Площадь третьяковской галереи составляет. Когда была открыта Третьяковская галерея
Третьяковская галерея
Государственная Третьяковская галерея
Третьяковская галерея является самым известным художественным музеем в Москве, она же — главная сокровищница национального искусства России, отражающая значительный вклад нашей страны в мировую культуру.
Сэкономь на путешествии!
Видео: Третьяковская галерея
Основные моменты
Третьяковка – так музей называют в обиходе – располагает богатой коллекцией и славится множеством нашедших свое воплощение идей и проектов. Именно поэтому Третьяковская галерея получила такую широкую известность и привлекает внимание истинных ценителей искусства из разных уголков мира. Побывать в ее залах, чтобы познакомиться с творчеством великих мастеров кисти, стремятся даже люди, которые, казалось бы, далеки от таких «высоких материй». Приехать в Москву и не пойти в Третьяковскую галерею? Такое даже трудно себе представить, поскольку ее обычно включают во все экскурсионные программы. Конечно, побывать здесь можно и на индивидуальной экскурсии.
Третьяковская галерея, как одно из самых известных культурных учреждений России, провозглашает четыре основные цели своей деятельности: сохранять, исследовать, представлять и популяризировать отечественное искусство, формируя тем самым национальную культурную идентичность и прививая современным поколениям понимание той важной роли, которую играет искусство как воплощение достижений и выражение цивилизованности нашего общества. И достигаются эти цели через знакомство наших сограждан (мы не говорим уже о зарубежных туристах) с подлинными шедеврами – творениями русских и мировых талантов. Тем самым, как отметил в своем отзыве один из благодарных посетителей Третьяковской галереи, жизнь людей делается ярче, краше и лучше.
Кто был основателем Третьяковки?
Наш экскурс в историю Третьяковской галереи начнем со знакомства с ее основателем – человеком без преувеличения выдающимся, имя которого навсегда вписано в скрижали отечественной культуры. Это Павел Михайлович Третьяков, принадлежавший к известному купеческому роду, никакого отношения к культуре не имевшему: его родители занимались исключительно коммерцией. Но поскольку Павел принадлежал к состоятельной фамилии, он получил отличное по тем временам образование и у него начала проявляться тяга к прекрасному. Став взрослым, он включился, как бы сейчас сказали, в семейный бизнес, всячески помогал отцу. Когда обоих родителей не стало, фабрика, который они владели, перешла к молодому Третьякову, и он основательно занялся ее развитием. Предприятие росло, принося все больший доход. Однако, несмотря на чрезвычайную занятость, Павел Михайлович не оставлял свое увлечение искусством.
Третьяков часто задумывался над тем, чтобы создать первую не только в столице, но и в России постоянную экспозицию русской живописи. За два года до открытия галереи он начал приобретать картины голландских мастеров. Начало же легендарной коллекции Третьякова было положено в 1856 году. Молодому купцу тогда было всего 24 года. Самыми первыми начинающий меценат приобрел написанные маслом картины «Стычка с финляндскими контрабандистами» В. Худякова и «Искушение» Н. Шильдера. Сегодня имена этих художников хорошо известны, а тогда, во второй половине XIX века, широкая публика о них еще ничего не знала.
Свою уникальную и бесценную коллекцию П. М. Третьяков пополнял на протяжении нескольких десятилетий. Он собирал полотна не только выдающихся живописцев, но и поддерживал дружеские отношения с начинающими мастерами, не отказывая в помощи тем, кто в этом нуждался, всячески продвигал их творчество. Если привести имена всех, кто должен быть благодарен меценату за всеобъемлющую помощь и поддержку, то рамок одной статьи для этого будет недостаточно – список окажется внушительным.
Зал Маковского Гульельми Л.Портрет А.А.Иванова 1859 мрамор Анфилада Александр Иванов. Явление Христа народу (1837-1857) Брюлловский зал
История Третьяковской галереи
Создатель уникального музея видел свое детище не просто как хранилище работ русских художников, а именно тех их полотен, которые бы передавали подлинную сущность русской души – открытой, широкой, преисполненной любви к своему Отечеству. И вот летом 1892 года Павел Михайлович передал свое собрание в дар в Москве. Так Третьяковка стала первым в России общедоступным музеем.
Проект фасада Третьяковской галереи В. М. Васнецова, 1900 г. “Мальчик в бане” (1858)
На момент передачи коллекция состояла не только из картин, но и из графических произведений русских живописцев: первых было 1287 экземпляров, вторых – 518. Отдельно следует сказать о работах европейских авторов (их насчитывалось свыше 80) и большом собрании православных икон. Кроме того, в коллекции нашлось место и скульптурам, их было 15.
Свою лепту в пополнение музейной коллекции внесли и власти Москвы, приобретая за счет городской казны настоящие шедевры мирового изобразительного искусства. К 1917 году, ставшему для России роковым, в Третьяковской галерее было уже 4 тысячи единиц хранения. Еще через год, уже при большевистском правительстве, музей получил статус государственного. Одновременно советская власть национализировала и многие частные коллекции.
Фонд Третьяковки, помимо этого, пополнялся и за счет включения в него экспонатов из небольших столичных музеев: Румянцевского музея, Цветковской галереи, Музея живописи и иконописи И. С. Остроухова. Таким образом, начало 30-х годов прошлого века ознаменовалось более чем пятикратным увеличением художественной коллекции. Одновременно с этим полотна западноевропейских художников были переданы в другие собрания. Основанная П. М. Третьяковым галерея стала хранилищем полотен, воспевающих самобытность именно русского человека, и в этом ее принципиальное отличие от других музеев и галерей.
Картина Луи Каравака “Портрет императрицы Анны Иоанновны”. 1730 год “Крестьянин в беде” скульптора Чижова М.А.
Здания Третьяковской галереи
Главное здание Третьяковской галереи по Лаврушинскому переулку, 10, что в Замоскворечье, прежде принадлежало семье основателя – в этом доме жили его родители и он сам. Впоследствии купеческая усадьба неоднократно перестраивалась. Галерея также занимает примыкающие к основному зданию постройки. Фасад, который мы можем видеть сегодня, был сооружен в начале прошлого столетия, автором эскизов являлся В. М. Васнецов.
Выставка произведений Валентина Александровича Серова в Третьяковской галерее
Стиль здания – неорусский, и это неслучайно: это тоже призвано было подчеркнуть тот факт, что музей является хранилищем образцов именно русского искусства. На том же главном фасаде посетители могут видеть барельефное изображение столичного герба – Святого Георгия со змием. А по обе стороны от него находится керамический полихромный фриз, весьма нарядный. Выполненная вязью крупная надпись с именами Петра и Сергея Третьяковых – обоих дарителей коллекции – составляет с фризом единое целое.
В 1930 году справа от главного здания было возведено дополнительное помещение по проекту архитектора А. Щусова. Слева от бывшей купеческой усадьбы расположился Инженерный корпус. Кроме этого, Третьяковской галерее принадлежит комплекс на Крымском валу, где, в частности, проводятся выставки современного искусства. Выставочный зал в Толмачах, музей-храм святителя Николая, а также музей А. М. Васнецова, дом-музей народного художника П. Д. Корина и музей-мастерская скульптора А. С. Голубкиной также принадлежат Третьяковке.
Инженерный корпус Третьяковской галереи Третьяковская галерея на Крымском Валу
Что посмотреть в Третьяковской галерее
В настоящее время Третьяковская галерея – больше чем просто музей, она представляет собой центр по изучению различных направлений в искусстве. Работники галереи, являющиеся профессионалами высокого класса, нередко выступают в качестве экспертов и реставраторов, к чьим мнениям и оценкам прислушиваются. Еще одним достоянием галереи можно считать уникальный книжный фонд, в котором хранится свыше 200 тысяч тематических изданий по различным направлениям в искусстве.
В залах древнерусского искусства Третьяковской галереи
Теперь непосредственно об экспозиции. Современная коллекция включает в себя более 170 тыс. произведений отечественного искусства, и это далеко не предел: она продолжает пополняться благодаря художникам, подношениям частных лиц, различных организаций и наследников выдающихся деятелей искусства, которые приносят в дар различные работы. Экспозиция поделена на разделы, каждый охватывает определенный исторический период. Назовем их: древнерусское искусство, начиная с XII и заканчивая XVIII веком; живопись XVII — первой половины XIX веков; живопись второй половины XIX века; русская графика с XIII по XIX столетия, а также русская скульптура того же периода.
“Утро в сосновом лесу” Иван Шишкин, Константин Савицкий. 1889 год “Богатыри” Виктор Васнецов. 1898 год
Так, в разделе древнерусского искусства представлены работы как известных иконописцев, так и оставшихся безымянными. Из известных имен назовем Андрея Рублева, Феофана Грека, Дионисия. В залах, отведенных под шедевры искусства XVIII – первой половины XIX столетия выставлены полотна таких выдающихся мастеров, как Ф. С. Рокотов, В. Л. Боровиковский, Д. Г. Левицкий, К. Л. Брюллов, А. А. Иванов.
Чёрный супрематический квадрат — работа Казимира Малевича, созданная в 1915 году, одна из самых обсуждаемых картин в русском искусстве
Обращает на себя внимание и раздел русского реалистического искусства, датируемого второй половиной 1800-х годов, представленное во всей своей полноте и разнообразии. В этой части Третьяковcкой галереи вы можете посмотреть выдающиеся работы И. Е. Репина, В. И. Сурикова, И. Н. Крамского, И. И. Шишкина, И. И. Левитана и многих других мастеров кисти. К числу самых известных и обсуждаемых относится знаменитый «Черный квадрат» Казимира Малевича.
Обратившись к яркой коллекции произведений конца XIX – начала XX века, вы увидите бессмертное произведение В. А. Серова и М. А. Врубеля, а также мастеров существовавших в то время художественных объединений: «Союз русских художников», «Мир искусства» и «Голубая роза».
Отдельно следует сказать о той части экспозиции, которая известна под названием «Сокровищница». Здесь собрана в буквальном смысле бесценная коллекция художественных изделий из драгоценных камней и благородных металлов, изготовленных начиная с XII и заканчивая XX веком.
Сокровищница Третьяковской галереи
В другом специальном разделе Третьяковской галереи демонстрируются образцы графики, особенность которых в том, что на них не должен падать прямой яркий свет. Они выставлены в залах с мягким искусственным освещением, от чего кажутся особенно красивыми и чарующими.
К сведению туристов: фотографирование временных выставок в Третьяковской галерее может быть запрещено (об этом сообщается отдельно).
Время работы
Третьяковская галерея по вторникам, средам и воскресеньям работает с 10:00 до 18:00; по четвергам, пятницам и субботам – с 10:00 до 21:00. Выходной день – понедельник. Экскурсию можно заказать в экскурсионном бюро, которое находится у главного входа. Она продолжается от 1 часа 15 минут до полутора часов.
Как добраться
Доехать до главного здания Третьяковской галереи в Лаврушинском переулке, 10, можно на метро. Станции: «Третьяковская» или «Полянка» (Калининская линия метрополитена), а также «Октябрьская» и «Новокузнецкая» Калужско-Рижской линии и «Октябрьская» Кольцевой линии.
Узнай Москву в событиях
Государственная Третьяковская галерея принадлежит к числу крупнейших музеев мира. Сотни тысяч людей ежегодно знакомятся с собранием Третьяковской галереи, посвященным исключительно национальному русскому искусству, тем художникам, которые внесли большой вклад в историю русского искусства
Москвичи этот музей называют тепло и с любовью – «Третьяковка». Он для нас знакомый и близкий с раннего детства, когда мы начали приходить туда с родителями. Уютный, по-московски теплый, расположенный в тихом Лаврушинском переулке среди улочек и переулков Замоскворечья, древнейшего района Москвы.
Основателем Третьяковской галереи стал московский купец и промышленник Павел Михайлович Третьяков. Поначалу все, что приобреталось Павлом Михайловичем Третьяковым, размещалось в комнатах его жилого дома в Лаврушинском переулке, купленного семьей Третьяковых в начале 1850-х годов. Но уже в конце 1860-х годов картин стало так много, что разместить их все в комнатах не было никакой возможности.
Датой основания Третьяковской галереи принято считать 1856 год, когда Павел Третьяков приобрел две картины русских художников: «Искушение» Н. Г. Шильдера и «Стычка с финляндскими контрабандистами» В. Г. Худякова, хотя ранее в 1854—1855 годах он купил 11 графических листов и 9 картин старых голландских мастеров. В 1867 году для широкой публики в Замоскворечье была открыта «Московская городская галерея Павла и Сергея Третьяковых». Её коллекция насчитывала 1276 картин, 471 рисунок и 10 скульптур русских художников, а также 84 картины иностранных мастеров.
П. М. Третьяков, задавшись целью создать коллекцию, которая в будущем могла бы перерасти в музей национального искусства. “Для меня, истинно и пламенно любящего живопись, не может быть лучшего желания, как положить начало общественного, всем доступного хранилища изящных искусств, принесущего многим пользу, всем удовольствие”, – писал П. М. Третьяков в 1860 году, добавляя при этом: “. . . я желал бы оставить национальную галерею, то есть состоящую из картин русских художников”. Всю свою жизнь Третьяков оставался крупным деловым человеком, не имевшим специального образования в области живописи. Современники немало удивлялись природному уму и безукоризненному вкусу этого потомственного купца. Со временем высокий вкус, строгость отбора, благородство намерений принесли Третьякову заслуженный и неоспоримый авторитет и дали ему “привилегии”, которых не имел ни один другой коллекционер: Третьяков получил право первым смотреть новые работы художников или непосредственно в их мастерских, или на выставках, но, как правило, до их публичного открытия. П. М. Третьяков покупал заинтересовавшие его картины, невзирая на мнения критики и недовольство цензуры. Это было с такими картинами как “Сельский крестный ход на Пасху” В. Г. Перова, “Иван Грозный” И. Е. Репина. П. М. Третьяков ясно понимал, что создаваемый им музей должен не столько соответствовать его личным вкусам и симпатиям, сколько отражать объективную картину развития отечественного искусства. И до сих пор почти все, что было приобретено П. М. Третьяковым, составляет подлинный золотой фонд не только Третьяковской галереи, но и всего русского искусства.
В 1892 году Павел Михайлович передал свою художественную галерею в дар городу Москве. В собрании к этому времени насчитывалось 1287 живописных и 518 графических произведений русской школы, 75 картин и 8 рисунков европейской школы, 15 скульптур и коллекция икон.
Павел Третьяков вплоть до своей смерти являлся распорядителем галереи. В 1898 году для управления галереей создали Совет под председательством попечителя которым в начале был И. С. Остроухов, а с 1913 года — И. Э. Грабарь.
В начале 1913 года московская городская дума избирает Игоря Грабаря попечителем Третьяковской галереи.
3 июня 1918 года Третьяковская галерея была объявлена «государственной собственностью Российской Федеративной Советской Республики» и получила название Государственная Третьяковская галерея. Директором музея был снова назначен Игорь Грабарь.
В 1926 году директором музея стал академик архитектуры А.В. Щусев. В следующем году галерея получила соседний дом по Малому Толмачевскому переулку (бывший дом купца Соколикова). После перестройки здесь разместилась администрация Галереи, научные отделы, библиотека, отдел рукописей, фонды графики.
В 1932 году Галереи было передано здание церкви Святителя Николая в Толмачах, которое стало запасником живописи и скульптуры. Позже оно было соединено с экспозиционными залами выстроенным двухэтажным корпусом, верхний этаж которого был специально предназначен для экспонирования картины А. А. Иванова «Явление Христа народу» (1837—1857). Был построен также переход между залами, расположенными по обе стороны от главной лестницы. Это обеспечило непрерывность обзора экспозиции.
В 1936 году был открыт новый двухэтажный корпус с северной стороны основного здания — так называемого «щусевского корпуса». Эти залы сначала использовались для выставок, а с 1940 года были включены в основной маршрут экспозиции.
В 1956 году, в честь 100-летнего юбилея Третьяковской галереи был достроен зал А.А. Иванова. В 1980 году перед зданием галереи установили памятник П. М. Третьякову, созданный скульптором А.П. Кибальниковым и архитектором И.Е.Рогожиным.
За годы реконструкции сложилась новая концепция Третьяковской галереи как единого музея на двух территориях: в Лаврушинском переулке, где сосредоточиваются экспозиции и хранилища старого искусства, начиная с древнейших времен до начала 1910-х годов, и в здании на Крымском валу, экспозиционные площади которого отданы искусству XX века. Выставки, как старого, так и нового искусства, устраиваются на обеих территориях.
Нынешнее собрание Третьяковской галереи насчитывает более 100 тысяч произведений.
Третьяковская галерея
Государственная Третьяковская галерея – художественный музей в Москве, основанный в 1856 году купцом Павлом Третьяковым и имеющий одну из самых крупных в мире коллекций русского изобразительного искусства.
Генеральный директор – Трегулова Зельфира Исмаиловна.
История Третьяковской галереи
История Третьяковской галереи берет свое начало в 1856 году и связана с именем Павла Михайловича Третьякова, который в то время начал собирать коллекцию работ современных ему отечественных художников.
Павел Третьяков был родом из богатой семьи, принадлежавшей к известному купеческому роду. Он получил отличное образование и продолжил дело родителей – развитие фабрики.
Павел Михайлович был очень увлечен историей искусства.
О создании первой постоянной экспозиции русской живописи он задумывался еще задолго до основания музея. Правда, за два года до открытия Третьяковской галереи будущий меценат приобрел картины голландских мастеров, и только в 1856 году было положено начало его легендарной русской коллекции. Первыми полотнами в ней стали написанные маслом «Искушение» Н. Шильдера и «Стычка с финляндскими контрабандистами» В. Худякова. Тогда имена этих художников еще не были известны широкой публике, а Павел Михайлович начал свое собрание картин именно с их работ.
В течение нескольких десятилетий Третьяков собирал полотна выдающихся мастеров живописи, поддерживал дружеские отношения со многими художниками и помогал тем из них, кто в этом нуждался.
История здания Третьяковки — это постоянное расширение площадей. Изначально картины располагались непосредственно в доме коллекционера. Затем к купеческому особняку Третьяковых был пристроен своеобразный пассаж, который окружил дом с трех сторон. С 1870 года выставка стала доступной для посещения. С течением времени пришло понимание, что вместить всю живописную коллекцию на имеющемся пространстве уже невозможно, поэтому в 1875 году и было построено по особому распоряжению Павла Михайловича здание Третьяковской галереи, постоянно прирастающее с тех времен необходимыми площадями.
По замыслу создателя, Третьяковский музей должен быть включать в себя только работы русских художников и только те их произведения, которые бы передавали особую сущность подлинной русской души.
Летом 1892 года коллекция была преподнесена в дар Москве. На тот момент собрание состояло из 1 287 картин и 518 графических произведений русских художников. Экспозиция включала в себя еще и более 80 работ европейских авторов и многочисленное собрание икон. С тех пор за счет городской казны галерея начала пополняться настоящими шедеврами мирового искусства. Таким образом, к роковому для истории России 1917 году коллекция Третьяковки состояла уже из 4 000 единиц хранения. Спустя год галерея стала государственной, тогда же произошла и национализация разнообразных частных коллекций. Помимо этого, история художественного собрания продолжилась вхождением в фонд произведений из небольших московских музеев: Цветковской галереи, Румянцевского музея, Музея иконописи и живописи И. С. Остроухова. Именно поэтому уже в начале тридцатых годов прошлого столетия коллекция была более чем пятикратно увеличена. В это же время работы западноевропейских мастеров переходят в другие собрания.
Третьяковская галерея сегодня
Сегодня Третьяковская галерея является центром по изучению искусства. Мнение ее работников и специалистов высоко ценится во всем мире, эксперты и реставраторы считаются одними из самых профессиональных в современном мире искусства. Уникальная местная библиотека — еще одно достояние Третьяковки: книжное собрание содержит более 200 000 специализированных томов по искусству.
Сегодня коллекция включает более 170 000 произведений русского искусства, при этом пополнение экспозиций и хранилищ продолжается. Художники, частные дарители, разнообразные организации и наследники приносят в дар замечательные работы, а значит, не завершена и история создания уникального собрания отечественных шедевров.
Деятельность Третьяковской галереи
Произведения из собрания Галереи регулярно экспонируются как на международных, так и на отечественных выставках в разных городах.
С середины 1990-х годов в Третьяковской галерее ведется серьезная научно-исследовательская работа по подготовке и изданию сводного каталога собрания. Это научное и наиболее полное многотомное издание, представляющее всю коллекцию Галереи.
Третьяковская галерея ведет большую публикационную и популяризаторскую работу: издаются книги, альбомы, другая печатная продукция. В 2004 году был создан инновационный отдел мультимедиа и интернет проектов, осуществляющий работу по созданию современного веб-сайта Третьяковской Галереи и изданию электронных каталогов выставок.
В Галерее работает детская студия. В стенах музея регулярно проходят музыкальные вечера. В 1999 году состоялись первые «Третьяковские чтения», посвященные проблемам комплектования музеев произведениями классического и современного искусства, роли меценатов и коллекционеров в комплектовании и взаимоотношений музея с ними.
В Третьяковской галерее проводятся научные конференции по проблемам экспертизы, атрибуции произведений и другим проблемам музейной жизни. В последние годы Государственная Третьяковская галерея была награждена дипломами, в том числе «За лучший мультимедиа CD-ROM по культуре и искусству» (2003). Ведется большая публикационная и популяризаторская работа: издаются книги, альбомы, другая печатная продукция. В 2004 году был создан инновационный отдел мультимедиа и интернет проектов, осуществляющий работу по созданию современного веб-сайта Третьяковской галереи и изданию электронных каталогов выставок.
Продолжается пополнение музея художественными произведениями. Многие коллекционеры дарят Галерее произведения из своих собраний, продолжая традицию ее основателя П.М.Третьякова. Музей всегда с благодарностью принимал и принимает как отдельные работы, так и целые коллекции. Пополнение фондов происходит также благодаря Обществу друзей Третьяковской галереи, образованному в 1995 году. Оно объединяет индивидуальных и корпоративных членов, оказывающих Третьяковской галерее благотворительную помощь в реализации самых разных проектов, в том числе в приобретении произведений искусства. В сентябре 1996 года был воссоздан Попечительский Совет, председателем которого стал мэр Москвы Ю.М.Лужков.
В 2006 году Государственная Третьяковская галерея встретила свое 150-летие. Юбилей был отмечен целым рядом крупных выставочных проектов. Одна из главных выставок юбилейного года – «Братья Павел и Сергей Третьяковы. Жизнь и деятельность» – разносторонне представила образ жизни братьев Третьяковых, их характеры, историю создания их коллекций.
Здания Третьяковской галереи
- Третьяковская галерея в Лаврушинском переулке
- Третьяковская галерея на Крымском Валу
- Инженерный корпус
- “Культурный центр в Толмачах”
- Музей-храм Святителя Николая в Толмачах
- Музей-квартира А.М.Васнецова
- Дом-музей В.М.Васнецова
- Музей-мастерская А.С.Голубкиной
- Дом-музей П.Д.Корина
Третьяковская галерея: выставки
Каждый год организуются выставки, вызывающие большой интерес публики, в их числе следует упомянуть экспозиции:
«Возрожденные сокровища России» (1995),
«К 150-летию И.Е.Цветкова» (1995),
«Сокровища музеев Подмосковья» (1996),
«Очарованные морем. К 300-летию основания флота России» (1996),
«Незабываемая Россия. Россия и русские глазами британских художников. XVIII – первой половины XIX века» (1997),
«Михаил Врубель в Третьяковской галерее, московских музеях и частных собраниях» (1997),
«Стиль жизни – стиль искусства. К 150-летию со дня рождения В.М.Васнецова» (1998),
«М.Ларионов – Н.Гончарова. Шедевры из Парижского наследия. Живопись» (1999),
«К.П.Брюллов. К 200-летию со дня рождения» (2000), «Западно-европейское искусство XVI–XVIII веков из собрания Тульского музея изобразительных искусств» (2000),
«И.С.Остроухов – коллекционер, общественный деятель, попечитель Третьяковской галереи» (2001),
«Государственная Третьяковская галерея в годы Великой Отечественной войны» (2002),
«Вернем Грозному музей» (2002),
произведений Н.Н.Сапунова (2003),
«Пленники красоты» (2004),
«М.З.Шагал. Здравствуй Родина» (2005),
«Пророк и мечтатель. М.А.Врубель, В.Э.Борисов-Мусатов. Графика» (2005),
«Валентин Серов. К 150-летию со дня рождения» (2015-2016).
Третьяковская галерея: картины
Собрание Третьяковской галереи насчитывает более 100 тысяч произведений и делится на несколько разделов:
- древнерусское искусство XII-XVIII веков – иконы, скульптура, мелкая пластика, прикладное искусство (ок. 5 тыс. экспонатов);
- живопись XVIII – первой половины XIX века, второй половины XIX века и рубежа XIX и XX веков (ок. 7 тысяч произведений);
- русская графика XVIII – начала XX века (свыше 30 тысяч произведений);
- русская скульптура XVIII – начала XX века (ок. 1000 экспонатов);
- коллекция старых антикварных рам, мебели, прикладного искусства и огромный раздел (более половины всей коллекции) послереволюционной живописи, скульптуры и графики, размещающийся в помещениях на Крымском валу.
Наиболее звестные картины Третьковской галереи
Зинаида Серебрякова За туалетом. Автопортрет
Серов В.А. «Девочка с персиками»
«Богатыри», Виктор Васнецов
И. К. Айвазовский. «Радуга»
«Неизвестная», Иван Крамской
Михаил Врубель «Сидящий демон»
Контакты Третьяковской галереи
Телефоны: 8-495-951-13-62, 8-499-238-13-78
Работа Третьяковской галереи
Третьяковская галерея в Лаврушинском переулке
Адрес: 119017, г. Москва, Лаврушинский переулок, 10
Проезд: Метро “Третьяковская” или “Полянка”
вторник, среда, воскресенье — с 10.00 до 18.00
(кассы и вход на экспозицию до 17.00)
четверг, пятница, суббота — с 10.00 до 21.00
(кассы и вход на экспозицию до 20.00)
Третьяковская галерея на Крымском Валу
Адрес: 117049, г. Москва, Крымский Вал, 10
Проезд: Метро “Парк культуры” или “Октябрьская”, Троллейбус “Б” или “10” до остановки “Парк культуры им. М.Горького”
Режим работы постоянной экспозиции:
вторник, среда, воскресенье — с 10.00 до 18.00
(кассы и вход на экспозицию до 17.00)
четверг, пятница, суббота — с 10.00 до 21.00
(кассы и вход на экспозицию до 20.00)
Инженерный корпус
Адрес: г. Москва, Лаврушинский переулок, 12
Проезд: Метро “Третьяковская” или “Полянка”
вторник, среда, воскресенье — с 10.00 до 18.00
(кассы и вход на экспозицию до 17.00)
четверг, пятница, суббота — с 10.00 до 21.00
(кассы и вход на экспозицию до 20.00)
“Культурный центр в Толмачах”
Адрес: г. Москва, Малый Толмачевский переулок, дом 6, стр. 1
Проезд: Метро “Третьяковская” или “Полянка”
открыт только в период проведения мероприятий
Музей-храм Святителя Николая в Толмачах
Адрес: г. Москва, М.Толмачевский переулок, 9
Проход к Музею-Храму — через Третьяковскую галерею (Лаврушинский переулок, 10).
Проезд: Метро “Третьяковская” или “Полянка”
Справки по телефонам: 8-499-230-77-88, 8-495-951-13-62, 8-499-238-13-78
вторник – воскресенье — c 12.00 до 16.00 (вход до 15.30)
Музей-квартира А.М.Васнецова
Адрес: г. Москва, Фурманный переулок, 6, кв.21-22 (домофон “22”), 3 этаж
Проезд: Метро “Чистые пруды”, “Красные ворота”, “Курская”
Телефон для справок: 8-495-608-90-45
среда – воскресенье — с 10.00 до 17.00
выходные — понедельник, вторник
последний четверг каждого месяца — санитарный день
Дом-музей В.М.Васнецова
Адрес: г. Москва, переулок Васнецова, 13
Справки по телефонам: 8-495-681-13-29, 8-495-681-13-29
среда – воскресенье — с 10.00 до 17.00
выходные — понедельник, вторник
последний четверг каждого месяца — санитарный день
Музей-мастерская А.С.Голубкиной
Адрес: г. Москва, Большой Лёвшинский переулок,12, вход со двора
Проезд: м. “Парк культуры”, “Смоленская”, далее по Садовому кольцу; троллейбусы: Б, 10, 79 до остановки “1-й Неопалимовский переулок” или пешком 10 минут по внутренней стороне Садового кольца.
среда – воскресенье — с 10.00 до 17.00
выходные — понедельник, вторник
последний четверг каждого месяца — санитарный день
Дом-музей П.Д.Корина
Адрес: г. Москва, Малая Пироговская улица, 16, флигель 2
Источники:
https://wikiway.com/russia/moskva/tretyakovskaya-galereya/
https://um.mos.ru/contests/umevents/works/90501/
https://www.dk.ru/wiki/tretyakovskaya-galereya