Произведения древнерусской литературы. Основные темы древнерусской литературы
Основные темы древнерусской литературы
Объединяющие жанры
Летопись– это повествование об исторических событиях. Это самый древний жанр древнерусской литературы. Летопись рассказывает о происхождении русских, о генеалогии киевских князей и о возникновении древнерусского государства.
Хронограф– это тексты, содержащие описание времени 15-16 веков.
Четьи-минеи (буквально «чтение по месяцам»)– собрание произведений о святых людях.
Патерик– описание жизни святых отцов.
Основные темы древнерусской литературы
Древнерусская литература, неразрывно связанная с историей развития Русского государства, русской народности, проникнута героическим и патриотическим пафосом. Тема, красоты и величия Руси, родины, “светло светлой и украсно украшенной” Русской земли, которая “знаема” и “ведома” во всех концах мира, – одна из центральных тем древнерусской литературы. Она прославляет созидательный труд отцов и дедов наших, самоотверженно защищавших великую землю Русскую от внешних врагов и крепивших могучее суверенное государство “велико и пространно”, которое сияет “светло”, “аки в небе солнце”.
В ней звучит резкий голос осуждения политики князей, сеявших кровавые феодальные раздоры, ослаблявших политическое и военное могущество государства. Литература прославляет моральную красоту русского человека, способного ради общего блага поступиться самым дорогим – жизнью. Она выражает глубокую веру в силу и конечное торжество добра, в способность человека возвысить свой дух и победить зло. Древнерусский писатель менее всего был склонен к беспристрастному изложению фактов, “добру и злу внимая равнодушно”. Любой жанр древней литературы, будь то историческая повесть или сказание житие или церковная проповедь, как правило, включает в себя значительные элементы публицистики.
Касаясь преимущественно вопросов государственно-политических или моральных, писатель верит в силу слова, в силу убеждения. Он обращается не только к своим современникам, но и к далеким потомкам с призывом заботиться о том, чтобы славные деяния предков сохранились в памяти поколений и чтобы потомки не повторяли горестных ошибок своих дедов и прадедов.
Литература Древней Руси выражала и защищала интересы верхов феодального общества. Однако она не могла не показать острой классовой борьбы, которая выливалась либо в форму открытых стихийных восстаний, либо в формы типично средневековых религиозных ересей. В литературе ярко отразилась борьба прогрессивных и реакционных группировок внутри господствующего класса, каждая из которых искала опоры в народе. И поскольку прогрессивные силы феодального общества отражали интересы общегосударственные, а эти интересы совпадали с интересами народа, мы можем говорить о народности древнерусской литературы.
II. “Повесть временных лет”
“Повесть временных лет” – выдающийся исторический и литературный памятник, отразивший становление древнерусского государства, его политический и культурный расцвет, а также начавшийся процесс феодального дробления. Созданная в первые десятилетия ХII в., она дошла до нас в составе летописных сводов более позднего времени. Самые старшие из них – Лаврентьевская летопись – 1377 г., Ипатьевская, относящаяся к 20-м годам ХV в., и Первая Новгородская летопись 30-х годов ХIV в.
В Лаврентьевской летописи “Повесть временных лет” продолжена северорусской Суздальской летописью, доведённой до 1305 г., а Ипатьевская летопись помимо “Повести временных лет” содержит летопись Киевскую и Галицко-Волынскую, доведенную до 1292 г. Все последующие летописные своды ХV – ХVI вв. непременно включали в свой состав “Повесть временных лет”, подвергая ее редакционной и стилистической переработке.
Основные темы древнерусской литературы
Древнерусская литература, неразрывно связанная с историей развития Русского государства, русской народности, проникнута героическим и патриотическим пафосом. Тема красоты и величия Руси, родины – одна из центральных тем древнерусской литературы. Она прославляет созидательный труд отцов и дедов наших, самоотверженно защищавших великую землю Русскую от внешних врагов и крепивших могучее суверенное государство. В ней звучит резкий голос осуждения политики князей, сеявших кровавые феодальные раздоры, ослаблявших политическое и военное могущество государства. Литература прославляет моральную красоту русского человека, способного ради общего блага поступиться самым дорогим – жизнью. Она выражает глубокую веру в силу и конечное торжество добра, в способность человека возвысить свой дух и победить зло. Древнерусский писатель менее всего был склонен к беспристрастному изложению фактов. Любой жанр древней литературы, будь то историческая повесть или сказание житие или церковная проповедь, как правило, включает в себя значительные элементы публицистики.
Касаясь преимущественно вопросов государственно-политических или моральных, писатель верит в силу слова, в силу убеждения. Он обращается не только к своим современникам, но и к далеким потомкам с призывом заботиться о том, чтобы славные деяния предков сохранились в памяти поколений и чтобы потомки не повторяли горестных ошибок своих дедов и прадедов.
Литература Древней Руси выражала и защищала интересы верхов феодального общества. Однако она не могла не показать острой классовой борьбы, которая выливалась либо в форму открытых стихийных восстаний, либо в формы типично средневековых религиозных ересей. В литературе ярко отразилась борьба прогрессивных и реакционных группировок внутри господствующего класса, каждая из которых искала опоры в народе. И поскольку прогрессивные силы феодального общества отражали интересы общегосударственные, а эти интересы совпадали с интересами народа, мы можем говорить о народности древнерусской литературы.
Обычно считается, что древние славяне не имели письменности. Однако, по некоторым данным утверждение это не совсем верно. Так, например, болгарский автор Х в. Черноризец Храбр свидетельствует, что в древности славяне использовали для записи «черты и резы» (очевидно, примитивная азбука наподобие скандинавских рун), а также буквы греческого и латинского алфавитов. Настоящая письменность появилась у них только после принятия христианства. Получившая распространение на Руси азбука кириллица была изобретена в IX в. братьями Кириллом и Мефодием по заказу западнославянского князя Ростислава, правителя Великоморавской державы. При помощи этой азбуки были записаны переведенные на славянский язык греческие богослужебные книги. С тех пор кириллица распространилась по всему славянскому миру, а после крещения Руси вошла в обиход и восточнославянского населения.
Азбука – не единственное приобретение, которое Русь получила вместе с христианством. Крещение Руси князем Владимиром (988 г.) является одним из самых значительных, поворотных событий в русской культуре. Выбором греческого православия был во многом определен путь развития России на много столетий вперед. Христианство, развивавшееся в одном из самых культурных государств средневекового мира – Византии, вобрало в себя огромный потенциал, унаследовав достижения многих цивилизаций. Эта религиозная система по многим параметрам превосходила традиционное славянское язычество. Вместе с письменностью на Русь пришла обширная литература. Множество переводных (с греческого) сочинений, прежде всего, конечно, богословского характера: Библия, богослужебные книги, произведения «отцов церкви» (Иоанна Златоуста, Ефрема Сирина, Василия Великого), жития святых. Книги эти были написаны в основном на древнеболгарском языке. Болгария приняла христианство раньше, чем Русь, и к концу Х в. там было сделано большое количество переводов необходимой в церковном обиходе литературы. Этот язык, (который часто именуется церковнославянским) хотя и отличался от древнерусского весьма существенно, но был хорошо понятен русским читателям. Он стал официальным языком богослужения в русской православной церкви и оказал огромное влияние на литературный язык Древней Руси.
Знакомство с переводной литературой дало толчок развитию литературы оригинальной. Самое, пожалуй, древнее из известных произведений древнерусской литературы – «Слово о Законе и Благодати». Его автором был митрополит киевский Иларион, оратор, писатель, церковно-политический деятель. Это был первый русский человек, занявший киевский митрополичий престол, до него на это место патриархом константинопольским обычно назначались греки. «Слово» отличается исключительной важностью идейно-политического содержания и совершенством формы. Это блестящий религиозно-философский трактат в лучших традициях византийской образованности. В нем, помимо вопросов сугубо богословских, рассматриваются темы церковно-политические. Иларион пишет ярко и убедительно, использует многочисленные библейские метафоры и исторические примеры. Основной идеей «Слова» является апология Русской земли и утверждение превосходства совсем еще молодого русского православия над старым византийским. Митрополит возносит хвалы князю Владимиру, крестителю Руси, уподобляя его знаменитому императору Константину.
Золотым веком древнерусской культуры киевского периода является время княжения Ярослава Мудрого. Именно его стараниями бы возведен на киевскую кафедру митрополит Иларион. Ярослав организовал перевод и переписку книг, создавая тем самым при киевском Софийском соборе первую русскую библиотеку. Большое внимание князь уделял развитию православия на Руси. При нем были канонизированы первые русские святые – князья братья Борис и Глеб, погибшие во время усобицы, разгоревшейся в годы молодости Ярослава, когда шла борьба за княжеский престол (1015 г.). Культ святых Бориса и Глеба активно пропагандировался и имел важное политическое значение для своего времени: по мнению академика Д.С. Лихачева, он призван был укрепить единство Руси. Кроме того, культ способствовал возвеличиванию и самого Ярослава, т.к. он приходился братом «невинно убиенным» князьям и выступал как мститель за них. С подачи и под покровительством Ярослава Мудрого было создано «Сказание о Борисе и Глебе», являющееся, по существу, житием святых князей. В «Сказании» воплотились представления о святости братских уз, о ценности братолюбия, весьма распространенные в общественном сознании Древней Руси.
В княжение Ярослава недалеко от Киева возникает Киево-Печерский монастырь, на долгое время ставший одним из главных духовных и культурных центров Русской земли. Замечательным произведением древнерусской литературы является житие св. Феодосия Печерского, одного из первых и самых почитаемых игуменов, составленное в монастыре в конце XI в. Сам Феодосий тоже оставил след в литературе. Им были написаны многочисленные «Слова» богословского содержания: о смирении, о любви и посте, о душевной пользе и т. д.
Одна из характерных черт культуры Древней Руси – большой интерес к истории. В исторический контекст, так или иначе, вписывались сюжеты почти всех литературных произведений. Большой популярностью на Руси пользовались переведенные с греческого исторические сочинения: Хроника Георгия Амартола, Хроника Иоанна Малалы, на основании которых в XI в. составляются своды всемирной истории, получившие названия хронографов. Записи исторического характера велись и на Руси. Предположительно самая первая летопись была создана уже в конце Х – начале XI в. За ней последовало еще несколько летописных сводов: Никоновский свод 1073 г. и Начальный свод 1095, ставший предтечей знаменитой Повести временных лет (1113 г.). Значительная доля исторической информации сохранялась в устных преданиях, часть из которых затем использовалась летописцами, а часть вошла в фольклорную традицию, став основой формирования русского героического эпоса – былин.
Бурный расцвет литературы при Ярославе во многом был обусловлен распространением грамотности не только среди верхов, но и в широких массах общества. Начало этому было заложено еще князем Владимиром, который после принятия христианства начал «поимати» детей у «нарочитой чади» (знати) и насильно отдавать «на ученье книжное». Ярослав в 1037 г. специально выделил некоторую сумму из своих доходов для священников с тем, чтобы они обучали людей грамоте и письму. О широком распространении грамотности свидетельствуют найденные при археологических раскопках берестяные грамоты, содержащие записи самого разного бытового содержания.
Книжное дело, традиции которого были заложены при Ярославе, продолжали развиваться и во II половине XI в. Древнейшей русской рукописью, сохранившейся до наших дней, считается Евангелие, созданное в 1056 г. в Киеве по заказу новгородского боярина Остромира. Настоящим шедевром является Изборник Святослава 1073 г. Это сборник переводных нравоучительных рассуждений, написанный на больших листах пергамента и богато украшенный. Производство книг в те времена было очень трудоемко, книги считались большой ценностью.
Основные жанры и произведения древнерусской литературы
Книжная культура, фиксирующая знания, появилась на Руси в X веке вместе с приходом христианства и кириллической письменности. Литература Древней Руси включала в себя как собственно авторские произведения, так и переводные источники.
Появление древнерусской литературы
Жанровая система, которая определилась в древнерусской литературе, хоть и стала началом собственно русской литературы, отличалась от жанровой системы литературы нового времени.
В древнерусской литературе главным вопросом в определении жанра было назначение того или иного произведения, то есть практическая цель его написания.
Основные жанры древнерусской литературы и их функции:
Главные жанры древнерусской литературы
1) год за годом вести подробный рассказ об отечественной истории было назначением летописей («Повесть временных лет»);
2) нравоучительно повествовать о жизни монахов и святых должны были жития ( «Житие Сергия Радонежского»);
3) прославление добродетели и обличение пороков было целью поучений и повестей («Поучение Владимира Мономаха»);
4) образцом тожественного красноречия служило слово («Слово о законе и благодати»);
5) о путешествиях говорилось в хождениях (в некоторых источниках указывается другой вариант названия этого жанра – «хождение», например, «Хождение за три моря»).
Характерной особенностью жанровой системы древнерусской литературы было наличие главных и второстепенных жанров.
Д.С. Лихачёв, говоря о построении жанров древнерусской литературы в так называемые «жанры-ансамбли», проводит параллель со строением феодального общества. Отдельные произведения группировались между собой и составляли единое целое. При этом части такого произведения могли быть написаны в разных жанрах. Например, летопись, представляющая собой самостоятельный жанр, является отдельным произведением, однако она также может включать в себя и другие жанры древнерусской литературы. Ярким примером многожанровой структуры летописи является знаменитая «Повесть временных лет», написанная Нестором. Летописец перемежает краткие записи событий, деловую документацию с произведениями устного народного творчества, сообщения о княжеских военных походах князей и известия о смерти полководцев со сведениями о небесных знамениях.
Кроме «Повести временных лет», Д.С. Лихачёв отмечает ряд произведений древнерусской литературы, которые находится вне традиционных рамок жанровой системы, например,
«Моление Даниила Заточника».
Перечень основных жанров древнерусской литературы не включает в себя ни бытовых романов, ни городских повестей, ни поэзию. Эти и другие жанры появятся несколько позже, когда в литературе найдёт своё отражение частная жизнь простого человека.
Произойдёт постепенная трансформация жанровой системы литературы Древней Руси:
- разрушение устойчивых рамок церковной литературы,
- беллетризация жанров литературы мирской.
- с усилением интереса к внутреннему миру человека появятся бытовые описания, исторических героев сменят герои вымышленные.
Коренные изменения жанровой системы повлекут за собой возникновение новых произведений.
Темы древнерусской литературы:
Основные темы древнерусcкой литературы
- красота и величие родины,
- прославление самоотверженных защитников русской земли,
- вера в победу добра,
- восхваление созидательного труда
- и осуждение политических раздоров, наносящих вред государственному могуществу.
Д.С. Лихачёв считает ключевой темой древнерусской литературы смысл жизни человека.
Из переводных источников в литературу Древней Руси проникали философские идеи «эллинских мудрецов», которые оказали влияние на формирование ее проблематики.
Ознакомьтесь с нашей презентацией по данной теме:
Проблематика литературы данного периода – это решение вопросов о человеческой природе, государственной власти и общечеловеческих ценностях.
2 комментария: Основные жанры и произведения древнерусской литературы
В основном такую литературу не читают в метро, это в школе задают читать, но в то время не особо осознаешь написанное. Уже в зрелом возрасте перечитала и «Повесть временных лет» и «Поучение Владимира Мономаха», особенно последнее произвело впечатление. Вот чистая человеческая мораль, как нужно действительно поступать. И дело не в религиозности произведения, там она даже не на первый план выходит, а чисто человеческое отношение к жизни, каким оно должно быть. Заставляет задуматься, а все ли ты делал правильно, по-людски. Простыми словами и очень доступно, вот иногда надо вернуться к истокам и там поискать ответы на вопросы как поступать.
В школе, литературу начинают учить от древней к современной. Не совсем правильно, на мой взгляд, эти вещи надо чуть позже давать детям, возможно, они больше оставит «зерна».
К сожалению, на сегодняшний день, данные произведения распространены лишь в школьной программе. Крайне редко встретишь людей, которые будут интересоваться древнерусской литературой. Основные ее черты — религиозность, эпичность, восхваление. В современной литературе сохранилась лишь эпичность.
Источники:
https://studopedia.ru/11_145922_osnovnie-temi-drevnerusskoy-literaturi.html
https://m.studwood.ru/858027/kulturologiya/osnovnye_temy_drevnerusskoy_literatury
https://velikayakultura.ru/russkaya-literatura/osnovnyie-zhanryi-problematika-i-temyi-drevnerusskoy-literaturyi