Отзыв: Мировоззрение базарова. Крайности мировоззрения базарова
Мировоззрение Базарова в романе Отцы и дети
1 ответ
Евгений Базаров – нигилист. Он подвергает сомнению общественные нормы, не поддерживает художественную литературу, музыку и любое другое искусство, не понимет красоту природы. Евгений – критик, привык отвергать те ценности, которые бытуют в социуме.
У Базарова материалистическое мировоззрение. Он верит только собственным глазам и не доверяет мнению общества.
Евгений – противник аристократии. Он представитель будущего поколения и считает, что старые догмы нужно менять.
Оценка: 4.3 ( 7 голосов)
- 1. Характеристика: мать Базарова
- 2. Взгляды Базарова, цитаты из текста (таблица)
- 3. Евгений Базаров, сочинение
- 4. Сочинение по роману Отцы и дети “Базаров” (образ Базарова, характеристика, 10 класс)
- 5. Отношение к дворянству Базарова, к природе, искусству, аристократии (таблица)
- 6. Анализ Базарова (Отцы и дети)
- 7. Взгляды Базарова, сочинение
Знаете ответ?
Предметы
Новые вопросы
Рейтинг сайта
- 1. марьям дибиргаджиева 332
- 2. Игорь Проскуренко 316
- 3. Ольга Жаркова 254
- 4. Таня Хмелевская 243
- 5. Надежда Лопина 204
- 6. антон воевод 180
- 7. Елжан Джалшора 166
- 8. Лада Шадрова 151
- 9. Дмитрий Гагарин 138
- 10. Amir Abdulaev 128
- 1. Юлия Бронникова 16,560
- 2. Кристина Волосочева 16,445
- 3. Алина Сайбель 16,229
- 4. Ekaterina 16,171
- 5. Мария Николаевна 15,755
- 6. Лариса Самодурова 15,695
- 7. Darth Vader 15,311
- 8. Liza 14,940
- 9. TorkMen 14,651
- 10. Влад Лубенков 13,435
Самые активные участники недели:
- 1. Виктория Нойманн – подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
- 2. Bulat Sadykov – подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
- 3. Дарья Волкова – подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
Три счастливчика, которые прошли хотя бы 1 тест:
- 1. Наталья Старостина – подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
- 2. Николай З – подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
- 3. Давид Мельников – подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
Карты электронные(код), они будут отправлены в ближайшие дни сообщением Вконтакте или электронным письмом.
Крайности мировоззрения Базарова
Роман И.С.Тургенева «Отцы и дети» был опубликован в 1862 году, а события, описанные в нем, относятся к 1859 году, к кануну крестьянской реформы, по отношению к которой прогрессивная общественность разделилась на две основных группировки. Это либералы, которые приветствовали реформы Александра II, и революционеры-демократы, которые проводили идею «крестьянской революции».
В романе ко второму лагерю относится Евгений Васильевич Базаров. Это образованный, умный человек, сильный теоретик. Базаров называет себя нигилистом, ниспровергателем всех устаревших, с его точки зрения, авторитетов, социальных законов, нравственных норм. Евгений считает, что ничего нельзя брать на веру, необходимо все проверять экспериментальным путем.
Нигилизм опирается на философию вульгарного материализма. Все приносится в жертву сиюминутной пользе. Нигилист провозглашает потребительское отношение к природе. Базаров по этому поводу дает резкое суждение: «Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник». Евгений отрицает духовную сферу деятельности человека: «Рафаэль гроша медного не стоит», «Порядочный химик в двадцать раз полезнее любого поэта». Искусство, философия, по мнению Базарова, – человеческая блажь. Герой самонадеянно заявляет: «Я гляжу на небо только тогда, когда хочу чихнуть!» Молодой человек отрицает культуру, сводит нормы человеческого поведения к ощущением. Человек поступает честно или бесчестно в силу ощущения. Одному приятно быть честным, другому наоборот. Воззрения Базарова отражаются и в его научной деятельности. Он считает, что все люди одинаковы, как березы в лесу, тем самым отвергая высшую нервную деятельность и не учитывая психических особенностей личности человека.
Жизнь оказалась сложнее теоретических выкладок Базарова. В романе автор показывает крах его односторонних вульгарно-материалистических взглядов. Оказывается, что требования живой человеческой натуры несовместимы с нигилизмом.
Так, Базаров, отрицая красоту, все-таки глубоко любит природу. Его интересует редкий экземпляр жука; его радует, что разрослась березовая роща, он говорит любовно: «Акация да сирень – ребята добрые». Чувство к Одинцовой выявило в герое способность воспринимать прекрасное. Фон, на котором происходит его объяснение с Анной Сергеевной, – поэтическая картина летней ночи. Природа рисуется в восприятии Базарова: «Темная мягкая ночь глянула в комнату с своим почти черным небом, слабо шумевшими деревьями и свежим запахом вольного, чистого воздуха». В этом романтическом пейзаже ключевым словом является «вольный». Базаров как будто освобождается от ложных убеждений, что природа, любовь – это чепуха.
Постепенно Тургенев показывает, что многие декларации героя не соответствуют реальности. Уже при первой встрече с Одинцовой он краснеет. Жизнь опровергает его утверждение о том, что любовь – романтизм, непростительная дурь. Базаров, встречаясь с Анной Сергеевной, «с негодованием сознавал романтика в самом себе». Один из принципов героя: «Нравится тебе женщина, – старайся добиться толку, а нельзя – ну, не надо, отвернись – земля не клином сошлась», – в первой части изжил себя.я добиться толку, а нельзя – ну, не надо, отвернись – земля не клином сошлась», – в первой части изжил себя. Как это ни тяжело было сознавать Базарову, но после их объяснения ему у Одинцовой делать нечего. Но он нарушил этот принцип: знал, что «толку» от Одинцовой не добьется, а все равно опять к ней поехал. Он глубоко полюбил ее, поэтому надеялся, что мог обмануться в ее холодности.
У Базарова был односторонний, циничный взгляд на женщину: «этакое богатое тело», «сказано – первый сорт». Познакомившись с Одинцовой, он стал ценить одухотворенную женскую красоту. К нему приходит более глубокое понимание человеческих взаимоотношений. Он признал существование любви. Сердце его рвется на части, он чувствует, что тот «скорее достоин сожаления», кто любит по-настоящему, самоотверженно.
В отношениях с Фенечкой теория Базарова тоже не срабатывает. Идя на поводу своих «ощущений», которые, по утверждению Базарова, определяют сущность человеческих действий, он без малейших колебаний нарушает элементарную мораль и целует Фенечку. Этот поступок Базарова глубоко оскорбляет молодую женщину, в ее словах слышится нравственный укор: «Грешно вам, Евгений Васильевич!»
Герой привык не считаться с окружающими людьми, ведь его теория отрицала культуру, нравственные традиции. Нарушив все законы гостеприимства в доме Кирсановых, Базаров начинает от этого страдать, ему «стало совестно и … досадно». Из-за него состоялась дуэль, Фенечка «похудела от непрестанной тревоги». Всем Базаров причинил горе. И хотя он в сердцах называет Кирсановых «барчуками проклятыми», избавиться от внутреннего волнения уже не может. В его душе произошел надлом. Итак, в отношениях с людьми убеждения Базарова проходят испытание на прочность, и выясняется, что они несовершенны, не могут быть приняты как абсолютные.
Вступая в конфликт с окружающими, Базаров увеличивает пропасть между собой и миром. И теперь в его высказываниях появляются глубокие философские рассуждения на тему смерти и места человека в мире. «Узенькое место, которое занимаю, до того крохотно в сравнении с остальным пространством, где меня нет, и часть времени, которую мне удастся прожить, так ничтожна перед вечностию, где меня не было и не будет… А в этом атоме, в этой математической точке кровь обращается, мозг работает, чего-то хочет тоже…» – говорит он Аркадию. Это положение «песчинки», «атома» во власти стихий природы Базарова не удовлетворяет. Прежнее нигилистическое представление о том, что люди подобны деревьям в лесу, давало Базарову возможность смотреть на мир более или менее оптимистически: нет необходимости всматриваться в душу каждому отдельному человеку, все люди одинаковы, у всех «одна и та же селезенка», а различия между людьми – это что-то вроде болезней. Теперь Базаров смотрит на жизнь трагически, поскольку ему не дает покоя мысль о собственной смерти: «Да, поди попробуй отрицать смерть. Она тебя отрицает».
В последнем диалоге с Одинцовой раскрываются романтические основы натуры Базарова. В герое сохраняетсяпривычная ирония, но под влиянием живого общения с людьми он оказывается способным пересмотреть свои взгляды и согласиться с очевидностью.привычная ирония, но под влиянием живого общения с людьми он оказывается способным пересмотреть свои взгляды и согласиться с очевидностью. Его ирония направлена не на других, а на самого себя: «Любовь – форма, а моя собственная форма уже разлагается». Перед смертью Базаров по достоинству оценил своих родителей. Он любил их как сын, но пренебрегал общением с ними, отрицал их простой путь: «ешь – пей». В последние часы жизни герой становится проще и мягче. Атеист не спорит с отцом, желающим, чтобы сын исповедался перед кончиной, просит Одинцову «приласкать» его родителей.
Естественные порывы сердца отрицают теоретические законы, по которым пытался жить Базаров. Внутренний конфликт оказался неразрешимым. Крайности своего мировоззрения Базаров искупил своей трагической судьбой.
Афоризмы Базарова как отражение мировоззрения героя
Роман И. С. Тургенева «Отцы и дети» – произведение спорное, интересное, не потерявшее актуальности и в наши дни. Отношения между поколениями, новаторство и преемственность, борьба старого с передовым, уважение к жизненному опыту, следование авторитетам и умение находить свой жизненный путь – эти и многие другие проблемы рассматриваются в произведении основательно и всесторонне. Как живые, встают перед нами «старички Кирсановы», символизирующие старшее поколение, и «молодёжь» – Аркадий и его приятель Евгений Базаров.
Особенный человек
Будучи центральной фигурой романа, именно Базаров несёт на себе основную идейно-смысловую нагрузку произведения. Это вполне справедливо, ведь личность он незаурядная, натура сильная и глубокая. Тургенев называет его «самоломанным», подчёркивая, что львиную долю своих выдающихся качеств герой сформировал и воспитал в себе сам. Афоризмы Базарова, коих в тексте произведения представлено множество, помогают писателю ярче раскрыть, а нам, читателям, понять парадоксальную, своеобразную личность Евгения Васильевича, проследить этапы его умственного и духовного развития, формирование мировоззрения.
Взгляды на природу и искусство
Если попытаться сгруппировать все афоризмы Базарова по семантическим особенностям, то можно заметить такую закономерность. Герой высказывается о вещах, живо волнующих самого автора. И Тургенев, который далеко не всегда согласен со своим детищем, спорит с Базаровым, приводя «железные» аргументы. Касается это, в первую очередь, взглядов молодого разночинца на природу и искусство. Афоризмы Базарова этой тематики выдают в нём материалиста до кончиков ногтей, во всех сферах жизни стремящегося найти только практическую пользу. Безапелляционно он утверждает, что природа является не храмом божественной красоты и гармонии, а всего лишь мастерской, и человек в ней не просто получает эстетическое наслаждение и радость от общения с прекрасным, а должен работать. Также утилитарно относится персонаж к искусству. По его мнению, Рафаэль не стоит и медного грошика, а хороший химик куда полезнее всех поэтов и писателей, вместе взятых.
Автор и герой
Естественно, что Тургенев, тонкий ценитель красоты окружающего мира, вдохновенно воспевший её в произведениях, не приемлет такие афоризмы Базарова, не может с ними согласиться. Используя приём контраста, он отвечает своему герою тем, что в следующей сцене описывает неповторимую прелесть летнего вечера, сладость напоённого ароматами цветущей природы воздуха, высокую прозрачность сумеречного неба в сверкающем блеске звёзд.
Философские воззрения
Но далеко не все афоризмы Евгения Базарова воспринимаются автором «в штыки», хотя и кажутся порой излишне категоричными. К примеру, стоицизмом, настоящей бойцовской волей исполнены его слова: «Кто злится на свою боль — тот непременно ее победит». И мы помним, как мужественно умирал Базаров, как стойко держался перед лицом физических и нравственных страданий. Недаром Писарев назвал последние минуты жизни героя подвигом. Ещё одно высказывание, выдающее и гордость, и самоуверенность, большое самомнение, но и высшую степень человеческого достоинства, независимости, встречаем мы в тексте романа: «А что касается до времени — отчего я от него зависеть буду? Пускай же лучше оно зависит от меня». Действительно, заявить так могла только самодостаточная личность!
Язык Базарова – яркий и образный – не ограничивается перечисленными высказываниями, давно уже ставшими крылатыми. Чтобы лучше узнать и понять героя – читайте текст романа! «Отцы и дети» стоят вашего времени!
Источники:
https://obrazovaka.ru/question/mirovozzrenie-bazarova-v-romane-otcy-i-deti-95255
https://1soch.ru/turgenev-is/otcy-i-deti/kraynosti-mirovozzreniya-bazarova
https://fb.ru/article/133862/aforizmyi-bazarova-kak-otrajenie-mirovozzreniya-geroya