7 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Пробуждение природы картины грачи прилетели саврасова. Алексей Саврасов

LiveInternetLiveInternet

Метки

Рубрики

  • живопись (2637)
  • искусство (1750)
  • разности (1636)
  • фотография, фотоискусство (1030)
  • история (941)
  • видео (756)
  • поэзия (705)
  • женщина в мире искусства (483)
  • Мужчина и Женщина. Отношения. (420)
  • необычные места Земли (355)
  • архитектура (328)
  • креатив (292)
  • фотографии наших читателей (291)
  • музыкальная шкатулка (260)
  • Россия забытая и неизвестная (233)
  • ретро (223)
  • история костюма (214)
  • философия (205)
  • акварель (200)
  • религия, богословие (199)
  • идея для дома (176)
  • Что написано пером (169)
  • легенды, предания (153)
  • город и люди (фото) (146)
  • Питер и пригороды (126)
  • графика (125)
  • открытки (119)
  • этно (102)
  • удивительное рядом (97)
  • зарисовки (92)
  • Париж и Франция (82)
  • традиции (78)
  • прогулка по раю (72)
  • абсурд (69)
  • старый альбом (65)
  • Ннеобычные памятники (60)
  • импрессионизм (55)
  • кич (43)
  • народные промвслы (40)
  • проба пера (34)
  • очумелые ручки (33)
  • этот день в истории (31)
  • аллегория (29)
  • дом с историей (24)
  • керамика (23)
  • удивительное рядом (22)
  • фамильные ценности (22)
  • Сны (16)
  • (14)
  • одного слова достаточно (13)
  • гравюра (12)
  • океан (10)
  • самиздат (10)
  • вопросы (8)
  • Грузия. (8)
  • Чехия (8)
  • Тихий Джаз Души (2)

Музыка

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Статистика

Алексей Саврасов “Грачи прилетели”

«Без воздуха пейзаж — не пейзаж! Сколько березок, дубов или сосен ни сажай в своем пейзаже, что ни придумывай,— если воздуха не напишешь — толку не выйдет»,— не раз повторял своим ученикам Алексей Кондратьевич Саврасов.

«По пейзажу должно суметь даже час дня определить, только тогда пейзаж и может считаться настоящим»,— упорно и настойчиво внушал он своим воспитанникам.

В те годы, по свидетельству М. В. Нестерова, саврасовская мастерская в Московском училище живописи, ваяния и зодчества была окружена особой таинственностью и почтительным вниманием. Горячим ключом била в ней жизнь. Здесь под руководством любимого учителя проходили курс своего художественного ученичества в числе многих других Исаак Левитан, Сергей и Константин Коровины, и с их успехами были связаны надежды всей школы. Саврасов умел воодушевлять, и его ученики, охваченные чувством восторженного преклонения перед красотой родной природы, работали, не покладая рук, и в классе, и дома, и на натуре.

С первыми весенними днями вся мастерская буйной ватагой спешила выбраться за город, чтобы среди тающих снегов любоваться первыми проблесками пробуждающейся жизни. Распускался дуб, и Саврасов, взволнованный, возбужденный, вбегал в мастерскую, громогласно возвещал об этом как о великом событии, и тут же уводил с собою молодежь в подмосковные зеленеющие рощи. Его воодушевление передавалось ученикам, они жадно впитывали впечатления, закрепляя их в памяти множеством зарисовок и этюдов, и все училище смотрело на саврасовскую мастерскую какими-то особенными глазами, ожидая новых успехов от талантливых учеников и преклоняясь перед художественным и педагогическим даром их наставника.

Какая радостная удача выпала на долю этих безвестных молодых людей, готовивших себя к благородной художественной деятельности, какое счастье должны были они испытывать, имея своим долголетним руководителем самого Саврасова, знаменитого русского художника, творца картины, которую знала и любила от мала до велика вся, буквально вся Россия. Сколько найдется в мировом искусстве произведений живописи, которые пользовались бы в своей стране такой всенародной славой, как саврасовские «Грачи прилетели»,— небольшое скромное полотно: «холст, масло,— по справке деловито равнодушных каталогов,— 62 сантиметра в высоту, 48,5 сантиметров в ширину»!

