После бала композиция и ее роль кратко. Композиция рассказа Л.Н
Особенности композиции и её роль в раскрытии идейного содержания рассказа Л.Н.Толстого «После бала».
методическая разработка по литературе (8 класс) по теме
Урок в восьмом классе, итоговый по рассказу Л.Н.Толстого “После бала”.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Особенности композиции и её роль в раскрытии идейного содержания рассказа Л.Н.Толстого «После бала».
-ближе познакомиться с рассказом Л.Н.Толстого «После бала»;
– подготовиться к работе над сочинением;
-выявить особенности композиции рассказа;
-анализируя произведение, понять его основную идею;
Добрый день, ребята! Добрый день, уважаемые гости! Мы проводим очередной урок, посвященный изучению рассказа Л.Н.Толстого «После бала». Тема урока:
«Особенности композиции и её роль в раскрытии идейно- художественного содержания рассказа Л.Н.Толстого «После бала». На этом уроке, ребята, вы должны быть предельно внимательны, так как и знания, и сведения, полученные сегодня, пригодятся вам при написании сочинения по произведению.
Как и для чего мы будем исследовать композицию рассказа? В этом нам поможет тема нашего урока. Внимательно посмотрите на неё и попробуйте определить путь, по которому мы будем идти сегодня.
КОМПОЗИЦИЯ- ОСОБЕННОСТИ – ИДЕЯ – РОЛЬ КОМПОЗИЦИИ
Для чего это нам нужно? – чтобы прийти к пониманию идеи худ. пр-я
- Для оценки вашей работы на уроке мне нужны 2 помощника. Они будут отмечать количество и качество ваших ответов. Предложу взять на себя эту ответственную миссию Алене и Саше Мотавкину.
- Вступительное слово учителя.
Перед вами, ребята, портрет Л.Н.Толстого, выполненный в 1887 году. Представьте себе поздний вечер… комната погружена в полумрак… Кажется, что в доме установилась глубокая тишина, все вокруг спит, и только великий труженик Толстой не может оторваться от работы, которая сейчас составляет главное дело его жизни. Он хочет, чтобы правда, понятая им, стала доступной всем людям. Толстой похож здесь на мудрого и величественного пророка, строгого судью и учителя жизни. Свечи ярко освещают лицо писателя, свет серебрит седины его, и это создает ощущение ясности мысли, внутреннего спокойствия и мягкой человечности. На рубеже двух эпох Толстой создал ряд произведений, одно из которых – рассказ «После бала», написанный в 1903 году.
Сюжетной основой рассказа «После бала» явилось действительное событие, которое произошло со старшим братом писателя, Сергеем Николаевичем Толстым. Варвара Андреевна Корейшн была дочерью воинского начальника в Казани. Сам писатель знал и её и отца. Чувство Сергея Николаевича к этой девушке угасло после того, как он, весело танцевавший с ней на балу мазурку, на другое утро увидел, как её отец распоряжался прогнанием сквозь строй бежавшего из казармы солдата. Случай этот, без сомнения, тогда стал известен Льву Николаевичу. Но в дневнике от 18 июня 1903 года Толстой, определяя сюжет рассказа, делает запись от первого лица: «Веселый бал в Казани, влюблен в Корейшу… танцую с ней; её красавец – отец ласково берет её и идет мазурку. И наутро после влюбленной бессонной ночи, звуки барабана и сквозь строй гонит татарина, и воинский начальник велит больней бить». 9 августа 1903 года Толстой отметил в дневнике: «Написал в один день «Дочь и отец». Не дурно». До 20 августа писатель исправлял, совершенствовал текст рассказа. Известно, что Толстой читал его друзьям и близким, и в его чтении слышалось сочувствие молодому Ивану Васильевичу. Впервые рассказ «После бала» был опубликован лишь после смерти писателя.
С рассказом вы уже познакомились. Первый вариант названия был «А вы говорите».
? А почему, на ваш взгляд, Толстой изменил название рассказа?
(уже хотел подтолкнуть читателя к поиску идеи)
Естественно, вторая часть, хоть и маленькая по объему, несет большую смысловую нагрузку.
Экзекуция – так называлось страшное наказание, распространенное в первой половине девятнадцатого века в армии во время царствования Николая первого. Солдата прогоняли сквозь строй и били палками или прутьями. «Недели не проходило, чтобы не забивали насмерть человека или двух из полка. Нынче уж и не знают, что такое палки, а тогда это словечко со рта не сходило. Палки! Палки! У нас и солдаты Николая Палкиным прозвали. Николай Павлыч, а они говорят Николай Палкин. Так и пошло ему прозвище»,- вспоминает старый 95-летний солдат, герой статьи Толстого «Николай Палкин». В 1866 году недалеко от Ясной Поляны, имения Толстого, был казнен солдат, ударивший офицера, издевавшегося над ним. Толстой взял на себя защиту солдата перед судом, но ничего не смог добиться. Суд над солдатом и казнь произвели на писателя тяжелейшее впечатление. «Случай этот», – писал впоследствии Толстой, – имел на всю мою жизнь гораздо более влияния, чем все кажущиеся более важными события жизни». Писателя всю жизнь мучила мысль о бесправии русского солдата. Еще в 1855 году он работал над проектом о реформировании армии, где выступал против варварского наказания – «прогнания сквозь строй».
? Что вы можете сказать о личности Толстого на основе услышанного?
? Какое впечатление произвел на вас этот рассказ? Какие эпизоды вам особенно запомнились и почему?
?О чем вы задумались, читая это произведение?
?Создавая художественное произведение, писатель продумывает его композицию. Давайте вспомним, что называется композицией художественного произведения? ( Композиция- построение произведения, расположение и взаимосвязь его частей, порядок изложения событий).
? В чём особенность построения рассказа? Выделите основные части рассказа:
В рассказе выделяются следующие основные части: вступление, бал, после бала, заключение.
Выявить особенности композиции рассказа – это одна из целей нашего урока.
Запишем в тетради- «Особенности композиции рассказа ЛНТ «После бала» и приступим к работе.
? От чьего лица ведется повествование? Почему?
?Зачитаем начало рассказа. Скажите, кто является рассказчиком?
?Кто они? (один – тот, кто знакомит читателя с Иваном Васильевичем, по- видимому, это молодой человек из компании молодых людей, к которым обращается и с которыми спорит Иван Васильевич; другой – сам Иван Васильевич).
? Как автор относится к рассказчику? Докажите примерами из текста?
Перед нами по существу своеобразный « Рассказ в рассказе ». Это одна из особенностей композиции рассказа.(запись)
? О чем беседуют люди, окружающие Ивана Васильевича, каков предмет их разговора?
А теперь вернемся к концу рассказа (читаю), автор вновь возвращает нас к разговору о среде, о том, что хорошо, что дурно. «…если это делалось с такой уверенностью и признавалось всеми необходимым, то, стало быть, они знали что-то такое, чего я не знал…) Такой художественный прием называется обрамлением . Это еще одна из особенностей композиции этого произведения. Попробуйте дать определение обрамления. Запишите в тетради: «Обрамление это…().»
? как сочетаются разговор- беседа, обрамляющая произведение, с темой и содержанием рассказа Ивана Васильевича о событиях на балу и после бала?
«Вечные» нравственные проблемы добра и зла, совести и ответственности, справедливости и человеческого счастья разрешаются Л.Н.Толстым во многих его сочинениях, разных по тематике и жанру. Позже вы познакомитесь с другими его произведениями: «Севастопольские рассказы», «Война и мир», «Анна Каренина» и другими. (внимание на выставку книг).
? Почему эти проблемы называются «вечными»?
- А сейчас я бы хотела дать задание для двух небольших групп. Пока мы анализируем эпизоды, я предлагаю девочкам сравнить два варианта концовки рассказа и ответить на вопрос: почему, на ваш взгляд, Толстой изменил концовку рассказа? А Тане: подготовить эмоциональный пересказ от третьего лица фрагмент сцены наказания показать в учебнике).
- Анализ эпизодов в форме диалога.
Обратимся к тексту, сопоставим две сцены: «бал» и «после бала». В ходе анализа мы будем выписывать ключевые слова, поэтому разделите тетрадь на две части: «Бал» и «После бала»
? С чего начинается сцена бала? (Описание хозяев бала)
Прочитайте, выделите ключевые слова. Если мы говорим об описании, то какой частью речи должны быть ключевые слова? Какие слова вам непонятны?
Пюсовое – (устар.) темно-коричневое.
Фероньерка – женское украшение с драгоценными камнями, надеваемое на лоб.
? А теперь найдите и прочитайте описание людей в сцене «После бала». Какое слово повторяет рассказчик и для чего?
?Прочитайте описание зала. Выпишите ключевые слова в тетрадь. Какое изобразительно-выразительное средство использует автор? Какова их роль в произведении?
?Где происходит действие в сцене «После бала»? Прочитайте описание улицы. Назовите ключевые слова.
? Сравните поведение и внешность полковника на балу и после бала.
? Какие чувства охватывают молодого Ивана Васильевича на балу? Что переживает герой, расставшись с Варенькой? Какие слова наиболее емко характеризуют психологическое состояние героя во время счастливого бала?
? Какие чувства овладели героем после увиденного жестокого наказания татарина? Выпишите слова, которые передают состояние Ивана Васильевича как свидетеля наказания.
Примерная запись, сделанная в ходе анализа.
Роль композиции в рассказе «После бала»
В рассказе «После бала» Л. Н. Толстого, написанном в 90‑е гг. XIX в., изображаются 1840‑е гг. Писатель тем самым поставил творческую задачу восстановления прошлого, чтобы показать, что его ужасы живут и в настоящем, лишь слегка изменив свои формы. Не обходит вниманием автор и проблему моральной ответственности человека за все происходящее вокруг.
В раскрытии этого идейного замысла важную роль играет композиция рассказа, построенного на основе приема «рассказ в рассказе». Начинается произведение внезапно, с разговора о нравственных ценностях бытия: «что для личного совершенствования необходимо прежде изменить условия, среди которых живут люди», «что хорошо, что дурно» и так же завершается внезапно, без выводов. Вступление как бы настраивает читателя на восприятие последующих событий и знакомит с рассказчиком Иваном Васильевичем. Далее уже он рассказывает слушателям случай из своей жизни, произошедший давно, но отвечающий на вопросы современности.
Эта основная часть произведения состоит из двух картин: бала и сцены наказания, причем главной в раскрытии идейного замысла, судя по названию рассказа, является вторая часть.
Эпизод бала и события после бала изображены с помощью антитезы. Противопоставление этих двух картин выражено во многих деталях: красках, звуках, настроении героев. Например: «бал прекрасный» – «что неестественно», «музыканты знаменитые» – «неприятная, визгливая мелодия», «разрумянившееся с ямочками лицо» – «сморщенное от страдания лицо», «белое платье, в белых перчатках, в белых башмачках» – «что‑то большое, черное,… это черные люди», «солдаты в черных мундирах». Последнее противопоставление цветов черного и белого усилено еще и повтором этих слов.
Контрастно и состояние главного героя в этих двух сценах, его можно выразить словами: «Я обнимал в то время весь мир своей любовью» – и после бала: «Мне было до такой степени стыдно… Вот‑вот меня вырвет всем тем ужасом, который вошел в меня от этого зрелища».
Важное место в противопоставленных картинах занимает изображение полковника. В высоком военном в шинели и фуражке, руководящим наказанием, Иван Васильевич не сразу узнает красивого, свежего, с блестящими глазами и радостной улыбкой отца любимой Вареньки, на которого он недавно на балу смотрел с восторженным изумлением. Но это был Петр Владиславович «с своим румяным лицом и белыми усами и бакенбардами», и той же «своей сильной рукой в замшевой перчатке» он бьет испуганного малорослого слабосильного солдата. Повтором этих деталей Л. Н. Толстой хочет показать искренность полковника в двух различных ситуациях. Нам было бы проще понять его, если бы он где‑то притворялся, пытался скрыть свое истинное лицо. Но нет, он все тот же и в сцене экзекуции.
