2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Портрет рериха николая константиновича. Николай константинович рерих

Портреты Николая Рериха

Мы решили выложить в качестве помощи неизвестным исследователям портреты Николая Рериха (картины кисти Святослава Рериха, художников Григорьева, Кустодиева и др.) из нашего электронного архива и тем восполнить некоторый пробел, образовавшийся в Сети в этой области. Вне всякого сомнения, представленные данные требуют тщательной доработки, они далеко не полны. Это подтверждается присутствием как у нас, так и в собраниях других исследователей, других портретов Николая Рериха, которые пока здесь отсутствуют. Тем не менее, мы надеемся, что представленные работы будут кому-то полезны и принесут радость и духовный подъем не одному человеку.

Джавахарлал Неру. Дань Рериху.
(Из книги «Держава Рериха», М.,
Изобразительное искусство, 1994)

Когда я думаю о Николае Рерихе, я поражаюсь размаху и богатству его деятельности и творческого гения. Великий художник, великий ученый и писатель, археолог и исследователь, он касался и освещал так много аспектов человеческих устремлений. Уже само количество картин изумительно — тысячи живописных полотен и каждая из них — великое произведение искусства. Когда вы смотрите на эти полотна, многие из которых изображают Гималаи, кажется, что вы улавливаете дух этих великих гор, которые веками возвышались над равнинами Индии и были нашими стражами. Картины его напоминают нам многое из нашей истории, нашего мышления, нашего культурного и духовного наследия, многое не только о прошлом Индии, но и о чем-то постоянном и вечном, и мы чувствуем, что мы в долгу у Николая Рериха, который выявил этот дух в своих великолепных полотнах.

Хорошо, что эта выставка состоялась, несмотря на печальное обстоятельство смерти творца этих полотен, потому что искусство и труд Рериха имеют мало общего с жизнью и смертью личности. Они выше этого. Они продолжают жить и в действительности являются более долговечными, нежели человеческая жизнь.

П. Ф. Беликов. Свет таланта.
К выставке картин С. Н. Рериха в Улан-Удэ, 1975
«Байкал», № 5, Улан-Удэ

…Особое место в творчестве Святослава Рериха занимает портрет. В беседах со зрителями художник замечает, что к портрету он возвращается всегда и часто совмещает работу над ним с решением проблем бытового, пейзажного жанров или общих проблем декоративности искусства. Когда Святослава Рериха спрашивают, как бы он сам определил различие между живописью отца и своей, он обычно начинает со ссылок на портрет, как жанр, который чужд был Николаю Рериху и который занял ведущее место в его творчестве.

Обратясь в портрете к конкретной личности, Святослав Рерих не ограничивается общей для каждого портретиста задачей — найти в человеке наиболее для него характерное, чтобы создать психологически верный образ. Как сама собой разумеющаяся, эта задача остается обязательной, но не единственной и даже не главенствующей в портретах, создаваемых Святославом Рерихом. Суть и оценка личности прослеживается в них путем выявления сопричастности человека к общей семье человечества. У Рабиндраната Тагора есть такое определение: «Личность начинается там, где бесконечное становится конечным, не теряя своей бесконечности». Это определение может служить своеобразным эпиграфом к портретному жанру Святослава Рериха, столь охотно совмещаемому им с бытовыми сценами, пейзажами, аллегорическими мотивами.

Посетители выставки всегда задерживаются перед портретом отца художника, жены, общественных деятелей и рядовых тружеников Индии, перед картинами «Вечная жизнь», «Мои соседи», «Мой дом» и другими, в которых главное место отведено изображению человека. Каждому хочется узнать как можно больше о людях, которым художник отвел место на своих полотнах. На лицах этих людей нет равнодушия к думам, тревогам, надеждам присутствующих. Раскрывая в портрете или в картине характер человека, его индивидуальность, Святослав Рерих испытывает их на общечеловеческих ценностях, и, обходя галерею портретов его кисти, зритель ощущает радость познания людей, с которыми хочется вместе бороться за светлую жизнь на обновленно-прекрасной Земле. Искусство Святослава Рериха несет в себе элемент назидательности, но ему чужда сухая дидактичность. Любовь, подвиг, сострадание, долг, справедливость — предстают в картинах художника не в навязчивых сентенциях «так нужно», а в увлекательно-прекрасных образах, наполняющих человеческие сердца стремлением к необходимому. Святослав Рерих хорошо знает, что правда искусства, оставаясь пресной, рискует превратиться в жалкое правдоподобие. В статье «Искусство и народ» он пишет: «Истинный художник должен обладать силой возбудить в зрителе и слушателе внезапную волну эмоций и мыслей, наполнить душу людей новыми образами, новыми представлениями, переживаниями и вдохновляющими идеями»…

По материалам сборника «Непрерывное восхождение», том 1,
МЦР, Мастер-Банк, М., 2001

Николай Рерих

Биография

Николай Константинович Рерих – выдающийся деятель русской и мировой культуры. Художник, философ, писатель, ученый, общественный деятель и путешественник. После себя он оставил огромное творческое наследие – свыше семи тысяч картин, около тридцати томов литературных произведений.

Читать еще:  О работе в г короленко река играет. «Река играет», анализ рассказа Короленко

Детство и юность

Николай Рерих родился в Петербурге 9 октября 1874 года. Его отец Константин Федорович Рерих был влиятельным в городе юристом. Мать Мария Васильевна была домохозяйкой, воспитывала детей. У Николая были старшая сестра Лидия и два младших брата – Владимир и Борис.

Художник Николай Рерих

В детстве мальчик увлекся историей, много читал. Скульптор Михаил Микешин, который был частым гостем в семье Рерихов, заметил, что у Николая есть талант к рисованию, и начал его обучать художественному ремеслу. Учился Рерих в гимназии Карла Мая. Его одноклассниками были Александр Бенуа, Дмитрий Философов.

По окончании поступил в Императорскую Академию художеств. И параллельно учился в университете на юриста. В академии работал в мастерской именитого художника Архипа Ивановича Куинджи. В это время близко общался с Ильей Репиным, Николаем Римским-Корсаковым, Анатолием Лядовым и другими.

Николай Рерих в детстве и молодости

В студенческие годы ездил на археологические раскопки, а в 1895 году он стал членом Русского археологического общества. В этих поездках он записывал истории местного фольклора.

В 1897 году Николай Рерих окончил Академию художеств. Его дипломной работой была картина «Гонец», ее приобрел для своей галереи Павел Третьяков. Тогда же молодой художник получил должность помощника заведующего Императорским музеем, а параллельно работал в издании «Искусство и художественная промышленность».

Живопись

В 1900 году Николай Константинович Рерих решает поехать в Париж, там обучался в студиях художников Фернана Кормона и Пьера Пюви де Шаванна. По возвращении Рерих предпочитал писать исторические сюжеты. К раннему периоду его творчества относятся картины «Идолы», «Строят ладьи», «Сходятся старцы» и т.д. Художник работал в области монументальной и театрально-декоративной живописи.

Картина Николая Рериха «Эверест»

Начиная с 1905 года Рерих трудился над оформлением балетных, оперных и драматических постановок. В этот период времени Николай Константинович ведет активную деятельность по возрождению художественной Руси и сохранению памятников старины.

В 1903 году он организует путешествие по древнерусским городам. В это время пишет серию этюдов с памятниками архитектуры России. Также художник создает эскизы для росписи церквей и часовен. В 1910 году участвовал в археологических раскопках, в которых ему удалось обнаружить остатки кремля Древнего Новгорода.

Картина Николая Рериха «Огни победы»

В 1913 году Рерих начал работу над двумя панно – «Сеча при Керженце» и «Покорение Казани». Размеры полотен были впечатляющие. «Покорение Казани» создавалось для оформления Казанского вокзала в Москве. Но из-за войны строительство вокзала затянулось. Временно панно было передано в Академию художеств.

Но новый ее руководитель из своих личных соображений решил уничтожить музей Академии и все экспонаты, в нем находившиеся. В итоге полотно Рериха было разрезано на куски и роздано студентам. Вот так безвозвратно погибла работа великого художника.

Панно Николая Рериха «Покорение Казани»

Также Николай Константинович трудился и над оформлением книжно-журнальной графики, например, он участвовал в создании издания пьес Мориса Метерлинка. В 1918 году Рерих переехал в США. В Нью-Йорке он создал Институт объединенных искусств. В 1923 году в городе стал функционировать Музей Рериха – это был первый музей русского художника, открытый за пределами России.

Картина Николая Рериха «Путь в шамбалу»

Но, пожалуй, наибольший след на творчестве Рериха оставила его экспедиция в Гималаи. В 1923 году он вместе с семьей приехал в Индию. Он сразу же начал готовиться к важнейшему путешествию в его жизни – в экспедицию по труднодоступным местам Центральной Азии.

Эти территории интересовали его не только как художника. Он хотел изучить и решить проблемы, связанные с мировой миграцией древних народов. Маршрут был длинным и сложным. Он проходил через Сикким, Кашмир, Синцзян (Китай), Сибирь, Алтай, Тибет и даже нехоженые области Трансгималаев.

Картина Николая Рериха «Заморские гости»

По количеству собранного материала данную экспедицию можно смело заносить в число крупнейших экспедиций ХХ века. Длилась она 39 месяцев – с 1925 по 1928 годы.

