3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Ритуально-обрядный русский танец. Полонез, как церемониальный танец

Полонез, как церемониальный танец

Полонез — торжественный бальный танец-шествие. Его прототип — народный польский танец степенного, торжественного характера. В народном быту — 4-дольный, в процессе эволюции преобразился в 3-дольный. Постепенно стал танцем аристократии, потеряв свою простоту. В шляхетской среде сначала танцевался только мужчинами и приобрел черты уверенной, спокойной, воинственной горделивости: «. не скоро, но важно танцевать его следует».

Шаг Полонеза, изящный и легкий, сопровождался неглубоким и плавным приседанием на третьей четверти каждого такта. Танец воспитывал стройность осанки, умение изящно и с достоинством «шествовать». В реальности танцевального быта Полонез исполняли по-разному: «. одни совсем не придерживались правил; другие прибавляли свое; иные ни своего, ни чужого не делали, потому что не танцевали, а ходили в такт; производили шарканьем ног неприятный шум. «. Полонез составлялся из трех шагов — эта простота исходной фигуры способствовала его распространению во всех странах Европы. Во Франции Полонез стал придворным танцем в 16 в., а в России был известен еще в допетровское время. Полонез был первым европейским танцем, бытующим в боярской Руси. О «степенных польских танцах» при дворе Алексея Михайловича упомянул Я. Штелин. Полонез был популярен в начале 18 в., его танцевал Петр I и его окружение. В эти годы русский вариант Полонеза отличался от общеевропейского большей сдержанностью, степенностью. Некоторые иностранцы, в частности принцы гессенские, танцевавшие другие, более сложные танцы «довольно хорошо», будучи в 1723 при русском дворе, со сравнительно простым «польским никак не могут совладать».

Особой разновидностью Полонеза являлся церемониальный свадебный танец, сочетающий поклоны, степенное шествие пар и собственно танец. С него начинались и им заканчивались дворянские свадьбы. Сохранились сведения о церемониальных танцах в 1721: 29 сент. на свадьбе П.Мусина-Пушкина; 12 ноя. на свадьбе Матюшкина и др. аристократов. Церемониальный танец не исключал обычного Полонеза, который следовал после: так было, например, на свадьбе кн. Репнина, кн. Ю.Трубецкого в 1721.

Прощальный танец несколько отличается тем, что его танцевали, «во-первых, не три, а пять пар; во-вторых, что маршал со своим жезлом танцует впереди, и все должны следовать за ним и, наконец, в-третьих, тем, что польский начинается тотчас же». Во время танца все шаферы держат в руках восковые свечи, с которыми обыкновенно провожают танцующих в спальню невесты. Церемониальные танцы предполагали особый порядок танцующих. Обычно они открывались тремя парами: маршалом с невестою и двумя старшими шаферами с посаженой матерью и сестрой невесты. За первым танцем следовал цикл других, регламентированный бальным ритуалом.

Полонез (обычный) танцевался, разумеется, не только в пределах сугубо свадебных ритуалов. На балах, маскарадах, ассамблеях петровской эпохи этому танцу уделялось много внимания. И позднее Полонез не потерял для знати своей привлекательности. В 1744 по случаю приезда принцессы Ангальт-Цербстской (будущей Екатерины II), а также год спустя в день ее свадьбы при дворе давались балы. Второй бал был примечателен тем, что продолжался не более часа и танцевали на нем «только полонезы». Насыщенный балами и маскарадами придворный музыкальный быт елизаветинской и екатерининской эпох привносил в простую основную фигуру Полонеза разнообразие и изобретательность. Так, в 1765, 21 OKT., на придворном балу танцевали «. польский в четыре пары с шеном», то есть с цепью. Двадцатилетие спустя Полонез танцевали как на пышных бальных празднествах, так и в интимном кругу приближенных и фаворитов на малых эрмитажах и взрослые, и младшие члены царской семьи.

Наиболее полное описание церемониальных танцев — первого и прощального — дает Ф.В. Берхгольц: «Дамы, как и в Английских танцах, становятся по одну, а кавалеры по другую сторону; музыканты играют род погребального марша, в продолжение которого кавалер и дама первой пары сперва кланяются (делают реверансы) своим соседям и друг другу, потом. делают круг влево и становятся опять на свое место. Такта они не соблюдают при том никакого, а только. ходят и отвешивают зрителям поклоны. Прочие пары, одна за другою делают то же самое. Но когда эти туры заканчиваются, начинают играть польский, и тогда уже все танцуют как следует и тем заканчивают». Васильева-Рождественская М.В. Историко-бытовой танец. М., 1987

Читать еще:  Простой рисунок для любимой. Картинки про любовь нарисованные карандашом поэтапно

В зависимости от ситуации в Полонезе принимало участие различное число танцующих. В церемониальном танце по 3 пары в начале свадьбы и по 5 — в конце. Танцы в 3 пары характерны и для неритуального Полонеза. Но эти правила выполнялись нестрого уже в петровское время. А в случаях, когда балы устраивались в просторных залах, число танцующих доходило до 12 пар; в более поздние времена — и больше. Полонез был популярен среди лиц любого возраста и звания.

Ритуально-обрядный русский танец. Полонез, как церемониальный танец

Полонез — польский танец , покоривший королевские дворы Европы

Полонез называют «королем маршей» за его грациозность, торжественность и величие. Этот танец был обязательной частью придворных балов. Без него не обходились важные торжественные мероприятия у монарших и королевских особ. Он как будто был создан для демонстрации собственного блеска и славы, чем и заслужил особую любовь королей. Где он зародился и как завоевал звание открывающего придворного танца, расскажем на этой странице.

Что такое полонез. Особенности танца

Это танец-шествие, неспешный и сдержанный. Чтобы понять его особенности, предлагаем подключить воображение. Представьте себе большой богато украшенный зал, по сторонам которого стоят все присутствующие. Середина помещения пуста, но ненадолго. Звучит торжественная музыка и процессия начинается. Мужчины и женщины парами выходят в зал, медленно продвигаются по нему, все время ориентируясь на первую пару. Именно она задает характер танца.

Но вот шествие, полное грациозности и достоинства, заканчивается. Танцующие переходят к исполнению следующих фигур. Партнеры кружатся вокруг своих партнерш, затем они на время расходятся и меняются парами. После этого все пары выстраиваются в линию и поднимают сцепленные руки вверх. Образуется своеобразный тоннель, сквозь который проходит сначала первая пара, затем вторая и т. д.

Итак, что делает полонез таким особенным:

торжественность и степенность в каждом движении;

это танец-импровизация, где ведущую роль играет первая пара;

приверженность ритуалам и правилам. Так, полонез начинается с ритурнели или музыкального вступления. Только после этого первый кавалер приглашает всех к танцу;

простая хореография. Хотя простой она кажется лишь на первый взгляд. Не все способны держать осанку на протяжении длительного времени и наполнять каждое па грациозностью и изяществом.

История полонеза: польская культура

На протяжении долгого времени не существовало единой точки зрения на вопрос происхождения полонеза. Одни специалисты считали, что танец имеет французские корни, другие – что в нем чувствуются испано-арабские традиции. Верной в своих рассуждениях оказалась третья сторона, по мнению которой «виновницей» зарождения полонеза можно считать Польшу.

Впервые о польских танцах заговорили в середине XVI века. При этом термин «польский танец» использовали исключительно иностранцы. Сами поляки свои пляски называли венгерскими, скорее всего, в честь Стефана Батория, который был венгром.

Танцевали в Польше все: от простого народа до монарших особ. Среди всех стилей особенно выделялся «Танец Великий», который и считают прародителем полонеза. Его отличительной чертой была торжественность. Только представьте себе колонну воинов, исполняющих оригинальные шаги с чувством достоинства и горделивости. Именно воинов. Есть мнение, что первоначально танец был исключительно мужским и предназначался для демонстрации уверенности в себе, а также для восхищения прекрасных дам. Насколько это соответствовало действительности, специалисты затрудняются сказать. Но в одном они сходятся: полонез всегда был полон торжественности и внутреннего достоинства.

У польской аристократии было особое отношение к полонезу. Шляхта — так называли привилегированное сословие Королевства Польского — считала этот танец чуть ли не единственным достойным монарших особ. И неважно, что основа движений была «подсмотрена» в народной культуре. Кто об этом будет говорить, когда в каждом па танцующих пар чувствуется влияние придворных танцев, и главным образом — куранты и менуэта французского происхождения.

Торжественное шествие по Европе

Появлению полонеза в других европейских странах мы обязаны Станиславу Лещинскому, которого поляки прозвали королем-благодетелем. Будучи в Стокгольме, он продемонстрировал свое умение танцевать в оригинальном стиле, чем и вызвал всеобщее восхищение. Произошло это в 1711 году — полонез начинает распространяться по королевским дворам Франции, Германии, Швеции и других стран, включая Русское царство.

Читать еще:  Мифы древней греции пять веков читать. Античный миф о пяти веках время жизни гесиода

Но просто танцевать полонез для европейской аристократии было скучно. По крайней мере, так считали придворные танцмейстеры. Они меняли хореографию, добавляли новые элементы, придавая танцу неповторимый национальный шарм.

Полонез очень прочно обосновался в придворной культуре королевских семей. Без него не обходилась ни одна свадьба, бал или официальное мероприятие. Его танцевали несколько раз за вечер, торжественно шествуя парами по кругу.

В конце XVIII века полонез вернулся в Польшу и стал ее символом. Он мало напоминал первоначальный вариант танца, который когда-то отправился в путешествие по европейским дворам. Изменился ритм, появилось музыкальное сопровождение вместо вокального, танцевальный наряд предстал в новом обличии: в моду вошло европейское платье.

Одновременно с этим особый интерес к танцу стали проявлять композиторы. Они сочиняли мелодии для сопровождения полонеза, которые впоследствии стали больше использоваться на концертах, а не на танцевальных раутах.

Библиотека

Полонез

Датировка: появился предположительно в XVII в., и до сих пор существует в живой традиции.
Источники: Клемм, Бернгард. «Новейший самоучитель к изучению общественных и художественных танцев». СПб, 1884 г.; Ивановский И. П. Бальный танец XVI-XIX вв. Л.-М., 1948 г.
Записан: Евгенией Солениковой.
Музыка: музыкальный размер 3/4; записи: полонез Огинского: вариант первый, вариант второй, полонез из оперы «Евгений Онегин»: вариант первый, вариант второй, полонез из оперы «Иван Сусанин» вариант первый.

Этим танцем открывался любой бал. По сути своей это было торжественное шествие, в котором принимали участие все прибывшие, даже если потом они весь бал проводили за карточным столом. В первой паре шел хозяин с самой знатной гостьей, во второй — хозяйка с самым именитым гостем. Если на балу присутствовал Император, то полонез открывал он с хозяйкой дома, а второй парой шел хозяин с Императрицей. Первая пара задавала фигуры, остальные повторяли их. Количество фигур не было ограничено. Их можно было придумывать прямо по ходу танца. Безвкусными считались только «воротики». Сам танец мог продолжаться около часа.

Шаг полонеза

Глиссе правой ногой, переходящее в плие (небольшое приседание на ноге). Шаг на полупальцы левой ногой, шаг на полупальцы правой ногой. Все повторяется с левой ноги. Стоит отметить, что полонез должен танцеваться плавно, без задержки между шагами.

Положение танцующих

Развернуты лицом по направлению движения, корпуса чуть откинуты в стороны друг от друга, кавалер предлагает даме правую руку, дама лишь слегка касается ее пальцами левой руки. Кавалер не должен тащить даму или сжимать ее руку.

Начало танца

Первый кавалер громко объявлял «Руку дамам, господа, и следуйте за мной». После чего приглашал даму и начинал равномерное движение по кругу. Остальные пары встраивались в общую колонну. Все должны были идти в ногу. Бежать (и вообще сильно ускоряться) считалось неприличным. Между парами должно держаться равномерное расстояние (80-100 см). После создания колонны начинали исполняться различные фигуры.

Фигуры делились на фигуры «прямые» — исполнялись колонной или «боковые» — для их исполнения все перестраивались в цепочку. Для того чтобы перестроиться, первая дама, не отпуская руки партнера, делала шаг назад и предлагала руку следующему кавалеру, затем тоже самое делала вторая дама и т.д.

Фигуры

Начинается также как «Фонтан», но в конце зала первый кавалер подает руку второй даме, а над их руками второй кавалер — первой даме. Такими четверками идут до точки, где расходились в первый раз, далее руки опускаются, и исполняется «Фонтан»

Начинается также как «Фонтан», но в конце зала пары не соединяются, а линии дам и кавалеров проходят мимо друг друга: кавалеры по внешнему кругу, дамы по внутреннему. У точки, где пары расходились, линии вновь проходят друг мимо друга, кавалеры по внешнему кругу, дамы по внутреннему, снова доходят до конца зала, где соединяются в пары. Когда кавалер и дама одной пары проходят друг мимо друга, они приветствуют друг друга кивком.

Читать еще:  В остальном все хорошо. А в остальном, прекрасная маркиза, Всё хорошо, всё хорошо

Кавалер и дама первой пары кланяются друг другу и на один полонезный шаг расходятся в стороны и встают лицом друг к другу. Вторая пара проходит между ними и расходится также. Далее все следующие пары. Когда все перестроились в две линии, кавалер первой пары подает своей даме руку и проходит между линиями, далее то же делает кавалер второй пары (после того, как мимо него прошла первая пара), и так далее, пока колонна не восстановится.

У стены пары расходятся — первая налево, вторая — направо, и так далее, перестраиваясь в две колонны. Дойдя до конца зала, колонны оказываются лицом друг к другу. Все опускают руки и проходят сквозь вторую колонну, так, что бы дамы первой и второй колонн проходили внутри, а кавалеры снаружи (дама 1-й колонны между кавалером 2-й и дамой 2-й, дама 2-й колонны между дамой 1-й и кавалером 1-й). После чего колонны снова доходят до точки, где они разделились, и снова сливаются в единую колонну.

Все выстраиваются в цепочку, цепочка замыкается в круг, все останавливаются. На первый полонезный шаг первая пара разворачивается лицом друг к другу. На второй это делают все остальные. За три такта, соответствующие следующему полонезному шагу, первый кавалер подает своей даме правую руку, она кладет на нее свою правую руку. За следующие три такта то же делают все остальные. На следующие три такта все меняются местами со своими партнерами и оказываются лицом с другими партнерами. Им подают левые руки. Далее на каждый полонезный шаг нужно поменяться со следующим партнером поочередно за правую и левую руки, пока не вернетесь к своему партнеру.

Все идут змейкой, и последние две пары, не размыкая между собой рук, отрываются от общего хвоста. Общая змейка проходит перед ними (сначала перед последней дамой, затем перед ее кавалером, перед второй дамой, ее кавалером), последние две пары снова отрываются, и так пока все не перестроятся в колонну по две пары. Тогда последняя дама ведет свою четверку змейкой между другими четверками и встает перед первой четверкой (дама перед дамой, кавалер перед кавалером), затем следующая дама ведет следующую четверку — и так пока не пройдут все.

дойдя до стены (далее стена где расходятся), первая пара идет направо, вторая налево, третья направо, четвертая налево и т.д. Пары обходят зал, встречаются у противоположной стены (далее стена где сходятся), и снова перестраиваются в единую колонну в прежнем порядке

Пары расходятся также как и в предыдущей фигуре, но у стены, где они сходятся, пары не сливаются в единую колонну, а становятся в четверки (первая со второй, третья с четвертой и т.д.). Дойдя до стены, где они расходятся, четверки снова разбиваются на пары, далее фигура заканчивается также как и предыдущая.

фигура начинается также как и предыдущая — пары расходятся направо — налево, перестраиваются в четверки, но у стены где они расходятся от четверки отделяется только левый кавалер (т. е. кавалер 1, 3, 5 и т.д. пары), он идет налево, а оставшиеся трое — направо. У стены, где сходятся, они снова объединяются в четверку, а у стены, где расходятся правая дама (т.е. дама 2, 4, 6 и т.д. пары) уходит направо, а оставшиеся трое — налево. Далее, сделав круг, все снова собираются в четверку, фигура заканчивается как и предыдущая.

Пары проходят до стены и расходятся на фонтан (дамы направо, кавалеры налево). Встретившись у другой стены, они не соединяются, но проходя на сторону партнера: сначала первая дама, затем первый кавалер, затем вторая дама, затем второй кавалер и т.д. строй дам и строй кавалеров пи этом скрещиваются как бы проходят друг сквозь друга. При исполнении этой фигуры нужно особенно тщательно соблюдать ритм движения и расстояние между парами, чтобы на месте скрещивания строев не получилось толпы. Внимание! Каждый кавалер пропускает свою даму и идет перед дамой следующей пары.

Все фигуры полонеза описать невозможно, т.к. этот танец во многом строится на импровизации первой пары.

Источники:

http://vuzlit.ru/468793/polonez_tseremonialnyy_tanets
http://soundtimes.ru/tantsy/polonez
http://historicaldance.spb.ru/index/articles/dances/aid/192

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector
×
×