Когда это небольшое полотно пришло в 1871 году из Москвы в Петербург на первую выставку только что сорганизовавшегося Товарищества передвижников и появилось перед публикой по соседству с «Петром и Алексеем» Ге и «Майской ночью» Крамского, рядом с портретами Перова, на одной стене с пейзажами Шишкина, Клодта, Боголюбова и других больших мастеров, неожиданно вышло так, что оно выдержало трудное испытание, больше того — оно победило!

Сопоставление обычно уточняет оценку. Иван Николаевич Крамской, идейный вождь нового Товарищества и организатор выставки, только когда все картины были собраны вместе и выставлены для обозрения, смог до конца оценить достоинства и недостатки каждой вещи. После вернисажа он уже писал своему молодому другу Федору Васильеву:

«Пейзаж Саврасова «Грачи прилетели» есть лучший и он действительно прекрасный, хотя тут же и Боголюбов, и барон Клодт, и Шишкин. Но все это деревья, вода, и даже воздух, а душа есть только в «Грачах».

Одновременно с Крамским, в те же именно дни, Стасов опубликовал обзор выставки, в котором выделил, как «особо примечательный», пейзаж Саврасова:

«Грачи прилетели» — наверное лучшая и оригинальнейшая картина г. Саврасова. Весь перед картины загорожен, словно решеткой, тоненькими, жиденькими, кривенькими, длинненькими деревцами, кажется, гнущимися под тяжким для них грузом Грачевых растрепанных гнезд, повсюду приткнутых на их вершинах; тут же, наверху, и внизу на земле, копошатся и прыгают грачи. Сквозь сетку деревьев расстилается вдали загородный зимний пейзаж, замерзлые колокольни, горы и снега, где-то домики вдали, молчание повсюду, ни одной живой души, мутный белый блеск и свет, глушь, холод. Как все это чудесно, как тут зиму слышишь, свежее ее дыхание!»

Первое пробуждение природы от долгого зимнего оцепенения, едва уловимые первые признаки приближающейся весны, вот что является темой, формирует и, можно сказать, определяет содержание картины «Грачи прилетели».

Уже ранее, в ряде таких картин, как «Разлив Волги» и «Ипатьевский монастырь в Костроме», Саврасов вплотную подходил к живописному воплощению этого всегда волновавшего его мотива. Дошедшие до нас многочисленные этюды свидетельствуют о настойчивой и кропотливой работе художника, об упорном поиске им художественных средств и композиционных решений прежде, чем ему удалось воплотить свой поэтический замысел с такой гениальной простотой.

Читать еще:  Пословицы о глупости и их значение. Глупый осудит, а умный рассудит

На картине тонко и с большим чувством изображена в композиционно вольном варианте окраина села Молвитино (ныне Сусанино) близ Костромы в ранний весенний бессолнечный день, ознаменованный прилетом первых грачей, этих бесконечно дорогих для русского сердца вестников весны.

На заснеженном, но уже оседающем и потемнелом бережку пруда приткнулось несколько зазябших от долгих морозов типично русских березок. Их раскинувшиеся неприхотливым узором голые ветви с начинающими набухать почками усеяны гнездами, над которыми вьются с радостным криком возвратившиеся из теплых краев нахохленные от мартовской сырости грачи. За прудиком и березками сереют невзрачные заборы и деревянные крыши строений, а в дымке просветленного весенними солнечными лучами, но все еще сыроватого воздуха маячит церковка с шатровой колокольней. Этим, собственно, и исчерпывается весь внешний сюжет, все предметное содержание «Грачей».

Трудно, пожалуй, подобрать более простой, более незатейливый и, на первый взгляд, малозанимательный сюжет для художественного отображения. Глубокое чувство, которым насыщена картина, лирическая взволнованность художника перед лицом пробуждающейся природы, пафос почувствованной в ней силы, способной творить чудеса возрождения и обновления, сделали эту картину Саврасова одним из поворотных, этапных произведений русского реалистического пейзажа, бесконечно расширили горизонты эстетического восприятия красот родной природы, ее скромной и благородной поэзии, ее утверждающей жизнь лирики.

