Передвижники и другие: крестьяне в русской живописи. Русская живопись XIXв
Русская живопись 60-70 гг XIX в. Передвижники.
Общественная жизнь, ее отражение в революционно-демократической эстетике (Н. Г. Чернышевский), литературе и изобразительном искусстве. Развитие метода критического реализма. Борьба прогрессивных художников с академизмом и буржуазным салонным искусством. Значение «бунта 14-ти» в Академии художеств. Расцвет русского реалистического искусства. Общественное и художественное значение деятельности Товарищества передвижников. Идейно-художественная общность их искусства и прогресс русской литературы и музыки во 2-й половине XIX в. Роль В. В. Стасова в развитии русской прогрессивной художественной критики и публицистики и П. М. Третьякова в создании галереи русской национальной живописи.
Русская живопись 60 –х годов XIX века. Познакомить с творчеством В.Г. Перова одного из основоположников критического реализма в живописи. Сформировать представление о зарождении новой системы видения, т.н. критическом реализме как характерном явлении для живописи второй половины XIX века. Раскрыть ведущее положение жанровой живописи как искусства, непосредственно отражающего современную жизнь.
Василий Григорьевич Перов (1834-1882) – ведущий художник демократического реализма в русской живописи. Антиклерикальный характер произведений: «Проповедь в селе» (1861), «Сельский крестный ход на Пасхе» (1861), «Чаепитие в Мытищах» (1862), «Монастырская трапезная» (1865). Академическое пенсионерство, знакомство с современными западными мастерами живописи. Парижский период творчества, основная тема – жизнь городской бедноты: «Слепой музыкант» (этюд к картине «Уличная сцена», 1864), «Савояр» (1863-1864).
Изображение жизни русских крестьян, тема женской судьбы в России: «Проводы покойника» (1865), «Последний кабак у заставы» (1868); быта городской бедноты – «Приезд гувернантки в купеческий дом» (1866), «Утопленница» (1867).
Детская тема в творчестве В.Г. Перова – «Тройка» (1866). Роль пейзажа в картинах Перова.
Психологический портрет в творчестве Перова. Лучшие работы мастера: портрет А.Н. Островского (1871), Ф.М. Достоевского (1872), В.И. Даля (1872), И.С. Тургенева (1872), А.К. Саврасова (1878).
Жанровые картины Перова 1970-х годов: «Птицелов» (1870), «Охотники на привале» (1871). Связь живописи с литературой той поры, восприятие современниками картины «Старики родители на могиле сына» (1874) как иллюстрация к роману И.С. Тургенева «Отцы и дети».
Обращение к русской истории, работа над образом Пугачева. Педагогическая деятельность В.Г. Перова в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Расцвет русского демократического реализма второй половины XIX века.
Обличительный жанр в живописи 1860-х годов, его связь с литературой, публицистикой, театром. Подчеркнутая социальная заостренность сюжетов. Критика социальных условий крепостнической России в их произведениях. Основные произведения художников-шестидесятников: А.Л. Юшанова (1840-1866) – «Проводы начальника» (1864); И.М. Прянишникова (1840-1894) – «Шутники» (1865); В.И. Якоби (1834-1902) «Привал арестантов» (1861); В.В. Пукирева (1832-1890) «Неравный брак» (1862); Н.В. Неврева (1830-1904) «Торг» (1866) и «Воспитанница» (1867).
Самостоятельная работа: подготовить сообщение о творчестве художников-шестидесятников.
Роль и значение организации «Товарищества передвижных художественных выставок» в развитии русской живописи. Рассказать о роли Ивана Николаевича Крамского (1837-1887) в создании и деятельности «Петербургской артели художников». Познакомить с творчеством Крамского, его основными картинами, их идейным замыслом и художественной формой. Раскрыть значение деятельности передвижников в развитии русского искусства и воспитании художественных вкусов русского общества.
Кризис официальной школы – Петербургской Академии художеств. Борьба за право искусства обращаться к реальной жизни. Выход из Академии 14 выпускников, организация «Петербургской артели художников» под руководством И.М. Крамского. Роль московского Училища живописи и ваяния и зодчества в подготовке художественных кадров демократического направления. Объединение московских и петербургских передовых художественных сил в Товарищество передвижных художественных выставок (1870), состав, цели и задачи организации. Идейная программа – отражать жизнь со всеми ее социальными проблемами и во всех ее проявлениях. Первая выставка произведений передвижников в 1871 году. Роль И.Н. Крамского и В.В. Стасова в развитии русской прогрессивной художественной критики и публицистики.
Иван Николаевич Крамской (1837-1887) – вождь, идеолог и организатор передвижничества. Вера в воспитательную силу искусства, способного нравственно совершенствовать личность. Связь произведений Крамского с русской литературой: «Майская ночь» (1871), «Лунная ночь» (1880).
Обращение к евангельским сюжетам. Современность произведения «Христос в пустыне» (1872) для передовой интеллигенции 1870-х годов; выражение идеи раздумий о готовности принести себя в жертву во имя наивысшей цели.
Портретная галерея И.Н. Крамского, стремление запечатлеть высоко духовные личности, выдающихся деятелей русской культуры. Разработка нового типа – портрета-картины, изображающего портретируемого в привычной и характерной для него обстановке. Создание образов великих русских писателей и художников: Л.Н. Толстого (1973), Н.А. Некрасова (1877-1878), М.Е. Салтыкова-Щедрина (1879). «Автопортрет» (1867) Крамского – пример глубокого образа художника-разночинца, человека своей эпохи. Образы крестьян у Крамского: «Полесовщик» (1874), «Крестьянин с уздечкой» («Мина Моисеев», 1883). Произведения Крамского 1880-х годов: «Неизвестная» (1883).
Работа Крамского над картиной «Хохот» («Радуйся, царь Иудейский», 1877-1882).
Самостоятельная работа: зафиксировать в тетради основные произведения И.Н. Крамского, сделать описание одной из картин (по выбору) художника.
Развитие бытового жанра в живописи 70 – 80 годов XIX века. Сформировать представление об идейно-художественной особенности бытовой картины передвижников. Познакомить с произведениями В.М. Максимова, Г.Г. Мясоедова, К.А. Савицкого, Н.А. Ярошенко, В. Е. Маковского.
Василий Максимович Максимов (1844 – 1911).Изображение сцен из деревенской жизни, крестьянских обычаев и нравов. «Приход колдуна на крестьянскую свадьбу» (1875), «Семейный раздел» (1876), «Лихая свекровь» (1893). Лиризм картины «Все в прошлом» (1889).
Григорий Григорьевич Мясоедов (1834 – 1911) – один из организаторов и учредителей Товарищества. Поднятие острых проблем общественной жизни в рамках жанра. «Земство обедает» (1872). Изображение красоты крестьянского труда («Косцы», 1887), древних поверий и обычаев («Опахивание», 1876).
Константин Аполлонович Савицкий (1844 – 1905). Стремление к правдивой передаче действительности, интерес к народным типам и характерам («Встреча иконы», 1878). Создание одного из первых в русском искусстве изображений труда («Ремонтные работы на железной дороге», 1874). Искусство композиционного построения массовых сцен, «хоровое начало» картины «На войну» (1880 – 1888).
Николай Александрович Ярошенко (1846 – 1898). Социальные мотивы в картине «Всюду жизнь» (1888) и в типичных образах, сочетающих жанровое и портретное начало («Кочегар», 1878; «Курсистка», 1883). Образы русской интеллигенции в серии портретов деятелей русской культуры – П.А. Стрепетовой (1884), И. Н. Крамского (1876), Л. Н. Толстого (1894).
Владимир Егорович Маковский (1846 – 1920). Постановка острых вопросов современной жизни в жанре бытовой, режиссерски разработанной картины. «Крах банка» (1881), «Свидание» (1883), «На бульваре» (1886 – 1887).
Самостоятельная работа: подготовить сообщение о творчестве художников-передвижников вашего края, области.
Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ – конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).
Русские художники передвижники
Вторая половина 19 века, это самое яркое и насыщенное время, в отношении русского изобразительного искусства, где главными героями – начинателями являются – наши отечественные художники передвижники, уставшие от академической монополии и жаждущие реформ и свободы выбора.
Стремление к независимому творчеству, сблизило многих живописцев по разным идейным позициям, главным из которых, было отторжение навязанного академизма, с его примитивными целями и направлением, относящиеся к различной мифологии с декоративным подтекстом и бутафорией. Цель была простая, создание композиций на свободную тему, которая бы раскрывала и отражала реальную жизнь русских людей, тем самым сблизить искусство с простым народом.
И наконец, в 1863 году около 14 выпускников академии художеств своим твердым решением, отказались исполнять дипломную работу, опять же все, на тему мифологии – Пир на Валгалле. Во главе с И. Крамским, художники настойчиво требовали писать свои работы на свободную тематику. Конечно, строгий устав академии, не под каким видом не позволял таких вольностей и им было отказано. Глядя на все это, многие талантливые и решительные студенты демонстративно покинули это заведение.
Оказавшиеся в такой ситуации, группа художников во главе с Крамским приняла решение, создать свой, независимый союз или артель живописцев и писать работы на свободные темы. Однако, просуществовал он не очень долго, около 7 лет. И только в 1870 году было создано более серьезное объединение, известное по ныне товарищество ТПХВ, способное устраивать передвижные художественные выставки по разным городам России, с картинами, которые, истинно отражали реальную жизнь народа, быт простых крестьян, красоту русских окраин. Продолжение.
Известные художники. ТПХВ
Творчество передвижников привлекало многих живописцев идейной стороной изобразительного искусства, многие пытались раскрыть ранее запрещенную тему о жизни угнетенного крестьянства, под гнетом разнузданной власти дворянства и помещиков. Все произведения писались по воображению и с натуры, в стиле жанровой живописи, постепенно раскрывая до селе невиданные в академии композиционные приемы и размах различных характеристик в работе.
В 1871 году, 16 художников подготовились продемонстрировать первые свои достижения на выставке В Санкт-Петербурге, состоявшейся в самой академии художеств, а позже началась передвижка полотен по таким городам, как, Москва, Киев и Харьков. Все эти выставки были очень успешны и давали огромный стимул для самих авторов и конечно развитию культуры в России. Результаты работ живописцев правдиво отражали саму действительность в портретных жанрах, в пейзажах и конечно полотна с характерными признаками исторического направления, которое и наделало много шума, начиная от недовольных богачей и заканчивая более демократичной публикой, желающей реформ в обществе.
Также всему этому движению помогало спонсорство меценатов, одним из которых засветился Третьяков П. М., скупавший картины у многих мастеров и собравший в последствии целую Третьяковскую галерею, и подаренную позже государству. Также в распространении живописной пропаганды, некоторую положительную роль сыграл известный критик того времени Стасов В. В. В течении 50 лет таких передвижных выставок насчитывалось уже около 47 и конечно, на них всегда преобладал реалистический стиль письма.
В заключении, можно сказать, что, вторая половина 19 века охарактеризовала себя, как золотое время изобразительного искусства в России и все это благодаря смелости и решительности товарищества, известных ныне художников, оставившие нам в наследство все это богатство, которое, сегодня воочию можно увидеть в различных музеях.
Русские художники-передвижники 19 века — произведения и жанры
В XIX веке русская живопись совершила в своем развитии небывалый скачок. Целая плеяда талантливых и неординарных художников создавала шедевры, прославившие Россию в веках. У каждого из них свой, не похожий на остальных, творческий путь. Художники искали свои методы, сюжеты, образы, пробовали себя во многих жанрах, работали в разных стилевых направлениях и над разноплановыми темами.
Стилей в живописи «золотого века» было несколько, все они, как и в Европе, вырабатывались в определенной последовательности:
- классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм.
- их дополняют — модерн, символизм, сюрреализм и экспрессионизм.
Благодаря этому общая картина живописи получается неоднородной.
Но именно реализм дал возможность показать жизнь такой, какой она была на самом деле. Постепенно художники отходят от романтических принципов. И в пейзажах, и в сюжетной картине создавалось ощущение присутствия зрителя, как будто он был непосредственным свидетелем происходящего.
Путь реализма в живописи был тернистым. На дороге его развития уверенно стояла Петербургская академия художеств, насаждая античные и мифологические сюжеты в живописи. Но дух свободы, «гуляя по Европе», заглянул и в Россию. Не всем молодым художникам нравились правила их альма-матер. Часть выпускников пошла на открытое противостояние с руководством учреждения, отказавшись от предложенной тематики для написания конкурсных работ, и покинула Академию. Это случилось 9 ноября 1863 года.
Начало передвижничества в России
Событие осталось в истории как «бунт четырнадцати». Так началась эпоха «передвижничества» в русской живописи ХІХ века. Возглавил движение И. Крамской. Собравшиеся вокруг него художники в открытую заявили, что не принимают академизм, а стремятся изображать реальную жизнь. Покинувшие Академию бунтари объединились, жили и работали сообща, одной артелью. А уже через 7 лет, в 1870 году, образовалось «Товарищество передвижных художественных выставок». Для того, чтобы популяризовать свое творчество, художники организовывали выставки, которые колесили по всей стране. Всего было организовано 48 выставок в столице и в Петербурге, а следом за ними и в других губернских городах, среди которых: Казань, Орел, Одесса, Харьков, Киев и др.
Цели художников-передвижников
Товарищество объединяло близких духом художников, для которых были характерны идейные искания, поиск смысла жизни и творчества. Целью их творчества было служение людям, народу. Они были уверены, что судьба народа, его проблемы, историческая роль должны стать центральной составляющей всего искусства. Поэтому появляются картины, изображающие общественную жизнь. С полотен «передвижников» перед взором их современников предстала та сторона жизни общества, которую не принято было изображать на картинах. Пороки общественной жизни стали темами их картин.
Передвижники своими картинами говорили о необходимости социальных сдвигов в стране, верили в возможность перемен, затем, разуверившись в их возможности, стали изображать социальные трагедии, людей страдающих и людей думающих. Творчество этих мастеров объединило в себе поиски духовного идеала, переживания, веру в силу народа.
На полотнах нашли отражение:
- и сатирическое обличение действительности («Анкор, еще анкор» Федотова),
- и негодующее отрицание существующего положения вещей («Крестный ход в Курской губернии» Репина),
- и искреннее сочувствие («Тройка» Перова).
Чтобы воплотить свои философские воззрения в жизнь, передвижники постоянно искали новые типажи и характеры. В это время появляется социальный (исторический) портрет, героями которого становятся крестьяне, разночинцы-интеллигенты, борцы за свободу народа, первые пролетарии (портреты Крамского).
Бытовой жанр у передвижников
Он стал тем инструментом, с помощью которого передвижники пытались изменить жизнь простых людей к лучшему. С 50-х годов начинают появляться большие эпические полотна, на которых изображались многофигурные сцены.
Это «Бурлаки» — у И.Репина, «Чтение положения» — у Г. Мясоедова, «Приход колдуна на крестьянскую свадьбу» — у В. Максимова, «Встреча иконы» — у К. Савицкого, «Толкучий рынок» — у В. Маковского, «Жертвенный котел» и «Праздник водосвятия» — у И. Прянишникова.
Живописные эпопеи с изображением народных масс стали воплощением глубокого убеждения многих передвижников в том, что они творят свои произведения не ради одного искусства, а преследуют более высокие духовные цели.
Они показывают народ не в семейном быту, а выводят его на улицы, демонстрируя его общественные отношения и постепенно подготавливая почву для его дальнейшего объединения.
Самыми выдающимися живописцами бытового жанра стали И. Репин, В. Маковский и Н. Ярошенко.
- Темы суда и справедливости
(«Крах суда», «Осужденный», «Оправданная»),
(«Ожидание», «Узник», «Арест нигилистов»),
- комических и лирических ситуаций («Объяснение», «В передней»),
- городскую тематику
(«Крах банка», «Оправданная», «На бульваре», «Не пущу!»)
развивал В. Маковский.
Изображали представителей простых слоев городского общества Н. Ярошенко
«Невский проспект ночью», «Кочегар», «Дьякон»
«Гаваньский чиновник», «За кипятком», «Возвращение с похорон».
Портреты современников
И. Репин Автопортрет
Целую галерею образов интеллигентов-народников создали Н. Ярошенко и И. Репин. У Ярошенко появляется и образ бунтаря-революционера
(«Заключенный», «Студент», «У Литовского замка»),
и молодой просвещенной девушки
У Репина этой же тематике посвящены
«Отказ от исповеди», «Арест пропагандиста», «Не ждали».
Крестьянская тематика передвижников
Ей целиком и полностью посвятил свое творчество В. Максимов («Семейный раздел», «Больной муж»). Есть она и у И. Крамского («Крестьянин с уздечкой», «Полесовщик»).
Наряду с этими образами у Крамского появляется целый ряд портретов, на которых он передавал типичные черты людей своей эпохи. И он сам в «Автопортрете», и Л.Толстой, Н.Некрасов смотрят вокруг и ищут ответы на волнующие всю передовую интеллигенцию вопросы.
Современные вопросы передвижнической живописи
И.Крамской. «Христос в пустыне»
Ответом стала картина «Христос в пустыне». В ней нет ничего идеально-божественного. Христос сидит в пустыне и размышляет о том, о чем и разночинцы в 70-х гг. ХIХ века: какой путь выбрать в жизни, благополучного бытия и спокойного отрешения от действительности или отстаивания своих идеалов и справедливости. Картина Крамского стала для многих символом бескорыстного самоотрешенного служения народу.
Он представлена и у Н.Ге. Узнали о нем после того, как из-под его пера появилась «Тайная вечеря».
Н. Ге Портрет кисти Ярошенко
Своим творчеством Н. Ге продолжил традиции А. Иванова, шедевр которого «Явление Христа народу» стал самым знаковым полотном своего времени. Н. Ге искренне верит в существование Христа, а потому и отказывается от шаблона при его изображении. И сам Христос наделен обычными человеческими чертами (похож на Герцена), и вся обстановка, в которой проходила тайная вечеря, максимально приближена к реальным условиям Древней Иудеи. Два противоположных мировосприятия, идейное противоборство воплощены в образах Христа и Иуды. Таким образом, картина «Тайная вечеря», выйдя из евангельского сюжета, расширила его рамки и раскрыла ответы на самые актуальные вопросы современности. Заметив все это, Крамской старается посвятить Н. Ге в начинания и цели артельщиков. И художник становится в один ряд с деятельными и энергичными передвижниками.
Поскольку в 60-70 гг. – период активного развития и становления исторической науки, то и общество интересуется ее наработками. В это время активно читают опубликованные документы, обсуждают их и спорят. Творческие люди пытаются переосмыслить многие исторические события, пересмотреть их сквозь призму демократических взглядов и отразить в своих произведениях.
- У Н. Ге появляется «Петр I допрашивает царевича Алексея в Петергофе»,
- у Н. Репина — «Крестный ход в Курской губернии», «Иван Грозный»,
- у В. Сурикова – «Утро стрелецкой казни», «Боярыня Морозова».
Патетикой, трагичностью веет от этих полотен.
А в картинах В. Сурикова
- «Покорение Сибири Ермаком»,
- «Переход Суворова через Альпы»,
- «Степан Разин»
освещены героические события в русской истории.
Полотна эти свидетельствуют о силе характера, мужестве и отваге русских людей.
Историческая и сказочная тема в творчестве передвижников
В. Васнецов Автопортрет
Ей посвящал свои работы В. Васнецов. Его «Аленушка» и «Богатыри» не столько передают сказочные сюжеты, сколько являются картинами-символами. В эмоциональном единстве пребывает с природой юная Аленушка – символ девичьей чистоты и нежности, а три русских богатыря воплотили в себе силу и величие всего русского народа.
Многие из передвижников стали знаковыми личностями для всей истории русской живописи.
В. Перов, И. Крамской, Н. Ге, В. Верещагин, В. Васнецов, А. Саврасов, Ф. Васильев, И.Шишкин, И. Айвазовский, А. Куинджи, И. Репин, В. Серов, И. Левитан, В. Суриков.
Эти великие живописцы громко заявили о своем таланте. Человек с его глубоким духовным миром, творческим восприятием жизни, пребывающий в активном поиске смыслы жизни стал центральной темой полотен художников-передвижников.
Пейзаж у передвижников
Новое дыхание в их творчестве обрела и пейзажная живопись. Пейзажи стали задушевно-интимными, словно природа отражала внутренний мир самих авторов, влюбленных в родную землю.
У И. Левитана природа изображена сквозь призму настроения человека.
Эмоциональный мир человека изменчив, а поэтому пейзажи Левитана расплывчаты, не имеют четких граней, форма и цвет передаются обобщенно. Его работы называют пейзажами настроения, ведь в них заметно незримое присутствие человека, его мысли и настроения: «Март» и «Золотая осень».
Пейзажи А. Куинджи, наоборот, сказочны. Они поражают своей необыкновенной красотой, встретить какую в реальной жизни очень трудно. Именно такие моменты ловил и фиксировал на своих полотнах художник. Его картины легки, наполнены светом, яркостью красок и ясностью, а линии на них — четкие. Куинджи называли мастером света, так удачно у него получалось обычную, знакомую, родную природу посредством светотени сделать волшебной.
А. Куинджи Портрет кисти В.Васнецова
Творческое наследие передвижников-пейзажистов во всем его разнообразии трудно переоценить. На протяжении столетий остаются непревзойденными шедеврами:
- море Айвазовского,
- лес Шишкина,
- лунная ночь Куинджи
- и весенняя надежда, принесенная грачами Саврасова.
Нельзя не отметить, что социальные картины передвижников воспринимались интеллигенцией как драма народа, вызывали то чувство вины перед народом, которое было так характерно для образованных людей того времени.
Поиск новых тем, новых возможностей, новых трактовок, характерный для передвижников, отражение идеалов интеллигенции не мог не оказать большого влияния на умы и настроения современников. В то же время нельзя не отметить огромный вклад передвижников в развитие реалистической живописи в России.
Источники:
https://cyberpedia.su/11xe797.html
https://www.art-portrets.ru/hudojniki_peredvijniki.html
https://velikayakultura.ru/russkaya-zhivopis/russkie-hudozhniki-peredvizhniki-19-veka-problemyi-tvorchestva-proizvedeniya-i-zhanryi