Отечественная классика. Значение русской классической литературы
Русская классическая литература
Одной из отличительных особенностей российского государства является его литературный потенциал. Несколько столетий во всем мире многие люди с трепетом относятся к романам Достоевского и Гоголя. За последние два столетия российские писатели и поэты внесли огромный вклад в развитие классической литературы. Бесспорно Россия одна из самых духовно развитых стран.
Период классической русской литературы приходится на 19 – начало 20 века и связан, в первую очередь, с господствовавшим в то время литературным направлением – реализмом, для которого было характерно правдивое изображение действительности. Русскими писателями пришедший с запада реализм был осмыслен по-своему: как направление, призванное указать обществу на существующие проблемы, задуматься о них. Другими словами, отличительной чертой русского реализма был его воспитательный характер. Классическая литература – это не просто чтение на досуге, а настоящий «учебник жизни», по высказыванию Н. Г. Чернышевского.
Прежде, чем попытаться понять тайну русской литературы, нужно обратить внимание на то, как сами писатели и поэты понимали свое предназначение. Это очень точно подмечено у А. С. Пушкина в стихотворении «Пророк». Все мы со школьной скамьи помним, что в нем говорится о томимом «духовной жаждою» поэте, который перерождается в пророка, наделенного Всевышним даром «глаголом жечь сердца людей». И это не просто слова. Писатели 19 века и в самом деле видели свое предназначение в том, чтобы быть посредниками между истиной, Богом, и народом. Писатель никогда не должен был успокаиваться или примиряться с действительностью, но доносить до сознания людей истину, независимо от того, угодна она была правящему сословию или нет. Без понимания самопожертвования русских писателей ради того, чтобы провозглашать истину, невозможно понять и русской классической литературы.
Самопожертвование было основано на глубокой вере в силу слова, как мощнейшего оружия, совершающего революции в умах людей. А откуда берется слово? Как писатель и поэт узнает, что должен писать? Ответом на эти вопросы может быть пушкинская строка:
Веленью Божию, о муза, будь послушна…
В этой строке и заключается одно из главных отличий русской классической литературы от любой другой: русские писатели стремились заострить внимание на духовных ценностях и привести читателя к осознанию простых истин, заложенных еще в Библии. Большое значение имеет и глубокая духовность русского сознания, основанная на православное вере, что не могло не отразиться и в литературе. Ведь чему учило православие? Тому, что только праведная жизнь по законам Божьим может даровать душевное спокойствие и гармонию внутреннего мира с окружающим. Православие не утверждало, что каждый человек греховен от рождения, как это делала католическая религия, и не призывало смириться с судьбой, как иудейская религия, а предоставляло каждому человеку право свободного выбора. Хочешь – живи по законам Божьим, и воздастся тебе за это на небесах, а уж если избрал путь греха, то будь готов к тому, что его придется искупать, при жизни или после смерти. И вот ведь что странно: всем людям свойственно заблуждаться, но наверно, только русские готовы с такой страстью и искренностью каяться в своих грехах и вымаливать себе прощение, потому что не будет покоя русской грешной душе, пока она не раскается.
Тема искупления греха является одной из самых главных в русской литературе. Сразу же вспоминается роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Как только герой приходит к мысли, что ему все дозволено, так сразу же оказывается, что он не способен нести крест вседозволенности и ответственности. Его начинают терзать страхи и сомнения, нарушается гармония внутреннего и окружающего мира, душа не может найти успокоения и заболевает, и, как неизбежный и единственно возможный выход из сложившейся ситуации, приходит раскаяние и желание искупить грех. А все почему? Да потому, что материальные богатства не дают людям мира, а душе – гармонии.
Особенностью русской культуры было стремление к высшим, духовным, ценностям. Это же нашло отражение и в литературе. Ведь не к богатству и знаменитости стремятся герои А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, И. С. Тургенева, Л. Н. Толстого и многих других авторов. Они находятся в постоянном поиске чего-то, о чем не имеют даже ясного представления, но продолжают жадно искать как в своей душе, так и в окружающем мире. Они постоянно задаются вопросами: а зачем они пришли в этот мир, в чем заключается их предназначение. Ведь есть же какой-то высший смысл в том, что я живу, и в том, что делаю? А высшее предназначение для русского человека как раз и заключается в том, чтобы «жить по совести», которая, как известно, и является голосом Божьим в нашей душе.
Классическая русская литература пронизана глубоким психологизмом, вскрывающим душевные переживания героев, их внутренний мир. Таких героев в русской литературе очень много: это целая галерея «лишних» людей (Онегин, Печорин, Рудин, Обломов, Базаров), «маленькие люди» в произведениях А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя, Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толстого. Но никакие духовные муки не являются оправданием их поступков. Они только позволяют читателю лучше представить себе характер героя. Так, личность героя выходит в произведениях русской классики на первое место, но только для того, чтобы продемонстрировать ничтожность низменных желаний или стремление к высшим ценностям.
Вот только теперь, приняв как данность три обязательных слагаемых классической русской литературы: духовность, основанную на православии, психологизм и философское осмысление мира – можно понять, почему для русского народа она не потеряла своей актуальности и сегодня, а для иностранцев и являлась и является загадкой. Дело в том, что за жизненными ситуациями и характерами героев русских классических произведений всегда стоит обобщенный образ России, ее истории, мировоззрения и культуры. Ведь «лишние» люди в России наверняка были и до 19 века, они есть и сейчас. Но именно в тот момент пришло время сказать об этом, и именно в тот момент об этом было сказано все. Для русской литературы всегда была характерна христианская тематика, ведь и сама русская литература началась с религиозных книг. И даже в произведениях советских писателей, вполне искренне объявлявших себя атеистами, часто прослеживаются христианские образы и мотивы, но именно тогда одухотворенность и религиозность стала отличительным признаком русской литературы. Поэтому и сегодня, читая классические произведения, мы понимаем переживания героев и их проблемы, может быть, по-своему, перенося их в современный мир, но не исключая их существования и в наше время. А для иностранцев же они остаются признаками исторического прошлого, которое нужно принять как данность исторической эпохи. А историю, как известно, нельзя ни судить, ни исправить.
Итак, отличительными чертами русской классической литературы являются:
- Глубокий психологизм
- Духовность, основанная на православии
- Философичность
- Связь с русской культурой и историей
Материал подготовлен с использованием Большой энциклопедии России.
Основные итоги русского литературного процесса XIX века. Мировое значение русской классики
Завершившееся знакомство с курсом истории русской литературы 18 в позволяет подвести некоторые итоги, касающиеся развития русской литературы, ее своеобразия и закономерностей.
Во- первых, русскаыя литература постоянно расширяла освоение тех пластов жизни, из которых черпала темы и сюжеты своих произведений и все глубже проникала во внутренний мир человека, в тайны его души.
Во- вторых, история русской литературы- это история смены жанров и стилей. От почти безусловного господства поэзии в начале и в 1й трети 19 века русская литература неуклонно двигалась к прозе. Торжеством повествовательных форм отмечена последняя треть 19 столетия. Это не значит, что поэзия прекращает свое существование. Она лишь уступает место на литературной арене прозе, но при всяком благоприятном случае готова взять реванш в состязании за власть над умами и чувствами читателей.
В- третьих, русская литература, преодолев в ходе своего движения жанровое мышление, перешла к мышлению стилями, как это наглядно выступает в творчестве пушкина, лермонтова, и гоголя, а затем к господству индивидуально- авторских стилей, когда каждый писатель мыслил в духе индивидуальной стилистической системы. Это хорошо видно на примерах Тургенева, Гончарова, Толстого, Достоевского, Чехова, Лескова.. При этом жанры никуда не исчезают, но стиль не находится в жестокой зависимости от жанра, а освобождается от строгой жанровой нормативности. Поэтому в русской литературе особенное распространение получили гибридные жанровые формы, спаянные из различных жанров. Н-р «Евгений Онегин»- роман в стихах, «Мертвые души»- поэма, «Записки охотника»- рассказ и очерк. Достоевский- философско- идеологический роман, Толстой- роман-эпопея.
Расцвет русской классики в XIX в. многие зарубежные исследователи называют «золотым веком», своеобразным Ренессансом, последним и «самым великим из всех даже по сравнению с итальянским, немецким и французским Ренессансом» (Дж. Маккэйл). Другой английский критик М. Марри также замечал: «Могучее вдохновение, которое так странно и величественно исходило от старых поэтов английского возрождения, вновь возникает в современных русских романах».
В настоящее время факт универсального значения русской литературы не только общепризнан, но является объектом пристального изучения как отечественных, так и зарубежных исследователей. И многие критики в самых различных странах, анализируя те или иные явления современной литературной действительности, неизменно обращаются к произведениям русской классики как к недосягаемым эталонам в художественной сфере.
В Европе уже в 70-х годах прошлого века обратили внимание на своеобразие и глубину русской литературы, отразившей духовный и нравственный опыт своего народа и поднявшей искусство романа, новеллы, драмы на новую высоту, «русский роман очаровывает “дыханием жизни”, искренностью и состраданием, ? утверждал видный французский литературовед прошлого века Э. М. де Вогюэ. ? Молодежь находит в нем интеллектуальную пищу, которой она страстно жаждет и которой ей не может предложить наша изысканная литература. Я убежден, что влияние великих русских писателей будет благотворным для нашего истощенного искусства».
Говоря о роли русской классики в развитии критического реализма в литературе США, французский исследователь Р. Мишо подчеркивает, что современный роман в США не мог стать тем, что он есть, без Достоевского, Толстого и Чехова. О пристальном внимании к творчеству Пушкина, Толстого, Достоевского и Маяковского, Есенина, Булгакова писал и американский критик И. Уайл: «Ни одна другая страна не располагает литературой, которая бы пользовалась среди американских интеллектуалов более высокой репутацией, чем русская и советская литература».
В свое время Достоевский на вопрос «Кого вы ставите выше: Бальзака или себя?» ответил: «Каждый из нас дорог только в той мере, в какой он принес в литературу что-нибудь свое, что-нибудь оригинальное». В этих словах затронута суть творческих взаимоотношений, на основе которых складывается мировой литературный процесс. Каждая из национальных литератур вносит в этот процесс то, что отсутствует в других литературах мира или имеется там в недостаточно развитом виде. Размышляя над процессом литературных взаимосвязей, Лев Толстой в свое время заметил: «Я думаю, что каждый народ употребляет различные приемы для выражения в искусстве общего идеала и что благодаря именно этому мы испытываем особое наслаждение, вновь находя наш идеал выраженным новым неожиданным образом. Французское искусство произвело на меня в свое время это самое впечатление открытия, когда я впервые прочел Альфреда де Виньи, Стендаля, Виктора Гюго и особенно Руссо».
«Святая русская литература, святая прежде всего в своей человечности» (Т. Манн), поразила мир сочувствием униженному и оскорбленному человеку. Оскар Уайлд, утверждая, что одним из источников его собственного морального обновления было «сострадание в русских романах», заявил в одной из бесед: «Русские писатели ? люди совершенно изумительные. То, что делает их книги такими великими ? это вложенная в их произведения жалость. Жалость ? это та сторона, которая раскрывает произведение, то, благодаря чему оно кажется бесконечным».
Возникающий этический пафос русской литературы был следствием неистребимой устремленности ее творцов к идеалу духовно-нравственного совершенства, т.е. к выполнению евангельского: «Будьте совершенны как совершенен Отец наш Небесный».
Знакомясь с русской литературой, читатели за рубежом поражались и другому: у каждого персонажа, каково бы ни было его социальное положение, есть душа. Иными словами, русские классики в лице Гоголя и Тургенева, Толстого и Достоевского, Чехова и Лескова еще раз напомнили о том, что человек ? не только физическое и интеллектуальное существо, он обладает еще душой, которая часто бывает не в порядке, которая может болеть, мучиться, страдать и которая нуждается в любви, жалости, сострадании. Примечательна в этом отношении статья английской писательницы Вирджинии Вулф «Русская точка зрения», в которой она утверждает, что у Чехова сущность его рассказов можно определить словами: «Душа больна; душа излечилась; душа не излечилась. Читая Чехова, мы обнаруживаем что повторяем слово “душа” снова и снова. Действительно, именно душа ? одно из главных действующих лиц русской литературы. Тонкая и нежная, подверженная уйме причуд и недомоганий у Чехова, она гораздо большей глубины и размаха у Достоевского; склонная к жесточайшим болезням и сильнейшим лихорадкам, она остается основным предметом внимания».
Роль русской классической литературы в современном мире предопределила и глубина художественно-философского осмысления проблем личности. Стремление русских классиков к решению коренных вопросов бытия придает их творениям особую философскую напряженность. Герои русской литературы, решая личные вопросы своей жизни, неизменно сталкиваются с нравственно-философскими и религиозными проблемами, которые занимают значительное место в поэзии и прозе Лермонтова и даже в лирических по своей сути пьесах Чехова. Крупнейшие представители европейской философской мысли ? от Хайдеггера до Сартра ? утверждают, что у истоков развиваемых ими доктрин стоят Достоевский и Толстой, затронувшие по их мнению, такие проблемы человеческого существования, как абсурдность бытия, отчуждение человека и пр.
Решая проблему личности, русские классики показывали, как естественное человеческое стремление к раскрытию своей индивидуальности нередко трансформируется в неограниченное своеволие, хищнический эгоизм, ведущий не к расцвету личности, а к ее духовной деградации и физической гибели. Исследуя бесперспективность таких форм самоутверждения, они приходили к выводу, что подобные способы самореализации личности ? фикция, иллюзия.
Художественно-философскую глубину русской классики некоторые критики на Западе видят в ее борьбе с концепцией человека, как «несложного, однозначного существа, способного разрешать встающие перед ним проблемы рациональным путем». Об этом пишет английский литературовед Р. Пийс в книге о Достоевском, изданной в Кембридже. Эта мысль встречается и в других работах западных исследователей, утверждающих, что русская литература порывает с традициями эпохи Просвещения, воспринимавшего человека именно рационалистически. Однако дело обстоит несколько иначе. Русская классика XIX века, будучи наследницей и продолжательницей классической традиции прошлых эпох, в том числе и эпохи Просвещения, значительно расширила и углубила просветительское понимание гуманизма. А в чем конкретно заключается расширение и углубление ? на этот вопрос даются порой самые разнообразные ответы.
Русская классика противостояла и продолжает противостоять декадансу и модернизму, бездуховности и отчаянию, порождаемыми ощущением абсурдности бытия, эстетизацией зла, отождествлением его с добром, и неверие в возможность победы над злом.
В то время, когда европейское сознание стало проявлять терпимость к идеям вседозволенности и избранничества, к призывам освободиться от нравственных уз, любви и сострадания, этих, по выражению Ницше, догм, которыми якобы «руководствуются рабы», ? русская литература всеми возможными художественными средствами вскрывала античеловечность подобных теорий. Она доказывала бесперспективность и иллюзорность антигуманных форм самоутверждения, жизненную необходимость духовно-нравственного самосовершенствования, в котором русские классики видели цель и смысл земного существования, залог преодоления хаоса и энтропии, царящих в современной действительности.
Классическая литература (русская). Русская классическая литература: список лучших произведений
Классическая литература (русская) – это широкое понятие, и каждый вкладывает в него свой смысл. Если спросить читателей, какие ассоциации она у них вызывает, то ответы будут разными. Для кого-то это основа библиотечного фонда, кто-то скажет, что произведения классической русской литературы – это некий образец, обладающий высоким художественным достоинством. Для школьников это все то, что изучают в школе. И все они будут по-своему абсолютно правы. Так что же это такое – классическая литература? Русская литература, сегодня речь пойдет только о ней. О зарубежных классиках мы поговорим в другой статье.
Периодизация истории русской литературы
Существует общепринятая периодизация становления и развития отечественной литературы. Ее история делится на следующие временные отрезки:
- Долитературный период. В это время, до XI века, еще не было письменных текстов, и произведения передавались в устной форме.
- С XI века по XIV существовала древнерусская литература. Большое влияние на ее развитие оказало принятие на Руси христианства. Появляются переводные греческие книги, развиваются новые жанры: жития святых, летописи, хождения, евангелия.
- Следующий период – средневековая литература. Она существовала с XV по XVII век.
Какие произведения называют классическими?
Многие читатели уверены, что классическая литература (русская) – это Пушкин, Достоевский, Толстой – то есть произведения тех писателей, которые жили в XIX веке. Это совсем не так. Классическим литературное произведение может быть и эпохи средневековья, и XX столетия. По каким канонам и принципам определить, является ли классикой роман или повесть? Во-первых, классическое произведение должно обладать высокой художественной ценностью, быть образцом для других. Во-вторых, у него должно быть всемирное признание, оно должно входить в фонд мировой культуры.
И нужно уметь различать понятия классической и популярной литературы. Классика – это то, что проверено временем, а о популярном произведении могут достаточно быстро забыть. Если же актуальность его будет сохраняться не один десяток лет, возможно, оно со временем тоже перейдет в разряд классики.
Истоки русской классической литературы
В конце XVIII века только сложившееся дворянство России раскололась на два противоборствующих лагеря: консерваторов и реформаторов. Такой раскол был обусловлен разным отношением к тем переменам, которые происходили в жизни: Петровские реформы, понимание задач Просвещения, наболевший крестьянский вопрос, отношение к власти. Эта борьба крайностей привела к тому взлету духовности, самосознания, которые и породили русскую классику. Можно сказать, что она была выкована в ходе драматических процессов в стране.
Классическая литература (русская), родившись в сложном и противоречивом XVIII веке, окончательно сформировалась в XIX столетии. Ее основные черты: национальная самобытность, зрелость, самосознание.
Русская классическая литература 19 века
Большую роль в развитии культуры того времени сыграл рост национального сознания. Открывается все больше учебных заведений, усиливается общественное значение литературы, писатели много внимания начинают уделять родному языку. Восстание декабристов еще больше заставило задуматься о происходящем в стране.
Влияние Карамзина на развитие литературы 19-го века
Николай Михайлович Карамзин, крупнейший русский историк, писатель и журналист, был самой влиятельной фигурой русской культуры XVIII-XIX вв. Его исторические повести и монументальная «История государства Российского» оказали огромное влияние на творчество последующих писателей и поэтов: Жуковского, Пушкина, Грибоедова. Он – один из великих реформаторов русского языка. Карамзин ввел в использование большое количество новых слов, без которых мы не можем представить сегодня современную речь.
Русская классическая литература: список лучших произведений
Выбрать и составить перечень лучших литературных произведений – задача сложная, поскольку у каждого читателя свои пристрастия и вкусы. Роман, который для одного будет являться шедевром, другому покажется скучным и неинтересным. Как же составить список классической русской литературы, который удовлетворял бы большинство читателей? Один из способов – проведение опросов. На их основе можно сделать выводы, какое произведение сами читатели считают лучшим из предложенных вариантов. Такие методы сбора информации проводятся регулярно, хотя данные могут незначительно меняться со временем.
Список лучших творений русской классики, согласно версиям литературных журналов и интернет-порталов, выглядит так:
- Михаил Булгаков с мистическим романом «Мастер и Маргарита».
- Лев Толстой с эпическим произведением «Война и мир».
- Федор Достоевский с тремя романами: «Преступление и наказание», «Братья Карамазовы» и «Идиот». Великий русский мыслитель точно и безжалостно описывал самые темные стороны человеческой сущности. Фридрих Ницше как-то сказал, что Достоевский – это единственный психолог, у которого он мог чему-нибудь научиться.
Ни в коем случае не стоит считать данный список эталонным. В некоторых рейтингах и опросах на первом месте может стоять не Булгаков, а Лев Толстой или Александр Пушкин, а кого-то из перечисленных писателей может и вообще не быть. Рейтинги – вещь крайне субъективная. Лучше самому составить для себя список любимых классиков и ориентироваться на него.
Значение русской классической литературы
Творцы русской классики всегда обладали большой общественной ответственностью. Они никогда не выступали морализаторами, не давали готовых ответов в своих произведениях. Писатели ставили перед читателем сложную задачу и заставляли его задуматься над ее решением. Они поднимали в своих произведениях серьезные социальные и общественные проблемы, которые и сейчас имеют для нас большое значение. Поэтому русская классика и сегодня остается такой же актуальной.
Источники:
https://deit.name/2011/08/%D1%80%D1%83%D1%81%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F-%D0%BA%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%81%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F-%D0%BB%D0%B8%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B0%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B0/
https://megaobuchalka.ru/2/23633.html
https://fb.ru/article/148672/klassicheskaya-literatura-russkaya-russkaya-klassicheskaya-literatura-spisok-luchshih-proizvedeniy