41 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Проблемы поднятые в рассказе матренин двор. Нравственная проблематика рассказа А.И

Нравственная проблематика рассказа А. И. Солженицына «Матренин двор»

Рассказ А. И. Солженицына «Матренин двор» (1959) имел автобиографическую основу. То, что увидел писатель в русской деревне после своего освобождения, было типич­ным, а поэтому особенно болезненным. Тяжелое положе­ние деревни, испытавшей страшные годы коллективиза­ции, кормившей страну во время войны, поднимавшей после лихолетья разрушенное хозяйство, так правдиво не представало на страницах произведений. Работа в колхозе за трудодни вместо денег, отсутствие пенсии и какой бы то ни было благодарности («Государство — оно минутное. Сегодня, вишь, дало, а завтра отымет») — все это реаль­ность крестьянской жизни, о которой нужно было громко заявить. Первоначальным названием было — «Не стоит село без праведника», окончательный вариант был пред­ложен А. Т. Твардовским.

Сюжетная основа рассказа и его проблематика. В цент­ре повествования находится простая русская крестьянка, до краев испившая беды своей страны, своей малой родины. Но никакие жизненные трудности не могут изменить этого душевного человека, сделать его черствым и бессердечным. Вот Матрена никому и не могла отказать, всем помогала. Потеря шестерых детей не ожесточила героиню: всю мате­ринскую любовь и заботу она отдала приемной дочери Кире. Сама жизнь Матрены — нравственный урок, она не уклады­валась в традиционную деревенскую схему: «Не гналась за обзаводом… Не выбивалась, чтобы купить вещи и потом бе­речь’ их больше своей жизни. Не гналась за нарядами. За одеждой, приукрашивающей уродов и злодеев. Не понятая и брошенная даже своим мужем, схоронившая шесть детей, но не нрав свой общительный, чужая сестрам, золовкам, смеш­ная, по-глупому работающая на других бесплатно, — она не скопила имущества к смерти…»

Рассказ А. И. Солженицына написан в реалистических традициях. И в нем нет излишней приукрашенности. Пра­ведный образ главной героини, для которой дом — это кате­гория духовная, противопоставляется людям обычным, стремящимся своего не упустить и не замечающим, как их жестокость ранит. «Не спала Матрена две ночи. Нелегко ей было решиться. Не жалко было саму горницу, стоявшую без дела, как вообще ни труда, ни добра своего не жалела Мат­рена никогда. И горница эта все равно была завещана Кире. Но жутко ей было начать ломать ту крышу, под которой про­жила сорок лет. Даже мне, постояльцу, было больно, что начнут отрывать доски и выворачивать бревна дома. А для Матрены было это — конец ее жизни всей». Символичен трагический конец рассказа: когда разобрана горница, Мат­рена погибает. И жизнь быстро берет свое — Фаддей, деверь

Матрены, «преодолевая немощь и ломоту, оживился и помо­лодел»: начал разбирать сарай и забор, оставшиеся без хо­зяйки.

Внутренний свет души таких людей освещает жизнь ок­ружающим. Потому-то и говорит в финале рассказа автор: «Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот са­мый праведник, без которого, по пословице, не стоит село. Ни город. Ни вся земля наша».

Читать еще:  Передвижники и другие: крестьяне в русской живописи. Русская живопись XIXв

«Нравственная проблематика рассказа Солженицына «Матрёнин двор» 3»

Написан просто и о простом, обыденном. Главная героиня Матрёна, у неё необычная судьба. Её любимый Фадей во время войны попал в плен. Она вышла замуж за его младшего брата, а через некоторое время Фадей вернулся. Тосковал, женился только когда нашёл девушку по имени – Матрёна и похожую на Матрёну. Дети у героини умерли в младенчестве, она осталась одна. Тяжело трудилась не за деньги, а за трудодни (палочки). Помогала по хозяйству сёстрам и соседям. Денег за это не брала. Взяла на воспитание племянницу Киру. Трудная жизнь её не озлобила. Она всегда приветлива, готова отдать последнее.

Погибла Матрёна попав под поезд, когда перевозили часть дома в райцентр для Киры. Ничем не исключительна судьба Матрёны, таких тружениц в послевоенные годы было много. Но по разному люди воспринимают данное им судьбой. Её жизнь высвечивает нравственные проблемы всегда волнующие людей, что же это за проблемы:

1. Нужно ли делать добро бескорыстно, как это делала Матрёна. Если нужно было копать картошку или пахать землю, или односельчане за помощью к ней обращались, она никому не отказывала и платы не брала. Вручную самую крупную картошку варила постояльцу, а сама жили впроголодь, в жалком доме с тараканами. Солженицын считает, что на таких людях держится земля русская.

2. Проблема одиночества. Из рассказа вытекает мысль, что одиночество понятие относительное. Есть способы не чувствовать себя ненужным, они в жизни Матрёны, это труд. Вся жизнь Матрёны в труде. Как для государства, так и для родных, соседей и чуть-чуть для себя, это притягивает к ней людей. Избавляет от одиночества.

3. Отношения личности гражданина с государством. Автор показал, что государство враждебно и к людям подобным Матрёне. А ведь таких большинство, оно использует их труд не оплачивая. Невольно люди обманывают государство, односельчан и Матрёну, воруют торф. Но ведь в такое положение их поставило само государство. По мнению Солженицына Матрёна и её односельчане не вызывают за это осуждения, они остаются праведниками, так как отстаивают свое право на жизнь в нечеловеческих условиях.

4. Проблема любви. Матрена верна народным представлениям о любви, семейной жизни. Она любит Фаддея, но не бросает своего мужа – его брата. Она верна ему, а вышла замуж она, так как в доме мужа нужны были женские руки, то есть из жалости. Она чувствовала, что должна была помочь дому, где раньше жил любимый ею человек. Автор с уважением относится к такому пониманию любви. Любовь – верность, жалость, выполнение долга. И это сильнее, чем пылкая страсть. Рассказ – ответ на вопрос: как надо правильно жить? Жизнь дана, чтобы сеять добро, не распространять зло, не возвышаться над людьми, а просто по-христиански нести выпавший тебе крест. Так живет Матрена.

Читать еще:  В каком году родился мигель де сервантес. Биография Мигеля Сервантеса

Нравственная проблематика рассказа А.И. Солженицына «Матренин двор»

В начале 20 века Россия подвергалась тяжелым испытаниям. Война и голод, бесконечные восстания и революции оставили свой отпечаток на судьбах людей. Бедам и радостям русского народа посвящено все творчество А.И. Солженицына.

В своем рассказе «Матренин двор» (1959) он описал положение русской деревни в послевоенные годы. С уверенностью можно сказать, что этот писатель был одним из первых, кто открыл правду о судьбе крестьянства, изобразил трагическую жизнь русского человека и причины его несчастья.

Жители деревни Тальново, в которой происходит действие рассказа, существуют в ужасных условиях. У них отсутствует электричество, больницы, магазины. Вот как описывает Солженицын дом главной героини: «Изгнивала щепа, почернели от старости бревна сруба и ворота, когда-то могучие, и проредилась их обвершка», «темноватая изба с тусклым зеркалом, в которое совсем нельзя было смотреться, с двумя яркими рублевыми плакатами о книжной торговле и об урожае, повешенными на стене для красоты».

Сюжет рассказа концентрируется вокруг события, происшедшего «на сто восемьдесят четвертом километре от Москвы по ветке, что идет к Мурому и Казани». Рассказчик прошел путь к Матрениному двору «из пыльной горячей пустыни». Судьба привела его к «одинокой женщине лет шестидесяти», бедной и измотанной «черным недугом». Именно в этой «темноватой избе» рассказчик находит не только желанную тишину, уют, но и особую жизнь («безмолвная, но живая толпа» фикусов, заполняющая «одиночество хозяйки»).

В рассказе «Матренин двор» автор изобразил народный характер, сумевший сохранить себя в страшной смуте 20 века. Жизнь Матрены была нищенской: «…Год за годом, многие годы, ниоткуда не зарабатывала…ни рубля. Потому что пенсии ей не платили… А в колхозе она работала не за деньги – за палочки». «Много было у Матрены обид», с ней «наворочено было много несправедливостей». Но, привыкнув, героиня остается «простодушной», «доброжелательной», «лучезарной», «просветленной».

Главным в образе Матрены является доброта («доброе расположение духа», «добрая улыбка»), побеждающая в ее душе все тяготы и заботы. Никакие враги («…воровали раньше лес у барина, теперь тянули торф у треста», «Из канцелярии в канцелярию…гоняли ее два месяца…») не могли надолго «омрачить» настроения героини. «Верным средством вернуть» внутренний свет была для нее работа. Матрена работала для колхоза, «для любой родственницы дальней или просто соседки». Все это она делала бескорыстно («Не берет она денег»).

Читать еще:  Интернет конкурсы по рисованию с призами. Творческие игры и конкурсы «Порисуем

Солженицын показывает, что крестьянство не могло пользоваться продуктом своего труда. Все доставалось государству: «рычали кругом экскаваторы на болотах, но не продавалось торфу жителям, а только везли начальству». Бабы вынуждены были воровать торф, чтобы выжить зимой.

Государство отрезало огороды у тружеников, лишало их платы за тяжелый труд. Поэтому в народе к нему не было доверия: «А что – пенсия? Государство – оно поминутное. Сегодня, вишь, дало. А завтра отымет».

Героиня в рассказе оказывается в центре вечного противостояния добра и зла, пытаясь «совестью своей», самой жизнью соединить края пропасти. Кульминацией является момент гибели Матрены на переезде во время перевоза сруба своей горницы: «На переезде – горка, въезд крутой. Шлагбаума нет. С первыми санями трактор перевалил, а трос лопнул, и вторые сани… застряли… туда же… понесло и Матрену».

Трагические события предвещают и страх Матрены перед поездом («Боялась… больше всего почему-то…»), и пропажа котелка на водосвятие («…как дух нечистый его унес»), и то, что «в те же дни кошка колченогая сбрела со двора…». Даже природа противится перевозу – двое суток кружит метель, после чего начинается оттепель: «Две недели не давалась трактору разломанная горница!»

Среди своих односельчан Матрена остается «непонятой», «чужой». Но, если ранее в речи героев использовались пословицы, отразившие горький опыт народной жизни («Незнайка на печи лежит, а знайку на веревочке ведут…», «Две загадки в мире есть: как родился – не помню, как умру – не знаю»), то в финале рассказа народная мудрость становится основой для оценки героини: «…она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село».

В чем суть праведности Матрены? В том, что жизнь ее строится на правде. Матрена испытывает на себе все трудности советской сельской жизни 1950-х годов: проработав всю жизнь, вынуждена хлопотать о пенсии не за себя, а за мужа, пропавшего с начала войны. Не имея возможности купить торф, который добывается везде вокруг, но не продается колхозникам, она, как и другие, вынуждена брать его тайком. Но, несмотря ни на что, эта героиня сохранила все самое светлое, сохранила свою душу.

Создавая этот характер, Солженицын ставит его в самые обыденные обстоятельства того времени, с его бесправием и пренебрежением к обычному человеку. И от того еще ценнее становится характер Матрены. Праведность этой героини состоит в ее способности сохранить свое, человеческое, в столь недоступных для этого условиях.

Источники:

https://vsesochineniya.ru/nravstvennaya-problematika-rasskaza-a-i-solzhenicyna-matrenin-dvor.html
https://www.allsoch.ru/sochineniya/20310
https://reshebnik5-11.ru/sochineniya/solzhenitsyn-a-i/matrenin-dvor/7330-nravstvennaya-problematika-rasskaza-a-i-solzhenitsyna-matrenin-dvor

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Для любых предложений по сайту: [email protected]