5 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Психология влияния на человека. Способы воздействия на поведение людей

Содержание

ПСИХОЛОГИЯ ВЛИЯНИЯ НА ЧЕЛОВЕКА И МАНИПУЛИРОВАНИЕ

Как бы человек не стремился к свободе действий и мышления, он постоянно попадает под влияние внешних факторов или других людей. И необязательно находиться под гнётом какого-либо лица или сознательно и безоговорочно принимать чужое мнение. Реклама манипулирует, основываясь на потребности, знакомые и друзья – на взаимоотношения, работодатель – на финансовую сферу, близкие – на эмоции.

Влияние и манипуляции — неотъемлемая часть установленных между людьми отношений. Хотите, чтобы муж сходил за молоком для Вас, а ему лень? Обязательно найдётся несколько аргументов: болит горло, не на чем будет сварить кашу утром, его очередь совершать покупки. Насколько человек будет подвластен манипуляциям, зависит от амбиций манипулятора и устойчивости и грамотности манипулируемого.

Для безболезненного выстраивания отношений, сначала стоит познакомиться с механизмами влияния на человека. Роберт Чалдини, в своей книги «Психология влияния», выделил следующие средства и принципы влияния:

«Хороший крем – дорогой крем», «Знаменитый бренд – качественная вещь». И не важно, оправдан или нет стереотип. Цель – повлиять на потребителя.

Не имеет значения, как человек относится к рекламе, он постоянно находится под её воздействием. Обратите внимание, когда Вы заходите в отдел с моющими средствами, например, прежде всего в глаза бросаются прорекламированные или хорошо знакомые товары. Цель рекламы не только показать лучшие стороны продукта, но и оставить его в подсознании покупателя. В случае выбора, быстрее будет продан прорекламированный товар.

  • Влияние через пояснение.

Возможно, приказать или запретить что-то сделать было бы проще. Но используя пояснение, Вы можете повысить свой авторитет или создать образ рационально мыслящего человека. Если данный вид влияния используется для доказательства правоты в споре, то немаловажную роль сыграет наличие аргументов. Победу в споре, как правило, одерживает человек, предоставляющий большее количество фактов, даже если его точка зрения не верна.

  • Социальное доказательство.

Этот принцип скорее можно определить, как принцип влияния общественного мнения на человека. К примеру, столетие назад отношения до брака считались пороком. Современное общество сформировало новую мораль, которая приветствует такие отношения, делая их нормой и этапом формирования семьи. Человек должен чувствовать подтверждение своей правоты. Наилучший способ для этого придерживаться социальных норм.

Принцип опирается на рассмотрении радикальных вариантов развития событий. Вам представлена аналогичная Вашей ситуация, чем хуже её исход, тем проще убедить Вас в правильности предложенного решения. Данный принцип хорошо работает в политике. Всё познаётся в сравнении. Однако не всегда в сравнение идёт положительный вариант.

Принцип, который, через наименьшие уступки или покровительство с одной стороны, помогает добиться ответной реакции с другой. Для данного принципа хорошо подходит описание «долг платежом красен». За Вас замолвили словечко? Теперь «покровителю» будет гораздо проще обратиться к Вам с просьбой, может и не один раз. А Вы гораздо активнее откликнитесь.

  • Обязательства и последовательность.

Желая добиться результата, стоит вести себя последовательно.

— Привет. Как дела? Что нового?
— Привет. Всё отлично…
— Не мог бы ты …

Такое обращение выступает не только как правило хорошего тона, но и как способ влияния на человека. Выход на личную сферу зачастую располагает собеседника. Но, помните, использование данного принципа не всегда уместно.

  • Благорасположение.

Принцип рассчитан на наше желаемое восприятие себя. Рекламный пост гласит: «Вы активный и любознательный? Любите путешествовать? Тогда наше предложение для Вас!». Выделяя в себе эти черты, человек сразу же обратит внимание на предлагаемый продукт, не смотря на то, что он может совершенно не соответствовать акцентируемой «активности и любознательности».

Само слово уже предполагает влияние мнения одного человека на другого. Наравне с личными авторитетами можно выделить и возрастные стереотипные авторитеты. У каждого возраста они свои. Подростку совершенно неважно, что говорит Минздрав о табакокурении. Если Вы хотите предостеречь подростка, то лучше обратитесь к некурящим авторитетам или нынче модному здоровому образу жизни. А вот уже беременной женщине гораздо важнее будет мнение доктора в данном вопросе.

Загляните в шкаф своих бабушек, мам, а возможно и свой. Видите эти бесполезные вещи, которые годами лежат нетронутыми. Такую привязанность к вещам сформировал дефицит советской экономики. А вдруг не станет чего носить? Только вот будут ли эти вещи действительно использованы по назначению? Почти тридцать лет прошло со дня распада СССР, а принцип дефицита до сих пор влияет на умы старшего поколения. Боязнь потерять что-либо, остаться в нужде заставляет человека поддаться манипуляции.

Принцип, направленный на закрепление в подсознании желаемой информации. Не важно, согласен ли человек с распространяемым материалом, главное, чтобы материал закрепился в подсознании. Активно пользуется данным принципом Beauty-сфера. Чтобы волосы были гладкими и шелковистыми, обязательно используйте маски. Убрать лишний вес помогут диетологи. У каждого найдется свой личный пример.

Привычная для человека среда становится его средством защиты. Личность гораздо быстрее потеряет способность к сопротивлению, если будет выдернута из знакомой обстановки и помещена в новые непривычные условия.

  • Перемена ценностей.

Возрастные, ценностные и другие кризисы приводят человека к вопросу о жизнеспособности его ориентиров и их переоценке. Зачастую, кризис трудно пережить самому и человеку требуется поддержка извне. На помощь может придти организация, коллектив или просто другой человек. Однако придут они не одни, а со своей базой ценностей. Приняв их, личность поддается манипуляции, формируя новое мировоззрение.

  • Первоочерёдность.

Желая сообщить кому-либо две новости, задумайтесь, стоит ли давать популяризированное право выбора. Вспомните о принципе первоочерёдности. Важной и наиболее воспринимаемой становится та информация, которая поступила первой. Здесь же стоит вспомнить и о первых впечатлениях, которые определяют отношения на начальных стадиях.

Это средство хорошее по своей сути, когда Вы боритесь за расположение человека к Вам. Противоборствующий объект представляется в образе врага. Вспомните, к примеру, Бабу-Ягу. Непослушного ребёнка запугают встречей именно с ней. Немаловажную роль играет её внешний облик. Старушка никогда не представала перед человеком в образе волнующей красавицы. Враг во всём должен быть неприятен. Тогда не появится и мысли поддержать его.

Манипуляции, проводимые данным образом, рассчитаны на неосведомленность человека. Освещается только одна сторона события или продукта. Не имея качественных знаний в предоставляемой Вам сфере, Вы практически беззащитны перед таким средством манипуляции.

  • Комментирование.

Как правило, высказывая своё мнение, личность ожидает одобрения. Манипулятор может поддержать высказывающегося, а может и полностью опровергнуть его точку зрения. В первом случае, манипулируемый будет более благосклонен к комментатору, испытает чувство благодарности. Вторая ситуация, при нажиме влияющего лица, может заставить человека усомниться в правильности своих суждений или полностью отказаться от них.

  • Слово очевидца.

Доверяй, но проверяй. Но всегда ли очевидец является источником достоверной информации? Манипуляция через слово очевидца ставит точку в сомнениях потребителя информации. Если Ваш знакомый, работающий в компании, в которую Вы бы хотели устроиться, скажет, что это не лучшее место для заработка и саморазвития, будете ли Вы хотеть там работать с прежним рвением? Очевидец не может врать. Именно таким мы его привыкли видеть. Но очевидец может быть лицом заинтересованным или субъективным.

  • Позитивное подкрепление.
Читать еще:  Краткий пересказ 3 главы мертвые души. Мёртвые души план по главам

Похвала, награда, премирование один из лучших способов повысить работоспособность сотрудника, стимулировать желание ребёнка и дальше помогать родителям, заставить студента учиться. Это, пожалуй, один из самых приятных способов стимулирования человека, ради которого он готов дальше выполнять Ваши пожелания.

А вот самым неприятным средством является страх. Используя страх, манипулятор блокирует рациональное мышление и дальше имеет дело с эмоциями человека. Манипуляции через страх опасны для двух сторон. Какова будет реакция человека, действующего эмоционально? Насколько готов стереть границы влияющий? Постарайтесь не иметь дел, с человеком, готовым манипулировать Вами через страх. Помните, что сопротивляться легче вначале.

Какие методы психологического воздействия на человека считаются самыми эффективными

Влияние внешних факторов на человека играет значительную роль в его мировосприятии.

Так уж сложилось, что находясь в социуме, человек постоянно оказывает влияние на других людей, точно так же, как и подвергается аналогичному воздействию со стороны социума. Психологическое воздействие на человека — это тонкое искусство манипулирования, которое может сыграть вам на руку.

Негативные способы воздействия на человека

Познания в области психологического воздействия на личность — это очень полезно не только в целях личных манипуляций, но и для исключения подобных манипуляций по отношению к себе со стороны других людей.

Бывают даже случаи, когда отрицательное воздействие выходит за рамки душевного состояния человека. В ходе использования таких негативных психологических приемов происходит сильное воздействие на сознание, поэтому их лучше избегать и самому на них лучше не попадаться.

Случается даже, когда так называемый манипулятор использует подобные приемы неосознанно, и часто это делается не с целью нанесения вреда. Из-за концентрации манипулятора на достижении необходимой выгоды, человек просто не задумывается о том, что он делает и к каким последствиям это может привести.

Ниже мы представили несколько негативных психологических приемов, которые лучше не использовать, поскольку они противоречат морали. Однако если вы заметили подобное проявление воздействия по отношению к собственной персоне, то с этим человеком следует вести себя очень осторожно.

1.1 Критика

Первый негативный прием воздействия на человека знаком каждому — это критика. Чаще всего ее используют в двух вариациях:

  1. Искусственное создание манипулятором образа личного авторитета. Таким образом происходит навязывание убеждений, что тот самый манипулятор является более профессиональным собеседником в оспариваемом разговоре. То есть человек, который критикует, занимает позицию «я прав и мое мнение — бесспорно». На самом же деле критикующий человек чаще всего абсолютно не имеет никакого отношения к данной отрасли, скорее даже он очень далек от этого, но такой психологический прием с использованием критики — это оружие. Он не уверен в своих аргументах, его высказывания звучат неубедительно, но за счет давления авторитета происходит завоевание лидерской позиции.
  2. Игра на лидерстве собеседника. Сначала манипулятор начинает якобы подчеркивать свою компетентность, после чего начинаются уловки на ошибках собеседника. То есть он как бы пытается зацепиться за несовершенные аргументы собеседника, тем самым выйдя на лидерскую позицию.

Думаю, что многие из вас сталкивались и с так называемым приемом «доброжелательное хамство», когда манипулятор сначала хвалит жертву, а после чего выдает порцию критики, которая чаще всего ничем не аргументирована. Поэтому у жертвы возникают очень неординарные чувства. Вроде бы и сделали комплимент в его сторону, но при этом раскритиковали в пух и прах, что самооценка снизилась к уровню нуля.

Что же делать в таких ситуациях? Первое, что нужно всегда помнить — это то, что критика играет роль только в том случае, когда она востребована, и когда она обоснована. Адекватные аргументы без эмоций и оскорблений — вот правильная критика, на которую следует обратить внимание.

Если же за критикой стоит унижение, при этом критикующий не имеет конкретики, аргументации, зато всячески пытается подавить ваши эмоции, лучше не обращать внимание на подобных манипуляторов.

1.2. Угрозы и запугивания

Это наиболее простой и эффективный метод манипуляции людьми. Угрозы при этом могут быть самыми разными, начиная от морального подавления, и заканчивая физическим насилием.

Бороться с подобным видом психологического воздействия необходимо отталкиваясь от конструктивности его посыла. Давайте рассмотрим ситуацию на таком примере: руководитель манипулирует над своим подчиненным, угрожая ему лишением премии, увольнением и так далее. Как быть в таком случае? Лучшим вариантом устранения такого давления будет простой выход из под контроля данного манипулятора.

Если же у человека, который угрожает не имеется никакой власти над жертвой, то тут проще всего просто не обращать внимание на то, что происходит или же обратиться а помощью к правоохранительные службы, зафиксировав угрозы. Тут важно не перепутать психологию и статью в Уголовном кодексе.

1.3. Самовосхваление

В случае такого психологического приема, манипулятор просто преувеличивает собственные достоинства, тем самым пытаясь унизить жертву. В случае подобных ситуаций, необходимо трезво оценивать ситуацию.

Если вы знаете правду об этом человеке, то можете или так же психологически вернуть его на место, напомнив о его реальных достижениях, или же просто забить на подобные выражения со стороны манипулятора.

Помните о том, что подобное поведение — это лишь пустые слова, которые не имеют никакого отношения в трезвой реальности.

1.4. Сплетни и слухи

Такой способ вызывает немало эмоций у жертвы, ведь никому не будет приятно, если его обсуждают за спиной, да еще и не так, как это есть на самом деле. Психология влияния на человека дает возможность использовать сплетни и слухи различными методами.

Главное, о чем не следует забывать, если вы стали такой жертвой, что не стоит продолжать эту ветвь лживых слухов. Вы не знаете, правду говорит этот человек или нет, вы не знаете, каким образом он получил эту информацию.

Проявите культуру и воспитанность, ведь с точки зрения этики и человечности, не стоит распространять подобную информацию из сплетен, хотя бы из уважения к личности, к собственной личности. Не нужно опускаться до уровня манипулятора, будьте выше.

Допустимые методы психологического воздействия

Если же вы, наоборот, несете в данном вопросе только положительное воздействие на ту или иную персону, и хотите ее максимально расположить к себе, то можете воспользоваться следующими рекомендациями специалистов.

2.1. Просьба об одолжении

Данный эффект известен, как эффект Бенджамина Франклина. По истории, Франклин хотел завоевать внимание и расположение определенного человека, который всячески избегал с ним общения. Тогда он вежливо и этично попросил его о помощи — он попросил одолжить ему книгу.

Когда Франклин получил то, что хотел, он еще так же вежливо поблагодарил этого человека. И если ранее этот человек не хотел с ним никак пересекаться, то после подобного психологического хода, они достаточно тесно подружились.

Суть заключается в том, что сделав одолжение один раз, этот человек будет делать его снова и снова. Почему так происходит? Как утверждают психологи, если вы чего-то просите у человека, то значит и сами сможете помочь ему в случае его просьбы.

2.2. Требование большего

«Дверью в лоб» — так в психологии называется данная техника. Вы просите другого человека дать вам более или сделать больше, чем вам необходимо на самом деле. Вероятнее всего он откажется это делать, после чего вы уже можете смело попросить именно то, что вам нужно изначально.

В этой ситуации человек будет чувствовать себя должным, это принесет ему дискомфорт, так как в первый раз он был вынужден вам отказать. Поэтому во второй раз, тем более, когда просьба приобретает уже более разумные и рациональные рамки, этот человек вам не откажет.

Читать еще:  Биография — Максим Горький. Максим Горький: биография, личная жизнь

2.3. Обращение к человеку по имени

Дейл Карнеги, являющийся популярным психологом, утверждает, что произносить имя человека в ходе разговора очень важно.

Как бы не звучало имя, оно является наиболее родным, привычным и приятным для человека, поэтому когда человек обращается по имени, это приносит положительные эмоции.

2.4. Лесть

Здесь уже более понятно и очевидно, однако есть определенные нюансы. Так, если ваша лесть очень наиграна, то это скорее навредит ситуации.

Так что если вы и используете это оружие с собственными целями, то лучше делайте это в меру и искренне. В противном же случае вы рискуете вызвать противоречие и негативное мнение к собственной личности.

2.5. Метод отражения

В психологии этот прием называется мимикрия. Часто мимикрия используется на подсознательном уровне и человек даже не знает о том, что он использует такой психологический прием.

Отражение — это когда собеседник на автомате копирует поведение человека, его жесты, повторяет за ним определенные слова и высказывания, чтобы больше втереться в доверие.

Такова природа человечества, более доверительные и близкие отношения человек строит с тем, кто на него похож.

2.6. Использование чужой усталости в своих целях

Усталость ведет к восприимчивости. А все потому, что усталость — это не только физическое состояние человека, но и его моральное поведение, когда психическая энергия исчерпана.

Просьба о помощи или об одолжении к уставшему человеку, скорее всего повлечет за собой согласие о помощи примерно в таком ракурсе: «Хорошо, я помогу, но только давай завтра».

Как правило, думать отмазки в уставшем состоянии человек уже не в силе, но и делать что-то именно сейчас он тоже не желает. А на следующий день отказать во вчерашней просьбе ему уже неудобно.

2.7. Невозможность отказаться от предложение

Этот прием противоположный тому, когда вы просите сначала больше. Начинайте с малого, незначительного, после чего человек, которому вы уже втерлись в доверие, будет уже более охотно выполнять ваши более важные просьбы.

2.8. Умение слушать и слышать

Человеку важно высказывать свои эмоции и чувства. И для этого ему нужен другой человек, который будет слышать эти эмоции, сопереживать и поддерживать.

Если же вы не согласны с его мнение, то сначала лучше все равно выражать согласие, и только потом уже говорите критику, но не резкую. Тогда ваш собеседник будет готов вас выслушать.

В заключение

Пожалуй, это одни из самых основных методов психологического воздействия на человека.

Остерегайтесь негативных методов в свою сторону и лучше не используйте их в собственных целях. Будьте всегда начеку, и не забывайте рационально обдумать случившееся перед тем, как эмоционально на это реагировать.

Методы и способы психологического воздействия на человека

Человек постоянно находится в социуме, из-за чего ему приходится ежедневно общаться и взаимодействовать с другими людьми. И это в жизни каждого из нас служит одним из главных факторов. Ведь успешность человека и его социальное положение во многом определяются умением договариваться с другими людьми, находить к ним подход и оказывать на них влияние. При этом нередко все мы сами подвергаемся влиянию окружающих, что чаще всего противоречит нашим интересам.

Методы психологического воздействия на человека рассматриваются в отдельном направлении психологии. Они состоят из различных способов оказания влияния, которыми мы пользуемся практически каждый день, занимаясь построением профессиональных, общественных и семейных отношений. Какие существуют методы психологического воздействия на человека, и какой цели можно добиться при их применении?

Понятие влияния

Данный термин чаще всего используется в социологии и психологии. Психологическое воздействие на человека – это не что иное, как влияние на его мысли и чувства. Оно представляет собой процесс, изменяющий поведение, установку, намерения, желания и представления кого-либо из окружающих. Такое психологическое воздействие на человека идет в обход его сознания, разума и логики. Осуществляется оно с использованием внушения, обращения к переживаниям и чувствам, к привычкам и бессознательному, к затаенным страхам и живым впечатлениям.

Цели влияния

Среди особенностей психологического воздействия на человека можно выделить его неосознанный и спонтанный характер, а также отсутствие социального контроля. Использование его производится с определенными целями, которые могут быть как позитивными, так и негативными.

Тема психологического воздействия на других людей особенно интересна бизнесменам, маркетологам, рекламистам и предпринимателям. Используя существующие механизмы подобного влияния, они могут выгодно реализовывать свой товар. Правильное применение инструментов психологического влияния позволяет представителям этих профессий получать неплохую прибыль.

Существуют и другие цели психологического воздействия на человека. В их число входит:

  • удовлетворение личных потребностей за счет окружающих или через них;
  • подтверждение факта собственного существования и его значимости;
  • преодоление пространственно-временных границ собственного «Я».

Но в любом случае цель психологического воздействия на человека состоит в желании заставить его осознанно или на уровне подсознания подчиняться определенным требованиям, законам, установкам или нормам. Например, используя подобные приемы, директор, оказывая влияние на своих подчиненных, стремится сплотить коллектив или дать людям пищу для размышлений, чтобы они действовали на благо компании. Родители психологически воздействуют на своих детей с целью формирования полноценной личности, из которой получится воспитанный и законопослушный гражданин своей страны и хороший человек.

Реклама создается для того, чтобы заставить покупателя приобрести тот или иной товар. И в этом заключается ее основная цель психологического воздействия на человека. Также она может быть создана для того, чтобы люди проголосовали за определенного кандидата, посмотрели фильм, бюджет которого потребовал траты больших средств, которые нужно срочно вернуть, и т. д.

Не всегда цели психологического внушения имеют позитивный характер. Примером тому служат террористы-смертники. Перед выполнением задания их подвергают внушению, гипнозу и обработке, убеждая убивать других людей, умирая самому. Все это противоречит природе человека.

Виды влияния

Как правило, свою социально-психологическую активность люди направляют на отдельных индивидуумов или на целые группы.

При этом ученые и исследователи выделяют следующие виды психологического воздействия на человека:

  1. Информационно-психологическое. Порой его называют идеологическим и пропагандистским. Оно представляет собой воздействие информацией или словом. Основная цель подобного влияния заключена в формировании определенных социальных (идеологических) идей, убеждений и взглядов. Его использование вызывает у людей как положительные, так и отрицательные эмоции, активные массовые реакции, формируя одновременно с этим устойчивые представления-образы.
  2. Психогенное. Такое воздействие производится на мозг человека, в результате чего в нервно-психической деятельности индивида начинают наблюдаться отклонения от нормы. Причиной этого могут быть, например, шоковые воздействия каких-либо событий или окружающих условий. Так, картины многочисленных жертв или массовых разрушений столь негативно влияют на сознание человека, что он теряет ориентацию, утрачивает возможность действовать рационально, впадает в ступор, панику и т.д. Психогенное воздействие может быть оказано и цветом. Так, проведение экспериментов позволило установить, что желтый, оранжевый, красный и пурпурный учащают пульс, повышают артериальное давление и углубляют дыхание, а фиолетовый, синий, голубой и зеленый производят обратный эффект.
  3. Психоаналитическое. Для этого вида воздействия характерно влияние на подсознание человека различными терапевтическими средствами. Наиболее ярким примером тому может служить состояние глубокого сна или гипноза. Существуют также методы, при которых психологическое воздействие на сознание человека исключают возможность сопротивления не только отдельно взятого индивида, но и группы людей, находящихся в бодрствующем состоянии.
  4. Нейролингвистическое. Данный вид психологического воздействия на человека позволяет изменить его мотивацию. Происходит это при введении в сознание индивида особых лингвистических программ. Особенности психологических воздействий на людей в этом случае заключены в оказании влияния на нейрофизиологическую активность мозга. Одновременно с этим происходит изменение волевых и эмоциональных состояний. Основные средства психологического воздействия на человека при этом – специально подобранные словесные (вербальные) и невербальные программы, при усвоении содержания которых можно изменить в нужном направлении представления, убеждения и взгляды индивида или групп людей.
  5. Психотронное. Такое воздействие на других людей осуществляется при передаче информации через неосознаваемое (внечувствительное) восприятие. Например, существуют разработки, результатом которых являются генераторы низкочастотной и высокочастотной кодировки мозга, а также биолокационные установки, стимулирующие определенные психологические реакции. Последние осуществляются с помощью биологических и химических средств.
  6. Психотропное. Средством данного воздействия являются медицинские препараты, а также биологические и химические вещества. Так, оказывать влияние на психику могут некоторые сильно пахнущие элементы. Их применение позволяет изменять поведение человека и провоцировать его на выполнение тех или иных действий.
Читать еще:  Кто по национальности айвазовский. Белинский о творчестве художника

В социологии и психологии различают также направленное влияние и ненаправленное. К первому из них относят такие методы воздействия на человека, как внушение и убеждение. Ненаправленное влияние возможно при подражании и заражении.

Убеждение

Данный метод психологического воздействия является одним из самых безобидных, но при этом наиболее действенных. Этот способ основан на предоставлении фактов, которые становятся очевидными в случае выстраивания логической цепочки во время размышлений.

Но следует иметь в виду, что, используя различные психологические приемы воздействия на человека, необходимо учитывать уровень его интеллектуального развития. Доказывать что-либо индивиду, который стоит на ступеньку ниже в умственном развитии, по меньшей мере нелепо. Приведенные доводы будут для него непонятны, и поэтому он их просто не примет. Не стоит также убеждать в чем-то кого-то, кто умнее вас, ведь выглядеть это будет просто смешно.

Только после того как сознание человека освоит новую порцию информации, его мозг начнет искать объяснений. В этот момент все будет зависеть от искусства убеждения говорящего. Хорошо если ему удастся заставить собеседника довериться ему. В этом случае понадобится лишь чередовать в разговоре новые данных.

Самое главное требование любых способов психологического воздействия на человека состоит том, что говорящий не должен обманывать своего оппонента. Если только в его голосе прозвучит фальшь, то уровень доверия тут же начнет падать. В любом случае тот человек, который пытается убедить своего собеседника, должен создавать впечатление авторитетной личности.

Стратегии убеждения

Как оказать социально-психологическое воздействие на людей ? Для этого можно использовать одну из нескольких стратегий:

  1. Агрессивную. Ее выстраивают на противоречии имеющихся фактов. Подобное позволит доказать собеседнику, что говорящий является личностью неординарной. У человека тут же возникает желание выслушать доводы до конца, чтобы распутать созданную во время разговора логическую цепочку. Подобную стратегию применяют, как правило, профессионалы убеждения и слова.
  2. Пассивную. Подобная стратегия может сработать лишь в том случае, когда человек хорошо знает своего собеседника. Для того чтобы убедить его в чем-либо, он начинает осторожно приводить примеры из своей жизни, сравнивая их со случаями, хорошо известными широкой публике. Этим он и подводит оппонента к той мысли, которую он стремится до него донести. Подобное информационно-психологическое воздействие на человека возможно лишь при отсутствии расхождений и нестыковок в суждениях. Подобные оплошности не позволят получить желаемого результата.

Внушение

Это также один из способов психологического воздействия на человека. При его применении влияние на оппонента оказывается благодаря созданному эмоциональному фону. Это и заставляет человека действовать так, как говорит ему собеседник.

Внушение – это убеждение, использующее вербальные инструменты, такие как визуальный контакт, слова и т. д. Данные средства и заставляют человека поступать так, как ему это говорят.

Внушение может стать действенным инструментом только в том случае, когда человек будет соответствовать своим словам. Если он начнет пытаться «учить жить», рассказывать о законах достижения успеха и правилах поведения в обществе, но при этом его манеры и внешний вид не будут вызывать уважения, то вряд ли у оппонента появится желание подражать ему. Слова измученного индивидуума в грязной одежде, от которого разит перегаром, будут выглядеть нелепо, смешно и жалко. Именно поэтому тому, кто желает помочь своему собеседнику советом, стоит вначале разобраться в сложившейся ситуации, проникнуться возникшей проблемой и поставить себя на место своего оппонента. Только это позволит начать высказывать правильные мысли и поддержать того, кто нуждается в этом.

В чем кроется успех внушения?

Данный метод психологического воздействия имеет некоторые нюансы. Так, внушать свои мысли человек обязательно должен уверенным голосом, без всякой тени сомнения. Порой от того, каков тон произнесенной фразы, напрямую зависит успех идеи или ее провал.

Еще одним фактором, определяющим результат воздействия на человека, является его внушаемость. А этот показатель сугубо индивидуален. Например, высокий уровень внушаемости наблюдается у детей до 12-14 лет, а также у нерешительных и неуверенных в себе людей.

Особенно эффективным окажется подобный метод в том случае, когда смысл высказанных слов будет соединен с внешней информацией, которая понятна и знакома собеседнику.

При желании доказать человеку, что согласившись с имеющимися доводами, он останется довольным, следует привести пример какого-либо отрицательного результата, который непременно ожидает его при отказе от внушаемых мыслей.

Подражание

Нередко мы пользуемся теми или иными методами воздействия на человека и даже сами не подозреваем об этом, ведь происходит подобное на уровне подсознания. Так, человек, достигший каких-либо высот в интеллектуальном плане или карьере, непременно становится предметом восхищения и уважения. При этом с того, кто успел воплотить в жизнь свои стремления, менее опытные люди начинают брать пример. Стоит иметь в виду, что объект подражания на высоте должен находиться всегда. Для того чтобы воспользоваться данным методом психологического воздействия на людей, он должен быть восхитительным, запоминающимся, ярким и привлекательным в любых ситуациях. Другими словами, ему необходимо удовлетворять желание окружающих людей следовать своему идеалу.

Почему человек стремится быть похожим на кумира?

Основу подражания нередко составляет эмоциональный всплеск или неосознанная зависть. Так, все дети стремятся брать пример со своих родителей, а подрастая — со сверстников или кумиров. Порой тягу к подражанию человек проносит через всю свою жизнь. Иногда именно это психологическое воздействие толкает людей на положительные или отрицательные поступки. Например, подросток берет в руки сигарету, ведь так делают многие из его одноклассников. Или молодой человек начинает заниматься тем или иным видом спорта в стремлении быть похожим на своего кумира.

Подобные методы оказания психологического воздействия людьми используются непроизвольно. Вряд ли знаменитости ставят перед собой цель склонить своих поклонников нарастить массу или похудеть. Но, тем не менее, подобное влияние ими оказывается, причем порой оно бывает довольно сильным.

Заражение

Подобный способ психологического воздействия на людей является самым древним и наиболее изученным. В его основе лежит передача эмоционального состояния от одного человека к другому.

Наверняка многие в своей жизни сталкивались с такой ситуацией, когда прекрасное настроение портилось из-за внезапно появившегося человека, который со слезами на глазах начинал рассказывать свою жалостливую историю. Замечательное душевное состояние куда-то улетучивалось. Настроение падало и становилось похожим на то, которое было у собеседника. Особо впечатлительным натурам в такой ситуации даже не нужно было слышать печальных слов. Настроение начинало падать на эмоциональном уровне при восприятии сигналов от тех, кто находится рядом.

Еще одним ярким примером, который характерен для метода заражения, является паника. Особенно яркое влияние подобное психологическое воздействие оказывает в толпе. При наличии большого скопления людей, находящихся в равных критических условиях, при возникновении паники у одного из них этому чувству начинают поддаваться практически все из присутствующих.

Однако заражение может наступить не только какими-либо отрицательными эмоциями. Очень хорошо от человека к человеку передаются веселье, смех и позитивное настроение.

Источники:

http://psihologmoy.site/psihologija-vlijanija-na-cheloveka-i-manipulirovanie/
http://how-info.ru/psihologiya/kak-vozdejstvovat-na-cheloveka-psihologicheski/
http://fb.ru/article/444710/metodyi-i-sposobyi-psihologicheskogo-vozdeystviya-na-cheloveka

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector
×
×