Эта искренность полковника, видимо, и привела в тупик Ивана Васильевича, не позволила разобраться до конца в противоречиях жизни, но свой жизненный путь под влиянием произошедшего он изменил. Поэтому и нет в заключение рассказа никаких выводов. Талант Л. Н. Толстого в том и состоит, что он заставляет читателя задуматься над поставленными вопросами всем ходом повествования, композицией произведения.
Роль композиции в раскрытии идеи рассказа Л.Н. Толстого «После бала»
Разделы: Литература
Цели урока:
- Обучение навыкам композиционного анализа текста, закрепление основных понятий теории литературы: тема, проблема, идея художественного произведения, композиция, элементы композиции.
- Развитие нравственного самосознания, воспитание активной жизненной позиции.
I. Введение в тему урока.
Тема нашего урока – “Роль композиции в раскрытии идеи рассказа Л.Н. Толстого “После бала”.
– Что же такое композиция художественного произведения?
Композиция – от латинского “compozitio” ?составление, соединение? – последовательное построение, расположение и взаимосвязь частей, образов, эпизодов художественного произведения.
– Дайте определение идеи художественного произведения.
Идея – главная мысль художественного произведения (вариант решения главной проблемы).
– Что же, в таком случае, становится целью нашего урока?
Запись цели урока.
Цель урока: через анализ композиции определить идею произведения Л.Н. Толстого “После бала”.
II. Работа по теме урока.
– Прежде чем говорить о композиции произведения, попробуем определить его тему. О чем этот рассказ?
О событии, которое резко изменило жизнь человека.
– Попробуем определить, что же представляет собой композиция рассказа. Какие его части сразу бросаются в глаза?
Произведение Толстого построено как рассказ в рассказе, то есть, рассказ с обрамлением.
– Чем вы можете подтвердить, что рассказ имеет именно такую структуру?
В произведении присутствуют два рассказчика.
– Что мы узнает об этих рассказчиках из текста? Кто они такие? Подтвердите свои рассуждения текстом.
Первый рассказчик – молодой человек (говорит от лица своего поколения “мы”; “разговор шел между нами”, второй рассказчик – Иван Васильевич – человек пожилой, по отношению к слушателям он употребляет обращение “вы, нынешняя молодежь”).
– Какова же функция первого рассказчика в тексте? Для чего он нужен?
Его роль – ввести читателя в атмосферу, в которой прозвучал рассказ, создать ощущение достоверности повествования, познакомить нас со вторым повествователем, объяснить, что послужило поводом для рассказа Ивана Васильевича.
– Что же мы узнаем от первого повествователя об Иване Васильевиче?
Иван Васильевич – человек уже немолодой, “всеми уважаемый”. Недаром один из слушателей говорит о нем: “Ну это мы знаем, как вы никуда не годились… Скажите лучше: сколько бы людей никуда не годились, кабы вас не было”. Очевидно, Иван Васильевич – человек, сделавший на протяжении своей жизни немало хорошего другим людям. Одновременно он является и героем собственного рассказа.
– Что же явилось поводом для рассказа Ивана Васильевича?
Разговор между молодыми людьми о том, что “для личного совершенствования необходимо прежде изменить условия, среди которых живут люди”, рассуждения о том, что “человек не может сам по себе понять, что хорошо, что дурно”. Таким образом, Иван Васильевич вступает в своеобразный спор с молодыми людьми.
Отсюда мы можем вывести и проблемы произведения.
Запись в тетради.
1) может ли человек самостоятельно понять, что хорошо, что дурно;
2) в какой мере среда влияет на формирование взглядов человека.
– Можем ли мы сказать, что законы “рамки” (рассказа с обрамлением) строго соблюдены в произведении и между повествованием первого и второго рассказчиков есть четкая граница?
Нет. Во второй рассказ то и дело вторгаются реплики слушателей, выражающих отношение к тому, о чем говорится в нем, то есть, первое и второе повествования проникают друг в друга.
– О чем говорится в той части рассказа, которая прерывается слушателями?
В ней Иван Васильевич говорит о себе, своей молодости и о предмете своей любви – Вареньке Б. В этой же части мы встречаем портрет Вареньки и узнаем о временной дистанции между описываемыми событиями и рассказом о них (около 35 лет).
– В какой момент и почему рассказ Ивана Васильевича перестает прерываться чужими замечаниями?
Когда герой начинает рассказ о своих чувствах к любимой девушке. Очевидно, эта часть повествования более важна для понимания смысла рассказа.
– Какова же роль этой части рассказа Ивана Васильевича?
Она становится экспозицией последующего повествования.
– Но если не любовь героя-рассказчика к Вареньке является главной в произведении, что же тогда занимает центральное место в рассказе?
События, которые произошли на балу и после него.
– Какое событие становится завязкой рассказа Ивана Васильевича?
Собственно действие начинается с диалога героя с Варенькой и с просьбы хозяйки бала к Вареньке уговорить отца танцевать.
– На предыдущем уроке вы получили задание проанализировать две сцены в рассказе – сцену бала и сцену на плацу после бала. Результаты наблюдений вы должны были отразить в сопоставительной таблице по определенному плану: 1) время действия; 2) место действия; 3) цветовая гамма; 4) музыка, сопровождающая эпизод; 5) описание центральных персонажей – Вареньки, солдата; 6) описание полковника; 7) чувства героя. Давайте обратимся к результатам ваших наблюдений и сделанным вами выводам.
1. Эпизод бала отнесен автором к последнему дню масленицы – праздничной недели, сопровождавшейся различными увеселениями.
2. Место действия – великолепно убранная зала в доме предводителя дворянства.
3. В цветовой гамме преобладают светлые, радостные краски.
4. Музыка веселая, создает атмосферу счастья.
5. Описывая Вареньку, герой возвышает ее в своих местах, относится к ней как к неземному существу.
6. Отец Вареньки изображается добрым и ласковым. Любовь к девушке и восхищение ею в сознании героя переносятся на ее отца – он соединяет отца и дочь в одном нежном умиленном чувстве.
7. Герой в этом эпизоде испытывает счастье и любовь ко всему миру.
1. Время действия – первый день Великого Поста, когда человек готовит себя к церковному покаянию, душевному очищению.
2. Описание улицы нарочито сниженное, в нем подчеркивается обычность, будничность происходящего.
3. Цветовая гамма темная, мрачная.
4. Музыка неприятная, тревожная.
5. Солдат описан так, что наше внимание сосредоточивается на его страданиях. В центре описания – измученное, истерзанное человеческое тело – окровавленная плоть. Это описание внушает ужас и отвращение.
6. В описании полковника подчеркиваются жестокость, сила, властность, отсутствие сомнений в правильности происходящего.
7. Герой испытывает жгучий стыд и доходящее до тошноты физическое отвращение к увиденному.
Выводы записываем в тетради.
1. Описание бала передает атмосферу довольства, радости, царящей в зале, и объясняет нам психологическое состояние героя – состояние счастья и любви ко всему миру, то состояние, в котором он пребывал до случая, перевернувшего всю его жизнь.
2. Сцена на плацу позволяет читателю понять чувства героя, проникнуться ужасом происходящего, заставляет задуматься о причине описанного явления.
– Как мы видим, эпизод бала очень важен для понимания рассказа. Почему же Толстой называет свое произведение “После бала”?
События, произошедшие после праздника, оказались для героя самыми важными, определившими всю его дальнейшую жизнь.
– Сравните выводы, сделанные в ходе анализа двух эпизодов, и скажите, какой композиционный и одновременно художественный прием использовал автор в описании сцен на балу и после бала.
Прием противопоставления – антитезы.
– Для чего же понадобилось автору противопоставление эпизодов? Почему он не ограничился только сценой истязания солдата, а подробно описал то, что было до нее?
Сцена бала ярче оттеняет ужас произошедшего после нее. Если бы не было этой сцены, герой, возможно, возмутился бы увиденным, его бы потрясла жестокость происходящего, но вряд ли он задумался бы над главным вопросом, который мучит его: как в одном человеке могут уживаться одновременно доброта и жестокость? Почему отец Вареньки, который любит, чтобы “все было по закону”, не сомневается в правильности происходящего?
Вывод записываем в тетради.
Прием противопоставления важен для постижения идеи рассказа, так как позволяет показать перелом, произошедший в душе героя.
– Что же становится для героя поворотной точкой в его сознании? Какой момент мы можем считать кульминацией рассказа?
Момент, когда герой видит страшную, неестественную спину татарина – нечто, совсем непохожее на тело человека.
– Испытывал ли кто-нибудь из наблюдателей этой сцены чувства, схожие с тем, что переживал герой рассказа?
Для окружающих и участников этой сцены происходящее – явление совершенно обычное, никто не сомневается в его правильности.
– Почему же Иван Васильевич не вмешался в происходящее, не защитил татарина?
Он не может представить, чтобы дурное, отвратительное дело вершилось с такой легкостью и уверенностью без серьезных оснований.
– К какому же выводу приходит герой в ходе своих сомнений?
“Очевидно он [полковник] что-то знает такое, чего я не знаю… Если бы я знал то, что он знает, я бы понимал и то, что я видел, и это не мучило бы меня”.
“Если это делалось с такой уверенностью и признавалось всеми необходимым, то, стало быть, они знали что-то такое, чего я не знал”.
– О чем же случай с солдатом заставляет задуматься Ивана Васильевича? О чем он “старался узнать” всю свою жизнь?
Герою важно узнать, каковы моральные принципы общества, в котором он живет, каковы в нем критерии оценки добра и зла. Он хочет знать, на чем держится армия, офицером которой он собирался стать, на каких моральных нормах стоит государство, которому он собирается служить. Иначе говоря, он пытается узнать, что хорошо и что плохо в том обществе, в котором он живет.
– Смог ли герой найти оправдание увиденному и примириться с ним? Почему?
По своей натуре это человек честный и благородный, в душе он не может согласиться с тем, что какие-либо законы и интересы государства могут оправдать то, что он увидел.
– Что же явилось следствием несогласия героя с устройством общества, в котором он жил?
Он отказывается от карьеры военного, о которой когда-то мечтал, и вообще нигде не служил. Он выбирает пассивный протест, отказываясь служить обществу и государству, которые оправдывают жестокость, насилие, избирает неучастие во всеобщем зле.
– Можем ли мы тогда утверждать, что герой смог самостоятельно решить для себя, что хорошо и что дурно, смог преодолеть мораль, внушаемую ему обществом?
Он смог это сделать, иначе его жизнь не изменилась бы.
– Представьте, если бы не было описанного в рассказе случая, смог ли бы Иван Васильевич стать военным и выполнять свой долг так, как предписывало государство? Смог бы он, подобно полковнику, наказывать солдат за провинности?
Мы можем усомниться в этом, так как это очень мягкий, добрый и совестливый по натуре человек с обостренным чувством справедливости.
– Давайте вновь обратимся к сформулированным нами проблемам рассказа. (Может ли человек сам решить, что хорошо и что дурно, в какой мере среда влияет на формирование взглядов человека?) Разрешились ли эти вопросы для Ивана Васильевича?
– Ответив на основные проблемные вопросы, мы можем определить и идею самого произведения. Так что же решает судьбу человека: общество, случай или он сам?
Запись вывода в тетради.
Идея произведения. Человек должен сам делать свой нравственный выбор и нести моральную ответственность за происходящее вокруг него, не оправдывая свое примирение со злом, с обстоятельствами.
– Что же помогло нам прийти к раскрытию главной мысли произведения Л.Н. Толстого?
Анализ композиции произведения.
Таким образом, сегодня мы убедились, что одним из путей успешного раскрытия идейного содержания произведения может стать анализ композиции художественного произведения.
III. Домашнее задание.
Давайте вспомним еще раз о герое рассказа Иване Васильевиче и о том, что он выбирает в жизни неучастие во всеобщем зле, однако активного протеста против существующих порядков не высказывает. Попробуйте в домашнем сочинении порассуждать над вопросом: “Неучастие в жестокости, во лжи – это форма протеста или способ выживания?”. Свои размышления вы должны подкрепить примерами из художественной литературы или из жизни.
IV. Подведение итогов, выставление оценок.
Источники:
https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2012/03/12/osobennosti-kompozitsii-i-eyo-rol-v-raskrytii-ideynogo
https://resoch.ru/rol-kompozicii-v-rasskaze-posle-bala/
https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/653073/