Почему ромашов лишний человек. Сочинение на тему: “Лишние люди” в русской литературе
Сочинение на тему: “Лишние люди” в русской литературе
Как появился образ “лишнего человека”? История появления выглядит следующим образом: романтического героя, которого не принимает общество, помещают в реальность. Все перестают восхищаться романтиком, никто не прельщается терзаниями, которые происходят в душе одиночки. Писатели понимают это и показывают истинную сущность героя.
Кого относят к “лишним людям”?
Кто такие “лишние люди”? Они обладают огромными возможностями, талантом, которому никак не найдут применение. Они не могут увидеть перспективу, поэтому часто во избежание скуки идут развлекаться. Проще и легче вряд ли станет. Праздные развлечения лишь будут разрушать их. Они приводят к азартным играм, дуэлям. Некоторые люди, которые исследовали данную проблему, считают Александра Чацкого первопроходцем в этом плане. Данный персонаж имел место в пьесе “Горе от ума”, написанной Грибоедовым. Пережитки для него ничего не значат, а в пьесе этот дворянин очень много говорит, но мало делает.
Онегин – самый яркий представитель
(Картина Ю. М. Игнатьева по роману “Евгений Онегин”)
Самым ярким представителем образа “лишних людей” является Евгений Онегин, о котором писал Пушкин. Дворянин молодой, образован. Он крутится в светском обществе, но не имеет определенных целей. Он начинал что-либо делать, но не мог закончить это. Онегин несчастен, у него не складывается ни в дружбе, ни в любви. Белинский сравнивал Онегина с русским обществом, которое описано в поэзии. Николаевская Россия часто была представлена дворянами, которые разочаровались в жизни и устали от нее.
Печорин, Обломов, Базаров
Многие могут задаться вопросом: “Неужели забыли о Базарове, Обломове, Печорине?” Они также представляют “лишних людей”, каждый из которых обладает определенными особенностями. Что касается Печорина, то он отличается склонностью к рефлексии, наличием ума. Однако это не помогает ему реализовать себя. Этот герой саморазрушается. Но, если сравнивать Печорина и Онегина, то первый находиться в поисках причины собственного страдания.
Обломов, который является героем романа, написанного Гончаровым, способен дружить, любить, имеет доброе сердце. Но он предпочитает сидеть дома, он апатичный и вялый. Исследователи рассказывают, что именно этот герой является кульминацией в эпохе “лишних людей”.
(Базаров в спорах с Кирсановым Павлом Петровичем)
Если речь заходит о Евгении Базарове, роман “Отцы и дети”, то здесь все по-другому. Этот герой не дворянских кровей. Он ставит перед собой цели, занимается наукой. Однако Базаров не может отыскать место в обществе. Он отходит от всего старого, не понимая, что необходимо что-либо создать вместо этого. Поэтому его и относят к “лишним людям”.
Роль лишних людей в произведениях
Следует отметить, что как раз “лишние люди” – это герои русской литературы, которые запоминаются читателям больше всего. Почему? Авторы показывают отдельного человека, его душу, пороки, мотивы. При этом отсутствуют морализаторские, просветительские установки. В произведения происходит в некой мере анализ психологического направления.
“Лишние люди” в русской литературе
В XIX веке русскими писателями был выведен необычный, но при этом закономерный для той эпохи тип литературного героя — “лишний человек”. Это литературоведческое понятие встречается в заданиях ГИА и ЕГЭ довольно часто, как и “маленький человек” (в следующих статьях расскажу и о нем).
Про “лишних людей” написано очень много — не буду повторяться, но постараюсь дать ёмкую характеристику и обозначить всех “лишних людей” в русской литературе (из списка кодификатора). Итак, это, без сомнения, Онегин, Печорин, Базаров и Обломов . Чацкого назвать “лишним человеком” можно только с некоторыми оговорками.
Что между ними общего? Все они люди высшего сословия, дворяне (кроме Базарова — он разночинец: его мать была дворянкой, а отец — лекарем). Молодые. Довольно обеспеченные. Хорошо образованные. Именно за счет этого они понимают, что общество устроено как-то не так, неправильно, нужно что-то менять. Такие мысли возникали у образованной части населения Российской империи, в первую очередь, в связи с крепостным правом: достойные люди логично приходили к выводу, что нельзя угнетать себе подобных, это похоже на рабство и т.п. Я не говорю, что все вышеперечисленные герои прямо говорили о необходимости крестьянской реформы, но тот факт, что они жили именно в эпоху переоценки ценностей и ветра перемен (этот “ветер” дул довольно долго, с перерывами: вспомним, к примеру, восстание декабристов 1825 года — и отмену крепостного права лишь в 1861 году), не вызывает сомнений.
Итак, “лишние люди” достойны и честны, особенно перед самими собой. Их главное отличие от других (и сходство друг с другом) заключается в том, что они “чувствуют в себе силы необъятные” (так писал о себе Печорин), но у них нет возможности самореализации: дворяне никогда не работали и не умеют этого делать. Куда направить весь свой потенциал, всю свою энергию? Каждый выбирает свой путь.
1. Онегин (“Евгений Онегин” А.С. Пушкина)
Евгений Онегин чувствует себя не таким, как все: он дворянин, но дворянское сословие не близко ему по духу. Он постоянно чувствует скуку, хандрит, даже когда развлекается так, как принято у высшего сословия. Евгению, возможно, кажется, что это обычное состояние для всех, поэтому он принимает его безропотно, просто выполняет предписанные обществом поездки на бал, в театр и т.д. У него есть хорошее образование (в отличие от многих других молодых людей Петербурга Евгений знает латынь, читает книги по экономике) и потенциал, однако Онегин растрачивает его на пустые развлечения.
Пожалуй, единственным разом, когда Евгений Онегин направил свою энергию в правильное русло, было облегчение участи доставшихся ему по наследству крестьян:
Один среди своих владений, Чтоб только время проводить, Сперва задумал наш Евгений Порядок новый учредить. В своей глуши мудрец пустынный, Ярем он барщины старинной Оброком легким заменил; И раб судьбу благословил.
Пушкин по цензурным соображениям исключил из романа в стихах главу, в которой рассказывалось о путешествии Онегина по России. Там герой явно увидел много несправедливости и тяжелой жизни населения, удаленного от веселой и богатой столицы. Скорее всего, он сделал выводы, потому что вернулся другим человеком: этот “другой” Онегин уже смог полюбить Татьяну, разглядеть в ней душевную красоту и ум . Сам роман заканчивается сценой в марте 1825 года, а, как мы помним, в декабре того же года произойдет восстание декабристов — дворян, которые хотели упразднить самодержавие и отменить крепостное право. Присоединится ли к ним Евгений Онегин, Пушкин не дает ответа. Но это, пожалуй, единственный путь для нашего “лишнего человека” с его душевными силами.
2. Печорин (“Герой нашего времени” М.Ю. Лермонтова)
Печорин, который признается, что “чувствует в себе силы необъятные”, не тратит их на пустые развлечения и балы. Возможно, этому препятствует его ссылка на Кавказ, так как мы не знаем, чем бы он занимался в Петербурге (хотя сама ссылка намекает нам на дуэль, в которой Григорий Александрович участвовал в столице, за что и был отправлен на юг).
Свою энергию Печорин тратит на вещи, которые вызывают прилив адреналина в крови: он любит звук пролетающих пуль, ему не спится, если происходят какие-то “интересные” вещи, в которых можно поучаствовать, он легко соглашается на прогулку в лодке, хотя не умеет плавать, и без страха забирается через окно в хату к вооруженному пистолетом пьяному убийце.
Эту бы энергию да направить в нужное русло! Но какое это может быть русло? Не было его в XIX веке. Именно поэтому несчастный Печорин является “лишним человеком”: он родился раньше своего времени.
3. Базаров (“Отцы и дети” И.С. Тургенева)
Евгений Базаров — разночинец: его мать дворянка, а отец — полковой доктор. Именно поэтому ему живется чуточку “легче”, чем его “собратьям по несчастью” (несчастью быть “лишними людьми”): он выучился на доктора, и может иметь практику (он может работать!). То есть его силы, энергия и потенциал не будут потрачены впустую. Или будут?
— Сила-то, сила, — промолвил он, — вся еще тут, а надо умирать. — Я нужен России. Нет, видно, не нужен. Да и кто нужен? Сапожник нужен, портной нужен, мясник. мясо продает.
Как мы видим из этих цитат (и произведения в целом) Евгению Базарову не удалось приложить свои силы ни к чему хорошему (да и плохому тоже). Он пытался общаться с простым народом, мужиками, расспрашивал их о жизни, но они только посмеивались над ученым человеком: им он тоже был не нужен. Высшее общество пыталось облегчить участь крестьян, которые еще не были готовы к переменам. Такие люди и оказывались “лишними” — несмотря на все свои грандиозные планы, сделать им ничего так и не удалось.
«Лишние люди» в литературе. Тема «лишнего человека» в русской литературе
«Лишние люди» в литературе – это образы, характерные для русской прозы середины девятнадцатого века. Примеры таких персонажей в художественных произведениях – тема статьи.
Кто ввел этот термин?
«Лишние люди» в литературе – персонажи, которые появились еще в начале девятнадцатого века. Кто именно этот термин ввел, неизвестно. Возможно, Герцен. По некоторым сведениям – Александр Сергеевич Пушкин. Ведь великий русский поэт однажды сказал, что его Онегин – «лишний человек». Так или иначе, этот образ прочно утвердился и в произведениях других писателей.
Каждый школьник, даже не читавший романа Гончарова, знает о таком литературном герое, как Обломов. Этот персонаж является представителем устаревшего помещичьего мира, а потому никак не может адаптироваться в новом.
Общие признаки
«Лишние люди» встречаются в произведениях таких классиков, как И. С. Тургенев, М. Ю. Лермонтов. Прежде чем рассмотреть каждого из персонажей, которых можно отнести к этой категории, следует выделить общие черты. «Лишние люди» в литературе – это герои противоречивые, находящиеся в конфликте с обществом, к которому они принадлежат. Как правило, они лишены и славы, и богатства.
Примеры
«Лишние люди» в литературе – это персонажи, введенные автором в чуждую для них среду. Они в меру образованны, но их знания бессистемны. «Лишний человек» не может быть глубоким мыслителем или ученым, но он обладает «способностью суждения», даром красноречия. И главный признак этого литературного персонажа – пренебрежительное отношение к окружающим. В качестве примера можно вспомнить пушкинского Онегина, избегающего общения с соседями.
«Лишние люди» в русской литературе 19 века представляли собой героев, способных видеть пороки современного общества, но не знающих, как противостоять им. Они осознают проблемы окружающего мира. Но, увы, слишком пассивны для того, чтобы что-то поменять.
Причины возникновения
Персонажи, о которых идет речь в этой статье, стали появляться на страницах произведений русских писателей в Николаевскую эпоху. В 1825 году произошло восстание декабристов. Последующие десятилетия правительство пребывало в страхе, но именно в это время в обществе появился дух свободы, стремления к переменам. Политика Николая I была довольно противоречива.
Царь вводил реформы, призванные облегчить жизнь крестьян, но при этом делал все для укрепления самодержавия. Стали появляться различные кружки, участники которых обсуждали и критиковали действующую власть. Помещичий образ жизни для многих образованных людей вызывал презрение. Но беда в том, что участники различных политических объединений принадлежали к тому обществу, к которому вдруг воспылали ненавистью.
Причины появления «лишних людей» в русской литературе кроются в возникновении в обществе нового типа человека, не принятого обществом и не принявшего его. Подобная личность выделяется из общей массы, а потому вызывает недоумение и раздражение.
Как уже было сказано, понятие «лишний человек», первым в литературу ввел Пушкин. Однако этот термин несколько размыт. Персонажи, находящиеся в конфликте с социальным окружением, встречались в литературе и ранее. Главный герой комедии Грибоедова имеет черты, присущие этому типу персонажей. Можно ли сказать, что Чацкий является примером «лишнего человека»? Для того чтобы ответить на этот вопрос, следует сделать краткий анализ комедии.
Чацкий
Герой Грибоедова отвергает косные устои фамусовского общества. Он обличает чинопочитание и слепое подражание французской моде. Это не остается без внимания у представителей фамусовского общества – хлестовых, хрюминых, загорецких. В результате Чацкого считают странным, если не сказать сумасшедшим.
Грибоедовский герой – представитель передового общества, к которому относятся люди, не желающие мириться с реакционными порядками и пережитками прошлого. Таким образом, можно сказать, что тема «лишнего человека» впервые была поднята автором «Горя от ума».
Евгений Онегин
Но большинство литературоведов полагает, что именно этот герой является первым «лишним человеком» в прозе и поэзии русских авторов. Онегин – дворянин, «наследник всех своих родных». Он получил образование весьма сносное, но не обладает какими-либо глубокими знаниями. Писать и говорить по-французски, непринужденно вести себя в обществе, продекламировать несколько цитат из сочинений античных авторов – этого достаточно для того, чтоб создать в свете благоприятное впечатление.
Онегин – типичный представитель аристократического общества. Он не способен «усердно трудиться», но умеет блистать в обществе. Он ведет бесцельное, праздное существование, но в этом не его вина. Евгений стал таким, каким был его отец, дававший три бала ежегодно. Он живет так, как существует большинство представителей русского дворянства. Однако, в отличие от них, в определенный момент начинает испытывать усталость, разочарование.
Одиночество
Онегин – «лишний человек». Он томится от безделья, пытается занять себя полезным делом. В обществе, к которому он принадлежит, праздность является основной составляющей жизни. Едва ли кому-то из окружения Онегина знакомы его переживания.
Евгений поначалу пытается сочинять. Но писателя из него не выходит. Затем начинает увлеченно читать. Однако и в книгах Онегин не находит морального удовлетворения. Тогда он уединяется в доме умершего дяди, который завещал ему свою деревню. Здесь молодой дворянин, казалось бы, находит для себя занятие. Он облегчает жизнь крестьян: заменяет ярем легким оброком. Однако и эти благие начинания ни к чему не приводят.
Тип «лишнего человека» в русской литературе появился в первой трети девятнадцатого века. Но к середине столетия этот персонаж обрел новые черты. Пушкинский Онегин довольно пассивен. Он с презрением относится к окружающим, пребывает в хандре и не может избавиться от условностей и предрассудков, которые сам же и критикует. Рассмотрим другие примеры «лишнего человека» в литературе.
Печорин
Проблемам человека отвергнутого, духовно не принятого обществом посвящено произведение Лермонтова «Герой нашего времени». Печорин, так же как и пушкинский персонаж, принадлежит к высшему свету. Но он утомлен нравами аристократического общества. Печорину не доставляют удовольствия посещения балов, обедов, праздничных вечеров. Его угнетают нудные и бессмысленные разговоры, которые принято вести на подобных мероприятиях.
На примерах Онегина и Печорина можно дополнить понятие «лишний человек» в русской литературе. Это персонаж, который вследствие некоторого отчуждения от общества приобретает такие черты, как замкнутость, эгоистичность, циничность и даже жестокость.
«Записки лишнего человека»
И все-таки, скорее всего, автор понятия «лишние люди» – И. С. Тургенев. Многие литературоведы полагают, что именно он ввел этот термин. Согласно их мнению, Онегина и Печорина впоследствии причислили к «лишним людям», хотя они и мало имеют общего с образом, созданным Тургеневым. У писателя есть повесть, которая называется «Записки лишнего человека». Герой этого произведения чувствует себя чуждым в обществе. Этот персонаж сам называет себя таковым.
Является ли «лишним человеком» герой романа «Отцы и дети» – вопрос спорный.
Базаров
В «Отцах и детях» показано общество середины девятнадцатого века. Бурные политические споры к этому времени достигли своего апогея. В этих спорах по одну стороны стояли либералы-демократы, а по другую – революционные демократы-разночинцы. И те и другие понимали, что нужны перемены. Революционно настроенные демократы, в отличие от своих противников, были настроены на довольно радикальные меры.
Политические споры проникли во все сферы жизни. И, безусловно, стали темой художественных и публицистических произведений. Но было в то время еще одно явление, которое заинтересовало писателя Тургенева. А именно – нигилизм. Приверженцы этого течения отвергали все, что имеет отношение к духовному.
Базаров, как и Онегин, – глубоко одинокий человек. Эта черта также является характерной для всех персонажей, которых литературоведы относят к «лишним людям». Но, в отличие от пушкинского героя, Базаров не проводит время в праздности: он занимается естественными науками.
У героя романа «Отцы и дети» есть продолжатели. Его не считают безумцем. Напротив, базаровские странности и скептицизм некоторые герои пытаются перенять. Тем не менее, Базаров одинок, несмотря на то что родители любят, боготворят его. Он умирает, и только в конце жизни понимает, что идеи его были ложными. Есть в жизни простые радости. Есть любовь и романтические чувства. И это все имеет право на существование.
Рудин
В произведения Тургенева нередко встречаются «лишние люди». Действие романа «Рудин» происходит в сороковые года. Дарья Ласунская, одна из героинь романа, проживает в Москве, но летом выезжает за город, где организовывает музыкальные вечера. Гости ее – исключительно образованные люди.
Однажды в доме Ласунской появляется некто Рудин. Этот человек склонен к полемике, чрезвычайно пылок, и остроумием своим покоряет слушателей. Гости и хозяйка дома зачарованы удивительным красноречием Рудина. Ласунская предлагает ему пожить в ее доме.
Для того чтобы дать четкую характеристику Рудину, Тургенев рассказывает о фактах из его жизни. Этот человек родился в небогатой семье, но никогда не имел стремления заработать, выбраться из нужды. Сперва жил на гроши, которые присылала ему мать. Затем существовал за счет богатых друзей. Рудин еще в юности отличался необыкновенным ораторским мастерством. Он был человеком довольно образованным, потому как весь свой досуг проводил за чтением книг. Но беда в том, что за речами его ничего не следовало. Ко времени знакомства с Ласунской он стал уже человеком, изрядно потрепанным жизненными невзгодами. К тому же стал болезненно самолюбив и даже тщеславен.
Рудин – «лишний человек». Многолетнее погружение в философскую сферу привело к тому, что обычные душевные переживания словно отмерли. Этот тургеневский герой – прирожденный оратор, и единственно к чему стремился – покорять себе людей. Но он был слишком слабым, бесхребетным, чтобы стать политическим лидером.
Обломов
Итак, «лишний человек» в русской прозе – разочаровавшийся дворянин. Героя романа Гончарова иногда относят к этому типу литературных героев. Но можно ли назвать Обломова «лишним человеком»? Ведь он скучает, томится по отчему дому и всем тому, что составляло помещичий быт. И он ни в коем случае не разочарован в укладе жизни и традициях, характерных для представителей своего общества.
Кто такой Обломов? Это потомок помещичьего рода, которому скучно работать в конторе, а потому он сутками не встает со своего дивана. Это общепринятое мнение, но оно не совсем верное. Обломов не смог привыкнуть к петербургской жизни, потому как люди, окружавшие его, сплошь расчетливые, бессердечные личности. Главный герой романа, в отличие от них, умен, образован и, самое главное, обладает высокими душевными качествами. Но отчего же он тогда не хочет трудиться?
Дело в том, что Обломов, так же как и Онегин и Рудин, не видит смысла в такой работе, такой жизни. Эти люди не могут трудиться только ради материального благосостояния. Каждому из них требуется высокая духовная цель. Но ее нет либо она оказалась несостоятельной. И Онегин, и Рудин, и Обломов становятся «лишними».
Главному герою своего романа Гончаров противопоставил Штольца – друга детства. Этот персонаж сначала создает у читателя положительное впечатление. Штольц – трудолюбивый, целеустремленный человек. Писатель наделил этого героя немецким происхождением не случайно. Гончаров словно намекает на то, что «обломовщиной» страдать может только русский человек. И в последних главах становится ясно, что за трудолюбием Штольца ничего нет. У этого человека нет ни мечты, ни высоких идей. Он обретает достаточные средства к существованию и останавливается, не продолжая своего развития.
Влияние «лишнего человека» на окружающих
Стоит также несколько слов сказать и о героях, которые окружают «лишнего человека». Литературные персонажи, о которых говорилось в этой статье, одиноки, несчастливы. Некоторые из них заканчивают свою жизнь слишком рано. Кроме того, «лишние люди» доставляют огорчения и окружающим. Особенно женщинам, которые имели неосторожность их полюбить.
К «лишним людям» иногда причисляют и Пьера Безухова. В первой части романа он находится в беспрерывной тоске, поиске чего-то. Он много времени проводит на званых вечерах, покупает картины, много читает. В отличие от вышеупомянутых героев, Безухов находит себя, он не погибает ни физически, ни нравственно.
Источники:
https://xn—-8sbiecm6bhdx8i.xn--p1ai/%D1%81%D0%BE%D1%87%D0%B8%D0%BD%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5%20%D0%BB%D0%B8%D1%88%D0%BD%D0%B8%D0%B5%20%D0%BB%D1%8E%D0%B4%D0%B8.html
https://zen.yandex.ru/media/id/5a983d4f799d9dbfb510dc6e/5ab6c6ab51aa4d167cf20c9c
https://fb.ru/article/290790/lishnie-lyudi-v-literature-tema-lishnego-cheloveka-v-russkoy-literature