30 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Отечественная литература на рубеже 19 20 веков. Образовательный портал

Русская литература на рубеже XIX XX веков

Транскрипт

1 Русская литература на рубеже XIX XX веков

2 Общая характеристика периода Последние годы XIX столетия стали поворотными для русской и западной культур. Начиная с 1890-х гг. и вплоть до Октябрьской революции 1917 года изменились буквально все стороны российской жизни, начиная от экономики, политики и науки, и заканчивая технологией, культурой и искусством. Новая стадия историко-культурного развития была невероятно динамична и, в то же время, крайне драматична. Можно сказать, что Россия в переломное для нее время опережала другие страны по темпам и глубине перемен, а также по колоссальности внутренних конфликтов.

3 Какие важнейшие исторические события происходили в России в начале ХХ века? Россия пережила три революции: 1905 года; Февральскую и Октябрьскую 1917 г., Русско-японскую войну гг. Первую мировую войну гг., Гражданскую войну

4 Внутриполитическая обстановка в России Конец XIX столетия обнажил глубочайшие кризисные явления в экономике Российской Империи. Противоборство трех сил: защитники монархизма, сторонники буржуазных реформ, идеологи пролетарской революции. Выдвигались различные пути перестройки: «сверху» законными средствами, «снизу» путем революции.

5 Научные открытия начала ХХ века Начало XX столетия стало временем глобальных естественнонаучных открытий, особенно в области физики и математики. Самыми важными из них стали изобретение беспроволочной связи, открытие рентгеновских лучей, определение массы электрона, исследование феномена радиации. Мировоззрение человечества перевернули создание квантовой теории (1900), специальной (1905) и общей ( ) теории относительности. Прежние представления о строении мира были полностью поколеблены. Идея познаваемости мира, бывшая прежде непогрешимой истиной, подверглась сомнению.

6 Живопись на рубеже XIX XX веков Прочные позиции удерживали представители русской академической школы и наследники передвижников. Появление нового стиля модерна (последователи этого стиля объединились в творческом обществе «Мир искусства»). Символизм в живописи (выставка «Голубая роза», тесно связан с поэзией; символизм не был единым стилевым направлением). Появление группировок, представлявших авангардное направление в искусстве (выставка «Бубновый валет»). Любимый жанр авангардистов натюрморт. Неопримитивизм (выставка «Ослиный хвост»). Авторский стиль (синтез европейских авангардных тенденций с русскими национальными традициями).

7 С.А. Коровин Зима Художник передвижник

8 В.И. Суриков Боярыня Морозова Художник передвижник

9 Л. Бакст Древний ужас Модерн, Мир искусства

10 Н.П. Крымов Пейзаж с женской фигурой в красном Выставка Голубая роза, символизм

11 К. Петров-Водкин Купание красного коня (1912)

12 М.А. Врубель Демон

13 Н. Гончарова Автопортрет с жёлтыми лилиями Неопримитивизм

14 Философские основы культуры рубежа веков Главный вопрос вопрос о Человеке и Боге. Без веры в Бога человек никогда не обретёт смысла существования (Ф.М. Достоевский). Поэтизация образа Человека: «Человек это звучит гордо!» (М.Горький). Русская мысль аукалась с «сумрачным германским гением» (Александр Блок). Философия Ф. Ницше о сверхчеловеке это «воля к переоценке» (А.Белый). Сверхчеловек это общая и невероятно удалённая в будущее перспектива человечества, которое обретёт смысл своего существования без Бога: «Бог умер».

15 Краткая характеристика литературы рубежа веков Литература рубежа веков характеризуется рубежности, рубежного самосознания : особым состоянием ощущение мира как бездны, пропасти, пустоты; мир как бы расколот на две половины: прошлое и будущее; ощущение конца мира, апокалиптическое видение мира; разрушаются причинно-следственные связи и гармония литературы XIX века, где человек был целен и мог познать мир. В литературе рубежа веков мир деформирован, человек одинок, полон противоречий и принадлежит космическим силам и стихиям.

16 Трагическая история литературы ХХ века В 20-е годы уехали или были изгнаны писатели, составлявшие цвет русской литературы: И.Бунин, А.Куприн, И.Шмелев и др. Воздействие цензуры на литературу: 1926 год конфискован журнал «Новый мир» с «Повестью непогашенной луны» Б. Пильняка. В 30-е годы писателя расстреляют. Б. Пильняк

17 Трагическая история литературы начала 20 века С начала 30-х годов начался процесс физического уничтожения писателей: были расстреляны или погибли в лагерях Н. Клюев, И. Бабель, О. Мандельштам и многие другие. О. Мандельштам

18 Литература конца XIX начала ХХ веков В конце XIX начале XX века русская литература стала эстетически многослойной. Реализм на рубеже веков оставался масштабным и влиятельным литературным направлением. Так, в эту же эпоху жили и творили Л.Н. Толстой и А.П. Чехов (отражение реальности, жизненной правды).

19 Переход от классической русской литературы к новой литературе произошёл чрезвычайно быстро. На авансцену общекультурной жизни страны снова вышла русская поэзия, не похожая на прежние образцы. Ведущим жанром становится лирическое стихотворение, появляются циклы (мелкое сделать более крупным). Наблюдается пестрота жанров и форм поведения. Так началась новая поэтическая эпоха, получившая название поэтического ренессанса или Серебряного века.

20 Почему век назван серебряным? По аналогии с золотым, который был и уже прошёл. Он отличается по окраске. В Серебряном веке главный цвет лунный. Серебро связано с магией (амальгама, очищает воду). Серебряный цвет близок к цвету седины. Представители Серебряного века чувствовали себя старшими по отношению к представителям Золотого века.

21 Хронологические рамки Серебряного века Вопрос о хронологических рамках Серебряного века спорный. Условно он датируется 1890-ми гг. первым двадцатилетием XX в. И если в определении начала Серебряного века исследователи достаточно единодушны (явление рубежа 80-х 90-х годов XIX века), то конец этого периода вызывает споры. Одни исследователи полагают, что Серебряный век окончился с начало Гражданской войны. Другие полагают, что Серебряный век прервался в год смерти Александра Блока и расстрела Николая Гумилёва. Также существует точка зрения, что концом Серебряного века можно считать рубеж х годов, связанный с самоубийством Владимира Маяковского.

24 Писатели-реалисты Бунин Иван Алексеевич ( ) Зайцев Борис Константинович ( ) Куприн Александр Иванович ( ) Вересаев Викентий Викентьевич ( )

25 Писатели-реалисты Горький Максим ( ) Замятин Евгений Иванович ( ) Короленко Владимир Галактионович ( ) Андреев Леонид Николаевич ( )

26 Новые течения в литературе рубежа веков В период с 1890 по 1917 год особенно ярко заявили о себе три литературных течения: символизм акмеизм футуризм Они составили основу модернизма как литературного направления.

27 Серебряный век Серебряный век часть художественной культуры России конца XIX начала XX века, связанная с символизмом, акмеизмом, “неокрестьянской” литературой и отчасти футуризмом.

Лекция`Русская литература рубежа 19-20 веков`

Представители литературных направлений
Старшие символисты: В.Я. Брюсов, К.Д. Бальмонт, Д.С. Мережковский, З.Н. Гиппиус, Ф.К. Сологуб и др.
Мистики—богоискатели: Д.С. Мережковский, З.Н. Гиппиус, Н. Минский.
Декаденты—индивидуалисты: В.Я. Брюсов, К.Д. Бальмонт, Ф.К. Сологуб.
Младшие символисты: А.А. Блок, Андрей Белый (Б.Н. Бугаев), В.И. Иванов и др.
Акмеизм: Н.С. Гумилев, А.А. Ахматова, С.М. Городецкий, О.Э. Мандельштам, М.А. Зенкевич, В.И. Нарбут.
Кубофутуристы (поэты «Гилеи»): Д.Д. Бурлюк, В.В. Хлебников, В.В. Каменский, В.В. Маяковский, А.Е. Крученых.
Эгофутуристы: И. Северянин, И. Игнатьев, К. Олимпов, В. Гнедов.
Группа »Мезонин поэзии»: В. Шершеневич, Хрисанф, Р. Ивнев и др.
Объединение «Центрифуга»: Б.Л. Пастернак, Н.Н. Асеев, С.П. Бобров и др.
Вне направлений:
Особое место в литературе рубежа веков заняли крестьянские поэты (Николай Клюев, Петр Орешин). Крестьяне по происхождению, они посвящали свое творчество зарисовкам картин деревенской жизни, поэтизации крестьянского быта, традиций.

В поэзии того времени были также яркие индивидуальности, которые невозможно отнести к определенному течению, — например, Максимилиан Волошин, Марина Цветаева.

Читать еще:  Литература, музыка всегда Союз искусства и добра…. Красота-Истина-Добро

Модернизм (от французского modern — новейший, современный) философско-эстетическое движение в литературе и искусстве, возникшее на рубеже XIX—XX веков.Этот термин имеет различные толкования:
обозначает ряд нереалистических направлений в искусстве и литературе рубежа ХIХ—ХХ веков: символизм, футуризм, акмеизм, экспрессионизм, кубизм, имажинизм, сюрреализм, абстракционизм, импрессионизм;используется как условное обозначение эстетических поисков художников нереалистических направлений;
обозначает сложный комплекс эстетических и идеологических явлений, включающих не только собственно модернистские направления, но и творчество художников, полностью не вписывающихся в рамки какого-либо направления (Д. Джойс, М. Пруст, Ф. Кафка и другие).
Наиболее яркими и значимыми направлениями русского модернизма стали символизм, акмеизм и футуризм.Символизм — нереалистическое направление в искусстве и литературе 1870-1920-х годов, сосредоточено в основном на художественном выражении с помощью символа интуитивно постигаемых сущностей и идей. Символизм заявил о себе во Франции в 1860—1870-е годы в поэтическом творчестве А. Рембо, П. Верлена, С. Малларме. Затем через поэзию символизм связал себя не только с прозой и драматургией, но и с другими видами искусства. Родоначальником, основателем, «отцом» символизма считают французского писателя Ш. Бодлера.В основе мировосприятия художников-символистов лежит представление о непознаваемости мира и его закономерностей. Единственным «орудием» познания мира они считали духовный опыт человека и творческую интуицию художника.Символизм первый выдвинул идею создания искусства, свободного от задачи изображать реальность. Символисты утверждали, что цель искусства — не в изображении реального мира, который они считали вторичным, а в передаче «высшей реальности». Достичь этого они намеревались с помощью символа. Символ — выражение сверхчувственной интуиции поэта, которому в минуты озарения открывается истинная суть вещей. Символисты разработали новый поэтический язык, не называющий прямо предмет, а намекающий на его содержание посредством иносказания, музыкальности, цветовой гаммы, свободного стиха.Символизм — первое и самое значительное из модернистских течений, возникшее в России. Первым манифестом русского символизма стала статья Д. С. Мережковского «О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы», опубликованная в 1893 году. В ней были обозначены три основных элемента «нового искусства»: мистическое содержание, символизация и «расширение художественной впечатлительности».Символистов принято делить на две группы, или течения:
«старшие» символисты (В. Брюсов, К. Бальмонт, Д. Мережковский, 3. Гиппиус, Ф. Сологуб и другие), дебютировавшие в 1890-е годы;«младшие» символисты, которые начали свою творческую деятельность в 1900-е годы и существенно обновили облик течения (А. Блок, А. Белый, В. Иванов и другие).
Следует отметить, что «старших» и «младших» символистов разделял не столько возраст, сколько разница мироощущений и направленность творчества.Символисты считали, что искусство — это прежде всего «постижение мира иными, не рассудочными путями» (Брюсов). Ведь рационально осмыслить можно лишь явления, подчиненные закону линейной причинности, а такая причинность действует только в низших формах жизни (эмпирическая реальность, быт). Символистов же интересовали высшие сферы жизни (область «абсолютных идей» в терминах Платона или «мировой души», по В. Соловьеву), неподвластные рациональному познанию. Именно искусство обладает свойством проникать в эти сферы, а образы-символы с их бесконечной многозначностью способны отразить всю сложность мирового универсума. Символисты полагали, что способность постигнуть истинную, высшую реальность дана только избранным, которые в моменты вдохновенных прозрений способны постигнуть «высшую» правду, абсолютную истину.Образ-символ рассматривался символистами как более действенное, чем художественный образ, орудие, помогающее «прорваться» сквозь покров повседневности (низшей жизни) к высшей реальности. От реалистического образа символ отличается тем, что передает не объективную суть явления, а собственное, индивидуальное представление поэта о мире. Кроме того, символ, как его понимали русские символисты, — это не иносказание, а прежде всего некий образ, требующий от читателя ответной творческой работы. Символ как бы соединяет автора и читателя — в этом и заключается переворот, произведенный символизмом в искусстве.Образ-символ принципиально многозначен и содержит в себе перспективу безграничного развертывания смыслов. Эту его черту неоднократно акцентировали сами символисты: «Символ только тогда истинный символ, когда он неисчерпаем в своем значении» (Вяч. Иванов); «Символ — окно в бесконечность» (Ф. Сологуб).Акмеизм (от греч. akme — высшая степень чего-либо, цветущая сила, вершина) — модернистское литературное течение в русской поэзии 1910-х годов. Представители: С. Городецкий, ранние А. Ахматова, Л. Гумилев, О. Мандельштам. Термин «акмеизм» принадлежит Гумилеву. Эстетическая программа была сформулирована в статьях Гумилева «Наследие символизма и акмеизм», Городецкого «Некоторые течения в современной русской поэзии» и Мандельштама «Утро акмеизма».Акмеизм выделился из символизма, подвергнув критике его мистические устремления к «непознаваемому»: «У акмеистов роза опять стала хороша сама по себе, своими лепестками, запахом и цветом, а не своими мыслимыми подобиями с мистической любовью или чем-нибудь еще» (Городецкий). Акмеисты провозгласили освобождение поэзии от символистских порывов к идеальному, от многозначности и текучести образов, усложненной метафоричности; говорили о необходимости возврата к материальному миру, предмету, точному значению слова. Символизм зиждется на неприятии действительности, а акмеисты считали, что не следует отказываться от этого мира, нужно искать в нем какие-то ценности и запечатлевать их в своих произведениях, причем делать это с помощью точных и понятных образов, а не расплывчатых символов.Собственно акмеистическое течение было малочисленным, просуществовало недолго — около двух лет (1913-1914) — и было связано с «Цехом поэтов». «Цех поэтов» был создан в 1911 году и сначала объединял довольно большое количество людей (далеко не все они в дальнейшем оказались причастны к акмеизму). Эта организация была гораздо более спаянной, чем разрозненные символистские группы. На собраниях «Цеха» анализировались стихи, решались проблемы поэтического мастерства, обосновывались методы анализа произведений. Идея нового направления в поэзии была впервые высказана Кузминым, хотя сам он в «Цех» не вошел. В своей статье «О прекрасной ясности» Кузмин предвосхитил многие декларации акмеизма. В январе 1913 появились первые манифесты акмеизма. С этого момента и начинается существование нового направления.Задачей литературы акмеизм провозглашал «прекрасную ясность», или кларизм (от лат. claris — ясный). Акмеисты называли свое течение адамизмом, связывая с библейским Адамом представление о ясном и непосредственном взгляде на мир. Акмеизм проповедовал ясный, «простой» поэтический язык, где слова прямо называли бы предметы, декларировали свою любовь к предметности. Так, Гумилев призывал искать не «зыбких слов», а слов «с более устойчивым содержанием». Этот принцип наиболее последовательно был реализован в лирике Ахматовой.Футуризм — одно из основных авангардистских направлений (авангардизм — крайнее проявление модернизма) в европейском искусстве начала XX века, получившее наибольшее развитие в Италии и России.В 1909 году в Италии поэт Ф. Маринетти опубликовал «Манифест футуризма». Основные положения этого манифеста: отказ от традиционных эстетических ценностей и опыта всей предшествующей литературы, смелые эксперименты в сфере литературы и искусства. В качестве основных элементов футуристической поэзии Маринетти называет «смелость, дерзость, бунт». В 1912 году свой манифест «Пощечина общественному вкусу» создали русские футуристы В. Маяковский, А. Крученых, В. Хлебников. Они также стремились порвать с традиционной культурой, приветствовали литературные эксперименты, стремились найти новые средства речевой выразительности (провозглашение нового свободного ритма, расшатывание синтаксиса, уничтожение знаков препинания). В то же время русские футуристы отвергли фашизм и анархизм, которые декларировал в своих манифестах Маринетти, и обратились, в основном, к эстетическим проблемам. Они провозгласили революцию формы, ее независимость от содержания («важно не что, а как») и абсолютную свободу поэтического слова.Футуризм был неоднородным направлением. В его рамках можно выделить четыре основные группировки или течения:
«Гилея», которая объединяла кубофутуристов (В. Хлебников, В. Маяковский, А. Крученых и другие);
«Ассоциация эгофутуристов» (И. Северянин, И. Игнатьев и другие);
«Мезонин поэзии» (В. Шершеневич, Р. Ивнев);
«Центрифуга» (С. Бобров, Н. Асеев, Б. Пастернак).
Самой значительной и влиятельной группировкой была «Гилея»: по сути, именно она определила лицо русского футуризма. Ее участники выпустили множество сборников: «Садок судей» (1910), «Пощечина общественному вкусу» (1912), «Дохлая луна» (1913), «Взял» (1915).Футуристы писали от имени человека толпы. В основе этого движения лежало ощущение «неизбежности крушения старья» (Маяковский), осознание рождения «нового человечества». Художественное творчество, по мнению футуристов, должно было стать не подражанием, а продолжением природы, которая через творческую волю человека создает «новый мир, сегодняшний, железный…» (Малевич). Этим обусловлено стремление разрушить «старую» форму, стремление к контрастам, тяготение к разговорной речи. Опираясь на живой разговорный язык, футуристы занимались «словотворчеством» (создавали неологизмы). Их произведения отличались сложными семантическими и композиционными сдвигами — контраст комического и трагического, фантастики и лирики.Распадаться футуризм стал уже в 1915-1916-е годы.

Читать еще:  Произведения на тему спор поколений. Сочинение на тему "Спор поколений"

  • 20758-russkaya_literatura_rubezha_19
    Размер файла: 415 kB Загрузок: 8

Вводные уроки литературы в 11 классе. Тема: Русская литература на рубеже19-20 веков. Обзор русской лит-ры 20 века. Модернизм и реализм.

Уроки 1,2.
Вводные уроки литературы в 11 классе.
Тема: Русская литература на рубеже19-20 веков. Обзор русской лит-ры 20 века. Модернизм и реализм.
Цели урока:
1.Показать взаимосвязь и взаимовлияние литературной и общественной мысли конца XIX –начала XX вв. с историческими процессами в стране и мире;
2.Дать представление об основных тенденциях в литературе конца XIX –начала XX веков;
3.Дать представление о традиционной периодизации литературы XX века;
4.Осознать кризисность эпохи начала XX века и понять её причину;
5. Дать общее представление о литературных течениях начала XX века;
6.Воспитывать чувство сопричастности и сопереживания к истории России, любовь к ее культуре.

Значение художественной литературы огромно потому, что
она действует одновременно и одинаково сильно на мысль и
чувство.
М.Горький.

Ход урока.
Оргмомент. Психологический настрой на урок.
Совместное формулирование темы и целей урока.(Русская литература на рубеже 19-20 веков.
Рассмотреть взаимосвязь литературы и общественно-политической мысли конца 19 – начала 20 веков с историческими процессами в стране и в мире и их взаимовлияние.
Познакомиться с тенденциями русской литературы конца 19 – начала 20 веков; дать толкование понятиям «серебряный век», «модернизм», «декаданс».) Слайд 1,2

Лекция учителя. (По ходу лекции беседа)
Историко-культурная ситуация.
Вступление к уроку. На рубеже веков Россия пережила перемены во всех областях жизни. Этот рубеж характеризовался предельной напряжённостью, трагичностью времени. Магически действовала дата перехода от века к веку. В общественных настроениях преобладали ощущения неуверенности, неустойчивости, упадка, конца истории. Слайд 3
Вопрос: Какие важнейшие исторические события происходили в России в начале 20 века? Слайд 4
Слово учителя. Слайд 5
Для России это время ознаменовалось тремя революциями, двумя мировыми войнами, гражданской войной, целым рядом побед, оказавших влияние на мировую историю, и едва ли не меньшим количеством трагедий, принёсших народу неисчислимые страдания.
Вопрос: Какой была внутриполитическая обстановка в стране?
Слово учителя. Слайд 6
Необходимость перемен, перестройки. В России противоборствовали 3 основные политические силы: защитники монархии, сторонники буржуазных реформ, идеологи пролетарской революции.
Выдвигались различные варианты программ перестройки: Слайд 7
-«сверху», средствами «самых исключительных законов», приводящих «к такому социальному перевороту, к такому перемещению всех ценностей, какого еще не видела история» (П.А.Столыпин).
Средства переустройства «сверху»:
Манифест 17 октября 1905 года, учреждение Думы.
-«снизу», путем «ожесточенной, кипучей войны классов, которая называется революцией» (В.И.Ленин).
Средства переустройства «снизу»:
Теоретическая подготовка революции и террор.
Слово учителя. Слайд 8
Рубеж 19 и 20 веков характеризуется и значительными научными открытиями, повлекшими за собой кризис классического естествознания.
Вопрос: Какие наиболее важные научные открытия в области естествознания были сделаны в это время? Слайд 8
Слово учителя. Слайд 9
Научные открытия в области естествознания:
-открытие рентгеновских лучей,
-определение массы электрона,
-исследование радиации,
-создание квантовой теории,
-теория относительности,
-изобретение беспроволочной связи.
Вывод: Слайд 10 Естествознание 19 века постигло, казалось, почти все тайны мира. Отсюда позитивизм, некая самоуверенность, вера в силу человеческого разума, в возможность и необходимость покорения природы(вспомним Базарова: «Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник»).
Научные открытия рубежа 19-20 веков перевернули представления о познаваемости мира. Ощущения кризиса естествознания выразились формулой «Материя исчезла». Это привело к поиску иррациональных объяснений новых явлений, тяге к мистицизму.
Слайд 11.Научные открытия явились основой сдвига в общественном сознании.
Как считал философ Вл. Соловьев, вся прежняя история завершена, на смену ей приходит не следующий период истории, а нечто совершенно новое – либо время одичания и упадка, либо время нового варварства; между концом старого и началом нового нет связующих звеньев; «конец истории сошелся с ее началом».
Слайд 12.В 1893 году Дмитрий Мережковский в работе « О причинах упадка и новых течениях современной русской литературы» писал о приметах грядущего перелома во всех областях жизни: « Наше время должно определить двумя противоположными чертами – это время самого крайнего материализма и вместе с тем самых страстных идеальных порывов духа. Мы присутствуем при великой многозначительной борьбе двух взглядов на жизнь, двух диаметрально противоположных миросозерцаний. Последние требования религиозного чувства сталкиваются с последними выводами опытных знаний».
Слайд 13. Л.Н.Толстой в 1905 году в работе «Конец века» отмечал:« Век и конец века на евангельском языке не означает конца и начало столетия, но означает конец одного мировоззрения, одной веры, одного способа общения людей».
Слайд 14. В книге Волынского «Книга великого гнева» ( 1904) :
«Все живет теперь мыслью о духе, о божестве, о последних тайнах и правдах жизни, и минутами кажется, что придет кто-то сильный, мощный, какой-то новый гениальный и даст простой и научно понятный для всех синтез всему, что разработано, прочувствовано и продумано всеми нами. Он оформит брожение наших душ и умов и рассеет наши туманы и откроет перед нами перспективы новых научно-философских и религиозных исканий»
Слайд 15. Вывод:
Философ Н.Бердяев так охарактеризовал это время русского культурного ренессанса:

«Это была эпоха пробуждения в России самостоятельной философской мысли, расцвета поэзии и обострения эстетической чувствительности, религиозного беспокойства и искания интереса к мистике и оккультизмусоединялись чувства заката и гибели с чувством восхода и с надеждой на преображение жизни».
Слайд 16. Идеи обновления христианского сознания были созвучны языческим по сути идеям Ф.Ницше с его обличениями христианства как помехи на пути личности к ее сверхчеловеческому состоянию, с «переоценкой ценностей», с его учением о «воле и свободе», с отказом от морали, от Бога( «Бог умер!»). То есть, по Ницше, упадок связан с кризисом христианства, вместо Бога-человека нужен новый, сильный «сверхчеловек», для которого не существует «старая» мораль: «а нищих надо бы совсем уничтожить», «укоры совести учат кусать других», «падающего – толкни».
Восприняв идеи Ницше, русские мыслители не пошли за ним до конца. Для русской религиозной мысли ницшеанство – это упадок, декаданс европейской философии, предмет для критического анализа.
Слайд 17.
Философия на рубеже веков:
Марксистская (Развитие эстетики будет происходить с опорой лишь на «материалистическое понимание истории»).
Ф.Ницше и его теория о «воле и свободе» (« а нищих надо бы совсем уничтожить»;«укоры совести учат кусать других»;«падающего – толкни»).
Богоискательство (Перестроить формы гражданского быта и человеческого существования на основании обновления христианства. То есть попытка сформулировать универсальные законы, которые сдержат агрессивные силы человечества).
«Богоискательство» (религиозно-философское течение в среде русской либеральной интеллигенции) не принимало капиталистический путь как путь бездуховного прагматизма, не принимало и идеи социализма, в котором виделись закономерное продолжение капитализма, снижение уровня культуры, отсутствие свободы и творчества. В революционном движении богоискатели видели лишь «русский бунт против культуры» (Н.Бердяев).
.Культуре же придавалось особое значение. Искусство, литература послужили художественной формой для выражения философских идей. Новая литература должна была стать способом установления мировой гармонии, способом постижения истины.
Примечание: Все три основных направления философии уходят от истинной веры – акт богоотступничества.

Читать еще:  Описание немой сцены в ревизоре. Значение немой сцены в ревизоре

Русская литература на рубеже 19-20 веков.

Слово учителя. Слайды 18,19
Литература рубежа веков и начала XX века, ставшая отражением противоречий и поисков эпохи, получила название Серебряного века. Это определение введено в 1933 г Н.А. Оцупом (парижский журнал русской эмиграции “Числа”). Время Пушкина, Достоевского, Толстого, т.е. XIX столетие он назвал отечественным “золотым веком”, а последовавшие за ним “как бы стиснутые в три десятилетия явления” – “серебряным веком”. Содержание этого определения претерпело значительные изменения. Первоначально оно характеризовало вершинные явления поэтической культуры – творчество Блока, Брюсова, Ахматовой, Мандельштама, других выдающихся художников. Определение “серебряный век” относили и к русскому искусству в целом – к творчеству живописцев, композиторов, философов. Оно стало синонимом понятия “культура рубежа веков”. Однако в литературоведении термин “серебряный век” постепенно закрепился за той частью художественной культуры России, которая была связана с новыми, модернистскимитечениями – символизмом, акмеизмом, “неокрестьянской” и футуристической литературой.
Слайд 20. Ощущение кризисности эпохи было всеобщим, но в литературе отражалось по-разному. В начале XX века продолжались и развивались традиции реалистической литературы; еще жили и творили Л.Н. Толстой и А.П. Чехов – их художественные достижения и открытия, отразившие новую историческую эпоху, выдвинули этих писателей на ведущие позиции не только русской, но и мировой литературы. Слайд 21. В это время создавали свои произведения В.Г. Короленко, В.В. Вересаев, М. Горький, А.И. Куприн, И.А. Бунин, Л.Н. Андреев и другие писатели-реалисты. Реалистическая литература преодолевала свой кризис.
Новая реалистическая литература отказалась от героя-носителя представлений автора. Авторский взгляд обратился к вечным проблемам, символам, к библейским мотивам и образам, к фольклору.
Авторские раздумья о судьбах человека и мира рассчитывали на сотворчество, звали к диалогу.
Новый реализм ориентировался на русскую литературную классику, прежде всего на творческое наследие Пушкина.
Слайд 22. В связи с развитием марксизма в России возникло направление, связанное с конкретными задачами социальной борьбы. “Пролетарские поэты” привлекали внимание к тяжелому положению трудящихся, экспрессивно передавали некоторые общественные настроения; их революционные песни и пропагандистские стихи были ориентированы на то, чтобы внести вклад в дело революции, принести конкретную пользу пролетарскому движению, послужить идеологической подготовкой к классовым боям.
Слайд 23. Понятие “серебряный век” связано прежде всего с модернистскими течениями. Модернизм (от франц. “новейший”, “современный”) подразумевал новые явления в литературе и искусстве по сравнению с искусством прошлого, его целью было создание поэтической культуры, содействующей духовному возрождению человечества, преображение мира средствами искусства. Особая роль отводилась автору, художнику -роль прорицателя, пророка, способного постичь средствами искусства мировую гармонию. Модернизм объединил целый ряд течений, направлений, наиболее значительными среди которых стали символизм, акмеизм и футуризм. Модернизм охватил все сферы искусства.
Слайд 24. В эстетике модернизма отразился пафос “конца века”, неминуемой гибели мира, обреченности, упадка. Поэтому многие годы модернизм отождествляли с декадансом (от лат. “упадок”). Декаданс как тип сознания характеризуется настроениями пассивности, безнадежности, неприятием общественной жизни, стремлением замкнуться в мире своих душевных переживаний.
Примером выражения таких настроений могут служить строки К. Бальмонта: Я ненавижу человечество, Я от него бегу, спеша. Мое единое отечество -Моя пустынная душа. Серебряный век не был “оборван” в 1917 году, а жил и после него в скрытых формах в поэзии А. Ахматовой, М. Цветаевой, в творчестве Б. Пастернака, в литературе русской эмиграции. Слайд 25. Острая полемика, эстетическая борьба между двумя основными литературными направлениями – реализмом и модернизмом- характерна для литературной жизни рубежа веков.
Но споры о роли искусства приобретали более широкое, уже внелитературное значение.

