1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Почему джузеппе верди называют народным композитором. Карьера и признание

«Народный» композитор Италии Джузеппе Верди

«Народный» композитор Италии Джузеппе Верди

Содержание:

  1. Роль оперы в жизни итальянского народа.
  2. Значение музыки Дж. Верди в годы оккупации Италии австрийскими войсками.
  3. Важнейшие отличительные особенности произведений Верди — сила духа, стремление к свободе, призыв к борьбе.

Музыкальный материал:

  1. Дж. Верди. Марш из оперы «Аида» (слушание);
  2. «В путь». Итальянская народная песня (пение).

Характеристика видов деятельности:

  1. Воспринимать на эмоционально-образном уровне профессиональное музыкальное творчество народов мира.
  2. Распознавать особенности музыкальной речи композиторов (на примере творчества Дж. Верди).
  3. Узнавать по характерным стилевым признакам изученные музыкальные сочинения.

В контексте истории

Для итальянского народа опера является одним из любимых музыкальных жанров. Захватывающие сюжеты, пышные декорации, прекрасное исполнение издавна сделали оперу всеобщим предметом поклонения.

Опера. А что это такое?
Ну, прежде всего это театральное представление. На сцене происходят какие-то события, участников этих событий изображают актёры. Декорации, костюмы, свет — всё это, как в любом театре.
Чем же отличается этот спектакль от спектаклей драматического театра? Тем, что он музыкальный. Главное в нём — музыка. Ей подчинено всё. И дело не только в том, что актёры, вместо того чтобы говорить, поют. Всё, что происходит на сцене, раскрывается и в музыке – характеры героев и основная мысль, идея всего произведения.
Опера имеет богатое историческое прошлое. Она родилась около 400 лет назад в итальянском городе Флоренции. Позже опера получила распространение во многих странах Европы, в том числе, с середины XVIII века, и в России. Оперы писали почти все великие композиторы: Моцарт и Верди, Вагнер и Бизе, Глинка и Чайковский, Мусоргский и Римский-Корсаков, Рахманинов и Прокофьев…

По традиции посещать оперные театры могли все слои общества. Аристократические семьи располагались в богатых ложах. В партере находились служащие и офицеры. Бедняки толпились на галёрке. (Галёрка – верхний ярус театра).

Каждое новое произведение темпераментные итальянцы воспринимали крайне эмоционально. Если музыка и исполнение нравились публике, взрывам одобрительных аплодисментов не было конца. Однако в случае неуспеха «в награду» артистам нередко доставались бранные выкрики и гневный топот.

Любовь итальянцев к опере объясняется и другой важной причиной. В XVIII веке север Италии был захвачен австрийскими войсками. Чтобы удержать власть, новые правители ввели запреты на свободу слова, на издание патриотических газет и журналов. По счастью, запреты не коснулись музыкальных театров. Враги считали, что опера – всего лишь пустая забава итальянских богачей.

Расчёт оказался неверным: ведь музыка обладает огромной силой человеческого объединения!

Именно в это время на сцене знаменитого театра «Ла Скала» (по-итальянски «скала» — «лестница») ставятся оперы Джузеппе Верди.

В своей музыке композитор сумел передать переживания и надежды итальянского народа. Пламенность чувств, призыв к борьбе он отразил в ярких запоминающихся мелодиях, энергичных ритмах. После спектаклей итальянцы повсюду распевали мелодии из опер Верди, выражающие стремление к свободе.

Биография

Джузеппе Верди родился в маленькой деревушке неподалёку от города Буссето, где его отец был трактирщиком. Первым инструментом, на котором мальчик научился играть, был старый спинет (предшественник клавесина). Учил будущего композитора органист деревенской церкви Байстрокки.

Занятия музыкой Верди не прекратил и вовремя учёбы в школе, после окончания, которой поступил на службу в контору купца Антонио Барецци. Хозяин Верди был большим любителем музыки, и именно в его доме проявилась необычайная музыкальная одарённость юноши.
Работая у купца, Верди уже в 15 лет не только играл на органе в городском соборе, но и дирижировал городским филармоническим оркестром, заменяя штатного дирижёра.

В 1831 году он получил стипендию и отправился поступать в Миланскую консерваторию. Однако его не приняли, поскольку он происходил из низшего сословия, поэтому пришлось брать частные уроки у дирижёра театра «Ла Скала» Винченцо Лавинья.

Именно в это время Верди пришлось заменить своего учителя во время одного из концертов. Выступление Верди прошло настолько успешно, что дирекция театра заказала ему сочинение оперы. Однако материальные условия вынудили Верди занять должность директора филармонического общества в Буссето. Одновременно он подрабатывал в том же городе церковным органистом.

Концерты с участием Верди были настолько популярными, что в церковь, где он играл, собирались жители со всего города. Поворотным в жизни будущего композитора стал 1839 год, когда на сцене «Ла Скала» состоялась премьера его первой оперы «Оберто». Она прошла с огромным успехом, после чего Верди получил заказ написать ещё несколько опер.

В 1842 году вся Италия аплодировала новым операм композитора – «Набукко» и «Ломбардцы в крестовом походе». Тема освобождения от вражеского гнёта, звучавшая в их музыке, вызвала огромный политический резонанс. Оперы Верди стали такими популярными, что их одновременно поставили в нескольких городах Италии. На сцене Лондонского театра прозвучала его опера «Макбет».

Верди стал живым классиком итальянской музыки. Менее чем за десять лет он написал восемь опер, каждая из которых явилась шедевром этого жанра. Среди них – «Риголетто», «Трубадур», «Травиата», «Симон Бокканегра», «Бал-маскарад», «Сицилийская вечерня».
Любопытно, что в России оперы Верди далеко не сразу были приняты публикой. Даже крупные композиторы и критики — В. Стасов, А. Серов, П. Чайковский — лишь какое-то время спустя оценили их достоинства. Причина была в том, что напряжённая драматургия и яркая музыка требовали незаурядных способностей, что оказалось не по силам, имевшимся в то время в России певцам и исполнителям.

В следующее десятилетие творчество Верди было менее интенсивным. Но каждая из его опер представляла собой монументальное произведение. Центральное место занимают оперы «Дон Карлос» по драме Ф. Шиллера, а также «Аида» по египетской легенде.
Оперы поражают своим размером, исполнение их длилось не менее пяти часов. Кроме того, был задействован большой состав инструментов и огромное количество исполнителей. Верди увлекался народными сценами, поэтому часто эти пьесы происходили в естественных декорациях: например, «Аида» часто ставилась вблизи Каира на фоне пирамид.

Верди стремился к созданию музыкальной драмы, где музыка и драматургия соединялись бы в единое целое и каждый герой получал бы завершённую музыкальную характеристику. Примером такой оперы является «Отелло» — последняя опера Верди, премьера которой состоялась в феврале 1887 года. Композитор сам руководил постановкой и даже показывал отдельные сцены актёрам, среди которых был великий итальянский певец Ф. Таманьо. Дирижировал оперой Артуро Тосканини.

Спектакль стал подлинным триумфом композитора. Все улицы вокруг театра были заполнены народом, и после окончания спектакля публика донесла Верди на руках до его дома.

Любовь к музыке великого композитора была всенародной. Известно, что в день его похорон все жители Милана вышли к театру «Ла Скала» проститься с маэстро. (Маэстро – почётное название выдающихся музыкантов, композиторов, художников.) В знак особого почтения во время траурной процессии лошадям специально подвязали тканью подковы, чтобы не было слышно цокота копыт.

Музыка Верди продолжает покорять сердца миллионов людей и поныне!

Звуки музыки

Марш из оперы Дж. Верди «Аида»

Действие оперы происходит в древнем Египте. Перед зрителями предстаёт красочное зрелище. Площадь, полная народу. На троне – царь Египта, окружённый жрецами, приближёнными, стражей. Грандиозный храм и триумфальная арка создают впечатление величия и могущества. Ликующая толпа встречает египетское войско, под предводительством Радомесом, после победы над Эфиопами. Музыка марша передаёт победный шаг воинов, гордость победителей, возвращающихся домой, радость встречающих.

Тема марша, воинственная и торжественно-ликующая, звучит у трубы в сопровождении оркестра. В ней слышатся энергичные фанфарные возгласы. (Фанфара – сигнальная труба.)

Весь марш строится на развитии этой темы. Композитор находит свежие и яркие краски для выражения в музыке торжественности и величия. В середине марша неожиданно сменяется тональность, вступает весь оркестр. Музыка становится ещё светлее и праздничнее.

Марш исполняет симфонический оркестр, а также духовой оркестр, размещённый прямо на сцене. Музыканты, облачённые в костюмы египтян, становятся участниками сценического действия.

Вопросы и задания:

  1. Почему для итальянского народа опера является одним из любимых музыкальных жанров?
  2. Послушайте марш из оперы «Аида». Её сюжет рассказывает о борьбе двух древних народов – Эфиопии и Египта. Звуки торжественного марша символизируют победу египтян. После прослушивания фрагмента постарайтесь ответить, почему итальянцы так горячо воспринимали музыку Верди. Какую огромную силу она заключает в себе?

Презентация

В комплекте:
1. Презентация, ppsx;
2. Звуки музыки:
Верди. Марш из оперы Аида, mp3;
3. Сопровождающая статья, docx.

Разработка урока «Народный» композитор Италии Джузеппе Верди

Курс повышения квалификации за 340 рублей!

Эмоциональное выгорание педагогов. Профилактика и способы преодоления

Тема: «Народный» композитор Италии Джузеппе Верди

Формировать потребность в общении с музыкой.

Учить воспринимать музыку как важную часть жизни человека.

Формирование эмоциональной отзывчивости, любви к окружающему миру.

Учить видеть взаимосвязи между музыкой и другими видами искусства.

Обучение основам музыкальной грамоты.

Музыкальный материал урока:

Дж. Верди. Марш. Из оперы «Аида» (слушание).

В путь. Итальянская народная песня (пение).

Сообщение темы урока.

Тема урока: «Народный» композитор Италии Джузеппе Верди.

Работа по теме урока.

Джузеппе Верди (10.10.1813 — 27.01.1901) — итальянский композитор. Сын содержателя деревенской харчевни. Первые уроки теории музыки получал у местного церковного органиста. Пятнадцати лет Верди стал дирижером небольшого оркестра. На деньги, собранные друзьями отца, Верди уехал в Милан для поступления в консерваторию, в которую его не приняли «из-за недостатка музыкальных способностей». Дарование Верди, однако, оценил миланский композиор и дирижер В. Лавинья и стал бесплатно давать ему уроки композиции. В 1835-1838 годах Верди жил в Буссето, где работал дирижером муниципального оркестра.

В 1837 году Верди написал первую оперу «Оберто, граф Бонифачо», которая была поставлена через два года с большим успехом в Милане. По заказу миланского театра «Ла Скала» Верди сочинил комическую оперу «Мнимый Станислав, или один день царствования» («Король на час», пост. 1840) и оперу «Набукко» («Навуходоносор», пост. 1842). В этом последнем произведении композитор отразил чувства и стремления итальянского народа, начавшего в те годы борьбу за национальную независимость и освобождение от австрийского ига. В страданиях плененного иудейского народа зрители видели аналогию с порабощенной Италией. Хор пленных иудеев из этой оперы вызывал бурные политические манифестации. С призывами к свержению чужеземной тирании перекликалось у итальянских зрителей и содержание следующей оперы Верди «Ломбардцы в первом крестором походе» (пост. 1843, Милан; 2-я редакция с балетом — «Иерусалим», пост. 1847, Париж). Русский музыкальный критик Г. А. Ларош писал: «Верди — голос современной Италии, Италии, пробудившейся к сознанию, Италии, взволнованной политическими бурями, смелой и пылкой до неистовства». И действительно, почти все оперы Верди первого периода его творчества пронизаны героическим пафосом, патриотическими настроениями, связаны с темой борьбы против иноземных угнетателей. Таковы «Эрнани» по Гюго (пост. 1844, Венеция), «Двое Фоскари» по Байрону (пост. 1844, Рим), «Орлеанская дева» по Шиллеру (пост. 1845, Милан), «Альзира» по Вольтеру (пост. 1845, Неаполь), «Атилла» по Ц. Вернеру (пост. 1846, Венеция), «Макбет» по Шекспиру (пост. 1847, Флоренция; 2-я редакция 1865, Париж), «Разбойники» по Ф. Шиллеру (пост. 1847, Лондон), «Корсар» по Дж. Байрону (пост. 1848, Триест). Наибольший успех из этих сочинений имели оперы «Эрнани», «Аттила» и «Макбет»; многие сценические ситуации живо напоминали зрителям политическое положение в их стране.

Горячо откликнулся Верди на французскую революцию 1848 года, свидетелем которой он был в Париже. По возвращении в Италию он сочинил героическую оперу «Битва при Леньяно» (пост. 1849, Рим; 2-я редакция «Осада Гарлема», пост. 1861, Милан) на тему о борьбе ломбардцев за объединение страны. По поручению известного итальянского революционера Мадзини Верди создал революционный гимн «Звучит труба».

Новый период творчества Верди — 1850-е годы — характеризуется созданием опер, отражающих чувства и переживания простых людей; центральной темой оперной драматургии композитора стала борьба свободолюбивого человека против гнета феодального или буржуазного общества. Таковы первые же оперы этого периода — «Луиза Миллер» на сюжет драмы Ф. Шиллера «Коварство и любовь» (пост. 1849, Неаполь) и «Стиффелио» (пост. 1850, Триест; 2-я редакция «Гарольд» пост. 1857, Римини). С еще большей силой развернул композитор тему социального неравенства в таких бессмертных операх, как «Риголетто» по пьесе В. Гюго «Король забавляется» (пост. 1851, Венеция), «Трубадур» (пост. 1853, Рим) и «Травиата» («Виолетта») по пьесе А. Дюма-сына «Дама с камелиями» (пост. 1853, Венеция). В этих произведениях, отличающихся подлинно народным характером музыки, проявился исключительный дар композитора как мелодиста и драматурга, отражающего в своих операх неприкрашенную правду жизни. «Верди частенько говорил – даже в зените славы, — что он по своей натуре всегда был, есть и останется простым итальянским крестьянином. В этом — разгадка ошеломляющей популярности Верди. Его творчество органически связано с народным; его музыка своими корнями уходит в крестьянский песенный мелос Италии; в свою очередь его кантилены распевают рыбаки, гондольеры, ремесленники, пастухи. Отсюда — интонационная простота, глубокая жизненность и правдивость столь рельефно запоминающихся мелодий Верди.» (И. Солертинский).

Следующие произведения Верди близки к жанру так называемой «большой оперы»: историко-романтические оперы «Сицилийская вечерня» («Джованна ди Гусман»; пост. 1855, Париж), «Бал-маскарад» (пост. 1859, Рим), «Сила судьбы», созданная по заказу дирекции Мариинского театра (в связи с постановкой этой оперы в 1862 году Верди дважды посетил Петербург), «Дон-Карлос» по Ф. Шиллеру (пост. 1867, Париж; 2-я редакция пост. 1881, Милан). В этих операх любимые и близкие Верди темы неравенства и борьбы с угнетателями воплощены в спектаклях, изобилующих эффектными, контрастными сценами.

Новый творчекий период Верди начинается с оперы «Аида», которая была заказана композитору египетским хедивом в связи с открытием Суэцкого канала. Известный египтолог А. Мариэтт-бей предложил увлекательный сюжет из жизни Древнего Египта, заинтересовавший Верди. Либретист А. Гисланцони в тесном контакте с композитором работал над либретто. Премьера оперы состоялась в 1871 году в Каире. Успех ее превзошел все ожидания.

После «Аиды» Верди в течение 14 лет не писал новых опер, пересматривая старые сочинения — «Симон Бокканегра» (пост. 1857, Венеция; 2-я редакция пост. 1881, Милан) и др. Все считали, что композитор ввиду преклонного возраста уже не способен создать что-нибудь новое. Но вскоре стало известно, что 72-летний Верди работает над оперой «Отелло» (пост. 1887, Милан; с балетом пост. 1894, Париж). А еще через несколько лет 80-летний композитор присутствовал на премьере своей новой оперы, также на сюжет Шекспира, — «Фальстаф» (пост 1893, Милан). (Для шекспировских опер Верди нашел замечательного либреттиста в лице известного композитора Бойто ). В последних трех операх Верди стремился к расширению оперных форм, к полному слиянию музыки с драматическим действием, придал новое значение речитативу, усилил роль оркестра в раскрытии образов.

Из других произведений Верди выделяется Реквием, посвященный памяти поэта А. Манцони. В этом не похожем на католические мессы произведении, по качествам музыки не уступающем лучшим операм Верди, композитор полностью сохраняет свой стиль, говорит своим языком.

Творчество Джузеппе Верди отличается глубоко реалистическим характером. Его называли летописцем европейской музыкальной жизни 1840-90-х годов. Он внимательно следил за достижениями современных ему композиторов – Беллини , Доницетти , Мейербера , Вагнера , Гуно ; но Верди не подражал им, а шел собственным путем. Верди великолепно чувствовал законы оперной драматургии, весьма разнообразно использовал человеческий голос. Мелодически богатая, яркая, доходчивая музыка Верди получила широчайшее распространение во всем мире; реализм и демократичность творчества, тесная связь с народным искусством своей родины, глубокая человечность и гуманизм – основные причины популярности Верди.

В путь. Итальянская народная песня (пение).

Что нужно знать о Верди?

1. Джузеппе Верди — не просто великий итальянский композитор. Он фактически хозяин мировой оперной сцены , поскольку из тридцати его опер как минимум двадцать три вот уже 200 лет постоянно держатся в театральном репертуаре. Каждый вечер хотя бы в одном из театров мира исполняется его опера. Такого рекорда не достигал ещё ни один композитор.

2. Верди — самый народный оперный композитор. То есть он лидирует по количеству мелодий, которые у всех на слуху. В его время они звучали из всех уличных шарманок.

3. Верди в переводе с итальянского означает «зеленый».

4. Основа почти всех его опер — мелодрама. Верди захватил публику страстью и остротой драматических ситуаций. Его принципы —

  • максимально драматично
  • максимально просто
  • максимально ярко.

5. Вердиевские певцы — это каста вокалистов-экстремалов с сильными и эмоционально яркими голосами, способных максимально форсировать звук, переходить с пения на шёпот, крик или рыдания. От них требуются хорошие актёрские способности.

6. При том, что Верди стал очень популярным в Италии уже после его третьей оперы («Набукко»), никто не подвергался такой уничижительной критике, как он. Почти всю жизнь его обвиняли в вульгарности, тривиальности, дурном вкусе и отсутствии композиторского мастерства.

7. Верди был родом из деревни, всю жизнь называл себя крестьянином, и главной его мечтой было стать землевладельцем и заниматься сельским хозяйством.

Для воплощения этой цели он в течение десяти лет каторжного труда в режиме аврала написал шестнадцать опер, стал популярным композитором в Италии, и, наконец, заработал достаточно средств, чтобы купить роскошный дворец в Буссето и огромные угодья вблизи родной деревни. Чуть позже он приобрел также имение Сант-Агата, построил там новый дом, завёл солидное хозяйство с полями пшеницы, кукурузы, виноградниками, сыродельней, винодельней, конюшней, фермой и прекрасным садом.

Но именно после того, как он достиг этой своей цели, он написал главные шедевры, начиная с «Риголетто» и «Травиаты». А тех шестнадцати в спешке написанных опер стеснялся потом всю оставшуюся жизнь.

8. В юности Верди пытался поступить в Миланскую консерваторию, но приемная комиссия не усмотрела в нём музыкальных способностей и дала ему отказ. Теперь эта консерватория носит его имя)

9. Все музыкальные науки Верди освоил в процессе своей оперной карьеры. В каждой новой опере он делал шаг вперед. В «Отелло» , которого он написал в 74 года, он достиг совершенства как оперный композитор. Это его лучшее сочинение, безоговорочный шедевр.

10. Верди обладал безошибочным чувством сцены. Он точно знал, как и чем увлечь зрителя и никогда не ошибался. Поэтому на какую бы оперу вы не пришли, вам никогда не будет скучно, а музыка захватит вас с головой (при условии хорошего исполнения, конечно).

11. Первые оперы Верди на тему угнетения и освобождения попали в резонанс с национально-освободительным движением в Италии , поэтому имя Верди всегда было связано с политикой. Он был избран в парламент Италии, а позже в сенат, но присутствовал там только номинально.

1 2. Сочинение опер было для Верди болезненным процессом в буквальном смысле: как правило он заболевал ангиной, как только садился за новую оперу. Слово «соматика» врачам того времени, вероятно, не было знакомо.

13. В 23 года он счастливо женился. Но уже спустя два года он похоронил двоих своих маленьких детей, а ещё через год стал вдовцом. Эта травма наложила глубокий отпечаток на его характер.

14. После этой утраты Верди больше 50-ти лет прожил (сначала в гражданском, а потом официальном браке) с известной оперной певицей Джузеппиной Стреппони.

Вне брака у них родилось двое детей, которых они сдали в приют из соображений общественной морали. Дети были усыновлены семьями из ближайшего городка.

Уже пожилыми людьми Верди и его супруга они взяли на воспитание и удочерили семилетнюю девочку (родственницу), которая стала наследницей состояния Верди после его смерти.

15. Свою оперу «Силы судьбы» Верди написал по заказу дирекции Русских императорских театров. Он получил за неё огромный гонорар и императорский орден Святого Станислава, дающий право на дворянство. Но успеха в России эта опера не имела.

16. Верди был прямым, немногословным и нелюдимым человеком. Он часто пропускал триумфальные премьеры своих опер, чтобы избежать восторгов публики.

Он умел принимать жесткие решения, всегда стоял на своём и часто бывал деспотичен. Это касается как его оперных постановок, так и отношений с близкими людьми. Свою вторую жену он вынудил годами сосуществовать с любовницей. А после одной из ссор с родителями он разорвал с ними все родственные отношения через суд и выселил их из своего имения.

17. Верди был очень богат, и в пору расцвета его славы всегда сам назначал гонорары за свои оперы. Значительные суммы он отдавал на благотворительность. Например, местному детскому приюту или в пользу пострадавших от стихийных бедствий.

На его деньги был построен Дом отдыха для престарелых музыкантов в Милане (Casa Verdi) , на кладбище которого в соответствии с завещанием покоятся его останки.

18. Верди — культовая фигура в Италии. Он выразил в своей музыке главные черты итальянской нации. Его личность обожаема, а музыка — важнейшее национальное достояние.

Когда Верди умер (1901 год), проводить маэстро в последний путь в Милане вышло 300000 человек. По завещанию музыки на его похоронах не было.

Источники:

http://music-fantasy.ru/materials/narodnyy-kompozitor-italii-dzhuzeppe-verdi
http://infourok.ru/razrabotka-uroka-narodniy-kompozitor-italii-dzhuzeppe-verdi-3031684.html
http://zen.yandex.ru/media/id/5a7f384057906a312275b6ab/5b053addd7bf2195a208bd0d

Читать еще:  Сочинение «Человек на войне. Сочинение "Человек на войне" Жестокие реалии и романтика
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector