Поэма «Кому на Руси жить хорошо. “Кому на Руси жить хорошо”: “Поп” (анализ главы)
Анализ поэмы «Кому на Руси жить хорошо»
19 февраля 1861 года в России произошла долгожданная реформа – отмена крепостного права, сразу же всколыхнувшая все общество и вызвавшая волну новых проблем, главную из которых можно выразить строчкой из стихотворения Некрасова: «Народ освобожден, но счастлив ли народ.
История создания
Поэму «Кому на Руси жить хорошо» Некрасов создавал с с 1863 по 1877 год, а отдельные замыслы, по свидетельству современников, возникли у поэта еще в 1850-х годах. Некрасов хотел изложить в одном произведении все, что, как он говорил, «я знаю о народе, все, что мне привелось услыхать из уст его», накопленное «по словечку» за 20 лет жизни. К сожалению, из-за смерти автора поэма осталась неоконченной, вышло только четыре части поэмы и пролог.
После смерти автора издатели поэмы столкнулись со сложной задачей – определить, в какой последовательности публиковать разрозненные части произведения, т.к. Некрасов не успел соединить их в одно целое. Задача была разрешена К. Чуковским, который, опираясь на архивы писателя, принял решение печатать части в таком порядке, в каком они известны современному читателю: «Последыш», «Крестьянка», «Пир на весь мир».
Жанр произведения, композиция
Существует много различных жанровых определений «Кому на Руси жить хорошо» – о ней говорят, как о «поэме-путешествии», «Русской Одиссее», известно даже такое запутанное определение как «протокол своеобразного всероссийского крестьянского съезда, непревзойденная стенограмма прений по острому политическому вопросу».
Тема и идея произведения, герои, проблематика
Сюжет поэмы прост: «на столбовой дороженьке» сходятся семеро мужиков, которые заспорили, кому лучше всего живется на Руси. Чтобы это выяснить, они отправляются в странствие. В связи с этим тему произведения можно определить как широкомасштабное повествование о жизни крестьян в России. Некрасов охватил почти все сферы жизни – за время своих странствий мужики познакомятся с разными людьми: попом, помещиком, нищими, пьяницами, торговцами, перед их глазами пройдет круговорот человеческих судеб – от израненного солдата до некогда всесильного князя. Ярмарка, острог, тяжелый труд на барина, смерть и рождение, праздники, свадьба, торги и выборы бургомистра – ничего не укрылось от пристального взгляда писателя.
Неоднозначным является вопрос о том, кого же считать главным героем поэмы. С одной стороны, формально она имеет семеро главных героев – мужиков, странствующих в поисках счастливого человека. Выделяется также образ Гриши Добросклонова, в лице которого автор изображает будущего народного спасителя и просветителя. Но помимо этого, в поэме явственно прослеживается образ народа как образ главного действующего лица произведения. Народ появляется как единое целое в сценах ярмарки, массовых гуляний («Пьяная ночь», «Пир на весь мир»), сенокоса. Всем миром принимаются различные решения – от помощи Ермила до выборов бургомистра, даже вздох облегчения после смерти помещика вырывается у всех одновременно. Не индивидуализированы и семь мужиков – они описаны максимально кратко, не имеют своих отдельных черт и характеров, преследуют одну и ту же цель и даже говорят, как правило, все вместе. Второстепенные персонажи (холоп Яков, сельский староста, Савелий) прописаны автором куда более детально, что позволяет говорить о специальном создании с помощью семи странников условно-аллегорического образа народа.
Жизни народа так или иначе касаются и все проблемы, подымаемые Некрасовым в поэме. Это проблема счастья, проблема пьянства и моральной деградации, греха, взаимоотношений старого и нового уклада жизни, свободы и несвободы, бунта и терпения, а также характерная для многих произведений поэта проблема русской женщины. Проблема счастья в поэме является основополагающей, и понимается разными персонажами по-разному. Для попа, помещика и других наделенных властью персонажей счастье представляется в виде личного благосостояния, «почета и богатства». Мужицкое счастье состоит из различных несчастий – медведь пытался задрать, но не смог, на службе били, но до смерти не убили… Но есть и такие персонажи, для которых не существует своего, личного счастья отдельно от счастья народного. Таков Ермил Гирин, честный бургомистр, таков и появляющийся в последней главе семинарист Гриша Добросклонов. В его душе любовь к бедной матери переросла и слилась с любовью к такой же бедной родине, для счастья и просвещения которой и планирует жить Гриша.
Из Гришиного понимания счастья вырастает главная идея произведения: настоящее счастье возможно лишь для того, кто не думает о себе, и готов потратить всю свою жизнь для счастья всеобщего. Призыв любить свой народ таким, каким он есть, и бороться за его счастье, не оставаясь равнодушным к его проблемам, отчетливо звучит на протяжении всей поэмы, и в образе Гриши находит свое окончательное воплощение.
Художественные средства
Анализ «Кому на Руси жить хорошо» Некрасова не может считаться полным без рассмотрения средств художественной выразительности, использованных в поэме. В основном это использование устного народного творчества – одновременно и как объект изображения, для создания более достоверной картины крестьянской жизни, так и как объект изучения (для будущего народного заступника, Гриши Добросклонова).
Фольклор в текст вводится либо прямо, как стилизация: стилизация пролога под сказочный зачин (мифологическое число семь, скатерть-самобранка и другие детали красноречиво об этом говорят), либо же косвенно – цитаты из народных песен, отсылки к различным фольклорным сюжетам (чаще всего к былинам).
Стилизована под народно-песенную и сама речь поэмы. Обратим внимание на большое число диалектизмов, на уменьшительно-ласкательные суффиксы, многочисленные повторы и использование устойчивых конструкций в описаниях. Благодаря этому «Кому на Руси жить хорошо» может восприниматься как народное творчество, и это не случайно. В 1860-е годы как раз возник повышенный интерес к народному творчеству. Изучение фольклора воспринималось не только как научная деятельность, но и как открытый диалог интеллигенции с народом, что, безусловно, было Некрасову близко в идейном плане.
Вывод
Итак, рассмотрев произведение Некрасова «Кому на Руси жить хорошо», можно с уверенностью заключить, что, несмотря на то, что оно осталось неоконченным, оно все же представляет огромную литературную ценность. Поэма остается актуальной вплоть до сегодняшнего дня и может вызвать интерес не только у исследователей, но и у обычного читателя, интересующегося историей проблемами русской жизни. «Кому на Руси жить хорошо» неоднократно интерпретировалось и в других видах искусства – в виде сценической постановки, различных иллюстраций (Соколов, Герасимов, Щербакова), а также лубочной картинки на данный сюжет.
Детский час
для детей и родителей
Навигация по записям
Анализ поэмы Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»
Меняются века, а имя поэта Н.Некрасова – этого рыцаря духа – остается незабвенным. В своём творчестве Некрасов раскрыл многие аспекты русской жизни, рассказал о крестьянском горе, дал почувствовать, что под гнетом нужды и темноты таятся ещё неразвернувшиеся богатырские силы.
Поэма «Кому на Руси жить хорошо» — стержневое произведение Н.А.Некрасова. Оно — о крестьянской правде, о «старом» и «новом», о «холопах» и «свободных», о «бунте» и «терпении».
Какова история создания поэмы «Кому на Руси жить хорошо»? 60-е годы XIX века характеризуются усилением политической реакции. Некрасову необходимо было отстоять журнал «Современник» и тот курс, которого придерживалось издание. Борьба за чистоту выбранного направления потребовала активизации некрасовской музы. Одна из главных линий, которой придерживался Некрасов, и которая отвечала задачам того времени, была народная, крестьянская. Работа над произведением «Кому на Руси жить хорошо» – главная дань крестьянской теме.
Творческие задачи, которые стояли перед Некрасовым при создании поэмы «Кому на Руси жить хорошо», следует рассматривать в фокусе литературной и общественной жизни 60-70-х гг. XIX века. Ведь поэма создавалась не один год, а более десяти лет, и те настроения, которые владели Некрасовым в начале 60-х, менялись, точно так же, как менялась и сама жизнь. Начало написания поэмы приходится на 1863 год. К тому времени император Александр II уже подписал манифест об отмене крепостного права.
Работе над поэмой предшествовали годы сбора по крупицам творческого материала. Автор решил не просто написать художественное произведение, а произведение, доступное и понятное простым людям, этакую «народную книгу», в которой показана с предельной полнотой целая эпоха в жизни народа.
В чем заключается жанровое своеобразие поэмы «Кому на Руси жить хорошо»? Литературные эксперты идентифицируют это произведение Некрасова как «поэму-эпопею». Такое определение восходит ещё к мнению современников Некрасова. Эпопея – это крупное художественное произведение эпического характера. По жанру «Кому на Руси жить хорошо» произведение лиро-эпическое. В нем эпические основы сочетаются с лирическими и с драматическими. Драматический элемент вообще пронизывает многие произведения Некрасова, увлеченность поэта драматургией отражается в его поэтическом творчестве.
Композиционная форма произведения «Кому на Руси жить хорошо» довольно своеобразна. Композиция – это построение, расположение всех элементов художественного произведения. Композиционно поэма построена по законам классической эпопеи: она представляет собой совокупность относительно автономных частей и глав. Объединяющим мотивом является мотив дороги: семь мужиков (семь – самое таинственное и магическое число), пытаются найти ответ на вопрос, который по сути своей является философским: кому на Руси жить хорошо? Некрасов не ведёт нас к некоему кульминационному моменту в поэме, не подталкивает к финальному событию и не активизирует действие. Его задача, как крупного эпического художника, – отразить аспекты русской жизни, нарисовать образ народа, показать многообразие народных дорог, направлений, путей. Этот творческий труд Некрасова – крупная лиро-эпическая форма. В ней задействовано много персонажей, развернуто немало сюжетных линий.
Главная мысль поэмы «Кому на Руси жить хорошо» заключается в том, что народ достоин счастья и есть смысл за счастье бороться. Поэт был уверен в этом, и всем своим произведением представил тому доказательства. Счастье одного, отдельно взятого индивида – этого недостаточно, это не решение вопроса. Поэма взывает к думам о воплощении счастья для всего народа, о «Пире на весь мир».
Начинается поэма с «Пролога», в котором автор рассказывает, как на столбовой дороге повстречались семеро мужиков из разных деревень. Между ними вышел спор о том, кому лучше живется на Руси. Каждый из споривших высказывал свое мнение, и никто не хотел уступать. В итоге, спорщики решили отправиться в странствие, чтобы из первых рук узнать, кому и как живется на Руси и выяснить, кто из них был прав в этом споре. От птички пеночки странники узнали, где находится волшебная скатерть-самобранка, которая накормит и напоит их в дальней дороге. Найдя скатерть-самобранку и убедившись в ее волшебных способностях, семь мужиков отправились в долгое путешествие.
В главах первой части поэмы семь странников встречали на своем пути людей из разных сословий: попа, крестьян на сельской ярмарке, помещика и задавали им вопрос – насколько они счастливы? Ни поп, ни помещик не считали, что их жизнь полна счастья. Они жаловались на то, что после отмены крепостного права их жизнь ухудшилась. На сельской ярмарке царило веселье, но когда странники стали узнавать у расходящихся после ярмарки людей, насколько каждый из них счастлив, выяснялось, что истинно счастливыми можно было назвать лишь единицы из них.
В главах второй части, объединенных названием «Последыш», странники встречаются с крестьянами деревни Большие Вахлаки, живущими в довольно странном положении. Не смотря на отмену крепостного права, они в присутствии помещика изображали крепостных, как в старые времена. Старый помещик болезненно отнесся к реформе 1861 года и его сыновья, боясь остаться без наследства, подговорили крестьян изображать крепостных, пока старик не умрет. В конце этой части поэмы говорится, что после смерти старого князя его наследники обманули крестьян и затеяли с ними тяжбу, не желая отдавать ценные луга.
После общения с вахлакскими мужиками путешественники решили поискать счастливых людей среди женщин. В главах из третьей части поэмы под общим названием «Крестьянка» они встретились с жительницей села Клин, Матреной Тимофеевной Корчагиной, которую в народе прозвали «губернаторша». Матрена Тимофеевна рассказала им без утайки всю свою многострадальную жизнь. В конце своего рассказа Матрена посоветовала странникам не искать счастливых людей среди русских женщин, поведав им при этом притчу о том, что ключи от женского счастья утеряны, и найти их никто не в силах.
Странствование семи мужиков, ищущих по всей Руси счастья, продолжается, и они попадают на пир, устроенный жителями села Валахчина. Эта часть поэмы получила название «Пир на весь мир». На этом пиру семь странников приходят к осознанию того, что вопрос, ради которого они отправились в поход по Руси, занимает не только их, но и весь русский народ.
В последней главе поэмы автор предоставляет слово молодому поколению. Один из участников народного пира, сын приходского дьячка, Григорий Добросклонов, будучи не в силах заснуть после бурных споров, отправляется бродить по родным просторам и в его голове рождается песня «Русь», ставшая идейным финалом поэмы:
«Ты и убогая,
Ты и обильная,
Ты и забитая,
Ты и всесильная,
Матушка-Русь!»
Вернувшись домой, и проговорив брату эту песню, Григорий пытается заснуть, но его воображение продолжает работать и рождается новая песня. Если бы семь странников сумели узнать, о чем эта новая песня, они с легким сердцем могли бы вернуться домой, ибо цель странствия была бы достигнута, поскольку новая песня Гриши была о воплощении счастья народного.
Касаясь проблематики поэмы «Кому на Руси жить хорошо», можно сказать следующее: в поэме вырисовывается два уровня проблематики (конфликта) – социально-исторический (результаты крестьянской реформы) – конфликт нарастает в первой части и сохраняется во второй, и глубинный, философский (соль национального характера), который возникает во второй и доминирует в третьей части. Проблемы, поднятые Некрасовым в поэме
(цепи рабства сняты, но облегчилась ли крестьянская доля, прекратилось ли притеснение крестьян, устранены ли противоречия в обществе, счастлив ли народ) — не будут решены ещё в течение долгого периода.
Выполняя анализ поэмы Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо», важно сказать, что основной стихотворный размер этого произведения – трехстопный нерифмованный ямб. Причем в конце строки после ударного слога следуют два безударных (дактилическая клаузула). В некоторых местах произведения Некрасов использует также четырехстопный ямб. Такой выбор стихотворного размера был обусловлен необходимостью подачи текста в фольклорном стиле, но с сохранением классических литературных канонов того времени. Входящие в состав поэмы народные песни, а также песни Григория Добросклонова, написаны с использованием трехсложных размеров.
Некрасов стремился к тому, чтобы язык поэмы был понятен простому русскому человеку. Поэтому он отказался от использования лексикона классической поэзии того времени, насытив произведение словами простонародной речи: «деревнишка», «бревешко», «пустопляс», «ярмонка» и многие другими. Это позволило сделать поэму понятной любому крестьянину.
В поэме «Кому на Руси жить хорошо» Некрасов использует многочисленные средства художественной выразительности. К ним относятся такие эпитеты, как «солнце красное», «тени черные», «люди бедные, «сердце свободное», «совесть спокойная», «сила несокрушимая». Есть в поэме и сравнения: «выскочил, как встрепанный», «глазищи желтые горят, как… четырнадцать свечей!», «как убитые заснули мужики», «облака дождливые, как дойные коровушки».
Применяет автор и сравнения-образы «Уж налились колосики. Стоят столбы точеные…».
Метафоры, встречающиеся в поэме: «лежит земля», «весна… дружная», «плачет пеночка», «бурливое село», «бояре — кипарисовы».
Метонимии – «притихла вся дороженька», «притихла площадь людная», «Когда мужик… Белинского и Гоголя с базара понесет».
В поэме нашлось место таким средствам художественной выразительности, как ирония: «…сказ про юродивого помещика: икается, я думаю, ему!» и сарказм: «Горда свинья: чесалася О барское крыльцо!».
Есть в поэме и стилистические фигуры. К ним относятся обращения: «Ну, дядя!», «А ты постой!», «Приди, желанное. », «Ой люди, люди русские!» и восклицания: «Чу! лошадиный храп!», «А хлеба хоть не сей!», «Эх! Эх!», «Хоть проглоти перо!»
Фольклорные выражения – на «ярмонке», видимо-невидимо.
Язык поэмы – своеобразный, украшенный поговорками, присказками, диалектами, «простонародными» словами: «млада-младешенька», «целковенький», «погудка».
Поэма «Кому на Руси жить хорошо» мне запомнилась тем, что, несмотря на те трудные времена, в которые она создавалась и которые она описывает, в ней видно позитивное, жизнеутверждающее начало. Народ заслуживает счастья – вот главная теорема, доказанная Некрасовым. Поэма помогает людям разобраться, стать лучше, бороться за свое счастье. Некрасов – мыслитель, человек, обладающий уникальным общественным чутьём. Он прикоснулся к глубинам народной жизни, вытащил из её недр россыпь оригинальных русских характеров. Некрасов был в состоянии показать всю полноту людских переживаний. Он стремился постичь всю глубину человеческого бытия.
Некрасов нестандартно решал свои творческие задачи. Его творчество проникнуто идеями гуманизма.
Анализ глав «Поп», «Сельская ярмонка», «Пьяная ночь»
Главы поэмы Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» не только открывают разные стороны жизни России: в каждой главе мы смотрим на эту жизнь глазами представителей разных сословий. И рассказ каждого из них, как к центру, обращается к «царству мужицкому», обнаруживая разные стороны народной жизни – его быта, труда, раскрывая народную душу, народную совесть, народные чаяния и стремления. Если воспользоваться выражением самого Некрасова, крестьянина мы «меряем» разной «мерочкой» – и «господской», и его собственной. Но параллельно, на фоне создающейся в поэме величественной картины жизни российской империи развивается внутренний сюжет поэмы – постепенный рост самосознания героев, их духовное пробуждение. Наблюдая происходящее, разговаривая с самыми разными людьми, мужики учатся отличать подлинное счастье от мнимого, иллюзорного, они находят ответ на вопрос, «кто всех святей, кто всех грешней». Характерно, что уже в первой части герои выступают и в роли судей, причем именно им принадлежит право определить: кто из называющих себя счастливыми по-настоящему счастлив. Это – сложная нравственная задача, требующая от человека обладания собственными идеалами. Но не менее важно отметить, что странники все чаще оказываются «затерянными» в толпе крестьян: их голоса как бы сливаются с голосами жителей других губерний, всего крестьянского «мира». И уже «миру» принадлежит веское слово в осуждении или оправдании счастливых и несчастливых, грешников и праведников.
Отправляясь в странствие, крестьяне ищут того, кому «вольготно-весело живется на Руси». Эта формула предполагает, вероятно, свободу и праздность, неразделимые для мужиков с богатством и знатностью. Первому же из встреченных возможных счастливцев – попу они задают вопрос: «Скажи ж ты нам по-божески: / Сладка ли жизнь поповская? / Ты как – вольготно, счастливо / Живешь, честной отец. » Синонимом «счастливой» жизни для них выступает «сладкая» жизнь. Этому неопределенному представлению поп противополагает свое понимание счастья, которое мужики разделяют: «В чем счастие по-вашему? / Покой, богатство, честь – / Не так ли, други милые?» / Они сказали: так. ». Можно предположить, что многоточие (а не восклицательный знак или точка), поставленное после мужицких слов, означает паузу – мужики раздумывают над поповскими словами, но и принимают их. Л.А. Евстигнеева пишет о том, что определение «покой, богатство, честь» чуждо народному представлению о счастье. Это не совсем так: некрасовские герои действительно приняли это понимание счастья, согласились с ним внутренне: именно эти три слагаемых – «покой, богатство, честь» будут для них основой для суждения о попе и помещике, Ермиле Гирине, для выбора между многочисленными счастливцами, которые объявятся в главе «Счастливые». Именно потому, что поповская жизнь лишена и покоя, и богатства, и чести, мужики и признают его несчастливым. Выслушав жалобы попа, они поняли, что его жизнь вовсе не «сладкая». Свою досаду они вымещают на Луке, убеждавшем всех в «счастье» попа. Ругая его, они и вспоминают все доводы Луки, доказывавшего поповское счастье. Слушая их брань, мы понимаем, с чем же они отправлялись в путь, что же они почитали «хорошей» жизнью: для них это сытая жизнь:
Что, взял? башка упрямая!
Дубина деревенская!
Туда же лезет в спор!
Три года я, робятушки,
Жил у попа в работниках,
Малина – не житье!
Попова каша – с маслицом,
Попов пирог – с начинкою,
Поповы щи – с снетком!
Ну, вот тебе хваленое,
Поповское житье!
Уже в рассказе попа проявилась одна важная особенность повествования. Рассказывая о своей жизни, о личном неблагополучии, каждый встреченный мужиками возможный «кандидат» в счастливые будет рисовать широкую картину российской жизни. Так создается образ России – единого мира, в котором жизнь каждого сословия оказывается зависимой от жизни всей страны. Только на фоне народной жизни, в тесной связи с ней становится понятно и объяснимо неблагополучие самих героев. В рассказе попа открываются прежде всего темные стороны жизни крестьянина: поп, исповедуя умирающих, становится свидетелем самых горестных минут в жизни крестьянина. От попа же мы узнаем, что и в богатые урожаем годы, и в голодные годы – никогда не бывает легкой жизнь крестьянина:
Угоды наши скудные,
Пески, болота, мхи,
Скотинка ходит впроголодь,
Родится хлеб сам-друг,
А если и раздобрится
Сыра земля-кормилица,
Так новая беда:
Деваться с хлебом некуда!
Припрет нужда – продашь его
За сущую безделицу,
А там – неурожай!
Тогда плати втридорога,
Скотинку продавай!
Именно поп затрагивает одну из самых трагических сторон народной жизни – важнейшую тему поэмы: горестное положение русской женщины-крестьянки, «печальницы, кормилицы, поилицы, рабыни, богомолицы и труженицы вечной».
Можно отметить и такую особенность повествования: в основе каждого рассказа героев о его жизни лежит антитеза: прошлое – настоящее. При этом, герои не просто сравнивают разные этапы своей жизни: человеческая жизнь, счастье и несчастье человека всегда связаны с теми законами – социальными и нравственными, по которым идет жизнь страны. Герои нередко и сами делают широкие обобщения. Так, например, поп, рисуя нынешнее разорение – и помещичьих усадеб, и крестьянской жизни, и жизни священников, говорит:
Во время недалекое
Империя российская
Дворянскими усадьбами
Была полным-полна
Что свадеб там игралося,
Что деток нарождалося
На даровых хлебах!
А ныне уж не то!
Как племя иудейское,
Рассеялись помещики
По дальней чужеземщине
И по Руси родной.
Та же антитеза будет характерна и для рассказа Оболта-Оболдуева о помещичьем житье-бытье: «Теперь не та уж Русь!» – скажет он, нарисовав картины прошлого благополучия и нынешнего разорения дворянских семей. Та же тема будет продолжена и в «Крестьянке», начинающейся с описания разрушаемой дворовыми прекрасной помещичьей усадьбы. Прошлое и настоящее будут противопоставлены и в рассказе о Савелии, богатыре святорусском. «А были благодатные / Такие времена» – вот пафос рассказа самого Савелия о его молодости и прежней жизни Корежины.
Но авторская задача явно не заключается в том, чтобы воспеть утраченное благоденствие. И в рассказе попа, и в рассказе помещика, особенно в рассказах Матрены Тимофеевны лейтмотивом проходит мысль, что основа благополучия – великий труд, великое терпение народное, та самая «крепь», которая принесла столько горя народу. «Даровые хлеба», даром достававшийся помещикам хлеб крепостных крестьян – источник благополучия России и всех ее сословий – всех, кроме крестьянского.
Тягостное впечатление от поповского рассказа не исчезает даже в главе, описывающей сельский праздник. Глава «Сельская ярмонка» открывает новые стороны народной жизни. Глазами крестьян мы смотрим на нехитрые крестьянские радости, видим пеструю и пьяную толпу. «Слепой народ» – это некрасовское определение из поэмы «Несчастные» в полной мере передает суть нарисованной автором картины народного праздника. Толпа крестьян, протягивающих кабачникам шапки за штоф водки, пьяный крестьянин, вываливший в канаву целый воз с товаром, Вавилушка, пропивший все деньги, мужики-офени, покупающие для продажи крестьянам «картиночки» с важными генералами и книжки «про милорда глупого», – все эти, и печальные, и смешные сцены свидетельствуют о нравственной слепоте народа, его невежестве. Пожалуй, только один светлый эпизод отмечен автором в этом празднике: всеобщее сочувствие к судьбе Вавилушки, пропившего все деньги и горюющего, что не принесет внучке обещанного подарка: «Народ собрался, слушает, / Не смеючись, жалеючи; / Случись, работой, хлебушком / Ему бы помогли, / А вынуть два двугривенных, / Так сам ни с чем останешься». Когда же ученый-фольклорист Веретенников выручает бедного мужика, крестьяне «так были разутешены, / Так рады, словно каждого / Он подарил рублем». Сострадание чужой беде и способность радоваться чужой радостью – душевная отзывчивость народа – все это предвещает будущие авторские слова о золотом сердце народном.
Глава «Пьяная ночь» продолжает тему «великой жажды православной», безмерности «русского хмеля» и рисует картину дикого разгула в ночь после ярмарки. Основа главы – многочисленные диалоги разных не видимых ни странникам, ни читателям людей. Вино сделало их откровенными, заставило говорить о самом больном и сокровенном. Каждый диалог можно было бы развернуть в историю человеческой жизни, как правило, несчастливой: нищета, ненависть между самыми близкими людьми в семье – вот что открывают эти разговоры. Этим описанием, рождавшем в читателе ощущение, что «нет меры хмелю русскому», первоначально и заканчивалась глава. Но автор не случайно пишет продолжение, делая центром главы «Пьяная ночь» не эти тягостные картины, а разговор-объяснение Павлуши Веретенникова, ученого-фольклориста, с крестьянином Якимом Нагим. Также не случайно собеседником ученого-фольклориста автор делает не «мастерового», как было в первых набросках, а именно крестьянина. Не сторонний наблюдатель, а сам крестьянин дает объяснение происходящему. «На мерочку господскую крестьянина не мерь!» – звучит голос крестьянина Якима Нагого в ответ Веретенникову, попрекнувшему крестьян за то, что «пьют до одурения». Народное пьянство Яким объясняет теми страданиями, которые без меры отпущены крестьянам:
Нет меры хмелю русскому,
А горе наше меряли?
Работе мера есть?
А что глядеть зазорно вам,
Как пьяные валяются,
Так погляди поди,
Как из болота волоком
Крестьяне сено мокрое,
Скосивши, волокут:
Где не пробраться лошади,
Где и без ноши пешему
Опасно перейти,
Там рать-орда крестьянская
По кочам, по зажоринам
Ползком-ползет с плетюхами, –
Трещит крестьянский пуп!
Исполнен противоречия образ, которым пользуется Яким Нагой в определении крестьян, – рать-орда. Рать – воинство, крестьяне – ратники-воители, герои – этот образ пройдет через всю некрасовскую поэму. Мужики, труженики и страдальцы, осмысляются автором как защитники России, основа ее богатства и стабильности. Но крестьяне – и «орда», сила непросветленная, стихийная, слепая. И эти темные стороны в народной жизни также открываются в поэме. Пьянство спасает крестьянина от горестных дум и от гнева, накопившегося в душе за долгие годы страданий и несправедливостей. Душа крестьянина – «туча черная», предвещающая «грозу», – этот мотив будет подхвачен в главе «Крестьянка», в «Пире на весь мир». Но душа крестьянская – и «добрая»: гнев ее «вином кончается».
Противоречия русской души и далее открываются автором. Сам образ Якима исполнен таких противоречий. Многое объясняет в этом крестьянине любовь к «картиночкам», что он купил сыну. Автор не детализирует, какими «картиночками» любовался Яким. Вполне может быть, что там нарисованы были все те же важные генералы, что и на картинках, описанных в «Сельской ярмонке». Некрасову важно подчеркнуть только одно: во время пожара, когда люди спасают самое дорогое, Яким спасал не накопленные им тридцать пять рублей, а «картиночки». И жена его спасала – не деньги, а иконы. То, что дорого было крестьянской душе, оказалось важнее того, что нужно для тела.
Рассказывая о своем герое, автор не стремится показать уникальность, особенность Якима. Напротив, акцентируя в описании своего героя природные образы, автор создает портрет-символ всего русского крестьянства – пахаря, за долгие годы сроднившегося с землей. Это и придает словам Якима особенную весомость: мы воспринимаем его голос как голос самой земли-кормилицы, самой крестьянской Руси, зовущей не к осуждению, но к состраданию:
Грудь впалая, как вдавленный
Живот; у глаз, у рта
Излучины, как трещины
На высохшей земле;
И сам на землю-матушку
Похож он: шея бурая,
Как пласт, сохой отрезанный,
Кирпичное лицо,
Рука – кора древесная.
А волосы – песок.
Глава «Пьяная ночь» завершается песнями, в которых сильнее всего и сказалась народная душа. В одной из них поется «про Волгу матушку, про удаль молодецкую, про девичью красу». Песня о любви и молодецкой силе и воле растревожила крестьян, прошла «по сердцу по крестьянскому» «огнем-тоской», заставила плакать женщин, а в сердцах странников вызвала тоску по дому. Так, пьяная, «веселая и ревущая» толпа крестьян на глазах читателей преображается, и открывается в сердцах и душах людей задавленная работой и вином тоска по воле и любви, по счастью.
► Другие статьи, посвященные анализу поэмы «Кому на Руси жить хорошо»:
► Перейти к оглавлению книги Русская поэзия XIX века
Источники:
https://obrazovaka.ru/sochinenie/komu-na-rusi-zhit-horosho/analiz-poemy.html
https://detskiychas.ru/school/nekrasov/analiz_komu_na_rusi_zhit_horosho/
https://licey.net/free/14-razbor_poeticheskih_proizvedenii_russkie_i_zarubezhnye_poety/71-russkaya_poeziya_xix_veka/stages/4364-analiz_glav__pop____selskaya_yarmonka____pyanaya_noch_.html