Картина полна весенними шорохами, хрустеньем тающего под теплым ветром снежного покрова, криками грачей…

«Грач зиму расклевывает»,— говорят у нас в народе. Бесчисленные поговорки и пословицы закрепили в народном сознании первоначальные приметы наступающей весны. Саврасовские «Грачи» тем и глубоки и национальны, что отразили это присущее народу светлое чувство преображения с наступлением весны не только природы, но и внутреннего мира человека, живущего с природой единым трепетным дыханием. «Одушевленный» пейзаж Саврасова звучит в русском искусстве, как народная песня, исторгнутая из самого сердца нежной и проникновенной любовью к родине.

«Грачи прилетели» воспринимаются в одном эмоциональном строю с бессмертными строками «Снегурочки» А. Н. Островского и музыкальными фантазиями П. И. Чайковского и Н. А. Римского-Корсакова. Благодарный саврасовский ученик И. И. Левитан мог со всем основанием сказать, что «с Саврасова появилась лирика в живописи пейзажа и безграничная любовь к своей родной земле

Описание картины «Грачи прилетели» А.Саврасова

История художника А. Саврасова – одна из многих, подтверждающих идею о том, что человек должен найти свое истинное призвание. Будучи подростком, он продавал свои акварели торговцам из Москвы, а после, поступил в училище живописи, ваяния и зодчества. Сильное влияние на мировоззрение живописца оказало творчество Венецианова – гармония его полотен затронула душу Саврасова.

Московское общество любителей художеств предоставило талантливому молодому человеку средства на обучение в Европе. По возвращению домой, он обратился к мотивам деревенской жизни. До Саврасова неброская красота природы считалась недостойной внимания – общество того времени боготворило итальянские виды, руины Древнего Рима, заграничные закаты и восходы, полные романтики. Так что картина «Грачи прилетели» произвела настоящую революцию в искусстве того времени.

Интересна история появления на свет этого полотна. Село Молвитино неподалеку от Костромы было большим живым центром с красивой церковью, построенной в начале XVIII века. Ее колокольня с кокошниками, украшавшая остроконечный шатер, небольшие купола белого храма были одними из тысяч на просторах царской России. Легенды села рассказывали, что именно отсюда родом Иван Сусанин.

Саврасов оказался в Молвитино весной 1871 года и практически сразу начал работать над этюдами глубинки. Художник любил весну, и на его карандашных набросках оживали березы, освещаемые солнцем, и слышалась музыка капели с крыш домов, журчания первых весенних ручейков.

Церковь живописец хотел изобразить давно. Он искал точку, с которой она будет лучше всего просматриваться и однажды остался там до самого вечера. Произошло то, что должно было рано или поздно произойти – природа околицы, пьянящий аромат мартовского воздуха подарили ему вдохновение. Этюд будущей картины был нарисован на удивление быстро.

«Грачи прилетели». Уже само название дарит каждому из нас ощущение весны, поры рассвета природы, жизненной энергии и целую гамму непонятных, но прекрасных и захватывающих чувств. Картина не представляет на суть зрителя символичные образы, она проста и понятна, а поэтому, близка каждому человеку.

Обычный весенний немного сероватый день. Коряво изогнутые березки на холме просто облепили грачи. Они галдят и деловито вьют новые гнезда или обновляют старые. Весенняя свежесть витает в воздухе, а проталины на снегу отражают голубое небо, спрятанное за сизыми облаками. Дощатые заборы домов не могут скрыть маленькую церквушку с облупленными стенами. Купол ее лишь подчеркивает типичность русской деревни и широту русской души. Чуть дальше видны поля, на которых скоро будет пахота, но пока на них еще лежит снег. Нежно-лиловые перелески дополняют горизонт. Где-то там, вдалеке течет своим чередом повседневный ход жизни, и лишь легкий ветерок объединяет его и природу в единое целое.

На переднем плане полотна – снег. Он грязный и тусклый, без бликов, на нем – лишь серые тени берез, унылых и изломанных. По мутному пепельному небу плывут облака. Из-за обилия серых красок деревенский пейзаж на первый взгляд довольно зауряден. Однако, это лишь поначалу. Яркие живые краски в него вносит светлая церквушка, проталина с водой и чудом прорвавшийся луч света. Кроме этого, Саврасов – один из немногих художников, кто умел изображать воздух. Полотно дышит, оно наполно свежестью весны и ее теплым дыханием, это подчеркивает необычность освещения. Передний план картины написан так, что березы, снег и галдящие грачи изображены против света. Таким образом, картина кажется исполненной приглушенными красками, что лишь подчеркивает неизбежность будущей весны.

Читать еще:  Эрих мария ремарк - земля обетованная. «Земля обетованная» Эрих Мария Ремарк

Утро года здесь основное действующее лицо, оно гармонично во всей картине. Живописец сумел изобразить не просто статичный пейзаж, а охватить неуловимые явления природы, создав поразительное ощущение жизни. Энергия единит все – птиц, талый снег, дымок из труб на избах, их невидимых обитателей, купола церкви. В картине присутствует движение, что проявляется уже в ее названии – «Грачи прилетели», птицы летают над гнездами, березы кажутся живыми, они тянуться к небу. Звуковых эффектов автор достигает невероятных – вы уже слышите, как галдят беспокойные вестники весны, как журчит вода и падает с крыш изб капель, то есть, ощущаете эту прелесть весеннего настроения.

Сейчас картины на весеннюю тематику настолько растиражированы, что от них рябит в глазах. Некоторые художники зарабатывают на хлеб тем, что раз в год пишут серию полотен весеннего цикла. Однако в 1871 году, когда эта картина предстала перед глазами публики на выставке в Петербурге, ей не нашлось равных. Это была революция, новое видение мира, которое смогло уместиться на небольшом полотне (каталоги называют его «масло, холст, 62 см в высоту и 48, 5 в ширину»). Величавые пейзажи Шишкина, Куинджи, Крамского и Перова были больше не актуальны. Скромный деревенский вид превзошел классику, и на сегодняшний день эта картина бешено популярна. Петр Третьяков сразу же приобрел полотно, а через год Саврасову поступил заказ на повторение работы. С тех пор художник сделал более 10 реплик картины – каждый хотел иметь в своем доме кусочек весны.

Интересно, что в 1997 году Центральный банк России выпустил двухрублевую монету, на которой изображен портрет художника и фрагмент из его «Грачей». Этот дензнак был приурочен к 100-летию со дня смерти автора данной картины. Еще один не менее поразительный факт – в той самой молвитинской церкви с полотна Саврасова сейчас находится музей Ивана Сусанина.

Повторить подобный успех и стиль картины «Грачи прилетели» не удавалось никому, даже самому художнику. Полотно – порождение его минутного порыва, вдохновения, подкрепленного истинным талантом, а вдохновение, как известно, особое чувство.

В русском фольклоре есть поговорка о том, что грач может расклевать зиму – так начинается встреча весны. Саврасовский холст и поражает тем, что автор передал не только преображение всего живого, а и обновление внутреннего мира человека, который живет в единении с природой.

Знакомство с картиной Саврасова А. «Грачи прилетели»

Юлия Здоровенко
Знакомство с картиной Саврасова А. «Грачи прилетели»

1. Учить детей высказывать свои мысли содержательно, понятно.

2. Совершенствовать умение использовать разные части речи в

точном соответствии с их целью высказывания.

3. Продолжать эмоционально, «со вкусом» рассказывать об

4. Воспитывать интерес к птицам и произведениям искусства.

Словарная работа: пейзаж, суетятся, перекликаются, поскрипывают.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций о весне, перелётных птицах; знакомство с приметами весны.

Воспитатель: Удивительный мир окружает нас. Это мир природы. Увидеть её красоту помогают нам художники. А как называют картины, изображающие природу?

Дети: Картины называют пейзажами.

Дети: Мы с вами сегодня познакомимся с пейзажем, но кто на нём изображён, вы должны отгадать: Всех перелётных птиц черней, враг личинок, друг полей,

Взад – вперёд по пашням вскачь, а зовётся птица – (Грач)

Воспитатель:Более ста лет назад Алексей Кондратьевич Саврасов написал свою знаменитую картину: «Грачи прилетели». Какое хорошее название. Как будто кто-то, пробегая мимо, сообщил радостную весть: «Весна пришла!» (Послушайте о чем же, рассказывает эта картина).

В тихом уголке русского селения Алексей Кондратьевич Саврасов увидел красоту пробуждающейся природы и с большой любовью показал её людям. Картина рассказывает о прекрасной поре в жизни природы, о её пробуждении. Художник построил свой пейзаж, что хочется рассматривать его подробно – каждый предмет, каждую деталь.

На первом плане — грачи, они заняты важным делом: суетятся, перекликаются, как бы советуясь между собой. «Грее-Грее-Грее» -кричат они. Отсюда птица и получила свое название. Грач – очень полезная птица. Она в почве ищет личинок, гусениц и поедает их, чтоб они не портили всходы.

Один из них подобрал с земли веточку. Грачи спешат соорудить на берёзе гнёзда. Берёзы не похожи друг на друга: искривились, изогнулись в разные стороны; видно, не щадили их зимние ветры и метели. Потом наш взгляд уходит дальше, – туда, где сараи и церковь. А ещё дальше – вольно раскинулась Земля, освободившаяся от снега, и небо-легкое, с голубыми оконцами – просветами. Все берёзки, как будто сажею кто-то вычернил -это грачи вороненые, смелые, важные. Молчаливо обходят ручьи.

Воспитатель: Прилетели грачи и стало ясно, что конец зиме. Весна пришла! Обратите внимание, какие нежные цвета использует художник? Дети: Бледно-голубой, беловато-розовый, светло-коричневый. Воспитатель: Художник выбрал их не случайно. Бывают ранней весной дни, когда всё кругом словно затянуто дымкой, и кажется, что небо, земля и деревья досматривают зимние сны. А если бы вы стали птицей, что бы вы могли рассказать? Куда полететь?

Читать еще:  Что означает имя александр с греческого. Знаю, не устану вечно быть твоею тайною…

Дети: Рассказы дети от лица птиц о том, как им было голодно и холодно зимой, как трудно лететь из теплых краев.

Аудиозапись. Пробуждение природы.

Воспитатель: Обратите внимание, как Саврасов отразил в картине пробуждение природы?

1 ребёнок: Сон этот не глубокий – природа постепенно начинает

2 ребёнок — Трепещут солнечные блики на деревянной изгороди и

тянутся к свету молодые деревья.

3 ребёнок – Слышно как поскрипывают от ветра стволы берез, а в

проталинках булькает вода.

Воспитатель: От ветра стволы берёз что делают?

Дети: Березы поскрипывают.

Воспитатель: А берёзы на картине не низкие, а какие. высокие (добавляют дети).

Не толстые, а. тонкие

Не прямые, а. изогнутые

Не безобразные, а. красивые

Погода, кажется здесь не жаркая, а. холодная

Грачи не молчат, а. перекликаются, советуются.

Воспитатель: А люди изображены на картине?

Воспитатель: Вы видите, что людей здесь нет. И в то же время мы почти ощущаем их. Ведь кто построил церковь? А ещё что построили люди?

Ответы детей – Люди построили сарай, изгородь.

Воспитатель: Люди ещё скоро вспашут землю и чем засеют?

Дети: Засеют землю зерном.

Проводится закличка – физкультпауза:

«Сеем, сеем, просеваем». Сеем, сеем, посеваем,

Зерно в землю мы бросаем. А потом, примнем немножко,

Чтобы наша птица грач не смогла его склевать.

(под речёвку дети выполняют движения)

А теперь отгадайте загадку:

Без рук, без топорёнка, построена избёнка.

Воспитатель: А для чего строят грачи гнёзда?

Дети: Выводить птенцов.

Воспитатель: Кто вырастит из маленького грачонка?

Дети: Из маленького грачонка вырастит грач.

Воспитатель: А кем будет гусеница? (Бабочкой).

Кем будет куриное яйцо? (Цыпленком). Показ предметов.

Кем станет цыплёнок (Курицей, петухом).

Воспитатель: С кем можно сравнить петуха. (Показывать картинку) – с будильником, сторожем, часами, забиякой.

Воспитатель: А что объединяет эти предметы? (Показ домашних птиц).

А что объединяет наших грачей и самолет?

Дети: Самолёт и птицу объединяет то, что они летают по воздуху, что у них есть крылья.

Воспитатель: А что ещё делают грачи?

Дети: Они суетятся, перекликаются.

Воспитатель: Посмотрите снова на картину и назовите слово, которое обозначает действия грачей.

Дети: Они прилетели.

Воспитатель: А чем похожи слова, прилетели, прибежали, примчались?

Воспитатель: Все слова начинаются с маленького слова – приставки – при.

Воспитатель: Назовите слова, которое обозначает направление, в котором летают

грачи? (Вверх, вниз).

Воспитатель: Скажите точнее: облака по небу летят, плывут, кувыркаются, бегут, плетутся, крадутся.

Дети: Облака по небу плывут.

Воспитатель: Почему в народе говорят «Грачи прилетели, на крыльях весну принесли»

Дети: Потому что таит снег, появились лужи, проталины. Люди пашут землю, на деревьях набухли почки. Птицы строят гнезда, чтоб высиживать птенцов. Оживает и пробуждается природа от зимнего сна.

Воспитатель: Отлично! Ваши ответы порадовали меня.

Воспитатель: У вас на столах лежат картинки с птицами. Выберите тех птиц, которые оставались у нас зимовать и назовите их. (Щегол,воробей, синица, поползень, свиристель, снегирь, дятел, сорока, ворона).

Воспитатель: А теперь, покажите, какие птицы прилетают из теплых краёв и назовите их (скворец, грач, ласточки, журавли).

Воспитатель: В слове грач, сколько слогов, а в слове грачи?

(Показ картинки)

Воспитатель: На кого похожа птица грач?

Дети: На ворону, только у грача вокруг клюва со временем образуется белое кольцо.

Воспитатель: Прекрасно! Я знала, что вы справитесь с заданием.

Воспитатель: Давайте поиграем парами. (ЗНАКОМАЯ ИГРА). Надо закончить начатое предложение, одним словом по аналогии.

Например, берёза, – дерево, а ромашка. цветок.

Огурец – овощ, а яблоко – фрукт.

Воспитатель: А теперь, найдите, у кого лежат на столе фрагменты из картины Саврасова «Грачи прилетели» и покажите на картине, где эти фрагменты должны быть и что на них изображено.

Дети рассказывают, уточняя название картины и автора.

Воспитатель: Смотрите, как прекрасен этот уголок России, как прекрасна наша Земля!

Воспитатель: У меня три стакана с водой. Стакан с блёстками в воде символизирует радостные мысли, стакан с обычной водой – спокойное, уравновешенное состояние. Стакан с грязной водой – неприятные, грустные мысли. Какие мысли возникли у вас, при рассматривании этой картины.

Дети: Несколько детей подходят и показывают, что они чувствовали при знакомстве с картиной.

Воспитатель: Сегодня мы с вами познакомились с чудесной картиной, и я думаю, что вы не пройдёте равнодушно мимо заснеженного леса, сверкающего на солнце, мимо рощи в осеннем уборе. Обрадуетесь этой встрече с прекрасным, и, наверное, станет лучше и добрее.

Чтоб на участке у нас всегда гостили птицы, что надо иметь на участке?

На прогулке мы пойдем и повесим её. Занятие закончено.

Дидактическая игра для детей 6 лет «Лото «Угадай-ка» ель: -стимулировать детей к самостоятельности суждений; -совершенствовать умение использовать разные части речи в точном соответствии с.

Образовательный проект «По страницам истории. Жизнь древнейших людей» Информационно – творческий. Саму идею на данную тему подкинули мне сами дети. Как – то играя, они заговорили о том, а как давно живут люди?.

Источники:

https://liveinternet.ru/community/3299606/post150891665/
https://5sec.info/kartiny/kartina-savrasova-grachi-prileteli/
https://maam.ru/detskijsad/znakomstvo-s-kartinoi-alekseja-kondratevicha-savrasova-grachi-prileteli.html

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Для любых предложений по сайту: [email protected]