Предание: определение, понятие, значение. Сказание о невидимом граде китеже
Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии
«Сказа́ние о неви́димом гра́де Ки́теже и деве Февро́нии» — опера русского композитора Николая Андреевича Римского-Корсакова. В опере четыре действия, шесть картин. Основой сюжета стала легенда конца XVIII века о граде Китеже. Либретто было составлено композитором совместно с В. И. Бельским. Римский-Корсаков приступил к написанию музыки к опере в 1903 году. 7 (20) февраля 1907 года на сцене Мариинского театра в Петербурге состоялась премьера оперы.
Содержание
Действующие лица
- Князь Юрий Всеволодович — бас;
- Княжич Всеволод Юрьевич — тенор;
- Феврония — сопрано;
- Гришка Кутерьма — тенор;
- Федор Поярок — баритон;
- Отрок — меццо-сопрано;
- Двое лучших людей — тенор, бас;
- Гусляр — бас;
- Медведчик — тенор;
- Нищий-запевало — баритон;
Княжьи стрельцы, поезжане, домрачи, лучшие люди, нищая братия и прочий народ. Татары.
Сюжет
Действие I
Опера открывается увертюрой «Похвала пустыне». В «пустыне» — то есть в пустом месте, в глухом лесу юная девушка Феврония живёт со своим братом-охотником. Феврония дружит со зверями; она не боится даже страшного медведя. Заблудившись во время охоты, княжич Всеволод случайно встречается с Февронией. Девушка думает, что он княжеский ловчий. Всеволод спрашивает, ходит ли девушка молиться в церковь. Феврония рассказывает, что природа для неё — «великая церковь», молитва в которой дарит радость. Всеволод в недоумении: он воспитан в аскетических понятиях, считает земную жизнь юдолью скорби и сам хотел бы когда-нибудь уйти в монастырь. Но Феврония убеждает его, что человек не может жить без радости и веселья, и только радость ведет к истинному спасению души. Потрясенный её мудростью, княжич делает ей предложение; они обмениваются кольцами. Княжич уходит; вслед за ним Февронию находят его дружинники. Только тут она узнает, что ее жених — сын князя Юрия.
Действие II
В Малом Китеже люди ждут приезда невесты княжича. Скоморохи с медведем развлекают публику («Покажи, Михайлушко, покажи, дурашливый»). Гусляр поет печальную песню о турах и турице: в ней содержится предсказание трагической судьбы города. Из кабака вываливается пьяница — Гришка Кутерьма. Местные богачи подбивают его посмеяться над Февронией: им кажется, что княжич унизил себя женитьбой на простой девушке. Приезжает Феврония. Гришка обращается к ней с грубыми насмешками, называя её «невестой из болота», на которой «шуба из мышиных хвостов». Добрая Феврония просит людей не обижать Гришку, а самому ему советует помолиться Богу. В ответ пьяница снова осыпает ее насмешками. Слуга княжича, Поярок, приказывает играть свадебную песню. Свадебный поезд уезжает. Вдруг возникает паника. К городу приближается татарское войско. Люди в ужасе бегут. Звучит хор — «Ой беда идёт, люди, ради грех наших тяжких, и не будет спасенья, до единого сгинем». Появляются татары. Они хотят узнать путь к Великому Китежу. Но несмотря на пытки, горожане ничего не говорят врагам. Единственный, кто согласен выдать соотечественников — Гришка Кутерьма. В живых остаются только он и Феврония, которую берут в плен.
Действие III
В Великий Китеж приходит страшная весть о татарском нашествии. Ослепленный татарами Поярок рассказывает о случившемся; ему сказали, что путь в город татарам выдала Феврония. Люди молятся. Княжич, собираясь на битву, запевает песню «Поднялася с полуночи дружинушка крестьянская». Таинственный покров опускается на Китеж: люди понимают, что происходит чудо. Звучит оркестровая картина «Сеча при Керженце», которая изображает трагическое сражение армии княжича Всеволода с татарами. В тумане татары пытаются найти путь к Великому Китежу. Татарские вожди — Бурундай и Бедяй — спорят из-за Февронии; в конце концов, Бурундай убивает соперника. Между Февронией и Гришкой происходит спор; в конце концов, Гришка рассказывает ей, что «велел сказывать», что именно она оказалась предательницей. В ужасе Феврония спрашивает «Ты уж, Гриша, не антихрист ли?», на что тот цинично отвечает: «Просто я последний пьяница, нас таких на свете много есть». Феврония освобождает Гришку; тот пытается бежать, но тут наступает утро. Великий Китеж исчез, видно только его отражение в воде. Гришка уводит Февронию в лес. Татары в ужасе и недоумении бегут подальше от озера.
Действие IV
Гришка и Феврония идут по лесу. Безумие охватывает Гришку, и он с воплем убегает. Измученная Феврония засыпает. На ветвях деревьев загораются свечи; вскоре вокруг девушки уже не чаща, а райский сад, где поют невиданные птицы — Сирин и Алконост. Феврония видит своего потерянного жениха. Звучит оркестровая картина — «Хождение в невидимый град». Наконец, Феврония в Великом Китеже. Город чудесно преображен. Звучат свадебные песни в честь Февронии и Всеволода. Но Феврония не может забыть Гришку Кутерьму: она жалеет его, верит, что он раскается и придет в себя. Феврония пишет ему письмо, выражая надежду, что когда-нибудь и он сможет попасть в невидимый град. Теперь Феврония и Всеволод могут обвенчаться.
Интересные факты
- Замысел оперы возник у Римского-Корсакова, когда композитор работал ещё над оперой «Сказка о царе Салтане».
- Либретто оперы, написанное В. И. Бельским, имеет репутацию одного из лучших в истории жанра и занимает видное место в истории литературы. За него Бельский получил премию им. А. С. Пушкина, одну из престижнейших отечественных литературных премий того времени.
- На свой «Китеж» Римский-Корсаков смотрел как на последний крупный труд, завершающий, в сущности, всю его жизнь, как на её итог, и одно время он даже думал разрешить публикацию и постановку оперы только после своей смерти.
- Это опера – единственный пример тройной альтерации музыкального звука (трижды диез). Знак используется под цифрой 220.
Постановки
- 7 февраля 1907 — Мариинский театр (дирижёр Феликс Блуменфельд, реж. Василий Шкафер, художники Константин Коровин и Васнецов; Юрий Всеволодович — Иван Бурхардт, Всеволод — Андрей Лабинский, Феврония — Мария Кузнецова-Бенуа, Гришка Кутерьма — Иван Ершов, Федор Поярок — Василий Шаронов, Отрок — Мария Маркович, Медведчик — Григорий Угринович, Бедяй — Иван Григорович, Бурундай — Константин Серебряков, Сирин — Надежда Забела-Врубель, Алконост — Евгения Збруева, Гусляр — Владимир Касторский);
- 1908 — Большой театр (дирижёр Вячеслав Сук, реж. Иосиф Лапицкий, художники Коровин, Михаил Клодт, Васнецов; Юрий Всеволодович — Василий Петров, Всеволод — Николай Ростовский, Феврония — Надежда Салина, Гришка Кутерьма — Антон Боначич, Поярок — Георгий Бакланов, Отрок — Елизавета Азерская, Бурундай — Степан Трезвинский);
- 1916 — Большой театр, возобн. (дирижёр Вячеслав Сук, реж. Пётр Оленин, художники Коровин, Клодт, Внуков и Петров).
- 15 ноября 1918 — Петроградский театр оперы и балета (дирижёр Коутс, реж. Мельников, художники Коровин, Овчинников и Внуков; Юрий Всеволодович — Филиппов, Всеволод — Большаков, Феврония — Николаева, Гришка Кутерьма — Ершов, Поярок — Андреев, Медведчик — Угринович, Бедяй — Белянин, Бурундай — И. Григорович, Сирин — Коваленко, Алконост — Панина, Гусляр — Грохольский)
- 1926 — Большой театр (дирижёр Сук, пост. Раппопорта, художники Коровин, Клодт, Васнецов; Юрий Всеволодович — В. Петров, Всеволод — Богданович, Феврония — Держинская, Гришка Кутерьма — Озеров, Поярок — Савранский, Отрок — Антарова, Гусляр — Норцов, Бедяй — Лубенцов, Сирин — Катульская, Алконост — Петрова);
- 1934 — Большой театр (дирижёр Голованов, реж. Нардов, художники Коровин и Федоров, хорм. Авранек; Юрий Всеволодович — Михайлов, Всеволод — Федотов, Феврония — Кругликова, Гришка Кутерьма — Озеров, Поярок — И. Бурлак (Стрельцов)).
- 1955 — в концертном исполнении в Москве (дирижёр Самосуд) и Ленинграде (дирижёр Грикуров).
- 1958 — Театр оперы и балета им. Кирова (дирижёр Ельцин, реж. Соковнин, худ. Юнович, хорм. А. Михайлов).
- 1949 — Театр оперы и балета Латв. ССР (дирижёр Глазуп, пост. Васильева, худ. Лапинь, хорм. Ванаг); 1962, там же.
- Барселона (1926, на рус. яз.)
- Лондон (1926, концертное исполнение на рус. яз., т-р «Ковент-Гарден»)
- Париж (1926, концертное исполнение на рус. яз; 1929, на рус. яз.)
- Рига (1926)
- Буэнос-Айрес (1929.на рус. яз)
- Милан (1933, т-р Ла Скала)
- Брно (1934)
- Дуйсбург (1935)
- Загреб (1935)
- Филадельфия и Нью-Йорк (1936, на рус. яз)
- Каунас (1936)
- Берлин (1937)
- Прага (1938)
- Брюссель (1939, концертное исполнение на рус. яз.)
- Лондон (1951, концертное исполнение — дирижёр Добровейн)
- Милан (1951, т-р Ла Скала — дирижёр Добровейн, реж. Добровейн)
- Рим (1960) и др.
88. СКАЗАНИЕ О НЕВИДИМОМ ГРАДЕ КИТЕЖЕ
88. СКАЗАНИЕ О НЕВИДИМОМ ГРАДЕ КИТЕЖЕ
В заволжских лесах есть озеро под названием Светлояр.
Озеро невелико, но глубина его — до тридцати метров, и уровень воды всегда одинаковый, что летом, что весной в паводок. Зимой на озере намерзает особый «кружевной» лед. Светлоярская вода необыкновенно чиста, прозрачна и обладает целебными свойствами. Местные жители говорят: «Пей воду прямо из озера — не бойся, неси домой — месяцами будет стоять, не испортится».
М.М. Пришвин, побывав на Светлояре, писал в очерке «Светлое озеро»: «…глянуло на меня из леса спокойное, чистое око. Светлое озеро — чаша святой воды в зеленой зубчатой раме».
Здесь, на берегу озера Светлояр, возникло сказание о невидимом граде Китеже.
В сказании говорится, что в давние времена великий князь Георгий Всеволодович поставил на берегу Волги город Малый Китеж или Городец, а затем, переправившись — через речки Узолу, Санду и Керженец, пришел к реке Людне, берущей начало из озера Светлояр.
Места там были красивые, обжитые, и князь, «по умолению жителей», построил на берегу Светлояра город Китеж Великий, но сам в нем не остался, а вернулся в Малый Китеж.
В это время, «как темные тучи по небу», на Русь двинулись полчища татаро-монгол под предводительством хана Батыя. Враги подошли к Малому Китежу и взяли город приступом, перебив почти всех его защитников.
Князю Георгию Всеволодовичу с остатками войска удалось скрыться в лесах. Тайными тропами ушел он в Китеж Великий, чтобы собрать там новые силы.
Батый не смог отыскать следов князя и стал «примучивать» пленных жителей Малого Китежа, желая узнать дорогу, по которой ушел князь. Один из пленных «не смог мук стерпети» и провел Батыя лесом к Великому Китежу.
Татары осадили город, но вдруг, Божьим соизволением, Китеж стал невидим.
Устрашенные свершившимся чудом, враги бежали.
О том, как именно Господь сберег от врагов Китеж, в народе рассказывают по- разному.
Одни говорят, что город по-прежнему стоит на своем месте, но только никто его не видит, другие — что город скрылся под высокими холмами, окружающими Светлояр. Писатель В.Г. Короленко, побывавший на Светлояре в конце XIX века, записал такой рассказ местного старого рыбака: «(…) наше, брат, место не простое… Не-ет… Не простое… Тебе вот кажет: озеро, болотина, горы… А существо тут совсем другое. На этих вот на горах (он указал на холмы), сказывают, быть церквам. Этто во, где часовня — собор у них стоит Пречистого Спаса. А рядом, на другом-те холме — Благовещение. Тут в стары годы береза стояла, так на са-амой, выходит, на церковной главе».
По третьей версии, город вместе с жителями опустился на дно озера Светлояр. В нем по-прежнему живут люди, и иногда из-под воды доносится звон китежских колоколов.
Сказание о невидимом граде Китеже долгое время существовало в устной форме, передаваясь из поколения в поколение.
В XVII веке в лесах Заволжья стали возникать раскольничьи скиты — тайные поселения приверженцев «старой веры», не признаваемой официальной церковью. Именно раскольники в XVIII веке впервые записали сказание о Китеже в сочинении «Книга, глаголемая Летописец».
В изложении раскольников сказание приобрело ярко выраженный религиозный характер. В их представлении, подводный город — это монастырь, в котором живут праведные старцы, а видеть Китеж и слышать китежские звоны могут только люди, истинно верующие.
Со временем озеро Светлояр стало местом паломничества для верующих. В.Г. Короленко рассказывал: «Сходятся на берегу Светлояра толпы людей, стремящихся хоть на короткое время отряхнуть с себя обманчивую суету суети заглянуть за таинственные грани. Здесь, в тени деревьев, под открытым небом день и ночь слышно пение, звучит (…) чтение нараспев, кипят споры об истинной вере. А на закатных сумерках и в синей тьме летнего вечера мелькают огни между деревьями, по берегам и на воде. Благочестивые люди на коленях трижды ползут кругом озера, потом пускают на щепках остатки свечей на воду, и припадают к земле, и слушают. Усталые, между двумя мирами, при огнях на небе и на воде, они отдаются баюкающему колыханию берегов и невнятному дальнему звону… И порой замирают, ничего уже не видя и не слыша из окружающего. Глаза точно ослепли для нашего мира, но прозрели для мира нездешнего. Лицо прояснилось, на нем «блаженная» блуждающая улыбка и — слезы… А кругом стоят и смотрят с удивлением те, кто стремился, но не удостоился по маловерию… И со страхом качают головами. Значит, он есть, этот другой мир, невидимый, но настоящий. Сами не видели, но видели видящих…»
Вера в реальное существование невидимого града сохранялась в окрестностях Светлояра и в более поздние времена. В1982 году фольклористы записали рассказ местной жительницы: «Люди рассказывают, что где-то на середине озера есть дырка — не очень уж большая — ну вроде как с ковш будет. Только найти ее очень трудно. Зимой лед на Светлояре бывает чистый-чистый. Так надо прийти, разгрести снег, и можно посмотреть, что там на дне делается. А там, говорят, всякие чудеса: дома белокаменные стоят, деревья растут, колокольни, церкви, рубленные терема, люди живые ходят… Только не всякому покажется, не всякий эту дырку найти сможет».
В конце 1930-х годов от некоего старика Маркелова была записана такая история. Жил у них в селе «мужик, смелой такой». Этот смелый мужик заинтересовался норой, которую обнаружил под корнями поваленной березы, — и полез туда. «Лез-лез, потом видит место светлое, и на том месте сидят старцы светлоликие и дела крестьянские разбирают. И он своего деда узнал, а дед ему пригрозил клюкой, не велел больше лезть».
Другой местный житель в 1982 году рассказывал со слов своего отца, как тот «в граде Китиже бывал — накормили его там, денег дали». Отец рассказчика «ходил в извоз», и вот однажды его подрядили с обозом отвезти мешки с зерном. «И тронулся обоз. Только на тракт вышли — стемнело. Уж не знаю, сколько часов ехали и куда, только видят — ворота тесовые. Вроде как монастырь. Въезжают. Темно там, какие-то дома стоят. Пока разгружали обоз, всех провели в дом, накормили, дали денег — и щедро. А перед рассветом ворота отворили, и поехал обоз, уже пустой, назад… Где же они ночью были? (…) Пока судили-рядили, обернулись — а ворот-то уж никаких нет».
Рассказы о том, как китежане покупали у крестьян хлеб, местными жителями воспринимается как нечто само собой разумеющееся. Один рассказчик уточняет: «Хлеб китежские старцы у вятских покупали». Другой приводит случай «с одним вятичем», который «привез из своего Вятского края на базар в село Воскресенское рожь продавать. И вот (…) подошел к нему старичок седенький, посмотрел зерно, попробовал на зуб и говорит: «Я куплю у тебя весь воз ржи (…). Только я попрошу тебя, добрый человек, отвези хлебец-то к нам во Владимирское. Я тебе за это лишнюю плату за каждый мешок дам». Вятич согласился. Возле Владимирского (ближайшего села от Светлояра) он увидел монастырь. Монахи встретили его, помогли ссыпать зерно в амбар. Получив плату, вятич поехал обратно. «Отъехал сколько-то от озера, остановился и хотел помолиться на монастырь за удачу с продажей. Оглянулся назад — а монастыря-то и нет». (Запись 1974 года.)
Местным жителям, по их словам, известны случаи, когда китежане помогали людям в самых обыденных делах. «Помнится, мне, еще мальцу, бабушка рассказывала про то, что жил тут в деревне у озера — во Владимирском или в Шадрине, что ли, старик один. Так вот, пошел тот старик как-то в лес за грибами. (…) Ходил-ходил, и все без толку — ни одного грибочка нет! Умаялся старик, устал. И вот сел он на пенек, отдохнуть захотелось. (…) Обидно ему, что много обошел, а сбора никакого нет. Тут и подумалось ему что-то: «Хоть бы старички китежские помогли». Не успел подумать, как дремота на него напала. (…) Через какое-то время проснулся старик, открыл глаза, глянул в корзину — и глазам своим не верит: в ней до краев грибы. Да еще какие — один к одному, да все белые!» Сказание о Китеже нередко сравнивают с легендой об Атлантиде. Историчность невидимого града (также, как и Атлантиды) неоднократно пытались доказать или опровергнуть.
С середины XIX века сказание о Китеже стало объектом исследований. Оно вызывало интерес у самых разных специалистов — фольклористов, литературоведов, историков, археологов. На Светлояр не раз снаряжались научные экспедиции. В 50-70-х годах XX века было установлено, что озеро Светлояр образовалось в результате «провала» — внезапного, сильного сдвига почвы, причем это произошло приблизительно в то время, к которому легенда относит исчезновение Китежа. На дне озера была обнаружена некая «аномалия» — полуметровый слой полужидкой породы, в которой во множестве присутствуют обломки древесины. Экспертиза показала, что на этих обломках «имеются следы режущих орудий», то есть они обработаны руками человека.
Поэтический образ града Китежа вдохновлял многих поэтов, художников, композиторов. О Китеже писали Максимилиан Волошин, Николай Клюев, Сергей Городецкий. Н.А. Римский-Корсаков написал знаменитую оперу «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии», Н.К. Рерих создал живописное панно-занавес для этой оперы — «Сеча при Керженце».
Легенда о граде Китеже — чудесно спасенном Богом от разорения врагами, укрываемом и сберегаемом до лучших времен, когда он вновь явится миру, сохранив древний корень, древнюю веру и правду — одна из самых заветных легенд русского народа, в течение веков подвергавшегося нашествиям внешних врагов.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Китеж-град. Легенда о русской Атлантиде
Помните сказание об Атлантиде? О материке, который погрузился в океан, наказанный богами за то, что жители его погрязли в грехах. Подобная легенда есть и на Руси — правда, к грехам она не имеет никакого отношения. Скорее даже напротив — причины затопления этого города следует искать в духовной чистоте его жителей.
Только праведники и святые могут увидеть этот город. Только истинно верующий достоин слышать перезвон его колоколов. Град Китеж. Город-легенда. До сих пор множество православных христиан собирается, чтобы совершить паломничество на озеро, в глубинах которого якобы покоится легендарный город. Прошли столетия, но люди все равно стремятся сюда. Они верят в то, что Китеж стоит на дне озера, и вера их непоколебима.
Так почему же так популярна легенда о граде Китеже? Почему люди не могут забыть об этом месте?
Китеж в представлении Ивана Билибина
Появление города
Единственные намеки на реальное существование Китежа можно найти в книге «Китежский летописец». По мнению ученых, эта книга была написана в конце 17 века.
Если верить ей, град Китеж построил великий русский Князь Юрий Всеволодович Владимирский в конце 12 века. Согласно легенде князь, возвращаясь из путешествия в Новгород, по пути остановился возле озера Светлояр — отдохнуть. Но толком отдохнуть ему не удалось: князь был пленен красотой тех мест. Сразу же повелел он построить на берегу озера град Большой Китеж.
Юрий Всеволодович, основатель Китежа, изображён на входе в Нижегородский Кремль
За дело принялись немедленно. Длина построенного города составила 200 саженей (прямая сажень — расстояние между концами пальцев, раскинутых в разные стороны рук, приблизительно 1,6 метра), ширина — 100. Соорудили также несколько церквей, а по случаю лучшие мастера принялись «писать образа».
Церквей много, икон тоже — что еще нужно простому русскому человеку? Город не замедлили прозвать «святым», и народ потянулся к озеру Светлый Яр.
Светлояр
Озеро Светлояр находится в Нижегородской области. Оно расположено близ села Владимирского Воскресенского района, в бассейне Люнды, притока реки Ветлуги. Длина озера — 210 метров, ширина — 175 метров, а общая площадь водного зеркала — около 12 гектаров.
До сих пор нет единого мнения, как возникло озеро. Кто-то настаивает на ледниковой теории происхождении, кто-то отстаивает карстовую гипотезу. Есть версия, что озеро возникло после падения метеорита. Само слово «Светлояр» можно перевести как «Светлое озеро».
Нашествие Батыя
То были времена далеко не мирные и не идиллические. Раздоры между княжествами, набеги татар и болгар, лесные хищники — за городские стены редкий человек решался выбраться без оружия. А в 1237 году на Русь вторглись монголо-татары под руководством хана Батыя.
Теперь забудем на время о легенде и вспомним историю.
Диорама «Героическая оборона Старой Рязани»
Первыми нападению подверглись рязанские князья. Они пытались обратиться за помощью к князю Юрию Владимирскому, но получили отказ. Татары разорили Рязань без труда; затем двинулись на Владимирское княжество. Посланный Юрием сын Всеволод был разбит у Коломны и бежал во Владимир. Татары захватили Москву и взяли в плен другого сына Юрия — князя Владимира.
Князь Юрий, когда узнал об этом, оставил столицу на сыновей Мстислава и Всеволода. Отправился собирать войска. Он разбил лагерь неподалеку от Ростова на реке Сить и стал ждать своих братьев Ярослава и Святослава. В отсутствие великого князя 3-7 февраля были взяты и разорены Владимир и Суздаль, в огне пожара погибла семья Юрия Всеволодовича.
Князь успел узнать о гибели семьи. Дальнейшая его судьба была еще более незавидной: Юрий погиб 4 марта 1238 года в битве с войсками Батыя на реке Сить. Ростовский епископ Кирилл отыскал на поле битвы обезглавленное тело князя и увез его в Ростов. Позже отыскали и присоединили к телу голову.
Гибель Юрия Всеволодовича
Здесь заканчиваются факты, которые подтверждены учеными. Вернемся к легенде.
Батый якобы услыхал о богатствах, что хранились в граде Китеже, и послал часть войска на святой город. Отряд был небольшой — Батый не ожидал сопротивления. Войска шли на Китеж через лес, а по пути прорубали просеку. Вел татар предатель Гришка Кутерьма. Его взяли в соседнем городе, Малом Китеже (нынешний Городец). Гришка не выдержал пыток и согласился указать путь к святому Граду. Увы, Сусанина из Кутерьмы не получилось: Гришка привел татар к Китежу.
В тот страшный день неподалеку от города несли дозор три китежских богатыря. Они первыми увидели врагов. Перед битвой один из воинов сказал сыну, чтоб он бежал в Китеж и предупредил горожан. Мальчик кинулся к городским воротам, но злая стрела татарина догнала его. Однако смелый парнишка не упал. Со стрелой в спине добежал он до стен и успел крикнуть: «Враги!», и только потом упал замертво.
Богатыри тем временем пытались сдержать ханское воинство. Не выжил никто. По преданию, на том месте, где погибли три богатыря, появился святой ключ Кибелек — он бьет до сих пор.
Вариант легенды гласит, что сам Георгий Победоносец спустился на землю, чтобы помочь защитникам Китежа. Но конь Георгия споткнулся. Понял тогда святой, что спасение Китежа — не его задача. И отступил. А в том месте, куда провалилось копыто коня, и забил святой источник Кибелек.
Василий Максимов «Монголы у стен Владимира»
Монголо-татары осадили город. Горожане понимали, что шансов нет. Горстка народа против хорошо вооруженной и организованной армии Батыя — это верная гибель. Тем не менее без боя горожане сдаваться не собирались. Они вышли на стены, с оружием, а также иконами и крестами в руках. Люди молились с вечера и всю ночь напролет. Татары же ожидали утра, чтобы начать атаку.
И свершилось чудо: зазвонили вдруг церковные колокола, затряслась земля, и на глазах изумленных татар Китеж стал погружаться в воды озера Светлояр.
И сей град Большой Китеж невидим стал и оберегаем рукою божиею, — так под конец века нашего многомятежного и слез достойного покрыл господь тот град дланию своею.
«Повесть и взыскание о граде сокровенном Китеже»
К. Горбатов. «Невидимый град Китеж»
Легенда неоднозначна. И люди трактуют ее по-разному. Кто-то утверждает, что Китеж ушел под воду, кто-то — что он погрузился в землю. Есть приверженцы теории, будто город от татар закрыли горы. Другие считают, что он поднялся в небо. Но самая интересная теория гласит, что Китеж попросту стал невидимым. Непонятно, правда, почему тогда на город до сих пор никто не натолкнулся случайно.
Пораженные мощью «русского чуда», татары бросились бежать кто куда. Но божий гнев настиг их: кого звери пожрали, кто в лесу заблудился или просто пропал без вести, уведенный таинственной силой.
Город же исчез. Согласно легенде, он должен «проявиться» в день Страшного Суда. В тот день, когда мертвые восстанут из могил, поднимется из воды и Китеж. Но увидеть его и даже достичь можно уже сейчас. Человек, в котором нет греха, различит отражение церковных маковок и белокаменных стен в водах озера Светлояр.
Китеж современный
Перенесемся теперь во времена, близкие к нашему веку.
Легенда о граде Китеже взволновала умы интеллигенции. Прежде всего, литераторов, музыкантов и художников. Писатель 19 века Павел Мельников-Печерский, вдохновленный озером Светлояр, рассказал его легенду в романе «В лесах», а также в повести «Гриша». Озеро посещали Максим Горький (очерк «Бугров»), Владимир Короленко (очерковый цикл «В пустынных местах»), Михаил Пришвин (очерк «Светлое озеро»).
О загадочном городе написал оперу «Сказание о невидимом граде Китеже» Николай Римский-Корсаков. Озеро рисовали художники Николай Ромадин, Илья Глазунов и многие другие. Поэты Ахматова и Цветаева упоминают в своем творчестве град Китеж.
Декорации Ивана Билибина к опере Римского-Корсакова
В наши дни легендой о Китеже заинтересовались фантасты и особенно авторы фэнтези. Понятно, почему: образ потаенного города романтичен и как нельзя лучше вписывается в фантастическое произведение. Из произведений подобного толка можно назвать, например, рассказ «Молоты Китежа» Ника Перумова и «Красное смещение» Евгения Гуляковского.
В советском телефильме «Чародеи», который был снят по мотивам романа Стругацких «Понедельник начинается в субботу», работник фабрики музыкальных инструментов едет в вымышленный Китежград. Он хочет спасти от злых чар невесту, и оказывается в царстве добрых и злых волшебников.
Озеро Светлояр в наши дни
Естественно, не обошли вниманием загадку Китежа и ученые. На озеро Светлояр отправлялись экспедиции, причем не раз. Бурение у берегов озера ничего не дало. Ничем окончились и поиски археологов. На подступах к озеру следов загадочного города не было. В 70-х годах прошлого века экспедицию снаряжала «Литературная газета»: на дно спускались подготовленные водолазы. Работа их была непростой, так как глубина озера больше 30 метров. На дне много коряг и затонувших деревьев.
Неопровержимых доказательств существования города, к сожалению, они не нашли. Для верующих этот факт, конечно, ничего не значит. Известно, что нечестивцам Китеж не откроет своих тайн.
Появились гипотезы, что Китеж находился вовсе не на озере Светлояр. Сразу же возникли другие предполагаемые места «обитания» святого града. Поговаривали даже о Китае, якобы Китеж и легендарная Шамбала — одно и то же место.
Николай Рерих «Песнь о Шамбале»
В наши времена ученые забыли о Китеже — не до того стало. Зато легендой одно время спекулировали бизнесмены, которые надеялись превратить сказания в источник самофинансирования.
В настоящее время территория озера охраняется государством. Озеро и окрестности входят в состав заповедника, который находится под защитой ЮНЕСКО. Ежегодно 6 июля в день Владимирской иконы Божией Матери православные верующие совершают крестный ход от Владимирского храма в селе Владимирском до часовни во имя Казанской иконы Божией Матери. Часовня была построена неподалеку от озера Светлояр в конце 1990-х годов.
Православные молятся на берегу озера. Кто-то тайком разглядывает свое отражение в озере — не мелькнет ли Китеж? Некоторые верят, что земля, собранная в святом месте, лечит недуги. Они берут ее на могилах «убиенных богатырей», а затем относят домой вместе с пластиковыми бутылками, в которых плещется вода из святого источника. Существует поверье, что вода из Светлояра не испортится, даже если простоит в бутыли несколько лет.
Часовня Казанской Божьей матери на берегу Светлояра
Русская утопия
Град Китеж — символ чего-то недоступного, но желанного. Это райское место, куда праведники могут бежать от невзгод жестокого мира. Неважно, существовал ли Китеж — красивая легенда дает надежду отчаявшимся. И в прошлом на поиски благодатной земли бежали крестьяне-лапотники, и сейчас находятся фанатики, которые уходят в нижегородские леса, где прячутся от современной жизни.
Китеж — это русская утопия. Это место, где в кисельных берегах текут молочные реки. Для многих — это страна Фантазия, сказочное государство, в котором правят добро и справедливость. Самое важное в Китежской утопии то, что людям в любом случае нужен такой город. И если б не было этой легенды, они бы выдумали другую. Людям необходима вера в то, что можно убежать из этого, полного боли и отчаянья, мира. Люди нуждаются в месте, куда можно бежать. Хотя бы в мыслях. И этим местом стал священный русский град Китеж.
Константин Горбатов «Потонувший город»
Беловодье
Многие средневековые легенды повествуют о царствах Добра и Справедливости, наподобие Китежа. В этих «сокровенных местах» будто бы можно спрятаться, спастись от происков зла. Одно из таких мест — волшебная страна Беловодье. Это сказочный край, где живут мудрецы, которые даруют вечную жизнь и сокровенные знания прошлого. Согласно преданиям, страна находится где-то на Алтае.
После введения в России крепостного права многие крестьяне уходили на восток. В 17 веке на Алтай двинулись российские переселенцы. Причиной тому была не только «теснота» Центральной России и бедность, но и надежда отыскать Беловодье. Примерно в конце 18 — начале 19 века был создан «Путешественник Марка Топозерского», в котором описывалась дорога на Беловодье. «Путешественник» указывал путь через Красноярск и Китай в «Опоньское» (Японское) царство, которое лежит посреди «окиян-моря» Беловодья.
В России существуют реальные «Китежи» — города и деревни, затопленные при строительстве водохранилищ. На фото — Крохино в Вологодской области
Если вы нашли опечатку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Источники:
https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/499813
https://info.wikireading.ru/2958
https://www.mirf.ru/science/kitezh-grad-legenda