Основные литературные направления. Литературные направления – коротко о главном
Литературные направления – коротко о главном
Произведения каждой эпохи имеют присущие только им сходства образно-тематического строя, повторения сюжетных ходов, единство художественного мышления и близость мировоззренческих взглядов. Отсюда и были сформированы основные литературные направления.
Название дано от слова “образцовый” в переводе с латинского. Как художественный стиль и литературное направление появился в Европе в семнадцатом веке и иссяк к началу девятнадцатого. Литературные направления не имели русла шире этого. Характерные особенности:
1. Обращение к античности – в образах и формах – как эстетическому эталону.
2. Строгие каноны, стройность, логика: незыблемость построения, как мироздание.
3. Рационализм без индивидуальных признаков и черт, в поле зрения только вечное и незыблемое.
4. Иерархия: жанры высокие и низкие (трагедия и комедия).
5. Единство места, времени и действий, никаких побочных отвлекающих линий.
Яркими представителями были Корнель, Лафонтен, Расин.
Литературные направления обычно вырастают одно из другого или новое приносит протестная волна. Второе характерно для появления в конце восемнадцатого века романтизма – одного из самых крупных течений в истории литературы. Зародился романтизм в Европе и Америке почти одновременно. Характерные особенности: протест против пошлости буржуазной жизни, за поэзию повседневности и против прозаичности, разочарование в плодах цивилизации. Космический пессимизм и мировая скорбь. Противостояние личности и общества, индивидуализм. Разделение реального и идеального миров, противопоставление. Романтический герой высокодуховен, вдохновен и озарён стремлением к идеалу. Появляется новое явление в литературе: местный колорит, расцветают сказки, легенды, поверья, воспевается стихия природы. Действие часто происходит в самых экзотических местах. Представители: Байрон, Китс, Шиллер, Дюма-отец, Гюго, Лермонтов, отчасти – Гоголь.
Сентиментализм
В переводе – “чувственный”. Литературные направления состоят из более или менее заметных течений. Сентиментализм – суть течение в русле предромантизма. Существовал в Европе и Америке второй половины восемнадцатого века, к середине девятнадцатого закончился. Не разум, но чувство превозносил сентиментализм, не признавая никакого рационализма, даже и просветительского. Характерна естественность чувствования и демократизм. Впервые появляется интерес к внутреннему миру простых людей. В отличие от романтизма, сентиментализм отверг иррациональное, в нём нет противоречивости, импульсивности, порывистости, недоступных рационалистическому толкованию. Был силён в России и несколько отличался от западного: рациональное было всё-таки выражено достаточно чётко, нравоучительность и просветительские тенденции присутствовали, совершенствовался и обогащался русский язык за счёт использования просторечий. Любимые жанры: послание, эпистолярный роман, дневники – всё то, что помогает исповедальности. Представители: Руссо, молодой Гёте, Карамзин.
Литературные направления, существовавшие в Европе и Северной Америке на протяжении последней трети девятнадцатого века, включают в своё русло и натурализм. Характерные особенности: объективность, точное изображение деталей и реалий человеческого характера. Художественное и научное познание не разделялись в методах подхода. Художественный текст, как человеческий документ: осуществление акта познания. Действительность – хороший учитель и без морализирования, для писателя не может быть плохих сюжетов и тем. Отсюда в произведениях натуралистов довольно много чисто литературных недостатков вроде бессюжетности, безразличия к общественным интересам. Представители: Золя, Мопассан, Доде, Драйзер, Норрис, Лондон, из русских – Боборыкин, в отдельных произведениях – Куприн, Бунин, Вересаев.
Вечен. Родился в конце девятнадцатого века, жив по сей день. В приоритетах: правда жизни как правда литературы. Образы соответствуют сути явлений, литература как средство познания и себя, и окружающего мира. Типизация характеров через внимание к деталям. Жизнеутверждающее начало, действительность в развитии новых явлений, отношений, психологических типов. Представители: Бальзак, Стендаль, Твен, Диккенс. Русские – практически все: Пушкин, Достоевский, Чехов, Толстой, Шукшин и так далее.