Пожалуй, самые популярные картины Рериха созданы именно под впечатлением от этого путешествия и великих гор. Художник создал серию картин «Учителя Востока», «Матерь Мира» – цикл, посвященный Великому Женскому Началу. В этот период он написал свыше 600 картин. В его творчестве на первый план вышли философские поиски.

Читать еще:  Михаил михайлович герасимов. Современное состояние антропологической реконструкции

Литература

Велико и литературное наследие Николая Константиновича Рериха. Он издал сборник стихов «Цветы Мории», несколько прозаических книг – «Твердыня Пламенная», «Алтай-Гималаи», «Шамбала» и др.

Но, пожалуй, главным литературным произведением Рериха является духовное учение «Агни-йога» или «Живая Этика». Оно создавалось при участии супруги Николая Константиновича – Елены Рерих. В первую очередь это философия космической реальности, закономерной эволюции Космоса. По учению смысл эволюции человечества – духовное просветление и совершенствование.

Подписание Пакта Рериха 15 апреля 1935 год

В 1929 году благодаря Рериху Николаю Константиновичу начался новый этап в истории всего человечества – был принят Пакт Рериха. Это был первый в истории документ, речь в котором шла о защите мирового культурного наследия. Договор об охране художественных и научных учреждений, а также исторических памятников был подписан 21 страной.

Личная жизнь

Знаменательным годом для Николая Рериха стал 1899. Он повстречал свою будущую жену – Елену Ивановну Шапошникову. Родом она была из семьи петербургской интеллигенции. С детства увлекалась рисованием и игрой на фортепиано, позднее стала изучать философию, религию и мифологию. Они сразу же прониклись друг другом, одинаково смотрели на мир. Поэтому вскоре их симпатия переросла в сильное чувство. В 1901 году молодые люди поженились.

Николай Рерих и его жена Елена

Всю жизнь они дополняли друг друга в творческом и духовном плане. Елена Ивановна разделяла любые начинания мужа, была надежной спутницей и верным другом. В 1902 году на свет появился их первенец – сын Юрий. А в 1904 году родился сын Святослав.

В своих книгах Рерих Елену Ивановну называл не иначе, как «вдохновительницей» и «другиней». Новые картины он показывал в первую очередь ей, доверяя ее интуиции и вкусу. Во всех путешествиях и экспедициях Елена Ивановна сопровождала супруга. Благодаря ей Рерих познакомился с трудами мыслителей Индии.

Николай Рерих с сыновьями

Существует версия, что Елена Ивановна была больна психическим заболеванием. Об этом свидетельствовал их семейный доктор Яловенко. Он писал, что женщина страдает «эпилептической аурой». По его словам, такие больные часто слышат голоса и видят невидимые предметы. Доктор об этом сообщал и Николаю Константиновичу. Но он данную информацию воспринимал холодно. Рерих часто попадал под ее влияние и даже верил в ее экстрасенсорные способности.

Смерть

Еще в 1939 году Николаю Константиновичу поставили диагноз, свидетельствующий о болезни сердца. В последние годы художник хотел вернуться в Россию, но началась война, потом ему было отказано во въездной визе. Весной 1947 года все же пришло столь долгожданное разрешение. Семья Рерихов стала готовиться к отъезду.

Камень на месте кремации Николая Рериха

13 декабря 1947 года, когда были упакованы вещи и свыше 400 картин, Николай Константинович дописывал картину «Приказ учителю». Неожиданно его сердце перестало биться. Похоронили великого художника по индийскому обычаю – тело сожги и развеяли по ветру с вершины горы. На месте кремации поставили памятник с надписью:

Николай Рерих – гениальный художник и пророк, который предсказал своими картинами войны ХХ века и их исход

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

На протяжении творческого пути этот удивительный человек создал около семи тысяч картин, которые находятся в известных музеях мира и крупных частных коллекциях; около тридцати томов литературных трудов, два из которых – поэтических.

Николай Рерих занимался и археологическими изысканиями во множественных экспедициях, он был неординарным мыслителем и писателем, основателем собственного университета в Гималаях. Вместе со своей семьей художник прошел путь через весь Дальний Восток и Среднюю Азию, составляющий около 25 тысяч километров и сделал величайший вклад в самые различные области искусства и культуры.

Невзирая на то, что большую часть жизни Рерих и его семья были вынуждены жить за пределами России, гениальный художник по праву считается исконно русским. Рерих, оставаясь верным своему почерку до конца творческого пути, в котором была заложена основа используемая иконописцами в древнерусских фресках и иконах, всегда с теплом и незримой любовью писал о своем отечестве и народе: «Для кого же мы все трудились? Неужели для чужих? Конечно, для своего, для русского народа мы перевидали и радости, и трудности, и опасности. Для народа русского мы трудились. Ему несем знания и достижения».

Читать еще:  Архитектура XIX века в России. Архитектура первой половины XIX века

В Индии, где Н.К. Рерих провел большую часть своей жизни, его называли Махариши (Великий Святой) и Химаватпутра (Сын Гималаев). Ему удалось воплотить в своей живописи восточные образы величественных горных хребтов, огненного и ультрамаринового неба в удивительном сочетании с красочным русским колоритом иконописи и лубка.

Героическая серия полотен Николая Рериха, посвященная ратным подвигам России

Художник предвидел ход мировых событий и исходы мировых войн, во времена которых ему пришлось жить. Предвидя Отечественную войну с Германией, Рерих посвятил ратному подвигу русского народа множество картин и статей, где писал: “Великая Родина, все духовные сокровища твои, все неизреченные красоты твои, всю твою неисчерпаемость во всех просторах и вершинах мы будем оборонять”. А в сами военные годы им написаны такие значительные полотна, как “Поход Игоря”, “Александр Невский”, “Партизаны”, “Победа”. А также в различных публикациях выражал свой патриотический взгляд в защиту Страны советов и веру в силу духа и мужество советского народа.

В произведениях этого периода живописец проводит параллельную черту между «героикой старины глубокой» и войной, шагнувшей на порог современного ему мира. Его работы звучат как напоминание и предостережение, что всегда нужно помнить об уроках истории, ибо «история… сурово наказывает тех, кто ее забывает».

Художник, всем сердцем переживающий за судьбу Родины, неоднократно организовывал экспозиции своих работ, с целью их продажи в пользу советской армии.

«Стрелы неба — копья земли» — одно из значительных полотен живописца серии предвоенных и военных картин 1914-1915 годов, впечатляющее своими внушительными размерами, огненной всепоглощающей цветовой гаммой, стилизацией.

В дневнике в начале 1940 года Николай Рерих записал: «Сейчас пишу картину “Весть Тирону” — призыв к обороне Родины…».

Сюжет полотна о Федоре Тироне – легионере, принявшем христианство, который был схвачен и замучен римскими легионерами. В предании говорится, что Тирон был предупрежден посланием о грозящей ему беде, но не поверил предостережению. Содержание полотна перекликается с событиями, которые происходили перед самым началом Отечественной войны.

Произведение «Ковка меча» посвящено двум древним курумчинским кузнецам, которые, по легенде, в каменных пещерах освещенных огнем и денно, и нощно ковали меч, который должен был защитить родную землю. Энергетика полотна Рериха суровая, мужественная и героическая – началась война и страна должна была начать ковать меч победы.

В этой работе живописец отразил события военных огненных лет языком древнерусских былин и легенд. Полотно, написанное в 1942 году в преддверии решающей битвы на Волге под Сталинградом, пророчило победу в ней и перелом в ходе войны.

Святослав Рерих, младший сын художника преподнес в дар полотно «Победа» сибирским ученым как дань уважения.

Полотно “Настасья Микулична”, написанное в 1943 году, когда Отечественная война была в самом разгаре, явилось аллегорией России, воплотившейся в образе могучей богатырши. На втором плане взошедшая заря как знак победы, освобождающий мир от поработителей.

Полотно с историческим сюжетом «Единоборство Мстислава с Редедей», повествует о победе русского князя Мстислава Владимировича над Редедей, предводителем племени касогов. Встретившись на поле брани каждый со своей ратью, князья Мстислав и Редедя, что бы избежать кровопролития, решают вступить в поединок между собой. Условием которого было то, что войско повергнутого князя признает свое поражение. По преданию, Мстислав, обратившись с молитвой к Богородице, в страшном поединке одержал победу над врагом, обладающим большей силою. Символично, то что Рерих обратился к этой легенде в переломный год войны.

Все эти патриотические полотна Н. Рериха имеют несколько слоев содержания, которые ведут нас от внешнего слоя к внутреннему: от исторического к глубокому философскому, где главным мотивом есть – победа добра над злом. В сюжетах полотен преобладают библейские образы в виде ангелов, змия, всепожирающего огня и легендарные, взятые из народного эпоса и былин.

Работая над пактом, Николай Рерих разработал особый символ – Знамя Мира, которое предлагал использовать как общепринятое. Он создал полотно, где Мадонна Орифламма в руках держит белое полотно с тремя красными кругами, помещенными в окружность, символизирующую Вечность. Три амарантовых круга несут в себе философский символ прошлого, будущего и настоящего нашей планеты.

Уникальна и история любви Николая и Елены Рерихов, ставшая символом невероятного взаимопонимания и гармонии союза двух людей.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Источники:

https://www.lomonosov.org/aspects/fouraspects222187.html
https://24smi.org/celebrity/9746-nikolai-rerikh.html
https://kulturologia.ru/blogs/030118/37272/

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Для любых предложений по сайту: [email protected]