19 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Понятие, сущность, свойства, функции организации. Функция организации

Понятие и сущность функции организации.

Тема. Функция организации.

1 Понятие и сущность функции организации.

2 Организационные полномочия и ответственность.

3 Делегирование полномочий.

4 Организационные структуры управления.

4.1. Понятие, требования и признаки.

4.2. Виды организационных структур.

Понятие и сущность функции организации.

Реализация поставленных перед предприятием целей требует выполнение функции организации направленной на мобилизацию деятельности всего коллектива.

Функция организации – это процессы создания структуры предприятия, распределения работы среди сотрудников и координация их действий.

Любая деятельность должна быть хорошо организована, так создание структуры управления предприятием дает возможность людям эффективно работать вместе для достижения будущих целей.

Функция организации обеспечивает:

– формирование системы управления ее органов, включая распределение

управленческих функций, прав и ответственности;

– рациональное соотношение субъекта и объекта управления на предприятии общественного питания;

– взаимосвязь между элементами данной системы управления;

– эффективное использование управленческих процессов;

– разработку решений и их выполнение, регламентацию управленческих работ – процедур обработки информации, применение средств оргтехники.

Из всего выше сказанного можно сделать вывод о том, что функция организации включает в себя 2 основных элемента:

– организация взаимодействия и распределения полномочий;

– построение организационных структур управления предприятием.

Все эти элементы взаимосвязаны, в их основе лежат функции аппарата управления предприятием.

Функции аппарата управления представляют собой виды деятельности управленческих работников, которые обеспечивают целенаправленное воздействие на коллектив. Функции аппарата управления отражают специфический характер деятельности управляемого предприятия: производственные, торговые, заготовительные и др.

Делегирование полномочий.

Основными средствами установления формальных взаимоотношений работников в организации и распределения между ними полномочий и ответственности является процесс делегирования полномочий.

Делегирование полномочий означает передачу задач и полномочий определенному лицу, которое принимает на себя обязательство их выполнить.

Делегирование – это средство, с помощью которого руководство распределяет среди работников организации множество задач (работ), выполнение которых необходимо для выполнения целей.

Делегирование связано прежде всего с масштабами управления. По мере расширения деятельности и роста масштабов организации руководитель вынужден часть своих задач передавать подчиненным, т.к. время, знания и опыт любого руководителя ограничены и единоличное руководство становится невозможным или крайне неэффективным.

Если какому – либо работнику в организации делегируется выполнение определенных задач, организация должна предоставить ему и необходимые для этого ресурсы, поэтому вместе с задачами руководитель вынужден делегировать и соответствующий объем полномочий. Делегирование полномочий не освобождает руководителя от ответственности.

Для того чтобы добиться эффективного взаимодействия, между сотрудниками руководство должно делегировать работнику полномочия, достаточные для выполнения всех задач, связанных с занимаемой должностью. Это правило называется в менеджменте принципом соответствия. На практике оно часто нарушается, и на работника возлагают задачи, выполнить которые он не в состоянии, т.к. соответствующие полномочия ему забыли или не захотели делегировать.

Виды организационных структур.

Существует пять наиболее распространенных организационных структур управления организацией , наиболее часто используемых в предприятиях общественного питания: линейная, функциональная, комбинированная, временные (управление по проекту и матричная) организационные структуры.

Линейная организационная структура.

Это наиболее простая структура управления, которая базируется на вертикальном разделении труда по уровням управления. Каждое ее звено имеет только одну линию связи с вышестоящим и нижестоящим уровнями, а горизонтальные связи отсутствуют полностью. Поэтому при необходимости принят совместные решения смежные подразделения должны общаться через руководителя предприятия и всех своих вышестоящих начальников.

СУЩНОСТЬ ФУНКЦИИ ОРГАНИЗАЦИИ;

ФУНКЦИЯ ОРГАНИЗАЦИИ

Дополнительная

Основная

1, с.22, 84; 2, с.185–190; 3, с.156–195; 4, с.193; 5, с.167–187; 6, с.195–221, 375–392; 7, с.148;

8, с.67–70; 11, с.53–68; 13, с.124–187; 19, с.140; 20, с.451–453; 22, с.96–104, 140–142, 153–174.

1; 4; 5; 12; 17; 34; 47.

Одной из общих функций управления является организация. Организация как функция управления обеспечивает упорядочение технической, экономической, социально-психологической и правовой сторон деятельности любой организации. Функция организации направлена на упорядочение деятельности менеджера и исполнителей, согласование действий отдельных подразделений и сотрудников.

Читать еще:  Награждения по номинациям образец. Номинации для настоящих мужчин

Организация предназначена для выработки целей предприятия, выделения отдельных

функций управления, закрепления их за конкретными подразделениями, определения полномочий, обеспечения необходимыми ресурсами и условиями для достижения обозначенных задач. В случае необходимости функция организации призвана совершенствовать организационную структуру предприятия: упразднять ненужные службы и создавать новые подразделения, необходимость в которых обозначилась в связи с изменениями окружающей среды.

Поскольку всю работу выполняют люди, организация как функция управления позволяет определить, кто именно должен выполнять каждое конкретное задание из большого количества заданий и какие для этого потребуются ресурсы. Через организаторскую деятельность, т.е. через распределение и объединение задач и компетенций, должно целенаправленно происходить управление отношениями в каждой организации.

Организация — это средство достижения целей организации.

Из всего множества значений термина «организация» в смысле управленческой функции Н.И.Кабушкин выделил следующие:

1. Организация — это структура системы в виде взаимоотношений, прав, целей, ролей, видов деятельности и других факторов, которые имеют место, когда люди объединены совместным трудом.

2. Организация — это процесс формирования структуры объекта и субъекта управления.

3. Организация как процесс создания условий для эффективного функционирования объекта и субъекта управления.

Таким образом, организация не только создает, устанавливает взаимосвязи и взаимоотношения в объекте управления, но и формирует аппарат управления, наделяет его полномочиями и обязанностями, определяет его структуру и характер взаимодействия между подразделениями. Наряду с этим организация обеспечивает условия, необходимые ресурсы и возможности для эффективной работы объекта и органа управления. Она направлена на координацию деятельности элементов системы управления, ориентированную на достижение целей предприятия. Организация обеспечивает процесс достижения целей, поставленных управлением.

Единство людей и условий их деятельности, находящихся в определенных соотношениях и взаимосвязях, образует организационную структуру. Действия, направленные на создание такой структуры, необходимых предпосылок ее функционирования и обновления, получили название организационного процесса. Таким образом, в широком смысле слова организация есть единство организационной структуры и организационного процесса.

Сущность функции организации.

Тема: Функция организации в менеджменте

Генри Минцберг Структура в кулаке: создание эффективной организации

Анна Владимировна Игнатьева Исследование систем управления

Организационные структуры становятся недолговечными и неустойчивыми. Раньше они менялись в течение нескольких поколений. Теперь же не успевает компания провести крупную реорганизацию, как все начинается снова (Питер Друкер)

Я предпочел бы получать доход от 1% усилий ста человек, чем от 100% своих собственных усилий (Джон Рокфеллер)

Вопросы:

Сущность функции организации.

Виды организационных структур.

Сущность функции организации.

Организация – это вид управленческой деятельности, направленный на формирование структуры управления организацией, установление связей и отношений, что дает возможность эффективно функционировать для достижения поставленных целей.Организационная структура – это наличие относительно обособленных подразделений в рамках организации, специализирующихся на выполнении задач, с определенным порядком их взаимодействия по вертикали, горизонтали, внутри и за пределами организации.

Имеется два основных аспекта организационного процесса:

1) деление организации на блоки и подразделения соответственно целям и стратегии;

2) установление взаимоотношений полномочий, которые связывают высшее руководство с низшими уровнями и обеспечивают возможность распределения и координации задач.

Организационный процесс ориентирован на использование принципа делегирования полномочий и реализацию ответственности.

Полномочия – это ограниченное право использовать ресурсы организации и направлять усилия некоторых ее сотрудников на выполнение определенных задач.

Средство, при помощи которого устанавливаются отношения между уровнями полномочий, называется делегированием. Делегирование – это передача задач и полномочий лицу, которое принимает на себя ответственность за их выполнение.

Ответственность – это обязательство выполнять имеющиеся задачи и отвечать за их удовлетворительное разрешение.