Литературные направления и течения, не рассмотренные в статье, но имеющие великих представителей: символизм – Верлен, Рембо, Малларме, Рильке, Брюсов, Блок, Вяч. Иванов; акмеизм – Гумилёв, Городецкий, Мандельштам, Ахматова, Г. Иванов; футуризм – Маяковский, Хлебников, Бурлюк, Северянин, Шершеневич, Пастернак, Асеев; имажинизм – Есенин, Клюев.
Литературные направления
Содержание
- Классицизм
- Сентиментализм
- Романтизм
- Реализм
- Модернизм
- Что мы узнали?
Бонус
- Тест по теме
Классицизм
Классицизм предполагает четкое деление на высокие и низкие жанры. Герои в художественных произведениях делятся только на положительных и отрицательных. В произведениях затрагивает нравственная проблематика, пороки оказываются осмеянными и наказанными.
Еще одной характерной чертой является то, что соблюдается принцип трех единств: времени (одни сутки), места (одно место) и действия (одна сюжетная линия).
Яркими представителями классицизма в русской литературе являются А. П. Сумароков, Г. Р. Державин.
Сентиментализм
Для этого литературного направления характерно обращение к человеческим чувствам, внутренним качествам человека. Особую роль играет природа, которая становится выразителем чувств персонажей.
Среди отечественных писателей выделяется Н. М. Карамзин.
Романтизм
Для романтизма характерно описание исключительных личностей в рамках исключительных условий. В центре повествования лежат судьбы людей, которые находятся в своеобразном конфликте с остальными людьми. Реальный мир противопоставлен миру идеальному, к которому стремится центральный персонаж.
Идея двоемирия является ключевой для романтизма.
В направлении романтизма работали В. А. Жуковский, М. Ю. Лермонтов и др.
Реализм
Для этого направления характерно описание типичных характеров в типичных условиях жизни. Жизнь демонстрируется такой, какая она есть на самом деле. Герои произведений имеют как положительные, так и отрицательные черты характера.
Реализм пользовался и сатирическими приемами с целью изображения реальной действительности.
Писателей и поэтов, творивших в рамках реализм, довольно много: Л. Н. Толстой, И. С. Тургенев, Ф. М. Достоевский и др.
Модернизм
К модернизму относятся направления Серебряного века: символизм, акмеизм, футуризм, имажинизм.
Рис. 1. Литературные направления Серебряного века.
Поговорим кратко о литературных направлениях модернизма.
Для символизма характерно обращение к символу, который способен передать основную мысль произведения. Ярким представителем данного направления является А. А. Блок.
Имажинизм предполагал широкое обращение к метафоре и метафорическим выражениям. К данному направлению относится творчество А. Б. Мариенгофа, раннее творчество С. А. Есенина.
Для акмеизма ведущей чертой является внимание к детали. Выделяется творчество Н. С. Гумилева и раннее творчество А. А. Ахматовой.
Футуризм предполагал создание неологизмов, оригинальное построение лирических произведений, отрицание литературной культуры прошлых лет. Самым ярким представителем футуризма является В. В. Маяковский.
Что мы узнали?
В русской литературе принято говорить о следующих литературных направлениях: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, модернизм (символизм, имажинизм, акмеизм, футуризм). Каждое направление имеет ряд своих особенностей.
Основные литературные направления. Литературные направления – коротко о главном
Классицизм – XVIII – начало XIX века
1) Теория рационализма как философская основа классицизма. Культ разума в искусстве.
2) Гармония содержания и формы.
3) Цель искусства – нравственное воздействие на воспитание благородных чувств.
4) Простота, стройность, логичность изложения.
5) Соблюдение в драматическом произведении правила “трех единств”: единство места, времени, действия.
6) Четкая закрепленность на положительных и отрицательных черт характера за определенными персонажами.
7) Строгая иерархия жанров: “высокие” – эпическая поэма, трагедия, ода; “средние” – дидактическая поэзия, эпистола, сатира, любовное стихотворение; “низкие” – басня, комедия, фарс.
П. Корнель, Ж. Расин,
Ж. Лафонтен (Франция); М. В. Ломоносов, А. П. Сумароков,
Я. Б. Княжнин, Г. Р. Державин (Россия)
Сентименатализм – XVIII – начало XIX века
1) Изображение природы как фона человеческих переживаний.
2) Внимание к внутреннему миру человека (основы психологизма).
3) Ведущая тема – тема смерти.
4) Игнорирование окружающей среды (обстоятельствам придается второстепенное значение); изображение души простого человека, его внутреннего мира, чувств, которые изначально всегда прекрасны.
5) Основные жанры: элегия, психологическая драма, психологический роман, дневник, путешествие, психологическая повесть.
Л. Стерн, С. Ричардсон (Англия);
Ж.-Ж. Руссо (Франция); И.В. Гете (Германия); Н. М. Карамзин (Россия)
Романтизм – конец XVIII – XIX век
1) “Космический пессимизм” (безнадежность и отчаяние, сомнение в истинности и целесообразности современной цивилизации).
2) Обращение к вечным идеалам (любовь, красота), разлад с современной действительностью; идея “эскапизма” (бегство романтического героя в идеальный мир)
3) Романтическое двоемирие (чувства, желания человека и окружающая действительность находятся в глубоком противоречии).
4) Утверждение самоценности отдельной человеческой личности с ее особым внутренним миром, богатства и уникальности человеческой души.
5) Изображение исключительного героя в особых, исключительных обстоятельствах.
Новалис, Э.Т.А. Гофман (Германия); Д. Г. Байрон, В. Вордсворт, П. Б. Шелли, Д. Китс (Англия); В. Гюго (Франция);
В. А. Жуковский, К. Ф. Рылеев, М. Ю. Лермонтов (Россия)
Реализм – XIX – XX век
1) Принцип историзма в основе художественного изображения действительности.
2) Дух эпохи передан в художественном произведении прототипами (изображение типичного героя в типичных обстоятельствах).
3) Герои – не только порождение определенного времени, но и общечеловеческие типы.
4) Характеры героев даны в развитии, многоплановы и сложны, социально и психологически мотивированы.
5) Живой разговорный язык; разговорная лексика.
Ч. Диккенс, В. Теккерей (Англия);
Стендаль, О. Бальзак (Франция);
А. С. Пушкин, И. С. Тургенев, Л. Н. Толстой, Ф. М. Достоевский, А. П. Чехов (Россия)
Натурализм – последняя треть XIX века
1) Стремление к внешне точному изображению действительности.
2) Объективное, точное и бесстрасное изображение реальности и человеческого характера.
3) Предмет интереса – быт, физиологические основы человеческой психики; судьба, воля, духовный мир личности.
4) Идея отсутствия “плохих” сюжетов и недостойных тем для художественного изображения
5) Бессюжетность некоторых художественных произведений.
Э. Золя, А. Хольц (Франция);
Н. А. Некрасов “Петербургские углы”,
В. И. Даль “Уральский казак”, нравоописательные очерки
Г. И. Успенского, В. А. Слепцова, А. И. Левитана, М. Е. Салтыкова-Щедрина (Россия)
Модернизм делится на:
Символизм – 1870 – 1910 годы
1) Символ – главное средство передачи созерцаемых тайных смыслов.
2) Ориентация на идеалистическую философию и мистицизм.
3) Использование ассоциативных возможностей слова (множественность значений).
4) Обращение к классическим произведениям античности и Средневековья.
5) Искусство как интуитивное постижение мира.
6) Музыкальная стихия – праоснова жизни и искусства; внимание к ритмике стиха.
7) Внимание к аналогиям и “соответствиям” в поисках мирового единства
8) Предпочтение лирических стихотворных жанров.
9) Ценность свободной интуиции творца; идея изменения мира в процессе творчества (демиургичность).
10) Собственное мифотворчество.
Ш. Бодлер, А. Рембо (Франция);
М. Метерлинк (Бельгия); Д. С. Мережковский, З. Н. Гиппиус,
В. Я. Брюсов, К. Д. Бальмонт,
А. А. Блок, А. Белый (Россия)
Акмеизм – 1910-е годы (1913 – 1914) в русской поэзии
1) Самоценность отдельной вещи и каждого жизненного явления.
2) Предназначение искусства – в облагораживании человеческой природы.
3) Стремление к художественному преобразованию несовершенных жизненных явлений.
4) Ясность и точность поэтического слова (“лирика безупречных слов”), камерность, эстетизм.
5) Идеализация чувств первозданного человека (Адама).
6) Отчетливость, определенность образов (в противовес символизму).
7) Изображение предметного мира, земной красоты)
О. Э. Мандельштам,
А. А. Ахматова (раннее тв-во),
М. А. Кузмин (Россия)
Футуризм – 1909 г. (Италия), 1910 – 1912 гг. (Россия)
1) Утопическая мечта о рождении сверхискусства, способного преобразить мир.
2) Опора на новейшие научные и технологические достижения.
3) Атмосфера литературного скандала, эпатаж.
4) Установка на обновление поэтического языка; изменение отношений между смысловыми опорами текста.
5) Отношение к слову как к конструктивному материалу, словотворчество.
6) Поиск новых ритмов, рифм.
7) Установка на произносимый текст (декламация)
И. Северянин, В. Хлебников
(раннее тв-во), Д. Бурлюк, А. Крученых, В. В. Маяковский
Импрессионизм – последняя треть XIX – начала ХХ века.
1) Стремление передать первое впечатление во всей первозданности.
2) Фрагментарность композиции.
3) Ассоциативность образных связей.
4) Внимание не столько к типичному, сколько к особенному, единичному в окружающем мире.
5) Изображение чувств, эмоций, ощущений; отражение внутренних переживаний личности.
Ги де Мопассан, П. Верлен,
М. Пруст (Франция)
Экспрессионизм – 1910 – 1920-е годы (Германия)
1) Сочетание критического пафоса и ужасом перед неприглядной картиной бытия.
2) Главные темы: гибель человека в мире, утрата человечности в человеке.
3) Тяготение к абстрактности.
4) Использование приема фантастического гротеска.
Черты экспрессионизма – в тв-ве
Л. Н. Андреева, Ф. К. Сологуба,
А. Белого (Россия)
Экзистенциализм – середина ХХ века (Франция, во время и после Второй мировой войны)
1) Ощущение крушения всех духовных ценностей.
2) Стремление преодолеть ощущение трагизма человеческого существования.
Идея одиночества человека среди враждебного бытия в привычном обществе
Ж. П. Сартр, А. Камю, С. де Бовуар (Франция)
Из истории мировой литературы
Литература, по-видимому, возникла позже некоторых других видов искусства, так как ее материалом является слово, речь. Разумеется, все искусства могли появиться только после того, как человек овладел членораздельной речью, но для возникновения словесного искусства требовалась высокая степень развития языка в его коммуникативной функции и наличие довольно сложных грамматических форм. По-видимому, ранее всего появилось изобразительное искусство. Первые декорированные деревянные и костяные предметы (женские статуэтки) относятся примерно ко времени за 25 тыс. лет до н. э. Классические памятники европейской пещерной живописи — изображения животных к XXV—X тыс. до н. э.
Интересные факты о литературе
А знаете ли вы, что одним из предков М.Ю. Лермонтова был легендарный шотландский поэт-мистик? Поэт всегда знал, что отец его, Юрий Петрович Лермонтов, прослеживает свой род от шотландского офицера Георга Лермонта. Тот служил наемником в польском войске, а в 1613 году, защищая Белую крепость, был взят в плен и перешел на сторону России, где и стал родоначальником многочисленных потомков.
А вот о самом знаменитом своем предке – Томасе Лермонте, поэте древней Шотландии, жившем в XIII веке, М.Ю. Лермонтов, скорее всего, не догадывался. До наших дней дошли лишь немногие стихи Томаса Лермонта, часто оформленные как предсказания, гораздо больше сохранилось преданий о нем.
Рассказывают, что на древнем Эйлдонском холме, где покоятся, согласно легенде, король Артур и его рыцари, стоял Эйлдонский дуб, в котором был вход в царство фей. В юности Томас влюбился в фею, и она забрала его в свое царство на 7 лет. Там он и получил свой вещий дар, и, вернувшись, пророчествовал об исходе войн, о судьбе королей и городов, а потом снова ушел к своей фее – навсегда. Слава Томаса из Эрсильдауна была сродни славе Мерлина или Нострадамуса.
Увлекаясь Вальтером Скоттом, М.Ю. Лермонтов, конечно, читал его балладу «Thomas the Rymer». Но в балладе фамилия Томаса не названа, В. Скотт называет его Томас-Рифмач, так что, скорее всего, Лермонтов не знал о своем вероятном поэтическом предке. Шотландский поэт пророчил, что когда-нибудь он вернется на землю молодым. Может, его пророчество сбылось, и он вернулся, но уже в России? Иначе откуда через 500 с лишним лет в стихах его далекого потомка звучит такая мистическая и мрачноватая пророческая сила?
Из истории мировой литературы
Свадебный обряд у многих народов имеет черты своеобразного обрядово-религиозного действа, отчетливые элементы театральности. То же следует сказать и о различных календарных аграрных народно-обрядовых играх, изображающих смену зимы весной или летом в виде борьбы, спора двух сил, в виде «похорон» куклы или актера, воплощающих побежденную, умирающую зиму.
Более сложные формы календарных действий связаны с культом умирающего и воскресающего бога. Таковы древнеегипетские культовые мистерии об Осирисе и Исиде, древневавилонские новогодние празднества в честь Мардука, древнегреческие мистерии в честь богов плодородия Деметры и Диониса. (Таковы, в сущности, по своему генезису и средневековые христианские мистерии.)
С дионисийскими мистериями связывается происхождение античного театра. Выявляя первобытное наследие в древнегреческой трагедии и комедии, А. Д. Авдеев в своей книге «Происхождение театра» (М., 1960) высказал предположение, что первоначально основу трагедии составляла зоопантомима, а источником дальнейшего ее развития в качестве драматургического жанра стал дифирамб, излагавший предания о Дионисе. Еще очевиднее проявляется первобытное наследие в традиционном театре Индонезии (яванский топенг), Японии (средневековый театр Но), Китая, Индии, Бирмы и других стран Дальнего и Среднего Востока, где отчетливо прослеживается связь с культом предков, применяются маски, большое место занимают зооморфные образы, демоны и т. п.
В древних формах театра пантомимический элемент господствует над словесным текстом, в ряде случаев небольшая словесная часть передана особому «актеру» (эта черта до сих пор сохранилась в традиционном театре Японии и Индонезии). Превращение обрядово-театрального зрелища в драму происходит уже в исторически развитом обществе путем отрыва от ритуала и гораздо более интенсивного проникновения элементов словесного искусства, часто уже с помощью письменности.
Выдающийся русский ученый А. Н. Веселовский в своей «Исторической поэтике» именно в народном обряде увидел корни не только танца, музыки, но и поэзии. Первобытная поэзия, согласно его теории, первоначально представляла собою песню хора, сопровождаемую пляской и пантомимой. В песне словесный элемент естественно объединялся с музыкальным. Таким образом, поэзия возникла как бы в недрах первобытного искусства, объединенного рамками народного обряда. Роль слова на первых порах была ничтожна и целиком подчинена ритмическим и мимическим началам. Текст импровизировался на случай, пока наконец сам не приобретал традиционный характер.
Интересные факты о литературе
Источники:
https://www.syl.ru/article/91914/literaturnyie-napravleniya—korotko-o-glavnom
https://obrazovaka.ru/literatura/literaturnye-napravleniya.html
https://morozov1974.mya5.ru/literatura/literaturnye-napravleniya/