3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

П платонов произведения. Художественный мир рассказов андрея платоновича платонова

АНДРЕЙ ПЛАТОНОВИЧ ПЛАТОНОВ (1899 – 1915)

Художественный мир Платонова.

Его творчество – загадка, оно не похоже на всё, что знали прежде, и во многом необъяснимо. И доброжелатели, и хулители Платонова ещё в 20 – 30годы говорили о его странных героях, неожиданных и оборванных финалах, о невозможности пересказать произведение. Но даже у самых яростных обличителей Платонова прорывалось восхищение мощным художественным даром писателя: плотностью повествования, универсальностью обобщения на уровне одной фразы текста, колоссальной свободой в языковой стихии русского языка.

Он выбрал для своего героя тернистый путь страдания в поисках той правды, которая должна восстановить нарушенный порядок жизни и духа. «Сирота земного шара», «круглый сирота», «представитель общества сиротства» – это ключевые образы – понятия, ставшие лейтмотивами платоновского мира. Они представлены в нём то как характеристика героя, то как цельный сюжет произведения. Сирота и ребёнок живут практически в каждом герое Платонова. Они брошены, оставлены, у них нет дома – очага, матери и отца. Сиротство у Платонова – это не только индивидуальная черта характера, но и знак – символ разрушенной целостности национальной жизни, обезбожения мира и человека.

«Три вещи меня поразили в жизни, – писал Платонов, – дальняя дорога в скромном русском поле, ветер и любовь»…Дальняя дорога – как влечение жизни. Движение – это есть жизнь, а отсутствие его, остановка равносильны смерти. Платонов и революцию воспринял не только политически, но и философски – как проявление всеобщего движения, как важнейший шаг к преображению мира и человека. Этой дорогой жизни ведёт писатель своих героев, вместе с ними наблюдая за происходящим и живя с мечтой о новом обществе, где главным будет Человек. В своих произведениях он как бы предчувствует и предупреждает о возможной трагедии жизни, если в процессе преобразования мира будет забыт человек, ради которого совершаются революции и провозглашаются реформы.

Повесть «Котлован» (1930)

Замысел «Котлована» относится к осени 1929 года по апрель 1930. Именно на этот период приходится пик коллективизации. 7 ноября 1929 года появилась статья Сталина «Год великого перелома», в которой обосновывалась политика сплошной коллективизации. 27декабря Сталин объявил о «начале развёрнутого наступления на кулака» и о переходе к «ликвидации кулачества как класса». 2 марта 1930 года в ст. «Головокружение от успехов» Сталин ненадолго затормозил насильственную коллективизацию, а в апреле «Правда» опубликовала его статью «Ответ товарищам колхозникам».

«Котлован» создаётся даже не по горячим следам – он пишет практически с натуры: хронологическая дистанция между изображаемыми событиями и повествованием отсутствует. Вместо героического преобразователя мира, героя поступка, писатель показывает «задумавшегося» человека. Герои этого произведения роют котлован для строительства будущего дома, «куда войдёт на поселение весь местный класс пролетариата».

Особым подбором слов автор характеризует работу своих героев. Вощев «не жалел себя на уничтожении сросшегося грунта». Чиклин «грузно разрушал землю ломом», «спешно ломал» вековой «грунт». Козлов «рубил топором обнажившийся известняк». Герои повести – уставшие, недоумевающие люди, мучительность существования которых подчёркнута пейзажем (опустошённый летний день, усталые вечера, умершая трава, слепое равнодушное солнце, сумрачные облака). Никто, кроме Вощёва, размышляющего о жизни, не видит птиц и неба… Работа и сон – вот 2 сменяющих друг друга физических состояния, в которых пребывают землекопы. Символична параллель с птицей, которая всегда являлась олицетворением свободы, порыва к счастливой жизни. А здесь – «вся в поту» – мгновенно умирает в воздухе, скудное печальное существо, погибшее от утомления своего труда. С помощью этих деталей выражается авторская тревога человека, который превращён в рабочий механизм, труд которого лишён творческого начала, а жизнь бездуховна. Цена построения «дома» по плану сверху – «эксплуатация» рабочей «трудармии», насилие над миллионами крестьян, обесценивание человеческой жизни. Вощеву Платонов отдал не только черты собственной биографии – своё тридцатилетие и перелом в производственной жизни, но и ключевые сюжеты собственных раздумий над «проклятыми вопросами жизни».

Художественный мир Платонова

Автор: Ирина Нестерова ✔ 05.04.2019

Нестерова И.А. Художественный мир Платонова // Энциклопедия Нестеровых

Читать еще:  Неизвестные факты о писателях и поэтах. Интересные факты о поэтах

Платонов обладал мощным даром при помощи повествования раскрывать удивительные грани свободы. Творчество Платонова своеобразно и спорно, но интересно и сегодня, так как живой язык его повествования привлекателен для читателя.

Особенности творчества Платонова

В произведениях А.Платонова звучат скорбь и жалость. Для своих героев он выбирал тернистый путь страдания. Правда, которую искал герой произведений Платонова не всегда на самом деле правда, но и не ложь. Это лишь авторское восприятие реальности. При этом главная цель героев Платонова восстанавливать нарушенный порядок жизни и духа.

Сирота и ребенок живут почти в каждом герое писателя. Они брошены, оставлены у них нет дома. Сиротство у Платонова – это не только индивидуальная черта характера, но и знак разрушенной целостности.

В диалогах платоновских героев искрится юмор, народный фольклор с его сатирической составляющей делает юмор его персонажей умным и актуальным.

Платоновский персонаж может валять дурака, при этом задавая новый взгляд на знакомые вещи.

Платонов использует прием “деметафоризации” и метонимические конструкции. Каждая из единиц текста построена по законам целого, как бы сверхсмысла. Любимая синтаксическая конструкция Платонова – сложноподчиненные предложения с избыточным употреблением союзов “потому что”, “чтобы”, “так как”, “дабы” фиксирующих причины, условия, цели тог мира, который создается в сознании героя.

В мире, воссозданном в творчестве Платонова, можно найти черты самых разных стилей, поэтик и идеологических систем. Структура каждой единицы повествования и текста подчинена двойной задаче:

  • воссоздать конкретное проявление существующего мира;
  • выразить то, к чему должно быть и чего не миновать.

У Платонова странные герои и оборванные финалы произведений. Его творения невозможно пересказать на основе логики героев.

Повесть А. Платонова “Котлован”

Замысел Котлована относится к осени 1929 года, а основная работа велась в первые месяцы 1930 года. В 1929 году Платонов работал в Наркомате земледелия. Там он занимался вопросами мелиорации на территории Воронежской области.

По словам самого Платонова, ему очень важно, “чтобы к моей выпяченной наблюдательности все прилипало и прикалывалось”. В этом и проявлялось платоновское эстетическое восприятие и установка – дать возможность оказаться в литературе той жизни, которая еще не находила своего воплощения в русской литературе.

Осенью 1929 года у Платонова умерла мать. Поздней осенью писатель покинул Наркомат земледелия. На этом закончился важный период жизни Платонова.

В критической статье Авербаха содержался такой фрагмент: “Нам нужно величайшее напряжение всех мускулов. А к нам приходят с проповедью расслабленности! А нас хотят разжалобить! А к нам приходят с проповедью гуманизма!”

“Задумчивость” героя превозмогает не только включенность в “общий темп труда”, но и естественную для человека заботу о средствах к существованию. Экспозиция повести “Котлован”подключала героя к тому типу “сомневающегося человека” из народа, который прошел по дорогам гражданской войны.

Главный образ повести вызывает у читателя исторические, мифологические, исторические ассоциации с библейской Вавилонской башней, которая строится на месте разрушенного Божьего храма.

Каждая из встреч Ващева в его родном городе мотивирует начало путешествия героя в поисках правды “общего и отдельного существования”. Эта искомая правда обозначена в повести понятием “истины”. Именно истина, по мнению Платонова являет собой связующее звено между “Путем и жизнью”.

“Отсутствие Бога нельзя заменить любовью к человечеству, потому что человек тотчас спросит: для чего мне любить человечество”, – писал Ф.М. Достоевский. Эта идея нашла отражение в “Котловане”. Платов намеренно возвращается к вопросам жизни и пути человека. При этом Платонов явно полемизирует с тем собой, который принадлежит к революционной эпохе. К тому себе, кто претворял великий проект Царства Земного, Общего Дома – башни, объединенных глобальной идеей преодоления человеком -пролетарием всего природно-исторического.

“Мы будем искать истину, а в истине благо” – эти пафосные идеи из ранних трудов Платова становятся источником трагизма в повести “Котлован”.

Сомневающийся платоновский герой – от Пухова до Ващива – наделен не только “умными руками”, но и ограниченностью мышления.

Через конфликт общечеловеческой истины и исторической реальности Платонов воссоздает ситуацию, пророчески свидетельствующую о нарушении связей человека с прошлым, с домом-очагом, с обществом и словом как фактом культуры и жизни человеческой.

Читать еще:  Где жил астрид линдгрен. Биография Астрид Линдгрен: библиография, награды и фото

Тема будущего, прошлого и настоящего России отражены в повести. Прошлое – это крестьянская Росси, настоящее – строительство пролетариата, будущее – детство, что обретет себя в этом доме и воскрешение Движение Вощева связывают в повести эти как бы распавшиеся части России.

Мотив прижизненного разделения тела с душой в повести – один из наиболее повторяющихся и многослойных: мужик ложиться в пустой гроб “как скончавшийся”, не веря в воскрешение с “горем смерти”.

В этом страшном мрачном мире уместен инфернальный герой медведь. Он же Медведев. О его судьбе рассказывается больше, чем о прошлом деревни. Именно этот герой “лучше всех осознает” преимущества колхозного смысла жизни и поэтому призван судить кулаков. Однако этот суд становится источником ужаса для самого Медведева- медведя. Здесь Платонов явно боится спрямить.

В трагическом финале повести А. Платонов уравновешивает два враждующих мироотношения их общим стремлением “спастись в пропасти котлована”.

Здесь мы видим, что антитеза в повести использована и как стилистический прием, и как черта мировосприятия, и как принцип композиции.

У А. Платонова в повести ” Котлован” Настя – это символ будущего. Она являет собой “тот социалистический элемент, который дает душевные силы строителям”. Смерть девочки символизирует собой крах новообретенного советского смысла жизни, победа древнего мифа над утопией строительства всеобщего дома. Смерть Насти – это возвращение к мучительному вспоминанию смысла.

Умирая Настя возвращается от языка новой социальной утопии к словесной игре, возвращается к матери. Смерть девочки с именем, за которым стоит воскрешение – это остановка действия в повести и финальный вопрос.

Будущее в повести А.Платонова “Котлован”

Платонов создает образ будущего, которое ждет всех советских людей по его мнению. При этом в повести явно прорисовываются две части будущего: строительство дома, где все найдут свое счастье и образ девочки Насти. Строители живут в ужасных условиях, их уже не радует то, что они создают будущее. И тут в ткань повести писатель внедряет образ Насти. Она говорит языком новой социальной утопии: “Ликвидируй кулака, как класс. Привет бедному колхозу, а кулакам нет!”. Своим появлением девочка вселила надежду в измученные сердца рабочих. Они старались поскорее окончить работу. Сколько труда они бы не вкладывали, котлован существенно не увеличивался. Место “энтузиазма труда” занимает “озверение” от него. И даже детская наивность Насти бессильна перед окружающей людей “низовой бедностью земли”. Если образ девочки – это будущее, то очевиден намек автора на то, что девочка умрет. Не зря Чиклин ставил один гроб, чтобы девочка в нем спала.

Финал повести красноречив и символичен. Гибнет сирота Настя. Это олицетворяет крах нового “советского смысла жизни”, подчеркивает несостоятельность, по мнению Платонова, коммунистической утопии. Писатель считал, что тяжелый труд на благо коммунизма бессмыслен, так как коммунизм – это тупик.

Автор Андрей Платонович Платонов

Если не работает, попробуйте выключить AdBlock

Вы должны быть зарегистрированы для использования закладок

День рождения: 01.09.1899

Дата смерти: 05.01.1951 (51 лет)

Знак зодиака: Свинья, Дева ♍

АНДРЕЙ ПЛАТОНОВ — русский советский писатель и драматург, один из наиболее самобытных по стилю и языку русских литераторов первой половины XX века.

Родился 28 августа 1899 в Воронеже. Отец — Климентов Платон Фирсович — работал машинистом паровоза и слесарем в воронежских железнодорожных мастерских. Дважды ему присваивали звание Героя труда (в 1920 и в 1922), а в 1928 он вступил в партию. Мать — Лобочихина Мария Васильевна — дочь часового мастера, домохозяйка, мать одиннадцати (десяти) детей, Андрей — старший. Мария Васильевна рожает детей практически каждый год, Андрей, как старший, принимает участие в воспитании и, позднее, прокормлении всех своих братьев и сестёр. Оба родителя похоронены на Чугуновском кладбище Воронежа.

В 1906 поступает в церковно-приходскую школу. С 1909 по 1913 учится в городской 4-классной школе.

С 1913 (или с весны 1914) по 1915 работает подёнщиком и по найму, мальчиком в конторе страхового общества «Россия», помощником машиниста на локомобиле в имении Усть полковника Бек-Мармарчева. В 1915 работает литейщиком на трубном заводе. С осени 1915 по весну 1918 — во многих воронежских мастерских — по изделию мельничных жерновов, литью и т.д.

Читать еще:  Героизм в рассказе василий теркин. Прославление воинского подвига в поэме А.Т

В 1918 поступает на электротехническое отделение Воронежского политехнического института; служит в главном революционном комитете Юго-Восточных железных дорог, в редакции журнала «Железный путь». Участвовал в Гражданской войне в качестве фронтового корреспондента. С 1919 публиковал свои произведения, сотрудничая с несколькими газетами как поэт, публицист и критик. Летом 1919 побывал как корреспондент газеты «Известия Совета Обороны Воронежского укрепленного района» в Новохопёрске. Вскоре после этого был мобилизован в РККА. Работал до осени на паровозе для военных перевозок в качестве помощника машиниста; затем был переведён в Часть Особого Назначения (ЧОН) в железнодорожный отряд рядовым стрелком. Летом 1921 закончил годичную губернскую партийную школу. В этом же году выходит его первая книга — брошюра «Электрификация», а также были опубликованы его стихотворения в коллективном сборнике «Стихи». В 1922 у него родился сын Платон. В том же году в Краснодаре выходит книга стихов Платонова «Голубая глубина». В этом же году назначается председателем губернской Комиссии по гидрофикации при земельном отделе. В 1923 Брюсов положительно откликается на книгу стихов Платонова. С 1923 по 1926 работает в губернии как инженер-мелиоратор и специалист по электрификации сельского хозяйства (зав. отделом электрификации в Губземуправлении, построил три электростанции, одну из них — в селе Рогачёвка).

Весной 1924 участвует в Первом Всероссийском гидрологическом съезде, у него возникают проекты гидрофикации края, планы страхования урожаев от засухи. Тогда же, весной 1924, вновь подаёт заявление о вступлении в РКП(б) и принимается ячейкой ГЗО в кандидаты, но так и не вступает. В июне 1925 состоялась первая встреча Платонова с В. Б. Шкловским, прилетевшим в Воронеж на самолёте Авиахима для пропаганды достижений советской авиации с лозунгом «Лицом к деревне». В 1920-х сменил свою фамилию с Климентов на Платонов (псевдоним образован от имени отца писателя).

В 1931 опубликованное произведение «Впрок» вызвало резкую критику А. А. Фадеева и И. В. Сталина. Писатель получил возможность перевести дух только тогда, когда РАПП сам был посечён за перегибы и распущен. В 1934 Платонова даже включили в коллективную писательскую поездку по Средней Азии — и это уже было знаком некоторого доверия. Из Туркмении писатель привёз рассказ «Такыр», и вновь началось его преследование: в «Правде» (18 января 1935) появилась разгромная статья, после которой журналы снова перестали брать платоновские тексты и возвращали уже принятые. В 1936 публикуются рассказы «Фро», «Бессмертие», «Глиняный дом в уездном саду», «Третий сын», «Семён», в 1937 — повесть «Река Потудань».

В мае 1938 был арестован пятнадцатилетний сын писателя, вернувшийся после хлопот друзей Платонова из заключения осенью 1940 неизлечимо больным туберкулёзом. Писатель заразится от сына, ухаживая за ним, с этих пор и до смерти он будет носить в себе туберкулёз. В январе 1943 сын Платонова умер.

Во время Великой Отечественной войны писатель в звании капитана служит военным корреспондентом газеты «Красная звезда», военные рассказы Платонова появляются в печати. Существует мнение, что это было сделано с личного разрешения Сталина.

В конце 1946 был напечатан рассказ Платонова «Возвращение» («Семья Иванова»), за который писатель в 1947 подвергся нападкам и был обвинён в клевете. В конце 1940-х, лишённый возможности зарабатывать на жизнь сочинительством, Платонов занимается литературной обработкой русских и башкирских сказок, которые печатаются в детских журналах. Мировоззрение Платонова эволюционировало от веры в переустройство социализма к ироничному изображению будущего.

Умер 5 января 1951 в Москве от туберкулёза. Похоронен на Армянском кладбище. У писателя осталась дочь — Мария Платонова, которая готовила книги отца к изданию.

Источники:

https://skolakras.narod.ru/materiales/AndPlat.htm
https://odiplom.ru/lab/hudozhestvennyi-mir-platonova.html
https://librebook.me/list/person/andrei_platonovich_platonov

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Для любых предложений по сайту: [email protected]