Читать еще:  Словарь древнегреческой культуры. Гомеровский период, или «Темные века»

Полномочия делегируются должности, а не лицу, которое ее занимает, а ответственность не может быть делегирована.

Делегирование должно основываться на следующих принципах:

1. Единоначалие. Наилучший способ обеспечить четкость исполнения заключается в том, чтобы подчиненный отвечал только перед одним начальником и получал приказы только от одного начальника.

2. Ограничение нормы управляемости, определяемой как количество работников, которые непосредственно подчиняются данному руководителю и устанавливаемой посредством делегирования линейных полномочий. Слишком большая норма управляемости может вызвать возникновение сложных проблем (оптимум определяет число Миллера 7 +/– 2 подчиненных, но не всегда).

Выделяют два типа масштаба управляемости:

узкий – характеризуется минимальным количеством подчиненных у одного руководителя.

широкий – характеризуется максимально возможным количеством подчиненных у одного руководителя и минимальным количеством уровней иерархии.

3. Закрепленная ответственность. Делегирование означает, что освободить от ответственности руководителя может только его руководитель.

4. Соответствие прав обязанностям. Объем делегирования полномочий должен соответствовать обязанностям.

5. Отчетность по отклонениям. Подчиненный обязан докладывать руководителю о всех фактических или ожидаемых изменениях в достижении поставленных целей и выполнении задач. Это означает, что подчиненный должен сообщать информацию только по отклонениям от намеченного плана.

Нежелания руководителей делегировать полномочия обусловлено:

1. Заблуждение «Я это сделаю лучше».

2. Отсутствие способности руководить.

3. Отсутствие доверия к подчиненным.

5. Отсутствие выборочного контроля за ходом выполнения работы подчиненными для предупреждения руководства о воз­можной опасности.

Подчиненные избегают ответственности и блокируют про­цесс делегирования по следующим причинам:

1. Подчиненный считает удобнее спросить у руководителя, что делать, чем самому решить проблему.

2. Подчиненный боится критики за совершенные ошибки.

3. У подчиненного отсутствуют информация и ресурсы, необходимые для успешно­го выполнения задания.

4. У подчиненного уже больше работы, чем он может сделать, или же он считает, что это так на самом деле.

5. У подчиненного отсутствует уверенность в себе.

6. Подчиненному не предлагается каких-либо положительных стимулов дополни­тельной ответственности.

При построении организационной структуры необходимо придерживаться определенных принципов:

1. Структура управления должна отражать цели и задачи организации.

2. При формировании структуры необходимо предусмотреть оптимальное распределение труда между органами управления и отдельными работниками, который обеспечивает творческий характер работы, нормальную нагрузку и необходимый уровень специализации.

3. Формирование структуры управления основывается на определении полномочий и ответственности каждого работника и органа управления с установлением системы вертикальных и горизонтальных связей между ними.

4. Обязательное поддержание соответствия между функциями и обязанностями, с одной стороны, и полномочиями и ответственностью – с другой.

5. Структура управления должна быть адекватной социально-культурной среде организации, которая существенно влияет на решения относительно централизации и децентрализации, распределения полномочий и ответственности, уровня самостоятельности и масштабов контроля менеджеров.

Виды организационных структур.

Различают следующие виды организационных структур:

1. Бюрократические (механистические);

2. Адаптивные (органические).

1. Бюрократические (механистические):

Тема: Функция организации в менеджменте

Генри Минцберг Структура в кулаке: создание эффективной организации

Анна Владимировна Игнатьева Исследование систем управления

Организационные структуры становятся недолговечными и неустойчивыми. Раньше они менялись в течение нескольких поколений. Теперь же не успевает компания провести крупную реорганизацию, как все начинается снова (Питер Друкер)

Я предпочел бы получать доход от 1% усилий ста человек, чем от 100% своих собственных усилий (Джон Рокфеллер)

Вопросы:

Сущность функции организации.

Виды организационных структур.

Сущность функции организации.

Организация – это вид управленческой деятельности, направленный на формирование структуры управления организацией, установление связей и отношений, что дает возможность эффективно функционировать для достижения поставленных целей.Организационная структура – это наличие относительно обособленных подразделений в рамках организации, специализирующихся на выполнении задач, с определенным порядком их взаимодействия по вертикали, горизонтали, внутри и за пределами организации.

