2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Означает эпос.  эпос это что такое эпос: определение — история.нэс

Означает эпос.  эпос это что такое эпос: определение — история.нэс

от гр. epos – слово, рассказ, песня) – 1) повествовательная литература, один из трех основных родов художественной литературы (наряду с лирикой и драмой); основные прозаические жанры эпоса: роман, повесть, рассказ; 2) героический эпос – героическое повествование о прошлом, составляющее героев-богатырей, бытующее в книжной и устной форме (например, «Илиада», «Одиссея», «Махабхарата», русские былины, саги и др.).

греч. epos – слово, повествование, рассказ, песня) – один из трех родов художественной литературы (наряду с лирикой и драмой), повествование, характеризующееся изображением событий, внешних по отношению к автору. 1) повествовательная литература, один из трех основных родов художественной литературы (наряду с лирикой и драмой); основные прозаические жанры эпоса: роман, повесть, рассказ; 2) героический эпос – героическое повествование о прошлом, составляющее героев-богатырей, бытующее в книжной и устной форме (например, «Илиада», «Одиссея», «Махабхарата», русские былины, саги и др.).

греч.-слово, повествование, рассказ): один из основных родов художественного текста, выступающий как повествование о свершившихся событиях. В древнем героическом эпосе центром повествования был эпический конфликт, в котором, как правило, излагались действительные исторические события, но при этом автор не претендовал на полное сходство с реальностью («Илиада», «Одиссея», «Махабхарата»). На первый план в эпическом произведении выдвигались не столько душевные состояния героев, сколько их действия и поступки. В современных эпических формах ведущее место занимает роман: универсальный охват жизненных явлений соединяется в нем с обстоятельным изображением человеческих характеров. К жанровым разновидностям эпоса относятся сказка, новелла, повесть, рассказ, очерк и т. д.

от греч. epos — слово, рассказ, повествование) — 1. Род худож. лит-ры (устной и письменной) наряду с лирикой и драмой, к-рым Э. противостоит как иск-во повествовательное, дающее связный рассказ о событиях, объективированных от личности повествователя. Такое разделение восходит к Аристотелю, базировавшемуся, впрочем, только на жанре героического Э. До статуса родового (Род в искусстве) понятие Э. было углублено и расширено в эстетической традиции Возрождения (Возрождения эстетика) и нового времени- В устной словесности к Э. кроме собственно героического Э. относятся многочисленные жанры и жанровые разновидности народной прозы: сказки, предания, легенды, сказания, былички и др. В письменной лит-ре эпическими жанрами являются роман, повесть, новелла, рассказ, очерк. Возникнув на древн. этапе развития устной словесности, эпика постепенно освобождается от своей изначальной функции сообщения о событиях безусловно реальных (напр., эволюция народной сказки). В письменной лит-ре сказка и быличка дают толчок формированию новеллы; на базе исторических преданий складывается историко-героическая хроника; сказка и поздний романический Э., а также новелла подготавливают почву для развития романа — рыцарского, плутовского, бытового, исторического, приключенческого и пр., вплоть до его позднейших разновидностей, а также повести, рассказа, очерка нового и новейшего времени. В лит-ре Э. включает большие и малые жанровые разновидности, бывает поэтическим, прозаическим и прозопоэтическим, смешанным. Примерами его могут служить эпопея Толстого «Война и мир», новеллы И. А. Бунина, поэма «За далью даль» А. Т. Твардовского. Сложившись в рамках худож. лит-ры, эпическая поэтика распространяется на др. виды искусства (музыку, живопись, а позднее — на киноискусство), где она выражается в объективированности содержания, нек-рой его отчужденности от авторского начала и дает целостный взгляд на мир (напр., эпические полотна В. И. Сурикова — в живописи, «Богатырская симфония» А. П. Бородина — в музыке). 2) Героический Э.—жанр фольклора, древн. и средневековой лит-ры, в к-ром в идеализированных образах повествуется о деяниях исторического или квазиисторического прошлого. Наиболее древн. формы Г. э. складываются на базе мифов об очищении земли от чудовищ культурным героем, первобытных быличек о контактах человека с потусторонним миром, отчасти преданий о межплеменных столкновениях. Будучи связан с формирующимся этническим самосознанием, Г. э- рождается на заре возникновения племенной консолидации и раннегосударственных образований. Различаются два его стадиальных типа: архаический и т. наз- «классический». Архаический Г. э. (карело-финская «Калевала», нартский Э. народов Северного Кавказа, Э. тюркских и монгольских народов Центральной Азии и Южной Сибири и др.) в осн. остается верен мифологической интерпретации событий (отнесение действия к «эпохе первотворения» и условно-обобщенному миру эпического прошлого, сказочно-мифологический облик противников героя), а в его сюжете явственно прослеживаются контуры богатырской сказки с ее биографической канвой. Мотивы деятельности героя объективно совпадают с общеплеменными интересами, со стремлением к гармонизации миропорядка, подавлением хтонических (подземных) и демонических сил, с организацией ряда социальных институтов и т. д. В «классическом» Г. э. происходит демифологизация эпических персонажей (прежде всего относящихся к враждебному миру — их место занимают обобщенные фигуры исторических врагов) и эпического конфликта, в к-ром преломляются воспоминания о действительных исторических событиях (битва на Курукшетре в инд. «Махабхарате», троянская война в «Илиаде» Гомера и т. п.). Соответственно, наибольшее выражение получает здесь патриотический пафос, а в именах персонажей иногда просвечивают имена подлинных исторических лиц (Владимир в рус. былинах, Марко Кралевич в сербском или Сид в староиспанском Э.). Однако здесь нет точного отражения реальной истории. Жанровыми новообразованиями Г. э. являются исторические песни (баллады), использующие мн. принципы эпической поэтики, но повествующие уже о реальном прошлом, хотя и деформированном народной фантазией. В древн. и средневековой лит-ре возник книжный эпос, отражавший устные традиции и получивший обработку уже в ходе литературного развития («Махабхарата» и «Рамаяна», «Илиада» и «Одиссея», «Песнь о Роланде» и др.). Иногда книжный Э. имеет искусственный характер: представляет собой авторский синтез существующих мифологических и исторических традиций («Шах-намэ» Фирдоуси) или создается в подражание существующим эпическим образцам («Энеида» Вергилия).

Читать еще:  Фауст характеристика образа фауста. Анализ произведения «Фауст» (Гёте)

в древней Индии — «Махабхарата» и «Рамаяна «, созданные сказителями-импровизаторами на санскрите как литературном наддиалекте в устной традиции за период приблиз. с VI—V вв. до н. э. по IV—V вв. н. э. Типологически первичный слой содержания составляет героич. сказание о борьбе за престол внутри царского рода куру между двумя его ветвями — Кауравами и Пандавами, завершающейся «великой битвой», всеинд. по своим масштабам: в ней принимают участие все известные эпосу племена и народы. По данным историч. типологии, в «Махабхарате» получило отображение длит, этнокультурное противостояние Мадхьядеши, «Срединной земли» ЯмуноГангского междуречья, бывшего родиной эпоса, ее зап. и юго-вост. соседям. Основой содержания «Рамаяны» Валъмики, создание к-рой связывается с сев.-вост. Индией, является борьба героя Рамы, сына царя Дашаратхи, за возвращение его супруги Ситы, похищенной демоном Раваной, правителем Ланки, к-рого Рама убивает в бою, поддерживаемьщ полчищами обезьян и медведей. Сюжет «Рамаяны» традиц. интерпретируется в свете продвижения индоариев на юг субконтинента. В процессе т. наз. брахманского «редактирования» «Махабхарата» прошла эволюцию от героич. песенного фольклора до религ.-философской эпопеи, в к-рую был введен обширный «дидактический» материал (типологически вторичный слой эпического содержания), тогда как «Рамаяна» с ее обилием сказочной фантастики превратилась в лирико-эпич. поэму со следами авторской индивидуальности в стиле и характере образов. Оба памятника, отражая ранний этап становления индуизма, могут служить источниками, проясняющими осн. вехи этого процесса. Многие мифологии, сюжеты и образы эпоса, нашедшие отражение в лит-ре и искусстве Индии, содействовали распространению индуизма, в т. ч. и за пределами региона. Ведущая свое начало от «Ригведы» тенденция — наряду с усилением монотеистич. начала отождествление принадлежащих к разнородным культам мифологич. фигур и создание, через циклизацию мифов, синкретических образов — ощутима и в эпосе, причем едва ли не осн. источником эпич. мифологии выступают локальные верования. Эпич. пантеон отмечен чертами системности. Главный для эпоса из трех «великих богов» индуистской триады (подходы к к-рой здесь еще только намечаются), Вишну осуществляет свою осн. функцию — охранителя людей (см. АВАТАРА), однако иногда (в части., когда он выступает в форме Нараяны) ему приписывается роль созидателя — Брахмы и разрушителя — Шивы. В развитой космологии индуизма ведийские по происхождению боги (Индра, Варуна, Яма, божества стихий и светил) распределяются вначале согласно четырем, а впоследствии — восьми сторонам света как их хранители (см. ЛОКАПАЛЫ). «Основной» индоевропейский миф, принимающий в Индии форму демоноборчества царя богов Индры, не только входит в эпическую сюжетику, но в кач-ве композиционного архетипа определяет действия и соотношение персонажей эпоса; так, Пандавы ассоциируются с богами как их сыновья, а Кауравы — с демонами как их воплощения. Ригведийские связи Индры и Вишну-Упендры («Малого Индры») выражаются в родственных отношениях и боевом союзе героя Арджуны, сына Индры, с Кришной, верховным божеством и воплощением Вишну; при этом Арджуна и Вишну-Кришна иногда сближаются вплоть до идентификации. В эпич. космографии вертикаль трехчастна, соединяя небо (местопребывание богов), землю (обиталище людей) и подземный мир (край демонов); поздняя относительно героики эпоса брахманская теория использует также имеющую параллели в упанишадах идею многоярусности надземных и подземных миров. Жизнь вселенной в эпической «дидактике» воспринимается как периодич. смена циклов, состоящих из четырех юг; каждый из них завершается гибелью вселенной (см. ПРАЛАЯ) в результате моральной деградации человечества. Космогонич. концепции эпоса предполагают наличие персонифицированной силы творения, к-рое связывается обычно с именем Праджапати-Брахмы, однако оба направления индуистской веры — вишнуизм и шиваизм — наделяют статусом творца верховное для каждого божество. Представления о посмертной судьбе человека как о наказании грешника в аду и райском блаженстве праведного на небесах сосуществуют в эпосе с концепцией переселения душ. Те, что следуют «путем богов» (дэваяна), освобождаются от перерождений; блюдущие дхарму идут «путем предков» (питрияна), рождаясь снова среди людей; преступившие же религ, закон рождаются животными. Всеми течениями индуистской мысли было воспринято известное и эпосу учение о карме, детерминированности участи человека исполнением в прошлом его рождении сословно-варновых обязанностей. Понятие бесконечности бытия выражено образом кояесг-сансары, выход за пределы к-рого, т. е. релит, освобождение, осознается как результат йогического постижения тождества индивидуального Атмана и мирового Абсолюта — Брахмана. «Бхагавадгита», фрагмент из VI книги «Махабхараты», демонстрирует синтез религ.-философских и этич. доктрин. Один из самых значит, текстов индуизма, «Гита», проповедует единство трех путей к освобождению: знания (джняна), любви к богу (бхакти) и действия (карма), определяемого законом дхармы К числу важнейших сторон религ. практики индуизма эпос относит аскезу, ритуальное паломничество и йогическое самосовершенствование.
С. Невелева

Читать еще:  Название для группы играющей рок. Как назвать рок-группу правильно

Найдено схем по теме ЭПОС — 0

Найдено научныех статей по теме ЭПОС — 0

Найдено книг по теме ЭПОС — 0

Найдено презентаций по теме ЭПОС — 0

Найдено рефератов по теме ЭПОС — 0

Узнай стоимость написания

Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?
Узнай стоимость!

Значение слова &laquoэпос»

1. Повествовательный род литературы в отличие от лирики и драмы. Над всеми отраслями поэтического творчества далеко преобладает так называемый гражданский эпос, или, проще, романы, повести и рассказы. Писарев, Реалисты.

2. Совокупность народных героических песен, сказаний, поэм, объединенных общей темой, общенациональной принадлежностью и т. п. Богатырский эпос. Осетинский эпос.Он думал, что яркие образы песенного эпоса требуют непременно зрительных представлений. Короленко, Слепой музыкант.

[От греч. ’έπος — слово, речь]

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

  • Э́пос (др.-греч. ἔπος — «слово», «повествование», «стих») — героическое повествование о прошлом, содержащее целостную картину народной жизни и представляющее в гармоническом единстве некий эпический мир героев-богатырей.

Э’ПОС, а, мн. нет, м. [греч. epos — слово] (лит.). 1. Повествовательный род литературы (в отличие от драмы и лирики). 2. Совокупность произведений этого рода, объединенных общей темой, общей национальной принадлежностью, хронологией и т. п. Былевой э. Гомеровский э. Сербский э. Животный э. (см. животный).

Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

1. филол. повествовательный род литературы в отличие от лирики и драмы

2. совокупность народных героических песен, сказаний, поэм, объединённых общей темой, общенациональной принадлежностью и т. п.

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: артикль — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Что такое эпос и какие жанры эпических произведений существуют

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Эпические произведения сопровождают нас всю жизнь.

Мы думаем, что всё эпическое огромно и размашисто, но на самом деле даже маленькая детская сказка – осколок эпоса.

Какими жанрами представлен этот род литературы и как они менялись в течение времени – попробуем разобраться.

Эпос — это.

Эпос – это один из трёх (наряду с лирикой и драмой) родов литературы, описывающий масштабные исторические и социальные события, разворачивающиеся на протяжённом пространстве или времени.

Традиционно эпические жанры делят на:

Отдельно принято говорить о фольклорном эпосе, «прадедушкой» которого считается древний миф. Он имеет богатую историю, которая уходит корнями в детство человечества.

Когда появился и как развивался эпос

Изначально миф повествовал о сотворении мира, разделении на свет и тьму, землю и небо, о происхождении человека и всех живых существ. Трудно сказать, сколько тысячелетий отдаляет нас от эпохи складывания первых мифов. Предположительно они зародились около 3000 лет до н.э.

Объясняя космогонию вещей (порядок мироустройства), люди создавали образы богов-прародителей, титанов, героев, чудовищ и приписывали им свойства стихийных явлений. Позже миф продолжил трактовать историю мировых событий через систему героических образов (Геракл, Ясон, Осирис, Рама), от которой повели свой род смертные.

Читать еще:  Что значит осознать идею произведения. Тема и идея произведения

На рубеже новой эры мифологические образы стали сливаться с реальным историческим материалом, появились воинские повести, саги, героические предания о славных воинах древности, предводителях народов.

Например, многочисленные сказания об Александре Македонском, источником которых стал греческий роман «Александрия» (несохранившийся первоисточник, предположительно, был написан в I-II вв до н.э.) «разбрелись» по многим уголкам мира, оставшись и в древнерусской литературе.

Позже в средневековой Европе появился цикл романов о короле Артуре и рыцарях Круглого Стола. На Руси после её христианизации стали популярны воинские повести и былины, героем которых выступают князь Владимир и витязи его дружины.

Духовная литература монастырей обогатила русский эпос сначала переводными, а затем и собственно авторскими сочинениями о вере и её хранителях (притчи, жития святых), об устройстве жизни на земле (сборники поучений «Измарагд», «Домострой» и другие).

Затем появились первые эпические произведения светской литературы: «хожения», жизнеописания и «житейские повести». Например, знаменитое сочинение путешественника и купца Афанасия Никитина «Хождение за три моря» можно считать первым опытом русскоязычного романа-путешествия или путевого очерка.

В литературу 18 века вошли более привычные современному читателю жанры: роман и повесть. Через сто лет к ним присоединились новелла, очерк, рассказ.

Наконец, в ХХ веке система эпических жанров приобрела общеевропейский вид, оставив на память о нашей исторической самобытности лишь позаимствованный из фольклора жанр сказа.

Пока развивалась официальная литература, народные сказители продолжали бережно хранить культурный код мифа. Некогда единое знание о мире, словно гигантское зеркало, разбилось на множество кусочков и превратилось в сказки.

Гипотеза (что это такое?) о родстве всех сказок народов мира и общности «бродячих сюжетов» приводит нас к этой мысли. В сказке сохранились образы богов, мифологических персонажей, сакральных стихий (воды и огня). Именно сказку (особенно волшебную) следует изучать как первоисточник сюжетов и образов «взрослой» авторской литературы.

Помимо сказки, фольклор произвёл более простые, приближенные к повседневной жизни жанры: быличку, «страшную повесть» (в ХХ веке она получила у детей именование «страшилка»), байку, побасенку, анекдот.

Получается, что роман «Война и мир» Л.Н.Толстого и народная быличка «Самоглядное зеркало» — кровные родственники. Просто один из них зрелый и большой, а другой – наивный и крошечный.

Признаки эпоса

Отличительными особенностями эпических произведений считаются следующие:

  1. Изложение событий от третьего лица и связанная с этим особая роль рассказчика.
  2. Повествование затрагивает судьбы сразу нескольких персонажей (иногда целых семей, родов, поколений).
  3. Большая протяжённость во времени (от 3-5 лет до нескольких столетий).
  4. Масштабный охват художественного пространства (действие происходит одновременно или последовательно в деревне, маленьком городе, столице, заграницей).
  5. В отличие от лирики, эпос настроен на объективную, а не субъективную картину. Он стремится показать героев с разных сторон, но не допускает передачи от первого лица, прямой авторской речи.
  6. Эпос работает с несколькими сюжетными линиями одновременно.

Эпос неторопливо и обстоятельно рассказывает, медленно раскрывая перед нами страницы личной и общественной истории: сцены битв, описания свадеб и похорон, судьбоносные решения монархов, частные разговоры простых людей о смысле бытия и существовании Бога.

Жанры эпоса

К крупным жанрам эпоса относят эпопею и роман, а также сагу.

Самым крупным эпическим жанром принято считать эпопею (или собственно эпос). Она описывает жизнь нескольких поколений, разворачивается на территории одного или нескольких государств, охватывает множество столетий. В северной Европе (на Скандинавском полуострове) такое масштабное повествование получило название саги.

В этом жанре написаны сказания о королях, самым известным из которых можно назвать сагу «Хеймскрингла» («Круг земной») Снорри Стурлусона. В 19 веке это жанровое обозначение использовал англичанин Дж.Голсуорси, автор знаменитой «Саги о Форсайтах».

Роман менее масштабен по охвату пространства и времени, зато более вариативен в способах освещения разнообразной проблематики. Классические примеры соединения романа и эпопеи из школьной программы:

  1. — «Война и мир» Л.Н.Толстого;
  2. — «Тихий Дон» М.А.Шолохова.

Роман может быть огромным, как многотомная «Жизнь Клима Самгина» М.Горького, или компактным, как «Брисбен» Е.Водолазкина.

Средняя форма эпоса – повесть – закрепилась в русской литературе как лидирующий жанр в эпоху становления реализма (что это?), во второй четверти 19 века. С тех пор этот жанр обрёл множество разновидностей и модификаций.

К примеру, можно вспомнить «Повести Белкина» А.С.Пушкина, «Петербургские повести» Н.В.Гоголя или «Повесть о Сонечке» М.И.Цветаевой.

Среди малых жанров эпоса в России наиболее популярен рассказ. В нём идёт речь об одном или нескольких героях, события разворачиваются в краткий срок и недалеко друг от друга, фабула (что это?) проста и лаконична. В последнее время набирают популярность самые малые жанры эпоса: этюды, краткие рассказы, эссе.

Заключение

Время велеречивых преданий уходит в прошлое, жизнь требует краткости и быстроты, но нестареющий эпос, как полноводная река, продолжает вливать в литературу молодые живительные ручейки.

Источники:

http://terme.ru/termin/epos.html
http://kartaslov.ru/%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5-%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B0/%D1%8D%D0%BF%D0%BE%D1%81
http://ktonanovenkogo.ru/voprosy-i-otvety/ehpos-chto-ehto-takoe-ehpicheskij-zhanr.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector