329 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Основные движения итальянского народного танца. Итальянский танец

Итальянский сценический танец

«ТАРАНТЕЛЛА» – итальянский сценический танец Танец живой, подвижный, очень темпераментный, исполняется легко, непосредственно. Сценическая тарантелла требует большой техники, поворотливости корпуса, четкой координации движений, следует избегать резких и грубых ударов ногами в пол на переступаннях и подскоках.

Музыкальный размер 6/8. Исполняет четное количество пар.

Основные элементы танца:

1. Положение рук, ног, головы и корпуса.

2. Положение исполнителей в паре.

3. Движения рук с тамбурином.

Основные движения:

– скольжение ноги на носок вперед,

– маленькие броски вперед (battements jetes):

а) pas pique с шагом,

б) pas pique с подскоком, -бег,

– подскоки по 3-й и 5-й свободным позициям,

– повороты en dedans и en dehors,

– прыжки no 5-й открытой позиции с поджатыми ногами.

– тройные перескоки с ноги на ногу;

– соскок во 2-ой позиции;

– тройная дробь с остановкой на присогнутую ногу;

– повороты внутрь и наружу;

– подскоки на одной ноге в позе I arabesque;

– выбрасывание ноги с каблука на носок;

Этюд можно начать с общего выхода по двум диагоналям, затем его участники парами расходятся на круг. Можно сделать, фрагмент, который танцуют только девушки, затем вступают юноши и заканчивается этюд общим финалом.

1. Комбинация в итальянском характере помогает развить пластич­ность рук. Используются различные позиции и положения рук с тамбурином; две руки отведены назад, ладони смотрят наверх: две руки лежат внешней стороной кисти на бедрах; одна рука на поясе, другая открыта вперед, ладонью вниз; руки собраны за спиной; руки с тамбурином в III позиции; одна рука в III позиции, другая на поясе. Сочетая эти положения между собой в различных комбинациях, добавляя движения корпусом, можно создать интересные учебно- танцевальные комбинации, цель которых развить пластичность рук и корпуса, добиться выразительности, широты жеста, эмоциональности. Музыкальные размеры 6/8, 2/4.

2. Комбинация в итальянском характере строится на движениях: скольжение на носок вперед с одновременным проскальзыванием другой ноги назад; маленькие броски вперед с шага, с подскока, с поочередными ударами носком и ребром каблука по полу; бег. Включает в работу движения рук, их различные позиции. Характер выполнения легкий, острый, натянутый, избегать тяжеловес­ности.

Комбинация выполняется на месте с продвижением вперед, назад, в повороте.

Музыкальные размеры 2/4, 6/8.

Battements tendus

Исполняется в характере итальянского танца «Тарантелла». Музыкаль­ный размер 6/8 (для удобства музыкальной раскладки можно вести счет на «раз-два»). Исходная – 5-я открытая позиция, рука – в 4-й позиции.

Два battements tendus с подъемом пятки опорной ноги вперед. 3-й и 4-й такты

Battement tendu с переносом стопы с носка на каблук в сторону. 5-й и 6-й такты

Два battements tendus с подъемом пятки опорной ноги назад. 7-й и 8-й такты

Battement tendu с переносом стопы с носка на каблук в сторону. 9-й и 1 0-й такты

Два battements tendus с подъемом пятки опорной ноги в сторону.

II- й и 12-й такты

Три скольжения на носок вперед с одновременным проскальзыванием другой ноги назад, корпус отклоняется от талии назад, рука открывается в сторону, кисть вытянута. 13-й и 14-й такты

Три скольжения вперед, начиная с левой ноги, корпус отклоняется от талии назад.

Passe par terre левой ногой назад через 1-ю открытую позицию, правая нога выпрямляется в колене, рука открывается вперед, кисть вытянута.

Выделение особенностей народного итальянского танца

Игорь Александрович Моисеев говорил, что «Народный танец – это пластический портрет народа» [5]. С ним невозможно не согласиться. Танец несомненно является частью культуры любого народа. Каждая национальность отражает в танце свою историю, характер, темперамент. В репертуаре коллективов, ансамблей, есть множество разнообразных танцев народов мира, но не всегда исполнители достоверно точно передают манеру танца. Сегодня многие хореографические коллективы исполняют народные танцы, не зная историю, обычаи, быт народа, что приводит к лексическому и композиционному обнищанию народного танца. На сцене меняется только музыка, движения и костюм, композиционный план зачастую один и тот же. Анализ теоретических подходов и реальной ситуации позволил выявить противоречия между многообразием существующих особенностей итальянского народного танца и не использованием этих особенностей в хореографических постановках любительских коллективов.

Италия – страна с уникальным историческим и культурным наследием. Это морская, горная страна, которая располагается на юге Европы от Альп до Средиземного моря. В Италии еще в древности сформировался весь комплекс календарных праздников, на основе синтеза компонентов новой религии и бытовавшего языческого ритуала. Зимние и весенние обряды итальянцев довольно ясно привязаны к датам церковного календаря. В канун дня святого Мартина в деревнях из дома в дом бродят шумные компании молодых людей с просьбой какого-либо подношения от хозяев домов. Непременная принадлежность обеденной трапезы этого дня – макароны, свинина, индюшатина, молодое вино и сладкий крендель.

Читать еще:  Сообщение о любом народном инструменте. Русские народные музыкальные инструменты

Один из зимних праздников – день святой Катерины – рассматривается в Италии как начало рождественского периода. Подготовительным периодом к Рождеству считается Новена, дети и молодые люди ходили из дома в дом, пели или читали рождественские истории, за что они получали вознаграждение от хозяев.

В эпоху Возрождения огромных успехов достигает хореографическое искусство в Италии. Бытовой танец приобретает большое значение, становится неотъемлемой частью уличных карнавалов, украшает балы, вечера и маскарады. Развитие музыкального искусства в эпоху Возрождения было тесно связано с развитием танца, поскольку большинство великих композиторов в своих сочинениях ориентировались на танец. Традиция контрастного сопоставления медленного танца-шествия и живого прыжкового танца породила такую музыкальную форму, как сюита.

Среди самых известных итальянских народных танцев выделяют Тарантеллу, Пиццику, Сальтореллу, Бергамаску, а среди придворных танцев – Гальярду и Павану.

Основными движениями итальянских народных танцев можно считать: жесты руками и кистями, взмахи рук и ног, выразительные повороты, прыжки и скачки, позы, «журавлиный шаг», «прыжки с кисточкой», где танцующий в прыжке совершает разворот на 180 или 360 градусов, использование кастаньет и тамбурина, движения резкие, четкие, часто сопровождающиеся пением.

Анализируя итальянскую культуру, выделив виды итальянских народных танцев, можно выделить особенности итальянских народных танцев:

  1. Танцевальная культура Италии развивалась и существовала в жанрах бытового придворного и народного танца.
  2. Существует несколько видов итальянского народного танца:
  • придворный танец Мориско сохранил свою популярность в простонародье и до сих пор исполняется в Испании и на Британских островах.
  • Гальярда – старинный, веселый и живой танец, который берет свое начало в народной хореографии, хотя наибольшее распространение получил у привилегированных классов.
  • Самым популярным народным танцем Италии, который известен многим и на сегодняшний, является Тарантелла, его разновидностью является танец Пиццика. Он характерен также для южных регионов Италии: Апулии и Базиликаты.
  • Итальянский народный танец Сальтарелло, в переводе с итальянского «Saltare» означает «скакать», этот всенародно любимый танец исполняют на карнавалах, а в центральных провинциях сальтарелло пляшут по поводу и без повода.
  • Бергамаска – это крестьянский танец, родиной которого является север Италии [3].
  1. В итальянском танце, важными являются шесть элементов: чувство размера, ритма, пространства, чувство партнера, память и манера исполнения;
  2. Характер исполнения итальянского народного танца живой, быстрый, легкий.
  3. Основные движения итальянских народных танцев:
  • Композиционная основа Мориски это два ряда по шести танцоров в каждом. Исполняют танец мужчины в маскарадных костюмах, на ногах у них колокольчики, а в руках платки. Основными движениями являются взмахи руками и ногами [2].
  • Гальярда, насыщенный прыжками и скачками танец, танцуют его в паре или соло. Основными движениями являются «пять шагов» – четыре шага и один прыжок, после которого – поза. Так же исполяняютя «журавлиный шаг», «прыжки с кисточкой»,
  • Тарантеллу так же танцуют в паре и соло. Особенностью танца является его резвый, набирающий скорость темп. Характерной для танца является мелодия триолями. В сицилийской тарантелле используют кастаньеты, а в неаполитанской ее исполняют под тамбурин.
  • Одна из разновидностей Тарантеллы – Пиццика является парным танцем, его исполняют на семейных праздниках. Это танец в кругу, сопровождающийся жестами рук и кистей, выразительными поворотами.
  • Сальтарелло подвижный танец принято танцевать под сопровождение тамбурина и гитары. Величина из чередующихся тактов – в ритме 3/4 и стандартного 6/8 [3].

