Просветительский реализм в литературе 18 века. Лекции для студентов
Пути становления русской литературы ХVIII века
Преемственность является одной из важнейших закономерностей развития литературы, обусловливаемой в конечном счете самим характером исторического процесса. И несмотря на европеизацию России начала XVIII века, неправомерно говорить о разрыве петровской России с Россией допетровской. Единый процесс исторического развития не был нарушен, хотя Россия давно уже шла общеевропейским путем. Петровские реформы были красноречивым проявлением общей закономерности, сказавшейся как в области политики, так и в области культуры.
Одним из первых именно так поставил вопрос Г.А. Гуковский еще в 1927 году. Рассматривая конкретно-исторически развитие литературы, опираясь на подлинные факты, ученый указывал, что литература нового века «попадала в сферу действия старых традиций, переданных современниками Тредиаковского и Ломоносова еще XVII веком и петровской эпохой».
Но можно смело говорить о том, что влияние культурных и эстетических ценностей Запада не исключало формирование самобытной литературы, обусловленной своеобразием исторического пути России.
Главное, что было заимствовано русской культурой XVIII века, — это утверждавшееся на протяжении столетий представление о высокой общественной роли литературы, которая, наконец то, обретала самостоятельность и независимость от многих институтов власти (церковь, политические институты), хотя Петр I и проявлял практический интерес не только к картошке и мог самостоятельно купить кофе, но и к литературе, стремясь использовать литературу для нужд государства.
Литература XVIII века приобретает такое новое важное качество, как «дидактичность» или «учительство». Как отмечал Г.П. Макогоненко, «русский писатель, уверовавший в концепцию просвещенного абсолютизма, выступал в роли гражданина, который дерзал учить царствовать очередного монарха».
Главной особенностью русской литературы было то, что она создавалась усилиями индивидуальных авторов, — это и способствовало появлению нового типа писателя, чья литературная деятельность обусловливалась его личностью.
В эту пору Россия и решала самостоятельно кардинальнейшую возрожденческую проблему — проблему личности. И несмотря на влияние западной гуманистической концепции, национальный фактор в сложном историческом и культурном процессе XVIII века обусловил формирование российской идеи личности, утверждавшийся идеал человека и меру его оценки, оказав влияние на основы складывавшейся на русской почве гуманистической идеологии. Влияние этой идеологии раньше всего сказалось на художественной практике поэтов русского классицизма.
Классицизм как определенное направление сформировался раньше всего во Франции, в XVII веке. Французский классицизм освобождал человека от религиозно-церковного влияния, утверждая личность как высшую ценность бытия. Русский классицизм не просто воспринял теорию западноевропейскую, но и обогатил ее национальными особенностями.
Классицизм, начав создание национальной литературы, способствовал выработке идеалов гражданственности, сформировал представление о героическом характере, высоко поднял поэтическую культуру, включил в национальную литературу художественный опыт античного и европейского искусства, показал способности поэзии к аналитическому раскрытию душевного мира человека. Но русский классицизм начал свою историю с резко обозначившихся противоречий, которые и явились поводом говорить об особенностях русского классицизма как национального варианта общеевропейского стиля. Наиболее ярким «нарушителем» канонов классицизма был Ломоносов, который дерзко нарушил многие «правила», создав принципиально новую художественную форму оды.
Но в XVIII веке помимо «чистого» классицизма существовала и «революция в искусстве»: в России в последней трети века начинается формирование просветительского реализма и сентиментализма, вдохновлявшихся гуманизмом Возрождения и Просвещения. Такой синтез был продиктован новыми условиями, в которых классицизм не мог понять и выразить идеал человека, рожденный в ходе развертывавшейся антифеодальной борьбы.
Нужно было искусство не идеализировавшее, а объяснявшее жизнь. Таким искусством оказался просветительский реализм. В России он позволил обнажить правду крепостнической системы, гибельность рабства для всей нации (Новиков, Фонвизин, Радищев) и утвердить в обществе свободу и справедливость.
Первые успехи новый метод одержал в драматургии: комедии Фонвизина «Бригадир» и особенно «Недоросль» закладывали фундамент русского реализма. Дальнейшее развитие он получит в прозе Новикова, Фонвизина, Радищева, Крылова, которые изображали скорее общественный конфликт, драму идей, нежели семейную драму.
Особую роль в русском литературном процессе XVIII века играет творчество А.Н. Радищева (1749–1802), обозначившего переходный этап развития русской литературы от классицизма к просветительскому реализму.
Творчество А.Н. Радищева связано с традициями не только русской, но и европейской литературы Просвещения, идеалы которой были ему близки, в первую очередь, своим гуманистическим пафосом. В центре внимания автора знаменитых «Путешествий из Петербурга в Москву» находился человек, его социальные отношения, его внутренний мир, творчество и нравственность. Писателя очень волновал вопрос о «частной вольности», о личной свободе, который с конца 1776 года приобрел в крепостнической Рос-сии острое политическое содержание. Все это нашло непосредственный отклик в произведениях Радищева начала 1780-х годов, где тема «вольности» становится одной из главных.
К 1781 — 1783 годам относится создание оды «Вольность», включенной затем в текст «Путешествия из Петербурга в Москву». Создавая оду «Вольность», Радищев обратился к традиционному жанру поэзии классицизма — оде. «Предмет» радищевской оды необычен: восхваляется не государь, не выдающийся политический деятель, не полководец:
О дар небес благословенный Источниквсехвеликих дел,
О вольность, вольность, дар бесценный,
Позволь, чтоб раб тебя воспел.
Тематика, система образов, стиль оды «Вольность» — все это неразрывно связано с традициями русской гражданской поэзии XVIII века. Автор оды использовал традиции переложения псалмов и придал библейскому тексту смелый тираноборческий смысл. Знаменитое державинское стихотворение — переплетение 81-го псалма «Властителям и судиям» (1780) явилось ближайшим предшественником «Вольности».
Радищевская ода знаменовала новый этап в истории русской общественно-политической мысли и литературы. Впервые в художественном произведении с такой последовательностью и полнотой была обоснована идея правомерности народной революции.
В оде Радищева обнаруживаются определенные исторические закономерности, помогающие оценить конкретную ситуацию в крепостнической России конца XVIII века.
Итогом многолетних наблюдений и глубоких раздумий писателя стала его книга «Путешествие из Петербурга в Москву», законченная в 1790 году. Петербургский обер-полицмейстер разрешил печатать ее, приняв за невинные путевые заметки. Впоследствии А.С. Пушкин метко сказал: «Радищев — рабства враг, цензуры избежал». «Путешествие. » вышло анонимно, небольшим тиражом.
В жанровом отношении книга Радищева написана в форме путевых заметок, а главы ее поименованы названиями тех почтовых станций, на которых останавливался герой-путешественник. Это дало автору возможность широко охватить русскую действительность конца XVII века. Форма путевого дневника позволила Радищеву глубоко раскрыть мысли и чувства, переживания путешественника, передать его впечатления от увиденного.
Тщательно продумав композицию «Путешествия», придав ей внутреннюю логику, Радищев апеллировал и к разуму и к чувству читателя. Одну из главных особенностей творческого метода Радищева верно определил Г.А. Гуковский, обративший внимание на эмоциональную сторону «Путешествия. »: «Читателя должен убедить не только факт как таковой, но и сила авторского подъема; читатель должен войти в психологию автора и с его позиции взглянуть на события и вещи. „Путешествие“ — это страстный монолог, проповедь, а не сборник очерков».
Открыть глаза на вопиющее бесправие закрепощенного крестьянства, на невыносимую тяжесть самодержавного гнета, поднять «завесу с очей», увидеть и показать другим, доселе тщательно скрывавшееся истинное положение вещей в стране, — такова цель книги. Рассказ в ней ведется от имени некоего путешественника, литературный персонаж которого не следует полностью отождествлять с автором, но устами которого Радищев выражает свои взгляды.
С каждой новой главой произведения перед его читателями развертываются разнообразные, но одинаково типичные картины безобразий, неправд и произвола, безнаказанно совершающихся в самодержавно-крепостнической стране.
Для Радищева зло — не исключение, а правило самодержавно-крепостнического строя. Описывая частные проявления зла, неправды и насилия, Радищев неизменно указывает на их основной и неизбежный источник — самодержавную власть и так называемое крепостное право.
Радищев понимал, что крепостничество органически связано с самодержавием. Самодержавие наряду с крепостным рабством является второй основной мишенью книги Радищева.
Царь — «преступник изо всех первейший», главный виновник совершающегося зла — таково основное утверждение книги.
Центральным героем своего произведения Радищев сделал народ, который в его изображении — не безликая масса. На страницах «Путешествия» мы встречаем и сильных духом крестьян-пахарей, и крестьян-холопов, развращенных крепостным правом.
Осуждение уродливого быта и развращенных нравов самодержавно-крепостнической России неразрывно связано у Радищева с поисками правды и красоты, которую писатель находил в труде народа, в нравственном облике труженика.
В «Путешествии. » уделяется значительное внимание «волнениям сердца». Эта особенность нашла отражение и в языке книги, во внутренних монологах путешественника, в риторических вопросах, обращениях и восклицаниях.
Автор «Путешествия. » ясно сознавал новаторское значение своих усилий. Не только в области общественной мысли, но и в художественной литературе ему пришлось
Дорогу проложить, где не бывало следу,
Для борзых смельчаков и в прозе и в стихах.
Радищев — ближайший предвестник великих русских писателей XIX века, для большинства которых обращение к свободолюбивой теме означало воскрешение радищевских традиций.
Просветительский реализм в России приобрел особое качество — «публицистичность», которое наиболее полно позволяло отразить идейную жизнь человека, его связи с миром всеобщего, его неприятие частного, эгоистического существования и одинокого счастья.
В более поздний период (конец XVIII в.) в России появилось еще одно направление — сентиментализм, который наряду с просветительским реализмом противостоял классицизму и способствовал демократизации литературы, хотя многое и разделяло эти два направления.
Реализм, раскрывая личность, связывал ее с окружающим миром и художественно осваивал идею зависимости характера от внешних обстоятельств.
Сентиментализм превозносил человека, его чувства, ставя внутренний нравственный мир выше внешних обстоятельств, власти и быта.
Русские писатели придерживались позиции синтезирования этих направлений, провозглашая объединительной идею любви к человеку — к его внешнему быту и духовному миру. Любовь к человечеству определяла нравственную и эстетическую позицию наиболее яркого представителя русского сентиментализма — Н. Карамзина.
Таким сложным и противоречивым был один из этапов (XVIII в.) становления русской литературы, ее путь к народности и национальной самобытности. Важная проблема всего XVIII века — синтез гуманистического и народного начал — решалась от Кантемира и Ломоносова до Пушкина и, обусловленная актуальностью исторического развития России, была подхвачена XIX веком.
“Просветительский реализм” как явление русской литературы
Вопрос о взаимоотношениях реализма и просветительства – спорная проблема, очень важная как в историко-литературном, так и в теоретическом плане.
Различают несколько аспектов поставленной проблемы: вопрос о соотношении русского реализма с идеологией Просвещения не отделим от другого, не менее сложного вопроса – о существовании в России просветительского типа искусства, о его происхождении, исторической роли и специфическом характере . Именно этот последний вопрос выдвигается на первый план.
Исходные посылки исследования в этом случае тоже достаточно очевидны. В литературном процессе второй половины XVIII и первой четверти XIX века выделяют особое, совершенно своеобразное направление, которое называют «просветительским реализмом» и рассматривают как первый этап в развитии русского реалистического искусства. Комедии Фонвизина и Грибоедова, сатирическая журналистика Новикова, «Путешествие. » Радищева, нравоописательный роман Нарежного, басни Хемницера и Крылова – вот круг явлений, охватываемых понятием «просветительский реализм».
Качественное своеобразие этих явлений
С одной стороны, «просветительский реализм» преодолевает эстетическую ограниченность классицизма: целью искусства становится уже не воплощение абстрактных схем, а эмпирическое познание действительности. Действительность интересует просветителей в ее «социальном качестве»; они объясняют человека «непосредственным влиянием среды», а среду понимают как совокупность бытовых и материальных условий общественной жизни.
Но, с другой стороны, сохраняется свойственный классицизму рационалистический и моралистический подход к изображаемому, чем и обусловлены некоторые существенные черты просветительской литературы:
- прямолинейное выражение положительного идеала (и вообще авторских идей),
- одноплановость и неизменность характеров,
- дидактическая заданность всей структуры произведения и т. д.
Словом, структурные особенности «просветительского реализма» дают основание для двояко направленных сближений: одни его черты предвосхищают критический реализм, другие сродни классицизму.
Один из исследователей этого литературного явления – Н. Степанов решительно отграничивает его от всех смежных явлений : «просветительский реализм» он рассматривает как «самостоятельную художественную систему», в равной мере отличная и от классицизма, и от критического реализма и в то же время несводимую к той или иной комбинации их «элементов».
Торжество критического реализма не приводит к полному вытеснению просветительского метода: по убеждению исследователей, последний продолжает существовать в изменившихся формах. Присутствие «просветительских тенденций» обнаруживается в творчестве Герцена, особенно в романе «Кто виноват?»; разнообразные связи с традициями просветительского романа XVIII века выявляет анализ романов Лескова.
Гораздо дальше идут в своих выводах исследователи демократической литературы 60-80-х годов. Они говорят о своеобразной «второй жизни» «просветительского реализма». «Вторая жизнь» метода представляется исследователям короткой, но интенсивной:
- в 60-е годы – оформление и быстрое развитие,
- в 70-е – бурный расцвет
- в 80-е – заметное оскудение,
- на рубеже 90-х годов – окончательная агония, вызванная непреодолимыми внутренними nротиворечиями.
Все это не воспринимается как возвращение к уже nройденному этапу литературного развития. «Просветительский реализм» 60 – 80-х годов входит в литературу обогащенным достижениями критического реализма. Литературоведы акцентируют это качественное изменение, говоря о новом nросветительском реализме»; причем «новый просветительский реализм» рассматривается уже не как самостоятельное направление, а как одна из разновидностей критического реализма.
Выделяется целый ряд произведений «просветительского реализма», к их числу отнесены, например, «Что делать?» Чернышевского, «Шаг за шагом» Омулевского, «На жизнь и смерть» Берви-Флеровского, «Василиса» Арнольди, «Андрей Кожухов» Степняка-Кравчинского и др.
Опять-таки можно говорить о некотором общем достижении, составляющем совокупный результат многих исследований. Исследователи «просветительского реализма» способствуют преодолению давних литературоведческих предрассудков, и прежде всего разрушению прямолинейных схем литературного процесса.
Анализ явлений, включенных в категорию «просветительского реализма», показывает сложность, противоречивость, прерывность развития русской реалистической литературы, он лишний раз обнаруживает несостоятельность концепций, представляющих художественный прогресс как «простое восхождение по ступеням – от низшего к высшему».
Реализм в литературе – черты и стиль: русский реализм, критический реализм XIX века
Что такое реализм?
Реализм – это направление в искусстве и литературе, которое ставит целью правдиво воспроизвести действительность в ее типических, обычных чертах.
В философии реализм – это доктрина, согласно которой предметы видимого мира существуют независимо от человеческого восприятия и познания.
Черты реализма
Исторически конкретное общество, события, эпоха
Жизнь показана наиболее приближенной к реальности
В центре внимания – закономерности жизни, обусловленные причинно-следственными связями
Литература в реализме – средство познания себя и окружающего мира
Реализм показывает влияние общества на духовный мир человека, формирование его характера
Типизация характера: создание типических характеров в типической остановке
Характеры и обстоятельства взаимодействуют друг с другом: характер не просто обусловлен обстоятельствами, но и сам оказывает на них воздействие
В произведениях реализма представлены глубокие конфликты. Жизнь отражается в драматических столкновениях
Действительность рассматривается в развитии. Реализм изображает не только уже сложившиеся формы социальных отношений и типы характеров, но и обнаруживает зарождающиеся
Реализм в литературе
Реализм как литературное направление зародился в европейской культуре в 1830-е годы, придя на смену романтизму. Если романтизм – это интерес идеальному, особенному, то реализм – это интерес к повседневным событиям и «обычным» людям.
Во Франции основы романтизма заложили романы Стендаля, Оноре де Бальзака, Гюстава Флобера. В Великобритании представителями реализма стали Чарльз Диккенс, Уильям Теккерей и другие. В основном писатели-реалисты обличали свои произведения в формы очерков, романов, рассказов и повестей.
В России черты реализма находят свое отражение в комедии «Горе от ума» А.С. Грибоедова, в прозе и поздних поэмах А. С.Пушкина. Критик Виссарион Белинский использовал понятие «натуральная школа». Он провозгласил реалистом Н.В. Гоголя – в первую очередь за его поэму «Мертвые души».
Само понятие «реализм» ввел русский литературный критик Павел Анненков еще в 1849 году, но общепринятым оно стало только в 1860-е.
Становление реализма в русской литературе традиционно связывают с именами писателей натуральной школы – И.С.Тургенева, молодого Ф.М. Достоевского, Д.В. Григоровича, И.А. Гончарова, Н.А. Некрасова и других.
Расцвет русского реализма наступил во второй половине XIX века, чему культура обязана А.Н. Островскому, Л.Н.Толстому и другим великим писателям и драматургам.
Уже в 1880-е годы под воздействием натурализма реализм как направление отходит на периферию литературы как в Европе, так и в России.
Реализм в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин»
Пушкинский роман в стихах «Евгений Онегин» считают первым русским реалистическим романом. В нем показана русская жизнь XIX века и особенности этой эпохи. В романе дается характеристика русскому дворянству: описываются их быт, интересы, нравы.
Персонажи романа типические. Личность Евгения Онегина раскрывается с помощью описаний его жизни, прошлого опыта. Очевидно, как его воспитание и петербургская светская жизнь повлияли на его характер и на то, как после он чувствовал себя в деревенской глуши.
Татьяна Ларина в романе также показана в той среде, в которой была воспитана: в деревне, в близости к няне, рядом с простодушными родителями.
Через типичные жизненные обстоятельства раскрывается также Владимир Ленский и другие герои. Типизация их образов позволяет предсказать, как они будут вести себя в той или иной ситуации.
Критический реализм
В СССР в марксистском литературоведении под термином «критический реализм» понимали художественный метод, предшествующий социалистическому реализму. Это литературное направление сложилось в XIX веке.
Критический реализм, согласно идее марксизма, объясняет, каким образом обстоятельства жизни человека и его психология обусловлены социальной средой. Это проявляется в романах, в частности, Оноре де Бальзака или Джорджа Элиота.
Для обоснования критического реализма в России советские исследователи обращались к произведениям литературных критиков Виссариона Белинского, Николая Чернышевского и Николая Добролюбова.
Для русских критических реалистов (к ним относили Некрасова, Тургенева, Достоевского, Островского и других) было характерно изображение народа, страдающего под гнетом крепостничества и царизма, отмечали советские литературоведы.
Характерные черты критического реализма:
достоверное воспроизведение действительности
особый интерес к социальной тематике
субъективность в работах данного направления
стремление героев к правде и улучшению мира
Социалистический реализм
Социалистический реализм или соцреализм – это официальный творческий метод, который стал обязательным в СССР в сталинскую эпоху. В таком качестве его утвердили на первом Всесоюзном съезде советских писателей в 1934 году. В 1930-е годы был выделен ряд особенностей этого направления, в частности:
задача писателя «изображать действительность в ее революционном развитии»
«правдивость и историческая конкретность художественного изображения должны сочетаться с задачей идейной переделки и воспитания трудящихся людей в духе соцреализма»
искусство должно быть доступно для восприятия широких народных масс, отражения их жизни и интересов
В произведениях соцреализма также должны были включаться жизнеутверждающий пафос и революционно-романтическая героика. Таким образом, соцреализм ставил искусство и литературу на службу идеологии – они должны были воспевать советский строй, революцию, коммунистические идеалы и мудрость вождя.
Отклонение от принципов соцреализма в СССР преследовалось: произведения иных направлений не печатались, автора могли исключить из союза писателей или художников, лишив возможности работать. За публикацию «антисоветских» произведений авторов нередко подвергали репрессиям.
Александр Дейнека. Стахановцы
Реализм в живописи
В изобразительном искусстве термин «реализм» использовал французский живописец, пейзажист, жанрист и портретист Гюстав Курбе. Свое творческое кредо он обозначил в «Манифесте реализма» (1855). Это кредо – «запечатлеть нравы, идеи и облик моей эпохи, согласно моей оценке». Во Франции в середине XIX века к реалистичным художникам относили Оноре Домье и Жана-Франсуа Милле.
Аналогичные тенденции в то же время наблюдались и в Германии – Вильгельм Лейбль, Адольф фон Менцель, Бельгии – Константин Менье, в России – передвижники, Илья Репин.
Адольф фон Менцель. В Белом зале
Источники:
https://www.bukinistu.ru/obschie-stati/puti-stanovleniya-russkoy-literaturyi-hviii-veka.html
https://zen.yandex.ru/media/id/5da2cf510ce57b7193c27bcd/5dfc4bf32fda8600b014d22c
https://www.anews.com/p/122030092-realizm-v-literature-cherty-i-stil-russkij-realizm-kriticheskij-realizm-xix-veka/