1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Рассказ что делать краткое содержание. Анализ «Что делать?» Чернышевский

Анализ «Что делать?» Чернышевский

Роман Николая Чернышевского “Что делать?” современники восприняли неоднозначно. Одни считали его “мерзостью”, другие – “прелестью”. Это связано со сложной композицией, попытками спрятать основную мысль за снами главной героини и любовным треугольником и, наконец, с особенностями языкового оформления. Тем не менее, роман оказал серьезное влияние на русское общество ХIX века. Школьники изучают его в 10 классе. Предлагаем краткий анализ произведения “Что делать?”, который поможет качественно подготовиться к урокам и к ЕГЭ.

Краткий анализ

Год написания – декабрь 1862 – апрель 1863

История создания – Н. Чернышевский создал роман, когда пребывал в Петропавловской крепости. Писателя арестовали за радикальные идеи. Произведение задумывалось как ответ на “Отцы и дети” Тургенева, поэтому между образами Евгения Базарова и Рахметова есть определенное сходство.

Тема – В произведении можно выделить две главные темы – любви и жизни в новом обществе, построенном на основе законов труда и равноправия.

Композиция – Структура произведения имеет особенности. Сквозные линии романа – жизнь Веры Павловны, судьбы Лопухова и Кирсанова. Главную роль в этих сюжетных линиях играют любовные перипетии. С реальностью тесно переплетаются сны Веры Павловны. При помощи них автор зашифровал социально-политические мотивы.

Жанр – Роман, в котором можно заметить черты нескольких жанровых разновидностей – романа-утопии, социально-политического, любовного и философского романов.

Направление – Реализм.

  1. История создания
  2. Тема
  3. Композиция
  4. Главные герои
  5. Жанр

Бонус

  • Тест по произведению

История создания

Над анализированным произведением писатель работал несколько месяцев: с декабря 1862 г. до апреля 1863 г. В то время он пребывал под арестом в Петропавловской крепости. Заключили его за радикальные взгляды. Роман задумывалось как ответ на “Отцы и дети” Тургенева, поэтому между образами Евгения Базарова и Рахметова есть определенное сходство.

Работая над романом, Н. Чернышевский понимал, что цензура не допустит его к печати, если заметит острый политический подтекст. Чтобы обмануть контролирующие органы, писатель прибегнул к художественным приемам: обрамил социальные мотивы любовным контекстом, ввел в сюжет сны. Ему удалось напечатать свое произведение в “Современнике”, но вскоре власти запретили не только распространять роман, но даже подражать ему. Разрешили опубликовать произведение Чернышевского “Что делать?” только в 1905 г.

Посмотрите, что еще у нас есть:

В романе отобразились мотивы, характерные для русской литературы XIX века. Их писатель реализовал в неординарном, запутанном сюжете. Он подал ситуации, которые должны подталкивают читателя к самостоятельным выводам.

Н. Чернышевский раскрыл несколько тем, среди которых выделяются следующие: любовь, которая питается общими интересами, взаимоуважением; мечты о новой жизни. Указанные темы тесно переплетаются между собой и определяют проблемы “Что делать?”: брак без любви, дружба, равноправие мужчин и женщин, роль труда в человеческой жизни.

Начало романа интригует читателя. Автор рассказывает о записке человека, который хочет покончить жизнь самоубийством. После этого Н. Чернышевский рассказывает, что подтолкнуло героя к такому шагу.

Значительная часть романа посвящена жизни Веры Павловны. Мать героини хотела выдать ее замуж за богатого мужчину. Выгодной партией она считала хозяйского сына. Мать даже не думала о том, что это ловелас, с которым ее дочь не обретет счастья. От неудачного замужества Верочку спас студент-медик Дмитрий Лопухов. Между молодыми людьми возникло нежное чувство, и они поженились. Вера стала владелицей швейной мастерской. Однако она не использовала наемный труд. Героиня сделала девушек, работавших у нее, совладелицами, доходы они делили поровну. В рассказе о мастерской Веры Павловны автор воплотил идею о равноправном труде.

Брак с Лопуховым вскоре распался: Верочка влюбилась в друга мужа, Кирсанова. Чтобы развязать любовный узел, Лопухов решил застрелиться. Оказывается, это он оставил записку, о которой шла речь в начале романа. В послании он заявил, что никто не виноват в его смерти, и Вера Павловна спокойно обвенчалась с Кирсановым.

Супружеская пара зажила счастливо. Вера Павловна была увлечена своим любимым делом – швейными мастерскими, начала изучать медицину, а муж всячески помогал ей. В описаниях семейной жизни этих людей проявляется идея равноправия мужчин и женщин. В конце романа узнаем, что Лопухов жив. Теперь взял фамилию Бьюмонт и женился на Полозовой Екатерине Васильевне. Семьи Кирсановых и Бюмонт начинают дружить и распространять идеи “новой” жизни.

Композиция

В “Что делать?” анализ следует дополнить характеристикой композиции. Особенности формальной и смысловой организации текста позволяют автору раскрыть несколько тем, завуалировать запретные мотивы. На первый взгляд, главную роль в романе играют любовные перипетии. На самом деле, они являются маской, скрывающей социально-политические проблемы.

Составляющие сюжета размещены непоследовательно: автор подает событие из развития действий перед экспозицией, и только потом сюжетные элементы выстраиваются в логическую цепочку. И в начале, и в конце романа появляется образ Лопухова. Так, создается своеобразное обрамление.

Главные герои

О героях произведения мы написали отдельную статью – Главные герои «Что делать?».

Жанр произведения – роман, так как в нем есть несколько сюжетных линий, а центральная проблема остается открытой. Произведению присущ жанровый синкретизм: в нем переплелись черты любовного, философского, социально-политического романов и утопии. Направление произведения – реализм.

Анализ романа Что делать? Чернышевского

История создания

Роман был написан во время пребывания Чернышевским в Петропавловской крепости. Арест был по объяснимой причине – новаторские, но неугодные властям идеи. К слову, данное творение планировалось как ответ шедевру Тургенева «Отцы и дети». Это можно заметить хотя бы по героям, Базарову и Рахметову, меж которыми существует некое сходство

Жанр

Что же касается жанра, «Что делать?» можно охарактеризовать как смесь философского, политического и любовного романов с некоей ноткой утопии. Основным направлением служит реализм. Несмотря на то, что в творении имеется несколько сюжетных линий, центральная проблема все равно остается открытой. Присутствует синкретизм.

О чем роман?

Произведение обладает весьма оригинальной композицией. Существует несколько сквозных линий: жизнь Веры Павловны, Кирсанова и Лопухова. Достаточно пристальное внимание уделяется любовным перипетиям. Роман также отражает социально-политические проблемы, которые переплетаются во снах героини: два параллельных мира богатых и бедных, вопрос эмансипации, мечты о новой и счастливой жизни.

Возможно, именно благодаря такому разнообразию аспектов, которые автор счел нужным осветить, сюжет представляется довольно сложным и даже запутанным. Роль труда в человеческой жизни, отношения между мужчиной и женщиной, брак по расчету, и многие другие проблемы – все эти темы в той или иной степени освещаются в романе, все они объединены грифом «Что делать?».

Читать еще:  Театральная неделя в доу летом. Театральная неделя для дошкольников в детском саду

Главные герои и их характеристика

Розальская Вера Павловна – одна из основных героинь. Красивая, стройная девушка. Обладает черными волосами и смуглой кожей. До того, как встретила Лопухова, проживала с матерью и братом на Гороховой улице. Отец управлял доходным домом, мать была процентщицей. В брак с Лопуховым, учителем ее брата, вступает, чтобы избежать нежелательного замужества, которого хочет ее родительница.

Открывает швейную мастерскую, куда приглашает работать девушек не как подчиненных, а на равных условиях. Видит граничащие с реальностью сны, которым в романе уделяется достаточно большое внимание. Склонна к рассуждениям. Задумывается о правах женщин и их равенстве с мужчинами.

Кирсанов Александр Матвеевич – друг Лопухова, впоследствии муж Веры. Окончил медицинскую академию. Когда товарищ тяжело болел, Кирсанов был его лечащим врачом, а когда Лопухов инсценировал самоубийство, женился на Вере Павловне. Обладает некоей долей человеколюбия, сопереживания. Интеллигент и в чем-то гуманист. Его образ мыслей во многом совпадает с главной героиней.

Лопухов Дмитрий Сергеевич — бывший студент-медик. Сын помещика. Начал заниматься частной практикой после того, как встретил Веру Павловну. Привык самостоятельно прокладывать себе дорогу в жизни. Добр и отзывчив. Хороший друг, ведь решается спасти девушку от брака по расчету, оформив с ней фиктивный союз.

Но впоследствии, чтобы дать жене свободу, инсценирует самоубийство и меняет имя.

Рахметов – молодой дворянин. Человек «особенный». Друг Лопухова. Характеризуется как честный и самоотверженный. Крепок волей и физически – причем, начал формировать себя с юных лет. Духовность в нем воспитал Кирсанов. Когда Рахметов понял, что человек не может обладать абсолютно всем, он стал вести аскетичный образ жизни. В понимании автора идеальный революционер, человек новой формации.

Тема

Можно сказать, что в романе «Что делать?» сталкиваются два противоборствующих лагеря – люди старой закалки (в числе которых мать Веры Павловны) и представители «нового мышления» (допустим, Рахметов, Лопухов, Кирсанов, сама Вера). Неспроста проводится аналогия с «Отцами и Детьми» Тургенева. Здесь также присутствует конфликт. Молодые люди осознают необходимость революции. В их понимании она приведет к прогрессу. Они уверены, что для того, чтобы жизнь стала лучше, необходимо производить радикальные изменения не только в государственном строе, но и мышлении общества.

Что же касается «возрастных» героев, те довольны своей жизнью и не стремятся к переменам. Но не потому, что «так правильно», а потому, что «они так привыкли». Нежелание понимать нужды своих отпрысков и принимать тот факт, что задача молодежи – строить тот мир, в котором им будет комфортно жить, и есть тот основополагающий фактор, благодаря которому два полюса никогда не поймут друг друга, не пойдут на компромисс.

Проблематика

Под освещением Чернышевским любовной линии скрывается нечто куда более важное – раскрытие злободневных проблем. Среди них как значение интеллигенции в истории, так и необходимость изменения всех существующих доктрин. Причем, сделать это должны «новые люди», ровесники Рахметова. Следовательно, поднимается проблема будущего социалистического общества.

Сны Веры показывают смену общественного строя – то, «как было» и то, «как будет». Политическая проблема переустройства, борьба за равенство, женская эмансипация, любовь и труд – все эти области формируют проблематику данного произведения.

Смысл романа

Стремления к светлому будущему, желание улучшить действительность – это прекрасно. Тем не менее, изменение строя и общественной жизни, решение социально – политических, нравственных и прочих проблем возможно лишь в случае радикальной перестройки, как уклада, так и человеческого создания.

Можно сказать, данная ситуация поделила людей на «новых» и «старых». Вторые уже отживают свое, а первые – готовы к переменам и обустройству «современного», более счастливого, идеального общества, основным правилом в котором станет своеобразный «закон равенства и братства».

2 вариант

Произведение создается в период заключения писателя по причине его радикальных высказываний под арест в Петропавловскую крепость и является своего рода ответом на роман Тургенева И.С. «Отцы и дети».

Жанровая направленность произведения представляет собой роман в стиле социологического реализма с элементами утопии. Отличительной особенностью жанровой направленности является сочетание настоящего, объективного отражения реальности того периода времени и будущего. Помимо этого, роман характеризуется в качестве философско-публицистического в связи с использованием автором скрытого смыслового значения в целях демонстрации собственной политической позиции.

Сюжетная линия романа повествует о девушке, вынужденной проживать в невежественной и грубой семье с порядками, установленными расчетливой и жестокой матерью, которая желает выдать дочь замуж за состоятельного человека. От замужества девушку спасает ее репетитор, предложившей ей фиктивный брак. Проживая с фиктивным мужем, женщина влюбляется в его друга, отвечающего ей взаимностью. Чтобы не мешать счастью влюбленных, фиктивный муж инсценирует собственное самоубийство.

Главные герои романа представленными несколькими образами, центральным из которых является Рахметов, изображенный в произведении особенным человеком, отличающимся целеустремленностью, физической силой, плодотворностью, готовностью отдать собственную жизнь во благо счастья других. Рахметов представляется в романе не в качестве романтического героя, а в лице реального человека, описанного автором с различных сторон его характера. При этом писатель подразумевается предостережение от восхитительного восприятия данного героя, поскольку он характеризуется стремлением объятия необъятного.

Главной героиней произведения является Вера Павловна, представленная в образе красивой, смуглой женщины, имеющей длинные темные волосы, отличающейся спокойствием, уравновешенностью, задумчивостью, но в то же время хитростью, непреклонностью и силой воли. Ее стремление к образованию и хорошее окружение позволяют девушке стать умной, интересной и сильной личностью, интеллектуальной развитой.

Фиктивным мужем Веры Павловны становится Дмитрий Сергеевич Лопухов, представленный в образе студента-медика, характеризующегося хладнокровием, изощренным умом, хитростью, прагматичностью и одновременно хитростью, добротой, чуткостью, жертвенностью.

Также основным персонажем произведения является Кирсанов Александр Матвеевич, представленный в образе возлюбленного Веры Павловны, доброго, интеллигентного, отзывчивого молодого человека, отличающегося решительностью, твердостью характера.

Главной характеристикой ключевых героев романа является их благородство, порядочностью и честность.

Писатель поднимает в романе несколько тем, основными из которых являются любовь, волевые черты характера молодого поколения, противостояние равнодушия и отзывчивости, революционные настроения и народное просвещение.

Проблематика произведения представляет собой болезненно актуальную и злободневную, поскольку писателем затрагиваются проблемы социального неравенства, женского вопроса в стране, характеризующегося бесправием и беспомощность женской половины населения, кризиса монархического устройства, народной нищеты, а также проблема нравственного выбора.

Смысловая нагрузка романа заключается в изображении автором примера подражания для молодого поколения, представленного в образе Рахметова, нового типа человека дела, способного к решению проблем своей страны. С помощью своего героя автор высказывает собственную позицию в необходимости отказа от эгоистических взглядов, сословного высокомерия, проявления поддержки окружающим, участия в глобальных программных изменениях реальной действительности.

Жизнь настоящего революционера, по мнению писателя, заключается в таком же существовании, как и простого человека, без возведения в отдельную элиту. Образ Рахметова является аккумуляцией совокупности положительных черт характера русского человека, представляющего автором в качестве сверхчеловека, имеющего светлые идеалы и твердую решимости для их реализации.

Читать еще:  Стоит ли верить в сверхъестественные силы? Почему сверхъестественного не может быть.

Анализ произведения Что делать?

Роман Чернышевского «Что делать?» был написан, когда писатель находился под арестом в Петропавловской крепости. В период создания произведения (декабрь 1862 по апрель 1863 года) каждая написанная часть тщательно проверялась специально созданной комиссией на наличие цензуры. Представитель этой комиссии, не увидев в нем ничего предосудительного, кроме любовных взаимоотношений разрешил пропустить роман в печать. Но вскоре, после выхода рукописей стало понятно, что главный цензор Бекетов допустил ошибку, не увидев политических моментов. В связи с этим его сняли с руководящей должности. Однако эти действия ничего не решили, роман был уже прочитан, и по стране прошла волна волнения и подражания главным героям.

Роман «Что делать?» начинается с того момента, как некий молодой человек, которого звали Дмитрием Лопуховым, покончил с собой. Главной же героиней этого произведения является Вера Павловна Розальская. Ее мать, будучи очень властной и корыстной женщиной любой ценой пыталась выдать дочь замуж за состоятельного человека. Чтобы избежать ненавистного ей замужества Вера заключает фиктивный брак с Дмитрием Лопуховым, который был учителем ее младшего брата.

Выйдя из-под опеки своей жестокой матери, девушка исполняет давнюю мечту – открывает Швейную Мастерскую. Но это не обычная Мастерская, в ней нет нанятых людей, каждый работает сам на себя, стараясь сделать все, чтобы она процветала. В отношениях молодых людей есть договоренность, между ними дружба и свободные отношения. Они часто ходят в гости к своим друзьям, где Вера влюбляется в лучшего друга своего супруга – Александром Керсановым.

Но молодые люди не могут раскрыть своих чувств, так как не желают причинить душевную боль своему другу. Сам Дмитрий замечает, что между Верой и Александром вспыхнули чувства, чтобы не мешать им, он инсценирует свою кончину. Все переживают его смерть, оплакивают, а сам лопухов уезжает за границу, чтобы в конечном итоге вернуться назад и помириться с друзьями. Но смысл романа не только в любовных отношениях, а в знакомстве друзей с человеком, который является воплощением истинного революционера, он старается сделать все для народа и вдохновляет этим других людей.

В своем романе «Что делать?» Чернышевский открыл миру новое поколение людей, желающих, во что бы то ни стало сделать свой народ счастливее. В нем он славил революцию и социализм, и выступает против разделения люде на богатых и бедных. Ведь власть выбрана народом, а значит, она служит во благо этому народу.

Смысл самого названия произведения «Что делать?» — это своего рода «гимн» человека нового формата, который ищет пути решения главной проблемы. По мнению Чернышевского, стоит отказаться от высокомерия и эгоизма, оказывать не только моральную, но и материальную помощь простому народу. Но в то же время, Чернышевский отрицает таких людей, как Рахметов, пытающихся сделать невозможное, отказавшись от земного удовольствия и благ, во имя служения своему народу.

Также читают:

Картинка к сочинению Анализ романа Что делать? Чернышевского

Популярные сегодня темы

Былины являются неотъемлемой частью русского фольклора. Они отражают стремления народа, его непреодолимую жизненную силу. Эти произведения устного народного творчества – неиссякаемый источник ярких примеров патриотизма

Голубая мечта – это самая сокровенная, самая возвышенная и самая важная мечта всей жизни. Их не может быть много, она либо одна на всю жизнь, либо меняется для каждого крупного жизненного этапа

В пьесе Константина Островского под названием Гроза рассмотрено большое количество проблем и конфликтов, с которыми сталкивались люди, жившие в 19 веке. Но она является актуальной и для современного общества.

Рассказ «Косцы» Бунин написал в Париже. Основной темой в произведении Ивана Алексеевича является любовь к Родине, что он мастерски смог описать в этом рассказе. Для Бунина это было как никогда актуально

В этом сочинении я хочу рассказать о моём любимом городе – Ярославле. Это чудесный город, имеющий славную и древнюю историю, богатый различными архитектурными памятниками.

«Что делать?», анализ романа Чернышевского

История создания

Роман «Что делать?» Чернышевский начал в конце 1862 г. и закончил весной 1863. Чернышевский написал роман в Петропавловской крепости, в одиночной камере. Начало работы не случайно совпало с датой восстания декабристов, а стало замыслом писателя.

Роман частями печатался в журнале «Современник» в №3-5 за 1863 г. Редактор «Современника» Некрасов решил не дожидаться, когда Чернышевский допишет роман. Но первую часть рукописи он случайно потерял, когда вёз в типографию. Её вернули только на пятый день после трёхкратного объявления в «Ведомостях полиции».

Цензура спокойно пропустила социальный роман, приняв его за семейно-бытовой, историю о любви и семейных отношениях. Впоследствии нерадивый цензор был уволен. С тех пор роман существовал в рукописных копиях, пока не был опубликован в 1906 г. на русском языке. В Женеве роман был напечатан в 1867 г.

Литературное направление и жанр

Арестованному в июле 1862 г. Чернышевскому никак не могли предъявить обвинение, так что в тюрьме он занимался переводами и задумал социально-философский роман. Роман должен был стать третьей ступенью трудов Чернышевского. Первая ступень была предназначена для учёных, вторая – для всей публики, а третья должна быть подобна роману «с анекдотами, сценами, остротами» для тех, кто не читает ничего, кроме романов. Но Чернышевский написал из задуманного только роман, который стал «энциклопедией знания и жизни». Цель социально-утопического романа — разъяснить людям, «в чём истина и как следует им думать и жить». Действительно, роман стал программой жизни для молодёжи.

Реалистическое направление романа, как ни странно, не вступает в конфликт с жанром социальной утопии, к которому роман принадлежит. Фантастическая мастерская Веры Павловны кажется альтернативной исторической реальностью. Коммунистический принцип, по которому живут девушки-швеи, не называя его (от каждого по способности, каждому по труду) не может быть притягательным для жителей постсоветского пространства, но Чернышевский очень убедителен в своих описаниях.

«Что делать?» — философско-публицистический роман. Он – ответ на вопрос, вынесенный в заголовок. Это рассуждения о правильной и счастливой жизни. Роман – не просто утопия, а научно обоснованный путь к утопии. Недаром для современников Чернышевского он становился руководство к действию, а сегодняшний читатель (если такой обнаружится) не сразу поймёт, почему не получится устроить такую чудесную и справедливую жизнь, как в романе.

Чернышевский сам не считал себя профессиональным литератором. Поэтому его роман полон публицистических приёмов. Чернышевский обращается к читателям и даже поругивает их, комментирует поступки своих героев, объясняет сюжетные перипетии и даже композиционное расположение глав.

Чтобы обмануть цензоров, Чернышевскому пришлось замаскировать роман под семейно-бытовой. Сюжетная линия и название глав связаны с историей семьи Веры Павловны и семейными отношениями других героев (Лопахина, Кирсанова, Саши Крюковой).

Тематика и проблематика

Сюжетная линия романа связана с темой любви. Чернышевский выводит в своём романе все типы любви, открытые в Древней Греции. Родственная любовь (стронге) возникает между Лопуховым и Верой, которые живут как брат с сестрой. Искажённый вид этой любви показан в отношениях семьи Розальских. Любовь-дружба (филео) проявляется в отношениях Лопухова и Кирсанова, девушек в мастерской Веры Павловны. Любовь-эрос охватывает Веру и Кирсанова. Эта любовь в искажённом виде проявляется в притязаниях офицера Сторешникова. Божественная любовь Агапе воплощена в образе Рахметова, который всего себя отдаёт служению людям.

Читать еще:  Художественный прием уменьшения. Антитеза как художественный прием

Тема счастливого труда как жизненной цели воплощена в идее мастерских Веры Павловны и трудовой деятельности многих «новых людей».

Ради темы революции и написан роман. Рахметов воплощает идеального революционера. Идее революции служат и сны Веры Павловны.

В романе поднимаются актуальные для того времени социальные проблемы. Одной их важнейших проблем романа стал «женский вопрос». Для Чернышевского с освобождения женщин начинается освобождение народа в целом. Вера Павловна не только сама освобождается от вековечной принадлежности сначала родителям, потом мужу, но и делает свободными трудящихся швей. Именно уверенность Веры Павловны в том, что нужно преобразовать мир, чтобы «вовсе никто не был ни беден, ни несчастен», становится двигателем экономического чуда её мастерских.

Поднимается проблема экономического и социального кризиса страны, который приближал социальные потрясения, в том числе и желанную Чернышевским революцию.

Другие социальные проблемы связаны с социальным неравенством, приводящим к нищете, моральному падению, безнадёжности. Роман Чернышевского отличается от реалистических произведений 19 в. тем, что он не просто отражает проблемы общества, как зеркало, но и предлагает выход, новый путь развития.

Сюжет и композиция

Сюжет романа несложен. Вера Павловна — девушка из семьи, где мать поколачивала её и отца, управляющего хозяйки дома. Но и сама Марья Алексеевна была глубоко несчастна, насильно отдана замуж. От брака, который фактически является продажей Веры, девушку спасает учитель её брата Лопухов, с которым Вера заключает фиктивный брак и живёт, как с братом. За три года она организовывает швейные мастерские, в которых девушки работают и живут при них коммуной.

Когда Вера Павловна поняла, что влюблена в университетского друга Лопухова Кирсанова и решила уйти от мужа, Лопухов инсценировал самоубийство и уехал в Америку. Изучив в Америке промышленное производство, Лопухов вернулся в Россию под именем Бьюмонда. Он хотел купить завод у промышленника Полозова и влюбился в его дочь Катю. Женившись, Лопухов открылся Кирсанову и Вере. Молодые семьи живут в одном доме, который становится местом собраний прогрессивной молодёжи.

Сюжет романа не совпадает с фабулой. Чернышевский тщательно продумал композицию, чтобы занять «читательскую публику». Роман начинается со сцены мнимого самоубийства Лопухова, от которого ушла Вера Павловна. Сюжет прерывается рассуждениями автора, его обращениями к читателям, объяснениями поступков героев и даже композиционных решений. Особенную роль в композиции играют 4 сна Веры Павловны. Это не только аллегорическое изображение идей Чернышевского, но и информация о прошлом героев, которую Вера Павловна как будто угадывает. Например, из второго сна можно узнать об учёных беседах молодых людей из окружения Лопухова.

Важна для идеи романа последняя сцена пикника с дамой в трауре и крошечная глава «Перемена декораций», в которой счастливое будущее уже наступает.

Герои и образы

Целью Чернышевского было показать «новых людей», их мораль, цели. Недаром современники сравнивали этих практичных людей с теоретиком Базаровым, да и сам роман сопоставляли с «Отцами и детьми» Тургенева.

Чернышевский сам назвал этих людей типом, который «недавно народился и быстро распложается», является порождением и знамением времени.

Этим героям присуща особая революционная мораль, в основе которой просветительская теория 18 в, так называемая «теория разумного эгоизма». Эта теория состоит в том, что человек может быть счастлив, если его личные интересы совпадают с общественными.

Вера Павловна – главная героиня романа. Её прототипы – жена Чернышевского Ольга Сократовна и Марья Александровна Бокова-Сеченова, которая фиктивно вышла замуж за своего учителя, а потом стала женой физиолога Сеченова.

Вера Павловна сумела убежать от обстоятельств, которые окружали её с детства. Её характер закалился в семье, где отец был к ней равнодушен, а для матери она была просто выгодным товаром.

Вера так же предприимчива, как и мать, благодаря чему ей удаётся создать швейные мастерские, дающие хорошую прибыль. Вера Павловна умна и образованна, уравновешенна и добра и к мужу, и к девушкам. Она не ханжа, не лицемерна и умна. Чернышевский восхищается стремлением Веры Павловны ломать устаревшие моральные устои.

Чернышевский подчёркивает схожесть Лопухова и Кирсанова. Оба медики, занимаются наукой, оба из небогатых семей и добились всего тяжёлым трудом. Ради помощи малознакомой девушке Лопухов отказывается от научной карьеры. Он более рационален, чем Кирсанов. Об этом свидетельствует и замысел мнимого самоубийства. Зато Кирсанов способен на любую жертву ради дружбы и любви, избегает общения с другом и возлюбленной, чтобы забыть её. Кирсанов более чувствительный и харизматичный. Ему верит Рахметов, вступая на путь совершенствования.

Но главный герой романа (не по сюжету, но по идее) – не просто «новый человек», но «особенный человек» революционер Рахметов. Он вообще отказывается от эгоизма как такового, от счастья для себя. Революционер должен жертвовать собой, отдавать жизнь за тех, кого любит, жить так, как весь народ.

По происхождению он аристократ, но порвал с прошлым. Рахметов зарабатывал, как простой плотник, бурлак. У него было прозвище «Никитушка Ломов», как у богатыря-бурлака. Все средства Рахметов вкладывал в дело революции. Он вёл образ жизни самый аскетический. Если новые люди называются Чернышевским солью земли, то революционеры, подобные Рахметову – «цвет лучших людей, двигатели двигателей, соль соли земли». Образ Рахметова овеян ореолом таинственности и недосказанности, поскольку не всё Чернышевский мог сказать прямо.

У Рахметова было несколько прототипов. Один из них – помещик Бахметев, передавший в Лондоне Герцену почти всё своё состояние на дело русской пропаганды. Образ Рахметова собирательный.

Образ Рахметова далеко не идеальный. Чернышевский предостерегает читателей от восхищения такими героями, потому что их служение безответно.

Стилистические особенности

Чернышевский широко использует два средства художественной выразительности – аллегорию и умолчание. Сны Веры Павловны полны аллегорий. Тёмный подвал в первом сне – аллегория несвободы женщин. Невеста Лопухова – это великая любовь к людям, грязь реальная и фантастическая из второго сна – обстоятельства, в которых живут бедные и богатые . Огромный стеклянный дом в последнем сне – иносказание коммунистического счастливого будущего, которое, по мнению Чернышевского, обязательно наступит и подарит радость всем без исключения. Умолчание связано с цензурными запретами. Но некоторая таинственность образов или сюжетных линий ничуть не портит удовольствие чтения: «Я знаю о Рахметове больше, чем говорю». Смутным остаётся смысл финала романа, который трактуют по-разному, образ дамы в трауре. Все песни и тосты весёлого пикника иносказательны.

В последней крошечной главе «Перемена декораций» дама уже не в трауре, а в нарядной одежде. В юноше лет 30 угадывается освобождённый Рахметов. Эта глава изображает будущее, пусть и недалёкое.

Источники:

http://obrazovaka.ru/sochinenie/chto-delat/analiz-proizvedeniya-chernyshevskogo.html
http://sochinimka.ru/sochinenie/po-literature/drugie/analiz-romana-chto-delat-chernyshevskogo
http://goldlit.ru/chernyshevsky/1264-chto-delat-analiz

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector