3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Программные положения народничества включали. Народничество: идеология и практика

Революционное народничество: идеология и практика

Активизация революционного движения в пореформенный период была вызвана несколькими причинами. Часть радикально настроенной интеллигенции выражала недовольство умеренным характером реформ: сохранением помещичьего землевладения, обременительными для крестьян условиями выкупа земельного надела и введением временно-обязанного состояния. Поводом для активизации революционеров служили медлительность и неповоротливость правительства при претворении реформ в жизнь, а также непоследовательность самого Александра 2, сохранение им на ведущих постах многих деятелей николаевской эпохи.

Программа “Земли и воли” включала требования созыва народного собрания и установления демокр. республики, широкого местного самоуправления, равноправия женщин. Выдвигалась также идея передачи крестьянам всей земли и объединения не только сельского, но и городского населения в самоуправляющиеся общины. “Земля и воля” готовилась начать открытое выступление в 1863 г., когда, по мнению ее членов, можно было ожидать крестьянского восстания в связи с тем, что в этом году истекал срок подписания уставных грамот. Но уже в 1862 г. были арестованы наиболее активные члены “Земли и воли”. А в 1863 г. русским революционерам пришлось испытать самое горькое разочарование — не оправдались их расчеты на массовые выступления крестьян. Нужно было осмыслить случившееся. Весной 1864г. “Земля и воля” приняла решение о самороспуске.

Теория революционного народничества. Народники рассматривали народ, прежде всего крестьянство, как реальную политическую силу и считали своей главной задачей сделать эту силу сознательной и организованной. Они хотели поднять крестьян на революцию, которая дала бы возможность России миновать стадию капитализма и установить новый строй, основанный на принципах равенства и социальной справедливости. Наиболее крупными теоретиками революционного народничества в 70-х гг. были М. А. Бакунин, П. Л. Лавров и П. Н. Ткачев.

Бакунин — идеолог бунтарского крыла народничества. Бакунин уповал на стихийный народный бунт. Русский народ он считал изначально народом-бунтарем, но его должна была разбудить интеллигенция — «умственный пролетариат»

Бакунин был творцом теории анархизма, отрицающего государство. Если почти все социалистические мыслители считали главной причиной всех народных бед частную собственность, то для Бакунина высшим злом являлось государство. При этом он критиковал не только буржуазное, но и любое государство, даже так называемое “народное”, к созданию которого призывали другие социалисты.

Лавров, идеолог пропагандистского крыла в народничестве, Он считал, что народная революция нуждается в длительной подготовке. Осуществить такую подготовку могло, по мнению Лаврова, только незначительное меньшинство лучших людей общества, так называемые “критически мыслящие личности”, имеющие основательную научную подготовку. Они должны запастись терпением, идти в народ и при помощи пропаганды помочь ему уяснить его потребности и силу. Построив справедливое социалистическое общество. Ведь интеллигенция смогла получить образование и другие жизненные блага, утверждал Лавров, только благодаря трудам и лишениям многих поколений народа.

Ткачев — идеолог заговорщического направления в народничестве. Ткачев полагал, что крестьянство не способно самостоятельно осуществить социальную революцию. Революция должна принять форму переворота, который совершит строго законспирированная организация революционеров, члены которой прошли строгий отбор и подчиняются железной дисциплине, но предварительно эта организация должна была “расшатать” существующую власть путем террора. Выступая против анархизма Бакунина, Ткачев считал невозможным разрушение государства. В ходе революции, по его мнению, должна была произойти замена старых государственных институтов на новые, революционные.

Читать еще:  История портрета моны лизы ее загадочная улыбка. Какие загадки скрывает «Мона Лиза

Основная цель — Будущее России – социализм, к которому страна придет, минуя капитализм. Ячейка социализма — крестьянская община.

1.Бунтарское(Михаил Бакунин)- соц. революция- крестьянский бунт.

2.Пропагандистское (Петр Лавров)- пропаганда среди крестьян.

3.Заговорщическое (Петр Ткачев)- захват власти путем заговора (народ не в состоянии взять власть в свои руки)

Основная деятельность: «хождение в народ»(1874)крестьянству оказались чужды идеи революции и социализма.

Создан. Орган.: организация «земля и воля»(1876) раскол в 1879 на «народная воля» (Желябов, Перовская)(террористический метод борьбы с властью, охота на Александра 2) и «черный передел»(Плеханов)(пропаганда среди крестьян, 1-ая марксистская организация).

185.94.188.253 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Народничество: идеология и практика.

Со второй половины ХIХ века начался новый период в освободительном движении в России – разночинский. Его яркими представителями были народники. Народническая идеология рождалась на базе идей Чернышевского, но многое в ней восходит к русскому социализму Герцена.

Общими чертами народнической идеологии являются: признание капитализма упадком, регрессом; вера в то, что Россия минует эту стадию и через крестьянскую революцию перейдет непосредственно к социализму; крестьянская община – ячейка социализма. Идеология революционного народничества развивалась в трех направлениях: пропагандистское (Лавров), бунтарское или анархистское (Бакунин), заговорщическое (Ткачев).

Лавров считал, что историю двигают одинокие, критически мыслящие личности, но они должны найти поддержку в народе. Следовательно, надо идти в народ и готовить его к революции. Бакунин считал, что революция в подготовке не нуждается, к ней народ подтолкнут нужда и бедствия. Он был противником всякой государственности. Ткачев не верил в общинный социализм и революционные возможности крестьянства и считал революцию результатом заговора с помощью сильной конспиративной организации.

Первые народнические кружки стали возникать во второй половине 60-х годов (ишутинцы, чайковцы, долгушинцы и др.). В 1874 году воодушевленная идеями Бакунина революционная молодежь предприняла «хождение в народ» с целью поднять его на революцию. Как опыт первого «хождения в народ» в Петербурге в 1876 году образовалась организация «Земля и воля», она занималась, в основном, пропагандой, но иногда прибегала к террору. Второе «хождение в народ» было более длительным. Революционеры селились в деревне и вели пропаганду среди крестьян, но успехов она не имела. Крестьяне не понимали революционных идей, верили в «доброго» царя. Провал «хождения в народ» привел к расколу в народническом движении. В 1879 году «Земля и воля» разделилась на «Народную волю» и «Черный передел».

Более многочисленная «Народная воля» стала заниматься в основном террором. Главной целью стало убийство царя. После нескольких неудачных покушений Александр II был убит 1 марта 1881 года.

«Черный передел» остался верен старым народническим принципам. Он прекратил свое существование в 1881 году.

Крах народнической идеологии при ее проверке на практике привел к идейному кризису народничества в начале 80-х годов. В 80-90-е годы получило распространение либеральное народничество. Народники-либералы отказались от революционной идеи, продолжали идеализировать общину, доказывали непрогрессивность развития капитализма в России.

Народничество: зарождение, идеология, практика, итог.

В начале 60-х годов в России начался рост революционного движения. Недовольство крестьян реформой 1861 г. оказало влияние на революционную демократию. Идейными вождями революционного движения были Герцен и Чернышевский. Летом 1861 г. стали распространяться подпольные листки, в которых авторы требовали передать крестьянам всю землю, ввести конституцию, свободу печати и прямо призывали крестьян и молодежь к активным действиям.Чернышевский подверг резкой критике реформу 1861 г. Полиция начала репрессии.

Читать еще:  Загадка софьи павловны горе от ума. "Кто разгадает вас!" (Загадка Софьи в комедии А

В конце 50 — начале 60-х годов в молодежной среде получает распространение особый тип молодого человека — нигилист (отрицающий общепринятые моральные ценности и идеалы). Нигилист-врач, инженер, агроном делал конкретную работу, отрицая официальную идеологию, устои общества. В 1861 г. правительство ввело плату за обучение в университете, произошли студенческие волнения, многие студенты были исключены. Тысячи «изгнанников» шли в народ по доброй воле, других высылала полиция. Они становились сельскими учителями, врачами, писарями, хотели возвратить «долг народу». Народничество стало ведущим направлением в освободительном движении, оно имело свою идеологию. Народники защищали интересы крестьян; отрицательно относились к буржуазному строю; верили в социалистическую утопию; надеялись, что Россия придет к социализму, минуя капитализм; рабочим отводили роль агитаторов в крестьянских кружках, отрицали их самостоятельную роль; не придавали особого значения борьбе за конституцию гражданские свободы; полагали, что самодержавие не имеет прочной социально основы и поэтому свергнуть его будет легко.

В своем развитии народничество прошло два этапа:

-первый — 70-е — начало 80-х годов — революционное народничество;

— второй — 80—90-е годы — либеральное народничество.

В революционном народничестве было три течения и три главных идеолога:

— пропагандистское направление — идеолог Лавров. Он считал, что Россия может миновать стадию капитализма и перейти к социализму путем революции. Основой будущего строя станет крестьянская община, которую он рассматривал как ячейку социализма. Он выдвинул теорию «героя и

толпы», согласно которой народ (толпа) слепо следует за героем. Героями являются лучшие представители интеллигенции. При этом он считал, что не только крестьяне, но и сама интеллигенция еще не готовы к революции. По его мнению, нельзя «торопить историю», насилие должно быть минимальным. Интеллигенция должна вначале понести социалистические идеи в народ, а потом уже поднять крестьян на восстание;

— бунтарское, или анархическое, направление — идеолог Бакунин. Он считал, что государство — это высшее зло, оно угнетает человека и поэтому должно быть разрушено в ходе стихийного народного

бунта. Предлагал свободную организацию общества «снизу вверх» — союзы общин, волостей, областей, народов, т. е. самоуправление народа. В результате, установятся социализм, равенство, упразднится брак, дети будут воспитываться обществом в духе атеизма. В конце 60-х годов Бакунин познакомился со студентом Нечаевым, который основал в Москве нелегальный кружок «Народная расправа», и попал под его влияние. Нечаев проповедовал, что революционер — это «обреченный человек, у него одна страсть — революция», что для достижения своих целей он должен использовать любые средства, даже самые аморальные.

-заговорщическое направление — идеолог Ткачёв. Он полагал, что самодержавие не имеет прочной основы, поэтому для его свержения нужна не крестьянская революция, а лишь небольшая группа заговорщиков. Они захватят власть и проведут социалистические преобразования, установят равенство братства. В конце 70-х годов идеи Ткачёва стали одерживать верх в народническом движении.

В зарождении народничества большую роль сыграл нелегальный студенческий кружок Н. В. Чайковского («чайковцы»). Его участники готовили пропагандистов из интеллигенции рабочих для работы «в народе».

Читать еще:  Традиции и обычаи адыгейцев. Особенности, характер и обычаи адыгов

Весной 1874 г. народники начали первое хождение в народ. Народники трудились плотниками, грузчиками, коробейниками, ходили по деревням, беседовали с крестьянами о революции, о социализме. Но пропаганда социализма среди крестьян успеха не имела, особенно не воспринимались идеи об общем имуществе и призывы бунтовать против царя. Народники в 1876 г. Создали тайную революционную организацию со старым названием «Земля и Воля». Программа землевольцев включала: подготовку народной революции, работу среди крестьян, передачу земли в руки крестьян, свободу слова, собраний, вероисповедания, создание земледельческих и промышленных ассоциаций.

В конце 70-х годов в стране было неспокойно: волновались студенты, либералы требовали конституции, продолжались процессы над народниками. Неудача революционной пропаганды среди крестьян, репрессии властей толкнули часть народников к террористической деятельности. В начале 1878 г. член организации «Земля и воля» Вера Засулич тяжело ранила петербургского градоначальника Трепова. В апреле 1879 г. народник Соловьев совершил очередное неудачное покушение на царя. «Земля и воля» превращалась в террористическую организацию. Среди землевольцев начались разногласия по вопросу о методах борьбы. Окончательный раскол произошел в 1879 г. «Земля и воля» разделилась на две организации: «Черный передел» и «Народная воля». Члены «Черного передела» считали главным пропаганду среди крестьян, подготовку революции. Тактикой «народовольцев», помимо методов революционной пропаганды, было запугивание правительства путем индивидуального террора, подготовка восстания. Народовольцы считали, что достаточно свергнуть самодержавие и произойдет социальный переворот. Надо захватить власть путем заговора меньшинства. Организация «Черный передел», возглавляемая П. Г. Плехановым, отказалась от тактики индивидуального террора, ставя поначалу своей задачей пропаганду среди крестьян. Позже члены организации пришли к выводу о необходимости пропаганды среди рабочих и признанию политической борьбы. В 1882г. организация распалась на несколько кружков и перестала существовать.

Итоги: начало революционного движения, главными участниками которого были представители интеллигенции, совпадает с началом эпохи либеральных реформ Александра II. Участники движения не были удовлетворены результатами реформ и желали полного разрушения существующего строя, замены его социализмом. Обеспокоенное правительство стало преследовать не только революционные, но и либеральные выступления. А это увеличивало и усиливало лагерь оппозиции.

Идеологи народничества отражали интересы и настроения крестьянства, которое боролось с остатками феодализма. Способы борьбы предлагались радикальные. По существу народники боролись за буржуазно-демократическую революцию, хотя мечтали перейти к социализму. Развитие страны давно шло по капиталистическому пути, поэтому вывод о том, что Россия перейдет к социализму, минуя капитализм, был ошибочным.

Террористическая деятельность революционных народников привела к смене внутриполитического курса, началась эпоха контрреформ. Но борьба дала результаты: в 80-е гг. было упразднено временно обязанное состояние крестьян, отменена подушная подать, снижены выкупные платежи, учрежден Крестьянский банк. Террор был вызван не особой жестокостью революционеров, а их фанатизмом и стремлением быстро улучшить жизнь российского крестьянства.

Народническое движение способствовало активному вовлечению молодежи в процесс политической борьбы. Но вместе с этим появились явления, встревожившие российскую общественность. Террор как средство борьбы был отвергнут большинством населения страны. Он отдалил друг от друга возможных союзников в оппозиционном лагере: либералов и народников.

В целом народничество было господствующим направлением русской общественной жизни во второй половине XIX века.

Дата добавления: 2015-04-18 ; просмотров: 92 ; Нарушение авторских прав

Источники:

http://studopedia.ru/1_16983_revolyutsionnoe-narodnichestvo-ideologiya-i-praktika.html
http://mylektsii.ru/6-50343.html
http://lektsii.com/2-12020.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector