Проблема человеческого общения на дне. Социальная проблематика в пьесе М
Социальная проблематика в пьесе М. Горького «На дне»
Пьеса «На дне», написанная Горьким в течение 1902 года, принесла писателю мировую известность. Это произведение было откликом писателя на самые актуальные проблемы современности. Идеологическая злободневность сразу привлекла внимание русской общественности.
Пьеса завершила цикл произведений Горького о «босяках». «Она явилась итогом моих почти двадцатилетних наблюдений над миром «бывших людей»», – писал Горький. По мере того как формировалось социальное сознание Горького, становилась более глубокой в сравнении с рассказами 90-х годов и социально-психологическая характеристика представителей «босяцкого анархизма».
Обитатели ночлежки – уже типы, в которых писатель дал огромные социально-философские обобщения. Об этом сказал сам Горький. «Когда я писал Бубнова, – отмечал он, – я видел перед собой не только знакомого босяка, но и одного из интеллигентов, моего учителя. Сатин – дворянин, почтово-телеграфный чиновник, отбыл четыре года тюрьмы за убийство, алкоголик и скандалист, тоже имел «двойника». Это был брат одного из крупных революционеров, который кончил самоубийством, сидя в тюрьме».
Пьеса была написана в период острого промышленного и экономического кризиса, который разразился в России в начале ХХ-го века. В ней нашли отражение действительно имевшие место факты и события современности. В этом смысле она явилась приговором существующему социальному строю, который сбросил многих людей, наделенных умом, чувством, талантом, на «дно жизни», привел их к трагической гибели.
Силой обличения пьеса возвышалась над всеми произведениями Горького 90 -х годов. Он утверждал, что общество, исказившее в человеке человеческое, существовать не может. Именно поэтому каждое действие пьесы заканчивается смертью одного из обитателей ночлежки. Эта разнообразная цепь смертей (от естественной до убийства) становится также символом трагедии такой жизни. Именно поэтому жанр пьесы можно определить как трагедию. Отличие формы «На дне» от традиционного воплощения этого жанра составляет максимальная степень правдивости и типичности. Вообще трагедия принадлежит к высокому искусству, но Горьгий сумел подняться выше принятых постулатов.
С проблемой «дна» и «хозяев», которая получает в пъесе политическое звучание и раскрывается на примере жизни Клеща, связана «сквозная» тема всего творчества Горького. Это попытка решения проблемы гуманизма. Горький выступал против «обидной людям» проповеди утешения. Каковы бы ни были проявления утешительства, он видел в них лишь форму примирения с действительностью.
Проблемы утешающих иллюзий – содержание многих произведений писателя 90-х годов («Болесь», «Проходимец», «Читатель»). Но ни в одном из них она не была разработана с такой полнотой, как в пьесе «На дне». Горький разоблачал эту проблему в самых различных её проявлениях и осуждал тех, кто поддавался иллюзиям утешителей.
Таким образом, основным вопросом пъесы становится вопрос “Что лучше, истина или сострадание?”,” Нужно ли доводить сострадание до того, чтобы пользоваться ложью, как Лука?” Вокруг этого вопроса и разворачиваются в пьесе горячие споры о человеке, о смысле и правде жизни, о путях к будущему.
Мысль о неприятии философии утешительства выражена в известных словах Сатина: «Кто слаб душой… и кто живет чужими соками – тем ложь нужна… одних она поддерживает, другие – прикрываются ею. Ложь – религия рабов и хозяев».
Этой лжи, психологии покорности Горький противопоставил правду о свободном Человеке, отвергающем унижающую человека жалость. Свои мысли об этом Горький вложил в уста Сатина. Он говорит о великих возможностях человека и человечества, которые своими руками, своей мыслью создадут жизнь будущего: «Надо уважать человека! Не жалеть… не унижать его жалостью… уважать надо. Человек – вот правда… существует только человек, все же остальное – дело его рук и его мозга! Че-ло-век! – Это великолепно! Это звучит гордо!».
Проблема “дна”, которая так глубоко была затронута Горьким, также ярко выражена и на примере судьбы Наташи. Её образ разительно отличатся от других обитателей ночлежки. В Наташе ясно видны достоинство, чистота, гордость, которые так пленили Пепла. Главная интрига в том, сумеет ли она сохранить в себе эти качества? Скорее всего, нет. Доказательство – ее сестра Василиса. У Наташи много общего с ней – та же воля, прямота, самолюбие. Очевидно, некогда Василиса была такой же, как Наташа, а стала «зверем», «гадиной».
В пьесе есть намёки, объясняющие эту метаморфозу. Настя говорит о Василисе: «Озвереешь в такой жизни… привяжи всякого живого человека к такому мужу, как её…» Сама Василиса признаётся, что и мучает Наташу, и жалеет её, и ничего не может с собой поделать: «…так – бью… что сама плачу от жалости… А бью».
Были в Василисе прекрасные задатки, и живое напоминание этому Наташа. Василиса – зеркало, в котором отражается будущее Наташи.
В пьесе «На дне» отчеканился один из своеобразных жанров горьковской драматургии – жанр социально-филосовской пьесы. В этом произведении проблема образуется не столкновением отдельных лиц в борьбе за личную выгоду, а за жизнь вообще. В пьесе нет положительных героев, да их и не может быть. Именно поэтому главной здесь становится идея о том, что каждый человек имеет право на счастье.
Социальная проблематика пьесы М.Горького «На дне». Человек и общество. (Итоговое сочинение)
В пьесе “На дне” М.Горький исследует сознание людей, выброшенных на “дно” жизни в результате глубинных социальных процессов. Исследователи характеризуют это произведение как социально-бытовую и социально-философскую драму. В социальном конфликте можно выделить три уровня. Во-первых, это проблема взаимоотношений хозяев жизни, наделённых властью, и бесправных ночлежников. Во-вторых, это проблема судьбы человека в несправедливо устроенном обществе.
В-третьих, проблема любви как грани социального конфликта.
Конфликт между хозяевами ночлежки супругами Костылевыми и её обитателями ощущается на протяжении всей пьесы.
Костылев появляется на сцене в первом акте, “напевая под нос что-то божественное, подозрительно осматривает ночлежку”. Уже в этой ремарке автор раскрывает лицемерие и фальшь этого героя. Он разыскивает свою жену Василису, подозревая её в измене. Его корыстолюбие, алчность показаны в диалоге с бывшим слесарем Клещом. Хозяин собирается накинуть постояльцу “полтинничек” за занимаемое им место. Рабочий отвечает ему грубо, не скрывая ненависти: “Ты петлю на меня накинь да задави. Издохнешь скоро, а всё о полтинниках думаешь”.
Костылев ведёт себя, как Иудушка Головлёв: льёт свою ласковую, елейную речь, употребляя уменьшительно-ласкательные суффиксы, часто упоминая имя Бога, скрывая за медоточивой речью своё корыстолюбие. Похвалив Актёра за то, что тот позаботился о больной Анне, владелец ночлежки лицемерно заявляет:”На том свете, братик. там всё, всякое деяние наше учитывают. На его елейные рассуждения о доброте Актёр замечает: “Шельма ты, старец”. Сатин прямо заявляет о своей нелюбви к хозяину:”Кто тебя – кроме чёрта – любит. ” Но Костылев не обижается на грубости и лицемерно говорит:”А я вас всех люблю. я понимаю, братия вы моя несчастная, никудышная, пропащая”.
Следует отметить, что ещё один “лукавый старец”, которого жители ночлежки называют и “шельмой”, и “шарлатаном”, – это Лука. Он тоже говорит о своей особой любви к людям:”Я и жуликов уважаю, по-моему, ни одна блоха – не плоха: все – чёрненькие, все – прыгают. ..” Случайны ли эти переклички? Возможно, автор хотел подчеркнуть этим, что Лука сеет утешительную ложь. Но Лука поселяет в душах ночлежников иллюзии, жалея их. Костылев же ложью прикрывает корыстные интересы и стремление к выгоде.
Обличая эксплуататорскую сущность хозяев, Горький показывает, что они недалеко в общественном плане ушли от обитателей ночлежки. Костылев берёт у вора Васьки Пепла украденное и перепродаёт. Отношения между хозяевами и ночлежниками создают лишь напряжённость, но не являются основой драматургического конфликта.
Судьба большинства жителей ночлежки развивается, как драма, и завершается, как трагедия. Причина этому одна: равнодушие к человеку в обществе, основанном на лицемерии буржуазной морали. Люди чувствуют себя ненужными, отвергаемыми обществом. “Ты везде лишняя. да и все люди на земле – лишние. ” – заявляет Бубнов Насте.
Каждый из героев в прошлом пережил свой социальный конфликт, в результате которого и оказался на “дне” жизни, в ночлежке.
Сатин служил когда-то на телеграфе, читал много книг. Защищая свою сестру, он в пылу гнева случайно убивает обидчика родного человека. Так он оказался в тюрьме, где научился играть в карты.
Актёр когда-то имел сценическое имя Сверчков -Заволжский, играл в драме “Гамлет” могильщика. Но начались запои, и он потерял место работы в театре.
Бубнов был скорняком, имел своё заведение, но жена связалась с мастером. Герой уходит, оставив всё жене.
Клещ с малых лет работает. Он гордится тем, что рабочий, считает вначале себя выше остальных ночлежников. Он ещё только полгода на “дне”, но надеется, что после смерти жены начнёт новую жизнь.
Анна всю жизнь дрожала над каждым куском, боялась лишнего съесть, терпела побои мужа.
Барон с гордостью сообщает, что принадлежит “старой фамилии времён Екатерины”, любит вспоминать, как по утрам ему в постель подавали кофе со сливками. Он окончил дворянский институт, женился. Проиграв казённые деньги, он вынужден был надеть арестантский халат.
Васька пепел становится вором “по наследству”. “. родитель всю жизнь в тюрьмах сидел и мне тоже заказал”, – сообщает он о себе.
Настя – “девица, живущая от себя” – живёт мечтами о красивой любви, о подвиге самопожертвования.
Эти люди – жертвы социальных обстоятельств, и события пьесы подтверждают это. Васька Пепел в драке случайно убивает хозяина ночлежки Костылева, и его ожидает каторга в Сибирь. Он отправится в “золотую сторону” не по своей воле, как советовал ему Лука. Пропадает без вести изуродованная Василисой её родная сестра Наташа, не раз
утешавшая жителей ночлежки. Умирает бедствовавшая до своей кончины Анна. Клещ после смерти жены теряет надежду на достойную жизнь труженика: “похороны съели” инструмент. Озлобляется против всех Настя, потому что нет рядом доброго Луки, умевшего её поддержать. Актёр заканчивает жизнь самоубийством, отчаявшись и утратив надежду на излечение в бесплатной лечебнице.
Судьба и жизнь людей “дна” служит неопровержимым доказательством насилия над человеческой личностью, которое неизбежно возникает в условиях буржуазного государства, основанного на принципах лжи и равнодушия к человеку.
Яркое обвинение этому звучит в речах Сатина. “Сделай так, чтоб работа была мне приятна. Когда труд – удовольствие, жизнь – хороша!” – полемически возражает он Клещу, упрекающему жителей ночлежки в том, что они не работают.
В финале Сатин произносит речь в защиту свободы и достоинства человека, на какой бы ступени социальной лестницы он ни находился. Он восстаёт против лжи, оправдывающей “ту тяжесть, которая раздавила руку рабочего. и обвиняет умирающего с голода”. “Ложь – религия рабов и хозяев”, – утверждает горьковский резонёр. Он выступает против покорности и смирения, призывает людей бороться за свои права.
“Любовный многоугольник” – взаимоотношения Костылева, Василисы, Пепла и Наташи – является гранью социального конфликта. Василиса изменяет мужу с Пеплом и надеется с помощью любовника избавиться от старого и надоевшего супруга. Пепел оставляет Василису ради Наташи. Любовь к чистой, скромной девушке вселяет в его душу надежду на честную трудовую жизнь. Кульминация любовного конфликта вынесена за сцену. Мы только узнаём из реплик ночлежников о том, что “зверь баба” ошпарила из ревности родную сестру кипятком.
Убийство Костылева становится трагической развязкой любовного конфликта. Мы видим, что антигуманные условия “дна” калечат души людей. Любовь здесь ведёт не к обогащению личности, а к увечью и каторге.
Таким образом, из этого любовного конфликта именно жестокая хозяйка ночлежки достигает сразу всех целей: мстит бывшему любовнику и своей сопернице, избавляется от нелюбимого мужа и становится единственной владелицей ночлежки. Её нравственное оскудение подчёркивает чудовищность социальных условий, в которых находятся и обитатели ночлежки, и её хозяева.
Социальный пафос пьесы направлен против капиталистического строя, унижающего человека. Это пафос особенно остро ощущали зрители предреволюционной эпохи 1900 – ых годов. Для них “На дне” – “пьеса -Буревестник”, которая предвещает грядущую бурю.
Социальная проблематика пьесы М. Горького «На дне»
Творчество Максима Горького отличает многожанровость. Талантливым художником слова показывает он себя и в романах, и в повестях, и в рассказах, и в публицистике, и в драматургии.
Пьеса М. Горького «На дне» написана в 1902 году, но она до сих пор так и не сходит со сцены и обошла крупнейшие театры мира. Пьеса остро ставит социальные проблемы, коими чрезвычайно богата была современная драматургу действительность. М. Горький, продолжая чеховские традиции, изображает жизнь в ее повседневном течении. Великий драматург глубоко переживал унижение человеческой личности и ее распад. В пьесе «На дне» он изобразил жизнь так называемых босяков, населяющих костылевскую ночлежку. Ночлежка похожа на пещеру, на тюрьму. Здесь нашли свой приют старые и молодые, мужчины и женщины, здоровые и больные. Все они живут вместе.
Социальный конфликт пьесы неоднозначен. Во-первых, это конфликт между жителями ночлежки и ее хозяевами, четой Костылевых. Во-вторых, это социальный конфликт каждого из героев, в результате которого тот и оказался «на дне».
Итак, нищие, потерявшие свое «я» в жизни нашли для себя угол в названной ночлежке. Кто же такие ее хозяева и почему взаимоотношения их с «квартирантами» столь напряженны?
Пятидесятичетырехлетний Михаил Костылев носит маску добродетеля и, прикрываясь лицемерием, сдирает с нищих последние гроши. Смягчить его никто и ничто не в силах, а потому и отзывы ночлежников о нем отнюдь не лестны. «Шельма ты, старец,— говорят они,— Кто тебя — кроме черта — любит. Издохнешь скоро, а все о полтинниках думаешь». Жажда стяжательства, жестокосердие отличают Костылева.
Его жена не во многом уступает мужу. Она злая, жестокая с презрением относится к обитателям ночлежки. «Сколько в ней зверства, в бабе этой!» — удивляются окружающие. Даже в любви, в самом светлом и красивом чувстве Василиса проявляет себя не лучшим образом. Она любит вора, Ваську Пепла, и ревнует его к своей сестре Наташе. Костылева мстительна, она постоянно мучает Наташу. Василиса «. баба — лютая», ее не трогает то, что Наташа абсолютно бесправна, что она полностью зависит от сестры. «Ах, баба. гадюка ядовитая»,— справедливо говорят о ней. В ненависти и злости муж ей хороший помощник. Он «Наташку теснит, измывается над ней, нищая, говорит! И для всех он — яд. ».
Наташа, в отличие от сестры, «славная девка», «девица строгая, хорошая, надежный человек», и притеснение ее, конечно, несправедливо. Рисуя судьбу Наташи, драматург подчеркивает, что разность социального положения позволяет одному человеку унижать и оскорблять другого.
Васька Пепел о себе говорит: «Я когда маленький был, так уж в ту пору меня звали вор, воров сын». Этим живет Пепел, этим промышляет, ничему другому он родителями не научен, поэтому и обитает «на дне». Василиса способствует процветанию ремесла Пепла — она скупает у него краденое.
Помощь и опора Костылевым в их грязных делишках и противостоянии босякам — Медведев, их дядя, полицейский, самодовольный и глупый. Он злоупотребляет своим служебным положением, не пресекая преступной деятельности, а потакая ей и наживаясь на этом.
Кому же еще так яростно противостоят Костылевы, кого они пытаются унизить и задавить своей властью? Живет у Костылевых Анна, большая «терпеливица». Она смертельно больна. Это добрый и несчастный человек. Ее муж, Клещ — слесарь с малых лет — только и мечтает о смерти жены, чтобы побыстрее покинуть ночлежку. Он всю жизнь Анну бил, нет у него к ней сочувствия и теперь. Босяки удивляются Анне: «И как ты, мать моя, с таким злыднем жила?». Нечего ей на это сказать, кроме горьких слов признания: «Побои. обиды. ничего кроме — не видела я. ничего не видела!». «Жена твоя зачахла от твоего злодейства»,— упрекают Клеща ночлежники, но едва ли до него уже можно достучаться. Думая о прежней жизни, Анна не находит в ней ничего утешительного. Она не помнит, когда сыта была, когда надевала на себя что-либо, кроме отрепьев. Суровой жизнью раздавлена судьба этой обездоленной женщины.
Слесарь Клещ почитал ночлежку лишь временным своим пристанищем. Он надеялся, что упорный честный труд спасет его, выведет на честную, прямую, счастливую дорогу. Сначала он даже презрительно относился к ночлежникам, считая себя выше их, достойнее, противопоставляя им себя во всем. Но планы Клеща неосуществимы. У него нет работы, продан весь инструмент, его одолевает бессилие. Вопреки своим устремлениям, Клещ вынужден стать обычным обитателем трущобы.
Опустился на самое дно жизни и Сатин, который, еще когда был мальчишкой, служил на телеграфе, в детстве он много читал, а вот теперь прозябает в полной нищете, не сумев применить во взрослой жизни приобретенные умения. Они еще как-то напоминают о себе, хвалебным словцом появляясь в речи героя. Желая и в чужих, и в своих собственных глазах казаться выше, Сатин употребляет то замысловатые, то иностранные слова.
Проститутка Настя мучается от насмешек ночлежников. «Эй, ты, роковая любовь! Очнись!» — иронично кричат они ей вслед. Вынужденная ради куска хлеба продавать свое тело, эта молодая девушка верит в существование роковой любви, читает любовные романы и воображает себя их героиней. Это единственное, что согревает ее изнутри, что придает ее жалкому существованию хоть какой-то смысл. У Насти никогда не было ни родителей, ни семьи, не знала и не знает она ни настоящего тепла, ни ласки, ни заботы.
Обитает у Костылевых и Бубнов, бывший скорняк. «Руки у меня были такие желтые — от краски: меха подкрашивал я. » — говорит он, вспоминая прошлую жизнь. Узнав об измене жены, Бубнов хотел убить ее, но вовремя спохватился и, не предприняв ничего, пошел в ночлежку.
Пожалуй, самым страшным и резким было падение на дно Барона, опустившегося дворянина и бывшего чиновника в казенной палате. Ночлежники говорят Барону: «. было у тебя время, когда ты нашего брата за человека не считал». Да, наверное, было, а теперь он лежит с ними на соседних нарах. Безутешно вспоминает Барон свое прошлое: «при Николае Первом дед мой, Густав Дебиль. занимал высокий пост-Богатство. сотни крепостных., лошади. повара. ». Сытая жизнь и сейчас в Бароне дает о себе знать: он высокомерно разговаривает с Лукой, резко высказывается о других ночлежниках.
Актер, некогда ведавший звук аплодисментов и имевший, наверное, поклонников, спился и тоже попал к Костылевым. Он опустился до того, что забыл свое любимое стихотворение. А ведь когда-то он отличался великолепной памятью, в чем он сам признается ночлежникам. Причину своего беспамятства Актер не скрывает. «Раньше, когда мой организм не был отравлен алкоголем, у меня. была хорошая память»,— говорит он.
Попавшие к Костылевым принадлежат к разным слоям общества, но их сближает общая судьба, участь отщепенцев общества. Все они равны в своей нищете и полном бесправии. Самое страшное, что никому не удается выбраться из ночлежки, потому что так устроена окружающая босяков жизнь и потому что сами ночлежники лишены чувства социального бунтарства. Настоящее ночлежников беспросветно, пусто, ужасно, а будущего у них нет. Все лучшее, если оно, конечно, было у обитателей «дна», в прошлом, а «в карете прошлого — никуда не уедешь». Живя в ночлежке, бывшие работяги, дворяне, артисты меняются. В их речи уже по-хозяйски себя чувствуют бранные и жаргонные выражения. И удел ночлежников — катиться все дальше и дальше вниз. Унизительно низкий уровень жизни разрушает человеческую личность, раздавливая ее своим прессом и порождая не только социальные, но и нравственные проблемы.
На миг освещает светом надежды жизнь Костылевской ночлежки внезапно появившийся и так же внезапно ушедший странник Лука. Но ни у кого из босяков не находится сил, чтобы, воспрянув, начать борьбу за свое «я», за возвращение к нормальному человеческому существованию. Актер, трезво посмотрев на жизнь, кончает ее самоубийством, Пепел попадает в тюрьму и остальных нищих ждет не лучшая участь.
Горький, создавая пьесу, стремился обратить внимание современного ему общества на то, как остро стоят в нем социальные проблемы, как в нем унижен и бесправен порой человек. Драматург подчеркивал, что жизнь требует коренных изменений, что только после них слово «человек» зазвучит действительно гордо.
Источники:
https://reshebnik5-11.ru/sochineniya/gorkij-maksim/na-dne/2706-sotsialnaya-problematika-v-pese-m-gorkogo-na-dne
https://www.kritika24.ru/page.php?id=14160
https://5litra.ru/soch/245-socialnaya-problematika-pesy-m-gorkogo-na-dne.html