Программа по хореографии на 10 лет обучения. Программа «Хореография
АВТОРСКАЯ АДАПТАЦИОННАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПРОГРАММА ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА «ЗВЕЗДА» (программа дополнительного образования для детей 10-14 лет)
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА БРАТСКА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 3» ГОРОДА БРАТСКА
от «____ августа 2014 г.
от _________________ 2014 г.
Зам. директора по УВР
Н.В. Богдан __________
МБОУ «СОШ №3» г. Братска
В. Л. Безугленко ___________
АВТОРСКАЯ (КОМБИНАТОРНАЯ) ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
хореографического коллектива «Звезда»
(для учащихся 5-11 классов)
педагог дополнительного образования
1. Пояснительная записка
Общая характеристика курса обучения
Ценностные ориентиры содержания курса обучения
Описание места курса обучения в системе дополнительного образования МБОУ «СОШ №3»
Годовой календарный учебный графикМБОУ «СОШ №3»
Учебно-тематический план 1 года обучения
Содержание программы 1 года обучения
Учебно-тематический план 2 года обучения
Содержание программы 2 года обучения
Учебно-тематический план 3 года обучения
Содержание программы 3 года обучения
Учебно-тематический план 4 года обучения
Содержание программы 4 года обучения
3. Планируемые результаты изучения курса
4. Организационно-педагогические условия программы
5. Оценочные материалы программы
6. Методические материалы программы
Дополнительная общеразвивающая программа «Хореография» хореографического коллектива «Звезда» для учащихся 5-11 классов (далее Программа) является авторской комбинаторной педагогической разработкой составленной на основе: примерной программы по хореографии «Солнечный мир танца» Н.Н Самсоновой., Легион, 2011г), допущенной Министерством образования и науки РФ и примерной программы внеурочной деятельности Л.Н. Михеева «Хореография», Москва, Просвещение, 2010 год , рекомендованной Министерством образования и науки РФ, в соответствии со ст. 2 пп.9, ст.12 п.4 Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» от 29.12.2012г., и Уставом образовательного учреждения МБОУ «СОШ № 3» .
Танец – это музыкально – пластическое искусство. Как всякий вид искусства, танец отражает окружающую жизнь в художественных образах. Обучение детей танцу и развитие у них на этой основе творческих способностей требует от педагога не только знаний соответствующей методики, но и предлагает наличие у него правильного представления о танце, как художественной деятельности, виде искусства.
Педагогическая целесообразность программы обусловлена важностью художественного образования; использованием познавательных и воспитательных возможностей хореографических занятий, формирующих у обучающихся творческие способности, чувство прекрасного, эстетический вкус, нравственность. В связи с тем, что сейчас остро стоит проблема гиподинамии, занятие хореографией позволяет восполнить дефицит движений. Способствует развитию грации, осанки, красоты тела, что делает привлекательной данную программу.
Задача педагога дополнительного образования состоит не в максимальном ускорении развития творческих способностей ребенка, а прежде всего в том, чтобы создать каждому ребенку все условия для наиболее полного раскрытия и реализации способностей, способствуя формированию культурно-нравственных ценностей, творческих умений и навыков.
В основу проектирования и построения содержания программы положены следующие принципы:
– поддержки самоопределения воспитанника.
Основным принципом обучения является постепенность освоения и овладения программным материалом. Именно постепенность гарантирует правильное развитие ребенка, поэтому задача педагога – давать программный материал строго соблюдая принцип «от простого к сложному».
Дети, занимающиеся по этой программе, получают общие сведения об искусстве хореографии и более глубокие знания, и навыки о современном и эстрадном танце.
Занимаясь по данной программе, выявляются дети, способные к творчеству хореографии и отбираются в ансамбль танца. В конечном результате учащиеся, после окончания школы по желанию имеют возможность поступить в профессиональный колледж.
Данная программа может быть использована преподавателями кружков и студий художественной самодеятельности по эстрадному и современному танцу.
Интересы молодого поколения направлены на эстраду. Современный танец является модным и интересным для молодежи. Мода разнообразна и как обычно капризна. Поэтому задача педагога – следить за направлениями эстрадного танца, уметь соединять уроки современного танца с уроками классического и народного танца.
Цель данной программы – приобщение детей к искусству танца, эстетическое развитие воспитанников в процессе изучения основ хореографического искусства и развитие творческого потенциала ребенка, создание условий для личностного и профессионального самоопределения воспитанников .
Для того чтобы добиться правильного и техничного исполнения движений в танце, необходимо дать детям знания о хореографии в целом.
В результате изучения курса программы реализуются следующие задачи :
– художественное просвещение детей, привитие им интереса к искусству танца;
– формирование необходимых исполнительских знаний, умений и навыков;
– формирование знаний о здоровом образе жизни (сохранение здоровья, режим дня и т.д).
– воспитание внимания, дисциплинированности, воли, самостоятельности;
– воспитание чувства дружбы, товарищества и взаимовыручки в сотрудничестве;
– формирование нравственных представлений.
– развитие творческих способностей обучающихся;
– развитие умений коллективной и творческой деятельности;
– развитие эмоционально-волевых качеств.
Разработанная программа дает обучающимся знания, умения и навыки, которые образуют прочный фундамент для дальнейшего обучения, готовит детей к самореализации в жизнедеятельности.
Общая характеристика учебного предмета
На первом году обучения необходимо подготовить детей к серьезным занятиям хореографией. Учить концентрировать внимание на определенной мышце, дать почувствовать разное мышечное напряжение в различных упражнениях и играх. Выявить соответствие мышечного ощущения и характера движения, учить владеть мышечными ощущениями, вызывать и чувствовать их. Эмоциональность детей играет преобладающую роль, поэтому надо научить показывать эмоции умело. Уметь различать признаки эмоций: эмоция вызывает движение – движение вызывает эмоции. Научить детей общению через жест, через взгляд. В процессе тренировочной работы разносторонне развивается мускулатура ног, их выворотность, шаг и плие (приседание), постановка корпуса, рук и головы, координация движений. В результате фигура приобретает подтянутость, вырабатывается устойчивость.
Будущий танцор приобщается к правильному распределению тяжести тела на двух и одной ноге. На уроках ритмики и гимнастики у детей развивается чувство ритма и музыкальный слух, гибкость и пластика всего тела. Во время постановки танцев и репетиций дети приучаются к сотрудничеству, у них развивается воображение, память, творческие способности, умение передать музыку и образ движением. Воспитывается чувство творчества и уважение друг к другу. Проводя беседы об искусстве и истории хореографии, у детей развивается любовь к танцу и возможность в выборе профессии.
На втором году обучения , когда дети уже подготовлены к изучению хореографического искусства, уделяется больше внимания эстрадному танцу. Одно из основных требований эстрадного танца – целенаправленное музыкальное восприятие. Музыкальное сопровождение урока имеет в основном импровизированную форму. Импровизация может строиться как собственная музыкальная мысль пианиста, но может быть и на тему какого-нибудь музыкального произведения. Импровизационная музыка должна строго подчиняться рисунку заданной педагогом комбинации, иметь определенный ритмический рисунок, соответствующий характеру движения.
На третьем году обучения необходимо развивать творческую деятельность одаренных детей и активизировать внутренний потенциал личности воспитанников. А также совершенствовать исполнительское мастерство обучающихся; формировать навыки постановочной работы; формировать знания, умения и навыки исполнения танцев в танцевальных коллективах и сольно. Немало важным моментом является формирование потребности в дальнейшем повышении профессионального мастерства и применении практических навыков и приобщение к культурным ценностям и сохранению традиций своего народа, воспитание адекватной самооценки.
Также на третьем году обучения осуществляется развитие умений коллективной и индивидуальной творческой деятельности обучающихся; развитие творческого восприятия и мышления; развитие творческой активности.
Четвертый год обучения предполагает дальнейшее изучение движений и их разнообразных вариаций, что способствует улучшению памяти и сообразительности, умению сосредотачиваться, необходимому в дальнейшем использовании в репертуарной практике. Усложнение движений, их соединение между собой, умение перейти от одного сложного движения к другому. Отработку исполнения учащимися небольших вариаций из танцев народов мира и русских народных постановок и отработку полных поворотов и вспомогательных движений в начале или в конце исполнения: притопы, перескоки, подскоки. Усложнение «веревочки» и «дробей», с помощью двойных ударов стопой. Изучение вращений по кругу: «бегунок», «бочонок» «шоссе», a так же на месте: «туры» и «пируэты» по VI позиции ног.
Увеличение количества исполняемых силовых прыжков снизу и сверху: «стульчик», «поджатые». Упражнение «ножницы» и его исполнение с большим поднятием ног.
Приобретение умения вести друг друга и ориентироваться во время исполнения. Изучение простейших поддержек из танца, приобретение навыков сценического общения. Использование во время занятий игр, рассчитанных на общение детей.
Усиление амплитуды нажима во всех движениях, пройденных за 3 года обучения. Увеличение количества некоторых упражнений: бросков ног, круговых движений стопой, «лодочки», «колечка», «шпагатов». Отработка при растяжении паховой выворотности: «лягушки» на животе с прогибом назад. Воспитание у детей навыков, которые помогают создавать танцевальные образы. Постепенное усложнение актерских задач, Использование разных жизненных ситуаций в небольших этюдах, отработка умений показа переживаемых чувств внешними средствами. Изображение жестами: строительства, игры в футбол, плавания, катания на коньках, роликах, падение, полет и т. д., что способствует развитию актерских навыков по передаче различных действий. Показ внутреннего отношения при помощи мимики лица в таких упражнениях, как: чтение интересной, скучной, страшной или смешной книги. Исполнение танцевальных движений с элементами актерской игры в паре и в ансамбле.
Основными видами деятельности подростков, связанные с освоением данного курса являются:
– Совместно-распределенная учебная деятельность
Задачи, решаемые подростками в разных видах деятельности:
– Научиться самостоятельно планировать учебную работу, свое участие в разных видах совместной деятельности, осуществлять целеполагание в знакомых видах деятельности.
– Освоить разные способы представления результатов своей деятельности.
– Научиться действовать по собственному замыслу, в соответствии с самостоятельно поставленными целями, находя способы реализации своего замысла.
– Выстроить адекватное представление о собственном месте в мире, осознать собственные предпочтения и возможности в разных видах деятельности; выстроить собственную картину мира и свою позицию.
– Научиться эффективно взаимодействовать со сверстниками, взрослыми и младшими детьми, осуществляя разнообразную совместную деятельность с ними.
Задачи, решаемые педагогом:
– реализовать программу в разнообразных организационно-учебных формах (занятия,практики, и пр.), с постепенным расширением возможностей школьников осуществлять выбор уровня и характера самостоятельной работы. Сфера учения должна стать для подростка местом встречи замыслов с их реализацией, местом социального экспериментирования, позволяющего ощутить границы собственных возможностей;
– подготовить учащихся к выбору и реализации индивидуальных образовательных траекторий в заданной программой области знаний;
– создать пространство для проявления инициативных действий.
Формы организации учебного процесса:
Организация учебно-воспитательного процесса основана на технологии личностно-ориентированного подхода, в соответствии с чем, выбираются форма и структура учебного занятия:
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
В процессе реализации программы у учащихся формируется следующая система ценностей:
Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в бережном отношении к другим людям и к природе.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию.
Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности – любви.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования. Уважение к труду, творчество и созидание, целеустремлённость и настойчивость.
Ценность человечества – осознание человеком себя как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.
Описание места курсаобученияв системе
дополнительного образования МБОУ «СОШ №3»
Художественный коллектив «Звезда» реализует свою деятельность на основе Программы «Хореография», которая относится к системе дополнительного образования МБОУ «СОШ №3», направление « художественно-эстетическое ».
Форма реализации программы: художественная студия.
Срок реализации дополнительной общеразвивающей программы художественной студии «Хореография» для учащихся 5-11 классов – 4 года. Программа может быть реализована в одном из трех вариантов:
1 вариант – 78 учебных часов в год, количество занятий в неделю – 2.
2 вариант – 102 учебных часа в год, количество занятий в неделю – 3.
3 вариант – 136 учебных часов в год, количество занятий в неделю – 4.
Набор воспитанников производиться на добровольной основе, записываются все желающие, проявляющие интерес (максимальный состав группы 20 человек).
ГОДОВОЙ КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК МБОУ «СОШ №3» на 2014-2015 учебный год представлен на официальном сайте МБОУ «СОШ № 3» – https://bratskschool3.ru/obrazovanie .
РАБОЧИЕ ПРОГРАММЫ по каждому году обучения представлены в Приложении к данной Программе.
Программа по хореографии для дошкольников
Оксана Остапенко
Программа по хореографии для дошкольников
ПРОГРАММА
«Хореография»
ТИП ПРОГРАММЫ: модифицированная
Срок реализации программы: 3 года
Возраст обучающихся: 3-6 лет
Педагог доп. образования: Остапенко Оксана Александровна
1. Пояснительная записка.
Танцам отводится особое место в процессе физического воспитания детей младшего возраста, поскольку, являясь выразительным средством обучения, они обеспечивают интенсивную физическую нагрузку, развивают навыки совместных согласованных действий и творческую активность ребят, а также доставляют им большое удовольствие и радость.
По природе своей живой, физически активный характер танца имеет особенную практическую ценность в наши дни, когда неподвижная и малоактивная деятельность стала занимать доминирующее положение в образе жизни детей.
Занятия хореографией способствует физическому развитию детей: совершенствуется координация движений, улучшается осанка, повышается жизненный тонус, что создает у ребенка бодрое, радостное настроение и благоприятно сказывается на состояние организма в целом. Под влиянием танца развиваются положительные качества личности ребенка: дети ставятся в такие условия, когда они должны проявить активность, инициативу, находчивость, решительность. Ребенок встречается с богатым разнообразием музыки, радуется тому, что может передать движением свое отношение к музыкальному образу, т. е. можно говорить о становлении творческого воображения. Развивается также и познавательный интерес. Умело подобранные упражнения, игры, пляски воспитывают у детей правильное отношение к окружающему миру, углубляют представления о жизни и труде взрослых, различных явлениях природы.
Таким образом, хореография направлена на воспитание у детей эстетических, физических, нравственных и умственных качеств. Все это возможно только при правильной организации этого процесса, умелом планировании и целесообразном подборе художественного, доступного и педагогически оправданного репертуара.
Цель программы:
– приобщить детей к танцевальному искусству;
– раскрыть рост духовных сил, воспитать художественный вкус и любовь к прекрасному;
– давать возможность детям выражать свои чувства посредством ритмических движений;
– предоставить возможность работать индивидуально, с партнером и в группах, исполняя различные роли;
– сделать занятия увлекательным развлечением, что может оказать существенное влияние на выбор детьми активного образа жизни.
Задачи программы:
-обучить знанию и пониманию элементов движений, повышающих уровень артистического мастерства детей;
– научить движением передавать отношение к музыкальному образу;
– сформировать умение использовать полученные знания в соответственных постановках;
– совершенствовать творческую активность;
– воспитать художественный вкус;
– становления творческого воображения;
– смене ритма, изменению скорости, уровня и направления своих движений.
– развить чувство прекрасного;
– способствовать к творчеству, фантазии;
– развить творческое воображение и познавательный интерес;
– способствовать гармоничному физическому развитию;
– коррекция психофизического развития;
– развитие артистических способностей.
– развить положительные качества личности ребенка: активность, инициативу, находчивость, решительность;
– способствовать становлению творческого воображения;
– выработать устойчивость произвольного внимания;
– способствовать духовно-нравственному развитию.
Выполнение программы рассчитано на 3 года:
1 год обучения – 3 часа в неделю / где час равен 30-35 мин. / – 108 часов в год.
2 год обучения – 4 часа в неделю – 144 часа в год.
3 год обучения – 4 часа в неделю – 144 часа в год.
Количество детей в группе 8-12 человек.
1 год обучения: 3 раза в неделю – по 1 часу / 30-35 мин. /
2 год обучения: 4 раза в неделю – по 1 часу /30-35 мин. /
3 год обучении: 4 раза в неделю – по 1 часу /30-35 мин. /
Условия приема учащихся:
– добросовестное посещение занятий;
– выполнение требований педагога.
2. Учебно-тематический план.
Учебно-тематический план на 1 год обучения / сентябрь-май/
/ возраст воспитанников – 3 года/
№ Название темы Теоретические Практические Всего часов
1. Вводное занятие – 1 1
2. Разминка и физические упражнения – 18 18
3. Танцевальные игры – 36 36
4. Позиции рук – 6 6
5. Позиции ног – 4 4
6. Танцевальные движения – 8 8
7. Виды шага – 6 6
8. Прыжки, их разновидности – 4 4
9. Тренировка двигательных навыков – 8 8
10. Построение и перестроение – 10 10
11. Понятие о пространстве 1 2 3
12. Постановка танца 4 4
ИТОГО: 1 107 108
Учебно-тематический план на 2 год обучения /сентябрь-май/
/ возраст воспитанников – 4-5 лет/
№ Название темы Теоретических Практических Всего часов
1. Вводное занятие – 1 1
2. Разминка и физические упражнения 1 17 18
3. Партерный экзерсис 1 3 4
4. Позиции рук в народном танце 2 2 4
5. Позиции ног в народном танце 1 3 4
6. Танцевальные игры 3 17 20
7. Парные танцы 1 10 11
8. Построение и перестроение 2 7 9
9. Шаг и его разновидность 1 8 9
10. Виды прыжков 1 1 2
11. Тренировка двигательных навыков – 10 10
12. Танцевальные движения 2 26 28
13. Постановка танца 2 14 16
14. Понятие о пространстве 1 7 8
Итого: 18 126 144
Учебно- тематический план на 3 год обучения /сентябрь-май/
/возраст воспитанников – 5-6 лет/
№ Название темы Теоретические часы Практические
1. Вводное занятие – 1 1
2. Разминка и физические упражнения 1 17 18
3. Партерный экзерсис 1 8 9
4. Классический экзерсис 2 9 11
5. Позиции рук и ног в классическом танце 2 2 4
6. История танцевальных движений 1 1 2
7. Русские народные танцы 2 18 20
8. Современный танец 1 10 11
9. Танцевальные игры 1 17 18
10. Прекрасный мир музыки 2 2 4
11. Постановка танца 20 20
12. Развитие артистизма 1 8 9
13. Танцевальные движения 2 18 20
Итого: 16 128 144
3. Реферативное описание тем.
№ Название темы и основные тезисы.
1. Вводное занятие:
– игра-знакомство «Давайте познакомимся»
– беседа-диалог «Что такое танец?»
– сказка о «волшебных ручках и ножках»
2. Разминка и физические упражнения:
«Ветерок»; «Бурелом»; «Узкая тропинка»; «Широкая тропинка»; «Бабочка»; «Птичка»;
«Большие деревья»;«Маленькие деревья»; «Зайчики»; «Медведи»; «Лиса».
3. Танцевальные игры:
– «Быстрый и медленный».
– понятие о кисти, ладони и пальцах / сказка о пяти братиках, живущих на одной ладошке/;
– кулачок и «поясок»;
– «юбочка»; руки за спиной;
– открытые и закрытые ручки;
– руки вверху, впереди, внизу, в стороны.
– «Узкая дорожка»/ ноги вместе/;
– «Широкая дорожка» /ноги на ширине плеч/;
Дополнительная образовательная программа по хореографии «Основы танцевального искусства» (стр. 1 )
Управление образования администрации г. Кемерово
МОУДОД «Центр развития творчества детей и юношества
ПРОГРАММА ПО ХОРЕОГРАФИИ
«ОСНОВЫ ТАНЦЕВАЛЬНОГО ИСКУССТВА»
Образцовый детский эстрадный коллектив «Ассоль»
Рассчитана на обучение детей с 6-8 лет.
Срок реализации программы 2 года.
Утверждено методическим советом Составитель:
Протокол № от педагог
Директор ЦРТДиЮ дополнительного
2.Учебно – тематический план первого года обучения……………………….9
3.Содержание программы первого года обучения……………………………10
4. Учебно – тематический план первого года обучения (индивидуальный маршрут)…………………………………………………………………………12
5. Содержание программы первого года обучения
6. Учебно – тематический план второго года обучения……………………. 15
7. Содержание программы второго года обучения…………………………. 16
8. Учебно – тематический план второго года обучения (индивидуальный маршрут)…………………………………………………………………………19
9. Содержание программы второго года обучения
10.Список литературы для педагогов…………………………………………..22
11. Список литературы для родителей и обучающихся ………………………24
Настоящая дополнительная образовательная программа относится к художественно-эстетической направленности.
Дополнительная образовательная программа по хореографии «Основы танцевального искусства» предназначена для эстрадной студии «Ассоль».
В духовной культуре человечества хореографическое искусство занимает своё особое значимое место. Являясь одним из самых древних видов искусства, появившись с рождением человечества, танец всегда неразрывно связан с жизнью. Изменялось общество – изменялось и танцевальное искусство. XX век принёс с собой новую, более сложную технику, новые специальности, и новое отношение к хореографическому искусству. Танец стал больше, чем красивое зрелищное представление. На данном этапе развития танец раскрывает духовно-нравственный потенциал человека, его способность ценить красоту, совершенство мира природы и гармонично взаимодействовать с ним. Главная задача – помочь ребёнку уйти от «зажима», существующего в традиционной хореографии, развить его тело и душу, сохранить и укрепить здоровье. Танец пронизывает самые разнообразные области культуры и искусства.
В данном случае танцевальное искусство направлено на сопровождение к музыкальному искусству, т. е. номера создаются на основе того музыкального материала, который используется в работе эстрадной студии «Ассоль». Следовательно, возникла необходимость разработать и составить дополнительную образовательную программу по хореографии «Основы танцевального искусства» художественно – эстетической направленности, которая объединяет, интегрирует в единое целое данные виды искусства, что и является актуальным.
Новизна данной дополнительной образовательной программы художественно – эстетической направленности заключается в том, что соединение различных стилей хореографического искусства в зависимости от музыкального репертуара позволит обучающимся выбрать приоритетное направление (классическое, народно – сценическое или современное) и реализовать себя как личность.
Цель программы: формирование творческой, духовной и эстетически развитой личности ребёнка средствами хореографии.
– формировать правильную осанку, выворотность ног и пластичность;
– научить усваивать простые, но очень важные, основные элементы и движения ритмики, классического экзерсиса, народно-характерного, спортивного бального и эстрадного танцев;
– накапливать и вырабатывать знания, умения и навыки танцевальности на материале различных стилей хореографического искусства;
– способствовать формированию знаний стилевых особенностей исполнения различных направлений в хореографии;
– научить целостно, воспринимать музыкальное произведение;
– приобретать навыки адекватного воплощения музыки в танце.
– развивать устойчивость и координацию движений;
– развивать отдельные группы мышц в сочетании с танцевально-тренировочными упражнениями;
– развивать грациозность и элегантность;
– развивать артистичность, эмоциональность и гармоничность отношений в паре;
– развивать танцевальную технику.
– вырабатывать навыки работы, как в коллективе, так и в паре.
– воспитывать эстетические чувства, доброжелательность, искренность в передаче танцевального образа;
– воспитывать благородство манеры исполнения, музыкальность, эмоциональную отзывчивость.
– расширять кругозор ребёнка средствами хореографии.
Ведущими педагогическими принципами являются:
1. Принцип доступности и индивидуализации. Предусматривает учет возрастных особенностей и возможностей ребенка и в связи с этим – определение посильных для него заданий. Оптимальная мера доступности определяется соответствием возрастных возможностей ребенка, степени сложности заданий. Индивидуализация подразумевает учет индивидуальных особенностей ребенка.
2. Принцип постепенного повышения требований. Заключается в постановке перед ребенком и выполнении им все более трудных новых заданий, в постепенном увеличении объема и интенсивности нагрузок. Обязательным условием успешного обучения также является чередование нагрузок с отдыхом.
3. Принцип систематичности. Заключается в непрерывности и регулярности занятий. В противном случае наблюдается снижение уже достигнутого уровня знаний и умений.
4. Принцип повторяемости материала. Хореографические занятия требуют повторения вырабатываемых двигательных навыков. Только при многократных повторениях образуется двигательный стереотип.
Все выше изложенные принципы отражают определенные стороны и закономерности одного и того же процесса, являющегося, по существу, единым, и лишь условно рассматриваются в отдельности. Они могут быть удачно реализованы только во взаимосвязи.
Инструментарий (методы, приёмы, формы обучения):
На занятиях используются следующие методы обучения:
· объяснительно – иллюстративный метод (описание, объяснение, беседа);
· метод психологического воздействия (строится на основе двигательной экспрессии, мимики, пантомимы);
· метод контроля и самоконтроля.
Приёмы обучения, используемые на занятиях по хореографии:
1.Приём речевого общения с детьми. Правильная ориентация движений на площадке. Говорить: «К стене, к двери, в центр, из центра», а не «направо, налево» и т. д.
2. Приём – речь, опережающая события: «Кружимся», «Обходим друг друга» и т. д.
3. Приём – речь, подтверждающая действие: «Мыли гуси лапки», «Внучка колобок катала в ручках» и пр.
4. Приём синхронного и зеркального восприятия. Педагог часто танцует с детьми, находясь к ним лицом, то есть общается зеркально. Иногда меняет ракурс, позу, дети повторяют движения синхронно.
5. Приём перевода из одного пространства в другое. Приучать детей ориентироваться на различных площадках (спиной к зеркалу, к двери и наоборот, на сцене, стадионе). Ощущать групповое и индивидуальное пространство при исполнении танца, движения и позы.
6. Приём использования различных типов восприятия детьми изучаемого танцевального материала. Движения, их акценты, нюансы повторяются от 3 до 7 раз, подходя к изучению последовательно, от простого к сложному, чередуя медленные темпы с быстрыми.
7. Приём использования образных названий движений и образно-игровых приёмов. Например: выставить ногу на каблук – показать новые сапожки; «Куклы в магазине» – различные упражнения для шеи; «Змея» – лечь на живот, прогнуться в спине и т. п.
8. Приём контактных занятий. Педагог является соавтором. Сначала он ведущий, потом – дети. На таких занятиях преобладает танцевальная игра. Игры направлены на развитие техники исполнения движений, координации детей, эмоциональности, отработки рисунков.
9. Приём – система рекламных пауз, где дети могут импровизировать, ярче раскрыть творческие способности, черты характера и т. д.
10. Приём развития и сохранения коллективных традиций (дни именинников, совместные обсуждения концертов, конкурсов).
Программа состоит из следующих разделов:
Первый год обучения – 5 разделов:
3.Основы сценической хореографии
4.Элементы современного танца
5.Работа над репертуаром
Второй год обучения – 5 разделов:
2. История развития современного танца
3.Основы современного танца
4.Основы сценической хореографии
5.Работа над репертуаром
Сроки реализации программы.
Программа рассчитана на два года обучения.
Общая продолжительность обучения по данной программе – 432 часа. Первый год обучения – 216 часов – 2 раза в неделю по 3 часа. Второй год обучения – 216 часов – 2 раза в неделю по 3 часа.
Разработан индивидуальный маршрутный лист для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на два года обучения. Общая продолжительность обучения – 216 часов. Первый год обучения – 108 часов – 1 раз в неделю по 3 часа. Второй год обучения – 108 часов – 1 раз в неделю по 3 часа. Продолжительность одного занятия – 30 минут.
Формы и режим занятий.
Занятия проводятся по группам. Количество детей в группе до 15 человек.
массовые: выступления на концертных площадках;
групповые (10-15 чел.): постановка номеров;
Ожидаемые результаты и способы их проверки.
Качественное усвоение специальных знаний, овладение навыками танцевального искусства и правильная методика исполнения упражнений и
движений различных стилей хореографического искусства, с целью формирования творческой, духовной и эстетической личности ребёнка, укрепления его здоровья, элегантной манеры и хорошего вкуса, а также грамотного исполнения основных элементов (пружинка, танцевальный шаг, приставной шаг, притопы, махи, наклоны головы, корпуса) и движений различных стилей хореографического искусства.
Обучаясь по данной программе, в течение первого года обучения развиваются индивидуальные природные возможности, музыкальные и танцевальные способности детей дошкольного возраста.
К концу первого года обучающиеся знают:
– технику безопасности и правила поведения на сцене, на занятиях и вне их;
– основы ритмики и элементарные приёмы разминки на середине зала;
– основы работы мышц и правильного дыхания;
– элементарные правила общения в паре;
– понятия выворотность, апломб (устойчивость), ballon (фиксация разных поз в воздухе);
– основы сценической хореографии её терминологию.
– что такое линия и круг в танце;
– что такое ритмический рисунок;
– чем отличается вытянутая и сокращенная стопа.
– чем отличаются подскоки от галопа.
– самостоятельно выполнять разминку;
– двигаться ритмично и музыкально;
– исполнять синхронно движения и комбинации;
– ориентироваться в пространстве;
– выполнять движения: притопы, хлопки, боковые приставные шаги.
На втором году обучения закрепляются и развиваются все навыки, полученные ранее, воспитанники получают более глубокие знания по хореографии, ведется тщательная работа над свободой движений. Планируется ряд творческих показов: открытые занятия для педагогов, родителей обучающихся; концертные и конкурсные выступления.
К концу второго года обучающиеся знают:
– условную классификацию направлений и положений в танцевальном зале.
– историю происхождения и развития современного танца;
– терминологию основных движений классического, сценического народного, спортивного бального танцев;
– позиции рук и ног;
– основные правила работы на сцене во время концертных выступлений
(опыт творческой деятельности).
– что такое колонна и диагональ в танце;
– что такое выворотная стопа;
– чем отличается танцевальный шаг от бытового;
– чем отличается движение от комбинации.
– самостоятельно исполнять изученные комбинации;
– ориентировать связки движений в разные стороны и в разных направлениях;
– исполнять программные прыжковые комбинации;
– методически правильно исполнять движения у станка и на середине зала;
– отличать характерные особенности исполняемых движений;
– различать музыкальные размеры (2/4 и ¾).
– техникой исполнения программных прыжков и вращений;
– навыком общения в паре;
– навыком эмоционального выражения;
– музыкальным слухом и чувством ритма;
– исполнительским навыком и танцевальностью.
Формы подведения итогов реализации программы. Главный показатель – личностный рост каждого ребенка, его творческих способностей, превращение группы в единый коллектив, способный к сотрудничеству и совместному творчеству. Подведение итогов реализации программы проводится путём организации выступлений различного уровня.
– наблюдение (комментирование действий при выполнении упражнений на занятиях);
– опросов на знание терминологии;
– мониторинг результативности реализации программы в соответствии с заявленными критериями оценки;
– сбор отзывов всех участников проекта (детей, родителей, педагогов) о проведении концертов и мероприятий.
Для реализации программы необходимо следующее материальное обеспечение (необходимое оборудование и технические средства обучения (ТСО): Хореографический зал, включающий в себя: зеркала, станки, специальное половое покрытие, музыкальный центр или компьютер, CD диски. Сценическая площадка для репетиций. Подсобное помещение для костюмов и декораций.
Источники:
https://www.uchmet.ru/library/material/264356/140082/
https://www.maam.ru/detskijsad/programa-po-horeografi-dlja-doshkolnikov.html
https://pandia.ru/text/78/225/36219.php