20 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Пословица всем делам помощница почему. Команда «Хочешь есть калачи, не сиди на печи»

В чём смысл пословицы — хочешь есть калачи — не сиди на печи?

Пословица эта раскрывает популярную в этом малом жанре фольклора тему работы и праздности, причём и сами лексемы РАБОТА – ПРАЗДНОСТЬ являются антонимами, и пословицы на эту тему часто построены на антитезе (противопоставлении). Эта антитеза есть в данной Вами пословице, а также в пословицах, аналогичных данной:

Подобные пословицы резко делятся на две части: первая описывает желаемое условие, вторая даёт совет-предписание – что необходимо сделать, чтобы желаемое осуществилось, было претворено в жизнь.

Издавна народ с уважением относился к тем, кто трудолюбив, кто своим трудом добился или добивается определённого материального благополучия. Совсем иным было отношение к любителям пожить за чужой счёт, людям, не желающим работать. И всегда, во все времена, находились представители рода человеческого, желающие получить сразу и всё, и армия таких людей, наших современников, к большому огорчению, пополняется ежедневно и ежечасно (жаль, что они в большинстве своём не читали роман О. де Бальзака «Шагреневая кожа» – работа ума им так же чужда, как и чужд любой труд). Зависть к чужому житью-бытью, стремление заглянуть в чужие кошельки вкупе с желанием получить разом всё, что символизирует жизнь богатую, обеспеченную, и с нежеланием трудиться порождают не только праздность, тунеядство, но и преступность: иным легче украсть, ограбить, даже убить, чем заработать, а о последствиях такого решения своих материальных проблем они не задумываются. Именно поэтому, образно говоря, лежание на печи, полатях, диванах, то есть безделье, всегда осуждалось народом.

Калачи в пословице – символ сытой благополучной в материальном отношении жизни, против которой, думаю, ни один нормальный человек возражать не станет. А для того чтобы эти калачи есть, каждому надо хорошо поработать, потому что лежание на печи, символизирующее в пословице ничегонеделание, праздное времяпрепровождение, не поможет заработать на желаемые калачи.

Пословица заставляет нас сделать простой вывод: хочешь жить хорошо – встань, иди работать, зарабатывай, а другая пословица предупреждает: «Хлеб за брюхом не ходит».

Конспект непосредственно-образовательной деятельности «Хочешь есть калачи — не сиди на печи»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №4 «Росинка» комбинированного вида»

Конспект интегрированной непосредственно-образовательной деятельности

«Хочешь есть калачи – не сиди на печи»

Евсеенко Вера Николаевна

Цель: формирование у детей положительного отношения к труду и его результату через совместную трудовую деятельность.

закрепить и конкретизировать представление детей о процессе выращивания хлеба;

познакомить с процессом приготовления песочного теста;

уточнить профессии людей, участвующих в изготовлении хлебобулочных изделий;

продолжать учить детей лепить из теста;

закрепить знание пословиц и поговорок о труде, о хлебе.

развивать речь, мышление, творческое воображение детей;

развивать умение соблюдать гигиенические требования и правила во время работы с тестом.

развивать мелкую моторику рук;

формировать умение работать аккуратно, старательно.

прививать желание трудиться коллективно для достижения общего результата;

воспитывать бережное отношение к хлебу, хлебобулочным изделиям;

воспитывать уважение к людям труда.

Материалы и оборудование:

ноутбук, экран, проектор; колоски пшеницы, овса; мука, продукты для теста (сахар, соль, сода, масло, яйца,); фартуки, рабочие салфетки, бумажные салфетки, влажные тряпочки (для уборки рабочего места), противень.

Читать еще:  Короткое сообщение о национальности русские. Народное искусство и промыслы

Методы и приемы:

Словесные (художественное слово, беседа, театрализованная деятельность).

Наглядные (ИКТ, демонстрация, наблюдение, рассматривание).

Игровые (дидактическая игра).

Предварительная работа: беседы с детьми по темам: «Хлеб всему голова», «Культура поведения за столом», «Что за зернышко такое, не простое — золотое», «Как мы можем беречь хлеб» . Чтение русских народных сказок «Колосок», «Круть и Верть», «Легкий хлеб», «Крошечка Хаврошечка», «Гуси-Лебеди». Рассматривание колосков пшеницы, овса. Разгадывание загадок, разучивание потешек, пословиц и поговорок. Экскурсии в минимузей детского сада «Русская изба» и на кухню. Лепка хлебобулочных изделий из соленого теста. Подвижные игры и упражнения на развитие воображения. Настольные и дидактические игры ознакомлению с окружающим миром, экологии.

Дети заходят в группу, становятся в круг. Приветствуют гостей, друг друга:

Придумано кем-то просто и мудро –

При встрече здороваться: Доброе утро!

Доброе утро — солнцу и птицам!

Доброе утро — улыбчивым лицам!

И каждый становится добрым, доверчивым.

Пусть доброе утро длится до вечера!

Дидактическая игра «Волшебный мешочек».

Воспитатель: (показывает детям мешочек):

Я – волшебный мешочек,

Всех ребят дружочек.

Хочу я с вами поиграть,

Сложный вам вопрос задать.

Воспитатель: Ребята, хотите узнать, что в нем находится? Поиграем? Я буду подсказывать вам, что там находится:

Это белого цвета (варианты ответов);

Не сладкое, не соленое, не горькое, не кислое;

Съедобное, но в сыром виде не употребляется;

В воде не растворяется (ответы детей). Если добавить немного воды и всё перемешать, получится вязкая, густая масса, из которой можно лепить, как из глины;

Без этого не получится ни блинов, ни пирогов.

Это мука (воспитатель демонстрирует муку).

Воспитатель : Ребята, а откуда берется мука, как она получается?

(Её делают, размалывая зерна на мельнице ). Воспитатель показывает корзинку с зернами.

А как появляются зерна? (их выращивают на полях).

Ребёнок рассказывает стихотворение «Чудесное зернышко» Т. Золотухиной:

В этом крошечном зерне,

Как в чудесной почке,

До весенних тёплых дней

Стебелёк и колосок

Станет мне под поясок

Он к началу лета.

В кулачке у колоска

В каждом зёрнышке – мука,

4. Рассматривание колоска пшеницы.

— Ребята, а какие бывают колоски?

Из пшеничных колосков какая получится мука? (дети – пшеничная);

-из ржаных (ржаная);

-из овсяных (овсяная);

-из рисовых колосков (рисовая).

Воспитатель: Очень много людей трудится, чтобы вырастить зерно, потом перемолоть его в муку, приготовить хлеб. Предлагаю вам посмотреть репортаж «Откуда к нам хлеб пришел»

Просмотр слайдов «Откуда к нам хлеб пришел»

1-й слайд: Это зерно.

2-й слайд: Весной специальным трактором пашут землю и сеют пшеницу в землю.

3-й слайд: Солнце светит, дождик идет. Вскоре на полях появляются зеленые ростки – всходы.

4-й слайд: Летом вырастают колоски, а в них много – много зерен.

5-й слайд: Осенью пшеница созревает и колоски убирают машинами – комбайнами.

6-й слайд: Зернышки достают из колосков – обмолачивают. Получается зерно.

7-й слайд: Затем зерно перетирают – мелят и получают муку.

8-й слайд: Это мука. Мы можем купить ее в магазине.

9-й слайд: В муку добавляют воду и другие продукты и замешивают тесто.

10-й слайд: А это тесто.

11-й слайд: Из теста лепят хлеб, булочки, лепешки.

В землю зернышко посадим –

Очень малое оно (присесть, обхватить колени)

Но лишь солнышко засветит,

Прорастет мое зерно ( встать медленно, потянуться вверх)

Ветер тучку пригнал ( наклоны в сторону)

И водичку нам дал, (машем на лицо)

Сожнет косарь зерно и размелет его, (имитация действий)

А хозяйка из муки испечет нам пироги («лепим пироги»)

И огромный каравай – (широко разводим руки в стороны)

Читать еще:  Где сейчас певица alizee. Ализе: чем живет и как выглядит певица сейчас

Всех друзей угощай! ( наклон вперед)

Дидактическая игра в кругу «Что можно приготовить из муки?» Воспитатель: ребята, а что еще можно приготовить из муки? (дети передают мешочек с мукой по кругу, называют хлебобулочные изделия). А кто занимается приготовлением разных блюд? (повар, кондитер). А дома можно приготовить печенье, булочки? Вы хотели бы попробовать сами это сделать? Так как мы начинающие кондитеры, нам понадобится помощь. Пригласим хозяюшку?

Сюрпризный момент. Под музыку появляется хозяюшка.

Сейчас мы всем на удивленье

А что мы с вами будем готовить, узнаете, если отгадаете загадку:

Кольцо не простое,

Кольцо золотое, блестящее, хрустящее,

Всем на загляденье –

Мы будем с вами лепить калачи, но прежде, чем начать готовить, что нужно сделать? ( тщательно помыть руки с мылом, надеть фартуки ). Идут мыть руки, надевают фартучки.

Пальчиковая гимнастика (у стола) :

Ах, вода, вода, вода ( потирают ладони)

Будем чистыми всегда!

Брызги вправо, брызги влево — (сжимают-разжимают кулачки)

Руки чистые для дела!

Можно к делу приступать!

10. Театрализованная деятельность. Мальчик садится на диван, изображая лентяя.

— Ты, работушка, меня не бойся, я тебя не трону!

Хозяюшка: — Тит, Тит, иди с нами калачи лепить!

-Не хочу, живот болит!

— Тит, а Тит, иди кашу есть!

— А где моя большая ложка!

Дети (хором ): Хочешь есть калачи – не лежи на печи! (присоединяется к ребятам).

Хозяюшка замешивает тесто, обсуждает с ребятами, какие ингредиенты понадобятся.

Рецепт песочного печенья.

1 стакан сахара растереть с пачкой маргарина, добавит взбитое яйцо, соду, соль. Тщательно вымешать до получения однородной массы.

Дети лепят бублики, калачи, баранки и др. Складывают на противень.

Художественное слово. Пословицы и поговорки о труде.

А какие пословицы и поговорки о труде и о хлебе вы знаете?

(дети): Труд кормит, а лень портит.

Горька работа, да хлеб сладок.

Хлеб – всему голова.

Судят не по словам, а по делам.

Умелые руки не знают скуки.

Без труда не вытянешь и рыбку из пруда.

Плох обед, коли хлеба нет.

Умелые руки не знают скуки.

Хозяюшка: Все отлично потрудились

За работой не ленились!

Хозяюшка: Верно, ребята, не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто на дело гож. Вы сегодня молодцы. Я отнесу выпекаться наши печенье да калачики. А к обеду они будут готовы!

Воспитатель : Ребята, а я тоже слепила печенье в виде улыбающегося личика, потому что очень понравилось сегодня с вами готовить, было очень интересно. А вам, ребята, понравилось трудиться? Чему вы сегодня смогли научиться? Что вам больше всего запомнилось? Что нового и интересного вы сегодня узнали?

  • Евсеенко Вера Николаевна
  • Написать
  • 1044
  • 24.04.2016

Номер материала: ДБ-050970

  • 24.04.2016
  • 395
  • 24.04.2016
  • 1924
  • 24.04.2016
  • 26888
  • 24.04.2016
  • 1520
  • 24.04.2016
  • 1173
  • 24.04.2016
  • 1252
  • 24.04.2016
  • 720

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Пословица всем делам помощница почему. Команда «Хочешь есть калачи, не сиди на печи»

Оленников Алексей, 12 лет, школа №8 им. А.С. Пушкина, Иркутская область, г.Черемхово

Читать еще:  Портрет ольги пшеницыной в романе обломов. Портреты второстепенных героев

Сочинение на тему:

«Хочешь есть калачи не лежи на печи»

Издавна считалось, что народная мудрость несет в себе особый смысл и передает все неисчерпаемые сокровища человеческой мысли и опыта. Эта мудрость передавалась из поколения в поколение через сказания, былины, притчи, поговорки, песни.

Особую значимость, во все времена имели и пословицы. Именно в них русский народ мог найти ответ на любой вопрос.

С пословицей люди и в поле выходили хлеб жать и могли врага победить и весело отдохнуть и праздник устроить. Недаром говорилось: «Без пословицы не проживешь».

А.С.Пушкин, обращаясь к собирателю пословиц и поговорок В.И. Далю, высоко ценил пословицы, называя их золотом: «Какой толк в каждой пословице нашей! Что за золото!». А известный писатель М. Шолохов представлял пословицы как: «радость и страдания людские, смех и слезы, любовь, гнев, вера и безверие, правда и кривда, честность и обман, трудолюбие и лень, красота истин и уродство предрассудков». Разве можно сказать лучше! В этих словах заключается весь смысл значения пословиц.

Сегодня в наше время люди также используют в разговорной речи различные пословицы.

В русском народном творчестве есть очень интересная и поучительная пословица «Хочешь есть калачи, не сиди на печи». Она имеет глубокий смысл.

Для меня смысл этой пословицы заключается в том, чтобы хорошо жить, нужно много трудиться.

Эта мысль очень хорошо прослеживается в сказках народов мира: «Колосок», «Легкий хлеб», «Три дочери».

В них представлены герои, которые трудились и были вознаграждены за свой труд и описаны поступки тех героев (например мышата Круть и Верть), которые не хотели работать, но есть пироги. Они все время играли, хотя Петушок звал их помогать ему. И, в конце концов, голодные мышата пришли обедать, но Петушок их не пустил, потому что они не работали.

Всех сказочных героев легко представить людьми. Среди нас многие не понимают, что хлеб наш дается очень тяжело.

Из произведений о войне мы знаем, что народу было очень трудно выращивать хлеб, людям приходилось много работать, чтобы получить на обед хотя бы маленький кусочек хлеба.

В рассказах наших Сибирских писателей В.Астафьева и Е. Поляка «Сибиряк» и «Краюшка хлеба» трогательно описывается отношение людей к хлебу и труду. В те времена люди очень бережно относились к этим вещам. Так, например, герой рассказа «Сибиряк» обращаясь к товарищам, говорил о труде женщин во время войны: «Да, знаешь ли ты, голова — два уха, что сейчас уборочная началась, одни бабы хлеб-то убирают. Не до чаев им, в тридцатом поту бьются…..».

А в рассказе «Краюшка хлеба» боец вспоминал, как дрожащими от холода руками подавала ему девушка в расшитом полотенце горбушку черствого, черного, но настоящего хлеба!

С. Алексеев в стихотворении «Идет война народная» описывает случай, когда кто-то бросает кусок хлеба на землю не понимая, что это частица труда многих людей.

Хлеб под столом, хлеб под столом
Брошенный прямо в пыль.
Кто это совесть свою на слом
Выбросил, как в утиль.
Если б увидел его, никогда б
Не подал ему руки.
Будто не знал он, сколько труда
Вложено в эти куски!

Так давайте ценить и уважать благородный труд и следовать примеру старших поколений – работать лучше, по-хозяйски беречь все – и хлеб и воду и природу и все что нас окружает. И, конечно же, не лениться, а лучше учиться и работать.

Источники:

http://www.bolshoyvopros.ru/questions/521936-v-chjom-smysl-poslovicy-hochesh-est-kalachi—ne-sidi-na-pechi.html
http://infourok.ru/konspekt-neposredstvennoobrazovatelnoy-deyatelnosti-hochesh-est-kalachi-ne-sidi-na-pechi-1051322.html
http://www.sites.google.com/site/tetrad2010/olennikov-aleksej

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector