Презентация “Не молкнет сердце чуткое Шопена…”. В объятьях светлой красоты
Разработка урока музыки+презентация к уроку по теме «Не смолкнет сердце чуткое Шопена…»
план-конспект урока по музыке (4 класс) по теме
На уроке дети познакомятся с биографией Фредерика Шопена и его необыкновенной музыкой.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Урок музыки в 4 классе.
Тема урока: «Не смолкнет сердце чуткое Шопена…»
Обучающая. Узнать биографию Шопена и познакомится с его музыкой.
Развивающая. Проникаться эмоциональным содержанием музыки. развивать вокально-хоровые навыки учащихся через песенный материал урока (интонация, дикция, динамика), музыкальные способности (чувство ритма, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления), аналитическое мышление, речь, умение слушать и слышать музыку
Воспитательная. Прививать интерес к музыке зарубежных композиторов. Воспитывать исполнительскую и слушательскую культуру, музыкальный вкус; способствовать формированию исполнительских навыков в области пения, движения, музицирования, формированию музыкально-культурного кругозора личности.
Оборудование: раздаточный материал, музыкальная запись, ноутбук, проектор, презентация.
Построение перед классом.
Вход детей под музыку Шопена «Вальс № 1»
– Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, уважаемые гости! Когда вы вошли, мне показалось, что в классе стало теплее, светлее и уютнее от ваших лучистых глаз. Сейчас у нас урок музыки.
“Музыка не только доставляет нам удовольствие. Она многому учит. Она, как книга, делает нас лучше, умнее, добрее.
Д. Б. Кабалевский.
– Как называется тема раздела , которого мы проходим? Сегодня мы снова отправляемся в концертный зал.
– Какой музыкальный кит пригласил вас на урок?
– И сегодня танец поведет нас в концертный зал. Ведь пьесы танцевального характера могут звучать в концертном зале.
– Мы проходим тему «В концертном зале»
Постановка темы урока
На слайде фортепьяно
– Сегодня вы вошли в класс под музыку великого зарубежного композитора. Посмотрите на слайд и прочитайте имя этого композитора.
Выдающийся композитор, исполнитель танцевальной музыки по праву считается Фредерик Шопен. Любимым инструментом Шопена был…
– Давайте угадаем : Форте – громко,
Пиано – тихо.
Кто наигрывает мне?
Без ошибки, без изъяна
Ну, конечно.
И для него он сочинял множество музыки, в том числе: вальсы, полонезы, мазурки и д. р. И сегодня мы услышим танцевальную музыку Шопена, да и сами попробуем под нее танцевать, дирижировать.
Тема нашего урока звучит так: «Не смолкнет сердце чуткое Шопена…», в конце урока мы должны будем объяснить эти слова.
– Какие задачи вы поставите перед собой на этом уроке?
(фортепиано) Ответы детей
– Узнать о жизни композитора .
– Хочу узнать, что значение слов полонез, мазурка.
– Хочу услышать музыку Фредерика Шопена.
Работа над новым материалом.
Карта западной части Евразии.
Разучивание шага полонеза
Учащиеся дирижируют вальс.
Повторение изученной песни.
(Вопросы для закрепления материала).
– И так ребята сейчас давайте посмотрим на карту в учебнике окр. мир на стр. 145 и найдем небольшую страну на западе от нашей границы России Польшу. Как вы думаете, почему мы о ней заговорили? Правильно, ребята. Как называется столица Польши?
– Сейчас мы с вами послушаем ребят, которые подготовили сообщение о Фредерике Шопене.
202 года назад в 1810 году в небольшом местечке под Варшавой родился гений. Его имя – Фредерик Шопен. Отец – француз, сын крестьянина.
Мать – полячка, была музыкальна, хорошо играла на фортепиано, обладала красивым голосом.
Именно она привила сыну любовь к народным мелодиям.
У него было три сестры – разносторонне развиты.
Шопен тоже очень любил учиться. Его гениальность проявилась очень рано, он поражал всех своими способностями, музыкальной одержимостью, неиссякаемой фантазией. Музыкальная впечатлительность проявлялись бурно и необычайно: он мог плакать, слушая музыку, вскакивать ночью, чтобы подобрать запомнившуюся мелодию или аккорд. Родители были мудры и очень бережно относились к своему ребенку.
С 6 лет Шопен начал профессионально заниматься на фортепиано с Войцехом Живным – пианистом, чех по происхождению. Занятия были серьёзные, несмотря на то, что Шопен, помимо того, учился в одном из варшавских училищ. Исполнительский талант мальчика развивался настолько быстро, что к двенадцати годам Шопен не уступал лучшим польским пианистам. Живный отказался от занятий с юным виртуозом, заявив, что ничему больше не может научить его. Почти одновременно с началом серьезного музыкального обучения появляется и первое сочинение. А в 8 лет состоялось первое публичное выступление.
Фредерик Шопен – величайший мелодист мира. Он жил в трудную, но интересную эпоху.
Его называли самым романтичным и поэтичным музыкантом 19 столетия, еще называли – душой фортепиано Господь дал ему божественный музыкальный дар. Но примерно к 19 годам. Шопен начинает кашлять, кашлять сильно …Он обращается к врачам и выясняется, что у него туберкулез, жуткая форма, последняя стадия… И когда Шопен старается узнать¸ сколько же ему остается жить, то врачи в ответ ничего не могут сказать конкретного, а в конце концов отвечают – год, полтора…
– Туберкулёз – это болезнь лёгких. Сейчас эта болезнь излечима. Дети наблюдаются у врачей с постановкой реакции манту, а дети с 14 лет и взрослые один раз в год проходят флюорографию лёгких.
Шопен проживает еще 20 лет.
Почему? Врачи ошиблись, медицина на низком уровне? Нет! Все нормально, диагноз верный. Туберкулез или чахотка, как тогда говорили, в то время не лечился, был смертельно опасной болезнью. Да и сам Шопен был настолько хрупким и болезненным человеком, что у его организма просто не было сил бороться. И все же…. Прожил 20 лет, хотя обещали лишь год-полтора.
В чем же секрет? Ответ мы находим в некоторых источниках. Жорж Санд, возлюбленная Шопена, с которой он прожил в Париже, более 10 лет вспоминает, что когда Шопен играл и сочинял – он не кашлял! Вы можете себе представить – когда Шопен сочинял и играл, он не кашлял. А он практически все время либо сочинял, либо играл. Так вот в чем разгадка: эти 20 прожитых лет потому и были прожиты, что он практически все время сочинял или играл, а значит, не кашлял. Музыка его учила дышать, или точнее он дышал сквозь музыку. Наверное, поэтому музыка Шопена самая воздушная, самая дышащая. Его произведения настолько наполнена дыханием, что кажется, ты не только дышишь, но и ощущаешь все запахи. Но болезнь прогрессировала, здоровье его резко ухудшилось и 17 октября 1849 года Шопена не стало.
– Ребята, скажите, захотелось ли вам услышать музыку Шопена?
– Сегодня мы познакомимся со всемирно известными произведениями Фредерика Шопена. И так какой любимый инструмент был у композитора.
– Как я уже говорила – Шопен сочинял на нём свои любимые произведения: полонезы, вальсы, мазурки. Как вы думаете, что это? Сейчас вы ребята будете работать по группам. Давайте послушаем эти произведения и составим небольшую словесную характеристику каждого танца. У каждой группы должно получиться три столбика полонез, вальс, мазурка.
– Все внимательно слушаем музыку полонез.
Вальс и мазурку.
– Мы прослушали три типа танцевальной музыки. Давайте проведём жеребьёвку. И так 1 группа даёт характеристику…, 2 группа …, 3гр…
– Молодцы, ребята! А сейчас перед вами три определения, каждая группа находит определение к каждому танцу.
… танец – шествие торжественный вход в большой зал открывались придворные балы.
… бальный танец с плавным вращательным движением пар.
… весёлый, подвижный танец.
– Переходим к практической части. Танец полонез, разучим шаг полонеза. Под горделивое, величественное звучание музыки – своеобразного торжественного марша. Длинной вереницей выступали танцующие, изящно приседая в конце каждого такта музыки. Кроме придворного, существовал и крестьянский полонез – более спокойный и плавный.
– Нестареющий, вечно молодой – вальс! Поэтично и нежно звучат вальсы Шопена. Представьте себя дирижёрами, движениями рук передайте те чувства, которые передает музыка вальса.
– Кульминацией бала была мазурка . Мазурка (от названия польской области Мазовии). В романе А.С.Пушкина “Евгений Онегин” о мазурке звучат такие слова: Мазурка раздалась. Бывало
Когда гремел мазурки гром,
В огромной зале все дрожало,
Паркет трещал под каблуком,
Тряслися, дребезжали рамы…
– Давайте посмотрим видео, где показан танец мазурка.
– Фредерик Шопен – величайший мелодист мира. Он писал не только танцевальную музыку, но у Шопена есть раннее песенное произведение. Песня «Желание» написана Ф. Шопеном на стихи его друга, польского поэта Стефана Витвицкого. Внимательно послушайте песню «Желание» и скажите, почему Шопен дал ей такое название?
– Творчество Фредерика Шопена – это огромный мир необыкновенной красоты. Он, прежде всего нас учит чувствовать и любить.
– Какое время года сейчас? У Шопена есть замечательное музыкальное произведение «Зима». Какое было домашнее задание?
– Сейчас мы будем читать отрывки из стихотворений под эту замечательную музыку Фредерика Шопена.
– На улице зима, стихи о зиме под музыку Шопена мы прочитали, а как же без песни.
– Сейчас споём песню о зиме, которую мы изучили на прошлом уроке «Серебристые снежинки».
– Ребята, посмотрите на эти даты 1810 – 1849 и скажите, сколько лет прожил великий композитор Фредерик Шопен. Всего 39 лет – это очень мало. Шопен умер вдали от Родины, но любовь к ней пронес через всю жизнь.
Похоронен Шопен в Париже , а сердце его, как он и завещал, было отправлено в сосуде в Польшу, в Варшаву, где до сих пор бережно хранится в костеле Св. Креста.
– Ребята, давайте ответим на главный вопрос урока, почему не молкнет чуткое сердце Шопена?
– Одно из замечательных свойств музыки Шопена – ее доходчивость, она словно бы идет от “сердца к сердцу”. Давайте ответим на вопросы кроссворда.
Кроссворд: “Шопен” – по вертикали.
Назовите родину великого композитора Фредерика Шопена. (Польша)
- О каком танце идет речь: “Торжественный бальный танец – шествие”? (Полонез)
- Назовите песенное произведение Шопена?
- Любимый инструмент Шопена. (Фортепьяно)
- Музыка, какого характера занимала ведущее место в творчестве Ф. Шопена? (танцевальная)
– Ребята! Я вам предлагаю дома нарисовать рисунок, который возник в вашем воображении при восприятии музыки Фредерика Шопена
1. сегодня я узнал…
2. было интересно…
3. мне захотелось…
– У нас с вами впереди еще столько нового и интересного. А наше музыкальное путешествие продолжится на следующих уроках. А теперь наш урок окончен, и выйти из музыкального кабинета я вам предлагаю под музыку Шопена (звучит «Полонез»).
Урок разработала учитель начальных классов Сорокина Мария Алексеевна
– Наверное потому, что Польша – Родина великого композитора.
Урок музыки “Не молкнет сердце чуткое Шопена…”
Разделы: Музыка
Цель урока: осознания творчества Ф. Шопена.
Задачи:
- Образовательные:
- умение самостоятельно применять ранее полученные знания;
- сопоставление и сравнение;
- умение образно мыслить;
- исторические данные;
- умение выявлять особенности музыкального языка и стиля композитора.
- знакомство с музыкальными произведениями разных жанров: полонез, мазурка.
- расширение речевых возможностей о содержании музыки.
- вокально-хоровая работа.
- Воспитательная:
- эмоционально-целостное отношение к музыке.
- Развивающая: формирование общеучебных навыков:
- учебно-организационных,
- учебно-информационных,
- учебно-интеллектуальных,
- учебно-коммуникативных.
1. Музыкальное приветствие
2. Тема урока: «Не молкнет сердце чуткое Шопена…»
Учебник – ст. 82 (Учебник «Музыка 4 класс» – Г.П. Сергеева) Прочитать 1 абзац. (ученик). (Приложение 1, слайд 1)
– Ребята, перед нами портрет великого польского композитора Фридерика Шопена.
– Сколько лет прожил этот композитор? (39)
Короткую но очень яркую, творческую, музыкальную жизнь прожил Фридерик Шопен.
2 слайд.
– Как вы думаете для какого инструмента писал свою музыку Ф. Шопен? (Для фортепиано)
Фредерик Шопен родился 22 февраля 1810 года в деревне Желязова Воля в Польше.
3 слайд. Отец Фредерика Николя был французом, сыном крестьянина. Еще в молодости он переехал жить из Франции в Польшу, которая пришлась ему по душе, и впоследствии он принимал участие в судьбе своей новой родины.
Уже в детстве Фредерик стал неординарно проявлять свои музыкальные способности. Он был одержим, вскакивал среди ночи, чтобы подобрать запомнившийся аккорд или мелодию на фортепиано, плакал, прослушивая определенные мелодии, проявляя нескончаемую фантазию в импровизациях.
4 слайд (прочитать стихотворение)
– И я надеюсь что мы с вами сегодня услышим на уроке эти чувства и эмоции.
5 слайд. (Хронология жизни).
1818 – сколько лет Фридерику? (8)
– А кто еще из композиторов рано начал писать музыку и выступать с концертами? (Моцарт, Прокофьев).
1831 – переехав в Париж, половину своей жизни проведет в дали от родины.
Учебник – ст. 82. 2 абзац.
Слайды – 6, 7, 8.
Сердце: Он завещал похоронить свое тело в Париже а сердце в Варшаве. Т.к. любил свою родину.
– Перед вами портрет Ф. Шопена работы французского художника-романтика (стиль романтизм) 19 века Эжена Делакруа.
Слайд 9.
Жирафовое фортепиано. Слайд 10.
– В чем необычность такого инструмента?
– Для чего это сделано? (для концертного исполнения).
Ныне фортепианные произведения Ф. Шопена включены в репертуар множества пианистов. Часто записи его произведений фигурируют в каталогах крупнейших звукозаписывающих компаний. С 1927 года и поныне в городе Варшава проводят Международный конкурс пианистов им. Шопена.
Цитаты. Слайд 11. (зачитать).
В 19 веке была борьба за освободительные движения в Европе. Маленькие страны хотели быть независимыми. Шопен писал музыку основываясь на Польской народной музыке, народных танцах.
Полонез (танец-шествие). В переводе – Польский. Слайд №13.
Полонезом обычно начинали или заканчивали балы.
Слушание. Полонез ля мажор.
– Какими словами вы опишете этот танец? (гордость, величественность, торжественный, гордость за Родину).
Мазурка. Слайд № 14.
Слушание. Мазурка № 1. Си бемоль мажор.
Торжественно и громко первый такт звучит,
И сразу и пара с парой соревнуясь,
По залу с лёгкостью вперёд летит,
Рука с рукой соприкасаясь.
Вопрос из учебника:
– Шопен очень любил свою родину и мы это отчетливо видим в его музыке. А как вы относитесь к своей родине? ….
О родине можно петь по-разному – Торжественно как в … (полонезе), просто как в… (мазурке), а мы с вами споем лирично.
3. Разучивание песни «Родина»
Слайд 15 (вызвать ребенка).
– Кто из них Шопен?
4. Задание на доске:
К каким странам относятся эти танцы?
Полька – Чехия. (Половинка, 2 чатверти)
Трепак – Россия.
Полонез – Польша.
Чардаш – Венгрия.
Гопак – Украина.
Мазурка – Польша.
5. Итог
– Что можем сказать о Шопене, что для него важно? (Родина).
6. Д.з: О музыке Шопена сказали современники «Его музыка это пушки спрятанные в розах». Как вы это понимаете?
7. Рефлексия
– Что получилось на уроке, что вам понравилось, что для вас было сложно?
Презентация “Не молкнет сердце чуткое Шопена…”. В объятьях светлой красоты
Презентация “Не молкнет сердце чуткое Шопена…”
Полонез, мазурка, вальс.
Фредерик Шопен (1810 – 1849) Польша
Уникальное явление в мире музыки – он не оставил ни одной симфонии, ни одной оперы, ни одной симфонической увертюры. Композитор сочинял почти исключительно для фортепиано.
Родился Шопен в музыкальной семье: отец его играл на скрипке и флейте, мать – хорошо пела и немного играла на рояле.
Портрет Шопена Э. Делакруа
Рояль композитора и одна из последних фотографий.
Свою последнюю мазурку Шопен уже не смог исполнить, а лишь записал нотами…
Кладбище Пер-Лашез в Париже: могила композитора.
Костёл Святого Креста в Варшаве – последнее пристанище сердца Шопена.
А теперь о танцах…
Торжественный танец-шествие в умеренном темпе, имеющий польское происхождение. Исполнялся в начале бала, подчёркивая торжественный характер праздника. Пары двигались по установленным геометрическим фигурам. Музыкальный размер – ¾.
Возник в Польше в XV веке и сначала был исключительно свадебным танцем. Затем стал атрибутом любых народных торжеств.
Интересно, что танец известен под разными названиями: ходзонный (вышагиваемый), генсий (гуськом), велький (большой, великий), окронглый (плавный), повольный (медленный), ходзонный зе свецом (пеший танец со свечой).
В пышный дворцовый танец полонез превратился лишь в конце XVI века
Польский народный танец, отличающийся мелодией с острым ритмом, стремительный и динамичный, воинственный и лиричный одновременно, размер ¾.
Возник на равнинах Мазовии на основе нескольких танцев: мазур, обертас и куявьяк. Эти танцы обладали общими ритмическими и хореографическими чертами.
Бальным европейским танцем мазурка стала в XIX веке
Мазурка оказала огромное влияние не только на развитие польского танца, но и на всю польскую культуру. Кстати, она является частью польского гимна, созданного в 1797 году.
Мазурки Шопена наиболее известны в мире. Вся его преданность и любовь к Родине в его мазурках. Они обладают неповторимым стилем и сочетают в себе три вида: лирические, городские и сельские.
Парный танец, где основное движение – плавное кружение, музыкальный размер ¾, темп от медленного до самого быстрого.
Прародители вальса австрийский народный танец лендлер и французский танец вольт, оба танца парные и размер ¾. В лендлере партнёр вращал партнёршу вокруг себя, а в вольте преобладали прыжки, к которым добавились быстрые повороты и вращения. Смешение лендлера и вольта образовало новый танец, ставший популярным в Германии, Чехии, Австрии. Танец приобрёл новый характер – широкие, скользящие и плавные движения, избавился от прыжков и получил название – вальс.
Своё победоносное шествие по бальным залам вальс начал в начале XIX века.
«Душа фортепиано» – так называли польского гения. Почему?
Поляки трепетно хранят умолкнувшее сердце Ф. Шопена. Умолкнувшее ли?
Что, кроме танцевального характера, вложил в свои танцы композитор?
Что, по-вашему, объединяет эти такие разные по характеру и звучанию танцы?
Благодарю всех за внимание и поддержку!
Данную презентацию подготовила учитель музыки МБОУ СОШ с УИОП № 12
Источники:
https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/muzyka/2013/05/31/razrabotka-uroka-muzykiprezentatsiya-k-uroku-po-teme-ne-smolknet
https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/656559/
https://doshkolnik.ru/musika/648.html