Предложение чичикова. Способы изображения героев в поэме “Мёртвые души” Гоголя Н.В
Cочинение «Мастерство Гоголя в изображении Чичикова»
Поэма Н.В.Гоголя «Мертвые души» была впервые опубликована в 1842 году, почти за двадцать лет до отмены в России крепостного права, в годы, когда в стране стали появляться первые ростки новой, капиталистической формации.
Главной темой в поэме является изображение помещичьей России. Главные герои помещики, первое сословие Российского государства, основа основ самодержавия, люди, от которых во многом зависит экономическое и социальное положение страны.
Центральное место в первом томе занимают пять «портретных» глав (со второй по шестую). Эти главы, построенные по одинаковому плану, показывают, как на почве крепостничества складывались разные типы крепостников и как крепостное право в 20-30-х годах XIX века, в связи с ростом капиталистических сил, приводило помещичий класс к экономическому упадку.
Сюжет поэмы «Мертвые души», подсказанный А.С.Пушкиным, очень прост. Гоголь рассказал в своем произведении о похождениях некоего авантюриста, придумавшего своеобразный план обогащения: он скупал у помещиков умерших крестьян с тем, чтобы заложить их как живых в Опекунском совете.
И вот Павел Иванович Чичиков, человек «темного и скромного происхождения», плут и хитрец, отправляется по помещичьим усадьбам в поисках мертвых душ. На своем пути главный герой сталкивается с очень разными представителями помещичьего мира.
Галерея портретов помещиков открывается образом Манилова. «На взгляд он был человек видный; черты лица его не были лишены приятности, но в эту приятность, казалось, чересчур было передано сахару; в приемах и оборотах его было что-то заискивающее расположения и знакомства. Он улыбался заманчиво, был белокур, с голубыми глазами». Живя в поместье, он «иногда приезжает в город. чтобы увидеться с образованнейшими людьми». На фоне обитателей города и поместий он кажется «весьма обходительным и учтивым помещиком», на котором лежит какой-то отпечаток «полупросвещенной» среды. И даже своим малолетним детям он дал имена древнегреческих философов Фемистоклюс и Алкид.
Подъезжая к дому помещика, Чичиков понял, что деревня Маниловка, расположенная на месте, «открытом всем ветрам», «немногих могла заманить своим местоположением». Но взор Чичикова привлекла расположенная под двумя чахлыми березами беседка с красноречивой надписью «Храм уединенного размышления» и он еще раз убедился, что ему предстоит встреча с весьма утонченным барином.
Радушный хозяин усадьбы встретил гостя на крыльце своего дома. Не может не вызвать улыбку сцена, в которой герои эпизода входили в дом. «Сделайте милость, не беспокойтесь так для меня, я пройду после,» говорил Чичиков. «Нет, Павел Иванович, нет, вы гость», говорил Манилов, показывая ему рукою на дверь… Наконец оба приятеля вошли в дверь боком и несколько притиснули друг друга». Таким же манером они входили и в столовую, где подавался обед.
За обедом «гость был посажен между хозяином и хозяйкою», велась приятная беседа, хозяйка очень часто мило корила гостя за умеренность в еде, на что тот непременно отвечал, что «… приятный разговор лучше всякого блюда».
Н.В.Гоголь несколькими штрихами описал эту комнату «не без приятности»: книжка с заложенной закладкою, несколько исписанных бумаг и табак «в разных видах: в картузах и табачнице… На обоих окнах тоже помещались горки выбитой из трубки золы, расставленные не без ст
Образ Чичикова в поэме “Мертвые души”
Образ Чичикова в поэме “Мёртвые души” создан Николаев Васильевичем Гоголем с таким мастерством, что он стал бессмертным в русской и мировой литературе. Главный герой поэмы – отражение эпохи, в нём воплотились черты всего самого отвратительного, самого типичного и самого очаровательного, что свойственно гоголевской современности.
- Лучший мошенник и подлец в русской литературе
- Внешность и манеры Павла Ивановича
- Чичиков – оригинальный персонаж
Бонус
- Полезные ссылки
- Тест по произведению
Лучший мошенник и подлец в русской литературе
Чичиков как литературный персонаж уникален своей многослойностью и разноплановостью. В нём сочетаются самые низменные черты, которые только могут быть присущи человеку, с самыми достойными качествами. Чичиков неповторим ещё и тем, что его целеустремлённость, находчивость и предприимчивость не знает границ. Упорство, с которым герой движется к цели достойно подражания, чего нельзя сказать о методах и принципах, которыми движим Павел Иванович.
Николай Васильевич Гоголь настолько тщательно проработал образ главного героя, что при всех отрицательных характеристиках, он вызывает явную симпатию, благодаря своему обаянию, старанию и стремлению к мечте. Кроме того, высокая самооценка героя придаёт особую ироничность образу Чичикова, который считал себя “привлекательным”, а в особенности благодаря округлому подбородку. Самоуверенность в своей привлекательности у Павла Ивановича настолько трогательна, что читатель невольно соглашается с этим фактом. В свою очередь дамы считают Чичикова достаточно интересным именно из-за его ореола таинственности и светских манер. Подкупает также в персонаже тяга к безупречности: костюм, парфюм, экипаж – всё в мошеннике прекрасно, он очень аккуратен, не допускает небрежности и беспорядка.
Внешность и манеры Павла Ивановича
В начале поэмы перед нами предстаёт мужчина средних лет (“не стар, но и не слишком молод”), которого природа не наградила особой красотой, мужественными чертами, ростом и фигурой. Однако обаяние и умение держать себя чудесным образом стало основным инструментом, который помогал Чичикову завоёвывать расположение окружающих.
Чувство собственного достоинства у нашего персонажа настолько развито, что он не терпел даже неприятных запахов в своём присутствии, не то что вульгарностей, фамильярности или бранных слов. Несмотря на то, что происхождение не давало Павлу Ивановичу повода для гордости, он “выжал” максимум из своих манер, тона, тембра голоса и умения вести беседу. Это умение служило предметом восхищения всех окружающих. Даже, работая на таможне, во время обысков контрабандистов, он был настолько вежлив и деликатен, что слухи о его мастерстве и такте дошли до начальства. Этот талант открывал все двери, помогал покорять новые высоты. Умение “искусно польстить каждому” стало его визитной карточкой.
Любовь и дружба – вещи, которых главный герой не знал и не желал знать. Ещё отец завещал Павлуше не водить дружбы с равными себе, подчёркивая бесполезность этого явления. Женщин же Чичиков сторонился, отлично усвоив чью-то мудрость, что от них одни растраты и проблемы. Он не позволял своему сердцу быть открытым, а женскую красоту расценивал, как искусство, издалека.
Чичиков – оригинальный персонаж
В главном герое есть что-то от образа каждого из помещиков, но эти качества не доведены до абсурда. Он деловит и горяч, как Собакевич, умеет копить, как Плюшкин, но с умом, а не слепо и бесцельно. Хозяйственность, свойственная Коробочке, есть и у Чичикова, а по части вранья и спускания денег в своё удовольствия, он мог бы соперничать с Ноздрёвым.
Краткий анализ глав, в которых повествуется о посещении Павлом Ивановичем помещиков, даёт чёткую картину этой закономерности: он такой же, как и другие помещики, но на порядок совершеннее в своём развитии. Его пороки тщательно завуалированы, даже отсутствие хорошего образования тщательно спрятано за умение держаться и осведомлённостью во всех сферах жизни общества.
Вывод напрашивается сам: Чичиков – человек особого склада, он чудовищно безнравственен, хитёр, изворотлив и удивительно активен.
Основа жизни для чичиковых – материальное обогащение; прочный капитал – без него герой не видит будущего, не хочет строить семью. Деньги – самое важное, что есть в жизни Павла Ивановича, они вдохновляют его на “подвиги”, заставляют забывать о добре, любви к ближнему, нравственности.
Способы изображения героев в поэме “Мертвые души” Гоголя Н. В
“Мертвые души” – первый том трилогии, в которой, по замыслу автора, должна была “явиться вся Русь”, то есть прошлое, настоящее и будущее страны, как оно представлялось Гоголю. В соответствии с идеей трилогии в первом томе писатель показал прошлое и настоящее России, бездуховных героев, погрязших в быте, стремящихся к материальным удобствам (богатству, почестям, сытому покою) и забывших о высоком духовном назначении человека.
Прошлое России, по мнению Гоголя, – это помещики и чиновники, они так сжились с удобными и приятными
1), столь ожидаемое Россией.
В первом томе описываются три группы героев, представляющих прошлое и настоящее российского общества.
Самым тщательным образом Гоголь изображает пять провинциальных помещиков. Ведь государство живет не столицей, а провинцией: именно она кормит и сохраняет исконный, “нутряной” русский дух. Рисовать провинциальный быт для писателя составляет большое удовольствие.
Внешне помещики совершенно непохожи друг на друга, хотя описываются по одной и той же схеме: деревня, внешний вид дома, убранство комнат, портрет хозяина, обряд угощения, реакция на предложение Чичикова продать мертвые души, речь.
Во внешнем виде поместья отражается характер самого владельца. Когда Чичиков подъезжает к имению Манилова, он видит, что господский дом стоит на горе и, следовательно, овевается всеми возможными ветрами. В доме у Манилова стоит самая разнообразная мебель: рядом с креслами, обтянутыми щегольской дорогой материей, помещаются другие, покрытые уже несколько лет рогожкой.
Рядом с прекрасным бронзовым подсвечником, украшенным грациями, на столе оказывается железный косой инвалид, весь заплывший воском. В кабинете у Манилова лежит книжка, которая уже два года заложена на четырнадцатой странице.
В имении Собакевича Чичиков отмечает добротность всех построек. Дом и даже колодец выстроены из таких толстых бревен, которые идут только на корабельные мачты. Мебель в доме очень неуклюжая, но крепко сработанная, так что каждый стул и комод как бы кричал: “Я Собакевич!
И я тоже Собакевич!”.
В доме Ноздрева царит неразбериха и вечный ремонт. Деревня Плюшкина находится в крайней степени запустения и обнищания: избы крестьян покосились или вообще развалились, почти все окна в господском доме забиты, а посредине комнаты, где живет сам Плюшкин, живописно расположилась куча разного мусора, который хозяин собирает везде и всюду.
Каждый помещик имеет статичный портрет. О Манилове говорится, что он за несколько лет, прошедших после его выхода в отставку с военной службы, совершенно не изменился. Как тогда, так и теперь он “прекраснейший, добрейший человек”. Лицо Собакевича описывается очень подробно, исключая глаза, которые, по словам Л. Н. Толстого, являются “зеркалом души”: природа недолго мудрила над лицом гоголевского героя и не употребляла никаких мелких инструментов, а рубила со всего плеча: “хватила топором раз – вышел нос, хватила в другой – вышли губы, и, не оскобливши, пустила на свет”.
Портрет Плюшкина также весьма выразителен: он похож на старую ключницу, которая, однако, должна бриться. Ноздрев был свежим, здоровым человеком, с черными густыми волосами, с полными румяными щеками, с белыми как снег зубами, – совершенно кровь с молоком.
Помещики каждый по-своему угощают Чичикова. У Собакевича гость ел: бараний бокс кашей, индюка размером с теленка, ватрушки величиной с блюдце. Плюшкин хотел угостить Чичикова куличом, который уже не один год хранился в кладовой.
Причем хозяин приказал кухарке сначала соскоблить с кулича плесень и отнести эти крошки курам. От многолетнего кулича Чичиков отказался сам, чем очень обрадовал скупого хозяина. У Ноздрева вся еда была или недоваренная, или подгорелая, но зато был большой выбор различных вин; правда, от мадеры что-то сильно пахло жженой пробкой.
Прекрасная хозяйка, Коробочка накормила главного героя на славу расстегаем и очень вкусными блинами.
По-разному реагируют помещики на предложение продать мертвые души. Манилов, услышав об этом, раскрыл рот и так просидел довольно долго. Потом он разволновался, не будет ли какого вреда государству от такой странной сделки, но, совершенно успокоенный на этот счет Чичиковым, быстро согласился подарить мертвые души своему дорогому другу.
Ноздрев предложил сыграть в карты или шашки на все свои мертвые души и, конечно, пытался сплутовать. Коробочка никак не могла понять, как можно продать мертвые души – выкапывать кости из земли или нет. А Собакевич на предложение Чичикова сразу запросил колоссальную цену за своих умерших крестьян.
Каждый помещик имеет характерную речь: слащавая и малосодержательная речь у Манилова; грубая и резкая – у Собакевича; нелогичная, постоянно перескакивающая с одного предмета на другой – у Ноздрева; хнычущая – у Коробочки; подозрительная и ворчливая – у Плюшкина.
Сам писатель дает помещикам яркую характеристику: Манилов – “совершенный сахар”, Собакевич – “кулак, да и не разогнется”, Плюшкин – “прореха на человечестве”, Коробочка – “дубинноголовая”, Ноздрев – “без царя в голове”. Гоголь часто сравнивает своих героев с животными: Собакевич похож на медведя средней величины, и даже звали его Михаил Семенович; Коробочка напоминает курицу, Манилов – кота, а Ноздрев – глупого щенка.
Особым образом изображается главный герой поэмы – Чичиков. Это мошенник, которому надо быть как все, чтобы легко затеряться в толпе, если его разоблачат. Поэтому автор не дает ему законченного портрета, как помещикам, в его облике подчеркивается неприметность. Чичиков “не красавец, но и не дурной наружности, ни слишком толст, ни слишком тонок; нельзя сказать, чтобы стар, однако ж и не так, чтобы слишком молод”, (гл.
1) Говорит он “ни громко, ни тихо, а совершенно так, как следует. Словом, куда ни повороти, был очень порядочный человек” (там же). Въезд его “не произвел в городе совершенно никакого шума” (там же).
Если помещики характеризуются в поэме через быт, то для Чичикова, не имеющего поместья и множества вещей, такой прием раскрытия становится второстепенным: Гоголь подробно описывает только дорожную шкатулку с двойным дном и упоминает об удобной коляске, в какой ездят господа средней руки. Главным способом изображения Чичикова становится его “деятельность” и виртуозное общение с людьми. Поведение Чичикова замечательно тем, что он может подладиться под самых разных собеседников: с Маниловым он вдохновенно говорит о прекрасных и нежных чувствах; с Ноздревым ведет себя как лихой гусар; с Собакевичем – как собранный, трезвый делец; с Плюшкиным – как филантроп, сочувствующий чужим несчастьям; с Коробочкой он не церемонится и, рассердившись на ее непонятливость, даже сулит ей черта.
Чичиков, в отличие от всех помещиков, исключая Плюшкина, имеет в поэме историю. Она помещена в последней, одиннадцатой, главе, так что у читателя заранее создается определенное отношение к герою, безотносительно к истории его жизни. У Чичикова есть в поэме даже внутренние монологи (по поводу прекрасной блондинки, встреченной на дороге, – гл.5 , по поводу списка купленных крестьян – гл.
7), что свидетельствует о душевных переживаниях героя, о его “живой душе”.
Чиновники в поэме получают, так сказать, групповой портрет. Конкретизируются только образ полицеймейстера (этот “чудотворец” устраивает банкет в честь миллионщика Чичикова) и образ прокурора (у него в доме происходит важное совещание по поводу Чичикова). Все чиновники охарактеризованы как люди корыстные: полицеймейстер наведывается в лавки купцов, как к себе домой; а Иван Антонович кувшинное рыло в совершенстве постиг науку получения и вымогания взяток. Жизнь чиновников наполнена внешней деловитостью, а по сути пустыми и ничтожными занятиями: они играют в карты, сплетничают, губернатор, кроме того, вышивает по тюлю, и все весьма халатно относятся к служебным обязанностям.
Об этом свидетельствует их растерянность и страх перед Чичиковым, которого они приняли за тайного ревизора. Нерешительность и трусость проявляют городские чиновники, выясняя, кто же такой Чичиков, – они его должны задержать как подозрительную личность или он их как неблагонадежных.
Итак, в поэме самым подробным образом описывается быт героев, но совершенно не описывается их духовная жизнь. Это объясняется тем, что все пять помещиков, Чичиков, городские чиновники не имеют духовных интересов, их не волнуют никакие общественные и философские проблемы, никакие высокие идеи. Именно к ним с полным правом можно отнести определение “мертвые души”. Все мечты этих героев сводятся к спокойной жизни, вкусной еде, безделию, накопительству.
Поэтому такое важное место занимает в произведении описание дома, предметов интерьера, обеда у каждого из помещиков. О внутренней жизни таких героев говорить не приходится, но они исчерпывающе могут быть охарактеризованы через вещи, принадлежащие им.
Из изложенной выше схемы описания некоторое исключение составляют два образа – Чичиков и Плюшкин. Оба они имеют предысторию, то есть их характеры изменяются во времени. В них сохранились живые человеческие порывы.
Плюшкин радостно вспоминает о своем гимназическом приятеле – нынешнем председателе казенной палаты, а Чичиков даже влюбился в губернаторскую дочку. То, что Гоголь наделил только двух героев предысторией и внутренними монологами, объясняется тем, что эти герои должны были, по замыслу писателя, перейти в следующие тома поэмы, а в конце концов, и возродиться.
Источники:
https://mysoch.ru/sochineniya/gogol/_story/mertvye_dushi/masterstvo_gogolia_v_izobrazhenii_chichikova/
https://obrazovaka.ru/sochinenie/mertvye-dushi/obraz-chichikova-v-poeme.html
https://lit.ukrtvory.ru/sposoby-izobrazheniya-geroev-v-poeme-mertvye-dushi-gogolya-n-v/