Понятие экологической культуры и ее особенности. Экологическая культура человека
Экологическая культура личности: сущность, структура. Пути формирования экологической культуры личности обучающихся.
Экология — комплекс наук, исследующих различные аспекты отношений живых организмов и условий среды.
Воспитание экологической культуры — это целенаправленная работа педагогов по формированию у школьников системы знаний о природе и о правилах взаимодействия с ней, по созданию условий для осознания учащимися ценности природы для общества и человека, по стимулированию, мотивации и организации экологической деятельности учащихся, овладению ими опытом эмоционально-волевого, нравственно-эстетического отношения к природе.
Цель экологического воспитания — формирование экологической культуры учащихся.
Экологическая культура личности — уровень сформированности системы научных знаний о взаимодействии человека, общества и природы.
Экологическая культура в себя включает:
– систему экологических знаний о природе и о правилах взаимодействия с ней;
– экологическое сознание и ценностное отношение к природе (определенные взгляды, убеждения, нравственно-эстетическое отношение, любовь к природе, ответственность и т. д.);
– экологическую деятельность (информационная, учебно-исследовательская, природоохранная и просветительская).
Экологические знания формируют следующие ключевые идеи:
– биосфера — это целостное явление, в котором компоненты взаимосвязаны;
– в природе присутствует многообразие видов и существует необходимость их охраны;
– зависимость здоровья человека от действия факторов окружающей среды;
– природа — фактор нравственно-эстетического развития личности.
Критерии сформированности экологической культуры:
– наличие представлений о взаимодействии в системе «человек — общество — природа», а также наличие знаний о региональных и глобальных экологических проблемах;
– проявление ответственности за сохранение природного окружения;
– участие в видах деятельности по охране окружающей среды.
Условия воспитания экологической культуры:
– сочетание различных форм, методов и средств;
– повышение экологической культуры самих педагогов и родителей;
– организация практической деятельности по охране природы;
– взаимодействие учреждений образования с субъектами природоохранной деятельности;
– непрерывность экологического образования.
Формы экологического воспитания:
– эколого-ориентированные (эколого-психологические тренинги, экологические праздники, дискуссии, игры, тематические недели);
– природоохранные формы (субботники, экологические акции, работа «зеленого» и «голубого» патрулей, школьное лесничество, посадки и насаждения, работа над зверинцами);
– проектно-исследовательские формы (экологические олимпиады, летние практикумы, создание экопроектов, составление «красной» тетради своей местности);
– просветительские формы (информационные часы, слеты, выпуск экологического листка, театрализованные мероприятия);
– эколого-краеведческие формы (экскурсии, путешествия, школьный экологический музей, живой уголок).
185.94.188.253 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.
Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)
очень нужно
Сущность понятия «Экологическая культура»
Экологическое образование и экологическое воспитание необходимо рассматривать как два тесно взаимосвязанных звена в целостном процессе развития экологической культуры личности.
Специфика процесса воспитания связана с воздействием на духовную сферу личности и оперированием системой понятий «ценности – отношение – деятельность», специфика процесса экологического образования связана с воздействием на интеллект, формирующиеся сознание и оперирование системой «сознание мышления – знание деятельность».
По мнению Бабановой Т.А., экологическое образование обладает такими особенностями, как
– актуализация идеи о неразрывной связи физической и духовной жизни человека с природой;
– рассмотрение экологических проблем в системе глобальных проблем современности;
– направленность на цели охраны природы: сбережение генофонда биосферы, сохранение гигиенических и эстетических достоинств окружающей среды, рациональное использование природных ресурсов [1, с. 16].
С точки зрения Бодровой Л. А., экологическое воспитание – составная часть нравственного воспитания, поэтому под экологическим воспитанием надо понимать единство экологического сознания и поведения, гармоничного с природой. На формирование экологического сознания оказывают влияние экологические знания и убеждения. Экологические представления формируются на уроках природоведения, а так же в процессе внеклассной работы по экологическому образованию и воспитанию. Воспитание, основанное на раскрытии конкретных экологических связей, поможет ученикам усваивать правила и нормы поведения в природе, которые будут осознанными и осмысленными убеждениями каждого ученика [3, с. 24].
Цель экологического воспитания – это формирование бережного отношения к окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания. Всё это предполагает соблюдение нравственных и правовых принципов природопользования и пропаганду идей его оптимизации, активную деятельность по изучению, охране и защите природы своей местности. Эта цель достигается по мере решения в единстве следующих задач:
– образовательных – формирование системы знаний об экологических проблемах современности и пути их разрешения;
– воспитательных – формирование мотивов, потребностей и привычек экологически целесообразного поведения и деятельности, здорового образа жизни;
– развивающих – развитие системы интеллектуальных и практических умений по изучению, оценке состояния и улучшению окружающей среды своей местности; развитие стремление к активной деятельности по охране окружающей среды: интеллектуального, эмоционального, нравственного .
Таким образом, экологическая культура – сложное понятие, включающее в себя знание основных законов природы, понимание необходимости считаться с этими законами и руководствоваться ими во всех видах деятельности, стремление соотносить свою деятельность с состоянием и потребностями окружающей среды, чувство ответственности за окружающую человека среду и за состояние здоровья людей. Поэтому экологическая культура личности должна формироваться на основе понимания главных закономерностей развития экологических систем и уважения к самой жизни во всех ее проявлениях. Ведущим показателем наличия такой культуры может считаться социальная и индивидуальная экологическая ответственность за события в природе и жизни людей. Экологическая культура охватывает как интеллектуальные, эстетические и этические, деятельностно-волевые аспекты человеческой жизни, так и практику бытовой и профессиональной деятельности человека.
На наш взгляд, можно выделить следующие компоненты экологической культуры и представить их в виде рис. 1.
Экологическая культура
Когнитивный Мотивационно- Деятельностный
компонет ценностный компонент компонент
Рисунок 1 – Компоненты экологической культуры
Зверева И.Д. считает, что когнитивный компонент выполняет объяснительно-информационную функцию формирования мировоззрения, соответствующего современному уровню науки, исторической практике и интеллектуальным требованиям человека [9, с.51].
По мнению Гирусова Э.В., функции деятельностного компонента состоят в интеграции мировоззрения и сознания на практике, то есть в процессе взаимодействия с природой; формировании у личности активной природоохранительной и природосозидательной позиции; практической экологической деятельности людей [5, с.76].
Современные проблемы взаимодействия общества и природы поставили ряд новых задач перед школой и педагогикой. Восприятие, оценка, переживание эстетически значимых ландшафтов, объектов живой и неживой природы оказывается не только важным мотивом общения современного человека с природой, ее созерцания, но и активным фактором формирования его действенно-гуманистической позиции и культуры поведения. Эстетико-эмоциональная окрашенность мотивов отношений к природе повышает ценность окружающей среды для личности, тем самым, создавая прочные основы экологической культуры, развивая личностный аспект экологической культуры, формируя экологическую направленность личности. В связи с этим в структуру экологической культуры введен перцептивно-эмоциональный компонент, функции которого заключаются в развитии чувственного восприятия природы и формировании духовно-эмоциональной сферы.
Таким образом, структура «экологической культуры» определяется взаимосвязанными и взаимообусловленными компонентами: когнитивным, аксиологическим, мотивацонно-ценностным, деятельностным.
Отечественные психологи и педагоги уделяют большое внимание проблеме формирования мотивационной сферы личности как объективно действующего фактора детерминации человеческого поведения. Карташова Е. С. отмечает значимость мотивов, регулирующих практические действия и необходимость их учёта в эколого-воспитательной работе [11, с.137].
Определяя сущность экологической культуры можно выделить:
1. Особенности этого процесса:
а) ступенчатый характер:
– формирование экологических представлений;
– развитие экологического сознания и чувств;
– формирование убеждений в необходимости экологической деятельности;
– выработка навыков и привычек поведения в природе;
– преодоление в характере учащихся потребительского отношения к природе;
2. Значение психологического аспекта, который включает в себя:
а) развитие экологического сознания;
б) формирование соответствующих потребностей, мотивов и установок личности;
в) выработку нравственных, эстетических чувств, навыков и привычек;
г) воспитание устойчивой воли;
д) формирование значимых целей экологической деятельности .
Содержание экологической культуры включает в себя систему норм, которые вытекают из ценностных ориентаций. Система ценностей исходит из понимания уникальности и самоценности природы. При этом человек рассматривается как часть природы, а при характеристике природы подчеркивается ее многосторонняя ценность для человека.
Изучение понятий «экологическая культура», «экологическое воспитание и образование»
статья (1, 2, 3, 4 класс) по теме
Статья о понятиях «экологическая культура», «экологическое воспитание и образование»
Скачать:
Предварительный просмотр:
Изучение понятий «экологическая культура»,
«экологическое воспитание и образование»
Экологическое воспитание детей начинается ещё с раннего детства в семье и детском саду. За короткое время педагогам и родителям предстоит заложить фундамент экологической культуры и сформировать у детей ответственное отношение к природе.
Ребёнок не может расти и развиваться, не взаимодействуя с окружающим миром. Его чувства и ум развиваются соответственно тому, какой характер носят его отношения с природой. Именно поэтому так важен в экологическом воспитании начальный этап школьного обучения, когда стихийные знания о культуре взаимоотношений с природной средой систематизируются и обобщаются и выстраивается мировоззренческая позиция человека к окружающему миру.
Именно в детские годы человек исследует и открывает мир для себя. И в том, какой мир предстанет перед ребёнком, ответственен взрослый. Если правильно вести работу по воспитанию экологической культуры, ребёнок откроет чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках.
Экологическая культура (от латинского cultura, что означает возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание) – часть общечеловеческой культуры, система социальных отношений, общественных и индивидуальных морально-этических норм, взглядов, установок и ценностей, касающихся взаимоотношения человека и природы [1] , гармоничность сосуществования человеческого общества и окружающей природной среды [2] .
Экологическая культура рассматривается учеными как культура единения человека с природой, гармоничного слияния социальных нужд и потребностей людей с нормальным существованием и развитием самой природы. Человек, овладевший экологической культурой, подчиняет все виды своей деятельности требованиям рационального природопользования, заботится об улучшении окружающей среды, не допускает ее разрушения и загрязнения [3] . Поэтому ему необходимо овладеть научными знаниями, усвоить моральные ценностные ориентации по отношению к природе, а также выработать практические умения и навыки по сохранению благоприятных условий среды. Следовательно, понятие «экологическая культура» сложное и многогранное. В начальной школе закладываются основы экологической культуры.
Экологическая культура, по мнению Л.Д. Бобылевой, определяет особые качества личности, компонентами которой являются:
· интерес к природе и проблемам ее охраны;
· знания о природе и способах ее защиты и устойчивого развития;
· нравственные и эстетические чувства по отношению к природе;
· экологически грамотная деятельность по отношению к природной среде;
· мотивы, определяющие деятельность и поведение личности в природном окружении [4] .
Экологическая культура – личностное качество, которым должен обладать каждый человек. Но только при непрерывном экологическом воспитании будет формироваться экологическая культура.
Для того чтобы устойчиво развивалось наше общество и сохранялось здоровье нации и окружающей среды необходимо развитие экологической культуры всего населения страны. По этой причине экологическое воспитание должно быть комплексным. Формирование экологической культуры обучающихся должно стать важнейшей педагогической задачей.
Целью экологического воспитания является формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания. Это предполагает соблюдение нравственных и правовых принципов природопользования и пропаганду идей его оптимизации, активную деятельность по изучению и охране природы своей местности.
Экологическое воспитание является составной частью экологического образования. Экологическое образование не может и не должно идти в отрыве от воспитания экологически ответственной, творческой личности.
С. Д. Дерябо выделяет три основные задачи экологического образования:
– формирование адекватных экологических представлений, в наибольшей степени формирующих психологическую включенность в мир природы;
– формирование отношений к природе, без чего невозможно экологически целесообразное поведение;
– формирование правильных стратегий и технологий взаимодействия с природой [5] .
Межпредметное содержание экологического образования разработано учеными И.Д.Зверевым, А.Н.Захлебным, И.Т.Суравегиной, Л.П.Салеевой-Симоновой, Н.М.Мамедовым, С.Н.Глазачевым и объеденен в четыре компонента:
1. Познавательный – это понятия, которые характеризуют человека, труд, природу и общество в их взаимодействии.
2. Ценностный – осознание детьми значения природы как универсальной ценности.
3. Нормативный – этот компонент обозначает овладение нормами поведения в окружающей природной среде.
4. Деятельностный – овладение видами и способами общественно – полезной практической деятельности школьника, направленной на формирование умений экологического характера.
Таким образом, под экологическим образованием понимают непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы научных и практических знаний, ценностных ориентаций, поведения и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение к окружающей социально – природной среде.
Экологическое образование с его направленностью на воспитание ответственного отношения к окружающей природной среде является стержнем и обязательной составной частью общеобразовательной подготовки учащихся.
[1] Разенкова Д. Ф. Экологическая культура: социально-философские аспекты формирования
[2] С. Д. Дерябо, В.А.Ясвин. Экологическая педагогика и психология.
[3] Зверев И.Д. Экология в школьном обучении: Новый аспект образования.
[4] Бобылева Л.Д. Повышение эффективности экологического воспитания
[5] С. Д. Дерябо, В.А.Ясвин. Экологическая педагогика и психология.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
В статье раскрыты основные методы и приёмы формирования экологической культуры младших школьников.
Экологическая ситуация, сложившаяся в России и во всём мире, глобальный характер экологических проблем и своеобразное их проявление в каждом регионе планеты требуют перестройки мышления человечества, .
Мотивация учения и интереса к народным традициям и обычаям;Воспитание экологической культуры.
Предлагаю Вам проект по экологическому воспитанию «Юный помощник экологов». Проект рассчитан на детей преимущественно младшего и среднего школьного возраста. Основным критерием эффективности экологиче.
Основная цель экологического воспитания -формирование экологического сознания и мышления на основе активной жизненной позиции.
проект по сбережению водных ресурсов, включает в себя тематическое планирование на год, разработки мероприятий.
Повышение экологической культуры учащихся, вооружение их навыками экономного, бережного использования природных ресурсов, формирование активной гуманной позиции по отношению к природе, ответственности.
Источники:
https://studopedia.ru/14_54587_ekologicheskaya-kultura-lichnosti-sushchnost-struktura-puti-formirovaniya-ekologicheskoy-kulturi-lichnosti-obuchayushchihsya.html
https://infopedia.su/7×1828.html
https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2017/02/02/izuchenie-ponyatiy-ekologicheskaya-kultura-ekologicheskoe