172 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Осень в произведениях искусства. Картины природы в музыке, живописи и поэзии

Осень в произведениях русской поэзии и живописи

Осень никогда не повторяется – каждый год она приносит нам что-нибудь новое, неведомое, восхищая и радуя людей прекрасным зрелищем.

Осенью восхищались многие писатели, художники, музыканты, и каждый по-своему показал её в своих произведениях.

«Золотая осень» в картинах художников

Осень в картинах русских художников самая яркая и трогательная пора, где красно-желтые, золотистые и теплые краски прекрасной поры бабьего лета, а где дождливый и трогательный пейзаж по-настоящему русской природы во всей ее красе осеннего великолепия.

И. Левитан «Золотая осень»

Пейзажи Исаака Левитана часто называют шедеврами. Он не просто изобразил знакомые многим пейзажи. Иногда говорят: “Художник воспел красоту природы”. Это выражение означает, что в свои картины он вложил всю силу любви. Картины Левитана действительно полны любви к родной природе. Они похожи на красивую музыку и на утонченную поэзию. Глядя на картину Левитана “Золотая осень”, вспоминаешь и музыку русских композиторов, и лучшие строки русской поэзии об осени. “Очей очарование”, “в багрец и золото одетые леса” — эти слова Пушкина очень подходят к “Золотой осени”.

В. Поленов «Золотая осень»

Во многих своих творениях художник В.Д. Поленов изображал Родину и реку Оку. Близ неё ему суждено было прожить немало лет творчества, любимой работы и вдохновения, источником которого служила местная природа. Ей художник не переставал восхищаться, ни в своих письмах, ни в своих работах. Картина «Золотая осень» квинтэссенция этой любви и видно, что часть души автора навсегда застыла в произведении, наполняя его теплотой и мягким внутренним светом.

И. И. Бродский «Летний сад осенью»

Художник Исаак Бродский прославился как замечательный портретист, автор жанровых сцен, больших полотен, на которых изображено множество людей. Но он также любил и пейзажи. В картине “Летний сад осенью” он выступает как тонкий лирик, умело передающий настроение и красоту природы.

И. С. Остроухов «Золотая осень»

Художник Илья Остроухов известен как выдающийся мастер пейзажа. Он был одним из русских художников-передвижников, в 1887 году на общей выставке он впервые показал картину, принесшую ему славу. Это была “Золотая осень”, довольно небольшое полотно.

В русской живописи есть направление, известное, как пейзаж настроения. “Золотая осень” — одна из первых работ такого типа. Это значит, что живописец не только отражал красоту природы, родного уголка, но и передавал настроение любимого времени года. В картине должны чувствоваться эмоции, чувства.

Осень в произведениях русской поэзии

А. С. Пушкина «Осень»

Багряно-золотистая, розово-изумрудная, нарядная и немного тоскливая осень — любимое время года великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина. Творческое вдохновение приходило к Александру Сергеевичу осенью, и появлялись произведения, которые изучают в школе все русские школьники. Не стал исключением и 1833 год, когда, посетив Болдино, русский поэт Александр Сергеевич Пушкин написал удивительное стихотворение «Осень». Это не ода данной поре года, не просто описание природы, это сравнение осенней флоры с живым существом, когда «она жива еще сегодня, завтра нет».

Н. М. Карамзин «Осень»

Подчиняясь желанию отца, Николай Михайлович сначала работает военным, а потом строит политическую карьеру. Осуществить свою детскую мечту и посетить Европу ему удалось в 1789 году. Карамзин стихотворение «Осень» написал в Женеве, этот период был очень продуктивным в творчестве Николая Михайловича. В 1789 году он написал цикл сентиментальных произведений с легким философским налетом. Кроме того, русская литература узнала о еще одном жанре – путевых заметках.

А. Плещеев «Осень наступила»

Что отличает произведение Алексея Николаевича «Осень» от других осеней, так это его отношение к ней. Для поэта это не просто сложный комплекс погодных явлений, характеризующийся увяданием природы и постепенным наступлением холодов. Осень Плещеева – это, скорее, старая знакомая, живое существо. Поэт обращается к ней в стихотворении, словно к человеку: «Я узнаю тебя, время унылое…»

М. Ю. Лермонтов «Осень»

Михаил Лермонтов в своём творчестве, относился к теме природы, без особого энтузиазма. Романтика в таком духе – была явно не в его стиле. Хотя когда будучи известный поэт только начинал сочинять свои стихи, а это был подростковый возраст, он проявлял интерес к пейзажной лирике и даже посвятил этому отдельное стихотворение.

Оно было написано в 1828 году и называлось весьма просто – «Осень». Причиной тому послужило его родовое имение, где он проводил много времени на природе. Вероятно, в этот момент к нему и пришло осознание того, насколько «родные берега» могут затронуть душу. Осень была страстной порой, а Лермонтова завораживала её конечная фаза, когда всё становилось мрачным и сырым. Уходящая, она словно одиночество в душе. Здесь, юный поэт, наблюдал пожелтевшие листья, и представлял свои переживания. Именно поэтому стихотворение «Осень» наполнено горечью событий, отразившихся в сравнении с жизненным циклом Лермонтова.

М. Ю. Лермонтов «На севере диком»

Лермонтов владел несколькими языками, но, при этом, практически никогда не занимался литературным переводом стихотворных работ заграничных писателей. Впервые это случилось на этапе позднего творчества, незадолго до смерти поэта. Лермонтовым была переведена работа Генриха Гейне, которая получила название «На севере диком стоит одиноко…».

Ф. Тютчев “Есть в осени первоначальной”

Стихотворение является образцом художественного стиля поэта. Здесь Фёдор Иванович Тютчев делится чувствами, которые дарит красивая осень. Одиночество и чувство утраты, спокойствие и немая радость царят в душе поэта. Изображая то, что открывается взгляду поэта, и представляя прошлое и будущее, Ф. И. Тютчев раскрывает свои мысли и чувства.

А.А. Фет «Ласточки пропали»

А. Фет на протяжении всей жизни оставался преданным поклонником природы. Он умел найти элементы прекрасного в самых незначительных деталях. Лишь осень поэт считал временем года, которое связано только с печальными и тоскливыми чувствами. Он не испытывает восторга по поводу увядающей красоты. Лишь в редких исключениях ему удается подметить особое осеннее очарование. В 1854 г. Фет написал стихотворение «Осень», в котором четко выразил свои впечатления по поводу безрадостной осенней картины.

Сочинения на тему «Осень»

Согласно законам окружающего мира, каждое время года узнаваемо благодаря приметам, которыми их щедро наделила природа. Так, мы чувствуем приближение осенней поры. Ее главная отличительная особенность — присутствие ярко выраженной цветовой гаммы. Характеристика цветов меняется, постепенно затрагивая каждый лепесток, который чудесным образом приобретает желтый, красный или коричневый тон. Светлое голубое небо становится темным, провисая низко над землей. Возникает ощущение, что облака насупились, торопясь наперегонки, набирая скорость.

Читать еще:  Самое не популярное имя. Анна - самое распространенное женское имя в мире

Всегда любила много читать на русском, знакомиться с литературой зарубежных авторов. Приняла решение поступить в университет на филологический факультет. Открыла для себя целый мир и очень хочу поделиться с другими. Писать сочинения и анализировать тексты проще, чем вы думаете – я убедилась на своем опыте! Верю, что и у вас получиться!

Каталог статей

Конспект образовательной деятельности

«Природа осени в музыке, живописи, поэзии»

Тип образовательной деятельности: интегрированное.

Цель:
• Закрепление понятия о возможности передачи образов осени в различных видах искусства;

Задачи.

Образовательные:

• Учить детей различать оттенки настроений, смену характера музыки и передавать настроение, характер музыки в пении, движении, танце.

• Закреплять представления об изменениях, происходящих осенью в природе;
• Обобщать представления о пейзажной живописи, поэзии и музыки, произведениях великих русских художников, поэтов и композиторов на осеннюю тематику;
Развивающие:
• Продолжать развивать творческую активность детей в музыкальной исполнительской деятельности: игра на музыкальных инструментах.

• Развивать воображение, фантазию, умение активно воплощать свой творческий замысел в музыкальных импровизациях;

• Развивать эстетические оценки, суждения, умение соотносить образы по настроению в живописи, музыке, поэзии;

Воспитательные:

• Воспитывать познавательный интерес, эстетический вкус, чуткость к восприятию красоты окружающего мира;

Виды детской деятельности. Коммуникативная, восприятие художественной литературы, игровая, музыкально-художественная.

Зрительный ряд: Репродукция картин И. Левитана «Золотая осень», «В.Д. Поленов «Золотая осень», Остроухов И. С. «Осень», А.Е. Косничев «Поздняя осень».

Музыкальный ряд: А. Вивальди «Осень», Ю. Весняк песня «Осень», И. Картушина «Танец осенних листочков», музыкальный танец.

Литературный ряд: Стихи об осени А. Пушкина, К. Бальмонта. И. Бунина, Н. Некрасова, А. Плещеева.

Предварительная работа:

– Чтение и заучивание стихов на осеннюю тематику, заучивание песен и танцев.

– Индивидуальная работа с детьми.

– Наблюдение за осенними явлениями в природе.

– Слушание музыкальных произведений , и проведение бесед о времени года осень.

– Рассматривание репродукций русских художников.

Планируемый результат.

Закрепление понятия о возможностях передачи образов осени в различных видах искусства.

Материал и оборудование к занятию.

– Музыкальный зал оформлен в виде осеннего леса.

– Выставка рисунков на осеннюю тематику.

-Листочки для импровизации танца.

– Музыкальные инструменты. (металлофоны, колокольчики, бумага, треугольники)

– Мультимедийная аппаратура, ноутбук.

– Цветная бумага, клей, картон, ножницы.

Ход занятия

Дети входят в зал под музыку становятся полукругом

Ребёнок:

Станем рядышком, по кругу,
Скажем “Здравствуйте!” друг другу.
Нам здороваться ни лень:
Всем “Привет!” и “Добрый день!”;
Если каждый улыбнётся –
Утро доброе начнётся.

Ведущая:

Здравствуйте. Я желаю вам ребята и нашим гостям хорошего настроения на целый день.

Подарило солнце лесу свой подарок:

Пробежал по кронам лучик не простой-

Лес преобразился, праздничен и ярок

Засверкал осенней, жаркой красотой.

Заплела берёзка косы золотые,

В жёлтых сарафанах липы встали в ряд,

Ивы в реку смотрят, солнцем залитые,

И бордовый клёну так к лицу наряд.

Раскраснелся в листьях солнышка румянец,

Зашумел, красуясь, многоцветный лес,

Засветился в кронах тёплых красок ярких.

Осень золотая – чудо из чудес!

Ребята, о каком времени года говорится в стихотворении? ( Ответы: осень)

Ребята, а вы хотите совершить осеннее путешествие? (Ответы детей)

Тогда отправляемся на прогулку в осенний лес. Мы по лесу вместе сегодня пойдём, Красавицу – Осень, конечно найдём. Пойдем по тропинке и посмотрим вокруг, полюбуемся красотой.

В лес отправимся гулять
(под марш ходьба по залу обычной ходьбой)
По извилистым тропинкам

Потихоньку мы пойдем.
Может быть, и под листочком
Сыроежку мы найдем.
(ходьба «змейкой» между листьями, лежащими на полу)
На носочки встали,
По дорожкам поскакали.
(под музыку бег поскоками вокруг зала)

И на каблучках пойдем,
Через лужи перейдем.

(ходьба на пяточках)
Лес осенний увидали
И к нему все побежали
(под музыку легкий бег на носочках)
Праздник осенью в лесу —
И светло и весело. Вот какие украшенья
Осень здесь развесила.

Ведущая:

Осень бывает разная. Одна – осень радостная, яркая, богатая урожаем, её ещё называют «Золотой», а другая – грустная, с тихим плачем мелкого дождика, туманами, поникшей, опадающей листвой, холодными ветрами, ночными заморозками, первым снегом. Этот период года зовут в России поздней осенью. А ещё у осени бывает разное настроение. Настроение осени можно выразить музыкой, стихами, живописью.

Илюша расскажет стихотворение Ивана Бунина « Листопад»

Ячевская Ригина расскажет стихотворение Федора Тютчева

«Есть в осени первоначальной…»

Какое настроение передано в этом стихотворении? ( Радостное, весёлое)

Почему?( Потому что деревья стоят в разноцветном наряде, мы радуемся красотой осени)

Какая осень описывается в этом стихотворении? (золотая, разноцветная, нарядная, солнечная )

А сейчас мы с вами попробуем показать настроение золотой осени в движениях под песенку «Листик жёлтый».(дети в кругу)

Ну а мы продолжим своё осеннее путешествие. Присядем на коврик. (дети располагаются на ковре)

Ребята, а теперь посмотрим, какую осень изображали русские художники (И. Левитан, В.Д. Поленов, И.С. Остроухов) в своих картинах. (просмотр слайд-шоу)

Вопросы к слайдам:

Ребята посмотрите, какая осень изображена на этой картине?

Ребята, а вот эта картина вам нравится?

Какие краски использовал художник?

Какое настроение хотел передать художник?

На слайде картина И. Левитана «Осень»

Какая осень изображена на этой картине? Ответы детей: Золотая, багряная, лиловая, разноцветная.

Какое настроение передал художник в своём произведении? ( радостное) Какие краски использовал художник для передачи радостного настроения? (Яркие, светлые, жёлтые, красные, коричневые, голубые).

(звучит музыка Антонио Вивальди «Осень»)

Ребята, слышите? Это звуки знакомой чудесной мелодии. (дети слушают)

Кто скажет, что это звучит? (пьеса Антонио Вивальди «Осень») Какое настроение у этой мелодии? (Певучее, напевное, радостное, плавное)

Как она меняется? (сначала громко, ярко, торжественно потом звучит тишо, спокойно)

Какое у вас настроение после прослушивания? (Радостное, весёлое )

Есть стихотворение у А.С. Пушкина, которое отражает характер этого музыкального произведения, его прочитает нам Арина. «Унылая пора»

Ведущая:

Читать еще:  В каком году родился жюль верн. Гениальный французский писатель – Жюль Верн

Настроение осени можно выразить не только звуками музыки, но и цветом. Ребята, давайте встанем, и посмотрим, сколько у нас листочков на поляне. Какие они по цвету? (ответы). Давайте возьмём по два литочка и передадим своё осеннее настроение в танце. (дети встают в круг)

(Танец с листочками)

Молодцы ребята. А теперь давайте подбросим листочки вверх. Что с ними происходит? (Они падают, кружатся, летят). Как это можно назвать? (Листопад)

Осень: (входит )Вы обо мне? А вот и я! Привет осенний вам друзья.

Осень: (ходит по залу)

В золотой карете,

Что с конём игривым,

По лесам и нивам.

Ярко – жёлтым цветом

Осень: (останавливается около сундука)

Ой, ребята, посмотрите

Сундучок какой стоит!

Кто же нам его оставил?

Что там, в сундучке лежит?

Не пора ль его открыть? (Пытается открыть) .

Ничего не получается…

Сундучок не открывается!

Всем хочу вопрос задать

И загадки загадать!

Тогда и сундучок откроется!

Тучи нагоняет,
Воет, задувает.
По свету рыщет,
Поет да свищет.
(Ветер)

На дороге — вот дела! —

Кто наступить захочет,

Тот ноги все промочит.
(Лужи)

Кто всю ночь по крыше бьёт
Да постукивает,
И бормочет, и поёт, убаюкивает?
(Дождь)

Осень: Какой бывает дождь? ( тёплым, грибным, а осенью-холодным, моросящим) Молодцы!

А теперь внимание!

Всех прошу закрыть глаза

Раз, два, три, четыре, пять,

Глазки можно открывать!

Крышку сундучок открыл!

Что же он нам подарил? показывает им (Ответы музыкальные инструменты)

Осень:

А какими инструментами можно передать шум ветра, моросящий дождика? (треугольники, металлофон, маракас) А можно ли передать шум ветра и дождя другими не музыкальными инструментами? (можно) Какими? (лист бумаги, ложкой, хлопками)

Осень: А теперь присядьте и угадайте какой инструмент играет ( за ширмой Осень играет на инструментах, дети угадывают) Осень показывает инструмент.

Осень: Молодцы!

Ведущий:

А мы можем изобразить осеннюю погоду. (под мелодию «Осенний марафон»)

Понравилось ли тебе осень?

Осень: Да. Очень похоже, молодцы. (присаживаются на стульчики)

Ведущий: Да наше осеннее настроение стало теперь совершенно другое. Осень предстала перед нами серой, унылой, грустной, с тихим плачем дождя и нотками тоски. А теперь послушайте музыкальное произведение Ю. Весняка «Осенний вальс».

Что вы представили под эту музыку? (Как медленно осыпаются листья с деревьев, моросит мелкий дождик, дует холодный ветер)

Какой характер мелодии передаётся в этом произведении? (Грустный, печальный, хмурый, тоскливый, унылый)

Характер музыки передаётся в стихотворении, которое расскажет нам

Кристина: А.С Пушкин « Уж небо осенью дышало»

Осень:

Ребята, я увидела, что вы много обо мне знаете.

Ведущая:

Осень, но это ещё не всё, ребята для тебя приготовили сюрприз.

Осень: Интересно, что же это?

Ведущая: Подожди немножко и увидишь.

(Дети садятся за столы и приступают к работе) Звучит музыка. Дети работают, педагоги помогают. После завершения работы, мольберт поворачивают осени.

Осень: Какая прелесть? Большое спасибо вам ребята! Повеселили меня, порадовали. Но для вам я приготовила тоже сюрприз. ( отдаёт сладкий пирог)

Возвращаться мне пора. До свиданье детвора! (осень уходит)

Ведущая: Ребята, сегодня мы с вами увидели и почувствовали, что осень может вызывать разное настроение. Чем же выражали своё настроение композиторы- (музыкой), художники- (красками) и поэты- (стихами)? (Ответы детей) Молодцы!

Ребята, вам понравилось наше осеннее путешествие? Что для вас было самым интересным? (Ответы детей)

В заключении нашего путешествия я вам предлагаю крепко за руки возьмёмся и друг другу улыбнёмся и исполним танец «Дружбы».

А нам пора прощаться с нашими гостями! Если вам понравилось осеннее путешествие то на память возьмите себе желтые листочки, если нет- коричневые.

(Под музыку дети выходят и зала)

Используемая литература:

1. Г. С. Швайко «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. Программа, конспекты. Подготовительная к школе группа». Москва, гуманитарный издательский центр «Владос», 2002г.
2. М.Б. Зацепина, Т.В. Антонова «Праздники и развлечения в детском саду, методическое пособие для педагогов и музыкальных руководителей», для работы с детьми 3-7 лет, «Мозаика-Синтез», Москва 2008г.
3. Е.А. Алябьева «Природа» Сказки и игры для детей, Творческий центр «Сфера», Москва 2012г.
4. О.П. Радынова Музыкаьные шедевры: Природа и музыка.-М.: ТЦ Сфера, 2009г.

5. Музыкальный руководитель. Иллюстрированный методический журнал

Осень в произведениях искусства. Картины природы в музыке, живописи и поэзии

Картины природы в музыке, живописи и поэзии. Осень.
Конспект интегрированного занятия для детей подготовительной группы.
Цель:
На примере произведений об осени показать детям взаимосвязь музыки, живописи и поэзии. Вызвать у детей эмоциональный отклик на музыкальные, поэтические и художественные образы.
Задачи:
– Развивать умение детей соотносить по настроению музыкальные, художественные и поэтические образы; обогащать словарь, развивать образную речь детей.
– Закрепить и обобщить знания об осени и ее признаках через эмоциональное восприятие произведений искусства.
– Воспитывать любовь к природе и развивать эстетический вкус дошкольников.
Ход занятия:

Дети входят в зал, встают полукругом лицом к гостям. Здороваются.
Музыкальный руководитель:
Ребята, наше сегодняшнее занятие я хочу начать с загадки:
Пусты поля, мокнет земля,
Дождь поливает, когда это бывает?
Дети:
Осенью!
Музыкальный руководитель:
Сегодня мы с вами поговорим об осени. Какое это чудесное время года! Осенью природа так красива! И о ней, русский народ придумал множество пословиц. А вы знаете пословицы об осени?
Дети:
Цыплят по осени считают.
Осень – время собирать урожай.
Придет осень, за все спросит.
В осеннее ненастье семь погод на дворе: сеет, веет, крутит, мутит, рвет, сверху льет и снизу метет.
Осень – перемен восемь.
Осенью скот жиреет, а человек добреет.
Осень прикажет, весна свое скажет.
Осень непогодь несет.
Осенней озими в закрома не кладут.
Осенний дождь мелко сеется, да долго тянется.
Музыкальный руководитель:
Каждое время года по-своему прекрасно. Люди ждут прихода осени, ведь осень дарит дни, полные такой тихой и ясной задумчивости, что кажется: зима не придёт ещё долго. Как приятно наслаждаться золотистыми красками осени, радоваться красотой деревьев, полей. Богатство красок, их оттенков восхищает, удивляет нас.
Помните, как мы с вами ждали прихода осени? Как хотелось увидеть неповторимую палитру осени, угоститься фруктами, овощами, ягодами, грибами, орехами, радоваться её по-своему чудесной погоде.
Осень всегда была порой, которую воспевали многие писатели, художники, музыканты и поэты. Александр Сергеевич Пушкин очень любил осень, вот как он говорит о её приходе:
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.

Читать еще:  Загадки хочу все знать. Включайте мозг: самые интересные загадки с подвохом

Ребята, вспомните, а какие чувства вы испытали, когда увидели, что к нам пришла красавица-осень? (Ответы детей)

Ребята, вспомните песню, рассказывающую об осени?

Исполняется песня «Осенний вальс», музыка и слова Л. П. Куклиной.

Дети садятся на стульчики.

Осенью природа притихает, как будто готовится к зимнему сну, кажется усталой, утомлённой. Деревья скидывают с себя листву. Птицы покидают нас и летят в тёплые страны. Когда смотришь на эту увядающую осеннюю природу, тебя охватывают разные чувства: нежность, удивление от любования красотой, и грусть от того, что прощаешься с летом, теплом, что красота осени уходит. Если сравнить время года с временем дня, то весна – это утро, ведь всё просыпается, приходит в движение, лето – это середина дня, а осень – сумерки, вечер, конец дня.

Скажите, а вам нравится осень? А какая бывает осень?

Давайте подойдём с вами к нашему волшебному осеннему дереву, будем снимать листочки с него, и, называть слово, характеризующее, какая бывает осень. (Ответы детей: золотая, дождливая, хмурая, красивая, холодная, ненастная, ветреная…)

Осень бывает такая разная! Ранней осенью природа разукрашивается разноцветным нарядом. Каких только цветов и оттенков не увидишь! А поздней осенью льют дожди, листья опадают, вся сказочная красота природы увядает, уходит. Грустно видеть голые деревья, тучи и лужи.

Давайте, обратим внимание на то, как в разных произведениях искусства музыканты, поэты и художники передают различные состояния осенней природы. Чтобы нарисовать картину: у художника есть краски, у поэтов – слова, у композитора – только звуки. Но ими можно прекрасно рисовать, так же, как это делает Пётр Ильич Чайковский.

Сейчас мы послушаем пьесу замечательного композитора П. И. Чайковского.

Скажите, какое настроение выражает эта музыка? (Ответы детей: грустная, жалобная, печальная, скучная, спокойная, медленная и т.д.).

Ребята, эту пьесу композитор назвал «Осенняя песнь».

Действительно, эта пьеса передаёт осеннее умирание природы, унылый пейзаж и грусть по уходящему лету. В мелодии преобладают грустные интонации – вздохи. В ней пейзаж и настроение человека слиты воедино.

Посмотрите, ребята, вот какую волшебную картину изобразил художник Исаак Ильич Левитан и назвал её «Золотая осень». Что вы видите на картине? (Ответы детей: деревья в жёлтых листьях; речка; пожелтевшая трава; солнце; облачное небо.)

На картине мы видим березовую рощу в медно-золотом осеннем убранстве. В глубине луга теряется река, на левом берегу которой стоят стройные бело-желтые березки и две осинки с уже почти опавшими листьями. Земля укрыта желтеющей увядшей травой. А на правом берегу реки — ряд еще зеленых ив, которые будто сопротивляются осеннему увяданию. Речная гладь кажется неподвижной и холодной. Осенний день, изображенный художником, полон света.

К этой картине удивительно подходит стихотворение Сергея Есенина:

Отговорила роща золотая

Березовым, веселым языком,

И журавли, печально пролетая,

Уж не жалеют больше ни о ком…

Какие чувства у вас вызывает эта картина? (Ответы детей).

Эта картина создает ощущение свежести чувств в солнечный осенний день, осенняя погода в этой картине вызывает желание побродить в лесу, почувствовать его простор.

Скажите, а какое музыкальное произведение, которое мы с вами слушали раньше, по настроению перекликается с этой картиной? (Ответы детей: «Осень» из «Времена года» Вивальди).

Давайте еще раз послушаем эту пьесу, и вы мне расскажете, какую осень вы представляете, слушая эту музыку? (Ответы детей: разноцветная осень, разноцветные леса, осенние листочки собираются на бал и т.д.).

А какая музыка по характеру? (Ответы детей: торжественная, светлая, воспевает красоту осенней природы и т.д.).

Правильно, слушая музыку, мы можем представить себе такую картину: осенние листья, падая, кружатся в вальсе, светит солнышко, птицы плавно взмахивают крыльями, улетая на юг.

Оба музыкальных произведения, которые мы слушали, и картина «Золотая осень» изображают спокойную осеннюю погоду.

А ведь осень бывает очень разная! Давайте споем о ней.

Исполняется песня «Золотая осень».

Музыка И. Болдырева, Л. Маковской; слова О. Высотской.

Ребята, какими словами поэт в этой песне называет осень?

Мы уже с вами говорили, что осенняя погода бывает разной: грустная и весёлая, солнечная и пасмурная, золотая и серая.

Давайте мы с вами возьмем в руки разноцветные осенние листочки и изобразим осенний листопад.

Исполняется танцевальная композиция «Танец осенних листьев» под музыку П. И. Чайковского «Осень.

В музыке выражено тоскливое, подавленное, печальное настроение, созвучное неуютной, безрадостной картине увядающей природы. Музыка монотонная, жалобная.

Ребята, кто помнит, какое стихотворение А. Плещеева изображает картину осенней непогоды?

Дети читают стихотворение «Осень»:

Осень наступила,
Высохли цветы,
И глядят уныло
Голые кусты.

Вянет и желтеет
Травка на лугах,
Только зеленеет
Озимь на полях.

Туча небо кроет,
Солнце не блестит,
Ветер в поле воет,
Дождик моросит..

Зашумели воды
Быстрого ручья,
Птички улетели,
В теплые края.

А сейчас, ребята, мы поиграем с вами в весёлую игру «Кленовый листочек».

На 2 подносах лежат по 1 кленовому листочку, разрезанному на части. По команде дети под музыку собирают по частям листочек. Побеждает тот, кто первый составит листочек из разрозненных частичек.

Сегодня на занятии мы с вами попытались разобраться в том, какая же она, осень? И выяснили, что она очень разная. Характер осени композиторы, поэты и художники видят по-разному, и по-разному передают свои впечатления с помощью разных красок, интонаций, сравнений: композиторы – в музыке, поэты – в стихах, художники – в своих картинах.

Дети прощаются с гостями и возвращаются в группу.

Список использованной литературы

О. П. Радынова «Слушаем музыку»: Москва – 2009 г.

Источники:

https://litfest.ru/writings/osen-v-iskusstve.html
https://kurteremok-ds.ucoz.ru/publ/priroda_oseni_v_muzyke_zhivopisi_poehzii/1-1-0-12
https://schoolchild.ru/osen/7608-osen.html

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Для любых предложений по сайту: [email protected]