Рассказ воробей тургенев описание характера автора. Анализ текста “Воробей” по И.С
Анализ стихотворения «Воробей» Тургенева
Оптимистичная миниатюра “Воробей” – одно из немногих произведений из цикла “Стихотворения в прозе”, написанное в такой тональности. Краткий анализ “Воробей” по плану расскажет его историю и раскроет все особенности произведения. Его можно использовать и как основной, и как дополнительный материал для урока литературы в 7 классе.
Краткий анализ
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Воробей.
История создания – написано это произведение в апреле 1878 года. Впервые ото было опубликовано еще при жизни писателя в журнале “Русский вестник” за 1882 год.
Тема стихотворения – самозабвенная и жертвенная любовь родителя к своему детищу.
Композиция – трехчастная: Тургенев создает экспозицию, рассказывает историю и завершает ее выводом-концовкой.
Жанр – стихотворение в прозе.
Стихотворный размер – белый стих.
Эпитеты – “молодой воробей”, “едва прораставшие крылышки”, “старый черногрудый воробей”, “отчаянный жалкий писк”, “зубастая раскрытая пасть”, “маленькое тело”, “безопасная ветка”, “любовный порыв”.
Метафоры – “ветер сильно качал”, “камнем упал”, “голосок одичал и охрип”, “сила сбросила его”.
- История создания
- Тема
- Композиция
- Жанр
- Средства выразительности
Бонус
- Тест по стихотворению
История создания
Это произведение задумывалось как часть сборника “Стихотворения в прозе”. Тургенев написал его в апреле 1878 года, а опубликовал в “Русском вестнике” только в 1882-м, незадолго до своей смерти.
Это одна из серии миниатюр, в которых автор подводил итог своей жизни и творчества. Но, в отличие от большинства произведений из этой серии, “Воробей” – история отнюдь не пессимистичная. Нет, в нем Тургенев поет гимн жизни и рассказывает о великой силе любви.
Стихотворение посвящается тому чувству, которое, по мнению писателя, сильнее смерти. И это любовь. Хотя история посвящена любви родителя к ребенку, Тургенев посвятил этот стих в прозе не только ей, но и всему большому чувству в принципе. Главная мысль стихотворения – самоотверженность в любви, которая способна победить даже смерть.
Композиция
Тургенев создает традиционную трехчастную композицию. Сначала идет зачин – неспешная завязка, рассказывающая о том, как охотник и его собака возвращаются домой. Кульминация действия стремительна – вот пес Трезор собирается схватить птенца, а вот старый воробей уже заслоняет того стоим телом.
Важно заметить, что произведение не показывает собаку как нечто злое, все-таки хватать добычу – это ее инстинкт. Нет, Трезор – это в определенном смысле воплощение судьбы, такое сравнение вполне уместно в данном случае.
Наконец, развязка – и она очень оптимистична: большая собака отступает перед маленьким воробышком, ошеломленная его героизмом. Вместе с охотником они уходят с места событий, благоговея перед птицей и той силой, которая заставила ее забыть об инстинкте самосохранения.
Это стихотворение в прозе, написанное очень лирично и эмоционально. Чтобы создать такой накал, Тургеневу не нужна рифма: для этого он использует простые прерывистые фразы. Они не только демонстрируют накал чувств, но и придают действию динамизм.
Произведение написано белым стихом, что не мешает ему быть невероятно поэтичным.
Средства выразительности
Чтобы передать эмоциональный накал, Тургенев использует разнообразные художественные средства. В основном это яркие, эмоционально окрашенные эпитеты – “молодой воробей”, “едва прораставшие крылышки”, “старый черногрудый воробей”, “отчаянный жалкий писк”, “зубастая раскрытая пасть”, “маленькое тело”, “безопасная ветка”, “любовный порыв”.
Выразительность произведению придают и метафоры – “ветер сильно качал”, “камнем упал”, “голосок одичал и охрип”, “сила сбросила его”.
“Воробей” Тургенева: анализ, характеристика персонажей
Иван Сергеевич Тургенев (1818 – 1883) – один из величайших представителей русской классической литературы XIX века. Писатель, поэт, драматург, публицист. Шесть романов, рассказы, повести, статьи, пьесы и стихотворения составляют его творчество.
Творчество Тургенева
Художественная система, которую создал Иван Сергеевич, оказала заметное влияние на русский и западноевропейский роман второй половины XIX века. Занимался широкой пропагандой русской литературы на Западе. В российской литературе он первым проявил интерес к изучению личности нового человека, современного автору. Тургенев анализирует нравственные и психологические качества человека, пытается разобраться в его отношениях с обществом. Благодаря Ивану Сергеевичу в русский язык проник и стал широко использоваться термин «нигилист».
Стихотворения в прозе
В творчестве Тургенева стихотворения в прозе занимают небольшое, но значительное место. Живые и образные, они не могут оставить читателя равнодушным. Любовь к людям, природе, животным, родной земле пронизывает каждое из них. Одно из таких стихотворений в прозе – «Воробей» Тургенева, анализ которого демонстрирует невероятную силу духа крошечного существа.
Сюжет
Рассказчик идет по аллее, возвращаясь с охоты. Он замечает маленького воробышка, который выпал из гнезда на землю. Воробышек очень мал и совершенно беспомощен.
Собака рассказчика видит птенца. Она чует дичь и готовится наброситься на малыша. Но внезапно другой воробей слетает с дерева на землю. Он заслоняет собой птенца. Со смелостью, порожденной отчаяньем, он пытается нападать на собаку и защитить дитя. Анализ “Воробья” Тургенева показывает силу любви и готовность к самопожертвованию маленького существа. По сравнению с пернатым, собака выглядит огромной. Воробью она наверняка кажется ужасным чудовищем, но это не останавливает его. Собаке ничего не стоит проглотить обоих птиц. Но, к изумлению рассказчика, его собака отступает, словно смутившись.
Анализ “Воробья” Тургенева показывает, что дело именно в силе духа маленькой птицы, которую почувствовала собака. Рассказчик зовет собаку и уходит с ней, благоговея перед мужеством воробья. Человек вновь убеждается во всепобеждающей силе любви.
Характеристика персонажей
В данном стихотворении в прозе четыре действующих лица. Проведя анализ стихотворения «Воробей» Тургенева, мы видим, что лишь двое из них активны – это воробей и собака. Птенец и человек являются лишь наблюдателями развернувшихся событий.
Собака является олицетворением судьбы. Вначале беспощадная и угрожающая, она надвигается на воробья. Что может противостоять силе судьбы? Перед ней склоняются даже великие мира сего, ей подвластно все. С судьбой остается только смириться и принять ее как данность. Но вызов судьбе бросает любовь. И судьба отступает.
Воробей являет собой жертвенную всепобеждающую любовь. Он видит, что угроза велика, но все равно встает между птенцом и собакой, чтобы защитить свое дитя.
Маленький воробушек – беспомощное существо, которое нуждается в любви и опеке. Он не в силах противостоять собаке.
Рассказчик – охотник. Но он замирает в благоговении, наблюдая за воробьем, защищающим птенца. Человек не считает, что собака проявила слабость, отступив перед нападающей птицей. Он восхищен способностью маленькой птицы принести себя в жертву ради любви. Из анализа «Воробья» Тургенева понятно, что охотник в данном стихотворении в прозе – лишь наблюдатель. Он не пытается вмешаться в события. Кажется, что собака и воробей преподносят человеку важный жизненный урок.
«Воробей» заставляет читателя задуматься: достаточно ли в нем силы духа, сможет ли он защитить своих близких. Произведение учит никогда не отступать перед опасностью, если в беде ближний.
Анализ текста “Воробей” по И.С. Тургеневу
Курс повышения квалификации за 340 рублей!
Эмоциональное выгорание педагогов. Профилактика и способы преодоления
Жанр: стихотворение в прозе. Стиль: художественный, основная задача которого нарисовать, изобразить событие, передать свое восприятие( стилевые черты: конкретность, образность, эмоциональность, выразительность). Тип речи: повествование с элементами описания (в центре изображения – картина последовательно сменяющих друг друга действий; описывается молодой воробей, старый воробей).
Повествование строится от первого лица – лица автора (охотника) «Я возвращался с охоты и шел по аллее сада. …»
Даю три варианта, выбирай любой
Героический поступок черногрудого воробья
с жалким писком на зубастую пасть;
жертвовать собою ради детища;
сила, сильнее воли;
Трезор признал силу.
Любовь сильнее смерти.
Любовью держится жизнь.
Возвращение с охоты.
Собака и молодой воробей.
Жертва старого воробья.
Любовь сильнее страха смерти.
Главные персонажи рассказа собака и старый воробей. Для описания собаки автор применяет глаголы, которые передают ее стандартное поведение охотничьего инстинкта: уменьшила шаги и начала красться ; медленно приближалась . Трезор представлен не злым, а исполняющим свое назначение как проявление стихийной силы. Но и эта сила, опять через глаголы: остановился, попятился, признал ; уступает любви и героизму. Героизм птицы вырисован глаголами: ринулся, заслонил, замирал, жертвовал . Однако, внутреннее состояние старого воробья Тургенев рисует прилагательными « взъерошенный, искаженный, отчаянный, жалкий, маленький» . Соотнесение глаголов в составе сказуемого и прилагательных нарастает по мере накала событий стихотворения – неотвратимость, героизм и уважение выражены глаголами, ( неотвратимость выражена тремя составными сказуемыми, уважение к героизму передано через пару простых глагольных сказуемых и одного составного (именного «признал силу»); героизм показан четырьмя простыми глагольными сказуемыми ) , а уже внутреннее состояние воробья передано пятью прилагательными (определениями – второстепенным членом предложения ) как доказательство того, что даже если ты слаб телом( это второстепенно), ты можешь быть силен духом и перед этой силой отступает самое, казалось бы неотвратимое(сказуемое – главный член предложения).
Главная мыслб рассказа: «Любовь сильнее смерти и страха смерти. Только любовью держится и движется жизнь».
Из гнезда – гнё’зда, приближалась – бли’же, направлении – напра’вить, заслонил – засло’н, трепетало – тре’пет, усидеть – си’дя, поспешил – спе’шка.
Беспомощно, растопырив, раскрытой. (глухой звук после приставки, значит в приставке тоже последний звук глухой)
Чей? Кто? Что сделал? Что сделал?
Мой Трезор остановился, попятился. (остановился и попятился относятся к одному и тому же слову, являются одной и той же частью речи и отвечают на одинаковые вопросы, значит они однородные члены)
Кто? Что делал? Откуда? Что делал? Где?
Я возвращался с охоты и шел по аллее сада. ( однородные сказуемые помогают нарисовать образную картину текста)
И все-таки он не мог усидеть на своей высокой, безопасной ветке… – повествовательное, невосклицательное, простое (двусоставное), распространенное
Антитеза (противопоставление): морда, зубастая раскрытая пасть – отчаянный жалкий писк; молодой воробей с желтизной около клюва – старый черногрудый воробей; маленькое тело – громадное чудовище.
Метафора (аналогия, сходство): камнем упал, героическая птица
Эмоционально-экспрессивная лексика: весь взъерошенный, искаженный, с отчаянием и жалким писком прыгнул раза два .
Афоризм ( краткое выразительное изречение): только любовью держится и движется жизнь; сила, сильнее его воли, сбросила его оттуда.
Инверсия (перестановка слов или словосочетаний, нарушающая обычный порядок слов или словосочетаний.): каким громадным чудовищем должна была ему казаться собака!
Ритмический повтор частей сложного предложения: он ринулся спасать он заслонил собою свое детище… но все его тело трепетало от ужасаголосок одичал и охрипон замиралон жертвовал собою! (многоточие дает читателю возможность представить невыразимый ужас птицы.
Выразительная роль глаголов, передающих все оттенки действий
Суффиксы: Еньк – уменьшительно-ласкательный; ищ – увеличительно- (детище), пренебрежительный (чудовище)
Постскриптум для личного развития
Композиция произведения традиционна: неспешная завязка, стремительное развитие действия и развязка.
– Возвращался и шел – однородные сказуемые, глаголы несовершенного вида прошедшего времени, соединенные союзом И , указывают на действие неторопливое, это синонимы;
– В друг наречие, сигнал к резкому началу действия;
-Уменьшила и начала красться, как бы зачуяв … – завязка действия;
-Гля ну л и увидал … мгновенность действия показана суффиксом НУ;
-Упал и сидел, растопырив …- последовательность действий, добавочное действие, выраженное деепричастным оборотом, помогает создать образ маленького воробья;
далее события развиваются плавно, неторопливо – на это указывает наречие МЕДЛЕННО;
– Вдруг и вновь наречие резко меняет обстановку;
– Сорвавшись с близкого дерева – деепричастие удерживает динамику повествования.
Источники:
https://obrazovaka.ru/analiz-stihotvoreniya/turgenev/vorobey.html
https://www.syl.ru/article/365767/vorobey-turgeneva-analiz-harakteristika-personajey
https://infourok.ru/analiz-teksta-vorobey-po-is-turgenevu-2167003.html