4 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Парфенон посвящен богине. Скульптура Парфенона: метопы, фронтоны, фризы

Парфенон. Корона древних Афин

Вот уже почти 2500 лет над Афинами царит Парфенон, храм Афины-Девы – символ города, гордость античной архитектуры. Многие специалисты считают его самым красивым и гармоничным храмом Древнего мира. И большинство туристов, которые видят Парфенон воочию, разделяют это мнение.

История постройки

Многие годы после разрушения персами главного храма Афины, Гекатомпедона, в Афинах не было достойного покровительницы города святилища. Лишь после окончания греко-персидских войн в 449 году до н. э. у афинян появилось достаточно денег для масштабного строительства.

Начало строительства Парфенона пришлось на эпоху правления Перикла, одного из величайших политических деятелей Древней Эллады. Это был «золотой век» Аттики. Признание ведущей роли Афин в борьбе с персами привело к созданию Делосского морского союза, включавшего 206 греческих полисов. В 464 году до н. э. казна союза была перевезена в Афины. После этого правители Аттики фактически бесконтрольно распоряжались денежными средствами большинства государств Греции.

Деньги шли не только на борьбу с персами. Огромные средства были израсходованы Периклом на грандиозные строительные работы. Во время его правления на Акрополе вырос великолепный храмовый ансамбль, центром которого стал Парфенон.

Строительство Парфенона началось в 447 году до н. э. в высшей точке холма Акрополя. Здесь ещё в 488 году до н. э. была подготовлена площадка для нового храма и начаты работы по его возведению, однако на начальной стадии они были прерваны возобновившейся войной.

Проект Парфенона принадлежал зодчему Иктину, а ходом работ руководил Калликрат. Деятельное участие в постройке храма принимал великий скульптор Фидий, занимавшийся внешней и внутренней отделкой здания. К строительству были привлечены лучшие мастера Греции, а общий контроль работ осуществлял сам Перикл.

Освящение храма состоялось в 438 году на ежегодных Панафинейских играх, однако окончательно работы по отделке здания были завершены лишь в 432 году до н. э.

Архитектурный облик Парфенона

В архитектурном отношении храм — классический периптер с одним рядом дорических колонн. Всего колонн 50 – по 8 с торцевых и по 17 с боковых сторон. Ширина торцевых сторон больше традиционной – 8 колонн вместо 6-ти. Это было сделано по просьбе Фидия, стремившегося достигнуть максимальной ширины целлы, внутреннего помещения. Высота колонн составляла 19,4 метра при диаметре в нижней части 1,9 м. Угловые несколько толще – 1,95 м. К верхушке толщина колонн снижалась. На каждой колонне проточено 20 продольных желобков – каннелюр.

Всё здание покоится на трёхступенчатом основании высотой 1,5 м. Размер верхней площадки основания, стилобата, составляет 69,5 на 30,9 метров. За внешним рядом колонн были сооружены ещё две ступени общей высотой 0,7 м., на которых стоят стены храма.

Главный вход в Парфенон располагался на стороне, противоположной парадному входу на Акрополь – Пропилеям. Таким образом, чтобы попасть внутрь, посетитель должен был обойти здание с одной из сторон.

Общая длина храма (без колоннады) составляет 59 м., ширина 21,7. Восточная часть храма, где находилось само святилище Афины, имела внешний размер 30,9 м. и именовалась гекатомпедон, «стофутовый» (аттический фут – 30,9 см.). Длина целлы, составляла 29,9 м. Целла была разделена на три нефа двумя рядами по 9 дорических колонн. В среднем нефе находился алтарь богини, а также знаменитая статуя Афины Парфенос, творение Фидия.

Западную часть здания занимал опистодом – помещение, в котором хранились подношения Афине и государственный архив. Размеры опистодома составляли 13,9 х 19,2 м. Именно сюда перевезли казну Делосского союза. Название опистодома, Парфенон, впоследствии перенесли на весь храм.

Здание было выстроено из мрамора, добытого на горе Пентеликон в 20 км. от Афин. Особенность пентеликонского мрамора такова, что, будучи сразу после добычи практически белым, со временем он приобретает желтоватый цвет. Этим объясняется золотистый оттенок Парфенона. Мраморные блоки скреплялись железными штырями, которые вставлялись в просверленные пазы и заливались свинцом.

Уникальный проект Иктина

Историками искусства Парфенон считается эталоном стройности и гармоничности. Его силуэт безупречен. Однако на самом деле прямых линий в очертаниях храма практически нет.

Человеческое зрение воспринимает объекты несколько искажённо. Этим в полной мере воспользовался Иктин. Колонны, карнизы, кровля – все линии слегка изогнуты, тем самым создаётся оптическая иллюзия их идеальной прямоты.

Столь значительное здание, как Парфенон, расположенное на ровной площадке, визуально «продавливало» бы основание, поэтому стилобат был сделан возвышающимся к центру. Сам храм был отодвинут от центра Акрополя в юго-восточный угол, чтобы не подавлять вошедшего в цитадель посетителя. Святилище как бы вырастает по мере приближения к нему.

Интересно решение колоннады. Идеально ровные колонны казались бы слишком тонкими, поэтому они имеют незаметное утолщение в середине. Чтобы создать ощущение лёгкости здания, колонны были установлены слегка наклонёнными к центру. Угловые колонны были сделаны несколько толще остальных, что придавало зданию визуальную устойчивость. Пролеты между колоннами увеличиваются к центру, но идущему вдоль колоннады зрителю кажется, что они совершенно одинаковы.

Использовав в проекте Парфенона эту особенность человеческого восприятия, Иктин тем самым открыл один из основополагающих принципов, на которых выросла архитектура последующих столетий.

Скульптуры Парфенона

В работе над скульптурами храма участвовали лучшие мастера Греции. Общее руководство скульптурным оформлением святилища осуществлял Фидий. Ему же принадлежит авторство главной святыни Парфенона – статуи Афины-Девы.

Лучше всего сохранился барельефный фриз, опоясывавший весь храм над колоннадой. Общая длина фриза – 160 метров. На нём изображено торжественное шествие в честь Афины. Среди участников шествия – старцы, девушки с пальмовыми ветвями, музыканты, всадники, колесницы, юноши, ведущие жертвенных животных. Над входом в храм изображён финальный акт Панафиней – жрец Афины в окружении богов и виднейших граждан Аттики принимает в дар богине сотканный афинянками пеплос (род женской верхней одежды).

Замечательными произведениями искусства являются метопы Парфенона – рельефные изображения, которые располагались над фризом. Из 92 метоп до наших дней дошли 57. Рельефы сгруппированы по тематическому признаку и посвящены распространённым в Элладе сюжетам. Над восточным входом была изображена битва богов с гигантами, над входом в опистодом на западе – сражение эллинов с амазонками. Метопы юга воспроизводили битву лапифов с кентаврами. Больше других пострадали метопы северной части, рассказывавшие о Троянской войне.

Скульптуры фронтонов сохранились лишь фрагментами. Они изображали ключевые для Афин моменты. Восточная группа воспроизводила сцену рождения Афины, а на западном фронтоне был изображён спор Афины и Посейдона за право стать покровителем Аттики. Рядом с богами изображены легендарные личности истории Афин. Увы, состояние скульптур не позволяет точно определить принадлежность большинства из них.

Читать еще:  Создай иллюстрацию к одному из предложенных отрывков. Что такое иллюстрация

В центральном нефе храма находилась статуя Афины высотой 12 метров. Фидий применил хрисоэлефантинную технику, когда сначала создавался деревянный каркас скульптуры, а на нём закреплялись пластины из золота, изображавшего одежды, и слоновой кости, имитировавшие открытые части тела.

Сохранились описания и копии изваяния. Богиня была изображена в гребенчатом шлеме стоящей во весь рост, но в остальном свидетельства очевидцев расходятся. Знаменитый географ II века н. э. Павсаний утверждал, что Афина в одной руке держала копьё, на ладони другой руки стояла вестница победы Ника. У ног Афина лежал щит, на груди богини находилась эгида – панцирь с головой Медузы-Горгоны. В копиях богиня опирается на щит, а копья нет совсем.

На одной стороне щита была изображена битва богов с гигантами, на другой — сражение греков с амазонками. Античные авторы передавали легенду о том, что на рельефе Фидий изобразил Перикла и самого себя. Позже за это он был обвинён в святотатстве и умер в тюрьме.

Дальнейшая судьба Парфенона

Храм высоко почитался во всей Греции и после заката Афин. Так, богатые пожертвования Парфенону делал Александр Македонский.

Однако новые правители Аттики относились к святилищу с гораздо меньшим почтением. В 298 году до н. э. по приказу тирана Лахара сняли золотые части статуи Афины. Во II веке н. э. в Парфеноне произошёл сильный пожар, однако здание восстановили.

В 426 году Парфенон стал храмом святой Софии. Статую Афины перевезли в Константинополь, где она погибла при пожаре. В 662 году храм переосвятили в честь Богоматери, к нему была пристроена колокольня.

Завоевавшие в 1460 году Афины турки устроили в Парфеноне мечеть, перестроив колокольню в минарет, а в 1687 году случилась трагедия. Во время осады Афин венецианцами в храме был устроен турецкий пороховой склад. Попадание пушечного ядра в бочки с порохом привело к мощному взрыву, в результате которого средняя часть здания была разрушена.

Разрушение храма продолжалось и в мирное время, когда жители города растаскивали мраморные блоки для своих нужд. В начале XIX века основная часть скульптур с разрешения султана была вывезена в Англию. О самом же здании никто не заботился вплоть до обретения Грецией независимости. Парфенон был признан частью исторического наследия Греции, а в 20-е годы XX века начались реставрационные работы. Создан Фонд сохранения Парфенона, внесённого в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Работы по восстановлению Парфенона ведутся постоянно. Увы, нет надежды увидеть храм в первозданном виде – слишком многое утрачено. Однако и в нынешнем состоянии Парфенон является шедевром античной архитектуры и не оставляет сомнений в гениальности некогда возводивших его зодчих и строителей.

10 интересных фактов о Парфеноне, который побывал и церковью, и мечетью

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Когда мы размышляем о великих цивилизациях в истории человечества, невозможно не вспомнить древних греков. Много веков назад на их земле зарождалась западная культура, начиная от права и политики и заканчивая легкой атлетикой и архитектурой. Остатки былой славы одной из самых развитых цивилизаций мира до сих пор будоражат воображение, и вряд ли найдется до такой степени такой знаковый памятник архитектуры, который будет напоминать Древнюю Грецию больше, чем Парфенон.

Как одна из самых известных достопримечательностей в мире, Парфенон привлекает миллионы туристов каждый год, которые стремятся собственными глазами увидеть его величественные формы. Естественно, с такой длительной историей существования, всегда найдутся интересные факты, о которых не помешало бы знать современному человеку, чтобы иметь представление об этом культовом архитектурном сооружении.

Немного истории: Расположенный на Акрополе в Афинах, Парфенон был построен в период величайшего расцвета греческой империи. Его строительство началось еще в 447 г. до н.э., за 9 лет были завершены основные работы, но понадобилось еще 6 лет на оформление его декоративными элементами. Несмотря на то, что инновационным метод строительства не назовешь, тем не менее, пропорции Парфенона изучались веками и стали каноном классической архитектуры.

1. Храм построен в честь греческой богини Афины

Парфенон строился в честь богини Афины-Паллады, которая считалась не только покровительницей Афин, но и ремесел, искусства, знаний и науки. Также ее почитали как богиню мудрости, победоносной войны, защитницу справедливости и права. Учитывая все добродетели своей покровительницы, греки на месте старого храма богини построили величественный Парфенон в знак благодарности за одержанную победу над персидскими захватчиками.

2. Происхождение названия Парфенон

Название Парфенон происходит от греческого слова παρθενών, которое переводится как «квартиры для незамужних женщин». Считается, что это слово относится конкретно к одной комнате в Парфеноне, хотя историки до сих пор спорят, какая именно это комната. На данный момент существуют разные теории, вполне возможно, что название храма имеет в виду дев (parthenoi), которые участвовали в жертвоприношениях богине Афины, именно это действо и гарантировало безопасность города.

3. Парфенон расположен на священном месте

История Акрополя восходит гораздо дальше, чем самого Парфенона. На самом деле, храм расположен на месте гораздо более древнего храма, посвященного Афине, который сейчас называют Префефеноном или Старым Парфеноном. Этот старый храм был разрушен во время персидской войны в 480 г. до нашей эры, причем его уничтожили еще на стадии строительства, поэтому в готовом виде даже древние греки не смогли увидеть святыню. Спустя лишь 30 лет, после опустошительной войны греки решили снова возродить это место и все-таки построить величественное сооружение, руины которого мы можем видеть даже спустя не одно тысячелетие.

4. Парфенон – один из лучших примеров греческой архитектуры

Парфенон стал одним из знаковых образцов архитектуры древних греков, которые его создавали в виде периптера — храма, окруженного колоннами в дорическом порядке. Конструкция сооружения размером 30,9 на 69,5 метров состоит из двух внутренних палат (целл). В восточной целле была установлена 12-ти метровая статуя богини Афины. В западной палате располагалось главное казначейство Союза греческих городов-государств (Делианская Лига) в ней могли находиться исключительно священники, которые и отвечали за сохранность казны.

Читать еще:  Марсель дюшан картины с названиями. Что такое дадаизм? Как Дюшан дошел до этого

Учитывая, что Парфенон строился в лучших традициях архитектурных канонов дорического ордена, а это означает, что его колонны имеют резные валы и простые капители. Впечатляющие фронтоны, которые венчали каждый угол здания, были украшены скульптурами, а сплошной фриз проходил вокруг каждой внутренней палаты и перемычек колонн.

5. Парфенон не выполнял функции храма

Хотя мы привыкли говорить о Парфеноне как о храме – и он выглядит как религиозное сооружение, но в древности главный культовый образ Афины-Паллады находился в другом районе Акрополя. В то время как внутри Парфенона находилась величественная статуя Афины, которую создал знаменитый скульптор Фидий, но она не была связана с каким-либо конкретным культом и поэтому ей не поклонялись.

6. Статуя Афины в Парфеноне

Несмотря на то, что Парфенон не был культовым храмом, он создавался для того, чтобы в нем можно было разместить 12-ти метровую статую Афины Парфенос, которую создал Фидий. Легендарный скульптор и архитектор изобразил Афину в образе богини войны. Голову покровительницы украшал золотой шлем, в правой руке она держит статую крылатой Ники, а левой – опирается на щит. Каркас статуи, сделанный из дерева, щедро украшен слоновой костью и золотом. К сожалению, творение Фидия потеряно, но в Нэшвилле (США) можно увидеть полномасштабную копию Афины-Палады в современной интерпретации.

7. Во времена Древней Греции Парфенон был ярким и красочным

Бытует мнение, что архитектурные сооружения античности имели натуральный цвет нетронутого камня или мрамора, но это заблуждение. Парфенон – как и большая часть греческой архитектуры и даже скульптуры изначально были окрашены. В то время как историки спорят о том, какая часть сооружения была покрыта цветом археологи, используя ультрафиолетовое излучение, обнаружили пигменты, которые с течением времени просто выгорели и полностью утратили цвет. Исследования показали, что все скульптуры и резные элементы на фронтонах, фризе и на крыше окрашивались в ультрасиние, красные и золотые тона.

8. Превращение античного храма в христианскую церковь

Парфенон исполнял роль хранилища казны и был храмом богини Афины на протяжении тысячи лет. Но когда Афины потеряли былую мощь и славу, превратившись в обветшалый провинциальный город Римской империи, который не смог защитить свою святыню от алчности императора, который все сокровища захватил и вывез в Константинополь.

После всех этих печальных событий приблизительно в V веке уже нашей эры патриарх Павел III Константинопольский приказал перестроить в храм Св. Софии. Практически 1 тыс. лет он служил культовым сооружением христианам, пока не пришла на эти земли Османская империя.

9. Практически 200 лет Парфенон выступал в роли . мечети

Не удивительно, что Парфенон претерпел несколько преобразований за свою долгую историю, ведь это довольно распространенное для многих древних сооружений. В 1460-х г., когда Греция находилась под властью Османской империи, храм был превращен в мечеть и на протяжении практически 200 лет выполнял ее функции. Как стало известно авторам Novate.Ru, минарет был образован из башни, которая раньше использовалась в качестве колокольни, ведь до этого здесь была создана католическая церковь.

10. Некоторые скульптуры Парфенона хранятся в Британском музее

В то время, когда Греция еще находилась под властью Османской империи, шотландский дворянин Томас Брюс вывез половину сохранившихся на тот момент скульптур Парфенона. Британцы утверждают, что он получил разрешение от османов, и в 1800-1803 гг. они были перевезены морем в Великобританию и теперь находятся в Британском музее.

Но большинство экспертов сходятся к мнению, что мраморные скульптуры Парфенона, являющиеся величайшим примером классического греческого изобразительного искусства, были проданы предприимчивыми турками. Но как бы там ни было, уже не одно десятилетие Греция призывает англичан вернуть на родину уникальные античные изваяния, но соглашения по этому вопросу так, и не достигнуты.

Любое произведение искусства, которое много веков подряд является главной достопримечательностью страны, в которой находится, обрастает слухами и легендами. Правда и вымысел тесно переплелись в преданиях и легендах, передаваемых из уст в уста. Не стала исключением и вечно падающая Пизанская башня, которая много лет претерпевает не только от паломничества миллионов туристов, но реконструкции, ведь в ее расчетах уже давно обнаружен просчет, который и стал причиной ее неимоверной популярности.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Парфенон – храм афинского акрополя с богатой многовековой историей

Храм Парфенон в Афинах

Парфенон – главный храм в древних Афинах, которому 2,5 тысячи лет. Памятник античной архитектуры расположен на территории Акрополя в центре греческой столицы. Греки посвятили его любимой богине Афине, так они отблагодарили могучую дочь Зевса за покровительство городу и спасение во время персидской войны.

Покровительница Афин

Древние греки почитали богов, живших на священной горе Олимп. Древнегреческий миф гласит о том, что могущественному Зевсу предсказали смерть от рук сына. Боясь предсказания, громовержец проглотил беременную супругу Метиду.

Вскоре у Зевса нестерпимо заболела голова, и небесный владыка приказал рассечь ее. Из головы грозного Зевса появилась дочь Афина в воинском облачении. В глазах богини светилась мудрость и доброта, за что ее нарекли Богиней справедливости, мудрости и воинской стратегии.

Афина спустилась с Олимпа и подарила людям ремесла, научила женщин ткать, развила науки, показала искусство составления законов и ведения государственных дел. Афина – покровительница войн, пресекала несправедливость в спорах и битвах. Благодарный народ Греции чтил мудрую и великодушную Афину и возвел в ее честь храм.

Возведение храма

Строить Парфенон начали в эпоху Перикла – величайшего политического деятеля Древней Греции. В 447 году правитель на строительство храма выделил 450 талантов. Народ роптал: в то время эти деньги требовались для строительства кораблей. Перикл убедил людей, что Парфенон в честь Афины мощью и красотой прославит Акрополь.

Архитектором здания стал Калликрат, проект разработал зодчий Иктин. Отделкой занимался великий скульптор Фидий. Строили храм прославленные мастера Греции, контролировал строительство сам Перикл. Правитель оставил империю без флота, но подарил миру Парфенон.

Храм выстроен из мрамора, отделанного золотом. Добывали камень на горе Пентеликон в 20 км от Афин. Белый пентеликонский мрамор под лучами солнца приобретает желтоватый цвет, поэтому у Парфенона золотистый оттенок. Мраморные блоки скрепляли железными штырями, залитыми свинцом. Освятили храм в 438 году на ежегодных Панафинейских играх.

Читать еще:  Что означает минор и мажор. В чем отличие между минором и мажором

Особенности архитектуры храма

Храм богини-воительницы разместили на вершине Акрополя и строили 10 лет. Акрополь – возвышенная укрепленная часть древнегреческого города, каменистый холм с пологой вершиной длиной 200 и высотой 156 метров. В переводе с греческого языка слово обозначает «верхний город, крепость», убежище на случай войны.

Парфенон – храм богини Афины на языке древних эллинов обозначает «пречистая». Так древние греки называли любимую богиню. Основа храма – стилобат, трехступенчатый мраморный подъем высотой полтора метра. Парфенон – прямоугольное здание с колоннадой по четырем сторонам.

Размеры прямоугольной основы – 69,5 на 30,9 метра. На фасадах здания по 8 колонн, по бокам – по 17. Высота возведенного храма 14 метров. Первоначально Парфенон был раскрашен, нижняя поверхность красным цветом, кессоны колоннады – синим и золотистым.

Создатели Парфенона рассчитывали на созерцание храма снаружи. Наружные гранитные блоки тщательно шлифовали и старательно подгоняли по размеру друг к другу, а внутренние оставались необработанными.

Сверху храм покрывала черепичная кровля. Здание смотрится гармонично и воздушно, хотя прямых линий в очертании храма нет. Колонны, карнизы, кровля слегка изогнуты, чтобы создать оптическую иллюзию прямоты сооружения.

По мере приближения к святилищу человек зрительно ощущает, что здание «вырастает». Древние зодчие построили изящный храм: сделали среднюю часть колонн слегка утолщенной, а угловые наклонили к центру, добившись визуальной стройности. Угол наклона угловых колонн намного меньше прочих.

На каждой колонне проточено 20 продольных желобков – каннелюр. Пролеты между колоннами увеличиваются к центру, но идущему вдоль колонн зрительно кажутся одинаковыми. Внешний фасад храма украшают рельефные изображения богов Зевса, Аполлона, крылатой Ники.

Статуя Афины

Западную часть Парфенона занимал опистодом – помещение для хранения подношений Афине и государственной казны. В центральном зале храма в окружении колонн стояла 12-метровая статуя богини Афины-Девы, выполненная архитектором Фидием из золота и слоновой кости.

Богиня в гребенчатом шлеме гордо возвышается в полный рост и держит в одной руке копье, в другой – двухметровую фигуру богини победы Ники. Голова богини с невысоким лбом и округлым подбородком чуть наклонена под тяжестью шлема и волнистых волос. Глаза из драгоценных камней смотрят внимательно и испытующе. Голова и руки, изваянные из слоновой кости, на фоне блистающего одеяния из золота выглядят нежно.

У ног Афины лежит щит с чеканкой битвы греков с амазонками. На груди – эгида, панцирь с головой медузы Горгоны. Шлем, волосы и щит – из золотых пластинок. На изготовление скульптуры Афины потрачена тонна золота.

Скульптуры и фризы храма

Внутри храм над колоннадой опоясывает 160-метровый барельефный фриз, изображающий торжественное шествие в честь рождения богини Афины. Ежегодно в течение 5 дней с 24 по 29 июля народ славил Афину. В начале праздника читали поэтические произведения, проводили театральные представления и спортивные состязания.

Потом люди выстраивались в колонну, и процессия торжественно и неторопливо двигалась на Акрополь, чтобы поднести Афине пеплос – торжественный дар, шерстяную верхнюю женскую одежду без рукавов.

На мраморном фризе Парфенона изображены юноши с конями, они показали умение доблестно выступать на неоседланных лошадях. Девушки в длинных одеждах погоняют круторогих быков, выбранных для жертвоприношения. Важно шествуют спокойные и благородные старцы. Музыканты, всадники, колесницы, женщины с пальмовыми ветвями идут поклониться богине.

В шествии участвуют 378 афинян и богов и 200 животных. Все движутся в храм, где над входом рельеф – пир 12 главных богов, почитаемых в Древней Греции. Над фризом – рельефное изображение: битва богов с гигантами, сражение эллинов с амазонками, битва лапифонов с кентаврами, сюжеты о Троянской войне.

Обогнув Парфенон, процессия подходила к фронтону, где на троне торжественно восседал Зевс. Около громовержца – кузнец Гефест, который только что рассек череп Владыке Богов. Из него появилась богиня Афина в доспехах и шлеме с атрибутом мудрости – змеёй.

В углах фронтона – головы храпящих коней, которые влекут колесницы Гелиоса – бога Солнца и Селены – богини Луны. Лица богов спокойны и сдержанны. На западном фронтоне барельеф – «Спор Афины и Посейдона за обладание Аттикой».

Остатки роскоши

Храм богини Афины почитался во всей Греции. Пожертвования Афине приносил Александр Македонский. После победы над персами на фронтон храма полководец подарил 300 доспехов и 14 щитов побежденных им воинов.

Со временем античное сооружение пришло в упадок. Парфенон был греческим храмом, казной, церковью, мечетью, крепостью. В 298 году до н. э. по приказу правителя Лахара сняли золотые части со статуи Афины.

Парфенон горел, но здание восстановили. Статую Афины перевезли в Константинополь, где она и погибла при пожаре. В 1460 году завоевавшие Афины турки разместили в Акрополе военный гарнизон, а Парфенон превратили в мечеть, повредили росписи внутри храма и украли скульптуры.

Во время осады Афин в 1687 году взрывом снесло крышу и повредило колоннаду. В XIX веке посол Англии лорд Эльджин увез много скульптур на родину. Местные жители растащили мраморные блоки. О здании забыли вплоть до обретения Грецией независимости. В 20-е годы XX века началась реставрация храма и создан Фонд сохранения Парфенона. ЮНЕСКО выбрала Парфенон своей эмблемой и занесла Акрополь в список Всемирного наследия.

Парфенон – наиболее копируемое здание в мире. Полноразмерная копия здания находится в США в Наивилле, штат Теннессии. У подножия холма Акрополь расположен афинский музей, в котором демонстрируют скульптуры, найденные при раскопках Акрополя.

После открытия музея в 2003 году за первых два месяца Парфенон посетили полмиллиона человек. В дни местных праздников около Парфенона проводится фестиваль: Парад, праздничный салют и шествие в народных костюмах.

От Парфенона веет вековой мудростью, болью и надеждой множества поколений эллинов. Утрачено так много, что нет надежды увидеть храм в первозданном виде, хотя за 42 года реконструкции Парфенон становится красивее год от года.

Однако и нынешний Парфенон – свидетельство гениальности возводивших святилище зодчих и строителей. Античный храм волнует умы археологов и архитекторов. Вы не увидели Афин, если при поездке туда не побывали в Акрополе и не любовались древним Парфеноном.

Видео: тайны Афинского Акрополя

Источники:

https://tepler.ru/greece/afiny/parfenon.html
https://novate.ru/blogs/161019/52084/
https://architectureguru.ru/parthenon-temple/

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Для любых предложений по сайту: [email protected]