Читать еще:  Виктор пелевин любовь к трём цукербринам. Поговорим о странностях любви

Имеется два основных аспекта организационного процесса:

1) деление организации на блоки и подразделения соответственно целям и стратегии;

2) установление взаимоотношений полномочий, которые связывают высшее руководство с низшими уровнями и обеспечивают возможность распределения и координации задач.

Организационный процесс ориентирован на использование принципа делегирования полномочий и реализацию ответственности.

Полномочия – это ограниченное право использовать ресурсы организации и направлять усилия некоторых ее сотрудников на выполнение определенных задач.

Средство, при помощи которого устанавливаются отношения между уровнями полномочий, называется делегированием. Делегирование – это передача задач и полномочий лицу, которое принимает на себя ответственность за их выполнение.

Ответственность – это обязательство выполнять имеющиеся задачи и отвечать за их удовлетворительное разрешение.

Полномочия делегируются должности, а не лицу, которое ее занимает, а ответственность не может быть делегирована.

Делегирование должно основываться на следующих принципах:

1. Единоначалие. Наилучший способ обеспечить четкость исполнения заключается в том, чтобы подчиненный отвечал только перед одним начальником и получал приказы только от одного начальника.

2. Ограничение нормы управляемости, определяемой как количество работников, которые непосредственно подчиняются данному руководителю и устанавливаемой посредством делегирования линейных полномочий. Слишком большая норма управляемости может вызвать возникновение сложных проблем (оптимум определяет число Миллера 7 +/– 2 подчиненных, но не всегда).

Выделяют два типа масштаба управляемости:

узкий – характеризуется минимальным количеством подчиненных у одного руководителя.

широкий – характеризуется максимально возможным количеством подчиненных у одного руководителя и минимальным количеством уровней иерархии.

3. Закрепленная ответственность. Делегирование означает, что освободить от ответственности руководителя может только его руководитель.

4. Соответствие прав обязанностям. Объем делегирования полномочий должен соответствовать обязанностям.

5. Отчетность по отклонениям. Подчиненный обязан докладывать руководителю о всех фактических или ожидаемых изменениях в достижении поставленных целей и выполнении задач. Это означает, что подчиненный должен сообщать информацию только по отклонениям от намеченного плана.

Нежелания руководителей делегировать полномочия обусловлено:

1. Заблуждение «Я это сделаю лучше».

2. Отсутствие способности руководить.

3. Отсутствие доверия к подчиненным.

5. Отсутствие выборочного контроля за ходом выполнения работы подчиненными для предупреждения руководства о воз­можной опасности.

Подчиненные избегают ответственности и блокируют про­цесс делегирования по следующим причинам:

1. Подчиненный считает удобнее спросить у руководителя, что делать, чем самому решить проблему.

2. Подчиненный боится критики за совершенные ошибки.

3. У подчиненного отсутствуют информация и ресурсы, необходимые для успешно­го выполнения задания.

4. У подчиненного уже больше работы, чем он может сделать, или же он считает, что это так на самом деле.

5. У подчиненного отсутствует уверенность в себе.

6. Подчиненному не предлагается каких-либо положительных стимулов дополни­тельной ответственности.

При построении организационной структуры необходимо придерживаться определенных принципов:

1. Структура управления должна отражать цели и задачи организации.

2. При формировании структуры необходимо предусмотреть оптимальное распределение труда между органами управления и отдельными работниками, который обеспечивает творческий характер работы, нормальную нагрузку и необходимый уровень специализации.

3. Формирование структуры управления основывается на определении полномочий и ответственности каждого работника и органа управления с установлением системы вертикальных и горизонтальных связей между ними.

4. Обязательное поддержание соответствия между функциями и обязанностями, с одной стороны, и полномочиями и ответственностью – с другой.

5. Структура управления должна быть адекватной социально-культурной среде организации, которая существенно влияет на решения относительно централизации и децентрализации, распределения полномочий и ответственности, уровня самостоятельности и масштабов контроля менеджеров.

Источники:

https://cyberpedia.su/13xdaa4.html
https://studopedia.su/9_34703_sushchnost-funktsii-organizatsii.html
https://zdamsam.ru/a43332.html

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Для любых предложений по сайту: [email protected]