4 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Основные события в жизни печорина. Каково значение «судьбы» в жизни Печорина

Судьба Печорина в романе Герой нашего времени Лермонтова

Печорин олицетворяет собой одного из представителей эпохи начала девятнадцатого века, когда процветали цинизм, сомнения и страх перед будущим среди молодого поколения. Старые взгляды общества еще не ушли, а новые не сформировались, что и определило настроение молодежи того времени ― неуверенность, ощущение «лишнего» человека.

Печорин с самого начала противопоставлен обществу, действует по-своему, ни с кем не считается. У него нет друзей, ему чужды любовь и эмпатия. На все он смотрит свысока и цинично. Главный герой это объясняет тем, что раньше был открыт людям, но этого никто не понял. Люди отвергли его дружбу и искренность, что и сделало его черствым и суровым.

Печорин много говорит о скуке и пресыщении. Главным двигателем в его жизни является риск и игра судьбами других людей. Из-за этого рушатся их жизни, но он не проявляет к ним сочувствия. Ему не чуждо причинить зло даже самым невинным, которые еще не познали зла. Например, как Мери. Он ловко играет ее чувствами, не думая о последствиях.

Однако Печорин не глупый человек и производит впечатление сильной личности. Его уверенность в себе и твердость во взглядах нравится окружающим, поэтому многие сначала попадаются под его обаяние, но, в конечном итоге, разочаровываются в нем. Возможно, это тоже часть его игры: он словно им сообщает, что это люди его сделали таким. Он часто снимает с себя ответственность за происходящее, обвиняя что-то или кого-то. Поэтому его судьба заканчивается трагично. Как он умирает, в романе точно не прописывается, чтобы дать пофантазировать читателю. Известно лишь то, что уходит из жизни он рано. Печорин словно сам всегда ищет свою смерть, поэтому выбирает риск и провоцирует людей, чтобы они его изгнали или лишил жизни. Талант и ум Печорина остаются нереализованными, потому что он решает противопоставить себя социуму и обвинить их в заурядности, не способности понимать других. Однако этого не было и у него самого.

Судьба Печорина весьма трагична. Он не смог приспособиться в обществе и решил обвинить его во всех смертных грехах, потому что это снимает ответственность за свой выбор, за свою жизнь. Свои недостатки он прикрывал несовершенством других людей. Он погибает, так и не осознав, что является сам хозяином своей судьбы и сам может нести свет в жизнь и показать, как нужно любить и помогать людям. Вместо этого он выбрал мрак.

2 вариант

По сути, Печорин является центром художественных образов автора. Все остальные персонажи невольно расположены вокруг него и осуществляют помощь в раскрытии его поистине многогранного характера.

Героя можно назвать мыслящим, чувствующим, страдающим, имеющим довольно сложный внутренний мир и испытывающим частые терзания – допустим, Печорин высказывается о том, что чувствует в себе великую силу. Однако, по всему видно, что он не готов применить ее, поскольку затрудняется в определении области применения.

Чувствуется и тот факт, что герой ждет обновления, но, тем не менее, обречен на бездействие. Имеет место и конфликт – некогда принадлежавший к аристократии, Печорин, теперь испытывает неприязнь к этой социальной прослойке, старается отгородиться от нее. Ведь теперь его приоритеты сменились, и он чувствует себя совершенно иным человеком.

Печорин отличается непринятием мира, но не старается делать его лучше – ведь он склонен к индивидуализму и даже эгоизму. Эти черты характера всегда готовы сыграть с ним злую шутку.

Герой думает, что разворачивает бурную деятельность – но, на самом деле, это лишь жалкие потуги.

Да, у Печорина есть потенциал, но у него нет самого главного – цели в жизни. Потому, его судьба достаточно трагична – ведь он уже не может вернуть время вспять и вновь стать своим в той среде, от которой отрекся, которую возненавидел – но, в то же время, и не может стать полноправным «новым» человеком.

Видя отсутствие гармонии, социальное и духовное рабство, Печорин никак не может найти себе приюта в этом мире. Возможно, потому свет и добро, к которому он неустанно стремится, остаются все такими же далекими, недосягаемыми.

Непростая судьба героя позволяет сделать вывод, что автор намеревался воссоздать образ так называемого «лишнего» человека, которому чужда эпоха, в которой он существует – к слову, таким же образом является и Евгений Онегин у Пушкина.

Читать еще:  Божья матерь утоли моя печали значение. Икона "Утоли моя печали": значение

Тем не менее, Печорин решает если не изменить мир, то хотя бы сделать анализ своих ошибок и несчастий и оставить хоть что-нибудь для потомков.

Герою не чуждо стремление к саморазвитию и самопознанию – мало того, он достаточно умен, потому умеет генерировать логические умозаключения. Присутствует и еще одна точка зрения относительно внутреннего мира Печорина – он осознает тот факт, что он не тот, каким самому себе кажется.

А, как известно, внутренняя дисгармония не способна стать почвой для развития и счастливой доли. Она способствует лишь внутреннему разрушению. В душе героя вновь и вновь зарождаются сомнения, умозаключения становятся более несвязными, в результате, он просто теряется… Теряется на фоне собственных мыслей и идей – ведь Печорин не может понять, правильны ли они и стоит ли следовать им.

Налицо весьма глубокий внутренний конфликт, прекратить который не представляется возможным.

Возможно, в чем-то Печорин и превзошел свое время – и именно поэтому он так и не смог смириться с действительностью. Мало того, не было людей, подобных ему во взглядах и целях – а быть может, и существовали они, но герой сам не стал сближаться с ними ввиду того, что был закоренелым индивидуалистом.

Иногда кажется, что герой путает эгоизм с индивидуальностью и выдает его за свою «особенность».

Так или иначе, богатый духовный мир Печорина скорее вредит ему, нежели помогает. Конфликт с обществом и самим собой становится еще больше и еще сложнее.

Также читают:

Картинка к сочинению Судьба Печорина в романе Герой нашего времени

Популярные сегодня темы

Главный герой поэмы «Цыганы» А.С. Пушкина Алеко предстает перед читателями в образе человека с высокими моральными принципами

XX век в искусстве ознаменовался началом «Серебряного века». Когда он начался, в России произошли изменения в социальной среде, был глубокий кризис. Только что закончилась Первая мировая война

При встрече надзирателя Очумелова и рыжего городового Елдырина, они решили пройти вдоль базарной площади и разведать дела. Неожиданно раздаются возмущенные вопли и собачий скулеж. Им предстает такая картина

Лирика Ахматовой – это пример выражения своих подлинных чувств великого человека, оставившего огромный след в поэзии. Мастерство Ахматовой оставляет неизгладимые впечатления в душе каждого человека

В жизни каждого человека наступает момент, когда он осознаёт понимание и важность свободы. Для каждого слово «свобода» означает что-то своё, но каждый, испытывая её, счастлив.

Cочинение «Каково значение «судьбы» в художественной мысли романа «Герой нашего времени»»

По мысли Лермонтова, не одна причина, а по крайней мере несколько обусловили характер Печорина. Важно, однако, что поиски причин ведутся одновременно и за пределами мира Печорина, и в мире героя. Отход от романтизма намечается уже в том, что характер героя, представленный как сложившийся, не имманентен, что Лермонтов направляет свои художнические усилия и вне героя лежащие причины, способные повлиять на формирование данной личности. Сложность подобного подхода вдвойне полемична. С одной стороны, характер возникает не в безвоздушном пространстве и не сразу становится таким, каким он предстает в данный момент своего развития. Он не заранее задан, а возник в результате каких-то условий, на почве каких-то обстоятельств. В ранней молодости (за пределами романа) Печорин был пылким мечтателем, а в романе изображен скептиком, трезвым аналитиком, не придающим никакого значения мечтам и надеждам.

С другой стороны, характер не может всецело предопределяться обстоятельствами: в этом случае с личности снимается всякая ответственность за жизненное поведение, поскольку вина полностью перелагается на обстоятельства. Лермонтовская позиция вырабатывается в острой полемике как с романтиками, не умеющими объяснить природу героя, так и с поверхностными реалистами, готовыми оправдать внутренне слабую, а порой и мелкую личность объективными причинами, не принимая в расчет причин субъективных. Между тем Печорин не хочет снимать с себя личную ответственность. Перед дуэлью с Грушницким Печорин объясняет свое поведение: «Я решился предоставить все выгоды Грушницкому; я хотел испытать его; в душе его могла проснуться искра великодушия, и тогда все устроилось бы к лучшему; но самолюбие и слабость характера должны были торжествовать. Я хотел дать себе полное право не щадить его, если бы судьба меня помиловала: кто не заключал таких условий с своею совестью?».

Читать еще:  Отношение к любви. Дуэли творца Онегина и вполне уместные параллели

Рассуждение это поистине замечательно. Печорин обнажает противоречивые желания. Он не пытается оправдать СВОЕ поведение объективными условиями. Напротив, герой выдвигает сугубо личный мотив («Я хотел дать себе…») и считает его нравственно уязвимым («кто не заключал таких условий со своею совестью?»). Однако хитрость здесь в том, что воля человека все-таки детерминирована. Ее обусловливают не только внешние причины и обстоятельства, но и внутренние. Печорин допускает возможность даже в таком человеке, как Грушницкий, «искру великодушия», но тут же приходит к выводу об объективной предопределенности поведения Грушницкого, зная его душу («должны были торжествовать»): мелкий характер не может пересилить самолюбие и слабость; в природе Грушницкого, в его натуре есть нечто такое, что не позволит «проснуться искре великодушия», а с неотвратимой неизбежностью, с императивным долженствованием заставит его поступить в согласии с мелкостью души.

Субъективная, личная воля Грушницкого не устраняется, но она приобретает свойство объективной предопределенности. Как яблоня должна рождать яблоки, так и Грушиицкий должен проявить человеческую слабость. Следовательно, субъективная воля не произвольна, а внутренне тоже детерминирована. Поведение личности не стихийно, не прихотливо, не случайно, но обусловлено реальными сторонами характера, приобретающими значение объективных свойств. Они-то и направляют волю в определенное русло. При этом детерминированность воли не отменяет личной вины: перед Грушницким были открыты иные возможности, но в его душе не проснулась «искра великодушия». Лермонтов открыл внутреннюю, а не только внешнюю детерминированность характера и поведения личности. Если у романтиков проявления воли героя прихотливы, изменчивы, порой непонятны и внутренне неоправданны, если герой часто совершает поступки по указаниям автора, точно знающего, что именно тот или иной» персонаж должен делать в такой-то ситуации, то в «Герое нашего времени» действия персонажей обусловлены изнутри и совершаются в соответствии с их личной волей, определенной их психологией, а не желаниями автора. Произволу воли героя кладется предел, извлекаемый из существа данной натуры. Тут-то и оказывается, что детерминированность изнутри также имеет силу закона. В этом нужно видеть углубление пушкинского реализма. Если у Пушкина в «Повестях Белкина» («Метель», «Барышня-крестьянка») на первый план выдвинута обусловленность личных страстей внешними обстоятельствами, неизменно побеждающими личные чувства, то у Лермонтова поведение героев значительно осложняется внутренней детерминированностью их воли.

Герои Лермонтова постоянно размышляют над значением «судьбы» в их жизни. Если внутренняя детерминированность жизненного поведения предстает в качестве непреложного факта, то внешняя обусловленность данного характера обстоятельствами самих героев весьма проблематична. Это понятно, поскольку обстоятельства скрыты в характере, а не выступают открыто и непосредственно. «Судьба» может казаться чем-то роковым, предопределяющим сам характер героя и его поступки.

Она стоит как бы над героем, осознается им как чуждая, иррациональная сила, олицетворяющая то добрую («Я, глупец, подумал, что она (Бэла) ангел, посланный мне сострадательной судьбою…», то злую волю провидения. (Печорин с удивлением и досадой замечает воздействие на свою жизнь фатальной трагической предопределенности. Все его поведение фатально предопределено: люди, с которыми сталкивает его судьба, либо гибнут, либо переживают нравственную катастрофу. Казалось бы, воля Печорина всюду налагается на жизненные обстоятельства, но странным и непонятным для героя образом она вызывает ие истинные силы его души, а извращенные чувства, становясь выражением порожденного условиями жизни эгоистического характера. Все, что задумано Печориным-эгоистом, непременно сбывается, и, наоборот, все, что испытывает Печорин-«естественный человек», рушится) По неволе герой склоняется к вере в предопределение – как же иначе объяснить подобную закономерность? Если уверовать в иррациональность судьбы, в ее фатальный трагизм, то остается только сетовать на судьбу и на личную неспособность угадать свое назначение.

Если верить в то, что назначение, пусть даже высокое, написано на небесах, то нельзя не прийти к выводу о трагической предопределенности судьбы вследствие личных, субъективных причин: «не угадал назначения». Но в таком случае роковая ошибка («не угадал назначения») вовсе не сводится к личной вине: судьба могла заранее предопределить конфликт между высоким назначением, необъятными силами и неспособностью личности «угадать назначение» . Печорин не исключает и такого взгляда. Он иронизирует над априорной обусловленностью трагического конфликта: «Уж не назначен ли я ею в сочинители мещанских трагедий и семейных романов – или в сотрудники поставщику повестей, например для «Библиотеки для чтения». Почему знать. » (Может быть, угадай он это назначение, он был бы счастлив!) «Мало ли людей, – продолжает Печорин, – начиная жизнь, думают кончить ее как Александр Великий или лорд Байрон, а между тем целый век остаются титулярными советниками. ». Следовательно, предопределенность судьбы исключает личную ответственность. Как бы личность субъективно ни помышляла об устройстве своей жизни, а судьба «запрограммировала», выражаясь современным языком, и высокое назначение, и невозможность личности его угадать. Во всех этих рассуждениях Печорина важны два момента: во-первых, он пытается объяснить свою судьбу не только субъективными причинами, но и причинами, выходящими за пределы личного мира; во-вторых, он задумывается над целями человеческой жизни. Печорин не может вынести за скобки ответственность личности за жизненное поведение, но он ищет объективный критерий для обоснования цели человеческой жизни и не сводит его линь к субъективным мотивам.

Читать еще:  Черты классицизма в пьесе горе от ума. Черты реализма в комедии А

Судьба Печорина

Печорин – персонаж, который сознательно отказался от чувств. Он циничен и эгостичен, несмотря на то, что умен и хорошо воспитан. Лермонтов собрал в этом образе все поколение, показывая, на что обречены люди, отказывающие от любви и дружбы. Сам автор не относится к герою негативно, но судьба Печорина говорит сама за себя.

  1. Влияние эпохи
  2. Влияние общества
  3. Одиночество и скука
  4. «Лишний человек»

Бонус

  • Полезные ссылки
  • Тест по произведению

Влияние эпохи

«Герой нашего времени» – роман, написанный во время смены эпох. 30-40 годы XIX века – время, когда в обществе процветали скептицизм, сомнения, страх перед будущим. Именно это отразилось в главном персонаже и сделало его черствым, циничным и бездушным. Кажется, что само время обеспечило Печорину злую судьбу – он обречен на бездействие. «Герой нашего времени» рассказывает о том, что личность в то время не имеет пути к самореализации, что будь ты офицером или доктором, юнкером или штабс-капитаном – духовно расти некуда. Все попытки осознать себя, стать честным человеком, бороться за нравственность, заканчиваются плачевно. Именно это наглядно показывает читателю судьба Печорина.

Влияние общества

Печорин называет себя «нравственным калекой». Он понимает это, и принимает себя таким. Сам он говорит о том, что его стоило бы пожалеть. Но таким его сделало общество. Когда он пытался проявить добрые чувства – люди не принимали их. Общество ждало от него только негативно. Никто не был с ним ласков и все только оскорбляли его. В итоге он стал таким, каков есть сейчас. Все это Печорин раскрывает в беседе с Мери, сердце которой хотел завоевать лишь из «спортивного интереса», для того, чтобы обойти Грушницкого. Есть в этом доля правды, или это только лишь умелая манипуляция юной девушкой?

Одиночество и скука

Судьба Печорина заключается в обреченности на постоянное чувство скуки. В попытке хоть как-то избавиться от него, получить какое-нибудь развлечение, Печорин играет судьбами людей. Такие игры нередко оканчивается смертью или загубленной душой. Но герой не обращает на это внимания, продолжая забавлять себя все новыми «достижениями». Печорин является одиноким, сознательно отказываясь от всяческих проявлений дружеских или любовных чувств.

«Лишний человек»

Тема «Лишнего человека» была поднята еще Пушкиным в «Евгении Онегине». Печорин – новый виток этой проблемы. Личность, которая могла бы добиться успеха во многих начинаниях оказывается не нужна обществу, в попытках занять себя герой теряет свою значимость, свою личность и способность к человеческим чувствам. Печорин – обречен, и в этом его судьба. Она сложилась так, что достойный человек превратился в ничтожество, нравственного калеку и потерянную личность. Печорин сам желает для себя умереть где-нибудь в дороге, ведь его жизнь не имеет смысла ни для общества, ни для самого героя.

Печорин – персонаж, которого Лермонтов называет героем. В произведении он представлен странным и противоречивым, но автор упоминает о том, что в жизни часто встречал людей, похожих на Печорина. В наше время тоже много таких «героев». Но в любое время и в любой эпохе важно оставаться человеком, способным на искренние чувства, ценить добро и стараться не потерять себя. Несмотря на то, что сейчас модно быть циничным, лучшими качествами человека остаются доброта и искренность. Важно помнить, что каждый сам несет ответственность за свою судьбу.

Источники:

https://sochinimka.ru/sochinenie/po-literature/lermontov/sudba-pechorina-v-romane-geroj-nashego-vremeni
https://mysoch.ru/sochineniya/lermontov/_story/geroi_nashego_vremeni/kakovo_znachenie_sudbi_v_hudozhestvennoi_misli_romana_geroi_nashego_vremeni/
https://obrazovaka.ru/sochinenie/geroy-nashego-vremeni/sudba-pechorina-po-romanu.html

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Для любых предложений по сайту: [email protected]