При выполнении курсовой работы были сделаны следующие выводы: при рассмотрении развития танцевальной культуры итальянского народа выявлено, что хореография зарождалась вместе с музыкой, народными праздниками и гуляньями, танцы всегда являлись частью культуры итальянского народа, но лишь в средневековье им стали уделять особое внимание. Танцевальная культура определила свое место в искусстве – танцам стали обучать, была разработана система правил и открыта танцевальная школа. Движения народных танцев переходят в светские залы, становятся более утонченными и плавными. Маскарады и венецианские балы масок придают народному танцу черты торжественности, пышности, вычурности тем самым вносят немалый вклад в развитие танцевальной культуры Италии. В это время происходит деление танца на придворный, светский танец и народный танец. Народные костюмы итальянцев отражают легкость и в то же время торжественность танца [2].

Читать еще:  Известные советские композиторы список. Будьте всегда в настроении

При выявлении движений и манеры исполнения итальянских народных танцев, главной особенностью исполнения итальянских народных танцев является его живость, быстрый, ускоренный темп движений. Легкость прыжков и подскоков предают танцу жизнерадостность. Это то, что объединяет итальянские народные танцы. Этот вывод можно сделать, благодаря тому, что Италия является южной страной. По характеру итальянцы очень темпераментны и жизнерадостны. Особенностью танца Мориски является зачерненные лица танцоров. Гальярда – танец, насыщенный прыжками. В Тарантелле постоянно ускоряющийся темп, движения резкие, четкие, часто сопровождаются пением. Пиццику исполняли на семейных праздниках в кругу, танец сопровождался жестами руками и кистями, а также выразительными поворотами. Сальтарелло было принято выполнять под сопровождение тамбурина и гитары [1].

При выделении особенностей итальянского народного танца, существует важность обращения к истокам народной хореографии, которые помогают хореографу понять самобытность народа, его историю, развитие культуры и влияние ее на танцевальное искусство. Благодаря этим особенностям хореограф сможет достоверно отразить движения и манеру исполнения итальянских народных танцев.

Перечислить основные движения и положения рук, ног в итальянском танце «Тарантелла».

Тарантеллу танцуют как в паре, так и индивидуально. Изюминкой танца считается его беспокойный, все убыстряющийся темп. Издавна, тарантелла имела мелодическую величину в 2/4 либо 4/4; позднее, привычной стала величина 3/8 либо 6/8. Отличительной чертой данного танца считается мелодия триолями. Лексика танца насыщена соскоками, рas échappé, мелким бегом, пике.

– маленькие броски вперед (battements jetes):

а) pas pique с шагом,

б) pas pique с подскоком, -бег,

– подскоки по 3-й и 5-й свободным позициям,

– повороты en dedans и en dehors,

– прыжки no 5-й открытой позиции с поджатыми ногами.

– тройные перескоки с ноги на ногу;

– соскок во 2-ой позиции;

– тройная дробь с остановкой на присогнутую ногу;

– повороты внутрь и наружу;

– подскоки на одной ноге в позе I arabesque;

– выбрасывание ноги с каблука на носок;

Комбинация в итальянском характере помогает развить пластичность рук. Используются различные позиции и положения рук с тамбурином; две руки отведены назад, ладони смотрят наверх: две руки лежат внешней стороной кисти на бедрах; одна рука на поясе, другая открыта вперед, ладонью вниз; руки собраны за спиной; руки с тамбурином в III позиции; одна рука в III позиции, другая на поясе. Сочетая эти положения между собой в различных комбинациях, добавляя движения корпусом, можно создать интересные учебно- танцевальные комбинации, цель которых развить пластичность рук и корпуса, добиться выразительности, широты жеста, эмоциональности. Музыкальные размеры 6/8, 2/4.

Правила изучения круговращательных упражнений (движений)- rond de jambe par terre.

Pond de jambe par tere.

Из исходного положения I позиции исполнитель делает preparation, после чего рабочая нога находится в положении con-de-pied сзади. Колено поворачивается во внутрь при этом стопа скользя наружным ребром по полу, проводится вдоль опорной ноги. Зайдя за неё и выдвинувшись предельно вперёд, останавливается на ребре носка. Подъём скошен, колено прямое.

Затем нога описывает полукруг, стопа из скошенного положения переходит в выворотное. Приподнять ногу от пола и рывком подвести к щиколотки левой ноги. Музыкальный размер 4/4. Первоначально исполняется на 1 такт 4/4. По мере изучения demi-pond, исполняется целый pond. Также рабочая нога может двигаться не только носком по полу но и каблуком. Опорная нога может быть согнута в колене. Очень часто rond исполняют в лирическом украинском характере, где применяют degage, конечные позы на releve с характерными данной национальности руками.

Роль музыкального сопровождения в уроке народно-сценического танца.

Музыка – основа народного танца.

Принципы музыкального оформления урока-. -соответствие характера движения, его темпу, ритму, стилю; -подчинение учебно-танцевального материала особенностям народной музыки, ее национальному колориту;

-проведение предварительной работы педагога с концертмейстером (значение творческого контакта педагога и концертмейстера очень велико);

-подбор музыкальных произведений с учетом задач различных частей урока (экзерсис у станка, экзерсис на середине зала, этюдная работа);

-использование на уроке народно-сценического танца «живого» му зыкального сопровождения (фортепиано, баян), а также фонограмм: требования к их звучанию;

-воспитание музыкального вкуса обучающегося, развитие музыкальной культуры. Музыкальное сопровождение урока должно прививать ученикам опреде ленные эстетические навыки, а также осознанное отношение к музыке: оно приуча ет слышать музыкальную фразу, разбираться в характере музыки, динамике, ритме. Все движения выполняются на музыкальном материале — поклоны в начале и в конце урока, переходы от упражнений у станка к упражнениям на середине зала. Это приучает к согласованности движений и музыки. На этом базируется арти стизм артиста балета. Никакая техника не поможет, если танцовщик немузыкален. Для танцевальной музыки характерна «квадратность» построения музы кальной фразы. Она состоит из четырех, восьми, двенадцати, шестнадцати тактов и т. д. «Неквадратность» построения большинства музыкальных произведений созда ет дополнительные сложности использования их в экзерсисе. Можно использовать темы из этих произведений как основу для импровизаций.

Читать еще:  Тургенев дворянское гнездо анализ. Роман "Дворянское гнездо" И.С

Перечислить основные движения и положение рук, ног и корпуса в танце «Мазурка».

Мазу́рка (от польск. mazurek) — польский народный танец. Мазурка это польский танец с быстрым темпом.Это парный танец,руки держаться как в вальсе,корпус наклонен к центру,а потом по ходу движения.У юношей корпус слегка подан вперед и отклонен влево от дамы.Левая рука исполнителя находится на бедре или открыта в сторону или согнута на поясницу сзади,или положена на затылок ;.Партнер соединяет правую руку с левой рукой девушки,соединенные руки отводят в стороны,кисти находятся немного ниже уровня плеч;.Руки вверху у обоев партнеров. ;Ковалер повернувшись лицом к даме,держит ее за талию левой рукой,правая открыта в сторону.Голова наклонена к правой руке,лицо к даме.Дама держит свою левую руку на правом плече ковалера,правой рукой придерживает платье,голова наклонена и смотрит на парня.;

Руки перекрещены спереди(правая рука ковалера –правая рука дамы),руки парня находятся поверх рук девушки.Корпус во время двидений отклонен друг от друга.Девушка свободной рукой всегда придерживает платье.

Правила изучения круговращательных упражнений(движений) – rond de pied.

Движение этого вида укрепляют и развивают подвижность в голеностопном суставе, а также вводят в работу и развивают пяточное (ахиллесово) сухожилие и икроножные мышцы. Подвижность в тазобедренном суставе при этих движениях развивается незначительно, так как нога описывает полукруг меньшего диаметра, чем в упражнение №1 и №2. Подготовка: на втором аккорде, одновременно с закрыванием руки сбоку на талию, работающая нога, сгибаясь в колене, подтягивается внутренней стороной стопы сзади к щиколотке опорной ноги, подъем вытянут. Затакт и работающая нога, скользя стопой по щиколотке опорной ноги, переводится вперед в невыворотное положение, разработающая нога,вытягиваясь в колене, опускается в невыворотном положении, кладется на пол наружной стороной стопы спереди около стопы опорной ноги и в скошенном положении скользит по полу, вдоль стопы опорной ноги по направлению к станку, постепенно отделяя носок от пола. Подъем сокращен и скошен, два-три– работающаю нога, вытянутая в колене, переходя в выворотное положение, описывает пяткой по полу полукруг и приводится назад до 4-й позиции, подъем сокращен, но не скошен, носок поднят. 2-й такт раз –раб.нога, сгибаясь в колене, в выворотном положении, подтягивается внутренней стороной стопы к щиколотке опорной ноги сзади, подъем вытянут. Два– пауза, три-повторение движения на «затакт».

Пояснить специфику позиции ног, положений и позиции рук,постановку корпуса и головы в народно-сценическом танце.

Позиции и положения рук.

Обе руки исполнитуля могут находиться в четырех основных напрвлениях по отношению к самому исполнителю, сообразно с чем устанавливаются следующие позиции рук: Исходная позиция направление рук вниз, 1-ая направление рук вперед, 2-ая позиция рук в стороны, 3-ья позиция направление рук в верх. По своему характеру положение рук могут быть разделены на следующие виды: Простые положения: где руки расположены симметрично, т.е одна так же, как другая. Сложные положения: где расположение одной и другой руки различно. Комбинированные положения, где одна рука находится в одной из основных позиций, другая в другой позиции или в одном из ранее описанных простых поожений.Сложные и комбинированные положения рук имеют обычно два направления: вправо и влево. Перевод рук в каком-нибудь положении из направления «вправо» в направление «влево» и наоборот мы называем: руки меняются направлениями.

Движения рук от плеча.

Рука поднимается(из исходной позиции в 1-ю, 2-ю, 3-ю, ит.д). Рука раскрывается(из 1-й позиции во 2-ю). Рука проводится(из2-й позиции в 1-ю). Рука переводится вправо или влево.

Движение рук от локтя

Рука от локтя поднимается или отпускается. Рука от локтя поворачивается,направляя ладонь то вверх, то вниз. Рука в локте сгибается(согнута)

Рука в локте присогнута. Рука в локте закруглена.Рука в локте выпрямляется, рука в локте вытягивается.

Движение кисти.

Кисть отогнута, кисть приподнята, кисть прямая, кисть опущена, кисть сброшена,

Источники:

https://book-science.ru/humanities/perfarts/ital-janskij-scenicheskij-tanec.html
https://www.informio.ru/publications/id3050/Vydelenie-osobennostei-narodnogo-italjanskogo-tanca
https://infopedia.su/10x1c4c.html

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Для любых предложений по сайту: [email protected]