Отцы и дети павел петрович воспитание. Детство, образование и воспитание
Воспитание Базарова в романе “Отцы и дети” И. С. Тургенева
Произведение тонко раскрывает обнаруженную И. С. Тургеневым пропасть между двумя поколениями. В современном ему социуме назревало стремление общества порвать с прошлым, изменить действительность и мышление. Персонажем, олицетворяющим образ человека новой формации, предстает перед нами Евгений Базаров. Постараемся понять, каковы истоки появления таких людей. Тема статьи – происхождение и воспитание Базарова в романе “Отцы и дети”.
О семье
Многим читателям главный герой Тургенева показался страшным человеком, лишенным каких-либо чувств. Критиком М. Антоновичем он даже назван асмодеем – злым демоном. Присуща ли Базарову любовь к родине, к своим родителям, к женщине, наконец? Давайте разбираться более детально.
Каково же происхождение Базарова в романе “Отцы и дети”? Евгений является сыном простого лекаря, который говорил о себе следующее:
. Я ведь плебей, homo novus – не из столбовых, не то, что моя благоверная. (“Отцы и дети”).
Действительно, штабс-лекарь был женат на потомственной дворянке, в имении которой были крепостные, душ 15. Вот это сочетание благородных кровей и плебейства породило бедного, но гордого Евгения Базарова. С надменностью и высоко поднятой головой говорит он о своем единении с народом, вспоминая, что его дед “пахал землю”. Поэтому и легко сходится с простыми людьми:
Базаров, который владел особенным уменьем возбуждать к себе доверие в людях низших, хотя он никогда не потакал им и обходился с ними небрежно. (“Отцы и дети”).
Главный герой никогда не принимал милостыни, стремясь выучиться на доктора, как и его отец.
Отношения с родителями
Любил ли он своих родителей? Его снедали противоречивые чувства: с одной стороны, Евгений признавался в этом, но, с другой, презирал их “глупую жизнь”. У представителей двух поколений были диаметрально разные жизненные позиции.
Но сам Базаров был искренне любим именно этими двумя старичками, чувства которых смягчали существующее недопонимание. Особенно ярко автор описывает настоящие переживания родителей после смерти молодого человека. На небольшом заросшем сельском кладбище, имеющем абсолютно печальный вид, была лишь одна могила, на которой на заре пели птицы. К ней постоянно приходили два дряхлеющих старичка.
Евгений был смыслом жизни своего консервативного отца, не доверяющего современной медицине, и набожной матери. Перед смертью главного героя становится очевидным, кто осуществлял воспитание Базарова. В романе “Отцы и дети” автор раскрывает показной характер речей главного героя. На смертном одре он обращается к Одинцовой с просьбой присмотреть за престарелыми родителями. И его слова звучат как настоящее признание им в любви:
Таких людей, как они, в вашем большом свете днем с огнем не сыскать. (“Отцы и дети”).
Внешний облик
При первом же появлении героя автор рисует его подробный портрет. Но делает это каким-то только ему известным образом. Уже через несколько страниц читатель вряд ли может передать детали, но у него остается впечатление отталкивающе-некрасивого, бесцветного и неправильного лица, которое оживало после придания ему подкупающего выражения. Так, спокойная улыбка добавляла ему ума и самоуверенности.
Описание Базарова в романе “Отцы и дети” представляет нам рослого человека около тридцати лет. Возраст конкретно не оговаривается, но главный герой старше своего 23-летнего друга Аркадия Кирсанова и находится в одних годах с А. С. Одинцовой, которой, по роману, 28 лет. У него широкий лоб и худое лицо с зеленоватыми глазами. А главной достопримечательностью были песочного цвета бакенбарды, по которым он часто проводил длинными пальцами.
Внешность Базарова в романе “Отцы и дети” полностью соответствовала его манерам. Он мало говорил, считая это делом неприличным, при этом нередко подтрунивал над окружающими. Нигилист, все подвергающий критике, Евгений Базаров обладал острым умом. Имел довольно развязные манеры, отрицал искусство, любовь и романтику, не восхищался природой. Для него она была только мастерской, а не храмом.
Воспитание Базарова
В романе “Отцы и дети” автор рисует портрет очень трудолюбивого человека. Он на пороге окончания университета, готовится держать экзамен на доктора. В Марьино, где герой гостит у Кирсановых, он целый день проводит за микроскопом, который привез с собой. Базаров считает, что не человек должен зависеть от времени, а время от него. В романе возникает вопрос о воспитании человека. Какой же ответ дает сам главный герой?
Всякий человек сам себя воспитать должен – ну хоть как я, например. (“Отцы и дети”).
Вероятно, под этим Евгений понимает образование и тот факт, что всего добился благодаря своему труду и усердию. Но воспитание Базарова в романе “Отцы и дети” – это еще и поведение в обществе. Очевидно, что наш герой не перенял от матери дворянских манер. Он совершенно демократичен в одежде, которая представляет собой “балахон с кистями”. Это раздражает Павла Петровича, аристократа, который чувствует народный дух во всем облике молодого человека. Тот не употребляет иностранных словечек, зато в его речи присутствуют выражения “ан нет”, “чай”, “как бишь”. Базаров воспитал себя сам, и воспитал нигилистом, однако в дальнейшем он станет жертвой этого процесса.
Любимый герой автора
По ходу действия главный герой влюбляется. Объектом его страсти становится молодая вдова А. С. Одинцова. Любовь неожиданно пробуждает в нем романтика. Базаров упрекает и презирает себя за слабость. Страдая, он ищет спасения в работе.
За жесткостью и резкостью читатель видит тонко чувствующего человека, который боится обнажить свою душу. Особенно явно это раскрывается перед смертью. Базаров умирает от инфекции, которую получил во время вскрытия трупа переболевшего тифом. Его смерть довольно нелепа, ибо не оправдана стремлением спасти чью-то жизнь.
Если читатель не полюбит Базарова со всей его грубостью, бессердечностью, безжалостной сухостью и резкостью. я виноват и не достиг своей цели. (И. С. Тургенев).
Образ Базарова – это образ яркого представителя молодых людей второй половины XIX века. Нигилизм тогда был очень популярен. Главный герой мыслит масштабно, будучи готовым взять на себя ответственность за страну. Автор симпатизирует ему, о чем говорят приведенные выше слова.
Воспитание Павла Кирсанова
1 ответ
Павел Петрович Кирсанов, герой романа «Отцы и дети», как и другие дети дворян, воспитывался и обучался дома. Вместе с ним учился дома и брат, Николай. Затем Павла отдали в пажеский корпус, и он стал офицером.
Павел Петрович воспитан в лучших традициях аристократизма, как подобает дворянину. Он умен, умеет поддержать беседу; обходительный, интеллигентный, настоящий джентльмен
Оценка: 4 ( 12 голосов)
- 1. Воспитание Павла Кирсанова (цитаты)
- 2. Воспитание Аркадия Кирсанова
- 3. Принципы Павла Петровича Кирсанова
- 4. Биография Кирсанова Павла Петровича (Отцы и дети)
- 5. Жизнь Павла Петровича Кирсанова (Отцы и дети)
- 6. История жизни Павла Петровича Кирсанова (Отцы и дети )
- 7. Жизнь Павла Петровича
Знаете ответ?
Предметы
Новые вопросы
Рейтинг сайта
- 1. марьям дибиргаджиева 332
- 2. Игорь Проскуренко 307
- 3. Таня Хмелевская 228
- 4. Ольга Жаркова 213
- 5. Надежда Лопина 204
- 6. Елжан Джалшора 166
- 7. Дмитрий Гагарин 138
- 8. Amir Abdulaev 128
- 9. Андрей Шкурнов 103
- 10. Таисия Селюкова 100
- 1. Юлия Бронникова 16,410
- 2. Кристина Волосочева 16,370
- 3. Алина Сайбель 16,229
- 4. Ekaterina 16,146
- 5. Мария Николаевна 15,680
- 6. Лариса Самодурова 15,620
- 7. Darth Vader 15,261
- 8. Liza 14,890
- 9. TorkMen 14,576
- 10. Влад Лубенков 13,410
Самые активные участники недели:
- 1. Виктория Нойманн – подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
- 2. Bulat Sadykov – подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
- 3. Дарья Волкова – подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
Три счастливчика, которые прошли хотя бы 1 тест:
- 1. Наталья Старостина – подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
- 2. Николай З – подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
- 3. Давид Мельников – подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
Карты электронные(код), они будут отправлены в ближайшие дни сообщением Вконтакте или электронным письмом.
Детство, образование и воспитание князя Павла Петровича
Будущий Великий Князь Павел Петрович, а затем и император Всероссийский Павел I родился 20 сентября (1 октября) 1754 года в Петербурге, в Летнем дворце Елизаветы Петровны. Впоследствии этот дворец был разрушен, а на его месте построен Михайловский замок, в котором Павел был убит 12 (24) марта 1801 года.
27 сентября 1754 года, на девятом году замужества, у Её Императорского Высочества Великой Княгини Екатерины Алексеевны наконец-то появился первенец. При родах присутствовала Императрица Елизавета Петровна, Великий Князь Пётр Федорович (отец Павла) и братья Шуваловы. Обмытого и окропленного святой водой новорожденного младенца Елизавета Петровна тот час же взяла на руки и вынесла в зал, чтобы показать придворным будущего наследника. Императрица крестила младенца и велела дать ему имя Павел. Екатерина Алексеевна и Пётр Федорович были полностью отстранены от воспитания своего сына.
Из-за превратностей беспощадной политической борьбы Павел был по сути лишён любви близких ему людей. Конечно, это отразилось на психике ребёнка и на его восприятии мира. Но следует отдать должное Императрице Елизавете Петровне, потому что она приказала окружить его лучшими, по её представлениям, учителями. князь павел первый политика
Первым воспитателем стал дипломат Ф.Д. Бехтеев, который был одержим духом всяческих уставов, четких приказаний, военной дисциплиной, сравнимой с муштрой. Это создало в представлении впечатлительного мальчика, что все так и происходит в повседневной жизни. И он ни о чём не думал, кроме солдатских маршей и боев между батальонами. Бехтеев придумал для маленького князя особый алфавит, буквы которого были отлиты из свинца в виде солдатиков. Он стал печатать небольшую газету, в которой рассказывал обо всех, даже самых незначительных поступках Павла.
Рождение Павла нашло отражение во множестве од, написанных тогдашними стихотворцами.
В 1760 году Елизавета Петровна назначила нового руководителя образования юного принца, предписав основные параметры обучения в своей инструкции. Им стал, по её выбору, граф Никита Иванович Панин. Это был сорокадвухлетний человек, занимавший при дворе весьма заметное положение. Обладая обширными познаниями, он перед этим был несколько лет на дипломатической карьере в Дании и Швеции, где сформировалось его мировоззрение. Имея весьма тесные контакты с масонами, он усвоил идеи Просвещения и даже стал сторонником конституционной монархии, по образцу Швеции. Его брат, генерал Петр Иванович, был великим поместным мастером масонского ордена в России.
Никита Иванович Панин подошёл к проблеме основательно. Он обозначил весьма обширный круг тем и предметов, в которых, по его мнению, должен был разбираться цесаревич. Возможно, что в соответствии с его рекомендациями были назначены ряд учителей “предметников”.
Среди них – закон божий (митр. Платон), естественная история (С. А. Порошин), танцы (Гранже), музыка (Дж. Миллико) и др. Начавшись ещё во времена Елизаветы Петровны занятия не прекращались ни в краткое правление Петра III, ни при Екатерине II.
На атмосферу воспитания Павла Петровича существенное влияние оказывало его окружение. Среди гостей, посещавших царевича, можно видеть целый ряд образованных людей своего времени, например, Г. Теплова. Напротив, общение со сверстниками достаточно ограничено. Круг их – дети лучших фамилий (Куракины, Строгановы), сфера контактов, в основном – репетиция маскарадных выходов.
Как и всякий ребенок своего возраста, к занятиям Павел относился с известной прохладцей, предпочитал игры. Однако, тесные и регулярные отношения с учителями, под постоянным контролем Панина (к которому принц относился с известной опаской), не оставляли места для изъянов в его образовании. Он много читал. Помимо литературы исторического характера, читал Сумарокова, Ломоносова, Державина, Расина, Корнеля, Мольера, Сервантеса, Вольтера и Руссо. Владел латынью, французским и немецким языками, любил математику, танцы, воинские упражнения. В целом образование цесаревича было лучшим, какое можно было получить в то время.
Один из младших наставников Павла, Семен Андреевич Порошин, вёл дневник (1764-1765 гг.), ставший впоследствии ценным историческим источником по истории двора и для изучения личности цесаревича.
Уже в юные годы Павла стала занимать идея рыцарства, идея чести и славы. 23 февраля 1765 года Порошин записал: “Читал я Его Высочеству Вертотову историю об ордене мальтийских кавалеров. Изволил он, потом, забавляться и, привязав к кавалерии своей флаг адмиральский, представлять себя кавалером Мальтийским”. Впоследствии, некоторая идеализация реалий и тяготение к внешней рыцарской символике сыграли важную роль во времена его правления (проект дуэли с Наполеоном, приют разорившимся мальтийским рыцарям и проч.).
А в военной доктрине, представленной в 20-летнем возрасте матери, которая была к тому времени уже Императрицей Всероссийской, он отказывался от ведения наступательной войны, объяснял свою идею необходимостью соблюдать принцип разумной достаточности, при этом все усилия Империи должны быть направлены на создание внутреннего порядка.
Духовником и наставником Царевича был один из лучших русских проповедников и богословов, архимандрит, а впоследствии – митрополит Московский Платон (Левшин). Благодаря его пастырскому труду и наставлениям в законе Божием Павел Петрович на всю оставшуюся короткую жизнь сделался глубоко верующим, истинно православным человеком. В Гатчине до самой революции 1917 года сохраняли коврик, протертый коленями Павла Петровича во время его долгих ночных молитв.
Традиционным этапом обыкновенно завершающим образование в России XVIII века было заграничное путешествие. Подобный же вояж был предпринят в 1782 г. молодым тогда цесаревичем вместе с его второй женой. Путешествие, явно ознакомительно-развлекательное, без особой политической подоплеки – “инкогнито”, то есть неофициальное, без долженствующих приемов и ритуальных встреч, под именами графа и графини Северных (дю Нор).
Таким образом, мы можем заметить, что в детские, отроческие и юношеские годы Павел получил блестящее образование, имел широкий кругозор и уже тогда пришёл к рыцарским идеалам, свято уверовал в Бога. Все это отражается в его дальнейшей политике, в его идеях и поступках в период, когда он стал императором.
Источники:
https://www.syl.ru/article/377130/vospitanie-bazarova-v-romane-ottsyi-i-deti-i-s-turgeneva
https://obrazovaka.ru/question/vospitanie-pavla-kirsanova-83937
https://m.vuzlit.ru/437491/detstvo_obrazovanie_vospitanie_knyazya_pavla_petrovicha