5 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Разные виды театров в детском саду. Как подготовить театральный спектакль? б

Официальный сайт

Еранцевой Оксаны Александровны

Виды театрализованной деятельности в каждой возрастной группе

Категория: Консультации Обновлено 17.02.2017 11:09 Создано 10.02.2015 20:52 Автор: Еранцева Оксана Александровна Просмотров: 19688

Все театрализованные игры можно разделить на две основные группы: драматизации и режиссёрские. В играх – драматизациях ребёнок, исполняя роль в качестве «артиста», самостоятельно создаёт образ с помощью комплекса средств выразительности.

Видами драматизации являются: игры – имитации образов животных, людей, литературных персонажей. Игры – драматизации это ролевые диалоги на основе текста. А вот в режиссерской игре «артистами» являются игрушки или их заместители, а ребёнок, организуя деятельность как «сценарист и режиссёр» управляет «артистами». «Озвучивая» героев и комментируя сюжет, он использует разные средства выразительности.

Виды режиссёрских игр определяются в соответствии с разнообразием театров, используемых в детском саду: настольный, плоскостной и объемный, кукольный теневой, пальчиковый и т.д. Для того чтобы развить самостоятельность и творчество детей в процессе театрализованной деятельности, необходимо выделить несколько условий:

Обогащение среды атрибутами театрализованной деятельности и свободное освоение детьми этой среды (мини театр, который периодически пополняется новыми атрибутами и декорациями);

  • содержание игр должно соответствовать интересам и возможностям детей;
  • содержательное общение педагога и детей;
  • театрально-игровая среда должна быть динамично изменяющейся, а в ее создании принимают участие дети;
  • обучение детей выразительным средствам театрализованной деятельности:

Интонация – это смена голоса. Этот прием помогает детям превращаться то в Буратино, то в Золушку, в медведя и зайца, Бармалея, Доктора Айболита и т.д.

Мимика – говорит нам без слов о тех или иных чувств и настроениях человека, то есть когда лицо выражает какие –либо эмоции.

Жесты – динамические движение тела: рук, ног, головы и т.д., а так же поза.

Пантомимика – мимика в сочетании с жестами.

В младшем дошкольном возрасте педагог создает условия для индивидуальных режиссерских игр с помощью насыщения предметно-игровой среды мелкими образными игрушками (куколки, матрешки, звери, технические игрушки, конструкторы, мебель и др.). Участие педагога в индивидуальных режиссерских играх проявляется в разыгрывании им бытовых и сказочных ситуаций (из потешек, произведений В.Берестова, Е.Благининой и др.), показе пользования ролевой речью, звукоподражанием, втягивании ребенка в игру, подсказывании реплик, объяснении действий.

В средней группе педагог создает условия для коллективных режиссерских игр. В предметно-игровой среде кроме образных игрушек должен быть разнообразный бросовый материал (дощечки, катушки, небьющиеся пузырьки и др.), способствующий развитию воображения, способности действовать с предметами-заместителями. Организуя режиссерские игры, педагог занимает позицию помощника: просит ребенка пояснить смысл действий, побуждает к ролевой речи («Что сказал?», «Куда пошел?), иногда выступая носителем игровых умений, показывая при помощи игрушек и предметов-заместителей фантастические истории, что помогает ребенку включиться в подобную деятельность.

Старший дошкольный возраст – период расцвета режиссерской игры, которая становится полноценной совместной деятельностью. Содержанием игр являются фантастические сюжеты, в которых реальность переплетается с событиями из мультфильмов, книг. Предметно-игровая среда для режиссерских игр конструируется на основе полифункционального игрового материала (карта-макет игрового пространства). Его использование помогает ребенку придумывать и разыгрывать события, составляющие сюжетную канву, представить сюжетную ситуацию еще до ее разыгрывания, а затем конкретизировать в процессе режиссерской игры, наполнив ее игровыми событиями. Близость структуры игрового и сказочного сюжета дает возможность использовать литературную сказку как основу для развития сюжетосложения.

Читать еще:  Театр простодушных. Жизнь и творчество людей с особенностями развития

В каждой возрастной группе желательно наличие уголка для театрализованных представлений, спектаклей. В них отводится место для режиссёрских игр с пальчиковым, настольным, стендовым театром, театром шариков и кубиков, костюмов, на рукавичках. В уголке располагаются:

  • различные виды театров: бибабо, настольный, марионеточный, театр на фланелёграфе и др.;
  • реквизит для разыгрывания сценок и спектаклей: набор кукол, ширмы для кукольного театра, костюмы, элементы костюмов, маски;
  • атрибуты для различных игровых позиций: театральный реквизит, грим, декорации, стул режиссёра, сценарии, книги, образцы музыкальных произведений, места для зрителей, афиши, касса, билеты, карандаши, краски, клей, виды бумаги, природный материал.

Классификация театрализованных игр

У детей младшего дошкольного возраста отмечается первичное освоение режиссерской театрализованной игры через:

  • настольный театр игрушек;
  • настольный плоскостной театр;
  • плоскостной театра на фланелеграфе;
  • пальчиковый театр.

В возрасте 4-5 лет ребенок осваивает разные виды настольного театра:

  • мягкой игрушки;
  • деревянный театр;
  • конусный театр;
  • театр народной игрушки;
  • плоскостных фигур;
  • театр ложек;
  • театр верховых кукол (без ширмы, а к концу учебного года – и с ширмой) и т.д.

В старшей и подготовительной возрастных группах, детей можно знакомить с марионетками, театром «живой руки», платочный театр, люди – куклы.

Театрализованная деятельность в ДОУ по ФГОС

Игра – драматизация часто становится спектаклем, в котором дети играют для зрителей, а не для себя, им доступны режиссёрские игры, где персонажи – куклы, послушные ребёнку. Это требует от него умения регулировать своё поведение, движения, обдумывать свои слова. Дети продолжают разыгрывать небольшие сюжеты, используя разные виды театра: настольный, бибабо, стендовый, пальчиковый; придумывать и разыгрывать диалоги, выражая интонацией особенности характера и настроения героя.
В подготовительной группе важное место занимает не только подготовка и проведение спектакля, но и последующая работа. Выясняется степень усвоения содержания воспринимаемого и разыгрываемого спектакля в специальной беседе с детьми, в ходе которой высказываются мнения о содержании пьесы, даются характеристики действующим персонажам, анализируются средства выразительности. В этом возрасте детей уже не устраивают готовые сюжеты – им хочется придумывать свои и для этого должны предоставляться необходимые условия:
– нацеливать детей на создание собственных поделок для режиссёрской настольной театрализованной игры;
– знакомить их с интересными рассказами и сказками, способствующими созданию собственного замысла;
– давать детям возможность отражать замыслы в движении, пении, рисовании;
– проявлять инициативу и творчество как пример для подражания.

Формы организации театрализованной деятельности
Выбирая материал для инсценировки, нужно отталкиваться от возрастных возможностей, знаний и умений детей, обогащать их жизненный опыт, побуждать интерес к новым знаниям, расширять творческий потенциал.

Читать еще:  Изложение про жилина и костылина. Сравнительная характеристика Жилина и Костылина

-Совместная театрализованная деятельность взрослых и детей, театральное занятие, театрализованна игра на праздниках и развлечениях.
-Самостоятельная театрально-художественная деятельность, театрализованные игры в повседневной жизни.
-Мини-игры на других занятиях, театрализованные игры-спектакли, посещение детьми театров совместно с родителями, мини-сценки с куклами в ходе изучения регионального компонента с детьми, привлечение главной куклы – Петрушки в решение познавательных задач.

Формы работы
– Театральные игры
– Речевые игры
– Ритмопластика
– Инсценировка песен, попевок, хороводов
– Использование различных видов театра
– Драматизация сказок
– Посещение театров;
– Взаимодействие с родителями

Виды театра в детском саду
– бибабо
– настольный театр
– книжка-театр
– театр пяти пальцев
– театр масок
– театр ручных теней
– пальчиковый теневой театр
– театр «живых» теней
– магнитный театр
– марионеточный театр
– театр на фланелеграфе

Организация уголка театрализованной деятельности
В группах детского сада организованы уголки для театрализованных представлений, спектаклей. В них отводится место для режиссёрских игр с пальчиковым, настольным театром.
В уголке располагаются:
-различные виды театров: бибабо, настольный, театр на фланелеграфе и др.;
-реквизит для разыгрывания сценок и спектаклей: набор кукол, ширмы для кукольного театра, костюмы, элементы костюмов, маски;
-атрибуты для различных игровых позиций: театральный реквизит, декорации, сценарии, книги, образцы музыкальных произведений, афиши, касса, билеты, карандаши, краски, клей, виды бумаги, природный материал.

Виды театров в детском саду

Елена Милушова
Виды театров в детском саду

В своей работе большое внимание я уделяю развитию творческих способностей детей средствами театрального искусства, а именно через разные виды театров.

Именно представления детей о различных видах кукольных театров учат детей различать их и называть (настольный театр, театр оригами, театр ложек, пальчиковый театр, театр би-ба-бо, и др.)

-развивают речь детей, с помощью кукольного театра, совершенствуют умение передавать эмоциональное состояние героев мимикой, жестами, телодвижением.

-развивают память, мышление, воображение

Виды кукольных театров

1. Настольно-плоскостной театр

Настольно-плоскостной театр подходит детям начиная с 4-х лет. Он представляет собой картонные силуэты на устойчивых подставках. Все персонажи окрашены с двух сторон и передвигаются скользя по столу. Этот театр привлекает детей не только сюжетными возможностями, но и декорациями. Играя, ребенок с удовольствием озвучивает роли всех персонажей.

2. Театр оригами

Еще одним интересным направлением творческого развития является театр оригами. В детском саду организация такой деятельности позволяет решать многие образовательные и воспитательные задачи. Дети могут быть не только зрителями, но и непосредственно участвовать в театральной постановке. Малышам нужно давать возможность для самовыражения. Импровизируя, они сочиняют поразительные истории. Для театра, желательно, подбирать простые игрушки из бумаги. Оптимальный и наиболее понятный для детей вариант – животные. С ними малыши охотно придумывают различные сказки.

3. Театр на цилиндрах

Цель таких театров: внести разнообразие игры, сделать для детей игрушку более интересной, развлечь и порадовать их тем, что сделано своими руками: только нарисовать или приклеить — глазки, носики, ушки, рожки, бантики и фартучки, копытца и туфельки. Или нарисовать и приклеить на цилиндр персонажи сказочных героев. Много интересного предложат сами дети что необходимо для маленькой сказки.

Читать еще:  Семь звезд на флаге. Сколько звезд на флаге сша было, и сколько будет

4. Маски-шапочки

Благодаря использованию масок – шапочек у детей повышается интерес к театрализованной игре, Маски – шапочки можно использовать на музыкальны занятиях, в подвижных играх, на праздниках и развлечениях, а так же в самостоятельной деятельности детей.

у них повышается самооценка и они становятся более раскрепощёнными

5.Театр на фланелеграфе

Фланелеграф предназначен специально для того, чтобы дети не только слушали сказку, но и видели её героев. Рассказывая сказку, героев выкладываем на фланелеграфе в том порядке, в каком они появляются. Таким же образом можно использовать магнитную доску и магнитные фигурки – героев сказок. Техника изготовления: на фланель с помощью липкой ленты, бархатной бумаги, или той же фланели можно прикреплять различные картинки

6. Театр «Би-ба-бо»

Большую популярность имеет театр «Би-ба-бо». В принципе, это тот же «перчаточный», так как куклы одеваются на руку. Отличие состоит лишь в том, что используется высокая ширма и, таким образом, персонажи демонстрируются зрителям на уровне выше роста кукловода.

7.Пальчиковый театр

Куклы, надевающиеся на палец – самые маленькие артисты кукольных театров. Это куклы, сшитые из ткани, склеенные из бумаги, связанные из шерстяных ниток. Кукол ребёнок надевает на пальцы, и сам действует за персонажа, изображённого на руке. Играть можно за ширмой или при непосредственном контакте

8. Театр ложек

Самый простой и доступный для детей кукольный театр ложек. Куклы-ложки предвосхищают знакомство с верховыми куклами, являясь как бы упрощенным вариантом.

9. Театр игрушек

Игрушки промышленного изготовления (пластмассовые, мягкие, резиновые) группируют по сказкам. Такой театр очень близок детям, так как они ежедневно играют похожими игрушками. В него можно играть не только за столом, но и лежа на ковре.

10. Театр на дисках

Кукольный театр своими руками – любимая забава для всех малышей. Для них общение с куклами, имеет такое же значение, как и отношение с живыми людьми.

Встреча детей с персонажами из мультфильмов, изготовленными своими руками, помогает им расслабиться, снять напряжение, создать радостную атмосферу.

11. Театр на ткани

Этот “Веселый теремок» развивает у детей логическое мышление, речь, память. Дети самостоятельно меняют персонажей в окошках, составляют свои придуманные сказки и рассказы. Кроме диких животных, мы знакомим детей с помощью теремка и с домашними животными, с птицами-перелетными, зимующими.

С помощью “Веселого теремка” играем с детьми в игры “Кто лишний?”,”Что перепутали?” и т. д. Дети могут играть в панно как на полу, так и на стене, где он фиксируется петлями.

Источники:

https://skazka.tgl.net.ru/teatr-work
https://kladraz.ru/blogs/blog19674/teatralizovanaja-dejatelnost-doshkolnikov.html
https://www.maam.ru/detskijsad/vidy-teatrov-v-detskom-sadu-777187.html

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Для любых предложений по сайту: [email protected]