Произведения бунина. Философское направление в творчестве Бунина
Особенности творчества Бунина кратко
Иван Алексеевич Бунин – ярчайшая фигура в литературной среде, выдающийся писатель реалистического направления, талантливый поэт, настоящий художник русского слова.
Человек творческий и тонко чувствующий, Иван Алексеевич умел предвидеть масштабные события, влекущие серьезные изменения в обществе. Ему пришлось стать свидетелем происходивших на тот момент злодеяний, процветающей жестокости и невежества. С ужасом ожидая развала великой страны, он окончательно определился со своим отношением к революции, ставшей причиной кровопролитной братоубийственной войне. Сложившаяся ситуация стала причиной того, что в скором времени Бунин был вынужден покинуть родную страну. Все эти события оказали значительное влияние на творческую деятельность русского писателя, обозначив ее особенности на многие годы вперед.
К числу наиболее известных произведений, посвященных теме революции 1917 года, следует отнести роман «Жизнь Арсеньева». История выглядит невероятно правдивой, реалистичной. Бунин является одним из немногих авторов, который остался верен собственным убеждениям, отказавшись принять новый порядок, продиктованный революцией.
В конце 80-х годов XIX века Бунин начинает активную литературную деятельность. Первые шаги в творческом пути писателя ознаменовались такими рассказами как «На чужой стороне», «Кастрюк», «На хуторе» и т.д. Центральной темой этих произведений явилась проблема бедности русских крестьян. Тяжесть момента разлуки и драматизм внутренних переживаний автор ярко демонстрирует в рассказе «На краю света», в основе сюжета которого лежит переселение крестьян Украины в Уссурийский край.
В 90-е годы авторский стиль Бунина подвергается некоторым изменениям. Основными чертами произведений того времени становится демократизм, прослеживается знание жизни простых людей, народа. В этот период писатель знакомится с другими авторами, представляющими старшее поколение.
Помимо реалистического направления Бунин в своей работе начинает прибегать к новым необычным для него ранее приемам и построению текста. Например, в созданных на тот произведениях автора прослеживаются некоторые черты импрессионизма. Фабула размыта, в рассказах четко вырисовывается музыкальный ритм.
В частности, рассказ «Антоновские яблоки» наполнен, казалось бы, не связанными друг с другом эпизодами, отражающими постепенное угасание дворянского уклада и окрашенными легкой романтической грустью и тоской. Помимо этого в рассказе присутствуют удивительной красоты пейзажи, наполненные нежностью и любовью к родине.
И все же центральной темой произведений Ивана Бунина остаются проблемы социального характера. В рассказе «Мелитон» речь идет о тяжелой судьбе бывшего солдата Мелитона, которому пришлось пройти через суровое солдатское испытание (его прогнали сквозь строй), а затем лишиться семьи. Или, к примеру, такие рассказы как «Новая дорога», «Руда», «Эпитафия», в которых автор нарисовал обличительные картины социального неблагополучия – страшные картины голода.
Безусловно, в творческой коллекции писателя присутствует множество талантливых произведений, посвященных вечным проблемам жизни и смерти. К таким произведениям Ивана Бунина можно отнести рассказы «Туман», «Тишина». В них также ярко показана неувядающая красота русской природы.
Таким образом, творческий путь знаменитого писателя и поэта был разнообразным, многогранным, философским и социально значимым. Он сделал большой вклад в развитие художественной литературы Серебряного века, оставив в общей коллекции великих произведений отечественного «производства» целый кладезь житейской мудрости, красоты и бесконечного таланта.
Также читают:
Картинка к сочинению Особенности творчества Бунина
Популярные сегодня темы
В центре внимания оказывается Семья Мелеховых с самого начала романа “Тихий Дон”. А также в конце произведения эта семья до сих пор остается во внимании читателя и автора.
Лев Николаевич Толстой очень любил семейные ценности, поэтому в романе «Война и мир» и он описывает не одну семью. Семья Ростовых очень дружная, все друг друга поддерживали и никогда не осуждали. Все три поколения жили в одном доме.
Антон Павлович Чехов великий русский писатель. Гений Чехова заключался в таланте коротко и лаконично излагать свои мысли. Пожалуй, самая известная его работа-цикл «Маленькие трилогии». Именно рассказ
Известный русский творческий деятель Аркадий Александрович уже с самого раннего детства передавал свои эмоции от красоты увиденного на холст. Обучаясь в мастерской Архипа Ивановича Куинджи
Каждый уважающий себя художник, знает культуру и обычаи своего народа, которые исходят еще от далеких предков, ведь во всем этом храниться культурное наследие нации
Философские рассказы И. Бунина 1910-х гг. (проблематика и поэтика)
Произведения И.А. Бунина наполнены философской проблематикой. Основными вопросами, волнующими писателя, были вопросы смерти и любви, сущности этих явлений, их влияния на человеческую жизнь.
«Сосны» 1901г.- первый шаг в полемике: изображение заснеженной деревни, где умирает Митрофан- «жить батраком жизни».
Обличение устоев бесчеловечного, уродливого строя сочетается здесь с острым предчувствием неизбежной катастрофы общества, основанного на насилии и порабощении, с ожиданием грозных социальных потрясений. Нищета и страдания порабощенного народа, попираемого пятой английских «культуртрегеров», выразительно изображены Буниным в рассказе «Братья». Произведение было результатом живых впечатлений автора, посетившего Цейлон в 1911 году.
Контрастны выведенные здесь образы жестокого, пресыщенного англичанина и молодого «туземца» — рикши, влюбленного в прекрасную девушку своего края. Один за другим проходят эпизоды бесчеловечного издевательства колонизаторов над местным населением: надорвавшись на непосильной работе, умирает отец героя рассказа, невеста молодого рикши оказывается в доме терпимости, а сам он, мучимый невыносимой душевной болью, кончает жизнь самоубийством на пустынном берегу океана. Иронически-гневно звучит наименование «братья» по отношению к угнетателю и его рабу.
Не удовлетворяясь внешним рисунком событий, Бунин стремится показать психологию угнетателя. Англичанин, возвращаясь с Цейлона, размышляет о своей роли. Автор заставляет его признать, что он несет с собой горе, голод и преступления во все края, куда заносит его алчная воля колонизатора…
«в Африке,— говорит он,— я убивал людей, в Индии, ограбляемой Англией, а значит, отчасти и мною, видел тысячи умирающих с голоду, в Японии покупал девочек в месячные жены, в Китае бил палкой по головам беззащитных обезьяноподобных стариков, на Яве и на Цейлоне до предсмертного хрипа загонял рикш».
В духе абстрактного гуманизма Бунин размышляет о братстве людей, о нарушении высоких моральных законов представителями того бесчеловечного порядка, при котором один «брат» убивает другого. Но эта отвлеченно-нравственная идея художественно преодолевается ярким социальным обличением, а конкретное изображение губительных последствий колониализма в стране, которая могла бы стать земным раем, придает произведению большое общественное звучание, определяет его действенность и силу не только для далеких предоктябрьских лет, но и для современности.
Произведения И.А. Бунина наполнены философской проблематикой. Основными вопросами, волнующими писателя, были вопросы смерти и любви, сущности этих явлений, их влияния на человеческую жизнь.
На первый план у Бунина выходит обращение к вечным темам любви, смерти и природы. О Бунине давно и прочно утвердилось мнение как об одном из величайших стилистов в русской литературе. В его творчестве ярко проявились и неуловимая художественная точность и свобода, и образная память, и знание народного языка, и великолепная изобразительность, и словесная чувственность. Все эти черты присущи не только его поэзии, но и прозе. В предреволюционное десятилетие на первый план в творчестве Ивана Бунина вышла именно проза, вобравшая в себя органически присущий таланту писателя лиризм. Это время создания таких шедевров, как рассказы “Братья”, “Господин из Сан-Франциско”, “Сны Чанга”. Историки литературы считают, что эти произведения стилистически и мировоззренчески тесно связаны между собой, составляя вместе своеобразную художественно-философскую трилогию.
Рассказ “Сны Чанга” был написан в 1916 году. Уже само начало произведения (“Не все ли равно, про кого говорить? Заслуживает того каждый из живущих на земле”) навеяно буддийскими мотивами, ведь что в этих словах, как не отсылка к цепочке рождений и смертей, в которую втянуто любое живое существо — от муравья до человека? И вот уже читатель с первых строк внутренне готов к перемежениям настоящего и воспоминаний в рассказе.
А сюжет произведения таков. Во время плавания капитан одного из российских судов купил у старого китайца рыжего щенка с умными черными глазами. Чанг (так звали собаку) во время долгого путешествия становится единственным слушателем хозяина. Капитан рассказывает о том, какой он счастливый человек, ведь у него в Одессе есть квартира, любимая жена и дочка. Затем все в его жизни рушится, так как капитан понимает, что жена, к которой он стремится всей душой, его не любит. Без мечты, без надежды на будущее, без любви этот человек превращается в горького пьяницу и в конце концов умирает. Главными героями произведения являются капитан и его верный пес Чанг. Интересно наблюдать за изменениями, происходящими с капитаном на протяжении жизни, наблюдать за тем, как меняется его представление о счастье. Во время плавания на корабле он говорит: “А как же великолепна жизнь, Боже мой, как великолепна!” Тогда капитан любил, он был весь в этой любви и поэтому счастлив. “Было когда-то две правды на свете, постоянно сменявших друг друга: первая — та, что жизнь несказанно прекрасна, а другая — что жизнь мыслима лишь для сумасшедших”. Теперь, после потери любви, после разочарования, у капитана остается только одна правда, последняя. Жизнь кажется ему скучным зимним днем в грязном кабаке. А люди. “Нет у них ни Бога, ни совести, ни разумной цели существования, ни любви, ни дружбы, ни честности, — нет даже простой жалости”.
Внутренние изменения влияют и на внешний образ героя. В начале рассказа мы видим счастливого капитана, “размытого и выбритого, благоухающего свежестью одеколона, с поднятыми по-немецки усами, с сияющим взглядом зорких светлых глаз, во всем тугом и белоснежном” Затем он предстает перед нами грязным пьяницей, живущим на гнусном чердаке. В качестве сравнения автором приводится чердак его друга-художника, только что обретшего правду жизни. У капитана — грязь, холод, скудная некрасивая обстановка, у художника — чистота, тепло, уютно, старинная мебель. Все это сделано для того, чтобы противопоставить эти две правды и показать, как осознание той или иной влияет на внешний образ человека. Обилие используемых в произведении деталей создает необходимую для читателя эмоциональную окраску и обстановку. С этой же целью была создана двойственная композиция рассказа. Четко просматриваются две параллели. Одна — сегодняшний мир, в котором нет счастья, другая — счастливые воспоминания. Но как же происходит сообщение между ними? Ответ прост: именно для этого и понадобился образ собаки. Чанг является той нитью, которая соединяет реальную действительность с прошлым через его сны. Чанг — единственный в рассказе, кто обладает именем. Художник не просто безымянен, но и безмолвен Женщина и вовсе явлена из каких-то книжных туманов: дивная “в своей мраморной красоте” Чанга Бунин наделяет чувством “безначального и бесконечного мира, что не доступен Смерти”, то есть ощущением подлинности — невыразимой третьей правды. Капитана поглощает смерть, Чанг же не утрачивает своего китайского имени и остается в зыбком теперь, ибо он, по Бунину, следует безропотно “сокровеннейшим велениям Тао, как следует им какая-нибудь морская тварь .”
Попробуем разобраться в философской проблематике произведения. В чем смысл жизни? Возможно ли человеческое счастье? В связи с этими вопросами в рассказе появляется образ “дальних работящих людей” (немцев) На примере их образа жизни писатель рассказывает о возможных путях человеческого счастья. Труд, чтобы жить и размножаться, не познав при этом полноты жизни. Воплощением являются эти самые “работящие люди”. Бесконечная любовь, которой вряд ли стоит посвящать себя, так как всегда существует возможность измены. Воплощение — образ капитана Путь вечной жажды поиска, в котором, впрочем, по Бунину, тоже счастья нет В чем же оно? Может быть, в признательности и верности? Эту идею несет в себе образ собаки. Через реальные неприглядные факты жизни пробивается по-собачьи верная память, когда в душе был мир, когда капитан и пес были счастливы. Таким образом, рассказ “Сны Чанга” является прежде всего философским произведением рубежа веков. В нем рассматриваются такие вечные темы, как любовь и смерть, говорится о зыбкости счастья, построенного только на любви, и вечности счастья, основанного на верности и признательности. По моему мнению, рассказ Бунина очень актуален и сегодня. Проблемы, затронутые в произведении, нашли живой отклик в моей душе, заставили задуматься о смысле жизни. Ведь поколение, к которому я принадлежу, живет во время переходного периода истории, когда людям свойственно подводить итоги и думать о будущем. Поможет быть, чтение этого произведения развеет наш внутренний подсознательный страх перед ним. Ведь есть на свете вечные/истины, не подверженные никакому влиянию и никаким переменам.
Наиболее глубоко тема смерти раскрыта Буниным в его рассказе «Человек из Сан-Франциско» (1915). Кроме того, здесь писатель старается ответить и на другие вопросы: в чем счастье человека, каково его предназначение на земле.
Главный герой рассказа — господин из Сан-Франциско – полон снобизма и самодовольства. Всю жизнь он стремился к богатству, примером для себя поставив известных миллиардеров. Наконец, ему кажется, что поставленная цель близка, пора отдохнуть, пожить в свое удовольствие – герой отправляется в круиз на корабле «Атлантида».
Он ощущает себя «хозяином» положения, но не тут-то было. Бунин показывает, что деньги — могущественная сила, но на них невозможно купить счастье, благополучие, жизнь. Богач умирает во время своего блистательного путешествия, и оказывается, что мертвым он уже никому не нужен. Обратно его, всеми забытого и покинутого, перевозят в трюме корабля.
Сколько раболепия и преклонения видел этот человек при жизни, столько же унижений испытало его бренное тело после смерти. Бунин показывает, сколь призрачна власть денег в этом мире. И жалок человек, делающий ставку на них. Сотворив себе кумиров, он стремится достичь того же благосостояния. Вот, кажется, цель достигнута, он на вершине, ради которой много лет трудился, не покладая рук. А что сделал, что оставил потомкам? Даже имени его никто не запомнил.
Бунин подчеркивает, что все люди, независимо от их состояния, материального положения, равны перед смертью. Именно она позволяет увидеть истинную сущность человека. Загадочна и таинственна смерть физическая, но еще более страшна смерть духовная. Писатель показывает, что такая смерть настигла героя гораздо раньше, когда он посвятил свою жизнь накоплению денег.
Тема красоты и любви в творчестве Бунина представлена очень сложными и порой противоречивыми ситуациями. Любовь для писателя – сумасшествие, всплеск эмоций, мгновение безудержного счастья, которое очень быстро обрывается, и только потом осознается и понимается. Любовь, по Бунину, это таинственное, роковое чувство, страсть, которая полностью меняет жизнь человека.
Именно такова встреча поручика с прекрасной незнакомкой в «Солнечном ударе». Это был миг счастья, который нельзя вернуть или воскресить. Когда она уезжает, поручик сидит «под навесом на палубе, чувствуя себя постаревшим на десять лет», ибо это чувство внезапно возникло и внезапно исчезло, оставив в душе глубокую рану. Но все же любовь – это огромное счастье. По Бунину, это смысл человеческой жизни
Философская проблематика произведений Бунина: анализ творчества
Философская проблематика произведений Бунина, последнего русского и классика и, как назвал его Максим Горький, «первейшего мастера современной литературы», охватывает широкий спектр вопросов, которые остаются актуальными и в наше непростое дисгармоничное время.
Разложение крестьянского мира
Изменения в бытовой и нравственной жизни крестьян и печальные последствия от подобных метаморфоз показаны в повести «Деревня». Герои этого произведения – кулак Тихон и бедный поэт-самоучка Кузьма. Философская проблематика произведений Бунина выражена восприятием двух противоположных образов. Действия происходят в начале века, когда голодная и нищая деревенская жизнь под влиянием революционных идей на время оживает, но затем снова погружается в глубокую спячку.
Писатель остро переживал неспособность крестьян противостоять опустошению их родных деревень, их разрозненность. Главной бедой их, он полагал, была их несамостоятельность, в чем и признается главный персонаж произведения: «Думать не умею, не научен». И этот недостаток, считал Иван Бунин, был последствием долгого крепостничества.
Судьба русского народа
Философская проблематика произведений Бунина выливалась в горькие рассуждения о судьбе русского народа. Как выходца из дворянской семьи его всегда привлекал психологический анализ простого человека. Истоки национального характера, его положительные и отрицательные черты он искал в истории русского народа. Существенного различия между мужиком и помещиком для него не существовало. И, хотя дворяне были истинными носителями высокой культуры, роли крестьян в становлении исконно русского духовного мира писатель всегда отдавал должное.
Любовь и одиночество
Иван Бунин – непревзойденный лирик. Рассказы, написанные в эмиграции, являются почти поэтическими произведениями. Любовь для этого писателя не была чем-то длительным. Она всегда прерывалась или по воле одного из героев, или под влиянием злого рока. Но расставание и одиночество человек испытывает наиболее остро заграницей. Философская проблематика произведений Бунина – это также чувства русского человека, находящегося в эмиграции. В рассказе «В Париже» автор повествует о случайной встрече двух одиноких людей вдали. Оба они находятся далеко от России. Вначале их сближает русская речь и душевное родство. Знакомство перерастает в любовь. И когда главный герой внезапно умирает, женщина, возвращаясь в пустой дом, испытывает чувство утраты и душевную пустоту, которую едва ли она сможет восполнить в чужой стране, далеко от родного края.
Темы, которые затрагивал классик русской литературы в своих произведениях, касаются актуальных и на сегодняшний день вопросов. Современному читателю близка философская проблематика произведений Бунина. Сочинение на тему, связанную с творчеством этого писателя, помогает развить внутренний мир школьника, учит мыслить самостоятельно и формирует нравственное мышление.
Смысл жизни
Одной из бед современного общества является его безнравственность. Она появляется незаметно, разрастается и в какой-то момент начинает порождать ужасающие последствия. От них страдает и отдельные люди, и общество в целом. А потому, на уроках литературы уделяется немалое внимание такой теме, как философская проблематика произведений Бунина. Сочинение по рассказу «Человек из Сан-Франциско» учит детей пониманию важности духовных ценностей.
Материальным благам сегодня уделяется столь огромное значение, что современные дети, порою, и не догадываются о существовании иных ценностей. Философия безликого человека, который так долго и упорно увеличивал свои богатства, что разучился видеть мир таким, каким он есть, и как следствие – трагический и жалкий конец. Такова основная идея рассказа о богатом господине из Сан-Франциско. Художественный анализ этого произведения позволяет подросткам иначе взглянуть на идеи, которые царят сегодня в сознании многих людей. Людей, которые патологически стремятся к успешности и материальному процветанию и, к сожалению, нередко служат примером для неокрепшей личности.
Чтение произведений русской литературы способствует формированию правильной нравственной позиции. Сочинение на тему «Философская проблематика произведения Бунина “Человек из Сан-Франциско”» помогает ответить на самые, пожалуй, злободневные вопросы.
Прошедший век подарил русской культуре плеяду гениальных художников. Их творчество стало достоянием мировой литературы. Нравственные основы произведений этих авторов морально никогда не устареют. Философская проблематика произведений Бунина и Куприна, Пастернака и Булгакова, Астафьева и Солженицына – достояние русской культуры. Их книги предназначены не столько для занимательного чтения, сколько для формирования верного мировоззрения и уничтожения ложных стереотипов. Ведь никто столь точно и правдиво не говорил о таких важных философских категориях, как любовь, верность и честность, как классики великой русской литературы.
Источники:
https://sochinimka.ru/sochinenie/po-literature/bunin/osobennosti-tvorchestva-bunina
https://megaobuchalka.ru/10/15040.html
https://fb.ru/article/223023/filosofskaya-problematika-proizvedeniy-bunina-analiz-tvorchestva