«Чистому искусству» было противопоставлено искусство «полезное».

В статье «Партийная организация и партийная литература» (1905) Ленин вводит принцип «партийной литературы» в противовес «литературному индивидуализму». Каждый писатель, литератор рассматривается лишь как представитель определенного класса, приверженец тех или иных партийных взглядов. Литература понимается как форма агитации и пропаганды.
Слайд 26. Статья Ленина сыграла огромную роль в истории литературы. Она стала программой всей литературы советской, она стала причиной того, что талантливые писатели, поэты оказались непризнанными, непонятыми, репрессированными, убитыми или выставленными из родной страны.
Слайд 28. Задание: Прослушайте стихотворение В.Брюсова «Мы» и сопоставьте время, в которое мы живём, с рубежом 19-20 веков.

В мире широком, в море шумящем
Мы-гребень встающей волны,
Странно и сладко жить настоящим,
Предчувствием песни полны.

Радуйтесь, братья, верным победам!
Смотрите на даль с вышины!
Нам чуждо сомненье, нам трепет неведом,-
Мы-гребень встающей воны.

– Вот результаты сопоставления:
1. Перестройка во всех областях жизни.
2. Борьба идей.
3. Многопартийность.
4. Путь реформ и насильственный путь(терроризм)

Промежуточная проверочная работа. Тест. Слайд 29.
1. какие важнейшие исторические события происходили в России на рубеже 19-20в. ?
2. Как повлияло развитие науки на умонастроения общества?
3. Дайте характеристику основных политических сил в России в н.20в.
4. Как вы понимаете высказывание Ф. Ницше: «Бог умер!»?
5. В чем суть богоискательства?
6. Кто ввел определение «Серебряный век»: Н.Бердяев, Н.Оцупа, А.Блок, В.Соловьев?
7.Назовите имена писателей-реалистов, работавших в н.20в.
8. Дайте определение понятия «Серебряный век».
9. Какие тенденции отразились в эстетике модернизма?
10. Что подразумевается под выражением «партийная литература»?

Итак, последнее десятилетие 19 века открывает в русской литературе новый этап. Радикально изменились буквально все стороны жизни России – экономика, политика, наука, культура, искусство. Н.Бердяев так сказал об этом времени: «Это была эпоха пробуждения в России самостоятельной философской мысли, расцвета поэзии и обострения эстетической чувствительности» Русская литература стала многослойной. Появились различные литературные направления. Перечислим их.

Основные направления литературы 19-20 веков.
Критический реализм.
Декаданс.
Модернизм: символизм, акмеизм, футуризм.
Социалистический реализм.
Рассмотрим их более подробно. Учащиеся по ходу урока составляют таблицу.

Литературное направление
Особенности литер. направления.

1. Критический реализм.

2.Декаданс (конец 19-начало 20 в.), в переводе с французского «упадок»

Источники:

https://docplayer.ru/34454143-Russkaya-literatura-na-rubezhe-xix-xx-vekov.html
https://schoolfiles.net/23279
https://educontest.net/ru/94769/%D0%B2%D0%B2%D0%BE%D0%B4%D0%BD%D1%8B%D0%B5-%D1%83%D1%80%D0%BE%D0%BA%D0%B8-%D0%BB%D0%B8%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B0%D1%82%D1%83%D1%80%D1%8B-%D0%B2-11-%D0%BA%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%81%D0%B5-%D1%82%D0%B5/

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Для любых предложений по сайту: [email protected]