Радостные музыкальные произведения. Влияние музыки на эмоциональную сферу человека
ВИА Мидгард-ИНФО
Возможно, что для многих, а может и для подавляющего большинства, читающих эту книгу, информация, размещенная в этой главе, покажется черезчур сложной и непонятной. Но я пишу в расчёте на тех читателей, которые ознакомились с информацией по ссылкам, которые я привожу по ходу моего повествования, побуждая к дополнительному пополнению их знаний.
Человек, как и всё миро здание, живое и неживое, подчинён за конам движения первичных материй через тела сущности и физическое тело. То, как активно и на каких уровнях они циркулируют, принципиально важно для всех функций тела человека, его памяти, состояния его здоровья, его сознания, его эмоций, его духовного развития. Эти потоки первичных материй изменяются и под воздействием акустических и оптических волн, что также может быть использовано для управления психикой человека, его программированием на определенный уровень поведенческих реакций. Особенно легко направлять в определённое русло развития неустоявшуюся психику подростка, так как его структуры сущности только начинают развиваться. В возрасте с 11-14 лет до 18-21 года происходит формирование астрального тела сущности, что сказывается на нестабильном взрывном характере подростка, чем успешно пользуются манипуляторы сознанием. Что же происходит в этом возрасте пояснил на основании своей теории о Неоднородности пространства Вселенной академик Н.В.Левашов в книге «Сущность и Разум» том 1:
«Сущность имеет лимитированное во времени «окно», в течение которого должны произойти определённые качественные изменения . Для того, чтобы эти качественные изменения произошли, необходимо накопление мозгом информации определённого качества и объёма . Только в этом случае происходит раскрытие сущности на следующем уровне. Какие же ложные соблазны «предлагает» современная цивилизация молодому поколению?! Это не только пропаганда насилия, которая буквально шквалом обрушивается на молодое поколение через средства массовой информации, что толкает очень многих на «лёгкий» жизненный путь. Очень сильное влияние на эволюционное развитие молодёжи оказывает и музыка. Для многих не секрет, что разным возрастным группам нравится разная музыка. Но мало кто задумывался над вопросом – почему?
Дело в том, что одна и та же музыка по-разному влияет на людей, имеющих различный эволюционный уровень. Человек, слушающий музыку, не только слышит её, но и его сущность перестраивается под воздействием ритма и частот звуков. Музыка как бы навязывает сущности человека определённое качественное состояние, которое может быть в гармонии с его собственным или полностью несовместимым . В первом случае человек чувствует внутренний подъём, радость, которые могут достичь уровня экстаза. И если музыка резонирует с сексуальными эмоциями, подобный экстаз может привести к оргазму. Особенно сильно реагируют на музыку женщины в силу того, что качественная структура женской сущности очень динамична и легко перестраивается под внешним влиянием. При этом реакция происходит на подсознательном уровне и практически не контролируется сознанием человека. При дисгармонии между музыкой и качественной структурой сущности, у человека может появиться раздражение или другие эмоциональные проявления, побуждающие человека прекратить слушать данную музыку. Подобное реагирование на музыку является защитной реакцией человека.
Давайте попытаемся понять, почему при слушании музыки может появиться защитная реакция?
Как всем известно, звуки и звуки музыки в частности, являются продольными волнами. И как любые волны, изменяют собственный уровень мерности пространства на некоторую величину. Звуковые волны , в силу своих параметров, оказывают влияние на уровень мерности макропространства в локальном объёме. Даже незначительные изменения уровня мерности макропространства вызывают перераспределение первичных материй, пронизывающих данный объём пространства . В результате этого, изменяется количественное распределение первичных материй в локальном объёме пространства, пронизываемого звуковыми волнами, и изменяется, как следствие, насыщение первичными материями тел сущности человека, находящегося в зоне воздействия звуковых волн. Максимальное влияние звуки оказывают на астральное тело сущности человека, создавая дополнительное насыщение его первичными материями G и F , что проявляется в эмоциональной реакции человека на звуки музыки. Причём, это влияние неодинаково и зависит от частоты звука и периодичности его повторения (ритма). Низкочастотные звуки создают избыточное насыщение астрального тела первичной материей G , что проявляется в повышении сексуальности, агрессивности человека. И далеко не случайно низкий мужской голос является для большинства женщин частью сексуального образа, сексуальности мужчины. Низкий мужской голос оказывает сексуальное воздействие на женщину, побуждая её к сексуальной близости с мужчиной, вызывая сексуальные желания. Итак, голос можно назвать сексуальным оружием.
Попытаемся разобраться, что при этом происходит на клеточном уровне.
Низкочастотная звуковая волна, достигнув человека, вызывает перераспределение первичных материй в зоне своего прохождения, в результате чего, пропорциональное соотношение между первичными материями нарушается. Возникает избыточное насыщение этой зоны первичной материей G , что в свою очередь создаёт дополнительное насыщение этой материей астрального и эфирного тел человека, находящегося в зоне прохождения фронта звуковой волны (см. Рис.58 ). Дополнительное насыщение астрального и эфирного тел сущности человека первичной материей G приводит к избыточной концентрации этой материи в этих телах (см. Рис.59 ). При этом возникает дополнительное движение этой материи от астрального тела к эфирному и далее, к физически плотному телу клетки. Звуковая волна, как и любая другая продольная волна, приходит единым фронтом, и её действие продолжается некоторый промежуток времени, в течение которого сохраняется подобное перераспределение первичных материй. С проходом звукового фронта распределение первичных материй возвращается к качественному состоянию, бывшему до прихода волны. Избыточное насыщение астрального и эфирного тел сущности во время прохождения звукового фронта создаёт некоторый перепад между собственной мерностью среды и собственной мерностью астрального и эфирного тел, что, в свою очередь и приводит к некоторой нестабильности состояния этих тел. И, как следствие, происходит выброс избытка первичной материи G , и состояние астрального и эфирного тел возвращается к первоначальному (см. Рис.60 ). При этом человек переживает соответствующие эмоции . Таким образом, звуки музыки вызывают у слушателей вынужденные эмоции . Сочетание звуков разных частот создаёт специфическую картину перераспределения первичных материй в зоне своего прохождения, что и создаёт всю гамму переживаний, создаваемых музыкой. Вопрос заключается в том, какие вынужденные эмоции создаёт та или иная музыка?
Музыку можно рассматривать, как один из инструментов влияния на сознание человека и, следовательно, как разновидность пси-оружия. Хотелось бы обратить особое внимание на периодичность повторения низких звуков, так называемый, ритм . Новая низкочастотная звуковая волна приносит с собой очередное перераспределение первичных материй в зоне прохождения звукового фронта. И всё повторяется вновь (см. Рис.58 , Рис.59 , Рис.60 ). Интервал между моментом завершения действия одной низкочастотной звуковой волны и приходом следующей имеет огромное значение. Вспомним, что при прохождении фронта низкочастотной звуковой волны происходит перераспределение первичных материй и дополнительное насыщение астрального и эфирного тел первичной материей G . После прохождения звукового фронта происходит выброс накопленного избытка концентрации этой материи астральным телом клетки, и состояние клетки возвращается к исходному. А если новый фронт звуковой волны приходит до того момента, когда состояние клетки ещё не успело вернуться к исходному состоянию?! Что тогда происходит? А ничего неожиданного не происходит, просто звуковой фронт новой волны не позволяет клетке вернуться к исходному состоянию и вынужденно удерживает клетку на этом качественном уровне . Другими словами, периодически повторяющиеся низкочастотные звуки не только провоцируют у человека определённую эмоциональную реакцию , но и в состоянии навязать ему это эмоциональное состояние . Не правда ли, интересный эффект?! Вопрос заключается в том, какие эмоциональные состояния навязываются человеку против его воли, часто даже без понимания с его стороны того, что ему что-то навязывают?
Периодически повторяющиеся низкочастотные звуки в состоянии не только вынужденно удерживать клетку на определённом качественном уровне, но могут вызывать и частичное разрушение её качественных структур, и эволюционную блокировку. Если новый фронт низкочастотной звуковой волны настигает клетку в фазе завершения возвращения к исходному состоянию, то она вновь будет возвращена в вынужденное состояние. И если этот процесс будет повторяться с одним и тем же периодом, астральное тело клетки будет раскачиваться, как маятник. Естественно, это приводит к дестабилизации клетки в целом и частичному разрушению астрального тела клетки , в первую очередь, верхнеастральных структур клетки , которые у молодёжи находятся в стадии развития и поэтому легко могут быть разрушены подобным процессом. Таким образом, подсунув в виде приманки молодому поколению определённого типа музыку, от которой последняя будет ловить «кайф», можно очень легко и надёжно уничтожить её эволюционное будущее. Что практически и происходит под влиянием «музыки» в виде «рэп» и «металл». И если эти «музыкальные» течения встречают полную поддержку со стороны государственных структур, то становится ясно, кому это выгодно. Государству нужны «чёрные лошадки», которые не хотят да и не могут мыслить. Стадом «баранов» гораздо легче управлять, и они, к тому же, не задают нежелательных вопросов, на которые нет ответа, по той простой причине, что они навсегда остаются «слепыми». Звуковые волны с частотой 6-8 Герц, вообще являются оружием. Фронт звуковой волны с данной частотой вызывает такое перераспределение первичных материй при своём прохождении, что вызывает необратимые процессы у высокоорганизованных клеток, которыми являются нейроны мозга. В результате этого возникает перегрузка мозга, нейроны разрушаются, и человек умирает».
Сложно что-либо добавить к столь обоснованному пояснению механизма пси-воздействия на человека посредством музыки, но всё же добавлю, что домашнее прослушивание музыки и посещение рок-концертов по-разному воздействуют на эмоциональную сферу человека. В толпе многократно усиливается (резонирует) воздействие и сонастрой слушателей, вызывая, порой, совершенно неадекватные реакции среди молодежи, что проявляется в запредельном фанатизме поклонников определенных исполнителей поп-музыки. Не надо далеко ходить, стоит лишь вспомнить реакцию фанатов Майкла Джексона на его смерть , в результате которой покончили жизнь самоубийством более десятка молодых людей. А если вспомнить одну из предыдущих глав о методах воздействия при «столпотворении», когда объект внимания становится каналом передачи сброшенных при эмоциональном возбуждении первичных материй, то становится понятным процесс фанатизация и неадекватность наиболее эмоционально нестабильной части толпы – молодёжи.
В связи с полученными выводами напрашивается очередной вопрос: почему так популярен и высоко оплачиваем шоу-бизнес, раскручиваемый определёнными паразитическими структурами? Думаю, что ответ очевиден: лучше оплачивать небольшое количество сценических паяцов, чем обеспечить весь народ достойным Человека уровнем жизни и возможностью развиваться в направлении Света и Любви.
Исследовательская работа по музыке “Влияние музыки на эмоциональную сферу человека”
Эмоции являются неотъемлемой частью жизни человека и способны влиять на психологическую и физиологическую деятельность организма через звук, ритм и эмоции.
Существует и обратная связь – любому человеку известно состояние, когда при определенном настроении возникает желание послушать ту или иную композицию.
Проведенное практическое исследование по выявлению влияния музыки на эмоциональное состояние человека, показало, что некоторая зависимость между цветом, музыкой, а так же эмоциональным состоянием существует.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №6 с углубленным изучением
города Северодвинска Архангельской области
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА ПО МУЗЫКЕ
«ВЛИЯНИЕ МУЗЫКИ НА ЭМОЦИОНАЛЬНУЮ СФЕРУ ЧЕЛОВЕКА»
Завгородняя Валерия Павловна
ученица 9 А класса
Руководитель: Годына Ирина Геннадьевна,
учитель музыки первой
Глава 1. Эмоции в жизни человека…………………………………………………..4
Глава 2. Влияние эмоций на физиологическое состояние человека………………4-5
Глава 3. Влияния музыки на психологическое состояние человека…………………5-6
Глава 4. Практическое исследование влияние музыки на эмоциональное состояние
История оставила немало фактов, свидетельствующих об успешном использовании с древнейших времен терапевтических возможностей музыкального искусства. О целебных свойствах музыки человечество узнало еще из Библии. Первым, кто научно объяснил лечебный эффект музыки, был Пифагор.
В современной медицине все большее распространение получает термин «музыкотерапия». Речь идет о восстановлении здоровья человека при помощи занятий музыкой. Музыкотерапия в мире становится признанной наукой. В России музыкотерапию Минздрав признал официальным методом лечения в 2003 году.
В ходе изучения литературы мы обратили внимание на тот факт, что в учебниках по психологии описываются больше физиологические процессы, связанные с восприятием звука, а не его отражение в эмоциях.
Из этого следует, что влияние музыки на эмоциональную сферу людей разных возрастов, образа жизни, образования недостаточно изучено. Данный факт вызвал у нас интерес и привел нас к теме исследования «Влияние музыки на эмоциональную сферу человека».
Цель исследования – изучение влияния музыки на эмоциональное состояние обучающихся.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
– изучить научную литературу и публикации по данной проблеме;
– провести анкетирование по выявлению музыкальных предпочтений обучающихся;
-провести практическое исследование влияния музыкальных композиций на эмоциональное состояние;
-проанализировать эмоциональные изменения, происходящие у обучающихся под воздействием музыки разных направлений.
Под рабочей гипотезой мы предполагаем, что музыка разных направлений способна вызывать эмоциональные изменения у обучающихся.
Объект исследования – изучение эмоционального состояния человека.
Предметом исследования являются обучающиеся в возрасте 15 лет.
В исследовании использовались такие методы, как анализ литературы, анкетирование, беседа, построение таблиц по результатам исследования.
Работа состоит из теоретической и практической части.
ГЛАВА 1. ЭМОЦИИ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА
Человек не может себе представить жизнь без эмоций. Ведь эмоции, по утверждению Ч. Дарвина, возникли в процессе эволюции как средство, при помощи которого живые существа устанавливают значимость тех или иных условий для удовлетворения актуальных для них потребностей [1, 23-24].
Эмоции — особый класс психических явлений, проявляющийся в форме непосредственного, пристрастного переживания субъектом жизненного смысла этих явлений, предметов и ситуаций для удовлетворения своих потребностей [2, 941 ].
Эмоции выступают как внутренний язык, как система сигналов, посредством которой субъект узнаёт о значимости происходящего.
Благодаря своевременно возникшей эмоции, организм имеет возможность чрезвычайно выгодно приспосабливаться к окружающим условиям. Он в состоянии быстро, с большой скоростью отреагировать на внешнее воздействие, не определив ещё его тип, форму, другие частные конкретные параметры.
Чем более сложно организовано живое существо, чем более высокую ступень на эволюционной лестнице оно занимает, тем богаче гамма эмоциональных состояний, которые индивид способен переживать.
Эмоциональное состояние, сопровождающееся физиологическими изменениями организма, говорит о тесной связи, которая существует между эмоциями и деятельностью организма. В данной работе мы частично пытаемся проследить эту зависимость [1, 26]
Основные эмоциональные состояния, которые испытывает человек, делятся на собственно эмоции, чувства и аффекты. “Эмоции,- полагает А.О. Прохоров,- могут вызываться как реальными, так и воображаемыми ситуациями. Они, как и чувства, воспринимаются человеком в качестве его собственных внутренних переживаний, передаются другим людям, сопереживаются” [1, 56-57. ].
Таким образом, эмоции являются неотъемлемой частью жизни человека и способны влиять на деятельность организма человека.
ГЛАВА 2. ВЛИЯНИЕ ЭМОЦИЙ НА ФИЗИОЛОГИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ ЧЕЛОВЕКА
Всякое эмоциональное состояние сопровождается физиологическими изменениями в организме. Не раз предпринимались попытки связать физиологические изменения в организме с теми или иными эмоциями. Ч. Дарвин доказал, что эмоции появились в процессе эволюции живых существ как жизненно важные приспособительные механизмы, способствующие адаптации организма к условиям и ситуациям его жизни (книга “Выражение эмоций у человека и животных” 1872 г). Дальнейшее развитие мыслей Ч. Дарвина получило в теории У. Джемс и К. Ланге. В ней соответствующие телесные изменения были названы органическими проявлениями эмоций. Именно органические изменения по теории Джемса–Ланге являются первопричинами эмоций. Сначала под действием внешних стимулов происходят характерные для эмоций изменения в организме и только затем — как их следствие — возникает сама эмоция [1, 66. ].
Впоследствии появились теории описывающие влияние эмоций на психику и поведение человека, в зависимости от характера и интенсивности эмоционального воздействия.
Таким образом, влияние эмоций на физиологическое состояние человека находит свое подтверждение в работах ученых.
ГЛАВА 3. ИЗУЧЕНИЕ ВЛИЯННИЯ МУЗЫКИ НА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ ЧЕЛОВЕКА
В мире человека окружает много разных звуков и ритмов. Но только музыкальные звуки связаны между собой определёнными гармониями. А мелодии, написанные в ритмах 4/4, 2/4, 3/4, 6/8 … имеют прямое соответствие ритмам жизненных процессов человека. Так, например, ритм вальса (3/4) близок сердцебиению человека и является важнейшим жизненным ритмом.
Организм человека, как уникальный и тонко настроенный инструмент, способен не только улавливать эти звуки и ритмы, но и излучать свои частоты физической, эмоциональной, психической и духовной жизни. Музыка, в которой частоты и ритмы совпадают с ритмами и частотами человека, действует по принципу глубокого массажа на атомном и молекулярном уровнях. Так как в тканях человека высокое содержание воды, звуковые волны свободно проникают в тело человека, оказывая многостороннее воздействие практически на все его функции (кровообращение, пищеварение, дыхание, внутреннюю секрецию, деятельность нервной системы и мозга), а также на эмоции, желания, чувства [3, 56 ].
Важно отметить, что на организм человека музыка оказывает не только прямое воздействие (воздействие звука и ритма на клетки, органы, функциональные процессы), но и воздействует на эмоции, которые в свою очередь влияют на множество физиологических процессов.
Примером положительного воздействия является народная и классическая музыка, в которой звуки, ритм и музыкальный рисунок подчинены законам гармонии. Именно музыка этих жанров оказывает благотворное воздействие на здоровье и развитие человека: гармонизирует мир чувств, исцеляет тело, наполняет энергией, силой; даёт пищу душе – духовные впечатления; воздействует на интеллект и мозг, улучшая память и ускоряя процесс обучения; продлевает жизнь.
Приведем несколько примеров отрицательного воздействия музыки, при котором происходит искажение душевного и физического здоровья:
- музыка “soul” топит душу в наводящих тоску ритмах;
- рваный рисунок джазовой музыки вызывает нисходящее движение энергии человека, нарушает внутреннюю гармонию;
- компьютерная музыка искажает энергию овладения мастерством жизни, науки, обучения;
- рок-музыка искажает ритм марша и энергию лидерства и др. [3, 57. ].
Удовольствие, которое получает человек от такой музыки, не возвышает человеческое сознание, а ввергает в пучину животных чувств и страстей, агрессии, злобы, нигилизма, наркотиков (в том числе шоколада и сахара), алкоголя, никотина, безответственных отношений.
Не малую роль в воздействии музыки на человека играет и содержание произведения, его духовность. Аристотель говорил: “Всегда надо остерегаться введения нового типа музыки как возможной опасности для всего государства, так как изменение стиля музыки всегда сказывается на важнейших аспектах политического уклада” [3, 75 ].
Творчество великих композиторов всегда направлено на нравственное, физическое и духовное здоровье человека. Гендель не раз говорил, что он не хочет развлекать слушателей своей музыкой, он хочет “сделать их лучше”.
Музыка как средство воздействия влияет не только на сознание, но и на подсознание. В научно-экспериментальных работах отечественных ученых установлено статистически достоверное нарушение ряда психических функций под действием рока (уменьшение объема краткосрочной памяти, снижение уровня понятийного обобщения, возникновение чувства раздражения и тоски).
ГЛАВА 4. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ МУЗЫКИ НА ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ЧЕЛОВЕКА
Для исследования влияния музыки на эмоциональное состояние человека с учащимися в возрасте 15 лет были организованы следующие методики: анкетирование «Музыка в моей жизни» и тест Люшера. Группа испытуемых состояла из 10 подростков, отобранных методом случайной выборки.
Описание процедуры исследования:
Анкетирование проводилось индивидуально с каждым испытуемым в конце учебного дня после 6 урока (Приложение 1).
После беседы с каждым участником анкетирования мы выяснили, что ребята слушают музыку ежедневно, двое из них окончили музыкальную школу. Выявились следующие музыкальные предпочтения: Рок музыка – 3 человека, Рэп –2 человека,
RnB – 2 человека, Рок-н-ролл – 1 человек, Металл –2.
С детьми была проведена разъяснительная работа по выполнению следующего задания.
Было предложено прослушать последовательно 8 музыкальных отрывков (Приложение 2), которые были распределены по музыкальным жанрам:
4-современная эстрадная музыка (поп-музыка),
Продолжительность каждой музыкальной композиции составляла 2 минуты.
После каждого отрывка испытуемому предлагалось оценить отношение к данному произведению и выбрать цвет, соответствующий настроению, вызванному прослушанной музыкой.
Таким образом, мы получили показатели, которые зафиксированы в таблицах результатов 1 и 2: отношение к музыке (от 0 до 3 баллов) и цвет, ассоциирующийся с данной музыкой (8 цветов из теста Люшера).
Влияние музыки на эмоциональную сферу человека
Влияние музыки на эмоциональную сферу человека
Для практики эстетического воспитания очень важным представляется нахождение путей формирования у школьников высокой эмоциональной культуры. Воспитание способности откликаться на всю гамму человеческих переживаний является одной из важных задач музыкального воспитания. Для этого учитель музыки должен располагать сведениями относительно того, на основе каких закономерностей происходит отражение в музыке эмоций человека.
Во всех существующих программах музыкального воспитания и методических рекомендациях подчеркивается, что музыка является средством развития эмоциональной сферы учащихся, однако предлагаемый репертуар выстраивается по историческому, тематическому или по жанровому принципам. Ни в одной из существующих программ музыкального воспитания не удалось обнаружить принципов отбора музыкальных произведений по их эмоциональному содержанию, а также тех объективных оснований, по которым то или иное музыкальное произведение можно отнести к выражению определенного эмоционального состояния. В музыкальных программах ничего не говорится о связи ценностного отношения к объекту и характере испытываемых при этом переживаний. Как правило, констатируется, что если человек что-то любит, то это каким-то образом должно его волновать. Главный вопрос — выявление связи между эмоциональной сферой человека и закономерностями ее отражения в музыке, т.е. перевод житейских эмоций в эстетические, до сих пор в музыкознании с достаточной полнотой не раскрыт.
Поиски решения рассматриваемой проблемы имеют давнюю историю. Древнегреческие философы, в трудах которых мы находим разработку принципов этического воздействия музыки на человека, исходили из ее подражательной природы. Подражая тому или иному аффекту при помощи ритма, мелодии, тембра, звучания того или иного музыкального инструмента, музыка, по мнению древних, вызывает в слушателях тот же самый аффект, которому она подражает. В соответствии с этим положением в античной эстетике были разработаны классификации ладов, ритмов, музыкальных инструментов, которые следует применять для воспитания у личности античного гражданина соответствующих черт характера.
В средние века данная проблема изучалась в рамках теории аффектов, устанавливающей связь между эмоциональными проявлениями человека в жизни и способами их отражения в музыке. В этой теории было подробно рассмотрено взаимодействие темпов, ритмов, ладов, тембров в передаче эмоциональных состояний, их действие на людей с различными темпераментами, но законченной концепции моделирования эмоций в теории аффектов так и не было создано.
Из современных исследований следует отметить работы В.В. Медушевского, который указывает, что «принцип моделирования подразумевает наличие определенного соответствия между семантической структурой музыкального произведения и нашими интуитивными представлениями об эмоциях».
Эксперимент: Для выявления наиболее существенных параметров отражения эмоции в музыке группе пяти музыкантов-экспертов было предложено 40 музыкальных произведений с заданием разложить их по общности выражаемых в них эмоциональных состояний. Требовалось дифференцировать музыкальные произведения по параметрам «гнев», «радость», «печаль», «спокойствие». В результате эксперимента было отобрано 28 произведений, которые всеми экспертами были отнесены к выражению эмоций одной и той же модальности. Предлагаемая модель категоризации эмоций на основе двух параметров (темпа и лада) подчиняется закону количественных изменений и переходу их в качественные отличия. Одна и та же мелодия, исполненная в мажорном или же минорном ладу, быстром или медленном темпе, будет в зависимости от этого передавать другую эмоцию. Поэтому если бы мы задались целью поместить различные музыкальные произведения в предлагаемой сетке координат, то одни из них в зависимости от интенсивности выраженной эмоции будут располагаться ближе к одной из осей координат, а другие дальше. Например, очень грустное произведение будет находиться от оси ординат дальше, чем произведение, выражающее легкую элегическую печаль.
Как показывает практика педагогических наблюдений, приведенная категоризация эмоций на основе двух компонентов средств музыкальной выразительности достаточно четко проявляется при восприятии музыки эпохи барокко (А. Вивальди, И.С. Бах), венских классиков (Ф. Гайдн, В. Моцарт, Л. Бетховен), композиторов-романтиков (Ф. Шуберт, Р. Шуман, Ф.Шопен, Ф. Лист, Э. Григ, И. Брамс), русской классической музыки (П.И. Чайковский, Н.А. Римский-Корсаков, А.К. Глазунов), современной музыки (С.С. Прокофьев, Д.Д. Шостакович).
В традиционных по средствам музыкальной выразительности произведениях можно выделить следующие закономерности, которые следует учитывать при восприятии музыки для понимания заложенных в ней эмоций:
1. Медленный темп+минорная окраска звучания в обобщенном виде моделируют эмоцию печали и передают настроения грусти, уныния, скорби, сожаления об ушедшем прекрасном прошлом.
2. Медленный темп+мажорная окраска моделируют эмоциональные состояния покоя, расслабленности, удовлетворенности. Характер музыкального произведения в этом случае будет созерцательным, уравновешенным, умиротворенным.
3. Быстрый темп+минорная окраска в обобщенном виде моделируют эмоцию гнева. Характер музыки в этом случае будет напряженно-драматическим, взволнованным, страстным, героическим.
4. Быстрый темп+мажорная окраска моделируют эмоцию радости. Характер музыки жизнеутверждающий, оптимистический, веселый, радостный, ликующий.
Дальнейший анализ предложенной модели отражения эмоций в музыке показал, что в своих характеристиках она в некотором смысле изоморфна известной классификации темпераментов, предложенной Айзенком. Но вместо параметра «интроверсия—экстраверсия» в нашей модели берется темп — медленно-быстро, а вместо «стабильность—нестабильность» – параметр мажор — минор. В обеих моделях для характеристики как темперамента человека, так и настроения музыкального произведения оказывается достаточным располагать показателями двух переменных — темпа (либо психической активности, либо музыкального произведения) и качественной особенности эмоционального переживания, раскрываемого в одном случае в понятии «стабильность-нестабильность», а в другом — мажорного или минорного лада. Главное это то, что между эмоциональной жизнью человека и ее проявлением в природном темпераменте, с одной стороны, и отражением ее особенностей в музыке — с другой, существуют определенные зависимости и связи,
Известно, что холерики и сангвиники отличаются быстрым темпом психической активности, в то время как меланхолики и флегматики — более медленным. Если меланхоликов и холериков отличает неустойчивость, нестабильность настроения, то флегматиков и сангвиников будут отличать именно устойчивость, общая мажорность эмоционального мироощущения.
В упоминаемой выше теории аффектов постулировалось положение о том, что слушателям более всего нравится та музыка, которая в наибольшей степени соответствует их природному темпераменту. Была поставлена задача проверить это положение в эксперименте. 58 школьникам VIII—IX классов предлагалось прослушать несколько музыкальных произведений, выражающих различные эмоции (печаль, радость, гнев, спокойствие).
Участникам эксперимента было предложено оценить каждое из прослушанных произведений по пятибальной шкале — от —2 до +2 с градациями — «совсем не нравится», «не нравится», «безразлично», «нравится», «очень нравится». Также нужно было проранжировать прослушанные произведения по степени их предпочтения.
Личностный опросник Айзенка «Экстраверсия—нейротизм» (форма А), позволил выявить темперамент участников эксперимента. В ходе анализа восемь анкет были исключены как недостоверные, так как количество баллов по шкале «Ложь» превышало 5 единиц. Из оставшихся 50 анкет в 21 случае мы получили совпадение выявленного при помощи опросника темперамента школьника с характером наиболее понравившейся музыки. В 29 случаях школьникам нравилась та музыка, которая не соответствовала особенностям их темперамента. Таким образом, предположение о том, что школьникам больше всего должна нравиться та музыка, которая в наибольшей степени соответствует их природному темпераменту, подтвердилось не полностью. Мы обнаружили, что предпочтение музыкальных произведений, настроение которых соответствует особенностям темперамента того или иного школьника, отмечается главным образом у тех из них, которые обладают, небольшим музыкальным опытом. Музыкально развитые учащиеся, живо реагирующие на музыку, ставили высокие оценки всем прослушанным произведениям и затруднялись в выборе наиболее понравившегося. Такие школьники как бы отходили от своих природных предпочтений и могли оценивать положительно музыку иного по сравнению с их темпераментом характера. Можно предполагать, что живость реагирования на музыкальные произведения, различные по характеру, говорит о развитости эмоциональной сферы учащихся. Однако нахождение более тонких корреляций между уровнем развития эмоциональной сферы учащегося, уровнем его музыкальной отзывчивости и особенностями его природного темперамента требует дальнейшего изучения.
Музыкальное воспитание, предлагая учащимся в содержании музыкальных произведений эмоции различной модальности, делает их одновременно и более способными к переживанию тех эмоциональных состояний, которые не входят в структуру эмоций их природного темперамента, тем самым расширяя и углубляя контакты с окружающими людьми и действительностью.
Особое место в повышении уровня нравственной и эстетической культуры подрастающего поколения принадлежит музыке, которая, активно воздействуя на сознание человека и его эмоциональную сферу, является важнейшим, незаменимым средством духовного развития личности. Восприятие выразительного значения музыкального языка, проникновение в содержание произведения, в его эмоциональный смысл, возможно только при наличии способности эмоционально отзываться на музыку, поэтому воспитание в детях любви к музыке, умения сопереживать заключенному в ней образно-эмоциональному смыслу является одной из основных задач музыкального воспитания детей.
В психологии эмоциональную отзывчивость (восприимчивость, чувствительность) понимают:
как свойство индивида легко, быстро и гибко эмоционально реагировать на различные воздействия – социальные события, процесс общения, особенности партнёров и т.д.
как эмоциональную реакцию на состояние другого человека, как основную форму проявления действенного эмоционального отношения к другим людям, включающую сопереживание и сочувствие;
как показатель развития гуманных чувств и коллективистских отношений.
Эмоциональная отзывчивость на произведения искусства понимается:
как умение откликаться на события, явления, произведения разных жанров;
как способность сопереживать героям, соотносить литературные факты с жизненным опытом;
как способность эмоционального сопереживания музыке;
как эмоциональный отклик на произведения искусства.
Эмоциональная отзывчивость выступает отправной точкой развития эстетических чувств, отношений, потребностей, а также эстетических вкусов и интересов личности.
Эстетические чувства и эстетические эмоции составляют высший этап развития человеческих чувств, являются показателем уровня духовной жизни человека.
По И. Канту «эмоциональная отзывчивость является катализатором мышления (точнее интеллекта), поскольку изначально облагораживает ум, эстетизируя его».
Дошкольный возраст это период, когда преобладает чувственное познание мира. Именно в этом возрасте необходимо учить душу трудиться: сопереживать другому человеку, его чувствам, мыслям, настроениям.
Эстетическое воспитание направлено на развитие умений дошкольников воспринимать, чувствовать и понимать прекрасное, замечать хорошее и плохое, творчески самостоятельно действовать, приобщаясь тем самым к различным видам художественной деятельности.
Одним из ярких средств воспитания является музыка. Эмоциональная отзывчивость на музыку – основа музыкальности. Она связана с развитием эмоциональной отзывчивости и в отношениях с людьми, с воспитанием таких качеств личности, как доброта, умение сочувствовать другому человеку (А.И. Катинене, М.Л. Палавандишвили, О.П. Радынова).
Музыка есть эмоциональное познание. Поэтому основным признаком музыкальности Б.М. Теплов называет переживание музыки, при котором постигается ее содержание. «Поскольку музыкальное переживание по своему существу – эмоциональное переживание и иначе как эмоциональным путем нельзя понять содержание музыки, центром музыкальности является способность человека эмоционально отзываться на музыку [6]».
Источники:
https://via-midgard.com/news/in_midgard/3346-vliyanie-muzyki-na-yemocionalnuyu-sferu-cheloveka.html
https://nsportal.ru/ap/library/muzykalnoe-tvorchestvo/2013/12/09/issledovatelskaya-rabota-po-muzyke-vliyanie-muzyki-na
https://studfile.net/preview/1619977/