10 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Почему я люблю сказки? Скрытый смысл: зачем детские сказки читать взрослым.

Консультация для родителей «Почему необходимо читать сказки детям»

Султанова Асемгуль Бахтваевна
Консультация для родителей «Почему необходимо читать сказки детям»

В наше время книги отошли на второй план, их заменили, компьютеры, планшеты, телефоны, гаджеты. Родители тоже предпочитают дать ребёнку своему планшет, как хорошо – тишина, никто не мешает им заниматься своими делами. А потом встаёт неожиданно вопрос: ребёнок не умеет общаться, писать правильно – по русскому языку сплошные «2». Почему это происходит? Может — быть родителям нужно вспомнить своё детство и научить ребёнка полюбить книгу.

Много сейчас нас окружает книг, но нельзя забывать детских писателей, сказочников на творчестве которых мы выросли сами, поэтому нужно больше уделять внимания ознакомлению детей с художественной литературой сказками. Замечательные сказки Корнея Чуковского донесут детям много полезного. Родители, читая его сказки, получат не меньшее удовольствие, чем их дети. Нужно помнить и никогда не забывать, что компьютер и телевизор не заменят нам книгу. Из книг человек всегда черпал знания, получал удовольствие, радость прочитанного, желание поделиться этим с другими.

Дети дошкольного возраста склонны одушевлять явления природы, наделять человеческими свойствами животных и растения. Поэтому они легко понимают язык сказок. Герои сказок просты и типичны: их характеристика исчерпывается двумя, тремя качествами (небывалая доброта, храбрость и находчивость). При этом герои сказок делают всё то, что делают обыкновенные люди: едят, пьют, работают, женятся. Прежде чем сказка была записана, над ней трудились миллионы людей, передавая из уст в уста, отбрасывая несущественное, оставляя самое главное. Это сделало сказку носителем человеческой мудрости. Рассказы, сказки и внутренний мир ребенка неотделимы друг от друга. В любом обществе детские рассказы собирают большую аудиторию маленьких слушателей. Для этого есть веские причины.

Если мы, взрослые, хотим приобрести какие-то знания, у нас для этого существует много путей и каналов. Интернет, книги, в конце концов можно проконсультироваться у специалиста в данной области, получить сведения из газетных и журнальных статей, послушать лекции, принять участие в семинарах. Наконец, поговорить с друзьями и обменяться информацией и мыслями. Дети же, особенно маленькие, не могут получить знания этими же путями, а между тем проблемы, занимающие их, не менее важны. Как помочь им в приобретении знаний?

А какова же польза сказок?

1) Сказки развивают внимание.

Слушая описание событий, происходящих чудес и приключений персонажей, ребенок задействует все свое внимание и удерживает его на протяжении всей истории. Это, в свою очередь, на уровне эмоций, поощряет ребенка к размышлению, порождает в его голове множество разных вопросов, на которые он будет искать ответы.

2) Развивают руки. И это не нуждается в комментариях. Не случайно говорится «Когда я слушаю — узнаю, когда делаю — запоминаю». Детям предлагается что-то сделать: вырезать, склеить, изобразить сказку схематично, показать эпизод текста с помощью мимики и жестов.

3) Прививают понятия о добре и зле. В сказках все персонажи делятся на хороших и плохих, добрых и злых. Слушая сказки, ребенок понимает, что такое хорошо и что плохо, как поступать правильно, а как не нужно. Кроме того, дети склонны подражать своим любимым героям. Нет необходимости убеждать, что доброта стала наиболее дефицитным явлением в окружающем мире. Каким мы представляем себе доброго человека — любящим помогать другим, умеющим сочувствовать, сопереживать и т. д. В целой системе методов и средств воспитания добрых чувств не последнюю роль играют именно сказки: дети любят героев, они им становятся родными, близкими, а значит, могут и должны стать примерами для подражания. Только важно тактично направить мысли и чувства малышей в нужное русло.

4) Знакомят с окружающим миром и взаимоотношениями людей.

В сказках описаны взаимоотношения и взаимодействия людей. В раннем возрасте ребенок еще не умеет анализировать, сопоставлять и логически мыслить. Поэтому польза сказок очевидна. В них все описывается простым языком и простыми словами., Таким образом, ребенку становится понятен окружающий его мир.

5) Учат справляться с трудными ситуациями. Ребенок, который сталкивается с какой- либо трудность, может найти для себя решения или идею, опираясь на сказочный сюжет. Дети и сами подсознательно используют сказку для решения своих проблем. Почему дети придумывают и рассказывают леденящие душу «ужастики» и почему они пользуются такой популярностью в детской среде? Потому что это защитная реакция, помогающая преодолеть страх и растерянность, возникающие в детской душе при столкновении с большим и непонятным миром, полным опасностей и неожиданностей. Вот дети и избавляются от своих страхов и беспокойств с помощью страшилок.

6) Утешают. Благодаря сказочным историям ребенок понимает, что другие тоже испытывают трудности. Не только он один может огорчаться, плакать, боятся, это же делают и другие. Осознание того, что он не одинок в своих трудностях, может поддерживать ребенка в раннем возрасте.

7) Развивают речь и фантазию детей. Чтение сказок расширяет словарный запас ребенка и помогает развитию речи. Слушая сказку, ребенок знакомится с народным фольклором, запоминает пословицы и поговорки («Не садись не в свои сани», «Нет лучшего дружка, чем родная матушка»). Не случайно педагоги и логопеды применяют сказкотерапию для занятий с детьми, имеющими задержки речевого развития. Сказочные образы помогают развивать детскую фантазию. Ставя себя на место положительного героя, ребенок может вступить в бой с врагом (заросли крапивы) при помощи волшебного меча (палки) или отправиться на Марс в ракете из сдвинутых стульев. Психологи говорят, что фантазия помогает ребенку в развитии интеллекта, поэтому фантазировать ребенку очень полезно.

8) Польза сказок перед сном. Сказка испокон веков использовалась, как средство положительного воздействия на эмоциональное состояние ребенка. Самый яркий пример этого воздействия – сказка на ночь. Ребенок слушает успокаивающий, убаюкивающий ритм слов, слышит родной голос – все хорошо, мама рядом, сказочная история уводит его все дальше от дневных печалей и радостей и наконец он засыпает. Кстати, если вашего ребенка беспокоят плохие сны, то сказка легко поможет вам справиться с этой проблемой.

Вместе с ребёнком станьте сказочником. Ведь никакая аудио и видеотехника, никакое профессиональное исполнение не заменят малышу вашего присутствия и внимания. Не стесняйтесь, придумывайте и рассказывайте сказки своим детям, тем более что слушатели вам достались внимательные и благодарные. При помощи сказок, взрослые могут обогатить внутренний мир своих детей, привить им любовь к чтению и книгам. А это, в свою очередь, помогает им стать более уверенными и успешными людьми.

Сказка воздействует на чувства ребёнка. Слушая сказку, ребёнок неосознанно в своём воображении отождествляет и идентифицирует себя с героями, если они ему симпатичны.

Вместе с героями ребёнок учится проявлять доброту и благородство, рисковать собой ради других, совершать подвиги, становиться смелым, верным, справедливым. Сказки передают нравственные понятия и чувства малышу не в виде голой морали или нудной проповеди, а в прозрачной, ясной по смыслу и одновременно захватывающей форме. Кроме того, слушая сказку, ребёнок получает красивый и правильный образец речи, что чрезвычайно важно для речевого развития. Дети, которым с самого раннего детства читают сказки, стихи. Потешки, гораздо быстрее начинают правильно говорить.

Читать еще:  Чем русские отличаются от белорусов. Белорусы не ценят свой язык

Без сказок не обойтись. Как иначе ребенку объяснить, что нельзя пить из лужи, (козленочком станешь, что нельзя дверь открывать, не посмотрев в щелочку или глазок (серый волк украдет, что надо жить дружно (и никакой волк вас вообще не вытащит из надежного каменного дома, построенного совместными усилиями). Сказки дают базовое представление о мире, в котором оказался человек, об отношениях между людьми, о вещах, типах личностей, с которыми потом придется сталкиваться ребенку в жизни. То есть, пусть незаметно, с шутками, прибаутками, или наоборот, страшилками. Они создают, как говорят психологи, систему ценностей. Поэтому, если вы с ребенком прочитали какую-то книжку, не забывайте ее героев, периодически возвращайтесь к ним в различных жизненных ситуациях. До 5-6 лет не надо заставлять ребенка читать самого, пусть он научится слушать вас и смотреть книги самостоятельно. Пусть самые маленькие разглядывают книжки, где только картинки с подписями, года в два можно смело начинать изучать буквы, уже в три можно покупать первые энциклопедии (только смотрите, чтобы они были написаны все же доступным языком — если в них будет много незнакомых слов, ребенок быстро потеряет интерес). Но если вы с детства читали ребенку, ему потом будет самому легче научиться читать, потому что он будет знать, что это интересно, а ведь когда что-то интересно, то учиться гораздо приятнее.

Современные дети часто не понимают, что человек умирает один раз и навсегда. Привыкшие к компьютерной игре, они считают, что у них девять жизней. А рядом нет никого, кто мог бы объяснить ситуацию. Ребёнок играет один. В то время, когда слушая сказку, которую читает мама, он может задавать вопросы и получать на них вопросы. На сказках С. Михалкова, К. Чуковского, А. Пушкина, Н. Носова и многих других авторов выросли десятки поколений, среди которых множество смелых, честных и талантливых людей. Ими гордится страна. Сказки с их чудесами и волшебными превращениями наиболее близки детскому мироощущению. В отличие от мифов, где нередко гибнут главные герои, в сказке всё заканчивается хорошо. Ребёнок учится сопереживать персонажу. Дети по многу раз любят слушать, смотреть одни и те же сказки, так как их интересует не только сюжет, сколько нравственная сила героя. Сказка даёт опору в развитии определённых личностных качеств. Прочитайте ребенку сказку. Поговорите с ним: о чем сказка, кто главный персонаж, кто понравился ребенку и почему. Не навязывайте своего мнения, пусть ребенок рассуждает и думает, ведь он испытывал море чувств, когда слушал сказку. Помогите ему осознать их. Если вам даже что-то не понравиться в рассуждениях ребенка, не торопитесь. Задавайте вопросы, спрашивайте о том, что он чувствует и, сами тоже постарайтесь почувствовать все происходящее в сказке. Проживайте сказку вместе, и вы получите необыкновенное удовольствие от общения со сказкой и своим мудрым ребенком. Вероятно, он попросит еще раз прочитать туже сказку, сделайте это. Для него в этой сказке есть что-то очень важное. Полезно читать короткие сказки и вместе с ребенком переделывать их в большие сказочные истории. Помимо усвоения духовных ориентиров, ваш ребенок начнет развивать воображение и станет маленьким творцом сказочного мира. И, я надеюсь, со временем, он захочет претворить свою добрую сказку в жизнь. Читайте детям сказки, возвращайтесь к ним в любом возрасте. И вы всегда будете находить в старых сказках что-то новое, иначе и быть не может, ведь в них живет душа. В дошкольном возрасте воспитательное воздействие сказки не уступает воспитательному воздействию ролевой игры. Овладевая действиями игры, изобразительной деятельностью и слушая сказки, ребёнок одновременно осваивает произвольные стороны психических процессов, подготавливая себя к следующему насыщенному жизненному периоду.

Консультация «Какие сказки нужно читать детям на ночь?» В психологии есть отдельное направление – сказкотерапия. Основная ее идея состоит в том, что ребенок отождествляет себя с главным героем.

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?» Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?» Народная мудрость гласит: «Лиши человека воды, и он умрет, а лиши книги он перестанет.

Консультация для родителей «Что читать детям по правилам дорожного движения» Что читать детям по правилам дорожного движения С каждым годом все оживленнее становиться движение на улицах больших городов и маленьких.

Консультация для родителей «Какие книги читать детям 1–3 лет» Подготовила воспитатель МБДОУ детский сад №18 р. п. Мухен Иванченко И. В. Чем является книга для ребенка этого возраста? Конечно, еще одной.

Консультация для родителей «Какие книжки читать детям в возрасте 2–3 лет» «Какие книжки читать детям в возрасте 2-3 лет» Возраст 2-3 года воспринимает книгу уже не просто как игрушку или подборку ярких картинок,.

Консультация для родителей «Какие сказки читать детям» Консультация для родителей «Какие сказки читать детям» Первыми книгами для наших детей являются сказки. Через сказки ребенка знакомят с.

Консультация для родителей «Почему необходимо посещать детский сад» Некоторые родители сомневаются, нужен и детский сад, там обитают инфекции, не все дети дружелюбны, да и на счет воспитателей возникают вопросы:.

Консультация для родителей «Почему полезно читать ребёнку на ночь?» Очень важно перед сном читать ребёнку сказку. Это займёт немного времени. Но зато оно будет проведено с пользой! Как это занятие сближает.

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги» Консультация для родителей на тему «Зачем читать детям книги?» Зачем читать детям книги? Дети имеют огромную потребность, чтобы родители.

Памятка для родителей «Как читать детям сказки» Памятка для родителей «Как читать детям сказки». 1. Одно из главных условий – эмоциональное отношение взрослого к чтению. Показывайте ребенку,.

Зачем взрослым читать сказки? И что такое сказкотерапия?

Между прочим, взрослые очень любят сказки, но не детские, а взрослые. Например, всем известный сюжет, в котором она «Золушка», а он богатый принц на белом коне и красиво ухаживает за ней. Даже если подобное случается в реальной жизни, то оно все равно кажется сказкой…

Однако, зачем взрослым нужны сказки и главное, чем они могут быть полезны? — В сказках, как правило, реализуются скрытые или подсознательные мечты. В сказке можно позволить фантазировать все! В упомянутом примере «Золушкой» в хорошем смысле слова представляют себя многие представительницы слабого пола. Можно сказать, что в известном сюжете реализованы желания среднестатистической женщины.

В свою очередь, когда взрослый человек сам сочиняет свои сказки, он может выразить в них неосознанные и осознанные переживания и даже варианты их решений, которые не удавалось долго обнаружить. В этом случае сказка это еще и метод диагностики скрытых и явных проблем в жизни.

Наверное, каждому человеку будет забавно узнать, что собственные сказки (желаемые образы) он видит (подсознательно сочиняет) почти каждый день! Пусть это короткие сценарии, пусть у них нет начала и конца, а скорее всего некая желаемая середина. Но они с нами живут всегда!

Какие сюжеты мы видим (сочиняем) и о чем они нам могут говорить?

Понаблюдайте за собой, за своими мыслями, эмоциями, впечатлениями. Наверняка, вы себе «рисуете» желаемые «картинки», в которых мужчина красиво проявляет внимание, дети живо откликаются на любую родительскую просьбу, а не убежит как всегда по своим делам, теща окажется лучшим другом и т.п. В подобных мечтах мужья и жены проявляют уважение, тепло, любовь, на работе встречается успех, вокруг всегда много друзей, и жизнь в целом видится более счастливой. Воображаемые истории, как правило, в реальности оборачиваются в противоположную сторону. И в этом заключается «шифр» главных проблем сочинителя.

Читать еще:  Холоп яков верный. Идейный смысл рассказов о грешниках (по поэме Н

Есть и другого рода сказки – наши сны! Их нам «рассказывает» подсознание. Психологи очень внимательны к тому, что видит пациент во сне. Ведь именно сон содержит в себе скрытые послания, которые можно использовать при коррекции терапии в нужном направлении.

Подсознание общается образами, картинками, ассоциациями. Именно на этой особенности нашей психики – давать скрытые знаки, основываются многие практики в психологии. И одна из этих практик – сказкотерапия.

Почему нельзя напрямую сказать, в чем проблема и как ее решать? Зачем придумывать обходные пути – волшебные истории, тратить на них время, энергию? – В некоторых случаях действительно, достаточно навести порядок в голове: правильно расставить приоритеты, разложить все «по полочкам», — и этого уже достаточно. Однако, в каждом человеке живет нечто неизведанное, которое исподтишка управляет его жизнью, и оно очень сильное (поэтому он о нем не знает). Когда герой ставит целью разобраться со своими очень сильными эмоциями, — размышления уже не помогут.

Нет, и не может быть разумных объяснений для неразумных действий. А там где задействованы очень сильные эмоции – действия следуют всегда импульсивные, даже глупые. Таким образом, никакими доводами ума не объяснить истинных причин болезненных реакций в той или иной ситуации. И естественно, разумные объяснения не способны вылечить то, что объяснениям не поддается. Это тот случай, когда мы понимаем: эмоциями заведуют подсознательные механизмы. А с подсознанием можно работать только на его «языке». Опосредованно, через обходные пути, легкими намеками и ассоциациями сказка способна донести до глубин психики то, что не пропускается логическим мышлением. Когда человек через понимание ассоциативных рядов начинает осознавать то, что с ним происходит, он способен найти самый правильный выход из сложившейся трудной ситуации.

В качестве примера использования сказкотерапии можно упомянуть цикл книг «Люди из шкафа». В повествовании очень много образов, ассоциативных рядов, историй, которые невозможно понять или объяснить умом, — а этого и не нужно делать! Для того чтобы достичь терапевтического эффекта, готовой сказкой необходимо уметь правильно пользоваться. Однако, следует помнить что сочиненные кем то (не самим участником) истории могут помочь в случае, когда существует сходство проблем и переживаний читателя и тех, которые описаны автором. Только в этом случае читатель получит пользу.

В цикле статей, который открывает данная публикация, читателям будет предоставлена возможность научиться воспринимать целительное воздействие сказки на примере разбора опубликованных историй. Истории перепечатываются из упомянутых книг. Каждый искатель получит возможность справиться с проявлениями таких сильных проблем, как: несчастье в личной жизни, не складывающиеся отношения с окружающими людьми, кажущееся отсутствие возможностей для самореализации, не понимание смысла жизни, отсутствие чувства ценности своей жизни, не понимание своего предназначения (в контексте не исполнения мечты: «Быть успешным») и т.п.. Разумеется, если человек поставил перед собой цель: справиться не с проявлениями, а с самой проблемой в корне, то ему не стоит опираться на статейный формат работы, — в этом случае необходима полная проработка, которая возможна через штудирование первоисточника.

Нужно отметить, что ум, привыкший все обосновывать и понимать, не способен правильно «воспользоваться» сказкой. Сказки не нужно понимать! Их нужно чувствовать! Только через интерпретацию чувств можно достучаться до ума. В этом заключается механизм осознания. Именно в этом и заключается лечебный эффект сказки.

В качестве проверки или развития своей способности правильным образом воспринимать образы, читатель может выполнить первое проверочное задание:

Когда вас беспокоят переживания на какую-либо тему, обратите внимание на сны. Особенно имеют значение повторяющиеся сюжеты. Выделите главный объект или действие (ассоциацию), вокруг которого строится повествование сна, и ответьте на вопросы:

  1. Какое чувство связано с главной ассоциацией из сна?
  2. Где в вашей жизни (в реальности) в наибольшей степени присутствует это чувство?
  3. Какую развязку дает сон? Проблема во сне решается или вы попадаете в тупик? Какие чувства при этом с вами остаются?

Ответы на данные вопросы – это и есть расшифровка посылов, которое дает подсознание. Тот главный образ, вокруг которого «крутится» весь сюжет – это и есть ваша самая главная проблема. А название ей – то чувство, которое с этим ассоциируется. Избавление от этой проблемы – это проработка того самого чувства, о котором вы в своем сне узнали.

Зачем взрослым читать сказки? И что такое сказкотерапия?

Автор: Москалева Наталья. Писатель, психолог, автор многих книг и публикаций в области практической психологии на разных интернет ресурсах.

Почему нужно читать сказки, даже если ты взрослый

Да-да, мы не шутим. Сказка — это ведь необязательно короткий детский рассказ с поучительным концом. В некоторых сказках бывает столько смысла, сколько расплескал Пауло Коэльо, пока пытался донести до бумаги. Фэнтези — та же сказка, как правило. Только писатели предпочитают все-таки обозначать свои вирши словом «фантастика»: оно лучше продается. Сказка — это всего лишь жанр, и рядом со сказками про лисичку-сестричку обязательно найдется свое серьезное эпическое произведение. Сказка, каким бы странным это ни показалось, имеет отрезвляющий эффект, поскольку за выдуманным сюжетом часто скрывается нехилая мотивация.

Иллюстрация может быть разной: и безобразно примитивной, и отдельным видом искусства. Некоторые книжные иллюстрации напоминают работы Дюрера, старинные гравюры, и, еще даже не заглядывая в текст, ты начинаешь относиться к содержанию серьезнее. А есть иллюстрации, которые и внешне, и настроением похожи на работы Шагала: та же легкость, тот же сплин. Пускай где-то примитивно, но сколько в этом рисунке настроения! Ни одна картина, ни один фильм так здорово не показали крыши городов, как банальная иллюстрация к «Путешествию Нильса». Даже на человека, который находится в более-менее взрослом состоянии и, как кажется, в здравом уме, картинка производит сильное впечатление, как и подобает искусству.

А еще сказка наивно и легко смешивает быль и явь, а это, как известно, лучшее сочетание, чтобы увидеть себя со стороны. Но, что удивительно, именно сказка, в отличие от любого другого жанра, способна привнести в твою жизнь новый и свежий взгляд. Ведь мы считаем этот жанр примитивным, недостойным взрослого человека, что в общем-то абсолютно глупо. Сказки-то бывают разными: есть абсолютно наивные и добрые истории для самых маленьких, а есть философские притчи, которые 80% населения Земли, судя по всему, поняли неправильно. Во всяком случае, «Алису в Стране чудес» и сказки Киплинга уж точно. А если бы про приключения судового врача родом из Ноттингемпшира Лемюэля Гулливера не снимались мультфильмы, то, сдается, мы бы больше воспринимали эту прозу как взрослое и серьезное чтиво и узрели бы в ней тонкую карикатуру на общество, актуальную и по сей день. Как видишь, этот жанр нельзя воспринимать легкомысленно: он гораздо сложнее и глубже.

Да и вообще сказка — это всегда интересно. Может быть, гамельнский крысолов не настолько колоритен, как Амиран Сардаров, зато научит вести себя с недобросовестными заказчиками, задерживающими оплату. В сказке всегда есть мораль, в отличие от большинства модных книг. Понимая, что «Винни-Пуха» в руки ты не возьмешь, мы рекомендуем прочитать хотя бы эти шедевры, не говоря уже Свифте, Кэролле и всех вышеупомянутых.

Читать еще:  Место фольклора в русской литературе. Общественная ценность фольклора

Жорж Санд «История истинного простофили по имени Грибуль»

Жорж Санд в основном известна тем, что была одной из первых феминисток, носила брюки, когда среди барышень это считалось моветоном, и писала серьезные романы вроде «Консуэло». Однако мы говорим про сказки, а на этом поприще она отметилась потрясающе светлой историей. Даже странно, что так цепляет в «Грибуле». Это не остроумный Пратчетт и не злобный Гори, а классическая сказка, где главный герой — типичный младший ребенок в семье (то есть дурак по определению — привет братьям Гримм и мировому фольклору с Иваном-дураком), который попадает в волшебный мир и далее по списку. Здесь, в частности, он попадает в лапы к злобному королю, который со своей свитой превращается в антропоморфных шмелей и воюет с добрыми, светлыми, благородными пчелами. Отдаленно это напоминает германские и скандинавские легенды про детей, которые попадали в подземные королевства гномов, а выходили из них старыми.

Единственное, написана история языком большого писателя 19-го века. Мадам Санд хоть и пыталась подбирать слова попроще, но получилось слишком красиво для фольклора. И в уста героев (даже того простофили) вложены непривычные для сказки мудрые суждения. Созданный волшебный мир полон крови, и король-шмель даже устраивает массовые репрессии, заливая пчелок, мышек и прочих очаровательных тварей божьих декалитрами крови. У этого урода все лапки по брюшко (мы же про насекомое говорим) в крови. В этом мире есть своя инквизиция, и, чтобы спасти его, нужно принести в жертву свою жизнь. И, благодаря таким нюансам, становится понятно, что история про наивного, храброго и чистого сердцем парня мало походит на сказку. Не могут сказки быть пропитаны романтичной грустью, хотя вполне возможно, что Санд по-другому не умела. Безусловно, это написано для детей, но и взрослые найдут в ней интересные для себя вещи.

Если есть возможность, обязательно найди иллюстрации Геннадия Спирина к этой книге. Ничто так не передает атмосферу сказки, как они. Красочные работы, чем-то напоминающие итальянских мастеров Возрождения, чем-то — старинные гобелены, явно выходят за пределы иллюстрации. Благодаря им появляется антураж рыцарского романа, и они дают понять, что это достаточно кровавая история. Прекрасная иллюстрация, где на центральной площади пытают привязанных к столбам пленных солдат, до сих пор воспринимается как ярчайшее литературное впечатление.

Рассказы Роберта Гори

Говоря про Эдварда Гори, мы в первую очередь воспринимаем его как художника, а уже потом — как автора псевдодетских страшилок. Хотя в его творчестве сам текст неотделим от рисунков, а рисунки — от текста. И все его рисунки (а следовательно, и рассказы) щедро пропитаны гротеском, мистикой, унынием и смертью. Нельзя сказать, что в жизни мистер Гори был угрюмым суицидником — просто, работая иллюстратором, он и все окружающие поняли, что лучше всего у него получаются рисунки, посвященные мистике и смерти. Правда, они получались настолько остроумными и в то же время забавными, что стали популярны в первую очередь у детей. Хотя совершенно очевидно, что старик Гори писал такую чернуху прежде всего для себя.

Когда хочешь описать иллюстрации Гори, то вспоминаются старинные гравюры и рисунки, где скелет пляшет, танцует и занимается неподобающими для его высокой особы делами. Техника эта называется «макабр», и еще в XV веке с ее помощью показывали бренность человеческого бытия. Скелет — это персонифицированная Смерть, которая ведет к могиле пляшущих представителей всех слоев общества. Гори писал свой макабр, сопровождая его страшным сказками. Больше всего известна его подробная азбука человеческих несчастий с простым и понятным названием «Ужасная азбука». У всех ее персонажей как-то очень трагически оборвалась жизнь: «A — это Анна, что сверзилась вниз; Б — это Боря. Медведь его сгрыз», и так далее. Своеобразный букварь любителей чернухи, до того как Григорий Остер взялся за написание «Вредных советов». Правда, российский перевод уж слишком вольный и имеет не так много общего с оригиналом, как хотелось бы.

Хотя надо признать, что «Азбука» — далеко не лучшее его произведение. В свободном доступе полно сборников, где чернушные стишки и рассказы соседствуют с мрачными картинками. Одна лишь проблема: не все переведены на русский. Хотя того, что переведено, вполне хватит для знакомства с человеком, который вдохновлял Тима Бертона и безумного, но прекрасного иллюстратора Жоана Корнеллу.

Чарльз де Линт «Городские легенды»

Так и подмывает назвать рассказы де Линта магическим реализмом. Их действие разворачивается в современном урбанистическом мире, в частности, в городе Ньюфорд, который один в один списан с Оттавы 80-х годов, а жители нарочно описаны как люди, ежедневно встречающиеся на улице: реалистичные, банальные, погруженные в свои проблемы. Но самый серый и заурядный персонаж, как правило, оказывается в центре магических событий, и город превращается в театральную сцену, где творится нечто странное и невообразимое. И в этом главная особенность де Линта: он не ищет экзотических миров со сложнопроизносимым названием, а превращает реальность в фантастическую историю, как бы намекая читателю, что если очень верить, то и с ним может произойти что-то мистическое. Но эти истории происходят в реальном мире, и, следовательно, они еще жестче, чем у Шарля Перро. Тут малолетки знакомятся с сутенерами, русалки ведут себя как проститутки, а люди просто сходят с ума. Так что ну ее к черту эту сказку!

Терри Пратчетт «Плоский мир»

Куда же без доброго сказочника Пратчетта! Кому-то наверняка покажется, что называть «Плоский мир» сказкой так же невежественно, как, скажем, произведения Толкиена. Но у Пратчетта в произведениях пафоса меньше, да и сам «Плоский мир» выглядит как одна сплошная ирония над фэнтези и фольклором. Взять хотя бы третью книгу цикла — «Ведьмы за границей»: нескончаемый поток сарказма и иронии на тему сказок с наглядным описанием того, что будет, если вмешаться в ход сказки. Сказочных ведьм становится просто жалко, в дровосеке и волке из «Красной шапочки» видишь уставших людей. Все это очень неожиданно, хотя нечто подобное мы видели в «Шреке», вышедшем, кстати говоря, гораздо позже «Плоского мира». Это так же неожиданно, как если бы персонажи известных картин заговорили. Все эти знакомые с детства сказочные герои, которые как бы сошли с книжных иллюстраций, в которых всегда много зеленого и желтого, вдруг раскрываются с человеческой стороны. Пратчетт прибег к банальному, но убедительному приему: он отразил нашу реальность, переводя на свой фэнтезийный язык.

Леонид Филатов «Про Федота-стрельца, удалого молодца»

Все лучшее, что есть в печатном искусстве XX века, задумывалось как пьеса. С «Федотом» точно так же. Леонид Филатов написал поэму по мотивам русской народной сказки «Поди туда — не знаю куда, принеси то — не знаю что», добавив туда «сорказьму с аршин» и жесткой сатиры, которая по сей день звучит очень свежо. Получилась настоящая сказка, где каждый персонаж — карикатура, но все равно это сказка в лучших традициях народного творчества. Разбирать ее можно на цитаты, хотя после прочтения воспринимать текст как сказку сложно. Естественно, ведь она писалась для взрослых, причем думающих людей. А авторов нашего журнала ведет по жизни это четверостишие:

Источники:

http://www.maam.ru/detskijsad/konsultacija-dlja-roditelei-pochemu-neobhodimo-chitat-skazki-detjam.html
http://psycabi.net/skazkoterapiya/21566-zachem-vzroslym-chitat-skazki-i-chto-takoe-skazkoterapiya
http://brodude.ru/pochemu-nuzhno-chitat-skazki-dazhe-esli-ty-vzroslyj/

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector