Понятие ” музыкальная фактура”. Гомофонно-гармоническая фактура
Понятие ” музыкальная фактура”. Гомофонно-гармоническая фактура
Музыкальная мысль может быть изложена различными способами. Музыка подобно ткани складывается из различных компонентов, таких как мелодия, сопровождающие ее голоса, выдержанные звуки и т.д. Весь этот комплекс средств называется фактурой.
Фактура – способ изложения музыкальной ткани.
В художественной практике фактура бывает различной по плотности. Это зависит от количества слагающих ее голосов (от одного до нескольких десятков).
Часто слово фактура заменяют сходным по значению словом склад. В настоящее время известны два основных типа фактуры: гомофония и полифония. Смешанный
тип появляется при взаимодействии двух первых.
Монодия (унисон) (от греч. «моно» – один) – это древнейшая одноголосная фактура, которая представляет собой одноголосную мелодию, либо проведение мелодии несколькими голосами в унисон, или в октавном удвоении.
Гетерофония – также древний тип фактуры (возникла в IX веке).
Гомофония – ( от греч . « гомо»– человек,«фон»– звук, голос). Гомофония или гомофонно – гармоническая фактура – одно и то же.
Гомофонно – гармониче ская фактура складывается из мелодии и сопровождения. Она утвердилась в музыке венских классиков (вторая половина XVIII
века) и является наиболее распространенной фактурой до наших дней.
Аккордовая фактура – представляет собой аккордовое изложение без ярко выраженной мелодии. Примерами могут служить церковные песнопения – хоралы
(довольно часто такую фактуру так и называют хоральной), к ней относятся инструментальные и хоровые произведения аккордового склада.
Полифония (от греч. «поли» – много и «фон» – звук, голос) – более древняя, чем гомофоническая, она достигла расцвета в эпоху Барокко (XVII век –
первая половина XVIII века). Это тип многоголосия, в котором два или более голосов, имеют самостоятельное мелодическое значение («равенство» всех голосо
в).
Полифоническая фактура бывает трех разновидностей: контрастная, имитационная, подголосочная.
Контрастная (разнотемная) полифония образуется, если темы (мелодии) в полифонии разные, контрастные.
Имитационная (от лат.– подражание) – образуется в том случае. Когда мелодии полифонического склада одинаковые или схожие вступают во взаимосвязь со сдвигом во времени. Своего расцвета имитационная полифония достигла в творчестве И.- С. Баха.
Подголосочная полифония – свойственна русской народной песне. Она основана на свободной импровизаци и в процессе исполнения мелодии, когда к основному голосу присоединяются другие голоса – подголоски.
Гетерофония – также древний тип фактуры (возникла в IX веке), я вляется самой примитивной разновидностью полифонии. В ней голоса движутся параллельно друг другу (ленточное движение– квартами, квинтами, терциями, секстами).
Смешанная фактура – возникла вследствие взаимодействия разных по типу фактур, бывает полифонно–гармонической, гетерофонно-гармонической
Музыкальный онлайн колледж
Онлайн курсы и тренинги для музыкантов любого уровня!
Виды музыкальной фактуры
- Автор: Денис Чуфаров
- Дек, 28 2011
- Создание Музыки, Теория музыки
- композиция, творчество, теория, теория музыки, фактура
- 1 Comment
В этой статье познакомимся с определением музыкальной фактуры и рассмотрим её базовые виды.
Любая музыкальная мысль абстрактна, до тех пор, пока она каким-либо образом не будет зафиксирована.
Не важно, что для этого используется: нотный лист, рекодер или секвенсор. В любом случае, даже самая простая музыкальная идея не может существовать без фактуры.
Существует пять основных слоев из которых состоит музыка:
Без фактуры не может существовать не один из них. Может отсутствовать гармония, мелодия, но фактура никогда.
Для музыки фактура это тело, а идея душа.
Фактура это строение музыкальной ткани, учитывающее характер и соотношение составляющих ее голосов. Синонимами слова фактура являются: склад, изложение, музыкальная ткань, письмо.
Можно сказать, что мастерство композитора это умение выражать свои абстрактные идеи в том виде фактуры, который наиболее соответствует образу. Все идеи касающиеся гармонии, формы, мелодии и ритма должны быть выражены определенным способом.
Также можно сказать, что фактура на 90% определяет стиль музыки.
Например, блюз и рок-н-ролл имеют одну гармоническую основу, но тип фактуры (а также выбор инструментов) у них разный.
В среде музыкантов обычно говорят о плотности и разряженности фактуры, однако это больше относится к области инструментовки в то время, как фактура имеет следующие виды и подвиды:
- Монодия — древнейший вид одноголосья.
Монодийной была музыка Древней Греции, Древнего Рима, песни европейских менестрелей — трубадуров, труверов и миннезингеров, древнейшие традиции богослужебного пения в христианской церкви: григорианский хорал, византийские и древнерусские распевы, средневековые паралитургические песни — итальянские лауды, испанские и португальские кантиги, одноголосные кондукты, все региональные формы восточного макамата (азербайджанский мугам, персидский дестгях, арабский макам и т.д.).
Не следует путать монодию с одноголосно изложенной современной мелодией, так как это две абсолютно разные фактуры. Как правило, немонодийные мелодии подразумевают гармонизацию и могут содержать элементы скрытой полифонии. Монодия же появилась задолго до рождения полифонии.
2. Органум
Наиболее ранняя форма многоголосия. С развития органума берет начало полифония. В этом жанре зародились правила голосоведения, ритмического констатирования и много другого.
- параллельный (главный, заданный голос дублируется в один совершенных консонансов: октаву, квинту, кварту);
- свободный (органный голос по фактурной функции независим от главного, присочиняется к нему гоморитмически, в технике «нота-против-ноты»);
- мелизматический (на один звук главного голоса приходится несколько звуков второго голоса); нижний (по тесситуре) выдерживаемый тон такого органума называется bordunus (бурдон);
- метризованный (главный голос, выдержанный большими длительностям, гармонизуется двумя-тремя другими, сочинёнными в технике ритмических модусов).
3. Подголосочность и гетерофония
Изложение характерное для народной музыки. Особый вид многоголосия при котором кроме основного (ведущего) голоса существует еще один или несколько подчиненных (подголоски).
Подголосочная:
В гетерофонии же вариантный голос равен ведущему.
Гетерофонная фактура получила распространение в современной музыки в виде приема для наложения голосов без приурочения их друг друг, что позволяет создавать диссонантное звучание не по принципам гармонии, а по принципам гетерофонии. Для этого подголосок может например при сохранении ритма играть совершенно противоположную мелодию, либо дублировать в септиму и т.д.
Пример современной гетерофонии:
Здесь нижний голос ритмически отстает от верхнего (за счет выравнивания 16х)
4. Полифония — сочетание индивидуальных голосов, равноправных либо подчиненных. В полифонии главное значение имеет горизонтальное движение, а не вертикальное, а также индивидуализированность и самостоятельность голосов.
Подразделяется на два важных вида:
Имитацией называется проведение темы в различных голосах. Может быть точной и неточной (в увеличении, обращении и т.д.). Выcшей формой развития имитационной полифонии является фуга.
Для создания контрастной полифонии используются разные мелодии, непохожие, часто противоположные (пример: Интернационал и Чижик-Пыжик могут быть наложены друг на друга).
5. Гомофонно-гармонический склад
Подразумевает наличие мелодии и подчиненных ей голосов (гармония) изложенных в виде аккомпанемента. Фактура состоит из трех слоев:
6. Гомофонно-полифонический склад
Сочетание гомофонно-гармонического склада и полифонии, которая регулируется правилами гармонии. Для гомофонно-полифонического изложения характерна полимелодичность. Это один из самых распространенных типов фактуры в современной музыке, поскольку сочетает в себе несколько основных и позволяет воплощать реализовывать масштабные и сложные идеи.
Пример.
Имитация отмечена скобкой.
7. Полифония пластов
Вид многоголосия в котором контрапунктируют не отдельные голоса, а комплексы фактур (например, один оркестр играет вместе с другим разным материал). Изначально данный вид фактуры появился в опере, однако позже распространился в инструментальной музыке и перерос в другой тип фактуры
8. Сверхмногоголосие
Полифоническая фактура, включающая в себя больше голосов, чем может охватить наше восприятие, которое пытается отслеживать линию каждого голоса. Количество голосов от 10 до 80. При звучании 20-80 голосов любая полифония утрачивает свою индивидуальность, а звучание превращается в одно большое звуковое пятно.
Пример: Лигети Атмосферы
9. Пуантилизм
Представляет собой фактуру рассыпанную на звукоточки, как правило, один инструмент играет одну (либо несколько но не больше мотива) ноту. Характерно отсутствие фигураций, дублировок, фона, декоративных элементов. Часто используются широкие скачки, в вокальной музыке расчленение на слоги.
Видеоурок из курса Создание музыки на тему Фактура
1. Понятие ” Музыкальная фактура”
Рассмотрим, что такое фактура. Фактура-это форма изложения музыкального материала, которая проявляется и в статике (например, то или иное расположение аккорда). Фактура, являясь внутренней содержательной стороной произведения, относится к музыкальной форме, которою в широком общеэстетическом смысле следует понимать как художественно-организованное воплощение идейно-образного содержания в специфических музыкальных средствах. Но понятие музыкальной формы имеет и более специальное значение как сама организация музыкального материала в процессе его развития, иначе говоря формообразование, приведшее к той или иной структуре целого и его составных частей. В таком аспекте музыкальной формы условно обособляется и фактура, как область, в которой рассматривается не процесс развития музыкального материала (в соответствующих структурах), а выразительные средства сами по себе, в их взаимодействии, взаимопроникновении, совокупности и единстве.
В музыкальном движении фактура может в общем сохраняться, выдерживаться в том же или в частично изменённом виде. В других случаях она получает определенное развитие. Так, при повторении или новом проведении того же тематического материала само изменение фактуры обновляет музыкальный образ, а следовательно, создаёт его переосмысление и развитие в соотношении с предыдущим (что особенно характерно для так называемых фактурных вариаций). Фактура может в бесперерывном или прерывистом музыкальном движении существенно изменяться, включая новые приёмы изложения, или контрастно сменяться совершенно другой фактурой. Какого бы ни было фактурное развитие, его, однако, не следует отождествлять с процессом формообразования, как таковым. Вместе с тем, дифференцированные таким образом области- фактура и формообразование- подчиняются в целом музыкальной форме в ее указанном выше широком общеэстетическом значении. Отсюда следует, что фактура всегда является важным компонентом художественного содержания произведения, как средство воплощения музыкального образа.
Компоненты музыкальной фактуры. Средства выразительности музыки весьма разнообразны. К ним относятся- мелодика, гармония, ритм, темп, тембр, динами�
Делись добром 😉
Похожие главы из других работ:
2.4 Фактура твору
На характер й різноманітність виражальних засобів впливає фактура. Фактура (лат. обробка) – сукупність засобів музичного викладення, що складає технічний зміст твору. Елементами фактури є – мелодія, акомпанемент, бас, окремі голоси, орнаментика.
ГЛАВА I . ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ МУЗЫКАЛЬНЫХ ЭМОЦИЙ
1.1 Понятие и сущность феномена «культура»
Приступая к исследованию сложной и интересной проблемы формирования музыкально-эстетической культуры школьников, в первую очередь представляется целесообразным определить само понятие «культуры» как общенаучной категории.
4. Гармоническая фактура светской музыки эпохи Возрождения
В ранних формах многоголосия выдвигается новый элемент музыки — автономное созвучие; роль сонантных опор в Средневековье (например, в многоголосной музыке школы Нотр-Дам) и во времена раннего Возрождения (например.
1.1 Понятие “транскрипция”, ее виды, история жанра
Транскрипция (лат. transcriptio, букв. — переписывание ) — переложение, переработка музыкального произведения, имеющее самостоятельное художественное значение.
Глава 2. Понятие «жанр» в музыке
Средствами воплощения музыкальных образов, непосредственно воздействующих на восприятие, являются музыкальные звуки. Различные стороны организации музыкальных звуков образуют и различные выразительные средства музыки.
1.2 Музыкальная семантика
Проблемы музыкального содержания, к числу которых относятся такие, как образная система композитора, тематика творчества, смысловая организация музыкального текста и ряд других.
2.1 Краткое понятие о технике и её элементах
Многие исполнители под словом “техника” подразумевают только беглость, быстроту, ровность звучания, то есть отдельные элементы техники, а не саму её в целом. Техника – комплекс технологических средств, навыков.
1.1 Понятие музыки
Музыка возникла на низших ступенях общественного развития, выполняя преимущественно утилитарную роль – ритуальную, ритмическую в трудовой деятельности, способствуя при этом объединению людей в едином процессе.
1. Понятие концерта, специфика, классификация
Концерт – это особая законченная сценическая форма, в основе которой – номер, свои законы построения, свои художественные принципы и свои “условия игры”. Каждый из них по форме и содержания имеет свои особенности.
1.1 Происхождение и понятие жанра оперетты
Оперетта ( итал. Operetta, уменьшительное от opera; букв. – маленькая опера). С 17 в. До сер. 19 в. Небольшая опера. Истоки оперетты уходят вглубь веков. Уже в экстатических античных мистериях в честь бога Диониса.
1.2 Понятие музыкальности и музыкальных способностей
Музыкальные способности часто характеризуют с термином “музыкальность”, которая применяется как в науке, так и на бытовом уровне. Музыкальным называют человека, который не просто умеет что-либо делать в области музыки (например.
Глава 1.Общее понятие импровизации в певческом детском коллективе
1.2 Музыкальная составляющая
Рок-музыка обычно исполняется рок-группой, состоящей из вокалиста, гитариста (как правило, играющего на электрогитаре), бас-гитариста и барабанщика, иногда клавишника. Бас-гитара.
1.1 Понятие бардовской песни
В качестве исходной теоретической и методологической основы в данной работе принимается развернутое определение авторской песни, предложенное в монографии И.А.Соколовой: «Авторская песня…- это тип песни.
Источники:
https://taketop.ru/articles/kyltyra/garmonija/myz-faktyra
https://study-music.ru/facture/
https://music.bobrodobro.ru/327