Отношение автора к героям онегина и ленского. Отношение пушкина к ленскому
Отношения между автором и Ленским в романе «Евгений Онегин»
Отношения между автором и Ленским в романе «Евгений Онегин»
Владимир Ленский — романтический герой, со всеми присущими этому типу чертами. Он показан вне быта, он отрешен от реальной жизни, не укоренен в ней. Ленский — поэт-романтик, его прошлое туманно. Все, что читатель знает о нем — это то, что Владимир приехал из Германии — одного из центров романтизма, высоко чтит поэзию Фридриха Шиллера и философию Иммануила Канта. Пушкин так описывает характер героя:
Красавец, в полном цвете лет,
Поклонник Канта и поэт.
Он из Германии туманной Привез учености плоды:
Дух пылкий и довольно странный,
Всегда восторженную речь И кудри черные до плеч.
К моменту начала работы над образом Ленского Пушкин уже полностью отказался от романтизма и даже вступил в открытую полемику с Байроном, но
Ленский был дорог автору даже несмотря на профессиональную полемику, так как в нем были воплощены идеалы юности самого Пушкина. Поэтому образ Ленского пишется одновременно и с сердечным участием, и с довольно хлесткой иронией, которая чаще всего проявляется в описании поэтических произведений героя:
Он пел разлуку и печаль,
И нечто, и туманну даль,
И романтические розы;
Он пел те дальные страны,
Где долго в лоно тишины Лились его живые слезы;
Он пел поблеклый жизни цвет Без малого в осьмнадцать лет.
Стихи Ленского, которые мы встречаем в романе, безусловно, принадлежат перу Пушкина. В процессе работы над ними Пушкин открыто полемизировал с романтизмом и стремился высмеять типические стихотворные произведения романтиков — пустые, никому не нужные сочинения, наполненные устоявшимися поэтическими штампами, столь свойственными этому литературному направлению: «златые дни», «дева красоты», «таинственная сень» и др.
Как и положено классическому представителю эпохи романтизма, Ленский верит в дружбу как в братство и даже в духовное родство:
Он верил, что друзья готовы За честь его приять оковы
Что есть избранные судьбами,
Людей священные друзья .
Вскоре после своего приезда в деревню Ленский находит теплый прием в семье Лариных, сразу же влюбляется в Ольгу, пишет стихи в ее честь и собирается на ней жениться. Но и любовь Ленский понимает лишь через призму своих романтических идеалов, которые уходят корнями в идею древнегреческого философа Платона о разделении душ на две половинки — женскую и мужскую и о том, что человек не может быть полноценен без своей второй половины:
Он верил, что душа родная
Соединиться с ним должна .
Гибель Ленского показана в романе в стиле его же поэзии — в романтическом ключе. Автор сравнивает смерть с опустевшим домом, что совершенно нетипично для поэзии Пушкина:
Теперь, как в доме опустелом,
Все в нем и тихо и темно;
Замолкло навсегда оно.
Ленский, олицетворяя собой одновременно и прежде любимый Пушкиным романтизм, и идеалы юности автора, и целую эпоху, совершенно не вписывался в новую картину мира. Он умирает при первом же столкновении с реальной жизнью, причем от руки друга на дуэли, что, конечно же, не случайное совпадение, а глубокая метафора. Но автору все же очень трудно расстаться с Ленским: он подробно описывает могилу юного поэта и даже приводит две догадки о том, как могла бы сложиться судьба Владимира, минуй его эта печальная участь. Первый вариант — Ленский становится величайшим поэтом современности, и его имя остается в веках:
Быть может, на ступенях света
Ждала высокая ступень.
А второй вариант — Ленский женится на Ольге, остается жить в деревне и постепенно превращается в заурядного помещика, который даже не помнит, когда к нему в последний раз являлась муза:
А может быть и то: поэта
Обыкновенный ждал удел.
Расстался б с музами, женился,
В деревне, счастлив и рогат,
Носил бы стеганый халат;
Узнал бы жизнь на самом деле,
Подагру б в сорок лет имел,
Пил, ел, скучал, толстел, хирел,
И наконец в своей постеле Скончался б посреди детей,
Плаксивых баб и лекарей.
А в черновиках романа была найдена запись, что Ленский мог бы быть повешен, как декабрист Кондратий Рылеев, что говорит о том, что Владимир, безусловно, был очень важным для автора героем.
Дружба Ленского и Онегина, авторское отношение к героям (по роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин»).
Евгений Онегин и Владимир Ленский – друзья или враги? Молодые люди, которые считались приятелями, в итоге, смогли направить друг на друга оружие. Дружба, закончившаяся смертью, существовала ли она изначально? Вопросы, над которыми заставляет размышлять читателя Александр Сергеевич Пушкин. И лишь, прожив с героями их жизнь, можно понять причины произошедшей трагедии.
Первая встреча Онегина и Ленского
Первую встречу главных героев произведения «Евгений Онегин» Ленского и Онегина, автор описывает, как столкновение противоположностей. Они представляли собой абсолютно разные миры. Холодность одного и эмоциональность другого, сдержанность в противовес открытости, пылкость чувств Ленского и разочарованность жизнью Онегина. Игра контраста, противопоставление, встреча двух совершенно разных людей.
Каким же образом могла возникнуть между ними дружба?
Причиной тому, стала скука, которая преследовала Онегина во время его пребывания в деревне. Онегин искал собеседника, чтобы отвлечься от преследовавшего его уныния. Ленский, отличаясь образованностью и эрудированностью, стал прекрасным оппонентом в политических и житейских спорах для Онегина. Они часами спорили, обсуждая всевозможные темы. Именно интеллектуальное общение стало причиной возникновения дружеских отношений двух молодых людей. Они были равными по образованности, но разными по душевным качествам. Интересно представление Ленского о дружбе. В его понимании, друзья способны за него пострадать, и даже «принять оковы». Он идеализирует дружеские отношения, считая их чем-то сверхвысоким. Онегин вовсе не так думает о дружбе. Вряд ли это слово имеет для него какое-либо значение.
Друзья или приятели?
Рассуждая над тем, к какой категории можно отнести отношения Онегина и Ленского — крепкой дружбы или обычного приятельства, невольно возвращаешься мыслями к трагической развязке этой истории. Человек, который являлся бы другом в действительности, отказался бы от дуэли, какими бы причинами она не была вызвана. Но этого не произошло. Видимость дружбы, которая существовала до дуэли, скрывала полное безразличие к переживаниям и внутреннему миру другого человека со стороны Онегина. Приятельство от скуки – то, что существовало на самом деле.
Почему дружба Онегина и Ленского закончилась трагически?
Причиной дуэли между Онегиным и Ленским стала ревность. Флирт Онегина с Ольгой на балу привел к смерти Ленского. Могло ли этого не быть? Даже, когда дуэль была назначена, Онегин мог отказаться от нее, не взирая, на мнение общества, которым никогда особо не дорожил. Впрочем, хотя многие и считают, что истинной причиной трагедии стала душевная холодность Онегина, его равнодушие к людям, и неспособность стать настоящим другом. Но тут следует задаться вопросом: а что же Ленский. Несмотря на всю свою возвышенность он, именно он вызвал друг друга на дуэль и, даже убедившись, что по-прежнему любим, не сделал ни единого шага к примирению. Его последние стихи: разве в них есть хоть тень мысли о том, что он вот-вот поднимет оружие на друга? Нет, они полны себялюбия и все. Где же она была, его дружба? Кто же виноват? Онегин или Ленский? А может быть, оба? Пусть каждый определит для себя сам.
Авторское отношение к героям . Стоит проследить, как раскрываются в романе взаимоотношения Онегина и Ленского. Вначале Пушкин говорит о том, как непрочны мотивы их дружбы:
Так люди (первый каюсь я)
От делать нечего друзья.
Представления Ленского о дружбе возвышенны, романтичны. Онегин смотрел на дружбу более трезво и холодно. Но вместе с тем Онегин противопоставляется себялюбивым эгоистам, почитающим «всех нулями, а единицами себя». Несомненно, Онегин отличал Ленского не только от Петушковых и Буяновых, но и от своих великосветских друзей. Онегин очень скоро постиг особенности натуры Ленского и сумел умно, гуманно подойти к наивному, но благородному юноше.
Афоризм, завершающий раздумья Онегина, обличает в нем человека умного, наблюдательного и гуманного. Но всегда ли следовал Евгений тому, что выражено в этих размышлениях? Остановимся на диалогах Ленского и Онегина. Беседа друзей, начинающая главу, замечательна живой непринужденностью. В каждой реплике Ленского и Онегина видны их характеры. Речь Ленского полна высокопарных эмоций:
Я модный свет ваш ненавижу;
Милее мне домашний круг…
Речь Онегина проста и исполнена ленивой дружеской иронии:
Куда? Уж эти мне поэты!
Ах, слушай, Ленский; да нельзя ль
Ну что ж? ты едешь: очень жаль. Увидеть мне Филлиду эту. ..
Еще более характерна беседа друзей, возвращающихся от Лариных. Изъявляя свое желание быть представленным Лариным, Онегин мотивировал его тем, что ему хочется «увидеть … Филлиду эту», Т.е. любимую Ленского. Вполне естественно ожидать, что после встречи с ней он заговорит с Ленским о предмете его любви, выскажет свое мнение об Ольге. Конечно, влюбленный поэт не сомневался в том, что мнение это будет благоприятным. И вот друзья остались одни. Но Онегин молчит и зевает. Пенекии сам начинает с ним разговор. В его словах чувствуется беспокойное желание узнать мнение Онегина, хотя прямо задать вопрос об Ольге Владимир не решается. Его смущает рассеянность и некоторая угрюмость друга. Онегин так и не отвечает на скрытый вопрос друга и равнодушно говорит о том, что Владимира меньше всего интересует. В самом порядке предметов, которых касается Онегин, чувствуется холодная рассеянность, пренебрежение к Ольге, к чувствам Ленского и далее любопытная деталь: Онегин начинает все же разговор о сестрах, но первое имя, которое он упоминает, — Татьяна:
Скажи: которая Татьяна?
Но как же так? Онегин поехал для того, чтобы увидеть Ольгу, и даже не заметил, которая из сестер — Ольга, которая Татьяна. Это странно. Но в чем причина этой странности? Может быть, все дело в холодной рассеянности Онегина. Он был представлен во время визита и милой старушке Лариной, и ее дочерям, но не был достаточно внимателен, чтобы запомнить сразу, кого как зовут. Но при этом он отлично разобрался в сравнительных достоинствах сестер Лариных. Может быть, он спрашивает нарочно, чтобы позлить Пенского? Онегину достаточно беглого взгляда, чтобы оценить человека. Но интерес его к людям притуплен, верх постоянно берут рассеянность, холод, скука, хандра. И в состоянии этой хандры он, вряд ли с намерением, скорее просто подчиняясь чувству безотчетного раздражения, жестоко обижает своего восторженного друга.
«Неужто ты влюблен в меньшую?» В чертах у Ольги жизни нет».
Реакция Ленского вполне понятна:
Владимир сухо отвечал
И после во весь путь молчал.
Дальнейшая ссора с Ленским закономерна, она подготовлялась подобными столкновениями и неизбежно должна была вспыхнуть, так как «над любовью робкой, нежной» Онегин до рокового бала у Лариных не раз уже небрежно шутил.
Однако в V главе Пушкин рисует еще одну картину дружеской встречи Ленского и Онегина. В этой сцене всячески подчеркнута их дружба: она проявляется и в том, что Ленский открывает свое сердце перед Онегиным [«разговорился вновь про Ольгу»), и в обращениях Владимира к другу: «милый», «мой друг», «как ты мил».
Беседа Ленского и Онегина протекает в поэтической обстановке, и это подчеркивает прелесть дружеских бесед, душевной близости двух людей. Описание этой последней дружеской встречи Онегина и Ленского особенно подчеркивает трагизм надвигающихся событий. В VI главе автор показывает, что Онегин не выдержал испытания в дружбе, и произносит суд над своим героем. Его месть Ленскому на балу у Лариных — проявление того равнодушного, недоброго отношения к чувствам юноши, которое в менее резкой форме проявлялось уже и ранее.
Автор явно не сочувствует Онегину, называя его чудаком, употребляя грубоватые просторечия: надулся, взбесить. Осуждение героя дается в связи с предстоящей дуэлью:
Наедине с своей душой
Был недоволен сам собой.
«И поделом», — замечает Пушкин.
Бесспорно, Онегина положительно характеризует то, что он способен к тайному суду над самим собой. Его мучит совесть, он обвиняет сам себя, детально разбирает, в чем именно был неправ. И кажется, что вот-вот Онегин бросится к Ленскому и протянет ему руку. Но не тут-то было. Упрекая себя, Онегин уже знает, что он будет стрелять в Ленского. Ни чувства дружбы, ни жалости к юноше, почти ребенку, ни просто мужества у Онегина не хватило. Больше всего его пугает, что «в это дело» вмешался старый дуэлист.
И Пушкин с горестной насмешкой и гневом вынужден признать духовный крах своего «доброго приятеля», не сумевшего стать выше светской черни:
И вот общественное мненье!
Пружина чести, наш кумир!
И вот на чем вертится мир!
Таким образом, Онегин в угоду этому общественному мнению принимает вызов от друга, которого сам же и оскорбил. Пушкин, говоря о своих героях, называет их по-разному: до начала дуэли: друг, приятель [«Звал друга Ленский на дуэль», «С приятелем стреляюсь я»), Но вот приближается развязка:
Враги стоят, потупя взор.
Враги! Давно ли друг от друга
Их жажда крови отвела?
Далее автор называет Онегина и Ленского то врагами, то друзьями, как бы подчеркивая этим нелепость, дикость их вражды. Метод сопоставления, контраста, часто используемый Пушкиным в романе, блестяще применен в финале сцены дуэли для раскрытия трагедии «убийцы юного поэта».
Сравним слова, выразительно передающие чувства Онегина: «стиснув пистолет», «сражен», «с содроганьем отходит» с ремаркой «решил сосед», указывающей на полное спокойствие 3арецкого и безразличие по отношению к совершившемуся. Именно это страшное для Онегина восклицание навсегда запомнилось ему потому, что восклицание «старого дуэлиста» заставило Онегина в эту страшную минуту с особенной ясностью понять, что он совершил непоправимое преступление из страха перед такими ничтожествами, как Зарвцкий. И ни странствия по России, ни новые впечатления, ни любовь к Татьяне — ничто не помогло Онегину забыть убитого поэта.
Дата добавления: 2019-02-26 ; просмотров: 772 ; ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ
Отношение А.С.Пушкина к главным героям романа “Евгений Онегин”
Курс повышения квалификации за 340 рублей!
Эмоциональное выгорание педагогов. Профилактика и способы преодоления
Международные дистанционные олимпиады «Эрудит III»
Доступно для всех учеников
1-11 классов и дошкольников
Рекордно низкий оргвзнос
по разным предметам школьной программы (отдельные задания для дошкольников)
Идёт приём заявок
Описание презентации по отдельным слайдам:
План 3. Отношение автора к главным героям романа 2. Введение 3.1 Отношение автора к Онегину 3.2 Отношение автора к Татьяне 3.3 Отношение автора к Ленскому 3.4 Отношение автора к Ольге 4. Лирические отступления в романе 5. Диалог с читателем 6. Вывод 1. Цель презентации
Цель презентации: Доказать, что и в характере повествования, и в высказываниях автора о героях, и в лирических отступлениях отразилась личность Пушкина.
Роман в стихах «Евгений Онегин» по праву можно считать «визитной карточкой» русской поэзии 19 века. Сам Пушкин был убежден в том, что «Онегин»-лучшее его произведение. Автор ревностно относился к своему труду, на редкость активно защищая свое творение от враждебных отзывов и нападок. Читатели-современники узнавали в огромном и чистом зеркале романа живую и жгучую современность, самих себя и своих знакомцев, всю окружающую среду, столицу, деревню, соседей-помещиков и слуг-крепостных. Введение
Отношение Пушкина к главным героям своего романа Ко всем своим героям Пушкин относится снисходительно. Он проницательно обращает внимание на их ошибки и нелицеприятные поступки, но указывает и на проявленное ими благородство.
Отношение Пушкина к Онегину Автор подробно характеризует поверхностное образование героя, его приверженность светским удовольствиям, балам и легким победам над женщинами — качества, которые в глазах суровых друзей Пушкина в Кишиневе — декабристов, призывавших русскую молодежь к борьбе и героизму, могли оцениваться только отрицательно. Пушкин понимает такой суровый взгляд на своего героя, но не до конца его разделяет: его отношение к нему в первой части первой главы скорее напоминает легкую насмешку, с которой говорят о недостатках близкого человека. Онегин рисуется как умный человек, разочарованный жизнью, преследуемый глупцами. Онегин, умный человек, который «жил и мыслил», понял людей и их общество и горько в них разочаровался. Друг Пушкина. Поэт сначала пугался резкого языка Онегина, но скоро оценил желчь его «мрачных эпиграмм». Пушкину близок вдумчивый, критический взгляд Онегина на литературу и на жизнь в целом. Высокие требования, предъявляемые героем романа ко всему и всем, — признак глубокого, неравнодушного ума. Именно это сближает Онегина с Пушкиным.
Отношение Пушкина к Татьяне Татьяна, любимая героиня Пушкина, не случайно он пишет: ” … Я так люблю Татьяну милую мою”. Татьяна – идеальный образ русской девушки и женщины, но образ не выдуманный, а взятий им из реальной жизни. Таинственный образ Лариной можно объяснить глубиной ее натуры, существованием в ее образе нравственного стержня. Большое внимание автор уделяет процессу образования личности своей героини. Именно благодаря этому можно полностью охарактеризовать ее образ. Татьяна в какой-то степени отражает черты провинциальных барышень того времени: любит гаданья, верит в сны и приметы, но во многом отличается от девушек своего круга. На фоне других девушек, в том числе и своей младшей сестры, кажется замкнутой, ценит свое одиночество: подругой ее Александр Сергеевич называет “задумчивость”, которая украшала« теченье сельского досуга” героини. Александр Сергеевич указывает на “русскую душу” Лариной, именно эта черта дает ей силы сохранить свой нравственный идеал, несмотря ни на что.
Отношение Пушкина к Ленскому Владимир Ленский, молодой, романтически восторженный, с большим запасом нерастраченных душевных сил, исполненный энтузиазмом альтруист. Характеризуя своего героя, Пушкин раскрыл мироощущение Владимира Ленского. В нем очень привлекательны нравственная чистота, романтическая мечтательность, свежесть чувств, вольнолюбивые настроения. Мы видим мечтательного человека, который свои настроения и мечты стремится высказать в стихах. Он чужд светскому обществу и резко выделяется на его фоне. Автор, как никто другой, понимает тонкие порывы души молодого стихотворца. Но отношение Пушкина к Владимиру Ленскому не столь однозначно. Признавая все его положительные черты, черты молодого романтичного идеалиста, поэт не видит будущего у такого характера. Ленский погибает от руки Онегина, тем самым положив начало кардинальным переменам в судьбе главного героя.
Отношение Пушкина к Ольге Одна из главных героинь романа – Ольга Ларина. В произведении Пушкина она является воплощением так называемого книжного типа «северной девы» Её портрет – типичный портрет героини сентиментальных романов, столь популярных в то время: Глаза, как небо, голубые, Улыбка, локоны льняные, Движенья, голос, легкий стан. Ольга мила и прелестна, однако автор сам замечает, что её портрет можно найти в любом романе. Это образ писаной красавицы со всеми традиционными атрибутами, нарисованный без малейшего изъяна. Её внутренний мир так же безупречен и бесконфликтен, как и внешний облик. Однако Ольга не способна на глубокое и сильное чувство.
Лирические отступления автора в романе « Евгений Онегин» В «Евгении Онегине» мы встречаем большие и маленькие отступления 1. Автобиографического характера. Например, большое отступление в начале главы восьмой о творческом пути автора или совсем краткое замечание в первой главе: «там некогда гулял и я, Но вреден север для меня». Оживают воспоминания поэта о днях, «когда в садах Лицея» ему стала «являться муза», о вынужденном изгнании («придет ли час моей свободы?»). 2 . Отступления литературно-полемические. В них рассказчик ведет споры о литературном языке, об использовании в нем иноязычных слов, без которых невозможно порой описать некоторые вещи: Описывать мое же дело: Но панталоны, фрак, жилет, Всех этих слов на русском нет… К подобным отступлениям относится, например, ироническая характеристика сентиментального элегии в главе шестой; отступление по поводу употребления иностранных слов в главе первой; пародирующий классицизм шутливое «вступление в конце главы. Эти полемические отступления четко определяют литературную позицию автора: отношение к классицизму, сентиментализму и романтизму как к изжившим себя направлениям последовательная защита реализма.
В романе мы встречаем лирические отступления. 3 .на философские и морально-этические темы Такова, например, XXXVIII строфа главы второй, где выражена глубокая мысль о закономерной смене поколений в ходе жизни. К такого рода отступлениям относятся рассуждения о дружбе, о родственниках и родственных отношениях в главе четвертой. 4.Немало лирический отступлений, присутствующих, содержит описание природы. На протяжении всего романа мы встречаемся с картинами русской природы. Здесь есть все времена года: и зима, «когда мальчишек радостный народ» коньками режет лед; и весна – «пора любви», и, конечно, не остается без внимания любимая автором осень. Описания природы неразрывно связаны с героями романа, они помогают лучше понять их внутренний мир. Неоднократно мы замечаем в романе размышления повествователя о духовной близости Татьяны с природой, которыми он характеризует нравственные качества героини. Часто пейзаж предстает таким, каким видит его Татьяна: «…она любила на балконе предупреждать зари восход» или «… в окно увидела Татьяна поутру побелевший двор».
5. В «Евгении Онегине» есть лирические отступления и на историческую тему. Знаменитые строки о Москве: Москва… как много в этом звуке Для сердца русского слилось! Как много в нем отозвалось! И об Отечественной войне 1812 года, отпечаток которой лег на пушкинскую эпоху, расширяют исторические рамки романа. 6. Нельзя не отметить авторские описания быта и нравов общества того времени. Читатель узнает, как воспитывалась и проводила время светская молодежь, перед нами даже открываются альбомы уездных барышень. Мнение автора о балах, моде привлекают внимание остротой наблюдения. Какие блистательные строки посвящены театру! Драматурги, актеры… Мы словно сами попадаем в «этот волшебный край», где «блистал Фонвизин, друг свободы и переимчивый Княжнин», видим летящую, как «пух от уст Эола», Истомину.
Диалоги с читателем в романе « Евгений Онегин» Так диалог с читателем углубляет в романе художественное видение события и психологической сущности персонажей. Диалогический контакт с действительностью предстает здесь как диалогические отношения автора и читателя. Этот композиционно оформленный диалог пронизывает всю сюжетную ткань романа множеством диалогических жестов, то лаконичных, то развертываемых в просторные реплики. Обращение к собеседнику обрамляет роман: «Евгений Онегин» открывается посвящением и завершается авторским прощанием с читателем. Слово пушкинского романа широко распахнуто в область живых диалогических соприкасаний с собеседником и вне этих соприкасаний немыслимо. Мы сказали, что, устремляясь к собеседнику, художественная мысль Пушкина и его слово устремляются вовне.
Вывод: Таким образом, композиция романа «Евгений Онегин» необычна, подобного второго романа в русской литературе создано не было. Пушкин явился новатором не только в жанре первого реалистического романа в стихах, но и в области языка, ведь автор явился основоположником русского литературного языка. Из всего сказанного следует, что и в самом характере повествования, и в открытых высказываниях автора о героях, и в лирических отступлениях «личность поэта отразилась. с такой полнотою, светло и ясно, как ни в одном другом произведении Пушкина» (Белинский). В результате образ автора в романе предстает очень полно, с его взглядами, симпатиями и антипатиями, его отношением к важнейшим вопросам жизни.
Источники:
https://sochynenie.ru/otnosheniya-mezhdu-avtorom-i-lenskim-v-romane-evgenij-onegin/
https://studopedia.net/13_46050_druzhba-lenskogo-i-onegina-avtorskoe-otnoshenie-k-geroyam-po-romanu-as-pushkina-evgeniy-onegin.html
https://infourok.ru/otnoshenie-aspushkina-k-glavnim-geroyam-romana-evgeniy-onegin-643672.html