18 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Проблемы воспитания в романе Ч. Диккенса «Приключения Оливера Твиста

Содержание

Духовно-нравственное воспитание подростка в романе Чарльза Диккенса «Оливер Твист» Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Терентьева Людмила Михайловна, Потапова Виктория Игоревна

Произведениям Чарльза Диккенса уже более ста пятидесяти лет, но проблемы, затронутые в его книгах, остаются актуальными и по сей день. Именно поэтому все творения этого писателя сразу попали в список величайших произведений мира.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Терентьева Людмила Михайловна, Потапова Виктория Игоревна

Текст научной работы на тему «Духовно-нравственное воспитание подростка в романе Чарльза Диккенса «Оливер Твист»»

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ПОДРОСТКА В РОМАНЕ ЧАРЛЬЗА ДИККЕНСА «ОЛИВЕР ТВИСТ»

Терентьева Людмила Михайловна, Потапова Виктория Игоревна Северо-Кавказский институт бизнеса, инженерных и информационных технологий, г. Армавир

E-mail: alexkat_salnikov@mail. ru

Аннотация. Произведениям Чарльза Диккенса уже более ста пятидесяти лет, но проблемы, затронутые в его книгах, остаются актуальными и по сей день. Именно поэтому все творения этого писателя сразу попали в список величайших произведений мира.

Ключевые слова: воспитание, духовно-нравственный мир, этический идеал, работный дом, общественное дно.

Одной из наиболее актуальных проблем в творчестве Диккенса является проблема духовно-нравственного воспитания человека. Данный вопрос находит верное отражение в романе «Приключения Оливера Твиста» [5].

В произведении описывается жизнь сироты, родившегося в трущобах Лондона. Мальчик встречает на своём пути низость и благородство, людей преступных и добропорядочных. Жестокая судьба отступает перед его искренним стремлением к честной жизни.

На страницах романа запечатлены картины жизни английского общества XIX века во всем их великолепии и безобразии. Широкая социальная картина от работных домов и криминальных притонов лондонского дна до общества богатых и по-диккенсовски добросердечных буржуа-благодетелей. В этом романе Ч. Диккенс, утверждая силу добра в человеке, выступает как писатель-христианин. Именно «с мировосприятием писателя, согласно которому «зло» и «добро» раз и навсегда определены христианской позицией, связана абсолютная устойчивость его этических идеалов» [4, с. 10].

Роман «Приключения Оливера Твиста» вызвал широкий общественный резонанс. После его выхода прошел ряд скандальных разбирательств в работных домах Лондона, которые, по сути, были полутюремными заведениями, где нещадно использовался детский труд.

В предисловии к одному из изданий романа «Приключения Оливера

УНИКАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ XXI ВЕКА

Твиста» Ч. Диккенс писал: «Мне показалось, что изобразить реальных членов преступной группы, нарисовать их во всем их уродстве, показать их нищую жизнь. — значит. помочь обществу» [2, с. 3].

В тоне писателя чувствуется горькая ирония, когда он повествует нам о том, какое заботливое воспитание получал бедный мальчик, сумевший выжить на ферме и быв-ший в свои девять лет «бледным, чахлым ребенком, малорослым и, несомненно, тощим» [1, с. 13], то есть вполне пригодным к тяжелой работе.

Обличая жестокость членов совета и общественных по-печителей, Ч. Диккенс изображает их «очень мудрыми, проницательными философами» [1, с. 16], снисходительно предоставившими беднякам работных домов право выбора: «либо медленно умирать голодной смертью в работном доме, либо быстро умереть вне его стен» [1, с. 16]. Дети, попавшие сюда, обречены на воспитание побоями, голодом и, естественно, работой. Просьба добавки к той жалкой порции жидкой каши, которую получали здесь, приравнивалась к общественному преступлению и жестоко каралась. Именно в работном доме английские бедняки с детства учились лгать, обижать слабых, воровать,

^ заботиться только о себе. о

Из дверей сиротского приюта перед Оливером открывались целых три дороги. Одна вела в ученики к трубочисту, где маленькие мальчики были вынуждены много часов проводить в грязных закопчен-ных трубах, чего многие из них не выдерживали, застревая или задыхаясь на рабочем месте. Другая дорога вела в «плакальщики» к гробовщику, где мальчик получил не менее ценные уроки жизни. И третья дорога — в преступный мир, на улицы, принадлежащие представителям криминального «дна», где Оливер Твист продолжает воспитываться под чутким руководством маленьких воришек и крупного грабителя Сайкса, а также скупщика краденого Фейджина, которые стремятся приобщить мальчика к воровству и безнравственности.

Представители лондонского дна в произведении не знают жалости. Вот бьет в который раз свою белую собаку Сайкс. Так же, как эта белая собака, привыкла к нему Нэнси. Искренне и сильно полюбив Сайкса, Нэнси пытается защитить его от всех бед.

Но он не способен этого понять. Демонстрация равнодушия Сайкса — урок для молодого Оливера. Раненный во время ночного нападения, Оливер брошен на произвол судьбы. Спасение мальчика — дело рук хороших женщин, способных понять и поверить человеку, найти в сердце сочувствие.

Повествуя о приключениях Оливера Твиста, Ч. Диккенс разворачивает широкую панораму дна общества. Холодные серые ночные лондонские улицы, в которых не найдешь прибежище; грязные и вонючие логовища — обитель всех пороков. Эта атмосфера также воспитывает. И не у всех хватает мужества

Читать еще:  Белорусские художники 21 века. Самые знаменитые художники беларуси

УНИКАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ XXI ВЕКА

противостоять грязи, которая господствует вокруг. Голод и унижение часто принуждают маленьких людей хитрить, врать и предавать.

Жестокость мира порождает жестокость ребенка. Именно это волнует писателя, который сознательно обнажает самые страшные места английского дна, желая обратить на них внимание общества.

Писатель идеализирует своего героя, наделяя его врожденной

добродетелью, которую не могут поколебать никакие пороки и грязь окружающего мира. В сложные моменты жиз-ни к одинокому, никому не нужному Оливеру приходят на помощь добрые люди, воспитывающие в нем человечность: мистер Браунлоу, миссис Мейли и её названная дочь Роза, доктор Лосберн, миссис Бедвин. Эти герои — милые, приятные люди, умеющие сочувствовать и откликаться на чужую боль.

Ч. Диккенс считает, что проблема воспитания человека — дело всего общества. Одно из назначений романа «Приключения Оливера Твиста» -показать суровую правду ради того, чтобы заставить общество быть справедливее и милосерднее.

То, что нас будет окружать, повлияет на наше мировоззрение, на нашу о жизнь, а значит, повлияет и на последующие поколения.

Писатель затрагивает еще один вопрос: что являет собой истинная воспитанность, и возможна ли она без доброты и милосердия. Ответом на этот вопрос является весь роман. И красивое, и некрасивое в человеке может изменять жизнь, общество людей. И очень важно, какими моральными принципами руководствуется в жизни человек.

1. Диккенс Ч. Приключения Оливера Твиста. — Киев: ЦКЛКСМУ Молодъ, 1957.

2. Диккенс Ч. Приключения Оливера Твиста. — М.: ХудЛит, 1958.

3. Диккенс в воспоминаниях современников // Литературная Россия. — 1987. №2 30. — С. 22-23.

4. Козлова Г.А. Христианский идеал Ч. Диккенса в произведениях 40-60-х годов (публицистика, рассказы, письма) // Наследие В.В. Кожинова в контексте научной мысли рубежа XIX — XX веков. — Армавир, 2010. — С. 44-49.

Проблемы воспитания в романе Ч. Диккенса “Приключения Оливера Твиста”

Это самый подходящий для вас мальчик.

Время от времени его нужно

Угощать палкой – это пойдет

Ему на пользу. А его содержание

Не обойдется дорого, потому что

Его не закармливали с самого рождения.

Ч. Диккенс. Приключения Оливера Твиста

Выйдя в свет, произведения Ч. Диккенса сразу попали в сокровищницу мировой литературы, поскольку в них нашли отражение многие острые проблемы общественной жизни XIX века, а в особенности – бедственное положение простого народа в Англии.

Главный герой романа – маленький мальчик

В младенчестве Оливер был помещен “на ферму”, где “не страдая от избытка пищи или одежды”, получил драгоценное право на страдание и смерть, поскольку большинство детей в этом заведении умирали в самом нежном

В тоне писателя чувствуется горькая ирония, когда он повествует нам о том, какое заботливое воспитание получал бедный мальчик, сумевший выжить на ферме и бывший в свои девять лет “бледным, чахлым ребенком, малорослым и, несомненно, тощим”, то есть вполне пригодным к тяжелой работе.

Обличая жестокость членов совета и общественных попечителей, Диккенс изображает их “очень мудрыми, проницательными философами”, снисходительно предоставившими беднякам работных домов право выбора: “либо медленно умирать голодной смертью в работном доме, либо быстро умереть вне его стен”. Дети, попавшие сюда, обречены на воспитание побоями, голодом и, естественно, работой. Просьба добавки к той жалкой порции жидкой каши, которую получали здесь дети, приравнивалась к общественному преступлению и жестоко каралась.

Где, как не в работном доме, английские бедняки с детства учились лгать, обижать слабых, воровать, заботиться только о себе.

Из дверей этого гуманного сиротского приюта перед Оливером открывались целых три дороги. Одна вела в ученики к трубочисту, где маленькие мальчики были вынуждены по многу часов проводить в грязных закопченных трубах, чего многие из них не выдерживали, застревая или задыхаясь на рабочем месте. Другая дорога, которой, кстати, и пришлось воспользоваться Оливеру, вела в “плакальщики” к гробовщику, где мальчик получил не менее ценные уроки жизни по умению приспосабливаться к условиям существования, чем в работном доме.

И, наконец, третья дорога – в преступный мир, на улицы, принадлежащие представителям криминального “дна”, где Оливер Твист продолжает воспитываться под чутким руководством маленьких воришек и крупного грабителя Сайкса, а также скупщика краденого Фейджина, которые стремятся приобщить мальчика к воровству и безнравственности.

Однако реалист в описании бытовых подробностей, Диккенс идеализирует своего героя, наделяя его врожденной добродетелью, которую не могут поколебать никакие пороки и грязь окружающего мира. В сложные моменты жизни к одинокому, никому не нужному Оливеру приходят на помощь добрые люди: сумевшая сохранить живую душу в бесчеловечных условиях криминального мира Нэнси, мистер Браунлоу, усыновивший Твиста впоследствии, добрая и милосердная Роза Мэйли.

Всем сердцем привязанный к своему маленькому герою, Ч. Диккенс помогает ему выдержать все испытания. Книга заканчивается благополучно, но на протяжении многих страниц заставляет читателя задуматься о тех несправедливых законах, которые способствуют достижению счастья избранными, в то время как основная масса народа претерпевает унижения, оскорбления, издевательства, всевозможные лишения. И в этом, безусловно, заключается воспитательное воздействие романа “Приключения Оливера Твиста” на общественное сознание.

Похожие сочинения:

Тема детства в романе Чарльза Диккенса “Приключения Оливера Твиста” Часто бывает, что в сознании образованного человека определенный писатель ассоциируется с какой-то ведущей темой. Относительно Чарльза Диккенса, то своеобразной визитной карточкой его творчества является Тема обездоленного детства, изображение мира детских.

Читать еще:  Какой город знаменит своими казино. Самые большие и шикарные казино в мире

Образ Оливера Твиста Чарльз Диккенс любил давать свою оценку социальной ситуации Англии 19 века. Она нашла отражение в его романах, особенно, в романе “Приключения Оливера Твиста” . Это впервые в английской литературе автор.

Судьба Оливера Твиста Английский писатель-реалист Ч. Диккенс в романе “Оливер Твист” в полной мере раскрывает проблему бедственного положения массы людей. Через историю главного героя – ребенка и окружающих его людей – писатель обрисовал.

ПРИКЛЮЧЕНИЯ ОЛИВЕРА ТВИСТА ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА ЧАРЛЗ ДИККЕНС ПРИКЛЮЧЕНИЯ ОЛИВЕРА ТВИСТА Юный Оливер родился в работном доме – приюте для нищих, готовых на все ради куска хлеба. Ребенок был очень слаб, мать вскоре скончалась.

История создание романа Приключения Оливера Твиста Впервые романа Диккенса был опубликован под заголовком “Оливер Твист, или Путь приходского мальчика” в журнале “Смесь Бентли” с февраля 1837 г. (работу над ним писатель начал в 1836 г.) по.

Краткое содержание романа Приключения Оливера Твиста В романе “Приключения Оливера Твиста” изображен жизненный путь бедного мальчика. Своего отца он не видел, а мать умерла сразу после его рождения, успев взглянуть на своего сына и поцеловать его.

Жанровая особенность романа Приключения Оливера Твиста Произведение “Приключения Оливера Твиста” это первый реалистический роман, причем он первый не только в творческой работе Диккенса, но и во всей литературе Англии XIX века. Роман является отчетливым отражением демократизма.

Криминальный мир в романе “Приключения Оливера Твиста” Чарльз Диккенс изобразил Уголовный Лондон очень реалистично, ведь преступная банда Фейгина изображена не только во всей своей бытовой конкретности и преступной деятельности, но и с значительной глубиной психоанализа характеров ее.

Трагическая судьба Оливера Твиста Оливер Твист – мальчик, на долю которого выпало страшное испытание, но такова была тогдашняя реальность. Именно показать реальность желал автор, описывая приключения маленького Оливера. Криминальный мир Был жестоким, и чтобы.

Краткое содержание Приключения Оливера Твиста Чарльз Диккенс Приключения Оливера Твиста Оливер Твист родился в работном доме. Мать его успела бросить на него один лишь взгляд и умерла; до исполнения мальчику девяти лет так и не.

Образ Монкса в романе Приключения Оливера Твиста Казалось бы, страшнее, чем Фейгина, быть не может. Однако Монкс некоторыми чертами хуже даже за него. Это признает и сам Фейгин, опасаясь такого “джентльмена”. То каким же монстром надо было.

Образа Нэнси в романе “Приключения Оливера Твиста” Очень интересный Образ Нэнси. Она – своеобразный “двойник” Розы: они обе молодые, привлекательные, сироты, но как же по-разному сложились их судьбы! Это интуитивно чувствует и сама Нэнси: “Девушкина жизнь протекала.

Тема воспитания и становления личности в романе Ч. Диккенса “Дэвид Копперфилд” Роман Ч. Диккенса “Дэвид Копперфилд” был опубликован в 1850 году. Это произведение Диккенса во многом автобиографическое: автор рассказывает от первого лица историю человека, ставшего писателем. Дэвид, как и сам Диккенс.

Юмор и сатира в творчестве Диккенса В художественной палитре реалиста Диккенса имеются черты различных литературных направлений, в частности романтизма и сентиментализма. Скажем, как и романтикам, ему присуще притяжение к антитезе и контрасту. В романе “Приключения Оливера.

Отрицательные персонажи в романе Ч. Диккенса “Дэвид Копперфилд” Многие события в романе “Дэвид Копперфилд” перекликаются с событиями в жизни самого писателя. Это – роман-воспоминание, где первые впечатления и суждения ребенка бережно доносит до нас взрослый человек, писатель, сумевший.

Художественный мир Чарльза Диккенса Диккенс-художник обладал богатейшим воображением. Эта удивительная сила воображения и знание неприглядных сторон жизни викторианской Англии помогли писателю создать многоликий и многокрасочный художественный мир, населенный бессчетным числом комических, драматических и трагических.

Жанр романа “Дэвид Копперфилд” Ч. Диккенса В истории становления и развития английского реализма роман Чарльза Диккенса “Дэвид Копперфилд” занимает особое место. Наряду с такими знаменитыми произведениями писателя, как “Холодный дом” и “Крошка Доррит”, этот роман знаменует.

Символика романа “Дэвид Копперфилд” Ч. Диккенса В “Дэвиде Копперфилде” Чарльз Диккенс продолжает развивать тему “больших надежд”. Именно эта тема и определяет в романе его символику. Два символа -“дорога жизни” и “река, поток”, являются сквозными в повествовании.

Реализм и символизм Ч. Диккенса Своеобразие реализма Диккенса, например, в сравнении с реализмом Флобера, и заключается в попытке соединения этического и эстетического идеалов писателя в некое органическое целое. Это стремление писателя обусловлено, в первую очередь.

Проблемы творчества и творческой личности в романе М. А. Булгакова “Мастер и Маргарита” Роман М. А. Булгакова “Мастер и Маргарита” в некоторой степени автобиографичен, поскольку Мастер – двойник Булгакова. Нет, это не тень автора, не его копия, это – живое лицо. Он одновременно.

ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫ В РОМАНЕ Л. Н. ТОЛСТОГО “ВОЙНА И МИР” “Война и мир” была написана в 60-е годы XIX века. Правительство Александра I отменило крепостное право, но не дало крестьянам земли, они бунтовали. Россия и Запад, исторические судьбы России и.

О творчестве Чарльза Диккенса Первые произведения Диккенса отмечены влиянием английского Просвещения, сентиментализма и романтизма. Сюжет в них строился преимущественно в виде цепочки произвольных ситуаций, в которые поочередно попадал герой-путешественник. Встречи с разными персонажами, рассказывавшими.

Тема воспитания 1 вариант Написав первую часть трилогии “Детство” о становлении человеческой жизни, об особенностях взросления маленького мальчика из дворянской семьи, Л. Н. Толстой наряду с различными темами раскрыл в повести и.

НРАВСТВЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ В РОМАНЕ Ч. АЙТМАТОВА “ПЛАХА” Природа дала человеку в руки оружие – интеллектуальную моральную силу, но он может пользоваться этим оружием и в обратную сторону, поэтому человек без нравственных устоев оказывается существами самым нечестивым, и.

Читать еще:  Норвежский писатель кнут гамсун. Смотреть что такое "Гамсун Кнут" в других словарях

Проблемы общества в романе Достоевского “Преступление и наказание” Русская литература XIX века отличается своим величием и могуществом. Она является самой гуманной и в то же время самой важной на целом свете. О чем говорят такие великие имена как.

Основные темы и проблемы в романе Булгакова “Мастер и Маргарита Талант художника был у Булгакова от Бога. И то, какое этот талант получал выражение, во многом определялось и обстоятельствами окружающей жизни, и тем, как складывалась судьба писателя. В начале 20-х.

Оливер в банде Фейгина Читая роман, мы понимаем, что главные приключения и испытания Оливера Твиста только начинались и своего апогея они достигли В банде Фейгина. Диккенс мастерски изображает ситуацию столкновения подлости и искренности, доброты.

ЖИЗНЕУТВЕРЖДАЮЩЕЕ ЗВУЧАНИЕ РОМАНА ЧАРЛЗА ДИККЕНСА “ДЭВИД КОППЕРФИЛД” ЖИЗНЕУТВЕРЖДАЮЩЕЕ ЗВУЧАНИЕ РОМАНА ЧАРЛЗА ДИККЕНСА “ДЭВИД КОППЕРФИЛД” Нравственная чистота самого писателя родилась из той гигантской несокрушимой энергии самоутверждающейся воли, которая так характерна для всей последующей жизни его. В. В. Набоков.

Сочинение на тему: “Тема воспитания детей в семье по рассказу Бунина “Цифры” Мир взрослых и детей находится рядом. Ведь дети не смогли бы обходиться без взрослых. А жизнь взрослых без детей стала бы бессмысленной и пустой. Но тем не менее дети и.

ФИЛОСОФСКОЕ ОСМЫСЛЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОГРЕССА В РОМАНЕ Ч. АЙТМАТОВА “И ДОЛЬШЕ ВЕКА ДЛИТСЯ ДЕНЬ…” – КОЛЛЕКЦИЯ СОЧИНЕНИЙ 11 класс ФИЛОСОФСКОЕ ОСМЫСЛЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОГРЕССА В РОМАНЕ Ч. АЙТМАТОВА “И ДОЛЬШЕ ВЕКА ДЛИТСЯ ДЕНЬ…” Роман Ч. Айтматова “И дольше века длится день…” – очень сложное и многоплановое произведение. Здесь воссозданы.

Проблемы воспитания в романе Ч. Диккенса «Приключения Оливера Твиста»

Это самый подходящий для вас мальчик.

Время от времени его нужно

Угощать палкой — это пойдет

Ему на пользу. А его содержание

Не обойдется дорого, потому что

Его не закармливали с самого рождения.

Ч. Диккенс. Приключения Оливера Твиста

Выйдя в свет, произведения Ч. Диккенса сразу попали в сокровищницу мировой литературы, поскольку в них нашли отражение многие острые проблемы общественной жизни XIX века, а в особенности — бедственное положение простого народа в Англии.

Главный герой романа — маленький мальчик Оливер Твист, чья школа жизни была тяжелой и жестокой с самого рождения. По иронии судьбы Оливер родился в работном доме. Мать его умерла сразу после родов, отца никто не знал. Поэтому, едва появившись на свет, он получил статус преступника или «нарушителя закона о бедных» и вынужден был воспитываться чужими людьми, или, другими словами, «был жертвой системы вероломства и обманов». В младенчестве Оливер был помещен «на ферму», где «не страдая от избытка пищи или одежды», получил драгоценное право на страдание и смерть, поскольку большинство детей в этом заведении умирали в самом нежном возрасте.

В тоне писателя чувствуется горькая ирония, когда он рассказывает нам о том, какое заботливое воспитание получал бедный мальчик, сумевший выжить на ферме и бывший в свои девять лет «бледным, чахлым ребенком, малорослым и, несомненно, тощим», то есть вполне пригодным к тяжелой работе.

Обличая жестокость членов совета и общественных попечителей, Диккенс изображает их «очень мудрыми, проницательными философами», снисходительно предоставившими беднякам работных домов право выбора: «либо медленно умирать голодной смертью в работном доме, либо быстро умереть вне его стен». Дети, попавшие сюда, обречены на воспитание побоями, голодом и, естественно, работой. Просьба добавки к той жалкой порции жидкой каши, которую получали здесь дети (достаточной, чтобы медленно умирать от голода), приравнивалась к общественному преступлению и жестоко каралась. Где, как не в работном доме, английские бедняки с детства учились лгать, обижать слабых, воровать, заботиться только о себе.

Из дверей этого гуманного сиротского приюта перед Оливером открывались целых три дороги. Одна вела в ученики к трубочисту, где маленькие мальчики были вынуждены по многу часов проводить в грязных закопченных трубах, чего многие из них не выдерживали, застревая или задыхаясь на рабочем месте. Другая дорога, которой, кстати, и пришлось воспользоваться Оливеру, вела в «плакальщики» к гробовщику, где мальчик получил не менее ценные уроки жизни по умению приспосабливаться к условиям существования, чем в работном доме. И, наконец, третья дорога — в преступный мир, на улицы, принадлежащие представителям криминального «дна», где Оливер Твист продолжает воспитываться под чутким руководством маленьких воришек и крупного грабителя Сайкса, а также скупщика краденого Фейджина, которые стремятся приобщить мальчика к воровству и безнравственности.

Однако реалист в описании бытовых подробностей, Диккенс идеализирует своего героя, наделяя его врожденной добродетелью, которую не могут поколебать никакие пороки и грязь окружающего мира. В сложные моменты жизни к одинокому, никому не нужному Оливеру приходят на помощь добрые люди: сумевшая сохранить живую душу в бесчеловечных условиях криминального мира Нэнси, мистер Браунлоу, усыновивший Твиста впоследствии, добрая и милосердная Роза Мэйли.

Всем сердцем привязанный к своему маленькому герою, Ч. Диккенс помогает ему выдержать все испытания. Книга заканчивается благополучно, но на протяжении многих страниц заставляет читателя задуматься о тех несправедливых законах, которые способствуют достижению счастья избранными, в то время как основная масса народа претерпевает унижения, оскорбления, издевательства, всевозможные лишения. И в этом, безусловно, заключается воспитательное воздействие романа «Приключения Оливера Твиста» на общественное сознание.

Источники:

http://cyberleninka.ru/article/n/duhovno-nravstvennoe-vospitanie-podrostka-v-romane-charlza-dikkensa-oliver-tvist
http://goldsoch.info/problemy-vospitaniya-v-romane-ch-dikkensa-priklyucheniya-olivera-tvista/
http://www.sochuroki.com/problemy-vospitaniya-v-romane-ch-dikkensa-priklyucheniya-olivera-tvista/

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector