74 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Пейзаж в асе. Роль пейзажной зарисовки в повести И.С.Тургенева `Ася`

Природа в повести Ася Тургенева (описание и роль пейзажа)

С первых произведений Иван Сергеевич Тургенев прославился как писатель, одаренный необычайной чуткостью, внимательностью к природе, ее тончайшим изменениям, писатель, умеющий создать непревзойденные лирические картины природы, нарисовать словом яркое, осязаемое, трехмерное изображение, которое создаст необходимое настроение, предварит важные события в сюжете. Такие пейзажные зарисовки встретились читателю в «Записках охотника».

Повесть «Ася» создавалась в 1857-1858 годах в Германии и Франции. В произведение о любви природа входит полноправной участницей коллизии, влияющей на эмоциональное состояние, поведение героев.

Действие происходит в небольшом городке в Германии на берегах Рейна. Прекрасные картины реки и развалин старинного замка служат фоном для встреч и бесед героев, а изображаемые писателем пейзажи передают настроение персонажей. Как правило, мы видим природу Рейна глазами повествователя, и по тому, как он фиксирует ее нюансы, какие слова выбирает для описаний, можно с уверенностью сказать, что господин Н. романтик.

Он замечает и красноватый оттенок, который бросает заходящее солнце на листья виноградника, и плывущие в спокойных водах Рейна отражения огней городка, и величественный и грозный силуэт старой крепости на фоне безоблачного неба.

Интересно, что Гагин, хотя и увлекается живописью, не наделен автором такой зоркостью и внимательностью.

Исследователи обращают внимание на то, что картины природы в повести, связанные с главной героиней, воспринимаемые ею, сияют ярким светом. Так искрящаяся под лунным лучом гладь реки, солнечный свет, заливающий развалины замка, капли росы на листьях — всё это по-своему характеризует и саму Асю, ее искренность и бескомпромиссность, чистоту и порывистость.

Природа врачует души героев: отягощенный неразберихой в отношениях Гагина и Аси, в своих чувствах, повествователь идет в горы, бродит по долинам и деревушкам, любуется горными хребтами и игрой облаков, набирается впечатлений. И действительно, душевная смута отступает, уступая место радости, приятной усталости от ходьбы.

И конечно, читатель обратит внимание на удивительную образность картин природы. Тургенев использует метафоры, сравнения, восклицания, чтобы пейзаж оживал, был реалистичнее, ярче.

Можно сказать, что изображение природы в повести «Ася» помогает раскрыть авторский замысел, создать яркие, запоминающиеся образы, нарисовать картины человеческих чувств.

2 вариант

Замечательное произведение под названием «Ася» написано русским писателем Иваном Сергеевичем Тургеневым. Главной героиней является девушка по имени Ася. Природа и пейзажи, как и во многих других произведениях этого автора, играют великую роль. Ивана Сергеевича Тургенева неспроста многие критики называют «мастером описания природы». Он заслуживает этот титул за свои умения.

«Ася» повествует о любви, которая всецело раскрывает суть и чувства человека. Но для других целей существуют слова о природе.

Природа в произведении «Ася» имеет свое значение. Как и во всех произведениях описание природы и пейзажей помогает читателю понять состояние внутреннего мира героев.

Все события повести протекают в Германии. Одной из самых красивых и величественных рек этой страны является Рейн. Неспроста. Иван Сергеевич Тургенев умышленно отправил персонажей в такое место для создание романтической обстановки.

Первая глава ознаменована для читателя встречей главного героя – некого господина Н.Н., который безответно влюблен в какую-то «коварную вдову». Но он страдает очень ненатурально, лицемерно. Это понимает даже сам он.

А вот описание вечернего города абсолютно искренни, живы. Они как бы противопоставлены неискренней любви господина Н.Н.

Во второй главе Н.Н. знакомится с Асей. И после этой встречи описание природы вокруг главного героя становится еще более глубоким и прекрасным. Пейзажи сплетаются с описанием прекрасной девушки, что очаровала Н.Н. это является подтверждением слов о девушке.

Разговор Н.Н., Гагина и Аси тоже сопровожден описанием природы и пейзажей. Сначала это вечер, потом он плавно перетекает со временем в ночь.

Тургенев делает акцент на постоянно колеблющейся природе. Она изменяется также стремительно, как и характер девушки. Ася близка к природе.

Читать еще:  Что такое литература как вид искусства. Литература как вид искусства, ее роды и жанры

Чтобы хорошо и четко описать крепкую, настоящую любовь, испытываемую Асей к господину Н.Н., автор описывает горы, долины, а также мощное течение реки.

После пятой главы, в которой рассказчик влюбился в Асю, описания пейзажей и природы улетучились. Н.Н. не видит вокруг себя ничего, кроме милой девушки. Не описывается окружающий мир даже тогда, когда герои идут писать картины на природе.

Также читают:

Картинка к сочинению Природа в повести Ася Тургенева

Популярные сегодня темы

Одним из ключевых персонажей произведения является Николай Ростов, представленный писателем в образе молодого человека невысокого роста с курчавыми волосами, имеющего открытое выражение лица

Мария Нарышкина родилась в глухом спокойном городке. Она видела караваны верблюдов, с упоением читала книги. В шестнадцать лет поступила на педагогические курсы. За годы учёбы была любовь, слёзы.

«451 градус по Фаренгейту» — это роман-антиутопия американского писателя Рэя Бредбери, который был впервые издан в 1953 г. Сюжет романа развивается в ближайшем будущем американского общества

Сказка о Спящей красавице учит своих читателей никогда не терять веру в лучшее, и в любой ситуации оставаться добрым человеком.

С самого рождения человек является счастливым существом, потому что связан невидимой, но ощутимой волшебной нитью с матерью. Каждая мама является воплощением самых лучших качеств для своего ребенка.

Роль пейзажа в повести И. С. Тургенева Ася

(материалы к уроку литературы в средней школе)

Повесть И.С. Тургенева “Ася” посвящена любви. Любовь наиболее полно раскрывает человека. А показать внутреннее состояние человека помогает описание природы.

Описания природы занимают в повести очень большое место. Они не только настраивают читателя на тонкое сопереживание, но и сопровождают каждое настроение, каждое движение души его героев.

Действие повести происходит в Германии, на величественной и красивой реке Рейн. Это не случайно. Автор специально поместил героев в это место, чтобы создать романтическую обстановку.

В первой главе мы встречаем героя повести НН, страдающего по какой-то «коварной вдове». Но эти страдания его так неискренни, так ненатуральны, что это замечает даже сам герой.

“ Признаться сказать, рана моего сердца не очень была глубока…”

Напротив, описание вечернего городка наполнены искренностью, живостью, которая противопоставлена фальшивой любви героя.

«Я любил бродить тогда по городу; луна, казалось, пристально глядела на него с чистого небо; и город чувствовал этот взгляд и стоял чутко и мирно…»

Во второй главе НН встречает Асю. Описание Аси соседствует с описанием чудесного пейзажа Рейна. Это как бы подтверждает все сказанное об Асе.

«Вид был, точно, чудесный. Рейн лежал перед нами весь серебряный, между зелеными берегами; в одном месте он горел багряным золотом заката».

Беседа НН с Асей и Гагиным, длившаяся целый вечер, тоже сопровождается романтическим пейзажем вечера, сначала раннего, потом постепенно переходящего в ночь.

«День давно погас, и вечер, сперва весь огнистый, потом ясный и алый, потом бледный и смутный, тихо таял и переливался в ночь».

Автор подчеркивает постоянную изменчивость природы, сравнивая ее с характером Аси.

«Я не видал существа более подвижного. Ни одно мгновение она не сидела смирно»

Тургенев говорит, что и переменчивый характер Аси очень близок к природе.

Описания гор, долин, мощного течения рек помогает автору показать сильную, безудержную любовь героини.

К пятой главе герой влюбился в Асю. С этого момента всё его внимание переключается на Асю, и он уже не замечает природу. Поэтому описания природы отсутствуют, даже когда НН сопровождает Гагина на зарисовку пейзажей.

Только к десятой главе, когда герой расстается с Асей, опять появляется описание природы. Герой плывет по «царственному» Рейну, но в его душе нет покоя.

«Я вдруг почувствовал тайное беспокойство на сердце… поднял глаза к небу – но и в небе не было покоя…».

Это сравнение предвещает печальный конец повести.

Роль пейзажа в повести заключается в том, чтобы мы лучше поняли силу чувств героев, состояние их душ. Чтобы мы поняли, как сложны и непонятны бывают чувства людей, и надо учиться их понимать, чтобы стать счастливым.

Читать еще:  Блажен кто смолоду. Игорь Оськин: Блажен, кто смолоду был молод

Роль пейзажной зарисовки в повести И.С.Тургенева `Ася`

Урок : Роль пейзажной зарисовки в повести И.С. Тургенева «Ася»
Цель: 1. Образовательная — расширить и углубить для учащихся понятие «пейзаж в
литературном произведении»;
2. Развивающая — формировать навыки анализа содержания художественного
текста;
3.Воспитательная — суметь увидеть красоту и одухотворённость природы,
оценить её влияние на внутренний мир человека.
Ход урока:
I. Слово учителя.
Мы заканчиваем разговор по творчеству И.С. Тургенева, подводим итоги бесед, споров по повести «Ася». Хотелось бы, чтобы важное замечание, сказанное на первом уроке о том, что писатель был человеком чутким к поэзии и красоте природы, не осталось незамеченным.
В повести «Ася» немало пейзажных зарисовок. Зная «золотое правило» единства художественного мира произведения, мы не можем не задаться вопросом: «Зачем писатель обращается к состоянию природы? Какую роль играют пейзажные зарисовки в повести «Ася»?

II. Сконцентрируем своё внимание на X главе повести. Прочитаем её. Она невелика.
(Подготовленный ученик читает главу наизусть).
— Не ошибаюсь ли я, называя данную главу пейзажной зарисовкой? Что такое пейзаж?
Утверждение, что X глава – пейзажная зарисовка, спорное. Но основное содержание главы посвящено описанию реки, неба, ветра, звёзд, пения соловья. Это соответствует определению пейзажа в литературном произведении.
На доске определение пейзажа.
Пейзаж (франц.) — (буквально – страна, местность) – картина природы, имеющая различное художественное значение. Пейзаж выступает частью всей изображаемой картины, соотносится с настроением действующих лиц.
Итак, вникнем в то, что изображает автор.
На что делается упор в описании природы?
— Река.
2) Что увидел Н.Н. на реке? Назовите конкретные слова.
— Царственная (эпитет) река; река понесла (олицетворение); тёмная, холодная глубина.
— Так ли река темна и холодна?
— Нет, в ней колышутся и дрожат звёзды, отражённые с небес.
«Тревожное оживление мне чудилось повсюду..». А это высказывание кажется совсем не о реке..
— Н.Н. облокотился на край лодки. Зачем?
— Вероятно, поближе рассмотреть состояние воды.
— Что же он увидел?
— Затронуто уже не столько зрение, сколько слух (шёпот ветра в моих ушах – олицетворение), тихое журчание воды за кормою. Также обострено обоняние, ощущение (свежее дыхание волны – и опять приём олицетворения). И всё. Ещё лишь упоминание о соловье, который запел на берегу.
— А что же дальше?
— Дальше до конца главы дано описание состояния самого героя. И только последнее предложение говорит о том, что «лодка всё неслась, и старик перевозчик сидел и дремал, наклоняясь над вёслами».

III. Итак, пейзажная зарисовка невелика
— Что увидели мы, читатели?
— Небо, реку, отражение в реке.
— Пожалуй, перед нами обычная картина природы. Но так ли это для Н.Н.?
Докажите, что окружающая природа вызывает у него сильное волнение.
— «Глядя кругом я почувствовал тайное беспокойство на сердце..» «..но и в
небе не было покоя: испещрённое звёздами, оно всё шевелилось, двигалось,
содрогалось(олицетворение), «тревожное оживление мне чудилось повсюду – и
тревога росла во мне самом», «шёпот ветра в ушах, тихое журчание воды меня
раздражало, свежее дыхание волны не охлаждало меня»
— Герой абсолютно не спокоен, он очень взволнован, и поэтому совсем не случайно
следующее предложение: «Слёзы закипали у меня на глазах, но то не были слёзы
беспредметного восторга». Следом Н.Н. сам поясняет их причину. Как?
— « Что я чувствовал, было не то смутное, ещё недавно испытанное ощущение
всеобъемлющих желаний, когда душа ширится, звучит, когда ей кажется, что она
понимает и всё любит Нет! Во мне зажглась жажда счастья Я ещё не смел назвать его по имени, — но счастья, счастья до пресыщения – вот чего хотел я, вот о чём томился»
— Что же происходит?
Герой фактически признаётся сам себе, оформляет в своём сердце возникшую неодолимую потребность – жажду счастья, счастья до пресыщения. И сам же уточняет, что это уже не то смутное, ещё недавно испытанное ощущение всеобъемлющих желаний..»
Что же было создано автором такого, как он построил события, что у Н.Н. возникли такие движения души, оформилась такая мысль?
(Обратим внимание на начало главы)
— Где был и что делал Н.Н.?
— Весь день прошёл как нельзя лучше. Мы веселились как дети. Ася была мила и проста. Гагин радовался, глядя на неё. Я ушёл поздно.
Вывод: день был замечательный, насыщенный. Все остались довольны друг другом. В этой ситуации вполне может возникнуть то «ощущение всеобъемлющих желаний, когда душа ширится, звучит». Тем более, что именно в этот день произошло духовное сближение Н.Н. и Аси.
Во время пути домой в душе Н.Н. происходит качественная перемена – «в нём зажглась жажда счастья..»
— Что случилось по пути домой? Чем этот путь отличается от тех каждодневных путешествий, которые совершал Н.Н.?
— Н.Н. впервые не просто пересёк реку, а попросил перевозчика пустить лодку вниз по течению.
— Удивительным оказалось движение по реке. Оно коренным образом изменило состояние героя. Что он увидел?
— Река предстала перед ним во всём царственном великолепии. Она ожила. Герою повсюду чувствовалось тревожное оживление. И тревога росла в нём самом.
— Почему возникла тревога? (высказывание о реке, что это – сама жизнь.
Жизнь всякого человека можно сравнить с рекой, начало коей ощутимо для всех;
дальнейший же бег её и её назначение, когда она змеёй извивается по широким плоскостям, может различить один только Всевидящий. Сольётся ли она с соседними реками, увеличивая их объём, или примет их в себя? Останется ли она безымянной речкой; будет ли она питать своими мелкими водами вместе с миллионами других речек и рек какую-нибудь великую реку? Или из неё образуется новый Дунай или Рейн и потоки вод её явятся вечной пограничной линией на земном шаре, оплотом и водным путём для целых государств и материков? Мы этого не узнаем; нам известно лишь одно, что путь её лежит в Великий Океан.. (Т. Карлейль).
Впервые Н.Н. не пересёк эту «жизнь», занимая привычную для него позицию стороннего наблюдателя. Он оказался в «гуще самой жизни» — на середине Рейна. Всё в этой жизни «шевелилось, двигалось, содрогалось». Жизнь полна событий, нет в ней спокойствия, предсказуемости, равновесия. Всё это и вызывает тревогу у Н.Н.
Но в то же время познать все эти сложности и противоречия бытия – это и значит прожить жизнь. Почувствовав, как всё движется и живёт кругом, Н.Н. и сам вдруг ощущает жажду счастья, жажду жить в полную силу. Таким образом, именно состояние природы помогает герою понять себя, сформировать мысль, которая станет, возможно, основой его дальнейших действий.
И последнее. Какова роль перевозчика в этом отрывке?
— Он помогает перебраться через реку.
— А если рассмотреть на символическом уровне, предполагая, что река – это сама жизнь, а лодка – это движение в ней одного человека?
Н.Н. не в состоянии править своей судьбой. Для этого он не приспособлен. А в момент движения лодки по реке перевозчик дремлет, наклонясь над вёслами. Значит, лодка (жизнь Н.Н.) течёт по реке (жизни в общем смысле) произвольно. Нет управления своей судьбой, нет цели. Отсюда возникает предположение о личностной несостоятельности Н.Н.
А на вопрос: сможет ли он перестроить свою жизнь, взять на себя ответственность за судьбу Аси, стать для неё опорой, её героем, мы можем дать, вероятно, лишь отрицательный ответ.
IV. Вывод.
Таким образом, пейзажная зарисовка, которой посвящена X глава, приобретает большее значение, выходя за рамки пейзажа и его роли в художественном произведении.
В тетради необходимо в ходе или в конце беседы сделать следующие записи:
Роль пейзажной зарисовки.
Утверждение огромного влияния животворящей силы природы на душевный мир человека.
Герой почувствовал полноту жизненных ощущений.
В душе героя оформляется жизненно важная мысль, которая может стать основой его дальнейших действий.
Предположение о несостоятельности героя в решении своей судьбы.
Данный урок является прикладным в базовой системе уроков по изучению повести И.С. Тургенева «Ася», поэтому домашнее задание предполагает переход к новому блоку уроков по творчеству другого писателя (например, подготовить сообщение по биографии).

Читать еще:  Духовная культура народа проявляется в. Духовная культура определение

Итак, вникнем в то, что изображает автор.

  • 62625-rol_peyzazhnoy_zarisovki
    Размер файла: 42 kB Загрузок: 3

Источники:

http://sochinimka.ru/sochinenie/po-literature/turgenev/priroda-v-povesti-asya-turgeneva-opisanie-i-rol-pejzazha
http://www.proza.ru/2012/11/13/1956
http://schoolfiles.net/109005

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector
×
×