов с включенными в них маленькими фигурками библейских или мифологических персонажей. Свой вклад в развитие пейзажа внесли Х. Аверкамп, Я. ван Гойен, позднее Я. ван Рейсдал и др. художники. Большое место в голландском пейзаже занимали морские виды – марины. К документальному городскому пейзажу – ведуте – обратились итальянцы, в особенности венецианские мастера. Каналетто представил Венецию во время ее процветания. Тонкие поэтичные фантазии на темы венецианской жизни создавал Ф. Гварди. Во французском искусстве 17 в. пейзаж развивался в русле стиля классицизм. Природа, исполненная могучих и героических сил, предстает в полотнах Н. Пуссена; идеальные пейзажи, воплощавшие мечту о золотом веке, писал К. Лоррен.

Реформатором европейской пейзажной живописи выступил в нач. 19 в. английский художник Дж. Констебл. Одним из первых он стал писать этюды на открытом воздухе, взглянул на природу «непредвзятым взглядом». Его произведения произвели неизгладимое впечатление на французских живописцев и послужили импульсом к развитию реалистического пейзажа во Франции (К. Коро и художники барбизонской школы). Еще более сложные живописные задачи ставили художники-импрессионисты (К. Моне, О. Ренуар, К. Писсаро, А. Сислей и др.). Игра солнечных бликов на листве, лицах, одеждах людей, смена впечатлений и освещения в течение одного дня, вибрация воздуха и влажный туман нашли воплощение в их полотнах. Часто художники создавали серии пейзажей с одним мотивом («Руанский собор» Моне в разное время суток, 1893–95). В «солнечных» картинах импрессионистов впервые радостно зазвучали чистые, не смешанные на палитре краски. Пейзажи писались полностью на пленэре, с натуры.

В русском искусстве пейзаж как самостоятельный жанр появился в кон. 18 в. Его основоположниками были архитекторы, театральные декораторы, мастера перспективных видов. В Петербургской академии художеств пейзажистов воспитывали в соответствии с принципами классицизма. Они должны были создавать виды родной природы по образцам знаменитых картин прошлого, и прежде всего произведений итальянцев 17–18 вв. Пейзажи «сочинялись» в мастерской, поэтому, например, северная и сырая Гатчина (под Санкт-Петербургом) выглядела в полотнах Семена Федоровича Щедрина похожей на солнечную Италию («Каменный мост в Гатчине у площади Коннетабля», 1799–1800). Героические пейзажи создавал Ф. М. Матвеев, обращаясь в основном к видам итальянской природы («Вид Рима. Колизей», 1816). Ф. Я. Алексеев с большой сердечностью и теплотой писал архитектурные виды столичных и провинциальных городов России. В русских пейзажах 18 в., построенных по правилам классицизма, главный «герой» (чаще всего старинное архитектурное сооружение) помещался в центре; деревья или кусты по обеим сторонам выполняли роль кулис; пространство четко делилось на три плана, причем изображение на первом плане решалось в коричневых тонах, на втором – в зеленых, на дальнем – в голубых.

Эпоха романтизма приносит новые веяния. Пейзаж мыслится как воплощение души мироздания; природа, как и душа человека, предстает в динамике, в вечной изменчивости. Сильвестр Феодосиевич Щедрин, племянник Семена Федоровича Щедрина, работавший в Италии, первым стал писать пейзажи не в мастерской, а на открытом воздухе, добиваясь большей естественности и правдивости в передаче световоздушной среды. Благодатная земля Италии, напоенная светом и теплом, становится в его картинах воплощением мечты. Здесь словно никогда не заходит солнце и царит вечное лето, а люди свободны, прекрасны и живут в гармонии с природой («Берег в Сорренто с видом на остров Капри», 1826; «Терраса на берегу моря», 1928). Романтические мотивы с эффектами лунного освещения, мрачной поэзией темных ночей или сверканием молний привлекали М. Н. Воробьева («Осенняя ночь в Петербурге. Пристань с египетскими сфинксами ночью», 1835; «Дуб, раздробленный молнией», 1842). За свою 40-летнюю службу в АХ Воробьев воспитал плеяду замечательных пейзажистов, среди которых был и прославленный маринист И. К. Айвазовский.

В живописи второй пол. 19 в. пейзаж занимал важное место в творчестве передвижников. Откровением для русской публики стали картины А. К. Саврасова («Грачи прилетели», 1871; «Проселок», 1873), открывшего скромную красоту русской природы и сумевшего задушевно раскрыть в своих полотнах ее сокровенную жизнь. Саврасов стал родоначальником лирического «пейзажа настроения» в русской живописи, линию которого продолжили Ф. А. Васильев («Оттепель», 1871; «Мокрый луг», 1872) и И. И. Левитан («Вечерний звон», 1892; «Золотая осень», 1895). И. И. Шишкин, в отличие от Саврасова, воспевал героическую силу, изобилие и эпическую мощь русской земли («Рожь», 1878; «Лесные дали», 1884). Его картины завораживают бесконечностью пространства, простором высокого неба, могучей красотой русских лесов и полей. Особенностью его живописной манеры была тщательная прорисовка деталей в сочетании с монументальностью композиции. Пейзажи А. И. Куинджи поражали современников эффектами лунного или солнечного света. Выразительность широко и свободно написанных картин «Лунная ночь на Днепре» (1880), «Березовая роща» (1879) строится на точно найденных световых и цветовых контрастах. В. Д. Поленов в картинах «Московский дворик» и «Бабушкин сад» (обе – 1878) тонко и поэтично передал очарование жизни в старинных «дворянских гнездах». Его работы окрашены едва ощутимыми нотками печали, ностальгии по уходящей культуре.

На рубеже 19–20 вв. К. А. Коровин («Парижское кафе», 1890-е гг.) и И. Э. Грабарь («Февральская лазурь», 1904) писали виды природы в духе импрессионизма. П. В. Кузнецов, К. С. Петров-Водкин, К. Ф. Богаевский, М. С. Сарьян и др. создавали пейзажи, уносящие зрителя в мир мечты о далеких, нетронутых цивилизацией землях, об ушедших великих эпохах. Мастера советского искусства продолжили великие традиции предшественников. Появился новый жанр индустриального пейзажа, ярко отразивший жизнеутверждающий пафос эпохи (Б. Н. Яковлев, Г. Г. Нисский, П. П. Оссовский и др.). В кон. 20 – нач. 21 в. пейзаж по-прежнему привлекает живописцев разных поколений (Н. М. Ромадин, Н. И. Андронов, В. Ф. Стожаров, И. А. Старженецкая, Н. И. Нестерова и др.)

Значение слова ПЕЙЗАЖ в Словаре терминов изобразительного искусства

— (от французского paysage, от pays — страна, местность) жанр изобразительного искусства (или отдельные произведения этого жанра), в котором основным предметом изображения является дикая или в той или иной степени преображенная человеком природа. В пейзаже воспроизводится реальные или воображаемые виды местностей, архитектурных построек, городов (городской архитектурный пейзаж — ведута), морских видов (марина) и т. п. Часто служит фоном в живописных, графических, скульптурных (рельефы, медали), произведениях других жанров. Изображая явления и формы природного окружения человека, художник выражает и свое отношение к природе, и восприятие ее современным ему обществом. В силу этого пейзаж приобретает эмоциональность и значительное идейное содержание. Изображения природы встречались еще в эпоху неолита (условные обозначения небесного свода, светил, сторон света, земной поверхности, границ обитаемого мира). В рельефах и росписях стран Древнего Востока (Вавилония, Ассирия, Египет), преимущественно в сценах войн, охоты и рыбной ловли, содержатся отдельные элементы пейзажа, особенно умножившиеся и конкретизированные в древнеегипетском искусстве эпохи Нового царства. Широкое распространенные пейзажные мотивы получили в искусстве Крита XVI-XV вв. до н. э. Пейзажные элементы древне-греческого искусства обычно неотделимы от изображения человека; несколько большей самостоятельностью обладал эллинистические и древне-римские пейзажи, включавший элементы перспективы (иллюзионистические росписи, мозаики, так называемые живописные рельефы). В средневековой искусстве Европы элементы пейзажа нередко служили средством условных пространственных построений (например, «горки» или «палаты» в русских иконах). В средневековом искусстве стран мусульманского Востока элементы пейзажа были представлены первоначально весьма скупо. С XIII-XIV вв. они занимают все более значительное место в книжной миниатюре, где в XV-XVI вв. в произведениях тебризской школы и гератской школы пейзажные фоны, отличающиеся сияющей чистотой красок, навевают представление о природе как замкнутом волшебном саде. Большой эмоциональной силы достигают ландшафтные детали в средневековом искусстве Индии, Индокитая и Индонезии. Исключительно важное положение занимает пейзаж как самостоятельный жанр в живописи средне-векового Китая, где вечно обновляющаяся природа считалась наиболее наглядным воплощением мирового закона (дао); эта концепция находила прямое выражение в пейзажах типа «шань-шуй» («горы-воды»). Среди крупнейших мастеров китайского пейзажа (сложившегося еще в VI в.) — Го Си (XI в.), Ма Юань, Ся Гуй (оба — конец XII- 1-я половина XIII вв.), Му-ци (1-я половина XIII в.). Японский пейзаж, сформировавшийся к XII-XIII вв. и испытавший сильное влияние китайского искусства, отличается обостренной графичностью (например у Сэссю, XV в.), тяготением к выделению отдельных, наиболее выигрышных в декоративном отношении мотивов, наконец (XVIII-XIX вв.), более активной ролью человека в природе (пейзажи Кацусика Хокусай и Андо Хиросигэ). В западноевропейском искусстве XIII-XV вв. тенденция к чувственно убедительной трактовке мира приводит к тому, что пейзажный фон начинает осмысляться как принципиально важная часть произведения изобразительного искусства. Условные фоны сменяются пейзажными, нередко превращающимися в широкую панораму мира (Джотто и А. Лоренцетти в Италии XIV в.; бургундские и нидерландские миниатюристы XIV-XV вв.; братья Х. и Я. ван Эйк в Нидерландах; К. Виц и Л. Мозер в Швейцарии и Германии 1-й половины XV века). Художники Возрождения обращались к непосредственному изучению натуры, создавали наброски и акварельные этюды, разрабатывали принципы перспективного построения пейзажного пространства. Важное место в истории пейзажа занимает творчество А. Мантеньи, П. Уччелло, Пьеро делла Франческа, Леонардо да Винчи, Джентиле и Джованни Беллини, Джорджоне, Тициана, Тинторетто в Италии, Хуго ван дер Гуса, Гертгена тот Синт-Янса, Х. Босха в Нидерландах, А. Дюрера, М. Нитхардта в Германии и других. Формируются предпосылки для появления самостоятельного пейзажного жанра, складывавшегося в графике (А. Дюрер) и в небольших жиписных композициях. К началу XVII века в творчестве итальянца Ан. Карраччи, нидерландца П. Бриля и немца А. Эльсхаймера оформляются принципы «идеального» пейзажа, подчиненного идее разумного закона, скрытого под внешним многообразием различных аспектов природы. В искусстве классицизма окончательно закрепляется система условной, кулисной 3-плановой композиции, утверждается принципиальное различие наброска или этюда и законченного пейзажа-картины (Н. Пуссен, К. Лоррен — их произведения представляют собой 2 варианта «идеального» пейзажа — героический и идиллический). В пейзаже барокко (фламандец П. П. Рубенс и др.) первенствует стихийная мощь природы, иногда как бы подавляющая человека. Элементы живописи с натуры, на открытом воздухе (пленер) появляются в отмеченных необычайной свежестью восприятия пейзажах Д. Веласкеса. Голландские живописцы и графики XVII века (Я. ван Гойен, Х. Сегерс, Я. ван Рёйсдал, М. Хоббема, Рембрандт, Я. Вермер Делфтский), детально разрабатывая светотеневую воздушную перспективу и систему оттенков-валёров, соединяли в своих произведениях поэтическое ощущение естественной жизни природы, ее вечной изменчивости, представление о величии бескрайних природных пространств с идеей тесной связи природы с повседневным существованием человека. С XVII века широко распространяется топографический видовой пейзаж, развитие которого было во многом предопределено применением камеры-обскуры, позволившей с невиданной до сих пор точностью переносить отдельные мотивы на холст или бумагу. В конце XVIII-1-й половине XIX вв. в пейзаже преобладают тенденции романтизма (Дж. Кром, Дж. С. Котмен, Дж. М. У. Тёрнер в Великобритании; Ж. Мишель во Франции; К. Д. Фридрих, Л. Рихтер в Германии; Й. А. Кох в Австрии; Ю. К. К. Даль в Норвегии, огромную роль пейзаж играл также в творчестве Ф. Гойи и Т. Жерико). Представители реалистического пейзажа середины и 2-й половины XIX века (Коро, мастера барбизонской школы, Г. Курбе, Ж. Ф. Милле, Э. Буден во Франции; маккьяйоли в Италии; А. Менцель в Германии и др.) постепенно изживали литературную ассоциативность романтического пейзажа, стремясь показать собственную ценность природы через раскрытие объективной сути происходящих процессов. Доминирующее значение обретает пейзаж у мастеров импрессионизма (К. Моне, К. Писсарро, А. Сислей и др.), считавших работу на пленэре непременным условием создания пейзажного образа. Важнейшим компонентом пейзажа импрессионисты сделали вибрирующую, богатую красочными оттенками световоздушную среду, обволакивающую предметы и обеспечивающую зрительную нерасторжимость природы и человека. На рубеже XIX и XX вв. в пейзаже складывается несколько направлений, развивающих принципы импрессионистического пейзажа. В искусстве XX века ряд мастеров стремился найти наиболее устойчивые черты того или иного ландшафтного мотива, очищая его от всего «преходящего», другие с помощью ликующих или драматически напряженных цветовых созвучий подчеркивают внутреннюю динамику ландшафта, а порой и его национальное своеобразие, третьи, отчасти под влиянием художественной фотографии, переносят акцент на причудливость и психологическую выразительность мотива. В XX веке в Европе и Америке получил развитие широкое распространение индустриальный пейзаж. В русском пейзаже в разное время работали такие выдающиеся мастера, как А. Ф. Зубов, М. И. Махаев, Ф. Я. Алексеев, А. А. Иванов, С. Ф. Щедрин, М. И. Лебедев, М. Н. Воробьев, И. К. Айвазовский, Л. Л. Каменев, М. К. Клодт, И. И. Шишкин, А. К. Саврасов, Ф. А. Васильев, А. И. Куинджи, В. Д. Поленов, И. И. Левитан, В. А. Серов, П. И. Петровичев, Л. В. Тужанский, К. А Коровин, И. Э. Грабарь, А. А. Рылов, К. Ф. Юон, А. М. Васнецов, М. В. Нестеров, Н. К. Рерих, А. Н. Бенуа, Е. Е. Лансере, А. П. Остроумова-Лебедева, С. В. Герасимов, А. М. Грицай, Н. М. Ромадин, В. В. Мешков, С. А. Чуйков, В. К. Бялыницкий-Бирули и многие другие.

Читать еще:  Характерные черты русской литературы. Особенности русской литературы

(Илл. И. И. Шишкин. Рожь. 1878 г.)

Словарь терминов изобразительного искусства. 2012

Источники:

http://cvetamira.ru/terminy-i-ponyatiya
http://interpretive.ru/termin/peizazh.html
http://slovar.cc/isk/term/2477643.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector
×
×